Скачать 0.98 Mb.
|
ББК 32.87 У69 УДК 534.232-^681.84.081.4 Урбанский Б. _ У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер. с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова. — М.: Радио и связь, 1981. — 248 с, ил. 85 коп. В популярной форме описываются свойства звуковых сигналов, акуг ^стика студий и помещений, магнитная и грамзапись, микРоФ°ны « ™£**о- говорители, звуковые тракты, различные устройства звуЛонвнь'хр.к^акстт°е! (усилители, шумоподавители, ревербераторы и др.), монофонические, сте реофонические и квадрафонические системы. „urtMpvftu«K*ii Для широкого круга читателей, может быть полезна радиомеханикам и учащимся технических училищ. 30403-099 046(01)-81 ББК 32.8? 6Ф2.7 30-81 (С.) 2402O3OG00 Болеслав Урбанский ЭЛЕКТРОАКУСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Редактор А. А. Цитленко Обложка худажника Р. А. К а з а к о в а Художественный редактор А. А. Д а ни ли н Технический редактор К.Т. Маркоч Корректор Г. Г. Л е в ИБ№771 (Связь) Сдано в набор ЗЛ0.80 г. Подп. в печ. 8.04.81 г. Формат 60x90T/ie. Бумага нн.-журн. Гарнитура литературная. Печать высокая. •Тел. печ. л. 15,5. Усл. кр.-отт. 15,8. Уч.-изд. я, 17,68. Тираж 40000.экз. Изд. № J8957/ Зак. № 2299. Цена 85 к. Издательство «Радио и связь», Москва, 101000, Главпочтамт, а/я 693 Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли ^ 129041, Москва, Б. Переяславская ул., 46 Naukowo-Techniczne, © Copyright by Wydawnictwa Warszawa 1978. ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Книга является справочным пособием, составленным в оригиналь-ной форме: в виде вопросов и ответов. Всего вопросов около 400, поэтому в книге довольно детально изложены ответы на все основные вопросы, которые могут встать перед теми, кто должен обслуживать электроакустические устройства, включая и низкочастотные устрой-ства радиовещания. Изложение всего материала популярно, но без ущерба для точности определений. В книге нет теоретических выкла-док, а приведены формулы и графики в окончательном виде, что необ-ходимо иметь инженеру и технику, обслуживающему данную аппа- ратуру. В книге 14 глав. В первых двух главах приводятся общие сведения по акустике и звуку. Главы 5, 6, 7 и 8 содержат сведения о вещатель-ном тракте, его составе, характеристики элементов этого тракта микрофонов, громкоговорителей, телефонов, ограничителей, ревер-бераторов и др.), уделено внимание рассмотрению характеристик помещений, в частности радиостудий. Глава 4 посвящена рассмотрению помех, искажений, их оценке и измерениям. Одна из глав посвя-щена изложению основных вопросов стереофонии, квадрафонии и псе-вдостереофонии. В трех главах (гл. 10—12) освещаются вопросы магнитной, механической и фотографической записи и воспроизведения звука. Последняя глава (гл. 14) посвящена вопросам цифовой обработки сигналов. Как видно из перечня глав, данная книга охватывает все вопросы, интересующие работников радиовещания, но она может быть полезна и специалистам смежных профессий. При переводе книги были сокращены некоторые фотографии мо-делей зарубежной аппаратуры, не применяемой в СССР. Книга до-полнена списком отечественной литературы, в которой более подроб-но и с выводами изложены рассматриваемые в книге вопросы. При переводе возникли некоторые трудности с терминологией. Например, термин «фонический тракт» в нашей стране сейчас не при-меняется, а вместо него используют более точные термины «радиове-щательный тракт», «тракт звукового вещания», «электроакустический тракт» и другие, поэтому этот термин переведен по смыслу. Ряд дру-гих терминов был заменен стандартизованными в СССР терминами. В тех случаях, когда автор неточно формулирует некоторые оп-ределения, сделаны соответствующие примечания. Все пожелания и замечания просим направлять по адресу: 101000 Москва,.Главпочтамт, а/я 693, издательство «Радио и связь» Профессор М. А. Сапожков Перевод на русский язык, предисловие, примечания, список литературы к русскому изданию, издательство «Радио и связь», 1981. Глава 1 Основы электроакустики и области ее применения 1.1. Что такое электроакустика? Электроакустика — это область науки и техники, связанная с преобразованием звуковых колебаний в электрические (так называемый фонический сигнал1) и обратно, а также с записью и воспроизведением таких сигналов. Из-за тесного переплетения разнообразных технических задач рамки электроакустики со временем расширились на всю совокупность процессов, связанных с передачей звуковой информации. В настоящее время к этой области относятся следующие вопросы: возникновение и распростра- . нение звука, его преобразование в электрический сигнал, усиление, трансформация, передача, запись и воспроизведение этого сигнала и, наконец, преобразование электрического сигнала обратно в звук! (восстановление звука) вместе с передачей информации слушателю. 1.2. Как происходит передача звуковой информации? Передача информации, содержащейся в разговорной речи, музыке, пении или звуках другого рода, осуществляется с помощью электрических сиг- налов. Эти сигналы могут передаваться слушателю непосредственно, если для этого воспользоваться проводной линией связи (проводами и кабелями) и радиолинией (передатчиками и электромагнитными волнами). Кроме того, возможна также косвенная передача электри- ческих сигналов, если воспользоваться их записью с последующим вос произведением в другом месте или в другой момент времени. 1.3. Где применяются электроакустические устройства? Электро акустические устройства используются для передачи сообщений (те лефонные аппараты), локального усиления звука (слуховые аппараты для людей со слабым слухом, мегафоны, озвучивающие и- громко говорящие устройства), а также и для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, устройства звукового кино). Звуко- 1 В оригинале широко используется прилагательное «фонический» в таких сочетаниях, как, например, «фонический тракт» или «фонический сигнал", т. е. электрический сигнал, получающийся при преобразовании звукового сиг нала. В современной отечественной технической литературе подобные сочетания не употребляются. Вместе с тем, трудно найти подходящий русский эквивалент для прилагательного «фонический». В переводе оно передается по-разному, например, «вещательный», «электрический», а иногда не переводится вообще. (Прим. перев.) запись, радиовещание и кинематография (в ее звуковом аспекте) базируются на использовании электроакустических устройств. В организациях, основная деятельность которых связана с передачей звука, например на радиостанциях, заводах по производству граммофонных пластинок, телецентрах, предприятиях по изготовлению кинопленок и киностудиях, применяются электроакустические устройства высокого класса, называемые профессиональными. Эти устройства работают надежно, но стоимость их велика и выпускаются они небольшими партиями. Электроакустические устройства, используемые в быту или в качестве вспомогательного оборудования в административном аппарате, клубах, школах и т. д., называют бытовой аппаратурой. Это оборудование выпускается массовыми партиями и к нему предъявляются не столь жесткие требования в отношении его качества. Оно имеет меньший срок службы, но вместе с тем и дешевле. Рис. 1.1. Простейшая система одноканального преобразования и передачи звука
Электрический сигнал, передаваемый по одному каналу (монофонический сигнал), можно воспроизводить с помощью телефонов, громкоговорителя или громкоговорителей. При этом возможно монаураль-ное (одноуховое) или бинауральное ( двууховое) прослушивание. Для монаурального прослушивания наиболее широко применяется телефонный аппарат, состоящий из микрофона, электрического тракта (линии) и трубки (рис. 1Л). При использовании телефонной трубки ввуковое воздействие направлено на одно ухо. Отдельный телефон или пара телефонов применяется также и для индивидуального прослу- шивания либо программы, передаваемой по монофоническому радиоприемнику или телевизору, либо звукозаписей, воспроизводимых с монофонического магнитофона или электрофона. При монофоническом воспроизведении звука усиленный сигнал подается на один или большее число громкоговорителей. Из различных источников звука к слушателю поступают воспроизводимые звуки. Система одноканальной передачи электрического сигнала и моно-фонического воспроизведения звука относится к числу самых простых и дешевых. До настоящего времени она широко применяется в технике, радиовещании, звукозаписи, телевидении и кинематографии для усиления звуков и озвучения. шимости, качества и разборчивости звуков путем увеличения интен сивности звука и улучшения условий распространения звуковых волн в помещениях (концертных залах,'конференц-залах, клубах, церк шях и т. д.), а также на открытом воздухе (на стадионах, площадях улицах и т. п.). 1.9. Что называется локальным звукоусилением и как оно происходит? В простейшем случае звуковой тракт, предназначенный для локального усиления звука, состоит из микрофона, усилителя, регулятора громкости, регуляторов тембра звука и громкоговорителе (рис. 1.3). Усиливаемые звуки могут быть связаны с информационными сообщениями или относиться к художественным произведениям. Рис. 1.2. Звуковой тракт слухового аппарата
Рис. 1.3. Звуковой тракт для локального звукоусиления Для локального усиления звуков речи, например на железнодорожных вокзалах и автостанциях, в портах и т. п., используется стационарное оборудование. К числу переносных устройств для усиления звуков речи относится мегафон. Он представляет собой единое устройство, состоящее из микрофона, усилителя, громкоговорителя и блока питания на батарейках. 1.10. Какие требования предъявляются к усилительным устройствам в театрах, концертных залах и т.п.? Устройства, предназначенные для звукоусиления в театрах и концертных залах, должны Соответствовать художественным и эстетическим требованиям, предъявляемым к приему звука слушателями. К этим устройствам предъявляются значительно более жесткие требования по сравнению со случаем усиления одних лишь информационных сообщений. Звуковой тракт состоит из большого числа микрофонов, усилителей и громко- говорителей, установленных в соответствующих Точках озвучиваемой поверхности (рис. 1.4). В некоторых случаях, когда уха слушателя достигают две звуковые волны—непосредственная (прямая) и сильная звуковая волна от громкоговорителя, возможно появление помех, обусловленных различиями во временах поступления приходящих звуков. Для того чтобы избежать этого, оборудование для озвучения дополняется звуковой линией задержки. Она представляет собой устройство для задержки электрического сигнала, с которого сигналы поступают на громкоговоритель таким образом, чтобы в ре-аультате обе звуковые волны (непосредственная и от громкоговорителя) достигали уха слушателя одновременно. Рис. 1.4. Озвучение зрительного зала 1.11. Что называется акустической обратной связью и как от нее избавляются? Основные трудности при локальном усилении звука обусловлены явлением так называемой акустической обратной связи. Она возникает в том случае, когда, кроме прямого звука от источника микрофоном принимаются также и звуки, усиливаемые и излучаемые громкоговорителями. После того как усиление звука превысит некоторый критический порог, происходит самовозбуждение усилительного устройства, проявляющееся появлением характерного тона или свиста. Акустических обратных связей избегают с помощью правильной установки микрофонов По отношению к громкоговорителям, использования микрофонов1 направленного действия и снижения коэффициента усиления устройства2. Рис. 1.5. Структурная схема громкоговорящего устройства 1 Кроме того, используются громкоговорители. (Прим. ред.) 2 Применяется также акустическая обработка помещения. (Прим. ред.) 1.12. Что такое громкоговорящие устройства? Громкоговорящие устройства, называемые также устройствами селекторной или команд ной связи (рис. 1.5), предназначены для передачи распоряжений и для обмена информацией с помощью громкоговорителей, установленных в различных точках. В устройствах этого типа громкоговоритель играет чаще всего двойную роль: громкоговорителя и после его пере ключения— микрофона. Громкоговорящие устройства используются 10 вместо обычного телефонного аппарата на радиостанциях, киностудиях, заводах, в телецентрах и т. п. для быстрого обмена информацией между руководящим центром и исполнителями. 1.13. Что называется процессом записи звука, а что — звукозаписью? Процесс записи звука (рис. 1.6) охватывает всю совокупность технических операций, связанных с преобразованием процесса изменения звука во времени в соответствующие ему пространственные изменения физических свойств (механических, магнитных, оптических или других) носителя звука (граммофонной пластинки, магнитной ленты, кинопленки). В процессе записи можно выделить две фазы. Первая фаза сводится к преобразованию звука в электрический сигнал. Вторая фаза, называемая собственно звукозаписью, представляет собой процесс непосредственного преобразования электри- Рис. 1.6. Процесс звукозаписи, процесс воспроизведения, регистрация, звукозапись и воспроизведение звука: 3 — устройство для записи (магнитной, механической или фотографической); В — устройство для воспроизведения (магнитного, механического или оптического) - ческого сигнала в соответствующие ему пространственные изменения механических (при механической звукозаписи), магнитных (при магнитной звукозаписи), оптических (при фотографической звукозаписи) или других свойств носителя звука. 1.14. Что называется процессом воспроизведения, а что — во спроизведением звука? Процесс воспроизведена я звука охватывает всю совокупность технических операций, связанных с преобразова нием пространственных изменений физических (механических, магнит ных, оптических или других) свойств звуконосителя (звукозаписи) в соответствующие им акустические процессы. Сам процесс непо средственного преобразования звукозаписи в соответствующий ей электрический сигнал называется звуковоспроизведением (соответ ственно механическим, магнитным, оптическим или другим). 1.15. Какие устройства используются для записи и воспроизве дения звука? Для магнитной записи и воспроизведения звуков наи более широко используются магнитофоны. Запись звука в них осу ществляется на магнитные ленты, называемые магнитофонными. 11 Для механической записи звука на граммофонные пластинки служат соответствующие станки для записи на диск, а для воспроизвё-дения с граммофонных пластинок—-электрофонные устройства воспроизведения, Приемные устройства В кинематографии звук записывается на фотографической или магнитной звуковой дорожке, расположенной на кинопленке, а для воспроизведения используются звуковые оптические или магнитные приставки к кинопроекционному аппарату. Рис. 1.7. Схема системы для передачи звука в радиовещании 1.16. Что такое звукозапись? Понятие «звукозапись» охватывает процессы как непосредственной записи звука, так и копирования записей. Копии предназначены для широкого круга потребителей и распространяются главным образом в виде граммофонных пластинок или магнитофонных кассет с записями. 1.17; Что такое радиовещание? Как происходит монтаж радиопрограмм? Понятие «радиовещание» охватывает все, что связано с передачей программ, предназначенных для самого широкого круга радиослушателей. Передаваемые звуки преобразуются в электрический сигнал, который затем с помощью линий или радиоволн поступает к слушателям (рис. 1.7). Радиопрограммы создаются на радиовещательных станциях. Радиопрограмма состоит из ряда отдельных передач. В подготовке передач на радиовещательных станциях принимают участие музыканты, певцы, актеры, лекторы и докладчики. Звуки, из которых состоит передача, в дальнейшем преобразуются с помощью одного или большего числа микрофонов в электрические сигналы. 12 Электрические сигналы с отдельных микрофонов поступают на смесительный (звукорежиссерский) пульт, который находится в расположенном рядом со студией специальном техническом помещении, так называемой режиссерской. Смесительный пульт презназначен для усиления, преобразования, регулировки и суммирования электрических сигналов. Он также позволяет осуществлять качественный (с помощью громкоговорителей) и количественный (с помощью указателей режима) контроль за электрическими сигналами и формировать из них один (монофония), два (стереофония) или четыре (квадрафония) результирующих электрических сигнала, соответствующих подготавливаемой передаче. Только в таком окончательном виде радиопередача оказывается полностью подготовленной для поступления к слушателям или для записи на магнитёфон. Распространение информации, которая содержится в радиопрограмме, реализованной на радиовещательной студии в виде электрических сигналов, может происходить с помощью сети исходящих из радиоузла проводов (проводное радиовещание) или с помощью радиостанции (радиовещание). 1.18. Для каких целей используется электроакустика в кинематографии? Электроакустика применяется в кинематографии при озвучивании кинофильмов в процессе их создания, при изготовлении копий кинофильмов и, наконец, при воспроизведении в кинотеатрах звуков/ сопровождающих проецируемые изображения. Съемка изображений и звукозапись происходят на киностудиях.
13 1.22. Как происходит преобразование передаваемых в телевидении изображений? В телевидении передаваемые изображения преобразуются в телевизионных камерах в электрический процесс, называемый видеосигналом (полным сигналом изображения). Одновременно с этим с помощью микрофона происходит преобразование звуков, сопровождающих изображения, в электрический сигнал (рис. 1.8). Подготовка и реализация телевизионной программы в вид$ видеосигнала и сигнала звукового сопровождения осуществляются в телевизионном центре. Для передачи программ в телевизионном центре предусматривается одна или несколько студий. Кроме того, телепрограмма может также включать передачу фильмов, снятых на киноплен- Рис. L8. Преобразование изображений и звуков соответственно в видеосигнал и в электрический сигнал ку (телекинопроекция). Устройства для передачи кинофильмов по телевидению, относящиеся к кинотелевизионной технике, аналогичны устройствам звукового кино. Передача видеосигнала и электрического сигнала звукового сопровождения к телезрителям осуществляется с помощью радиоволн, излучаемых антенной телевизионного передатчика. В настоящее время большая часть фрагментов телевизионной программы перед ее передачей в эфир фиксируется с помощью видеомагнитофонов. Они представляют собой устройства, позволяющие записывать видеосигнал и электрический сигнал звукового сопровождения на одной и той же магнитной ленте. 1.23. Что называется кассетным кино1? Под термином «кассетное кино» следует понимать прием на экране обычного телевизионного приемника телепрограммы, зафиксированной на кинопленках, магнитных лентах или дисках. Кинопленки и ленты наматываются на бобины и хранятся чаще всего в футлярах, называемых кассетами. Этим и объясняется общее название этой аудиовизуальной техники — кассетное кино. При этом программа может записываться фотографическим, магнитным, механическим или электронным способом. Запись таких программ происходит на специальных фабриках, которые затем выпускают копии этих записей и продают или предоставляют во временное пользование кассеты и диски с программами. В оригинале «кассетное телевидение». (Прим, перев.) 14 1.24. Какие устройства применяются в кассетном кино? Для воспроизведения зафиксированной программы служат устройства, которые называют «телекинопроигрывателями», видеопроигрывателями или видеомагнитофонами, а также обычные телевизоры (рис. 1.9). Телекинопроигрыватели и видеопроигрыватели представляют собой устройства, предназначенные исключительно для воспроизведения заблаговременно записанной программы. Устройством, позволяющим Рис. .1.9. Воспроизведение изображений и звуков с кинопленки типа «Супер-8» (У), магнитной ленты (2), видеопластинки (3) и кинопленки электронной видеозаписи типа EVR (4) с помощью телевизионного приемника (5) и соответственно телекинопроигрывателя, видеомагнитофона и видеопроигрывателя (6) не только воспроизводить ранее записанную программу, но также и записывать пользователю самостоятельно программы, передаваемые по канальному телевидению или с помощью его личной телевизионной камеры, является видеомагнитофон. В нем носителем записи изображений и звуков служит магнитная лента, которая вместе g бобиной находится в кассете. |
Мохандас Карамчанд Ганди. Моя жизнь Пер: с английского А. М. Вязьминой, О. В. Мартышина, Е. Г. Панфилова, под ред проф. Р. А. Ульяновского |
Декарт Р. Д 28 Сочинения в 2 т.: Пер с лат и франц. Т. I/Сост., ред., вступ ст. В. В. Соколова Д 28 Сочинения в 2 т.: Пер с лат и франц. Т. I/Сост., ред., вступ ст. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1989. — 654, [2] с, 1 л портр.... |
||
Seastone У84 Утерянные Сутры Иисуса: Как была открыта древняя мудрость сианьских монахов / Под ред.: Р. Ригерта и Т. Мура; Пер с англ. В.... |
Е. А. Климова Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» Р56 Управление мотивацией: Учеб пособие для вузов /Пер с англ, под ред проф. Е. А. Климова. — М.: Юнити-дана, 2004. — 399 с. — (Серия... |
||
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений... Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. 432 с |
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики под ред. И. Ренчлера,... Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного... |
||
Код Марии Магдалины Сенсационная версия возникновения христианства... П 32 Код Марии Магдалины / Линн Пикнетт; [пер с англ. М. Зво нарева; под ред к ф н. В. П. Пазиловой]. — М. Эксмо, 2007. — 352 с.:... |
Духовный кризис Д 49 Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/ Под ред. Станислава и Кристины Гроф/Пер с англ. А. С. Ригина.... |
||
Рабочая программа учебного курса по литературе Российской Федерации (под ред. В. Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.... |
Послесловие А. И. Федорова Источник: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер с нем. А. И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А. В. Гладкого; Сост. А. В. Гладкого,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |