Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
ОмГУПС (ОмИИТ)
Институт менеджмента и экономики
Кафедра «Связи с общественностью»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института менеджмента
и экономики (ИМЭК)
_________________С.А. Ветров
«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«Профессиональная этика журналиста»
для студентов направления 030600.62 – «Журналистика»
Курс III
Семестр V
Зачет V семестр
Экзамен -
Аудиторные занятия всего 34 ч
Из них:
Лекции 17 ч
Практические (семинарски) занятия 17 ч
Курсовая работа -
Самостоятельная работа студентов всего 34 ч
Всего часов трудоемкости по дисциплине 68 ч
Омск 2010
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 – «Журналистика» (квалификация – бакалавр Журналистики).
Составитель рабочей программы:
Доцент кафедры СО ________________ Малыгина Г.В.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой
«___» _______ 20__г. ________________ С.А. Ветров
Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС
«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков
Программа дисциплины «Профессиональная этика журналиста» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО для направления 030600.62 – «Журналистика» (квалификация – бакалавр Журналистики).
Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика журналиста» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по данной дисциплине, развитие способности к самостоятельной профессионально-нравственной ориентации.
Задачи изучения курса включают в себя
- дать будущим журналистам систему знаний о природе профессиональной морали, характере профессионально-нравственных отношений в журналистике, их роли в профессиональной деятельности;
– помочь осознать механизмы действия профессиональной морали, понять особенности отражения ее в профессиональной этике; познакомить с основными этапами и тенденциями в развитии профессиональной этики;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.
Студент должен владеть исходными понятиями о профессионально-нравственных ориентирах, полученными в ходе изучения дисциплины «Основы журналистики».
Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.
Курс «Профессиональная этика журналиста» представляет собою детальное рассмотрение системы профессионально-этической регуляции журналистского поведения, предлагаемое учащимся в пятом семестре – после того, как они освоили в теории основные направления журналистской деятельности и осознали роль нравственной составляющей профессиональной деятельности, сложность морального выбора тех или иных профессиональных действий.
Курс ставит своей задачей раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом как стандарты профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие журналиста и общества.
Курс является базовым. Выпускникам, планирующим заниматься практической деятельностью, курс поможет понимать внутренние механизмы функционирования нравственных принципов и норм, использовать это знание в своей работе.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- уметь применять полученные знания на практике при разрешении сложных профессионально-нравственных ситуаций;
- понимать существующие альтернативы и выбирать вариант поведения, сориентированный на моральные ценности журналистского сообщества,
– обладать способностью к дальнейшему самостоятельному профессионально-нравственному развитию.
Формы работы студентов:
- прослушивание лекций;
- участие в дискуссиях на семинарах;
- чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару;
- доклады на семинарах;
- работа в малых группах на семинарах;
- домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;
- домашнее задание в виде эссе;
- формализованный тест.
Виды контроля.
Текущий:
- ответы на вопросы преподавателя на семинарах;
- два письменных опроса.
Промежуточный:
- контрольная работа;
Итоговый: - формализованный тест.
Методика формирования результирующей оценки.
тест - 30%
домашнее задание (реферат объемом 6-8 стр.) - 40%
контрольная работа объемом 1-2 стр. - 30%
Тематический план
N2
|
Наименование
|
ВСЕГО
|
Аудиторные занятия
|
п/п
|
тем и разделов
|
(часов)
|
(час)
|
|
|
|
|
в том числе
|
|
|
|
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
Тема 1
|
|
2
|
|
2
|
Тема 2
|
|
|
2
|
3
|
Тема 3
|
|
2
|
|
4
|
Тема 4
|
|
|
2
|
5
|
Тема 5
|
|
2
|
|
6
|
Тема 6
|
|
|
2
|
7
|
Тема 7
|
|
2
|
|
8
|
Тема 8
|
|
|
2
|
9
|
Тема 9
|
|
2
|
|
10
|
Тема 10
|
|
|
2
|
11
|
Тема 11
|
|
2
|
|
12
|
Тема 12
|
|
|
2
|
13
|
Тема 13
|
|
2
|
|
14
|
Тема 14
|
|
|
2
|
15
|
Тема 15
|
|
2
|
|
16
|
Тема 16
|
|
|
2
|
17
|
Тема 17
|
|
1
|
|
18
|
Тема 18
|
|
|
1
|
|
ИТОГО:
|
34
|
17
|
17
|
Темы и краткое содержание
Тема 1. Профессиональная этика как наука и проблема практики.
Профессиональная этика и профессиональная мораль. Профессиональная мораль как предмет профессиональной этики. Место профессиональной морали в структуре моральных отношений общества. Место профессиональной морали в структуре профессиональной деятельности.
Тема 2. Возникновение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества
Исторические и социально-экономические причины необходимости этического регулирования профессиональной журналистской деятельности. Характеристика основных этапов. Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике.
Тема 3. Журналистика в современном обществе
Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент. Этические проблемы журналистской практики. Российские СМИ на современном этапе развития общества. Роль СМИ в формировании морального идеала в российском обществе. Российские СМИ и проблемы толерантности (этнической, культурной, конфессиональной и т.д.). СМИ и общественное мнение.
Тема 4. Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества
Понятие о профессиональном сознании трудовой группы, его структуре и формах, в которых оно существует. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества.
Тема 5. Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста
Профессионально-нравственные взгляды, чувства, поступки как формы проявления профессионально-нравственной зрелости журналиста.
Тема 6. Профессиональный долг журналиста
Категория профессионального долга – ключевое звено в системе регуляторов журналистского поведения. Объективные основания профессионального долга. Факторы, определяющие субъективную сторону профессионального долга. Общая формула профессионального долга в представлении мирового журналистского сообщества в современный период.
Тема 7. Профессиональная ответственность Категория профессиональной ответственности как отражение зависимости между журналистским произведением и последствиями, которые они могут вызвать в общественной жизни и жизни отдельных людей. Факторы, формирующие профессиональную ответственность. Значение профессиональной ответственности для качественного выполнения профессионального долга.
Тема 8. Профессиональная совесть журналиста
Категория профессиональной совести как отражение зависимости между профессиональным поведением и внутренним состоянием человека. Значение «голоса совести» для стимулирования волевого поведения журналиста в случаях негативного и позитивного побуждения к действиям.
Тема 9. Профессиональное достоинство
Ценностная природа категорий «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». Объективная и субъективная стороны их содержания. Чувство профессионального достоинства и его роль в мотивации ответственного журналистского поведения, в успешности журналистской деятельности.
Тема 10. Профессиональная честь журналиста
Профессиональная честь – честь мундира – престиж профессии: принципиальная разница этих понятий. Стремление поддержать профессиональную честь как признак профессионально-нравственной зрелости журналиста.
Тема 11. Базовые профессионально-этические принципы журналистики
Сущность понятия «профессионально-этический принцип»; отличие принципов от категорий и норм. Употребление понятия «принцип» в этических кодексах и декларациях международного журналистского сообщества. Критерии для определения принципов.
Четыре универсальных профессионально-этических принципа современного журналиста.
Тема 12. Этические нормы использования информации в журналистике
Правдивость, достоверность, объективность — главные ориентиры журналистского творчества. Проблема исчерпываемости информации в журналистском материале. Границы гласности: между «нельзя» и «можно». Нравственные границы выражения позиции журналиста в его публикации. Нравственный резонанс опубликованного (вышедшего в эфир) материала. Проблемы поведения журналиста «после публикации». Понятие и проблема «добросовестного заблуждения» журналиста.
Тема 13. Профессионально-этические нормы журналистского поведения
Многообразие журналистских контактов в процессе профессиональной деятельности как основание для систематизации профессионально-этических норм журналистского поведения. Нормы, регулирующие отношения журналиста с адресатом информации (аудиторией), с источниками информации, с действующими лицами публикаций, с коллегами.
Тема 14 Журналист и власть
Социальная позиция журналиста. Необходимость разработки норм, регулирующих отношения журналиста и власти. «Работающие» и «неработающие» профессионально-этические нормы деятельности прессы в современных условиях.
Тема 15. Служебная этика журналиста
Редакционный коллектив и нормы взаимоотношений в профессиональной среде: журналист - главный редактор, редколлегия, руководитель отдела, коллеги по редакции; журналист — нештатный автор; сов-местные выступления в газете; «заавторство»; псевдоним; плагиат: ошибки в газете и опровержение на публикацию; проблема «фитиля» другим СМИ. Этика отношений редакции и журналиста, работающего с ней «на договоре».
Тема 16. Этика рекламы в СМИ
Федеральный закон о рекламе: общие требования к рекламе. Журналист и рекламная деятельность. Понятие недобросовестной, заведомо ложной и скрытой рекламы. Этика работы с рекламными материалами.
Тема 17. Основные этические коллизии современной российской журналистики
Смысл понятия «коллизия». Многообразие причин, вызывающих коллизии. Коллизии экономической природы. Противоречия в законодательстве как источник коллизий. Деонтологические противоречия, порождающие коллизии. Внутрипрофессиональные источники коллизий. Поиск путей разрешения коллизий как важный фактор оптимизации нравственного климата журналистского содружества и его отношений с обществом
Тема 18. Кодексы журналисткой этики.
Общее и особенное в профессионально-этических кодексах разных стран.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей.
Положения об общественных структурах профессионально-этического самоконтроля журналистских организаций России.
Самостоятельная работа
Рекомендуемые темы к рефератам
1. Институт профессионально-этического саморегулирования СМИ. Проблемы становле-ния (российский опыт).
2. Профессиональная свобода журналиста и вопросы самоограничения.
3. Освещение темы журналистской этики в профессиональных изданиях.
4. Журналист и аудитория. Проблемы взаимоотношений.
5. Социальная ответственность журналиста.
6. Журналист и его герой: условия общения, границы вмешательства в частную жизнь, проблемы беллетризации материала и т.п.
7. Журналист и источник информации.
8. Журналист и его коллеги. Этика отношений. /По материалам СМИ/.
9. Этика телевизионного ведущего. (Разбор программ конкретных личностей).
10. Этические нормы использования информации в журналистике.
11. Методы сбора информации (нравственный аспект).
12. Особенности использования метода включенного наблюдения («журналист меняет профессию»).
13. Власть как объект интолерантного отношения СМИ.
14. Освещение выборных кампаний в СМИ (морально-этический аспект).
15. Факт и мнение. /По материалам СМИ/.
16. Этическая позиция журналиста. (Разбор творчества одного из ведущих российских журналистов).
17. Нравственные принципы телевизионной журналистики.
18. Общение в эфире: соблюдение этики плюрализма и обмена мнениями.
19. Судебная или расследовательская журналистика. Профессионально-этические ценности и стандарты.
20. Этические кодексы отдельных СМИ.
21. Роль СМИ в формировании морального идеала в российском обществе.
22. Российские СМИ и проблемы толерантности (этнической, культурной, конфессиональ-ной и т.д.).
23. Проблема использования в российских СМИ двойных стандартов в отражении действительности и ее оценках.
24. Освещение в СМИ чрезвычайных ситуаций (аварии, катастрофы, стихийные бедствия и др.).
25. Освещение в СМИ гражданских беспорядков, террористических актов, преступлений, этнических конфликтов, военных действий и др.
26. Этика газетного заголовка.
27. Журналист и сенсация (моральный аспект).
28. Журналистика и реклама.
29. Этика «работы над ошибками».
30. Журналистские шутки и розыгрыши – пределы дозволенного.
Форма итогового контроля
зачет
Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература (основная)
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Основная литература
Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 224 с.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Федотов М. А. Правовые основы журналистики: учебник для вузов. – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 432 с.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю. В. Казаков – М.: Галерия, 2002. – 472 с.
Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 208 с.
Международная федерация журналистов. Декларация принципов поведения журналистов. // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю. В. Казаков – М.: Галерия, 2002. – 472 с.
Дополнительная рекомендуемая литература
Богданов В. Л., Засурский Я. Н. и др. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. – М.: СЖ России, 1998. – 278 с.; 323 с.
Вигерлинг К. Этика СМИ / пер. с нем. С. Курбатовой. – М.: КноРус, 2003. – 260 с.
Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Виоланта, 1998. – 320 с.
Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). – М.: Логос, 2001. – 240 с.
Саморегулирование журналистского общества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России – 3-е изд., стереотипное / под ред. Ю. В. Казакова. – М., 2004. – 400 с.
Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999. – 192 с.
Кибанов, А. Я. Захаров, Д. К., Коновалова, В. Г. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
|