Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения»




Скачать 164.59 Kb.
Название Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения»
Дата публикации 09.06.2014
Размер 164.59 Kb.
Тип Доклад
literature-edu.ru > Культура > Доклад
МКОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа»

Троицкого района Алтайского края

Районный семинар №4

ДОКЛАД

«Воспитательный потенциал ФГОС второго поколения»

Снижение физического, социального и психического здоровья населения привело к тому, что пришла пора переосмысления сущности самого феномена воспитания.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и механизмов нравственного, гражданско-патриотического, правового воспитания учащихся.

Цель новых стандартов в воспитательной сфере – социализация поколения. Воспитание теперь рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовных ценностей обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

  1. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования.

  2. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая включена в пакет документов ФГОС 2, такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

  3. Может быть и громко сказано, но, тем не менее, на воспитание, обучение и развитие идеального человека должны быть направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

  4. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников озвучена не только высшая цель образования, но и дан перечень базовых национальных ценностей, который является обязательным.





  5. Базовыми национальными ценностями российского общества
    (из Концепции) являются:


  • Патриотизм

любовь к России

к своему народу

к своей малой родине

служение Отечеству

  • Социальная солидарность

свобода личная и национальная

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

справедливость, милосердие, честь, достоинство

  • Гражданственность

служение Отечеству

правовое государство

гражданское общество

закон и правопорядок

поликультурный мир

свобода совести и вероисповедания

  • Семья

любовь и верность

здоровье

достаток

почитание родителей

забота о старших и младших

забота о продолжении семьи

  • Здоровье

духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье

физическое здоровье человека

здоровый образ жизни

  • Труд и творчество

любовь к труду

творчество и созидание

целеустремленность и настойчивость

  • Наука

ценность знания

стремление к истине

научная картина мира

  • Традиционные религии России

представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

  • Искусство и литература

красота

гармония

духовный мир человека

нравственный выбор

смысл жизни

эстетическое развитие

этическое развитие

  • Природа

эволюция

родная земля

заповедная природа

планета Земля

экологическое сознание

  • Человечество

мир во всем мире

многообразие культур и народов

международное сотрудничество
Важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу.
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Формирование у обучающихся:

  • Личностной культуры

  • Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению

  • Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки

  • Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата

  • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм

  • Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности

  • Семейной культуры

  • Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству

  • Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших

  • Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода




  • Социальной культуры

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей

  • Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия

  • Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи

  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности

  • Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию


На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

  1.  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

  2.  укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

  1.  формирование основ морали – осознанной обучающимся

  2. необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  3.  формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  4.  принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  5.  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  6.  формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  7.  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  8.  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

  9.  осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

  10.  формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

  1.  формирование основ российской гражданской идентичности; 10 10

  1.  пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за

  2. Отечество;

  3.  формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  4.  развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  5.  укрепление доверия к другим людям;

  6.  развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  7.  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  8.  формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  9.  формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1.  формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  2.  формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  3.  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Общие задачи воспитания систематизированы в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся», которая была разработана на основе Закона «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Стратегическая цель Программы - системное многоканальное содействие формированию ценностей сферы учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей

Реализация Программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой
СОДЕРЖАНИЕ

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации.

Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом.

Каждому педагогу предоставляется возможность варьировать «наполнение» программы по своему усмотрению, в том числе, это может быть социальное проектирование, классная общественная организация, решающая задачи коллективного самоуправления, «классный калейдоскоп», реализующий мероприятия «красных» дат календаря и т. д.
При этом работа будет осуществляться по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников с использованием различных видов деятельности:

военно-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека);

нравственное воспитание (воспитание нравственных чувств и этического сознания);

спортивно-оздоровительное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни);

экологическое воспитание (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде);

художественно-эстетическое (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).

общественно-полезная деятельность (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни);

- проектная деятельность
В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.
Виды деятельности, которые могут быть использованы при работе:

- Игровая;

  • Познавательная;

  • Проблемно-ценностное общение;

  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • Художественное творчество;

  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • Техническое творчество

  • Трудовая (производственная) деятельность;

  • Спортивно-оздоровительная деятельность;

  • Туристско-краеведческая деятельность.


Виды и направления внеурочной деятельности


Виды

Направления







Игровая деятельность

Спортивно-оздоровительное

Познавательная деятельность

Художественно-эстетическое

Проблемно – ценностное общение

Научно-познавательное

Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение)

Военно-патриотическое

Художественное творчество

Общественно-полезная деятельность

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Проектная деятельность

Трудовая (производственная) деятельность




Спортивно-оздоровительная деятельность




Туристско-краеведческая деятельность




Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.

Образовательное учреждение и педагог для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий, особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей могут менять направления, конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников, использовать другие виды деятельности, вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции.

При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.



Работая по основным направлениям воспитания и социализации, используя те или иные виды деятельности, школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  1. общеобразовательных дисциплин;

  2. произведений искусства и кино;

  3. традиционных российских религий;

  4. периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  5. фольклора народов России;

  6. истории, традиций и современной жизни своей малой родины;

  7. истории своей семьи;

  8. жизненного опыта своих родителей и прародителей;

  9. общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  10. других источников информации и научного знания.



Ещё хотелось бы сказать о том, что образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов УДОД и др., формируя его нормативную базу.
Как мы прекрасно понимаем, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. При этом мы должны понимать, что внеурочная деятельность – это не дополнительное образование, прописанное в школе, но в тоже время часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы в количестве 10 часов. Ведущая роль всё же принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.



  1. Самое главное, что мы должны помнить, что основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

  2. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.


По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников

  • Социальная и духовная консолидация российского народа

  • Приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи, как основы российского общества

  • Укрепление и совершенствование правового государства

  • Укрепление национальной безопасности


Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют так же рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся. Они служат лишь ориентировочной основой для проведения мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?..

Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.
Разработчиками программы для ОУ подготовлен Методический конструктор, в котором содержатся методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.

Презентация

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon «Формирование профессиональной компетентности педагога как основа...
Тема «Формирование профессиональной компетентности педагога как основа развития творческого потенциала обучающегося в условиях введения...
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование...
Одобрить работу учителей 1-х классов Тырышкиной Н. А., Шелимовой Т. А., Саитовой Н. М. по реализации образовательных программ ноо...
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Приказ №299/3 «О создании и полномочиях рабочих групп по введению...
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения приказываю
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Планирование и организация деятельности методического объединения...
Цель работы: создание условий для успешного перехода к фгос второго поколения и подготовки учащихся школы к сдаче егэ и гиа
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Решение педсовета протокол №1
Программа предназначена для организации кружка «Животные в нашем доме» в образовательных учреждениях среднего образования. В процессе...
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной...
Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального образования 2010 года, Примерной программы Стандартов...
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Рабочая программа по внеурочной деятельности умелые ручки
Программа разработана для занятий с учащимися 1-3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального...
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Приказ №61/2 «О введении фгос второго поколения в гимназии» от 01. 09. 09
На основании приказа приказов моин РФ от 06. 10 2009г №373 министерства образования науки и инновационной политики нсо о введении...
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Разработка урока по проблеме «Филологическое образование младшего...
Мамонтова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, моу «Славянская сош», Нововаршавский район, Омская область
Доклад «Воспитательный потенциал фгос второго поколения» icon Программа (название, автор, год издания)
Рабочая программа учителя разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции