Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста




Скачать 296.45 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
страница1/2
Дата публикации13.05.2014
Размер296.45 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.СУРГУТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 43
Инновационный проект

КАЖДЫЙ

КЛАСС - ХОР!


Хотим

петь в хоре!





Авторы проекта:

директор, к.п.н., член-корреспондент МАНПО,

Е.Л.Запольская;

Степанова Е.Н., учитель музыки высшей квалификационной категории, Заслуженный работник образования ХМАО-Югры

sc43@admsurgut.ru

lena2008-surgut@rambler.ru

г.Сургут

Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах,

дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем.

Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор
Пояснительная записка
Основание для разработки Проекта. Проект разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации; положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909; Законом Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ, целевой программой автономного округа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2011-2013 годы», в соответствии с Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций, Федеральными государственными образовательными стандартами (2009г.), Программой развития МБОУ НШ-ДС №43 «Реализация идеи непрерывного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса начальная школа – детский сад» (на примере Центра успешного ребенка» (на 2009-2014гг.), инновационным проектом «Мастерская обыкновенных чудес и чудесных талантов» (в рамках направления «Школа – социокультурный центр»).

Актуальность Проекта. На современном этапе развития школы и общества тезисы К.Д.Ушинского: «Запоет школа - запоет народ» и Д.Б.Кабалевского: « Каждый класс – хор!» уже не имеют такой актуальности. Огромный приток информации с экранов телевизоров и работа с компьютерами, соблазн свободного времяпровождения на улице не способствует развитию гармонично развитой личности, делая ее замкнутой и безинициативной. Одна из главных задач школы в воспитании подрастающего поколения - это формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство.

Большая роль здесь принадлежит коллективным видам деятельности, в частности, хоровому пению как наиболее доступному виду подобной деятельности. Занятия в хоре оказывают влияние на формирование характера ребенка, воспитывают внимание, наблюдательность, чувство коллективизма, ответственности, дисциплинирует детей.

В области музыкальной культуры есть древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Хоровое пение является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа. Начинать занятия хоровым пением можно с самого раннего возраста, независимо от степени одарённости. Детское хоровое пение – это воспитательная технология строительства человеческой сути – его нравственного сознания, его Личности.

Изменение широкого комплекса политических, экономических, социальных, национальных и межнациональных отношений в Российской Федерации привели к необходимости разработки принципиально новых подходов в решении вопросов и проблем воспитания этнокультурной толерантности младших школьников. Уже с 2014 года в обязательной программе занятий общеобразовательных школ может появиться отдельный урок хорового пения.

Россия во все времена славилась своими традициями в области хорового пения, однако сейчас в масштабе всей страны они практически утрачены. Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь тесную связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

По данным Государственного комитета по статистике, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в настоящее время проживают 1 432 817 человек. Это представители более 120 национальностей, среди которых 850 тыс. русских, 149 тыс. украинцев, 98 тыс. татар, 31 тыс. башкир, 27 тыс. белорусов, 14 тыс. чувашей, 13 тыс. азербайджанцев, 12 тыс. хантов, 7 тыс. манси и народы других национальностей.

Тюменская область исторически была и есть полиэтническим образованием. В Сургуте сегодня проживают представители 98 национальностей. Наша школа не стала исключением в плане полиэтнического состава обучающихся. В школьных отделениях обучаются представители более 24 национальностей: русские, украинцы, татары, армяне, дагестанцы, корейцы, китайцы, молдаване и др.

На практике этнокультурное образование реализуется в углублении и расширении этнокультурного компонента в содержании традиционных предметов, во введении новых интегративных дисциплин, циклов спецкурсов, во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности.

Однако именно музыка играет важную роль в жизни младшего школьника, и для младших школьников песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Поэтому данный проект актуален, т.к. подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.

Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания обучающихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.

В настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок часто бывает лишен возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские   задатки и способности.

Хоровое пение с этнокультурным компонентом должно представлять собой форму общения, сотрудничества учителя и ученика в целях постижения духовно-художественной сути народного музыкального искусства и получения связанных с ним знаний, специально организованный процесс воспитания любви к Родине, формирования ценностных ориентаций, культурных потребностей на основе родной музыкальной культуры и культуры других народов региона, страны, мира, воспитание этнокультурной толерантности, любви и интереса к народной музыке, формирования этномузыкальной культуры и этномузыкальной компетентности.

В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Основным принципом образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В условиях современной модернизации системы образования он может быть реализован через основные образовательные программы с этнокультурной направленностью. Такой подход даст возможность удовлетворить культурные и языковые потребности народов России.

Этнокультурная  направленность  образования должна явиться неотъемлемой частью  образовательной деятельности, обеспечивающей  приобщение обучающихся к ценностям  культуры народов, проживающих в городе, округе,  создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.

Цель Проекта – формирование толерантной личности младшего школьника, отношению к понятию «толерантность» как к важнейшей ценности общества посредством создания и функционирования классных хоров на базе каждого четвертого класса.

Задачи Проекта:

  • привлечь обучающихся школы к хоровому искусству как самому доступному виду массового творчества детей;

  • расширить певческий репертуар классного хора и обогатить его песнями этнокультурной направленности, которые должны сопровождать детей в жизни и помогать совершенствовать творческие способности;

  • привлечь младших школьников к коллективному творчеству;

  • формировать вокально-хоровые навыки младших школьников через освоение и исполнение песен народов России и мира;

  • развивать музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, память, внимание, воображение, эмоциональную отзывчивость;

  • формировать музыкально-эстетический вкус;

  • выявлять и поддерживать творческую индивидуальность и активность обучающихся;

  • содействовать развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Новизна Проекта заключается в том, что в условиях учебно-воспитательного комплекса начальная школа – детский сад спроектирована модель организации хорового пения этнокультурной направленности – на базе классных хоров (4-ые классы).

Педагогическая целесообразность данного Проекта заключается в том, что воспитание ребёнка осуществляется с помощью музыки, воздействуя через неё на духовный мир ребёнка, его нравственность. Каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить себя в музыкальном творчестве, тем самым создаются условия для развития успешности ребёнка в коллективе через коллективные творческие дела (концерты, встречи и т.д.); показано развитие новаторских идей в вокально-хоровой деятельности, значение вокально-хоровой деятельности в музыкальном воспитании младшего школьника и её необходимость в настоящее время.

При разработке Проекта были использованы идеи В.Д. Путилова (образовательная программа творческого объединения «Песенное творчество»), Ю.С. Никифорова (программа «Детский академический хор»), Н.Н. Смирнова (программа «Музыкальное воспитание») и личный опыт составителей Проекта.

Принципы, на основе которых составлен Проект:

- этнопедагогики - выявление этнической специфики народной педагогики в традиционных культурах различных этносов;

        • увлекательности и творчества – развитие творческих способностей детей, в связи с этим в образовательной деятельности доминируют творческие начала, и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

        • сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

        • природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей для включения их в вокально-хоровую деятельность;

        • системности.

Детский хор – это, прежде всего, горящие глаза, открытые, чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; это «ангельские» голоса, наполняющие концертные залы и сердца слушателей животворной одухотворённостью и гармонией.

Детский хор – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент нужно вырастить, научить, настроить, воспитать. Эти задачи и планируется решить в ходе реализации данного Проекта.
Этапы реализации Проекта

1-й этап – март-сентябрь 2013г. Создание команд единомышленников. Выявление запросов родителей обучающихся. Разработка Проекта. Реализация мер по организации хорового пения в четвертых классах МБОУ НШ-ДС №43 в 2013-2014 уч.г. Определение оптимальной структуры управления, формирование педагогического и ученического коллективов. Реализация информационной стратегии позиционирования.

2-й этап - 2013-2014уч.г. Социальное партнерство с этническими общественными организациями. Реализация содержательного, организационного, управленческого аспектов Проекта.

3-й этап - июнь 2014г. Обработка данных, описание результатов деятельности. Соотнесение результатов с целями. Выявление степени удовлетворенности обучающихся и их родителей содержанием, организацией и результатами деятельности хорового пения в школе. Подготовка аналитического отчета по результатам, материалов для публикаций, методических рекомендаций.

Описание содержания Проекта.

Как социокультурный центр наша школа является площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий. Для школы данное положение имеет непреходящее значение, так как обеспечивает единство процесса образования и реальной жизни, создает контекст целостности, включенности ребенка в современные ему общественные процессы.

В программные занятия обучающихся народному песенному наследию входит познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на культуры различных народов, искусство, историю.

Для успешного освоения народной музыкальной культуры будет учтен ряд педагогических условий. Особую важность приобретет грамотно организованное, методически обоснованное проведение занятий внеурочной деятельности. Для этого будет создана благоприятная эмоциональная атмосфера, способствующая духовному общению учителя и учеников и проникнутая уважением к народному музыкальному искусству; использован высокохудожественный, доступный для детей данного возраста этнографический и фольклорный музыкальный материал; применены различные методы и приёмы эмоционального воздействия на учащихся с целью активизации их сенсорно-моторной, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности – наглядный метод, игровое моделирование, методы погружения в мир бытования народной песни, «выхода за пределы музыки», создания ситуации успеха, проблемно-поисковый метод, творческие задания; активно взаимодействовать с другими видами фольклора (декоративно-прикладным, устно-поэтическим творчеством и т.п.); направлены усилия педагога на постоянное самоусовершенствование в области народного музыкального искусства, на приобретение необходимых этнографических, этномузыкальных знаний, умений и навыков.

Хор — это, прежде всего, коллектив. Каждое занятие — это собрание единомышленников, любителей музыки, хорового искусства.
Подчинить свое «Я» задачам и целям коллектива — одно из правил его участников. Самоуправление — это именно та форма проявления детской активности в общественной работе, которая учитывает наклонности школьника. Каждый участник хора должен проявить себя.
С первых же шагов, с первых занятий руководитель хора будет стремиться окружить себя активом детей, создавать условия, при которых наиболее полно проявляются организаторские и другие общественные способности большинства хористов, сделает так, чтобы каждый из хористов считал все, что касается хора, своим делом.

Занятие хоровым пением не будет обычным, стандартным занятием. Главные его постулаты – соучастие, сопереживание, увлечённость, импровизационность и интерес. Он становится действом, окрашенным настроением радости, веселья, игры и сказочности, в котором ярко проявятся способности ребят.

Представленный Проект рассчитан на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности. Данный проект рассчитан на один год, в составе - ученики 4-ых классов (9-10 лет). У них уже есть опыт певческой деятельности, присутствует сплочённость детского коллектива. Этот возрастной период характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников. Дети младшего школьного возраста с удовольствием слушают музыку, исполняют песни и пробуют сочинять мелодии, то есть занимаются музыкальной деятельностью. Каждый из этих видов музыкальной деятельности оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, личности ребёнка в целом.

Имея в виду задачу вырастить хор, будут выдержаны принципы режима его повседневной деятельности, то есть созданы условия для его постоянного роста и развития. 

В общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений будет отведено место. Занятия должны быть регулярными. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, будет создана благожелательная для этого атмосфера. Далее разворачивается широкая пропаганда самой идеи создания хора. Для этого нужно использовать весь арсенал средств агитации за хоровое искусство: местную и стенную печать; афиши; объявления.

Эффективными будут личные беседы с потенциальными участниками и х классными руководителями, родителями обучающихся выпускных классов. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива. Классные хоровые коллективы должны стать гордостью образовательной организации. 

Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект - развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной хоровой  деятельности.

Название Проекта «Каждый класс-хор!»  отражает музыкально-педагогические взгляды авторов-составителей, которые проистекают из изначального стремления доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, позволить в песне реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.

В основу хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально - насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Подбор репертуара. Репертуар детского хора формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов. Репертуар будет доступным, посильным для хорового коллектива. Многие детские песни станут той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. Благодатный материал для вокально-хоровой работы – русские народные песни, которые исполняются чаще всего многоголосно и без сопровождения. Сама их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Одно из важных средств вокального воспитания и развития в детском хоре заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат хористов, включает в хоровую работу творческое начало и сознательность.

В педагогическом отношении будет использован прием «ступенчатого разучивания».

Основные требования к классу-хору:

  • в классном хоре участвуют все без исключения ученики данного (четвертого) класса;

  • звучание каждого классного хора должно быть самобытно, оригинально в особой выразительности и интонационной осмысленности исполняемых произведений этнокультурной направленности;

  • ученики не только слушают друг друга во время исполнения, стремясь к ансамблю, но и со вниманием и уважением относятся к исполнению музыки их сверстниками, имеют представление о культуре Слушателя;

  • ученикам должно доставлять удовольствие совместное исполнение песен, особенно любимых всем классом. Объяснить, почему эта песня так любима;

- ученики имеют представление об основах певческой культуры – правильном дыхании, звуковедении, звукоизвлечении, фразировке, певческой установке, артикуляции.

Основные группы хоровых произведений, запланированных в работе с классным хором:

- популярные детские песни – произведения, сочиненные для детей отечественными композиторами – Р. Бойко, Ю. Чичковым, С. Баневичем, Г. Струве, А. Подгайцем, О. Хромушиным, С. Ведерниковым и многими другими. Желательно использовать малоизвестные песни, не «запетые» в школьной аудитории;

- современная хоровая музыка. Включая в план работы хора произведения современных российских и зарубежных композиторов, необходимо заботиться о том, чтобы они были доступны детям по кругу настроений, образов, расширяли «интонационный багаж» учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности;

- народные песни республик России и ближнего зарубежья. В работе с классным хором будут использованы народные (русские, украинские, белорусские, латышские, эстонские, литовские и т. д.) песни в обработке для детского хора, песни народов ХМАО-Югры. Необходимо отметить, что каждый  месяц, с сентября по апрель будет погружение в музыкальные традиции страны: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан (ближнее зарубежье) и 2 месяца - на песни народов мира (Германия, Польша, Италия, Америка. В мае (9-ый месяц) - подготовка к концерту.

Эстрадные песни. В последнее время многие хоры наряду с высокой классикой исполняют эстрадную музыку и даже произведения, включающие элементы джаза.

Действенным методом освоения музыкального материала и повышения мотивации к хоровому пению будет являться метод погружения. Каждый месяц соответствует определённой стране и её музыкальным традициям: России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, (ближнее зарубежье), оставшееся время (10 занятий) посвящены песням народов мира (Германия, Польша, Италия, Норвегия, Америки. Ярким моментом окончания Проекта –заключительный концерт, каждый класс представит полюбившиеся произведения, продемонстрирует рост вокального мастерства.

При эффективной организации деятельности возможно создание сводного хора на базе четвертых классов «Голоса 43-ей!».

К разучиванию детским хором будут представлены сразу несколько сочинений, разноплановых как по образному содержанию, так и по своим вокально-хоровым трудностям, спланирован репертуар на год. Лишь в этом случае можно с успешностью сочетать легкое и сложное, песни на «злобу дня» и классические сочинения, «случайные» произведения и хоровые полотна, традиционно служащие украшением репертуара любого детского хора.

Основные мероприятия Проекта

Подготовительный этап (март - сентябрь 2013г.)


Организационные формы работы

Сроки

Анализ образовательных возможностей МБОУ НШ-ДС №43. Выявление образовательных потребностей. Разработка Проекта.

Март

Изучение и обсуждение в педагогическом коллективе концептуальных и нормативно-правовых документов по внедрению Проекта «Каждый класс - хор!»

Май
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Образовательное учреждение обеспечивает развитие, воспитание и обучение детей в группах раннего и дошкольного возраста. В детском...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconРабочая программа по кружковой работе (гимнастика для детей среднего дошкольного возраста)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconНепосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного...
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconТема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconВоспитательная система «Незабудка» (система патриотического воспитания...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconОбразовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconТехнология «Театрализованная деятельность в образовательной и внеучебной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад №14 сказка» московской области...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста iconПерспективный план воспитательно образовательной работы муниципального...
Визитная карточка муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции