«Профессиональная этика журналиста»




Скачать 135.07 Kb.
Название«Профессиональная этика журналиста»
Дата публикации24.05.2014
Размер135.07 Kb.
ТипКурсовая
literature-edu.ru > Журналистика > Курсовая
Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Профессиональная этика журналиста»

для студентов направления 030600.62 – «Журналистика»

Курс III

Семестр V

Зачет V семестр

Экзамен -

Аудиторные занятия всего 34 ч

Из них:

Лекции 17 ч

Практические (семинарски) занятия 17 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 34 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 68 ч

Омск 2010

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО направления 030600.62 – «Журналистика» (квалификация – бакалавр Журналистики).

Составитель рабочей программы:

Доцент кафедры СО ________________ Малыгина Г.В.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 20__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

Программа дисциплины «Профессиональная этика журналиста» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО для направления 030600.62 – «Журналистика» (квалификация – бакалавр Журналистики).
Целью изучения дисциплины «Профессиональная этика журналиста» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по данной дисциплине, развитие способности к самостоятельной профессионально-нравственной ориентации.

Задачи изучения курса включают в себя

- дать будущим журналистам систему знаний о природе профессиональной морали, характере профессионально-нравственных отношений в журналистике, их роли в профессиональной деятельности;

– помочь осознать механизмы действия профессиональной морали, понять особенности отражения ее в профессиональной этике; познакомить с основными этапами и тенденциями в развитии профессиональной этики;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.

Студент должен владеть исходными понятиями о профессионально-нравственных ориентирах, полученными в ходе изучения дисциплины «Основы журналистики».

Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.

Курс «Профессиональная этика журналиста» представляет собою детальное рассмотрение системы профессионально-этической регуляции журналистского поведения, предлагаемое учащимся в пятом семестре – после того, как они освоили в теории основные направления журналистской деятельности и осознали роль нравственной составляющей профессиональной деятельности, сложность морального выбора тех или иных профессиональных действий.

Курс ставит своей задачей раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом как стандарты профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие журналиста и общества.

Курс является базовым. Выпускникам, планирующим заниматься практической деятельностью, курс поможет понимать внутренние механизмы функционирования нравственных принципов и норм, использовать это знание в своей работе.
В результате изучения дисциплины студент должен:

- уметь применять полученные знания на практике при разрешении сложных профессионально-нравственных ситуаций;

- понимать существующие альтернативы и выбирать вариант поведения, сориентированный на моральные ценности журналистского сообщества,

– обладать способностью к дальнейшему самостоятельному профессионально-нравственному развитию.

Формы работы студентов:

- прослушивание лекций;

- участие в дискуссиях на семинарах;

- чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару;

- доклады на семинарах;

- работа в малых группах на семинарах;

- домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;

- домашнее задание в виде эссе;

- формализованный тест.

Виды контроля.

Текущий:

- ответы на вопросы преподавателя на семинарах;

- два письменных опроса.

Промежуточный:

- контрольная работа;

Итоговый: - формализованный тест.
Методика формирования результирующей оценки.

  • тест - 30%

  • домашнее задание (реферат объемом 6-8 стр.) - 40%

  • контрольная работа объемом 1-2 стр. - 30%



Тематический план


N2

Наименование

ВСЕГО

Аудиторные занятия

п/п

тем и разделов

(часов)

(час)












в том числе












Лекции

Семинары

1

Тема 1




2




2

Тема 2







2

3

Тема 3




2




4

Тема 4







2

5

Тема 5




2




6

Тема 6







2

7

Тема 7




2




8

Тема 8







2

9

Тема 9




2




10

Тема 10







2

11

Тема 11




2




12

Тема 12







2

13

Тема 13




2




14

Тема 14







2

15

Тема 15




2




16

Тема 16







2

17

Тема 17




1




18

Тема 18







1



ИТОГО:

34

17

17



Темы и краткое содержание

Тема 1. Профессиональная этика как наука и проблема практики.

Профессиональная этика и профессиональная мораль. Профессиональная мораль как предмет профессиональной этики. Место профессиональной морали в структуре моральных отношений общества. Место профессиональной морали в структуре профессиональной деятельности.

Тема 2. Возникновение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества

Исторические и социально-экономические причины необходимости этического регулирования профессиональной журналистской деятельности. Характеристика основных этапов. Формирование профессионально-этических взглядов в журналистике.
Тема 3. Журналистика в современном обществе

Состояние профессиональной этики как науки в настоящий момент. Этические проблемы журналистской практики. Российские СМИ на современном этапе развития общества. Роль СМИ в формировании морального идеала в российском обществе. Российские СМИ и проблемы толерантности (этнической, культурной, конфессиональной и т.д.). СМИ и общественное мнение.
Тема 4. Профессионально-этическое сознание как носитель опыта журналистского сообщества

Понятие о профессиональном сознании трудовой группы, его структуре и формах, в которых оно существует. Место и роль нравственных представлений в профессиональном сознании журналистского сообщества.
Тема 5. Взаимодействие профессионального сознания группы и индивидуального сознания журналиста

Профессионально-нравственные взгляды, чувства, поступки как формы проявления профессионально-нравственной зрелости журналиста.
Тема 6. Профессиональный долг журналиста

Категория профессионального долга – ключевое звено в системе регуляторов журналистского поведения. Объективные основания профессионального долга. Факторы, определяющие субъективную сторону профессионального долга. Общая формула профессионального долга в представлении мирового журналистского сообщества в современный период.
Тема 7. Профессиональная ответственность Категория профессиональной ответственности как отражение зависимости между журналистским произведением и последствиями, которые они могут вызвать в общественной жизни и жизни отдельных людей. Факторы, формирующие профессиональную ответственность. Значение профессиональной ответственности для качественного выполнения профессионального долга.
Тема 8. Профессиональная совесть журналиста

Категория профессиональной совести как отражение зависимости между профессиональным поведением и внутренним состоянием человека. Значение «голоса совести» для стимулирования волевого поведения журналиста в случаях негативного и позитивного побуждения к действиям.

Тема 9. Профессиональное достоинство

Ценностная природа категорий «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь». Объективная и субъективная стороны их содержания. Чувство профессионального достоинства и его роль в мотивации ответственного журналистского поведения, в успешности журналистской деятельности.
Тема 10. Профессиональная честь журналиста

Профессиональная честь – честь мундира – престиж профессии: принципиальная разница этих понятий. Стремление поддержать профессиональную честь как признак профессионально-нравственной зрелости журналиста.
Тема 11. Базовые профессионально-этические принципы журналистики

Сущность понятия «профессионально-этический принцип»; отличие принципов от категорий и норм. Употребление понятия «принцип» в этических кодексах и декларациях международного журналистского сообщества. Критерии для определения принципов.

Четыре универсальных профессионально-этических принципа современного журналиста.
Тема 12. Этические нормы использования информации в журналистике

Правдивость, достоверность, объективность — главные ориентиры журналистского творчества. Проблема исчерпываемости информации в журналистском материале. Границы гласности: между «нельзя» и «можно». Нравственные границы выражения позиции журналиста в его публикации. Нравственный резонанс опубликованного (вышедшего в эфир) материала. Проблемы поведения журналиста «после публикации». Понятие и проблема «добросовестного заблуждения» журналиста.
Тема 13. Профессионально-этические нормы журналистского поведения

Многообразие журналистских контактов в процессе профессиональной деятельности как основание для систематизации профессионально-этических норм журналистского поведения. Нормы, регулирующие отношения журналиста с адресатом информации (аудиторией), с источниками информации, с действующими лицами публикаций, с коллегами.
Тема 14 Журналист и власть

Социальная позиция журналиста. Необходимость разработки норм, регулирующих отношения журналиста и власти. «Работающие» и «неработающие» профессионально-этические нормы деятельности прессы в современных условиях.
Тема 15. Служебная этика журналиста

Редакционный коллектив и нормы взаимоотношений в профессиональной среде: журналист - главный редактор, редколлегия, руководитель отдела, коллеги по редакции; журналист — нештатный автор; сов-местные выступления в газете; «заавторство»; псевдоним; плагиат: ошибки в газете и опровержение на публикацию; проблема «фитиля» другим СМИ. Этика отношений редакции и журналиста, работающего с ней «на договоре».
Тема 16. Этика рекламы в СМИ

Федеральный закон о рекламе: общие требования к рекламе. Журналист и рекламная деятельность. Понятие недобросовестной, заведомо ложной и скрытой рекламы. Этика работы с рекламными материалами.
Тема 17. Основные этические коллизии современной российской журналистики

Смысл понятия «коллизия». Многообразие причин, вызывающих коллизии. Коллизии экономической природы. Противоречия в законодательстве как источник коллизий. Деонтологические противоречия, порождающие коллизии. Внутрипрофессиональные источники коллизий. Поиск путей разрешения коллизий как важный фактор оптимизации нравственного климата журналистского содружества и его отношений с обществом
Тема 18. Кодексы журналисткой этики.

Общее и особенное в профессионально-этических кодексах разных стран.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Хартия телерадиовещателей.

Положения об общественных структурах профессионально-этического самоконтроля журналистских организаций России.
Самостоятельная работа

Рекомендуемые темы к рефератам
1. Институт профессионально-этического саморегулирования СМИ. Проблемы становле-ния (российский опыт).

2. Профессиональная свобода журналиста и вопросы самоограничения.

3. Освещение темы журналистской этики в профессиональных изданиях.

4. Журналист и аудитория. Проблемы взаимоотношений.

5. Социальная ответственность журналиста.

6. Журналист и его герой: условия общения, границы вмешательства в частную жизнь, проблемы беллетризации материала и т.п.

7. Журналист и источник информации.

8. Журналист и его коллеги. Этика отношений. /По материалам СМИ/.

9. Этика телевизионного ведущего. (Разбор программ конкретных личностей).

10. Этические нормы использования информации в журналистике.

11. Методы сбора информации (нравственный аспект).

12. Особенности использования метода включенного наблюдения («журналист меняет профессию»).

13. Власть как объект интолерантного отношения СМИ.

14. Освещение выборных кампаний в СМИ (морально-этический аспект).

15. Факт и мнение. /По материалам СМИ/.

16. Этическая позиция журналиста. (Разбор творчества одного из ведущих российских журналистов).

17. Нравственные принципы телевизионной журналистики.

18. Общение в эфире: соблюдение этики плюрализма и обмена мнениями.

19. Судебная или расследовательская журналистика. Профессионально-этические ценности и стандарты.

20. Этические кодексы отдельных СМИ.

21. Роль СМИ в формировании морального идеала в российском обществе.

22. Российские СМИ и проблемы толерантности (этнической, культурной, конфессиональ-ной и т.д.).

23. Проблема использования в российских СМИ двойных стандартов в отражении действительности и ее оценках.

24. Освещение в СМИ чрезвычайных ситуаций (аварии, катастрофы, стихийные бедствия и др.).

25. Освещение в СМИ гражданских беспорядков, террористических актов, преступлений, этнических конфликтов, военных действий и др.

26. Этика газетного заголовка.

27. Журналист и сенсация (моральный аспект).

28. Журналистика и реклама.

29. Этика «работы над ошибками».

30. Журналистские шутки и розыгрыши – пределы дозволенного.

Форма итогового контроля
зачет
Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Рекомендуемая литература (основная)

  2. Рекомендуемая литература (дополнительная)



Основная литература


  1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 224 с.

  2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Федотов М. А. Правовые основы журналистики: учебник для вузов. – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 432 с.

  3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю. В. Казаков – М.: Галерия, 2002. – 472 с.

  4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 208 с.

  5. Международная федерация журналистов. Декларация принципов поведения журналистов. // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю. В. Казаков – М.: Галерия, 2002. – 472 с.


Дополнительная рекомендуемая литература


  1. Богданов В. Л., Засурский Я. Н. и др. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. – М.: СЖ России, 1998. – 278 с.; 323 с.

  2. Вигерлинг К. Этика СМИ / пер. с нем. С. Курбатовой. – М.: КноРус, 2003. – 260 с.

  3. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии / под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Виоланта, 1998. – 320 с.

  4. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). – М.: Логос, 2001. – 240 с.

  5. Саморегулирование журналистского общества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России – 3-е изд., стереотипное / под ред. Ю. В. Казакова. – М., 2004. – 400 с.

  6. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999. – 192 с.

  7. Кибанов, А. Я. Захаров, Д. К., Коновалова, В. Г. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Профессиональная этика журналиста» icon«Профессиональная этика журналиста»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Профессиональная этика журналиста» iconМетодическое пособие содержит программу курса «Профессиональная этика и этикет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Профессиональная этика журналиста» iconКонтрольная работа Дисциплина «Профессиональная этика юриста» Тема...
В условиях формирования правового государства неукоснительное следование общечеловеческим ценностям приобретает для сотрудников Юстиции...

«Профессиональная этика журналиста» iconЗакона. Глава Этика искупления
Конкретные вопросы этики Часть о последних вещах. Этика эсхатологическая

«Профессиональная этика журналиста» iconНачало конца: Коллеги журналиста Алмаза Ташиева сомневаются в справедливом...
Вало большой резонанс, в том числе международный. Власти заявили, что убийство журналиста не связано с его профессиональной деятельностью....

«Профессиональная этика журналиста» iconПравила и поляны
Венедиктов говорил открытым текстом, что красть и лазить в чужие окна для журналиста этично: «Воровать информацию – для журналиста...

«Профессиональная этика журналиста» iconФридман А. Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненных / Александр
Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненных / Александр Фридман. — М.: Издательство «Добрая книга», 2010. — 496 с

«Профессиональная этика журналиста» iconВ. Л. Кулиниченко наука, этика, политика: социокультурные аспекты современной генетики киев
Чешко В. Ф., Кулиниченко В. Л. Наука, этика, политика: социокультурные аспекты современной генетики / Центр практической философии...

«Профессиональная этика журналиста» iconЭлективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания...
Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали», составленного в соответствии с Государственным образовательным...

«Профессиональная этика журналиста» iconМ. К. Раскладкина кафедра истории и теории журналистики
Интернет как информационная среда и особенности работы журналиста в эпоху новых медиа

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции