Скачать 164.59 Kb.
|
МКОУ «Ельцовская средняя общеобразовательная школа» Троицкого района Алтайского края Районный семинар №4 ДОКЛАД «Воспитательный потенциал ФГОС второго поколения» Снижение физического, социального и психического здоровья населения привело к тому, что пришла пора переосмысления сущности самого феномена воспитания. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и механизмов нравственного, гражданско-патриотического, правового воспитания учащихся. Цель новых стандартов в воспитательной сфере – социализация поколения. Воспитание теперь рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовных ценностей обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
любовь к России к своему народу к своей малой родине служение Отечеству
свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство
служение Отечеству правовое государство гражданское общество закон и правопорядок поликультурный мир свобода совести и вероисповедания
любовь и верность здоровье достаток почитание родителей забота о старших и младших забота о продолжении семьи
духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека здоровый образ жизни
любовь к труду творчество и созидание целеустремленность и настойчивость
ценность знания стремление к истине научная картина мира
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога
красота гармония духовный мир человека нравственный выбор смысл жизни эстетическое развитие этическое развитие
эволюция родная земля заповедная природа планета Земля экологическое сознание
мир во всем мире многообразие культур и народов международное сотрудничество Важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников Формирование у обучающихся:
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников: В области формирования личностной культуры:
В области формирования социальной культуры:
В области формирования семейной культуры:
Общие задачи воспитания систематизированы в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся», которая была разработана на основе Закона «Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Стратегическая цель Программы - системное многоканальное содействие формированию ценностей сферы учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей Реализация Программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой СОДЕРЖАНИЕ Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации. Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом. Каждому педагогу предоставляется возможность варьировать «наполнение» программы по своему усмотрению, в том числе, это может быть социальное проектирование, классная общественная организация, решающая задачи коллективного самоуправления, «классный калейдоскоп», реализующий мероприятия «красных» дат календаря и т. д. При этом работа будет осуществляться по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников с использованием различных видов деятельности: – военно-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека); – нравственное воспитание (воспитание нравственных чувств и этического сознания); – спортивно-оздоровительное (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни); – экологическое воспитание (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде); – художественно-эстетическое (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях). – общественно-полезная деятельность (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни); - проектная деятельность В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Виды деятельности, которые могут быть использованы при работе: - Игровая;
Виды и направления внеурочной деятельности
Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. Образовательное учреждение и педагог для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий, особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей могут менять направления, конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников, использовать другие виды деятельности, вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве. Работая по основным направлениям воспитания и социализации, используя те или иные виды деятельности, школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
Ещё хотелось бы сказать о том, что образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов УДОД и др., формируя его нормативную базу. Как мы прекрасно понимаем, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. При этом мы должны понимать, что внеурочная деятельность – это не дополнительное образование, прописанное в школе, но в тоже время часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы в количестве 10 часов. Ведущая роль всё же принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты. Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников
Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют так же рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся. Они служат лишь ориентировочной основой для проведения мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?.. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но, может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Разработчиками программы для ОУ подготовлен Методический конструктор, в котором содержатся методические рекомендации по организации внеурочной деятельности. Презентация |
«Формирование профессиональной компетентности педагога как основа... Тема «Формирование профессиональной компетентности педагога как основа развития творческого потенциала обучающегося в условиях введения... |
Деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование... Одобрить работу учителей 1-х классов Тырышкиной Н. А., Шелимовой Т. А., Саитовой Н. М. по реализации образовательных программ ноо... |
||
Приказ №299/3 «О создании и полномочиях рабочих групп по введению... В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения приказываю |
Планирование и организация деятельности методического объединения... Цель работы: создание условий для успешного перехода к фгос второго поколения и подготовки учащихся школы к сдаче егэ и гиа |
||
Решение педсовета протокол №1 Программа предназначена для организации кружка «Животные в нашем доме» в образовательных учреждениях среднего образования. В процессе... |
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной... Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального образования 2010 года, Примерной программы Стандартов... |
||
Рабочая программа по внеурочной деятельности умелые ручки Программа разработана для занятий с учащимися 1-3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос начального... |
Приказ №61/2 «О введении фгос второго поколения в гимназии» от 01. 09. 09 На основании приказа приказов моин РФ от 06. 10 2009г №373 министерства образования науки и инновационной политики нсо о введении... |
||
Разработка урока по проблеме «Филологическое образование младшего... Мамонтова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, моу «Славянская сош», Нововаршавский район, Омская область |
Программа (название, автор, год издания) Рабочая программа учителя разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |