Скачать 1.58 Mb.
|
В Б К 32.872 А64 УДК 534.86 WOLFGANG AHNERT, WALTER REICHARDT GRUNDLAGEN DER BESCHALLUNGSTECHNIK Анерт В., Райхардт В. А64 Основы техники звукоусиления: Пер. с нем. Радио и связь, 1984. — 320 с., ил. В пер.: 1 р. >80 к. — М. Представлены самые современные сведения по теоретическим и прак- тическим проблемам построения систем звукоусиления для открытых пространств и закрытых помещений. Дана количественная оценка направ- ленных свойств микрофонов и громкоговорителей, усиления звукового давления, влияния систем звукоусиления на архитектурно-акустические параметры помещений. Рассмотрены практические примеры применения систем звукоусиления. Для инженерно-технических работников, занимающихся исследовани- ем, проектированием и эксплуатацией систем звукоусиления, а также для работников радиовещания, телевидения, студий грамзаписи.- 2402030000-107 А---------------------99-84 046(01)-84 ББК 32.872 6Ф2.7 © VEB Verlag Technik, Berlin, 1981. Перевод на русский язык, предисловие редактора перевода, примечания редактора и переводчика, издательство «Радио л связь», 1984 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА Предлагаемая читателям книга посвящена проектированию и расчету систем звукоусиления, ставших неотъемлемой частью всех крупных общественных сооружений — театров, концертных залов, стадионов, и т. п., — предназначенных, как правило, для многотысячной аудитории. Совершенно очевидно, что умение на стадии проектирования правильно рассчитать параметры будущей системы звукоусиления имеет огромное значение. В мировой прак- тике строительства концертных залов бывали случаи, когда не- удовлетворительное качество звучания заставляло полностью пе- реоборудовать зал, несмотря на связанные с этим значительные расходы. К сожалению, на русском языке нет ни одной книги, в кото- рой достаточно полно и на современном уровне излагались бы вопросы техники звукоусиления. Вышедшие в СССР книги (Дрейзен И. Г. Система электронного управления акустикой за- лов и радиовещательных студий.— М.: Связь, 1967; Папернов Л. 3., Молодая Н. Т., Метер Ч. М. Расчет и проектирование си- стем озвучсния и звукоусилсния в закрытых помещениях.—М.: Cвязь, 1970; Фурдуев В. В. Стереофония и многоканальные зву- ковые системы.—М.: Энергия, 1973) представляют собой моно- графии, в которых рассматриваются, хотя и с достаточной глу- биной, лишь отдельные, частные вопросы многогранной проблемы озвучения открытых пространств и закрытых помещений. К тому же в упомянутых книгах отсутствуют идеи, базирующиеся на сов- ременных технических средствах, которые за последние годы пре- терпели значительные изменения. В связи с этим предлагаемая читателям книга, содержащая самые последние сведения по теоретическим и практическим про- блемам построения систем звукоусиления, будет полезна, на наш взгляд, для большинства специалистов, занимающихся в нашей стране исследованием, проектированием систем звукоусиления, а также их эксплуатацией. Несомненной заслугой авторов книги, обобщивших огромный литературный материал (библиография к книге насчитывает по- чти 300 наименований) и результаты собственных исследований, является четкое и ясное изложение материала. Продуманная и подробная разбивка материала на отдельные разделы, не нару- шая цельности и последовательности изложения, позволяет ис- пользовать книгу как справочное пособие и быстро находить з нужные сведения. Этому способствует и помещенный в конце кни- ги предметный указатель. При написании книги были использованы результаты работ многих советских авторов. Это обстоятельство выгодно отличает предлагаемую книгу от аналогичных зарубежных изданий, так как позволяет читателю при необходимости обратиться к легко доступным первоисточникам. Особый интерес представляет описание системы озвучения Дворца Республик в Берлине. Эта система, построенная по прин- ципам временной стереофонии (дельта-стереофония), обеспечива- ет высокое качество звучания и уверенную локализацию источни- ков сигнала. Авторы книги принимали самое активное участие в создании наряду со многими другими и данной системы звуко- усиления. Как это часто бывает, при переводе книги встретились терми- нологические трудности, обусловленные в основном тем, что ав- торы вводят некоторые новые понятия и параметры. В частности, такие термины, как «стандартное расстояние», «реверберацион- ная поглощающая способность» и другие используются на рус- ском языке впервые. Наряду со специалистами, занимающимися проектированием систем звукоусиления и их эксплуатацией, книга будет также полезна работникам радиовещания, телевидения, студий грамза- писи, а также студентам, изучающим электроакустику. Б. Г. Белкин, ПРЕДИСЛОВИЕ В последние годы одна из новых областей электроакустики— техника озвучения — приобретает все большее значение. Если раньше задачей систем озвучения являлось в основном усиление человеческого голоса (ораторов и певцов), то теперь в больших помещениях, рассчитанных на 1000—3000 слушателей, требуется усиление и звуковых сигналов, создаваемых музыкальными инст- рументами. Кроме того, электроакустические системы все шире и шире используются во всех общественных сооружениях для ин- формационной службы, как средства обеспечения тех или иных звуковых эффектов, для усиления музыкальных и речевых фраг- ментов, сопровождающих действие в драматических театрах. С помощью таких систем можно улучшить «акустику» помещений или согласовать их акустические особенности с разнообразными по характеру программами. Чем больше становятся размеры сце- ны и самих залов, тем сложнее обеспечить надежную локализа- цию источников сигнала. Современные линии задержки звуко- вых сигналов создали необходимые предпосылки для решения этой задачи; они требуют, однако, иных принципов построения систем звукоусиления. Особенности постановок на больших сценах нередко застав- ляют, кроме того, располагать микрофон на значительном рас- стоянии от источника сигнала. Очень важное значение при этом приобретает задача устранения акустической обратной связи. От решения этой задачи в значительной мере зависит общее дости- жимое качество звучания системы звукоусиления; поэтому про- блеме устранения акустической обратной связи должно уделять- ся особое внимание. Проектирование систем звукоусиления не может осуществлять- ся эмпирически. Оно должно опираться на особенности восприя- тия звуковых сигналов человеческим ухом. Изучение этих особен- ностей должно предшествовать решению собственно технических проблем. Со времени публикации книги Петцольда [1] в печати не по- являлись работы, посвященные последовательному рассмотрению проблем техники озвучения. За прошедшие годы системы озву- чения претерпели, однако, существенные изменения, обусловлен- ные как более точными сведениями о лежащих в их основе фи- зических и психофизиологических закономерностях, так и приме- нением новейших электронных элементов и приборов. Пришло время обобщить достигнутые результаты и количественно описать те взаимосвязи, которые до сих пор рассматривались лишь каче- ственно. Речь идет об учете направленных свойств микрофонов и громкоговорителей, об усилении звука, о воздействии электро- акустических устройств на архитектурно-акустические параметры помещений, об амбиофонии и т. п. Мы постарались изложить материал книги таким образом, чтобы проектировщики или специалисты, обслуживающие систе- мы звукоусиления, могли быстро найти необходимые указания или расчетные соотношения. Так как некоторые формулы при точном учете влияния всех входящих в них параметров получа- ются очень громоздкими, их вывод, представляющий интерес, по- видимому, лишь для немногих читателей, приводится в приложе- нии. Книга будет, кроме того, полезна всем тем читателям, кото- рые изучают технику систем озвучения или хотят расширить свои знания в этой области. При написании книги мы получили много полезных советов от доктора техн. наук Г. Кашинского и дипломированного инже- нера Г. Штайнке. Им, а также Л. Анерт, критически просмотрев- шей рукопись, мы хотели бы выразить сердечную благодарность. Но особенно мы признательны нашему редактору дипломирован- ному инженеру Р. Фишеру за исключительно тщательную подго- товку рукописи к печати. Мы благодарим также издательство «Ферлаг Техник» за хорошее оформление книги. Вольфганг Анерт, Вальтер Райхардт эквивалентная поглощающая поверхность, стацио- нарная поглощающая способность помещений спектр сигнала первичного источника эквивалентная поглощающая поверхность элемен- тов оборудования зала реверберационная поглощающая способность потери артикуляции согласных показатель звукопоглощения -сигнал, функция от времени — ширина полосы частот -спектр звукового сигнала в месте расположения слушателя -чувствительность громкоговорителя по напряже- нию — сигнал, функция от времени — индекс направленности — индекс четкости — статистический индекс четкости -индекс прозрачности (музыка) -статистический индекс прозрачности -скорость распространения звука -обозначения тонов с частотами 262 и 523 Гц соот- ветственно — коэффициент четкости; затухание в децибелах — улучшенный коэффициент четкости — характеристика направленности в децибелах — расстояние между громкоговорителем и микрофо- ном — суммарная энергия — предельное значение энергии — значение энергии, соответствующее нулевому уров- ню — энергия звука, измеренная с помощью ненаправ- ленного микрофона; характеристическая чувстви- тельность громкоговорителя — энергия звука, измеренная с помощью направлен- ного микрофона . — чувствительность громкоговорителя по мощности --частотный.интервал, интервал; влажность воздуха - значение вероятности -частотный индекс - частота - модулируемая частота -коэффициент прямого звука -граничная частота - частота модуляции -интервал частот; сдвиг по частоте -ширина критической полосы частот - модуль усиления в петле обратной связи -параметр связи -уровень чувствительности электроакустических пре- образователей -стандартная гулкость - коэффициент передачи по мощности -интенсивность звука кажущаяся интенсивность звука в месте располо- жения микрофона -интенсивность прямого звука интенсивность диффузного звука - интенсивность звука, измеренная с учетом посто- янной времени слуха - коэффициент затухания -постоянная величина - коэффициенты усиления по мощности - коэффициент уровня громкости - коэффициент четкости - коэффициент разборчивости, учитывающий нали- чие высоких частот -коэффициент разборчивости, учитывающий нали- чие низких частот -коэффициент связи - невзвешенное значение уровня звукового давления -уровень звукового давления, измеренный со взве- шивающим фильтром А уровень звукового давления, создаваемый импульс- ным источником сигнала (кривая А) - уровень возбуждения -уровень звукового давления в месте расположе- ния слушателя -уровень характеристической чувствительности -уровень громкости -субъективно воспринимаемый уровень громкости -взвешенное значение уровня звукового давления -уровень звукового давления в диффузном звуко- вом поле -разность уровней - снижение уровня, соответствующее коэффициен- ту К а разность уровней, метод Куттруффа снижение уровня, соответствующее заданному времени реверберации повышение уровня выигрыш по усилению в петле обратной связи (п означает переключаемые микрофоны) расстояние средняя длина пробега уровень чувствительности микрофона показатель затухания энергии громкость число (источников звука, путей распространения звука, каналов звукоусиления и т. п.) акустическая мощность акустическая мощность ненаправленного излуча- теля акустическая мощность громкоговорителя акустическая мощность i-то громкоговорителя акустическая мощность на открытом пространстве акустическая мощность первичного источника сиг- нала; реактивная мощность поглощаемая акустическая мощность акустическая мощность в закрытых помещениях мощность прямого звука электрическая мощность -частичная акустическая мощность падающая мощность; мощность, поглощаемая в реверберационном процессе -звуковое давление -звуковое давление, уровень которого принимается за нуль - звуковое давление, измеренное ненаправленным микрофоном -звуковое давление, измеренное направленным микрофоном - действительная часть звукового давления -мнимая часть звукового давления - комплексное звуковое давление - среднее звуковое давление -эффективное звуковое давление -звуковое давление, равногромкое с тоном часто- той 1 кГц, эффективное значение -эффективное звуковое давление, создаваемое не- направленным громкоговорителем эффективное звуковое давление в диффузном поле -эффективное звуковое давление на расстоянии г от источника звука 9 эффективное звуковое давление в направлении, задаваемом углом 9 коэффициент обратной связи индекс пространственного впечатления коэффициент обратной связи :татистический индекс пространственного впечат- ления расстояние импульсный отклик участка звукопередачи между громкоговорителем и микрофоном импульс Дирака коэффициент взаимной корреляции (C8o и R) радиус гулкости СМ. rст расстояние между громкоговорителем и слушате* лем , расстояние между громкоговорителем и микрофо- ном -расстояние между источником звука и слушате- лем на открытом пространстве -расстояние между первичным источником звука и слушателем - расстояние между первичным источником звука и микрофоном -расстояние между i-м излучателем и /-м микро- фоном -стандартное расстояние - площадь поверхности -часть площади поверхности - сигнал -функция от времени -время реверберации -чувствительность микрофона по свободному полю -естественное время реве'рберации -время реверберации помещения -требуемое время реверберации - коэффициент передачи усилительного канала -граничное время реверберации (C8o>O дБ) -граничное время реверберации (С5о>О дБ) -время реверберации с системой озвучения -время -время задержки -интервал времени — эффективное значение напряжения — эффективное напряжение на выходе ненаправлен- ного микрофона —.объем — акустическое усиление в децибелах — разборчивость гласных - акустическое усиление - усиление в петле обратной связи (по энергии) - звуковая энергия - весовой коэффициент - весовой коэффициент, определяемый методом коль цевых зон - весовой коэффициент, определяемый методом уг- ловых квадратов -плотность звуковой энергии -общая плотность звуковой энергии - плотность звуковой энергии в месте расположения слушателя - плотность звуковой энергии, создаваемая громко- говорителем L в месте расположения слушателя Н - плотность звуковой энергии, создаваемая первич- ным источником О в месте расположения слуша- теля Н - кажущаяся плотность звуковой энергии, создава- емая громкоговорителем L в месте расположения микрофона М - кажущаяся плотность звуковой энергии, создавае- мая источником сигнала 5 в месте расположения микрофона М -плотность энергии прямого звука -плотность энергии в диффузионном поле - перепад между средним значением частотной ха- рактеристики звукопередачи и порогом самовоз- буждения -величина \p\2{f)/p2 -субъективная высота тона - коэффициент поглощения -средний коэффициент поглощения -коэффициенты поглощения для поверхностей Sp и SR - коэффициент затухания -коэффициент поглощения элемента поверхности -коэффициент обратной связи между громкогово- рителем и микрофоном; ослабление звука в по- мещении - коэффициенты звукопередачи -характеристика направленности -характеристика направленности громкоговорителя характеристика направленности микрофона ' -характеристика направленности первичного источ- ника сигнала коэффициент осевой концентрации; коэффициент направленности коэффициент осевой концентрации слушателя 11 коэффициент осевой концентрации громкоговори- теля -коэффициент направленности микрофона - эквивалентный коэффициент осевой концентрации - коэффициент осевой концентрации первичного ис- точника сигнала - коэффициент затухания -вероятность ошибки -коэффициент полезного действия - коэффициенты усиления -угловая скорость; угол - угол -длина звуковой волны - коэффициент передачи электронных устройств; коэффициент усиления - коэффициент передачи по мощности -увеличение мощности источника - плотность воздуха - волновое сопротивление воздуха - автокорреляционная функция квадрата звукового давления - постоянная времени спада энергии -постоянная времени интегрирования уха -постоянная времени спада энергии, соответству- ющая времени реверберации помещения - постоянная времени спада энергии, соответствую- щая требуемому времени реверберации -угол излучения -фаза коэффициента передачи петли обратной свя« зи, фазовый угол - пространственный угол - круговая частота |
Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,... |
Commentaries by Bhagwan Shree Rajneesh Скорее, это наш читатель нуждается в серьезном знакомстве с Ошо. До сих пор на русском языке публиковались лишь отдельные его книги,... |
||
Ранее неоднократно цитировались отдельные места трагедии «Гамлет»,... Стремясь руководствоваться разумом, Гамлет, однако, действует импульсивно, и его необдуманные поступки создают для Клавдия возможность... |
Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным... В данном случае целесообразно объединённое изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории ( темы по истории международных отношений... |
||
С. Кальвица 2011г Эффективное решение проблемы современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее... |
Актуальные вопросы формирования имиджа туристской дестинации Федеральные и региональные проблемы развития внутреннего и въездного туризма в России |
||
Форма участия Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания русского языка и литературы в полиэтническом регионе. Актуальные... |
Подбор и мотивация персонала В издании рассматриваются вопросы подбора и отбора кадров и проблемы мотивации персонала |
||
Цвет и эмоции. Правая или левая? Вопросы и проблемы леворуких людей В поисках утраченного смысла (история происхождения, употребления и изменения значений некоторых слов) |
Литература Частные замечания/достоинства контрольной работы Соответствие содержания раскрываемых вопросов темам, соответствие современным достижениям науки |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |