Учебное пособие для нашей жизни




Скачать 6.03 Mb.
Название Учебное пособие для нашей жизни
страница 1/49
Дата публикации 10.05.2014
Размер 6.03 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Журналистика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

www.koob.ru

Ричард Харрис
Психология массовых коммуникаций
4-е международное издание
Санкт-Петербург
«ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК» «Издательский дом НЕВА»
Москва
«ОЛМА-ПРЕСС» 2002

Книга, которую вы держите в руках, поможет вам открыть для себя много нового, интересного и полезного, в том числе и некоторые секреты манипулирования сознанием. Она также расскажет о том, как не стать заложником манипуляции mass media и как обеспечить собственную безопасность.
Ольга Березкина, доктор политических наук
Николай Обозов, доктор психологических наук

Эта книга откроет для вас секреты воздействия на человека средств массовой информации: телевидения, радио, газет, журналов и многих других электронных и печатных СМИ. Вы узнаете тайны управления массовым сознанием, информационной войны, информационного насилия, манипулирования общественным мнением, различных видов рекламы. Изучив эту книгу, вы узнаете, как не стать заложником манипуляций mass media и как обеспечить собственную информационную безопасность.
Психологам, педагогам, социологам, журналистам, политикам, а также всем, кто хочет защитить себя и своих детей от ложных ценностей, навязанных стереотипов.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ
ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Модуль 1.1. Электронные и печатные СМИ
Что такое массовая коммуникация?
Модуль 1.2. Цензура
Использование СМИ
Телевидение
Модуль 1.3. Стадии распространения влияния телевидения

Другие СМИ
Модуль 1.4. Радио в Намибии
Общий обзор книги
Модуль 1.5. Видеомагнитофонная революция

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СМИ
Общие основы исследования СМИ
Оценка содержания
Модуль 2.1. Эти столь важные рейтинги
Оценка продолжительности воздействия
Оценка последствий
Теории массовой коммуникации
Теория социального научения (Social Learning Theory)
Теория культивирования (Cultivation Theory)
Теории социализации
Теория использования и удовлетворения (Uses and Gratifications Theory)
Модуль 2.2. Телевидение как социализирующий агент в трех культурах
Навязывание повестки дня
Когнитивная (конструктивистская) теория
Модуль 2.3. Американский телевизионный империализм: реальность или вымысел?
Эмоциональная сторона восприятия СМИ
Что такое эмоция?
СМИ и чужой эмоциональный опыт
Модуль 2.4. Телеигры в разных странах мира
Проявление эмоций и СМИ
Готовность поверить
Модуль 2.5. Ядерная война на телеэкране
Идентификация
Эмпатия
Напряженное ожидание
Юмор
Модуль 2.6. Юмор во враждебном политическом окружении
Миф отражения
Исследование воспринимаемой реальности
Заключение

ГЛАВА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ГРУПП: КРИВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЗЕРКАЛА
Изображение полов
Образ женщин
Модуль 3.1. Еда, секс и вес идеальной женщины
Образ мужчин
Модуль 3.2. Изображение мужественности в рекламе пива
Последствия принятия гендерных стереотипов
Четыре стадии изображения меньшинств
Афро-американцы
Как их изображают?
Модуль 3.3. Афро-американцы в рекламе: исторический экскурс
Чернокожие в качестве зрителей
Последствия изображения афро-американцев
Латинос
Коренные американцы
Модуль 3.4. Индейские образы в названиях спортивных команд
Азиато-американцы
Арабы и арабо-американцы
Модуль 3.5. Арабские оргии 90-х годов
Модуль 3.6. Шотландцы как допустимый и скрытый стереотип
Пожилые люди
Гомосексуалисты и лесбиянки

Модуль 3.7. Когда Лоренс сделал признание
Люди с физическими недостатками и психическими нарушениями
Физические недостатки
Психические нарушения
Профессии
Полицейские
Юристы и судебные разбирательства
Модуль 3.8. Правосудие на телевидении
Фермеры и сельская жизнь.
Студенты колледжей
Заключение

ГЛАВА 4. РЕКЛАМА: ПИЩА (И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ) ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Модуль 4.1. Товары на экране: вы даже не знаете, что и это реклама
Исторический экскурс
Виды рекламы
Психологические способы «достать» зрителя
Информационный метод
Эмоциональный метод
Патриотические методы
Метод пробуждения страха
Модуль 4.2. Преимущества и минусы «иностранных названий» для товара
Ощущение достижений, успеха и силы
Юмористический метод
Реклама в форме рекомендации
Модуль 4.3. Реклама как социальное заявление: UNITED COLORS OF BENETTON
Усвоение информации из рекламы
Фазы обработки информации
Реклама с точки зрения когнитивной структурной теории
Бесчестная реклама
Непонимание или обман?
Модуль 4.4. Регулирование рекламы: ФКК И ФТК
Модуль 4.5. Муляжи
Правдивая, но обманчивая реклама (введение потребителя в заблуждение)
Научные исследования обманчивости рекламы
Модуль 4.6. Зеленая реклама
Детская реклама
Разграничение рекламы и других программ
Дополнения
Реклама длиной в целую программу и сочетание игрушек с темой программы
Реклама табака
Насилие
Секс в рекламе
Классическое формирование условных рефлексов.
Модуль 4.7. Реклама для геев и лесбиянок
Подсознательная реклама
Заключение

Модуль 4.8. Сатанинские послания в рок-музыке?

ГЛАВА 5. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ.
СМИ В РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ПАСТЫРЕЙ
Модуль 5.1. Возрастающий консерватизм морали СМИ
Семейные нравы
Модели семьи
Модуль 5.2. Подлинная история «золотого века» 1950-х годов
Семейная солидарность
Сексуальность
Модуль 5.3. Эпизоды из фильмов как образец современных семейных отношений
Модуль 5.4. Вице-президент против Мерфи Браун
Влияние телевидения на семейную жизнь
Религия
Религия в телесериалах
Модуль 5.5. Наркотики – символ красивой жизни?
Модуль 5.6. Экономические ценности: богатство – это норма?
Изображение проповедников и священнослужителей
Модуль 5.7. Реклама «правильной» жизни
Религия в новостях
Религиозное телевидение
Влияние телевидения на религию
Заключение
Модуль 5.8. Ток-шоу развлекают публику «ценностями зла»

ГЛАВА 6. СПОРТ НА ЭКРАНЕ: БРАК ПО РАСЧЕТУ ИЛИ
ЗАВОЕВАНИЕ СПОРТА ТЕЛЕВИДЕНИЕМ?
История спорта в СМИ
Спортивные события в печати
Модуль 6.1. Происхождение бейсбола: создание национального мифа
Спорт по радио и телевидению
Социальные изменения влияют на рост числа спортивных соревнований и СМИ
Какие изменения внесло телевидение в спорт
Изменение внешнего вида и правил в спортивных играх
Реорганизация лиг
Модуль 6.2. Географические различия в спорте
Футбол
Олимпийские игры
Модуль 6.3. Спортивные обзоры и культурные ценности разных стран
Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей
Спортивные программы как социальное событие
Соперничество и сыгранность команд
Модуль 6.4. Реклама алкоголя во время студенческих спортивных соревнований
Празднование победы
Гендерные роли и пристрастия
Модуль 6.5. Перфекционизм, пробабилизм и спортивный фанатизм
Расовые предрассудки
Почитание героев
Заключение
Модуль 6.6. Герои спорта, зараженные вирусом СПИД

ГЛАВА 7. НОВОСТИ: УСТАНАВЛИВАЯ ПОВЕСТКУ ДНЯ ДЛЯ ВСЕГО МИРА
Модуль 7.1. Телевизионный прогноз погоды – гораздо больше, чем просто предсказание дождя
Что такое новости?
Характерные черты значимого события
Средства массовой информации как создатель особой реальности
Модуль 7.2. Интерес публики к судебному процессу над О. Дж. Симпсоном – по Аристотелю
Манипуляции с новостями
Модуль 7.3. Информация о ядерной войне в масс-медиа
Модуль 7.4. Газетный репортер или создатель новостей?
Объединение организаций, занимающихся сбором новостей
Репортажи о войне в Персидском заливе: конкретный пример
Последствия освещения новостей в прессе
Влияние различных точек зрения
Модуль 7.5. Пропасть между взглядами исламского мира и западной цивилизации
Память о новостях
Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений
Самоубийства: провоцируют ли на них новости?
Как масс-медиа воздействуют на внешнюю политику
Модуль 7.6. Освещение в прессе кризиса с заложниками в Иране
Заключение: вымысел становится реальностью
Документальная драма: факт или вымысел?
Границы влияния СМИ
Модуль 7.7. Исследование конкретного примера: документальная драма «Амистад»

ГЛАВА 8. ПОЛИТИКА: РОЛЬ НОВОСТЕЙ И РЕКЛАМЫ В ПОБЕДЕ НА ВЫБОРАХ
Модуль 8.1. Кампания аболиционистов в СМИ
Сокращение дистанции между кандидатом и обществом
Освещение политических кампаний в СМИ
О чем много говорят и пишут в СМИ
Модуль 8.2. Нападки на женщин в политических дебатах: возмутительный случай
О чем мало пишут и говорят
Модуль 8.3. Опросы общественного мнения и результаты выборов
Модуль 8.4. Президенты, склонные к распутству: сколько мы хотим знать?
Американские президентские дебаты
Использование кандидатами новостей
Программы
Создание псевдособытий
Отражение атак противника
Потребность быть принятым всерьез
Политическая реклама
Цели
Методы политической рекламы
Негативная реклама
Эффекты политической рекламы
Телевидение как культиватор политической умеренности
Заключение

Модуль 8.5. Телевидение и идеология: исследование ситуации в Бразилии

ГЛАВА 9. НАСИЛИЕ: ТАК ЛИ УЖ БЕЗОБИДНЫ ЭТИ ДРАКИ НА ЭКРАНЕ?
Страх
Моделирование
Модуль 9.1. Должны ли СМИ нести уголовную ответственность за результаты показа насилия?
Сенсибилизация
Модуль 9.2. Самоубийство и расправы в прямом эфире
Десенсибилизация
Модуль 9.3. Голливуд о Вьетнаме
Культивация
Катарсис
Кто любит смотреть насилие по телевизору и почему?
Социальные факторы
Личностные факторы
Длительные исследования
Модуль 9.4. Вызывает ли изображение жестокости амнезию?
Как помочь детям преодолеть страх и другие негативные эффекты насилия в СМИ
Видеоограничитель насилия
Модуль 9.5. Кто эффективнее учит убивать – телевидение или военные?
Дискуссии и другие интервенции
Систематическая десенсибилизация
Личностные переменные
Заключение
Модуль 9.6. Другие виды косвенной поддержки насилия в масс-медиа

ГЛАВА 10. СЕКС: ВОЗБУЖДЕНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ
Характер секса, изображаемого в СМИ
Проблемы дефиниции
История секса в средствах массовой информации
Секс в средствах массовой информации сегодня
Эффекты восприятия секса через масс-медиа
Возбуждение
Установки и ценности
Поведенческие эффекты
Модуль 10.1. Порнография в Японии (Abramson & Hayashi, 1984)
Катарсис
Модуль 10.2. Действительно ли порнография является преступлением без жертв?
Преобладающий тон
Сексуальное насилие
Эротика как стимулятор агрессии
Боевики
Модуль 10.3. Изнасилование на продажу, индийский стиль
Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости
Смягчение негативных эффектов сексуального насилия
Освещение в прессе преступлений, связанных с сексуальным насилием
Модуль 10.4. Комиссии по порнографии, или почему наука и политика не могут найти общий язык
Модуль 10.5. Этика экспериментов на тему сексуального насилия
Заключение

Модуль 10.6. Нормативные теории порнографии

ГЛАВА 11. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СМИ:
СМИ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗУ И ПОМОГАЮТ ЛЮДЯМ
Детские социальные телепередачи

Улица Сезам
Другие проекты студии телепрограмм для детей
Изменение установок, связанных с гендерными ролями
Модуль 11.1. Шоу «Наука – это развлечение!»
Вклад коммерческих телекомпаний
Первый канал
Модуль 11.2. Как при помощи телевизионных программ пробуждается интерес к чтению
Общественно-полезные телепередачи для взрослых

Модуль 11.3. Удивительные примеры: СМИ в Африке
Использование СМИ в социальном маркетинге

Препятствия на пути продвижения социального маркетинга
Аудитория
Модуль 11.4. Как пристыдить хозяина собаки и заставить его убрать за ней
Модуль 11.5. Призывы стать донором: эгоистическая и альтруистическая мотивировки
Характеристики эффективности кампаний
Позитивные эффекты социального маркетинга
Кампании по охране здоровья в СМИ
Заключение

Модуль 11.6. Социальная реклама борьбы со СПИДом: когда она срабатывает?
Модуль 11.7. Супермен и Чудесная женщина учат детей Центральной Америки избегать мин

ГЛАВА 12. КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ:
ВОЗМОЖНОСТИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Сравнение различных масс-медиа
Ментальные усилия и социальное взаимодействие
Извлечение информации и память
Масс-медиа и воображение
Модуль 12.1. Препятствует ли телевидение развитию навыков чтения?
Грамотность усвоения материалов СМИ
Модуль 12.2. Читать субтитры или не обращать на них внимания?
Что можно сделать дома
Влияние на масс-медиа
Усилия отдельного человека.
Модуль 12.3. Пример того, как рекламу сняли из-за жалоб зрителей
Усилия группы людей
Изложение исследований о СМИ для широкой публики
Будущее и новые технологии
Радиус действия СМИ
Новые технологии
Что такое массовые коммуникации? (возвращаясь к вопросу)
Модуль 12.4. Как найти друзей on-line
Модуль 12.5. Восстание в мировой WWW-сети
Модуль 12.6. Примеры творческого подхода к новым коммуникационным технологиям
Заключение


БИБЛИОГРАФИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ
Безусловно, любая коммуникация – волшебство, позволяющее на расстоянии узнавать многое о человеке, его поведении и привычках. Но электронная коммуникация – волшебство в квадрате. Телевидение, радио и печатные СМИ, вступив в коммуникационную связь со своими телезрителями, радиослушателями и читателями, с изяществом факира переносят их из одной точки планеты в другую, как бы упраздняя пространство и время, сближая всех жителей огромной «глобальной деревни» возможностью не только лучше узнать друг друга, но и обсуждать одни и те же темы примерно в одни и те же дни и часы. Например, страшное, разрушительное землетрясение, клонирование овечки Долли или военный конфликт в любой точке земного шара. Таким образом, жители «глобальной деревни», в которую превратилось население планеты при помощи средств массовой коммуникации и информации, вступают в совместную деятельность по переработке одинаковой информации, будучи связанными, в первую очередь, психическим взаимодействием сознаний миллионов людей, вовлекая их в процесс коллективного мышления и «коллективной солидарности», когда речь идет о сочувствии или осуждении.
Но mass media не только развлекают и просвещают. Они же взяли на себя манипулятивно-управлснческую функцию, влияя на наши культурные и социально-психологические ценности, изменяя наши установки, модели поведения и восприятия действительности. Формируя мифы и стереотипы, СМИ активно используют механизм «публичного восприятия». В этом своем качестве СМИ уже становятся средством «психологической монополии» и «духовного принуждения». И тогда все мы – жители «глобальной деревни», погрязнув в ее повседневных распрях и проблемах, не в силах сопротивляться манипулированию нашим сознанием, становимся объектом информационной агрессии или информационной войны, когда при помощи СМИ нас пытаются склонить к заданной какой-нибудь группой субъективной точке зрения.
Особенно ярко попытки подобного информационного и коммуникационного насилия проявляются во время президентских выборов, политических пропагандистских или рекламных кампаний. Вот тут-то и проявляется не волшебный образ телевидения и СМИ в целом, а его иная ипостась – образ монстра, чумы или проклятия XX века. СМИ проявляют свою диктаторскую функцию, навязывая вполне определенную, заданную некой политической или олигархической группой точку зрения, выгодную ей. В ход идут все известные и доступные психологической науке управленческие воздействия, методы и приемы.
Зная особенности восприятия и переработки информации в памяти человека, можно достаточно эффективно манипулировать общественным мнением. Используя СМИ как средство всемирной диктатуры, сильные мира сего навязывают пассивному большинству образцы-эталоны, с помощью которых оно судит о себе и других. Они же создают новую, иллюзорную реальность, ложный мир, дающий человеку забвение и возможность удовлетворения своих примитивных прихотей и желаний.
Но каким бы жутким ни казался миф о всемогуществе mass media и их неограниченных возможностях в «психопрограммировании» массового сознания, информационной и коммуникационной манипуляции, следует помнить, что mass media – все же средство коммуникации. И человек не просто механически перерабатывает полученную информацию, он отсеивает ненужную, индивидуально сортирует ее по степени важности, сам устанавливает очередность ее восприятия.
Массовая аудитория – это прежде всего индивиды и личности, а не пассивная масса для потребления духовной продукции. Любой человек вполне самостоятельно интерпретирует поступающую к нему информацию, фильтруя и оценивая ее в зависимости от собственной картины мира, своего социального положения, культурного развития, вероисповедания, возраста, пола. Попытки СМИ навязать кардинальные изменения в стереотипах зачастую сталкиваются с активным психологическим сопротивлением, что является результатом селективного отношения человека не только к самой информации, но и к ее источнику. Серьезное значение в потреблении и интерпретации потребляемой информации имеет и тот факт, что воспринимающий ее (реципиент) никогда не находится в вакууме. Он занимает по отношению к информации активную позицию: он соглашается или возражает, готовит ответ, дополняет информацию, анализирует мотивы, даже участвует в потоке мыслей собеседника на экране и т. д. «Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер... всякое понимание чревато ответом и в той или иной форме обязательно его порождает: слушающий становится говорящим» (М. М. Бахтин).
Коллективное восприятие информации также привносит в эффект ее восприятия принципиально новое значение. Если в группе есть лидер мнения, то его взгляд будет доминирующим и окажет модифицирующее влияние на мнение остальных. Эмоциональное состояние (смех, визг, слезы, индифферентность) некоторых членов группы также способно воздействовать на восприятие информации остальными участниками совместного просмотра.
Вступая с нами в общение, СМИ способны также выявить наши скрытые психические отклонения, обнажив их перед нами со всей откровенностью. Так, война в Персидском заливе, ворвавшись через телеэкран в дома к гражданам, сделала их не только зрителями первого ряда нашего «глобального цирка», но чуть ли не соучастниками этой кровавой телебойни. А когда, в связи со скоротечностью этой войны, репортажи Си-эн-эн прекратились, то, по сообщениям прессы, у ряда американок обнаружились серьезные пристрастия (своего рода наркомания) к происходящему на экране, захватившие их воображение, и привычка быть зрителем «первого ряда». Это, пожалуй, свидетельствует о психических нарушениях. При частом просмотре телепрограмм с элементами насилия и садизма в различных формах люди со скрытыми психическими отклонениями рискуют развить эти акцентуации своего характера.
Книга, которую вы держите в руках, поможет вам открыть для себя много нового, интересного и полезного, в том числе и некоторые секреты манипулирования сознанием. Она также расскажет о том, как не стать заложником манипуляций mass media и как обеспечить собственную безопасность.
Доктор политических наук Ольга Берёзкина
Доктор психологических наук Николай Обозов

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ АМЕРИКАНСКОМУ ИЗДАНИЮ
Когда я завершал работу над третьим изданием этого учебного пособия, в кинотеатрах только что начал демонстрироваться новый фильм – «Truman Show» («Шоу Трумэна»). В нем Джим Кэрри исполняет роль человека, чья жизнь превратилась в сплошное телевизионное шоу, непрерывная съемка которого происходит под огромным мыльным пузырем, олицетворяющим весь окружающий мир. Постепенное осознание этого факта причиняет герою сильнейшие душевные муки. Трумэн понимает, что ему уже никогда не быть таким, как раньше. В каком-то смысле эта история представляет собой утрированную, но точную метафору всей этой книге. СМИ влияют на нашу жизнь и наше мировоззрение гораздо сильнее, чем большинство из нас может это предположить, даже если нашу жизнь и нельзя полностью свести к телешоу. Хотя, в отличие от Трумэна, вы, читая эту книгу, не обнаружите, что у вас нет своей личности и что вы – лишь актер, развлекающий публику, но сможете увидеть, что значительная часть ваших знаний и поступков является прямым следствием взаимодействия с телевидением, радио, печатью и компьютерными средствами коммуникации. В любом случае вы, вероятно, никогда более не будете смотреть на СМИ прежним взглядом! По крайней мере, я на это надеюсь.
Некоторые люди являются во многом такими же продуктами СМИ, как и персонаж Джима Кэрри. В конце лета 1997 года множество людей во всем мире оплакивали смерть молодой британской принцессы Дианы. Их слезы не были притворными, утрата была вполне реальной. Смерть Дианы обернулась подлинной личной трагедией для миллионов людей, которые никогда не встречались с принцессой, но благодаря СМИ относились к ней как к своему другу. А за несколько лет до этого американцы были буквально ошеломлены арестом знаменитого чернокожего футболиста и актера О. Дж. Симпсона и судебным разбирательством в связи с убийством его бывшей жены. Многие оказались по-настоящему шокированы и не верили, что их кумир мог совершить то, в чем его обвиняли. Симпсон утверждал, что пристальное внимание СМИ к судебному процессу способствовало созданию у людей ложного представления о нем не имеющего ничего общего с реальностью. И хотя Симпсона оправдали, многие продолжали считать, что преступление совершил именно он. Весь комизм ситуации, однако, состоял в том, что образ «жестокого Оу Джея», поддерживаемый обвиняющей стороной, был продуктом СМИ в не меньшей степени, чем первоначальный позитивный образ звезды футбола, который также был полностью сформирован масс-медиа. Каким же был настоящий О. Дж. Симпсон? Существовал ли вообще настоящий О. Дж. Симпсон? Знает ли кто-нибудь ответ? Созданный средствами массовой информации образ стал реальностью.
Эта книга была задумана как продолжение курса психологии массовой коммуникации, который я подготовил и читал в Университете штата Канзас в начале 80-х годов. Я благодарен всем студентам, посещавшим эти занятия, за энтузиазм и вдохновение, которые они мне придавали, и за те проблемы, которые они передо мною ставили; их идеи и вопросы по моему материалу оказали позитивное влияние на всю эту книгу. Я все более и более убеждаюсь в том, что массовая коммуникация – это область, к которой вполне применимы теории и исследовательская методология, используемые в экспериментальной психологии и других отраслях науки. Исследование масс-медиа выявляет связи с некоторыми основными видами человеческой деятельности и с проблемами, которые вызывают у людей живой интерес, такими, как проблема насилия, проповедуемые СМИ ценности и изображение в СМИ различных групп населения.
Получив в 70-х годах основательную подготовку как экспериментальный психолог, я начал прилагать свои знания о процессах обработки текстового материала к изучению того типа языка, с которым люди встречаются ежедневно. Ряд исследований, проведенных мною в конце 70-х годов и касавшихся восприятия людьми недобросовестной рекламы, заставил меня впервые серьезно задуматься о потреблении продукции СМИ как о процессе обработки информации. Именно благодаря этой работе я и стал склоняться к предлагаемому здесь когнитивному подходу к СМИ.
Настоящее издание книги является третьим по счету, и в нем, как и в предыдущем, многое изменено. Вряд ли найдутся книги, содержание которых устаревает так же быстро, как содержание учебника, посвященного СМИ. Конечно, некоторые изменения можно предвидеть, например, то, какие телевизионные шоу станут популярными и что принесет с собой внедрение новейших телекоммуникационных технологий. Читатели, знакомые с предыдущим изданием, заметят, что здесь я уделяю больше внимания компьютерным средствам коммуникации, таким, как Интернет и «Всемирная паутина» (World Wide Web, WWW). На протяжении всей книги я даю врезки со свежим материалом и ссылаюсь на целый ряд новых научных исследований. Если я не включил в книгу что-то из того, что вызывает у вас повышенный интерес, прошу прощения: всю литературу по СМИ просто невозможно охватить. Учитывая рецензии на второе издание, я на протяжении всей книги пытался уделять больше внимания различным теоретическим взглядам, увязывая их друг с другом, в частности, придал большую определенность когнитивному подходу. Хотя такой подход сделал мое собственное мышление более целостным, мне кажется, что вы найдете книгу достаточно эклектичной в теоретическом плане, какой, на мой взгляд, и должна быть любая книга. Все теории содержат в себе нечто достойное внимания.
Кроме того, наше мышление изменили и те политические события, которые произошли на планете за последнее время. Распад в 1989–1991 годах Советского Союза и окончание холодной войны привели к серьезному изменению расстановки сил на мировой арене и перевернули наше привычное представление о мире. Страны больше нельзя разделять на коммунистические и «свободные», и лидеры ведущих мировых держав стараются теперь понять, как им действовать в этом новом мире, в котором уже нет явных «злодеев». В 1992 году мы наблюдали за избранием первого президента США, который родился после окончания Второй мировой войны (Билла Клинтона); но, возможно, даже более значимо то, что он стал первым американским президентом, детские годы которого пришлись уже на эпоху телевидения. Клинтон смотрит на мир иначе, чем любой из его предшественников. Одна из причин этого заключается в том, что, когда Клинтон был молод, на него наложила отпечаток вьетнамская (а не Вторая мировая) война, другая же – в том, что телевидение всегда было частью его жизни.
Я надеюсь, что, читая эту книгу, вы не только получите удовольствие, но и почерпнете для себя много полезного. Какие-то ее страницы вызовут у вас удивление, другие, вероятно, тревогу. Обращаюсь к студентам и преподавателям с просьбой присылать мне свои замечания по этой книге. Вы можете отправить их электронной почтой по адресу rjharris@ksu.edu. Ваши отзывы помогут сделать более совершенными следующие издания. Кроме того, пожалуйста, не стесняйтесь присылать мне интересные примеры, иллюстрирующие обсуждаемые проблемы; может быть, я сумею использовать их в четвертом издании.

ПОСВЯЩАЕТСЯ ЖЕНЩИНАМ ЧЕТЫРЕХ ПОКОЛЕНИЙ

Моей бабушке Анне Роберте Харрис (1890–1974), которая была для меня примером беззаветной любви и удивительной тяги к знаниям.
Моей матери Хелен Селлерс Харрис (1917–1970), которая всегда была рядом со мной и я всегда чувствовал ее родительскую заботу.
Моей жене Каприс Джоун Бекер (род. 1955), любовь которой поддерживает и восхищает меня.
Моей дочери Натали Бекер Харрис (род. 1991), которая, вместе с братьями Клинтом и Грейди, стала объектом приложения моих знаний в области воспитания с помощью СМИ.

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ
Помощь психологического факультета Университета штата Канзас и редакторов издательства Lawrence Erlbaum Associates в период работы над всеми тремя изданиями этой книги была поистине огромной. Я не могу представить себе ни факультета, который бы оказывал большую поддержку тем, кто на нем преподает и проводит свои исследования, ни издателей, которые бы в большей степени помогали сотрудничающим с ними авторам. Линда Батгейт (Linda Bathgate) была превосходным редактором третьего издания. Я также высоко ценю лекции в рамках международной программы Фулбрайта (Fulbright Visiting Lectureships), которые я имел возможность читать в 1982 году в бразильском городе Белу-Ори-зонти и в 1994 году в столице Уругвая Монтевидео; этот опыт позволил мне взглянуть на обсуждаемую проблему с более широких, интернациональных позиций, которых я и пытался придерживаться в этой книге. Современные СМИ являются частью международной культуры. Хотя эта книга опирается в основном на исследования американских СМИ, поскольку их я знаю лучше всего и они изучены в наибольшей степени, но изложенные в ней принципы имеют универсальный характер, что я и пытаюсь показать с помощью многочисленных примеров, относящихся к СМИ других стран.
На идеи, высказанные на страницах книги, оказало влияние огромное множество студентов, и я приношу особую благодарность Стивену Хекстре (Steven Hoekstra), Эндрю Карате (J. Andrew Karata) и Шерри Райт (Sherry Wright) за их полезные отзывы и комментарии по поводу фактического материала. Кроме того, я благодарю моих родителей. Дика и Хелен Харрис, за тот пример необычайно эффективного использования СМИ, который они мне подавали задолго до того, как люди стали высказывать критические замечания в отношении масс-медиа. Мое собственное критическое отношение к СМИ закладывалось в раннем детстве, когда родители стали задавать мне вопросы о том, что происходило на телеэкране, и побуждали меня делать то же самое. Частые обсуждения увиденного на телеэкране или прочитанного в вечерней газете посеяли те семена, которые принесли плоды в этой книге. Я помню, как родители высказывали свои замечания по поводу негативных ценностей, искаженных стереотипов и сцен насилия, которыми с самых первых дней существования телевидения изобиловали его передачи. Хотя телевизор был важной частью нашей домашней жизни, такой же были и печатные СМИ, привычку читать которые мои родители мне неизменно прививали.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие для нашей жизни
Книга, которую вы держите в руках, поможет вам открыть для себя много нового, интересного и полезного, в том числе и некоторые секреты...
Учебное пособие для нашей жизни icon Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург
Учимся читать русскую классическую литературу: учебное пособие для иностранных учащихся / Плюснина Т. Д., Успенская И. С. – Спб.:...
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие для вузов
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В...
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено...
Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Ростов н/Д: "Феникс", 2003....
Учебное пособие для нашей жизни icon Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции