Скачать 0.54 Mb.
|
Министерство культуры российской федерации Санкт-Петербургская государственная академия культуры Кафедра социально-культурной деятельности Программа курса по социальной работе (отечественный и зарубежный опыт, современный и исторический аспект) Санкт-Петербург 1998 Автор и составитель: А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Рецензент – доктор, философских наук, профессор А. И. Новиков Ответственный за выпуск: профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности М. А. Ариарский Пояснительная записка Данный курс рассчитан на 36 часов. Он включает в себя десять лекций и восемь семинаров. Данная программа связана с раскрытием важнейших положений социальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях. В программе изучаются предмет, объект, цели, задачи исследования, функции социальной работы, важнейшие качества социального работника, определяются основные критерии его творческой, созидательной деятельности. В программе уделяется особое внимание истории развития социальной благотворительности в Российском Государстве, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня с целью восстановления связи ушедших, живущих, грядущих поколений, реализации общечеловеческих, нравственных принципов взамен вульгаризированных в тоталитарном государстве классовых концепций и идеологических догм. В программе уделяется особое внимание проблемам семьи, защите ребенка в любых экстремальных обстоятельствах, действенной помощи престарелым, ветеранам различных социальных групп, проблемам законотворчества, защите инвалидов. Медицинскому обслуживанию различных социальных групп и культурных слоев. Дается ряд разделов, связанных с изучением социальной работы за рубежом в таких высокоразвитых странах с демократической ориентацией, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, Франция и др. Даются важнейшие положения, связанные с историей социальной деятельности в этих странах, с проблемами социального обеспечения, с важнейшими направлениями в сфере индивидуальной, групповой, общинной работы. Даются два уровня практической деятельности (микро и макропрактика), перспективы развития данной отрасли человеческих знаний. Изучается деятельность местных органов самоуправления по территориальному признаку, взаимодействие муниципальных и добровольческих организаций в политических, организационных вопросах, в процессе организации досуга. В данную программу включен список рекомендуемой и дополнительной литературы, связанный с лекционным процессом, семинарскими занятиями, с подготовкой к экзаменам. Данная программа призвана помочь студентам ощутить величие, социальной работы, как одного из важнейших компонентов в процессе утверждения общечеловеческих ценностей, защиты каждого человека, не только в экстремальных, но и в различных жизненных обстоятельствах. Воспитывая в студентах чувство эмпатии, духовную высоту, открытость бедам других людей, мы помогаем построению подлинно-демократического, гуманного общества, порывающего с путами тоталитарной идеологии и догматизма. Введение. Предмет и задачи курса социальной работы Сюда включается определение социальной работы как профессиональной деятельности, помогающей людям, организациям определять личные, социальные, ситуативные трудности, влияющие на них, а также способность преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации инвалидов. В то же время, социальная работа призвана оказывать помощь отдельным людям, группам или общностям для усиления и восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели. Российские и зарубежные исследователи считают, что цель социальной работы состоит в регуляции правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи в преодолении возникающих у него личностных, семейных или других проблем. В то же время, цель социальной работы связаны с созданием и сохранением условий правового достойного комфортного существования человека, как общественного субъекта. К основным проблемам и задачам социальной работы следует отнести:
Предмет, объект, цели, задачи исследования в сфере социальной работы связаны с диалектическим единством практических и теоретических постулатов. Практика социальной работы, с точки зрения российских и зарубежных исследователей (И. А.Зиминой, В. Болобонова, Т. Д. Шевеленковой) состоит в профессиональном применении ценностей, принципов, техники (методов) данной сферы человеческой деятельности и следующим группам: а) помощь людям в получении ощутимых услуг обслуживания; б) обеспечение консультирования и психотерапевтической помощи инвалидам, семьям, группам; в) помощь сообществам, социальными культурным слоям, этническим группам, национальным меньшинствами в сфере улучшения социальной службы и здравоохранения; г) активное участие социальных работников в политических, правовых, законодательных процессах. К предметам, целям и задачам исследования следует отнести и определение важнейших индивидуально-психологических, профессиональных особенностей социального работника, призванного реализовывать важнейшие постулаты данной сферы человеческой деятельности. К ним следует отнести:
К важнейшим функциям, выполняемым социальным работником, в зависимости от масштаба и направлений деятельности организаций, следует отнести:
В предмет, задачи, цели исследования социальной работы входит и определение основных направлений дальнейшего развития данной сферы человеческой деятельности. К ним относятся, с точки зрения российских и зарубежных исследователей, следующие модели:
Предмет, цели, задачи исследования социальной работы связаны с международной сферой социального обеспечения, разработанной Организацией Объединенных наций и другими прогрессивными, демократическими социальными структурами. Развитие социальной работы является одной из важнейших целей прогресса человеческого сообщества. Социальная работа необходима для обеспечения помощи и посредничества меду государственными структурами и отдельным человеком и направлена на оказание помощи инвалидам, семьям и группам, испытавшим на себе отрицательное воздействие со стороны многочисленных экономических и социальных факторов; выполнение интегрирующих функций, для чего в современном обществе других специалистов не существует; максимальное использование имеющихся в обществе ресурсов в целях обеспечения социального благосостояния. Программы социального обеспечения включают в себя три рода деятельности:
К предмету, целям, задачам исследования следует отнести общие и персональные социальные услуги во всем индустриальном мире, включающие в себя следующие области и виды деятельности: а) социальное обеспечение семьи и ребенка; б) социальные службы для молодых и пожилых людей; в) социальное обеспечение инвалидов, слабых и умственно отсталых; г) информационные и справочные службы. Учитывая, что социальная работа органично включена в созидательный культурный процесс, представляется необходимым некоторые функции культуры, разработанные Э. В. Соколовым, М. С. Каганом, С. Н. Артановским, В. Т. Лисовским, С. П. Иконниковой, отнести, с учетом специфики разбираемого нами предмета, к важнейшим направлениям социального творчества. К функциям социальной работы следует, с нашей точки зрения, отнести:
Предмет, цели, задачи исследования, включают в себя изучение окружающей среды, которая должна предоставить возможности и ресурсы для максимальной реализации потенциальных способностей и устремлений всех лиц; обеспечить удовлетворение их духовных, материальных потребностей; облегчить горе и страдания каждого человека. Индивид, включенный в сферу социальной работы, должен в максимально возможной степени способствовать своему собственному благосостоянию, социальному благополучию других людей в непосредственном окружении и всего общества в целом. Социальная работа способствует урегулированию споров между отдельными людьми и теми, кто их окружает, помогает укреплению достоинства, утверждению индивидуальности, права на самоопределение всех, справедливого отношения к каждому. К важнейшим критериям социальной работы следует отнести:
ВАЖНЕЙШИЕ ТЕМЫ КУРСА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. С ВЫХОДОМ НА ЛЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I раздел. История становления социальной работы в России Тема первая. История социальной помощи в России. Сюда включаются история общественной и частной благотворительности в России. Становление системы общественного призрения. Древнейшие виды благотворительности на Руси. Возникновение и рост идеи об общественном призрении, как отрасли государственного управления. Развитие мер общественного призрения в определенную систему и усиление государственного участия в ней. Тема вторая. Государственная система общественного призрения и привлечение к ней организованных общественных сил. Земские учреждения общественного призрения. Общественные работы, их понятие, современное положение и возможная роль в будущем. Общинные формы помощи и взаимопомощи у крестьян. Городское управление общественным призрением, трудовая помощь как средство призрения бедных. Церковно-приходское попечительство в России, Особые благотворительные ведомства и организации. Частная благотворительность в России. Благотворительные общества, союзы, съезды и их роль в общественном призрении. Благотворительная деятельность императорского человеколюбивого общества. Деятельность Российского общества Красного Креста. Союз для борьбы с детской смертностью в Россию. Союз Учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Тема третья. История социального обеспечения в России. Важнейшие постановления НКСО (ноябрь 1917 – сентябрь 1918). Съезд комиссаров социального обеспечения. № 17а, 25 июня 1918 года. Программа съезда. Хроника (социальная помощь в России). Состояние и развитие социального обеспечения в РСФСР. Данные о росте крестьянской взаимопомощи. О пенсионном обеспечении. Общественные организации в системе социального обеспечения. Аппарат органов социального обеспечения. Социальное обеспечение в СССР. (Хроника, исторический аспект). Государственное социальное обеспечение. Государственное социальное страхование. Социальное обеспечение членов колхозов. Трудовое устройство, профессиональное обучение и бытовое обслуживание инвалидов. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов и детские дома. Тема четвертая. Социальная работа в России (современный аспект). Правовые и нормативно-профессиональные основы социальной работы. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми Российской Федерации. Состояние и перспективы становления Государственной службы социальной помощи семье в России (начало 90-х годов). Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. Многопрофильная социальная работа (опыт, перспективы). Российские общественные организации семей, имеющих детей-инвалидов. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания помощи и в развитии социальной работы. (Благотворительный фонд (Сопричастность»)). |
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы... При этом студенту следует отразить новые достижения в области изучаемой проблемы, обобщить имеющийся отечественный и зарубежный опыт,... |
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы... При этом студенту следует отразить новые достижения в области изучаемой проблемы, обобщить имеющийся отечественный и зарубежный опыт,... |
||
Психотехнологии в социальной работе Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии |
А. З. Свердлов Курс лекций по социальной работе и благотворительности Часть II Курс лекций по социальной работе издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета... |
||
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 6 занятий На программу элективного курса для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки «Система выживания в современных условиях»,... |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания |
||
В социальной работе ... |
Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе Литературный вечер «Святому братству верен я», посвящённый 200-летию Царскосельского лицея |
||
Горин Сергей Оружие слово. Оборона и нападение с помощью (Практическое руководство) Александр Котлячков, юрист Управления социальной защиты населения г. Зеленогорска Красноярского края. Образование высшее юридическое,... |
1. Законодательство в области социальной рекламы. 5 Пути повышения эффективности социальной рекламы в России. Направления развития социальной рекламы в России. 17 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |