Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова




Скачать 0.98 Mb.
Название Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова
страница 1/6
Дата публикации 20.05.2014
Размер 0.98 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Журналистика > Книга
  1   2   3   4   5   6

ББК 32.87

У69 УДК 534.232-^681.84.081.4

Урбанский Б. _

У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер. с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова. — М.: Радио и связь, 1981. — 248 с, ил.

85 коп.

В популярной форме описываются свойства звуковых сигналов, акуг
^стика студий и помещений, магнитная и грамзапись, микРоФ°ны « ™£**о-
говорители, звуковые тракты, различные устройства звуЛонвнь'хр.к^акстт°е!
(усилители, шумоподавители, ревербераторы и др.), монофонические, сте­
реофонические и квадрафонические системы. „urtMpvftu«K*ii

Для широкого круга читателей, может быть полезна радиомеханикам и учащимся технических училищ.

30403-099 046(01)-81

ББК 32.8? 6Ф2.7

30-81 (С.) 2402O3OG00

Болеслав Урбанский

ЭЛЕКТРОАКУСТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Редактор А. А. Цитленко Обложка худажника Р. А. К а з а к о в а Художественный редактор А. А. Д а ни ли н Технический редактор К.Т. Маркоч Корректор Г. Г. Л е в

ИБ№771 (Связь)

Сдано в набор ЗЛ0.80 г. Подп. в печ. 8.04.81 г. Формат 60x90T/ie.
Бумага нн.-журн. Гарнитура литературная. Печать высокая.

Тел. печ. л. 15,5. Усл. кр.-отт. 15,8. Уч.-изд. я, 17,68. Тираж 40000.экз. Изд. № J8957/ Зак. № 2299. Цена 85 к. Издательство «Радио и связь», Москва, 101000, Главпочтамт, а/я 693

Московская типография № 4 Союзполиграфпрома

при Государственном комитете СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли ^

129041, Москва, Б. Переяславская ул., 46

Naukowo-Techniczne,

© Copyright by Wydawnictwa Warszawa 1978.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга является справочным пособием, составленным в оригиналь-ной форме: в виде вопросов и ответов. Всего вопросов около 400, поэтому в книге довольно детально изложены ответы на все основные вопросы, которые могут встать перед теми, кто должен обслуживать электроакустические устройства, включая и низкочастотные устрой-ства радиовещания. Изложение всего материала популярно, но без ущерба для точности определений. В книге нет теоретических выкла-док, а приведены формулы и графики в окончательном виде, что необ-ходимо иметь инженеру и технику, обслуживающему данную аппа-

ратуру.

В книге 14 глав. В первых двух главах приводятся общие сведения по акустике и звуку. Главы 5, 6, 7 и 8 содержат сведения о вещатель-ном тракте, его составе, характеристики элементов этого тракта микрофонов, громкоговорителей, телефонов, ограничителей, ревер-бераторов и др.), уделено внимание рассмотрению характеристик помещений, в частности радиостудий. Глава 4 посвящена рассмотре­нию помех, искажений, их оценке и измерениям. Одна из глав посвя-щена изложению основных вопросов стереофонии, квадрафонии и псе-вдостереофонии. В трех главах (гл. 10—12) освещаются вопросы маг­нитной, механической и фотографической записи и воспроизведения звука. Последняя глава (гл. 14) посвящена вопросам цифовой об­работки сигналов.

Как видно из перечня глав, данная книга охватывает все вопросы, интересующие работников радиовещания, но она может быть полезна и специалистам смежных профессий.

При переводе книги были сокращены некоторые фотографии мо-делей зарубежной аппаратуры, не применяемой в СССР. Книга до-полнена списком отечественной литературы, в которой более подроб-но и с выводами изложены рассматриваемые в книге вопросы. При переводе возникли некоторые трудности с терминологией. Например, термин «фонический тракт» в нашей стране сейчас не при-меняется, а вместо него используют более точные термины «радиове-щательный тракт», «тракт звукового вещания», «электроакустический тракт» и другие, поэтому этот термин переведен по смыслу. Ряд дру-гих терминов был заменен стандартизованными в СССР терминами. В тех случаях, когда автор неточно формулирует некоторые оп-ределения, сделаны соответствующие примечания. Все пожелания и замечания просим направлять по адресу: 101000 Москва,.Главпочтамт, а/я 693, издательство «Радио и связь»

Профессор М. А. Сапожков

Перевод на русский язык, предисловие, примечания, список литературы к русскому изданию, издательство «Радио и связь», 1981.

Глава 1

Основы электроакустики и области ее применения

1.1. Что такое электроакустика? Электроакустика — это область науки и техники, связанная с преобразованием звуковых колебаний в электрические (так называемый фонический сигнал1) и обратно, а также с записью и воспроизведением таких сигналов. Из-за тесного переплетения разнообразных технических задач рамки электроаку­стики со временем расширились на всю совокупность процессов, свя­занных с передачей звуковой информации. В настоящее время к этой области относятся следующие вопросы: возникновение и распростра- . нение звука, его преобразование в электрический сигнал, усиление, трансформация, передача, запись и воспроизведение этого сигнала и, наконец, преобразование электрического сигнала обратно в звук! (восстановление звука) вместе с передачей информации слушателю.

1.2. Как происходит передача звуковой информации? Передача
информации, содержащейся в разговорной речи, музыке, пении или
звуках другого рода, осуществляется с помощью электрических сиг-
налов. Эти сигналы могут передаваться слушателю непосредственно,
если для этого воспользоваться проводной линией связи (проводами
и кабелями) и радиолинией (передатчиками и электромагнитными
волнами). Кроме того, возможна также косвенная передача электри-
ческих сигналов, если воспользоваться их записью с последующим вос­
произведением в другом месте или в другой момент времени.

1.3. Где применяются электроакустические устройства? Электро­
акустические устройства используются для передачи сообщений (те­
лефонные аппараты), локального усиления звука (слуховые аппараты
для людей со слабым слухом, мегафоны, озвучивающие и- громко­
говорящие устройства), а также и для записи и воспроизведения звука
(электрофоны, магнитофоны, устройства звукового кино). Звуко-

1 В оригинале широко используется прилагательное «фонический» в таких
сочетаниях, как, например, «фонический тракт» или «фонический сигнал",
т. е. электрический сигнал, получающийся при преобразовании звукового сиг
нала.

В современной отечественной технической литературе подобные сочетания не употребляются. Вместе с тем, трудно найти подходящий русский эквивалент для прилагательного «фонический». В переводе оно передается по-разному, например, «вещательный», «электрический», а иногда не переводится вообще. (Прим. перев.)

запись, радиовещание и кинематография (в ее звуковом аспекте) ба­зируются на использовании электроакустических устройств.

В организациях, основная деятельность которых связана с передачей звука, например на радиостанциях, заводах по производству граммо­фонных пластинок, телецентрах, предприятиях по изготовлению кинопленок и киностудиях, применяются электроакустические устройства высокого класса, называемые профессиональными. Эти устройства работают надежно, но стоимость их велика и выпускаются они небольшими партиями. Электроакустические устройства, исполь­зуемые в быту или в качестве вспомогательного оборудования в ад­министративном аппарате, клубах, школах и т. д., называют бытовой аппаратурой. Это оборудование выпускается массовыми партиями и к нему предъявляются не столь жесткие требования в отношении его качества. Оно имеет меньший срок службы, но вместе с тем и дешевле.



Рис. 1.1. Простейшая система одноканального преобразования и передачи звука

  1. Как происходят преобразование и передача звука? Для пре­
    образования звука в электрический сигнал служит специальное уст­
    ройство, которое называется микрофоном. По аналогии с передачей
    электроэнергии соответствующий электрический сигнал можно пере­
    давать на большие расстояния с помощью линий. На приемной сто­
    роне электрический сигнал с помощью телефонов и громкоговори­
    телей преобразуется обратно в звук.

  2. Что называется звуковым трактом? Совокупность электри­
    чески связанных устройств, предназначенных для передачи соответ­
    ствующих звуку электрических сигналов от их источника к приемнику,
    называется звуковым (вещательным) трактом

  3. Как можно преобразовывать, передавать и воспроизводить
    звук? Звук можно преобразовывать, передавать и воспроизводить с
    помощью одного, двух или большего числа каналов., т. е. с помощью
    одного, двух или большего числа электрических сигналов.

Электрический сигнал, передаваемый по одному каналу (монофо­нический сигнал), можно воспроизводить с помощью телефонов, гром­коговорителя или громкоговорителей. При этом возможно монаураль-ное (одноуховое) или бинауральное ( двууховое) прослушивание.

Для монаурального прослушивания наиболее широко применяется телефонный аппарат, состоящий из микрофона, электрического тракта (линии) и трубки (рис. 1Л). При использовании телефонной трубки ввуковое воздействие направлено на одно ухо. Отдельный телефон или пара телефонов применяется также и для индивидуального прослу-

шивания либо программы, передаваемой по монофоническому радио­приемнику или телевизору, либо звукозаписей, воспроизводимых с мо­нофонического магнитофона или электрофона.

При монофоническом воспроизведении звука усиленный сигнал подается на один или большее число громкоговорителей. Из различ­ных источников звука к слушателю поступают воспроизводимые звуки.

Система одноканальной передачи электрического сигнала и моно-фонического воспроизведения звука относится к числу самых простых и дешевых. До настоящего времени она широко применяется в технике, радиовещании, звукозаписи, телевидении и кинематографии для уси­ления звуков и озвучения.

шимости, качества и разборчивости звуков путем увеличения интен сивности звука и улучшения условий распространения звуковых волн в помещениях (концертных залах,'конференц-залах, клубах, церк шях и т. д.), а также на открытом воздухе (на стадионах, площадях улицах и т. п.).

1.9. Что называется локальным звукоусилением и как оно проис­ходит? В простейшем случае звуковой тракт, предназначенный для локального усиления звука, состоит из микрофона, усилителя, регу­лятора громкости, регуляторов тембра звука и громкоговорителе (рис. 1.3). Усиливаемые звуки могут быть связаны с информационными сообщениями или относиться к художественным произведениям.














Рис. 1.2. Звуковой тракт слухового аппарата

  1. Что представляют собой стереофонические системы преоб­
    разования и передачи звука? Кроме монофонической системы, широкое
    распространение получили стереофонические системы преобразования
    и передачи звука. В стереофонических системах используется два
    (двухканальная стереофония), три (трехканальная стереофония), че­
    тыре (квадрафония) и шесть (шестиканальная стереофония) электри­
    ческих сигналов. Для каждого из них предусматривается свой микро­
    фон, сигнал от которого передается по отдельному каналу и воспроиз­
    водится с помощью отдельного громкоговорителя. При этом громко­
    говорители размещаются в различных точках помещения. Их уста­
    навливают перед слушателем, сзади и по бокам от него. Стереофония
    позволяет добиться более совершенного пространственного воспроиз­
    ведения звука.

  2. Что такое устройства для усиления звука и для чего они слу­
    жат? Электрический сигнал может быть усилен в произвольное число
    раз с помощью ламповых или транзисторных усилителей, что позволяет
    получить соответствующую мощность воспроизводимого звука. Уси­
    ление звука происходит в слуховых аппаратах для людей со слабым
    слухом, в звукофицирующих и громкоговорящих устройствах. Ап­
    парат для людей со слабым слухом представляет собой звуковой
    тракт, состоящий из микрофона, усилителя с регулировкой громкости
    и телефона (рис. 1.2). Он предназначен для усиления звуковых дав­
    лений, значительно превышающих необходимые для человека с нор­
    мальным слухом. Звукоусилители используются для улучшения слы-

Рис. 1.3. Звуковой тракт для локального звукоусиления

Для локального усиления звуков речи, например на железно­дорожных вокзалах и автостанциях, в портах и т. п., используется стационарное оборудование. К числу переносных устройств для уси­ления звуков речи относится мегафон. Он представляет собой единое устройство, состоящее из микрофона, усилителя, громкоговорителя и блока питания на батарейках.

1.10. Какие требования предъявляются к усилительным устрой­ствам в театрах, концертных залах и т.п.? Устройства, предназна­ченные для звукоусиления в театрах и концертных залах, должны Соответствовать художественным и эстетическим требованиям, предъ­являемым к приему звука слушателями. К этим устройствам предъ­являются значительно более жесткие требования по сравнению со случаем усиления одних лишь информационных сообщений. Звуковой тракт состоит из большого числа микрофонов, усилителей и громко- говорителей, установленных в соответствующих Точках озвучиваемой поверхности (рис. 1.4). В некоторых случаях, когда уха слушателя достигают две звуковые волны—непосредственная (прямая) и силь­ная звуковая волна от громкоговорителя, возможно появление по­мех, обусловленных различиями во временах поступления приходя­щих звуков. Для того чтобы избежать этого, оборудование для озву­чения дополняется звуковой линией задержки. Она представляет собой устройство для задержки электрического сигнала, с которого сигналы поступают на громкоговоритель таким образом, чтобы в ре-аультате обе звуковые волны (непосредственная и от громкоговори­теля) достигали уха слушателя одновременно.



Рис. 1.4. Озвучение зрительного зала

1.11. Что называется акустической обратной связью и как от нее
избавляются? Основные трудности при локальном усилении звука
обусловлены явлением так называемой акустической обратной связи.

Она возникает в том случае, когда, кроме прямого звука от источ­ника микрофоном принимаются также и звуки, усиливаемые и из­лучаемые громкоговорителями. После того как усиление звука пре­высит некоторый критический порог, происходит самовозбуждение усилительного устройства, проявляющееся появлением характерного тона или свиста. Акустических обратных связей избегают с помощью правильной установки микрофонов По отношению к громкоговори­телям, использования микрофонов1 направленного действия и сни­жения коэффициента усиления устройства2.




Рис. 1.5. Структурная схема громкоговорящего устройства


1 Кроме того, используются громкоговорители. (Прим. ред.)

2 Применяется также акустическая обработка помещения. (Прим. ред.)


1.12. Что такое громкоговорящие устройства? Громкоговорящие
устройства, называемые также устройствами селекторной или команд­
ной связи (рис. 1.5), предназначены для передачи распоряжений и для
обмена информацией с помощью громкоговорителей, установленных
в различных точках. В устройствах этого типа громкоговоритель
играет чаще всего двойную роль: громкоговорителя и после его пере­
ключения— микрофона. Громкоговорящие устройства используются

10

вместо обычного телефонного аппарата на радиостанциях, киносту­диях, заводах, в телецентрах и т. п. для быстрого обмена информацией между руководящим центром и исполнителями.

1.13. Что называется процессом записи звука, а чтозвуко­записью? Процесс записи звука (рис. 1.6) охватывает всю совокуп­ность технических операций, связанных с преобразованием процесса изменения звука во времени в соответствующие ему пространствен­ные изменения физических свойств (механических, магнитных, оп­тических или других) носителя звука (граммофонной пластинки, маг­нитной ленты, кинопленки). В процессе записи можно выделить две фазы. Первая фаза сводится к преобразованию звука в электрический сигнал. Вторая фаза, называемая собственно звукозаписью, пред­ставляет собой процесс непосредственного преобразования электри-



Рис. 1.6. Процесс звукозаписи, процесс воспроизведения, регистрация, звуко­запись и воспроизведение звука:

3 — устройство для записи (магнитной, механической или фотографической); В — устройство
для воспроизведения (магнитного, механического или оптического) -

ческого сигнала в соответствующие ему пространственные изменения механических (при механической звукозаписи), магнитных (при маг­нитной звукозаписи), оптических (при фотографической звукозаписи) или других свойств носителя звука.

1.14. Что называется процессом воспроизведения, а что — во­
спроизведением звука? Процесс воспроизведена я звука охватывает
всю совокупность технических операций, связанных с преобразова­
нием пространственных изменений физических (механических, магнит­
ных, оптических или других) свойств звуконосителя (звукозаписи)
в соответствующие им акустические процессы. Сам процесс непо­
средственного преобразования звукозаписи в соответствующий ей
электрический сигнал называется звуковоспроизведением (соответ­
ственно механическим, магнитным, оптическим или другим).

1.15. Какие устройства используются для записи и воспроизве­
дения звука? Для магнитной записи и воспроизведения звуков наи­
более широко используются магнитофоны. Запись звука в них осу­
ществляется на магнитные ленты, называемые магнитофонными.

11

Для механической записи звука на граммофонные пластинки слу­жат соответствующие станки для записи на диск, а для воспроизвё-дения с граммофонных пластинок—-электрофонные устройства воспро­изведения,




Приемные устройства


В кинематографии звук записывается на фотографической или магнитной звуковой дорожке, расположенной на кинопленке, а для воспроизведения используются звуковые оптические или магнит­ные приставки к кинопроекционному аппарату.

Рис. 1.7. Схема системы для передачи звука в радиовещании

1.16. Что такое звукозапись? Понятие «звукозапись» охватывает процессы как непосредственной записи звука, так и копирования записей. Копии предназначены для широкого круга потребителей и распространяются главным образом в виде граммофонных пластинок или магнитофонных кассет с записями.

1.17; Что такое радиовещание? Как происходит монтаж радио­программ? Понятие «радиовещание» охватывает все, что связано с передачей программ, предназначенных для самого широкого круга радиослушателей. Передаваемые звуки преобразуются в электриче­ский сигнал, который затем с помощью линий или радиоволн посту­пает к слушателям (рис. 1.7).

Радиопрограммы создаются на радиовещательных станциях.

Радиопрограмма состоит из ряда отдельных передач. В подготовке передач на радиовещательных станциях принимают участие музы­канты, певцы, актеры, лекторы и докладчики. Звуки, из которых со­стоит передача, в дальнейшем преобразуются с помощью одного или большего числа микрофонов в электрические сигналы.

12

Электрические сигналы с отдельных микрофонов поступают на смесительный (звукорежиссерский) пульт, который находится в распо­ложенном рядом со студией специальном техническом помещении, так называемой режиссерской. Смесительный пульт презназначен для усиления, преобразования, регулировки и суммирования электриче­ских сигналов. Он также позволяет осуществлять качественный (с по­мощью громкоговорителей) и количественный (с помощью указателей режима) контроль за электрическими сигналами и формировать из них один (монофония), два (стереофония) или четыре (квадрафония) результирующих электрических сигнала, соответствующих подготав­ливаемой передаче. Только в таком окончательном виде радиопередача оказывается полностью подготовленной для поступления к слуша­телям или для записи на магнитёфон. Распространение информации, которая содержится в радиопрограмме, реализованной на радиовеща­тельной студии в виде электрических сигналов, может происходить с помощью сети исходящих из радиоузла проводов (проводное радио­вещание) или с помощью радиостанции (радиовещание).

1.18. Для каких целей используется электроакустика в кинема­тографии? Электроакустика применяется в кинематографии при озву­чивании кинофильмов в процессе их создания, при изготовлении ко­пий кинофильмов и, наконец, при воспроизведении в кинотеатрах звуков/ сопровождающих проецируемые изображения. Съемка изо­бражений и звукозапись происходят на киностудиях.

  1. Что называется синхронной записью звука? В кинофильме
    звук синхронизируется с изображением, т. е. он жестко связывается
    по времени с сопуствующим ему изображением. Такая запись звука '
    называется синхронной звукозаписью. Звук может синхронно запи­
    сываться на той же самой кинопленке, на которой находятся изобра­
    жения, или на отдельных лентах В первом случае, на кинопленке
    предусматривается фотографическая или магнитная звуковая дорожка,
    на которую и записывается звук. В косвенных процессах производ­
    ства кинофильма для изображений и звука чаще всего используются
    отдельные ленты. В большинстве случаев звуковая лента представляет
    собой магнитную ленту. При этом с помощью специальных методов обес­
    печивается синхронность между звуком и изображением.

  2. Какие устройства используются для воспроизведения звука
    при демонстрации кинофильмов? Для демонстрации кинофильмов и
    юспроизведения звукового сопровождения используются кинопроек­
    ционные аппараты, снабженные соответствующими звуковыми при­
    ставками: оптической для воспроизведения записей с фотографических
    звуковых дорожек или магнитной для воспроизведения с магнитных.

  3. Что такое канальное телевидение? Канальным (программным)
    телевидением называется передача и прием на расстоянии подвижных
    изображений и сопутствующих им звуков, предназначенных для ши­
    рокого круга зрителей, с помощью электрических сигналов. Изображе­
    ния могут передаваться в естественном цвете и тогда говорят о
    цветном телевидении или исключительно в черно-белом цвете и тог­
    да говорят о черно-белом телевидении.

13

1.22. Как происходит преобразование передаваемых в телевиде­нии изображений? В телевидении передаваемые изображения преоб­разуются в телевизионных камерах в электрический процесс, назы­ваемый видеосигналом (полным сигналом изображения). Одновременно с этим с помощью микрофона происходит преобразование звуков, со­провождающих изображения, в электрический сигнал (рис. 1.8).

Подготовка и реализация телевизионной программы в вид$ видео­сигнала и сигнала звукового сопровождения осуществляются в теле­визионном центре. Для передачи программ в телевизионном центре предусматривается одна или несколько студий. Кроме того, телепро­грамма может также включать передачу фильмов, снятых на киноплен-



Рис. L8. Преобразование изображений и звуков со­ответственно в видеосиг­нал и в электрический сигнал

ку (телекинопроекция). Устройства для передачи кинофильмов по те­левидению, относящиеся к кинотелевизионной технике, аналогичны устройствам звукового кино.

Передача видеосигнала и электрического сигнала звукового со­провождения к телезрителям осуществляется с помощью радиоволн, излучаемых антенной телевизионного передатчика.

В настоящее время большая часть фрагментов телевизионной про­граммы перед ее передачей в эфир фиксируется с помощью видеомаг­нитофонов. Они представляют собой устройства, позволяющие запи­сывать видеосигнал и электрический сигнал звукового сопровождения на одной и той же магнитной ленте.

1.23. Что называется кассетным кино1? Под термином «кассетное кино» следует понимать прием на экране обычного телевизионного приемника телепрограммы, зафиксированной на кинопленках, маг­нитных лентах или дисках. Кинопленки и ленты наматываются на бобины и хранятся чаще всего в футлярах, называемых кассетами. Этим и объясняется общее название этой аудиовизуальной техники —

кассетное кино.

При этом программа может записываться фотографическим, маг­нитным, механическим или электронным способом. Запись таких программ происходит на специальных фабриках, которые затем вы­пускают копии этих записей и продают или предоставляют во времен­ное пользование кассеты и диски с программами.

В оригинале «кассетное телевидение». (Прим, перев.)

14

1.24. Какие устройства применяются в кассетном кино? Для вос­произведения зафиксированной программы служат устройства, ко­торые называют «телекинопроигрывателями», видеопроигрывателями или видеомагнитофонами, а также обычные телевизоры (рис. 1.9). Телекинопроигрыватели и видеопроигрыватели представляют собой устройства, предназначенные исключительно для воспроизведения заблаговременно записанной программы. Устройством, позволяющим



Рис. .1.9. Воспроизведение изобра­жений и звуков с кинопленки типа «Супер-8» (У), магнитной ленты (2), видеопластинки (3) и кино­пленки электронной видеозаписи типа EVR (4) с помощью телеви­зионного приемника (5) и соответ­ственно телекинопроигрывателя, видеомагнитофона и видеопроиг­рывателя (6)

не только воспроизводить ранее записанную программу, но также и за­писывать пользователю самостоятельно программы, передаваемые по канальному телевидению или с помощью его личной телевизионной камеры, является видеомагнитофон. В нем носителем записи изобра­жений и звуков служит магнитная лента, которая вместе g бобиной находится в кассете.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Мохандас Карамчанд Ганди. Моя жизнь
Пер: с английского А. М. Вязьминой, О. В. Мартышина, Е. Г. Панфилова, под ред проф. Р. А. Ульяновского
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Декарт Р. Д 28 Сочинения в 2 т.: Пер с лат и франц. Т. I/Сост., ред., вступ ст. В. В. Соколова
Д 28 Сочинения в 2 т.: Пер с лат и франц. Т. I/Сост., ред., вступ ст. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1989. — 654, [2] с, 1 л портр....
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Seastone
У84 Утерянные Сутры Иисуса: Как была открыта древняя мудрость сианьских монахов / Под ред.: Р. Ригерта и Т. Мура; Пер с англ. В....
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Е. А. Климова Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник»
Р56 Управление мотивацией: Учеб пособие для вузов /Пер с англ, под ред проф. Е. А. Климова. — М.: Юнити-дана, 2004. — 399 с. — (Серия...
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений...
Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. 432 с
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики под ред. И. Ренчлера,...
Книга предназначена для нейрофизиологов, психологов и искусствоведов, она также представит интерес для любого образованного и любознательного...
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Код Марии Магдалины Сенсационная версия возникновения христианства...
П 32 Код Марии Магдалины / Линн Пикнетт; [пер с англ. М. Зво нарева; под ред к ф н. В. П. Пазиловой]. — М. Эксмо, 2007. — 352 с.:...
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Духовный кризис
Д 49 Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом/ Под ред. Станислава и Кристины Гроф/Пер с англ. А. С. Ригина....
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Рабочая программа учебного курса по литературе
Российской Федерации (под ред. В. Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч....
Урбанский Б. У69 Электроакустика в вопросах и ответа^: Пер с польск. / Под ред. М. А. Сапожкова icon Послесловие А. И. Федорова
Источник: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер с нем. А. И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А. В. Гладкого; Сост. А. В. Гладкого,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции