Скачать 1.28 Mb.
|
Министерство культуры РФЛенинградский институт театра музыки и кинематографииМ.И. ВЕНДРОВЗвук в телевизионной программеЛенинград 1988 В основу учебного пособия положен материал лекций, которые читались студентам режиссерского факультета ЛГИТМиК. Пособие дает представление о принципах звукового оформления телевизионных программ различных жанров. Большое внимание в пособии уделено основам звукорежиссуры, роли речи, музыки, шумов и монтажа и создании музыкального образа, методике работы, основам технологического процесс;! записи и воспроизведения звука. Р ецс н з с н т ы: кандидат технических наук доцент ЛИКИ К, Г, ЕРШОВ, инженер ЛРТЦ Б. 3. ГУРИН, доцент ЛГИТМнК В. Н. КАРПОВ ЛГИТМиК, 1988 ВВЕДЕНИЕ Еще в 1946 году С. Эйзенштейн пророчески определил свое отношение к телевидению: «...перед нами как реальность стоит живая жизнь в чуде телевидения, уже готовая взорвать еще не до конца освоенное и осознанное опытом немого и звукового кинематографа» 1. Созданные телевизионные сети вместе с системой телепере- дач через спутники связи охватили территорию с населением свыше 160 млн. человек. Вот что сегодня говорит статистика: театральные спектакли по всей территории СССР в течение сезона собирают около 90 млн. зрителей, кинофильмы с кассовым успехом за полгода собирают 60—70 млн. зрителей, а телевизионный фильм или спектакль, показанный по первой программе ЦТ, одновременно смотрят в среднем 80 млн. зрителей. В настоящее время приемная сеть СССР одна из самых значительных в мире. Наиболее близким к телевидению является искусство кинематографа. И именно с кинематографом приходится сравнивать изобразительные средства телевидения, чтобы выяснить их особенности, их собственные изобразительные и выразительные возможности. Телевидение, равно как и кино, воздействует одновременно на зрение и слух. При этом сочетание движущегося изображения и звука позволяет полнее и всесторонне показать происходящие события. Телевидение дает информацию о событиях разбивающихся в данный момент, создает «эффект присутствия», доставляя информацию на дом. Пути телевизионной и кинематографической эстетики во многом сходятся, а иногда и просто совпадают. И кинематограф, и телевидение сходятся в общем процессе развития культуры. Однако телевидение, в отличие от кинематографа, не переживало немого периода. Оно сразу родилось как искусство звуковое, сочетающее в себе зрительный и звуковой ряд. Появление звука в кино явилось началом новой эры для этого вида искусства. Ведущие мастера кинематографа поняли, что умело используемый наравне с изображением звук, является сильным средством психологического воздействия на зрителя. Вот что писал в 1929 г. по этому поводу кинорежиссер В. Пудовкин: «Теперь, когда я закончил «Дезертира», — я убежден, что звуковой фильм потенциально является искусством будущего. Это не оркестровое произведение, в центре которого музыка, и не театральный спектакль, где доминирующий фактор — актер: фильм даже не сродни опере. Это — синтез каждого и всякого элемента: словесного, зрительного и философского. В наших 'Возможностях передать мир во всех его очертаниях 'и оттенках в новой форме 'искусства, которое наследует и переживет все другие искусства, ибо оно является высочайшим средством художественного выражения, позволяющим показать сегодняшний и завтрашний день»2. И до появления звука, как технического 'изобретения, немое кино всегда тяготело к звуку. Первые попытки использования звука в кино приняли формы музыкального сопровождения фильма. Характер музыкального сопровождения 'Соответствовал действию, происходящему на экране, иногда филымы сопровождались н звуковыми эффектами. С момента появления «звуковой дорожки» возникла проблема: звук — изображение. К сожалению использование звука в фильмах, за малым исключением, пошло по линии наименьшего сопротивления — по принципу звукового сопровождения, т. е.что видно, то и слышно. Но слуховое внимание и слуховая память наиболее остро отмечают тот звук, который не иллюстрирует видимое зрителем, а вступает с ним в противоречие. Это положение имеет одинаковую силу как для кинематографа, так и для телевидения. Подвижность микрофона и разнообразные возможности его использования напоминают свойства камеры. Микрофон слышит больше, чем может услышать ухо, и 'слышит иначе. В звукозаписи нет отдельных кадров. Микрофон улавливает вое, что звучит достаточно громко, чтобы быть услышанным. Однако можно отдельно записать любое количество звуков (музыка, речь, шумы) и в любом сочетании соединить «х в одной фонограмме. «Так звук, в сочетании со светом, цветом, глубиной кадра, его фактурой, тембром, характером движения камеры может оттенять или контрастировать, делать резче или сглаживать многие стороны экраннного действия, влиять «а временное и пространственное его восприятие. Многообразие звуковых связей в природе позволяет сочетать в фильме различные звуковые компоненты — музыку, шумы, речь —влияя с помощью звука на пространственную перспективу кадра. Звук, как и изображение, может быть «общим», «крупным», «средним». Звуковое и зрительное пространство кадра находятся в тесной зависимости, при этом пластическое пространство может соответствовать или не соответствовать звуковому, а крупный план в звуке сочетаться с самым общим планом изо бразительным. На этой антиномии звукового и зрительном» пространства и основывается звукопространственная перетек ш ва фильма»3. Каждый кадр, взятый (в отдельности, неподвижен, пока он не придет в движение. В звуковом ряде нет ничего похожего, ибо в нем нет статичных элементов. Звук непрерывен во времени ГЛАВА I РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЗВУКОРЕЖИССЕРА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ. СТУДИЙНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ. О РЕВЕРБЕРАЦИИ. ВНЕСТУДИЙНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ. ЗВУК В ВИДЕОФИЛЬМЕ Звукорежиссер телевидения является реализатором творческого замысла режиссера. От его мастерства в использовании звука, от его умения найти и применить наиболее эффективный технический прием зависит успех телепрограммы в целом. Профессия звукорежиссера очень сложна, т. к. многофункциональна. Звукорежиссер должен обладать большим комплексом самых разнообразных знаний. Для успешной работы на телевидении звукорежиссер должен объединять в себе творческого работника и инженера, хорошо разбираться в режиссуре, и актерском искусстве, обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, ориентироваться в музыкальной литературе. Только .владея всем этим арсеналом средств звукорежиссер может внести существенный вклад в создание полноценных произведений современного телеискусства. Роль и место звукорежиссера ib творческом «процессе создания телевизионных передач во -многом схожи с работой звукооператора в кино. Работа звукорежиссера на вещании складывается из «живых» передач (непосредственно из студии или внестудийных) и предварительной записи различных звуковых компонентов, входящих в передачу. В последнее время распространена предварительная видеозапись передач с последующей возможностью видеомонтажа. Специфические условия телевизионной технологии требуют от звукорежиссера телевидения определенного навыка в работе и знания широкого круга вопросов касающихся акустики, записи и воспроизведения звука.. К специфике телевизионной технологии следует отнести: а) широкое использование в телепередачах киносюжетов с сохраненным или специально замененным звуковым сопровож дением; б) одновременные наложения по ходу телевизионной пере дачи самых разнообразных звуковых компонентов (живая речь, музыка, шумы, звукозапись, кино); в) введение и смена всех этих элементов синхронно с изо бражением; г) постоянное перемещение источшгка звука, в связи с пере движением артистов и сменой сценических площадок студии; д) Изменение акустики в связи с работой попеременно в той или иной части студии -и возведением в ней разных декораций; е) расположение микрофонов, как правило, вне зрительного кадра; ж) 'изменение зрительных .планов три .наездах, отъездах ка меры 'Или отходе 'исполнителей, требующее аналогичного изме нения ощущения эффективной реверберации. Как в кино, так и :в телевидении значительное место занимает звукозапись. Сегодня не мыслима ни одна передача или фильм без этого процесса. Современный высокий технический уровень предварительной записи позволяет подавляющую часть телевизионных программ строить на воспроизведении звукозаписей (фонограмм). Роль звукорежиссера при записях на пленку значительна. Запись речи и м'узыки занимает большое место лри формировании телепрограммы. Здесь открывается возможность для реализации способностей звукорежиссера, начиная от расстановки микрофонов до чмонтажа фонограммы. Передачи из студии составляют большую часть телевизионного вещания. В телевизионной практике встречается несколько типов студий: а) речевые студии с площадью пола 10—30 кв. м. Из таких студий передаются доклады, беседы, а та.кже материалы, чита емые одним или несколькими выступающими; б) студии для выступления небольших ансамблей, имеющие площадь пола 50—150 кв. (м. Эти студии предназначены для передач 'камерной .музыки (солисты-инструменталисты и вокали сты, трио, .квартеты), небольших оркестров п сшров (от 12 до 30 исполнителей), а также драматические постановки средней сложности; в) студии больших форм с площадью пола от 200 до 600 и более кв. м, предназначенные для передачи симфонической, оперной музыки, ораторий, выступлений .крупных исполнитель оких коллективов и телепостановок, включающих 'большое ко личество исполнителей и интерьеров (декораций). Важнейшими акустическими характеристиками студии .по бого назначения являются параметры ее реверберации. Акустические свойства помещения (студии) сильно влияют на характер звучания исполняемой в нем музыки и речи. »т<> влияние обусловлено наличием звуков, пришедших 'К e./iym.i ie-лю (или микрофону) не только, непосредственно or пепт.'иште-ля, но и после отражений от стен, потолка, пола и ирг инчои. Благодаря существованию звуковых отражении, при •ммк./почс-нии источника звук не пропадает мгновенно, ,ч 1вм>1фй@1 и к-че-ние какого-то определенного для данного .помещении примени. Постепенное затирание звука в помещении, i « 1 i\ мание, называется реверберацией. Поглощение звука зависит от размеров помещения, свойств материалов, покрывающих стены, потолок, пол и т. д. Для сравнения помещений по их акустическим свойствам введено понятие времени стандартной реверберации /Т/. Это время, за которое, с момента выключения источника звука, звуковое давление в помещении уменьшится в 1000 раз. Для художественной передачи речи, симфонической или эстрадной музыки оптимальное время реверберации (ОПТ) различно. Речевые студии: Топт = 0,5—0,6 сек. Музыкальные студии: ТОПт = 0,8—1,6 сек. Чем меньше Т0дт, тем четче речь и разборчивость. Рассмотренное понятие относится к естественной ревербера-ции помещений. Реверберация студии b сильной степени влияет на художественную окраску передачи. Оркестровые передачи приятно слушать из помещений, обладающих большой реверберацией. Для передач литературного характера лучше использовать студии с меньшей реверберацией, способствующей улучшению четкости речи. Величина реверберации зависит от объема студии, количества исполнителей, находящихся в ней, и от акустической обработки поверхностей студии. Достижение оптимальной реверберации студии осуществляется путем подбора соответствующих звукопоглощающих материалов (абсорбентов). Звукопоглощающие свойства различных .материалов принято характеризовать коэффициентом поглощения, представляющим собою отношение акустической мощности, поглощаемой в материале, к акустической мощности звуковой волны, падающей на материал. При его расчете подсчитывается поглощение стен, потолка, людей, мебели, ковров, музыкальных инструментов, осветительной аппаратуры и предметов находящихся в студии. Путем отделки стен, потолка специальными акустическими материалами в виде плит, щитов, панелей или путем обивки поверхностей тканями, можно подобрать необходимую оптимальную реверберацию и частотную характеристику студии. Художественные задачи в ряде случаев требуют создания или усиления эффекта реверберации. Для этой цели применяется искусственная реверберация, которая создается при помощи специальных приборов — ревербераторов. На телевидении применяются следующие типы ревербераторов: а) листовые; б) пружинные; в) магнитные; г) электронные; д) эхо-камера. Наибольшее распространение получили листовые ревербераторы, которые с успехом применяются гари записи музыки. Магнитные ревербераторы используются для получения спецэффектов. Перечисленные типы ревербераторов имеют как достоинства, так и недостатки. Однако общий (недостаток всех этих типов -невозможность создания эффекта перемещения ревербарацион-ного сигнала в акустическом пространстве. Этот эффект может обеспечить цифровой или электронный ревербератор, который является процессором реального времени для звуковых сигналов с очень высокой скоростью обработки. Сигналы обрабатываются в соответствии с выбранной программой. Цифровой ревербератор обеспечивает высококачественную реверберацию с переменными параметрами, такими как время реверберации, частотная характеристика времени реверберации, «эхо» с переменным временем и целый ряд других эффектов. Преимущество телевидения перед другими средствами массового общения — его репортажная оперативность. Передачи-трансляции дают возможность зрителю стать как бы участником происходящих событий. Работа на трансляциях представляет для звукорежиссеров особую сложность, так как микрофоны находятся в различных акустических условиях при наличии посторонних шумов. Во время трансляции звукорежиссер может находиться либо в режиссерском отсеке передвижной телевизионной станции (ПТС) или непосредственно на съемочной площадке. На съемочной площадке звукорежиссер легче ориентируется, чем в автобусе рядом с режиссером; находясь в непосредственной близости от актеров, комментаторов, репортеров, звукорежиссер может вносить в их работу свои коррективы, легко изменять расстановку микрофонов. За последние годы звукорежиссерами телевещания накоплен огромный опыт по проведению телепередач различных жанров. Новая телевизионная техника значительно расширила творческие и технические .возможности. Особенно это касается проведения внестудийных передач. Здесь прежде всего необходимо отметить трансляции массовых демонстраций и празднеств. При передаче такого рода программ на долю звукорежиссера выпадает ответственная работа, обеспечивающая высокий художественный и технический уровень звукового сопровождения. Правильная расстановка микрофонов, их число, удачно .выбранным баланс между комментаторами и атмосферой в значительном степени будут определять идейно-художественное качепмо трансляции. Задача звукорежиссера заключается в том, чтобы передать В'се звуковое 'многообразие демонстрации трудяшпхгм, прохождения на параде всех родов войск, оркестров, хорош и i д.; выделить на первый план наиболее сущегпмитыг гп i.итого момента объекты празднества (речи оратории. »i н-и.им. по.чгла-сы, выступление сводных коллективом и i i ), обесчшЧНТЬ от- четливое звучание голосов комментаторов, ведущих на фоне разнообразных звуков рассказ о происходящем. Во время трансляции по телевидению демонстрации трудящихся и военного парада работают,два звукорежиссера. Один из них находится на трансляционное пункте площади или в автобусе (ПТС), где регулирует уровень 'громкости речи комментаторов и шумов площади, а другой звукорежиссер работает в одной из студийных аппаратных, где производит включение в эфир всех звуковых компонентов. Второй звукорежиссер располагает следующими компонентами звука на микшерсшм пульте: а) дикторским текстом (комментаторы) и шумами с пло щади; б) приветствиями и речью принимающего парад; в) музыкой с магнитофонов; г) .студийными выступлениями, включая диктора; д) киновставками. Непременным компонентом трансляций со стадионов, заводов, парков культуры и отдыха и других общественных мест является шум, характеризующий атмосферу происходящего. Самостоятельные микрофоны для передачи шумов (аплодисменты, возгласы и т. п.) являются важнейшей составной частью трансляционной аппаратуры. При передаче по телевидению спортивных соревнований звуковое сопровождение складывается из речи комментатора и шумов стадиона. Комментатор находится в специально оборудованной кабине, а шумовые микрофоны устанавливаются в зоне стадиона. В последнее время благодаря ряду новшеств несколько изменилась методика работы звукорежиссера. Если раньше звукорежиссеру приходилось следить за уровнем звука, который поступал с микрофона комментатора, то теперь этот микрофон находится в цепи АРУ (автоматический регулятор уровня). Таким образом звукорежиссер следит за уровнем шумов, а также за соотношением речи комментатора и шумов стадиона. Этот шум должен прослушиваться непрерывно и в то же время не должен перекрывать речь' комментатора даже в наиболее острые моменты соревнования. При передаче международных соревнований (по Олимпийской системе) требуется в обязательном порядке, наряду с общим шумом стадиона, передавать звуковые планы (удары по мячу, удары по шайбе, скрежет по льду и т. д.). Для этой цели, кроме микрофонов общего плана применяют микрофоны остронаправленные, которые благодаря своей специальной конструкции позволяют выделить из общего шума нужную звуковую информацию. При постройке спортивных комплексов предусматривается подвеска микрофонов над игровой площадкой, с возможностью 9 изменять их расстояние до источника звука дистанционно или вручную. Такая позиция микрофонов по отношению к игровой площадке дает возможность более полно охватить -поле действия, а отсутствие микрофонов на стойках не загромождает игрового пространства. Иногда перед соревнованиями выступают официальные лица, в этих случаях звукорежиссер должен установить специальный микрофон, который должен выключаться и убираться с поля немедленно -по окончании официальной части. Одной из разновидностей работы звукорежиссера является его участие при трансляции больших спортивных праздников, а также соревнований по фигурному катанию. Действие этих мероприятий обычно происходит с музыкальным сопровождением. В существующих спортивных комплексах предусмотрена централизованная «раздача» звуковых сигналов музыки и шумов стадиона во все аппаратные, обслуживающие телевидение и радиовещание. Звукорежиссер телевидения коммутирует на один регулятор своего пульта речи ораторов и шумы с поля и трибун,, а на другой — музыку с магнитофонов или оркестровое сопровождение. Трансляции и видеозаписи из (концертных залов, театров и цирка занимают большое место в общем объеме телевизионного вещания. Методика работы звукорежиссера при этом виде работы ib основном сходна с приемами, практикуемыми при передаче или записи из телестудии. Трансляции симфонических концертов. Микрофоны устанавливаются по определенным схемам. Обычно число микрофонов составляет 10—12. При хорошей акустике -концертного зала число микрофонов может быть уменьшено. Звукорежиссер находится за пультом в радиоложе. Расстановка микрофонов при трансляции и видеозаписи симфонического оркестра определяется характером программы концерта. В состав симфонического оркестра может входить более 100 музыкантов (в зависимости от .характера исполняемого произведения). Группа струнных инструментов может состоять из двадцати первых скрипок, шестнадцати вторых, двенадцати альтов, десяти виолончелей и восьми контрабасов. Группа деревянных духовых инструментов обычно имеет по два или три исполнителя на каждый вид инструментов: флейту, гобой, кларнет и фагот, (флейта-пиколло, английский рожок, бас-кларнет или саксофон, контрфагот). В оркестре, как правило, четыре валторны, две или три трубы, три тромбона и иногда туба. В большинстве произведений для симфонического оркестра требуются трое литавр и много других ударных инструментов, на которых должны играть два или три музыканта. Часто в оркестре заняты две арфы и челеста. В практике записи симфонического оркестра существуют различные схемы рассадки музыкантов на сценической площад- 10 ке или в студии. Обычно это зависит от .характера произведения, акустических условий, а также от индивидуальности дирижера. Звукорежиссер может оказать значительную помощь телевизионному режиссеру в организации грамотного показа программы концерта. Здесь очень важно осуществить точный и своевременный показ на экране оркестровых групп, солирующих инструментов и дирижера. Во время передачи (записи) звукорежиссер, находясь рядом с телевизионным режиссером, по заранее размеченной во время репетиций партитуре, может подсказать места переходов с одной камеры на другую и таким образом содействовать музы-» кально обоснованной раскадровке. Определенные трудности перед звукорежиссером возникают при передачах из оперных и драматических театров. В связи с частыми и резкими передвижениями артистов вдоль и в глубь сцены, от звукорежиссера требуется большая оперативность. Быстро изменяющиеся расстояния 'между исполнителями и микрофонами создают разные соотношения звучания голосов артистов и оркестра. Это вызывает необходимость своевременной коррекции передачи. Трансляция драматического спектакля. Режиссерское решение эпизода, актерские мизансцены влияют на расстановку микрофонов. Обычно микрофоны устанавливаются /вдоль рампы сцены на малых стойках (утюжках). Звукорежиссер по ходу передачи плавно переходит от одного микрофона к другому в зависимости от нахождения актера на сцене в данный момент. Центральный микрофон никогда не выводится до конца, так как необходимо постоянно поддерживать акустическую атмосферу. Применяются микрофоны динамического типа. Слуховой контроль звукорежиссер ведет на головные телефоны. Звуко-режиссерский пульт находится в зале (если нет -специальной радио ложи). Трансляция оперных спектаклей. Этот вид работы звукорежиссера наиболее сложный. От звукорежиссера зависит звучание оркестра, ясность 'музыкального текста, равномерность передачи красок инструментовки, создание наиболее полного представления о мизансценах. При трансляции оперных спектаклей из" театра необходимо: а) получить хороший звуковой баланс оркестра; б) создать соответствующий баланс голосов и их разделение (с помощью неподвижны-х микрофонов). Для удовлетворительной трансляции звучания голосов артистов часть микрофонов следует располагать в непосредственной близости к исполнителям, т. е. на самой сцене. Для оркестра устанавливаются свои микрофоны. Количество 'микрофонов определяются возможностями звукорежиссерского пульта (количеством микрофонных каналов). Переход с микрофона на И микрофон осуществляется по мере передвижения артистов по сцене. Слуховой контроль производится на высококачественный громкоговорящий агрегат, который .находится в специальной радиоложе. Визуальный контроль ведется через стекло (звуконепроницаемая стеклянная переборка), сквозь которое звукорежиссер видит сцену. Звукорежиссерский пульт находится в радиоложе. Трансляции эстрадных концертов. Эстрадный концерт состоит из номеров самых различных жанров: эстрадные песни, фрагменты из оперных и балетных спектаклей, выступление чтецов и т. д. Обычно «применяют 4—5 микрофонов. При расстановке микрофонов следует учитывать местное звуковое усиление. Несколько замечаний о работе звукорежиссера при передачах циркового представления. Акустические свойства циркового помещения, разбросанные мизансцены с участием артистов разговорного жанра, частая смена цирковых приспособлений — все это не позволяет установить постоянные микрофоны на арене. В этих условиях стационарные микрофоны устанавливаются только в оркестре, остальные микрофоны предварительно расставляются около арены, а во время передачи быстро подставляются отдельным исполнителям (ведущему, другим артистам) работниками цирка, обслуживающими арену. Этот персонал заранее инструктируется звукорежиссером после предварительного просмотра им программы представления. Вся звуковая информация с микрофонов, расположенных на различных игровых площадках, поступает па микшерский пульт звукорежиссера. Микшерские пульты могут быть установлены в специальных помещениях (радиоложи) или в передвижных средствах (автобусы ПТС). Сегодня радиоложами оборудовано большинство концертных залов и театров. В тех случаях, 'когда радиоложа отсутствует, звукорежиссер располагается в автобусе. Микшерский пульт дает возможность подключения до 20 микрофонов. Сидя в автобусе звукорежиссер ведет высококачественный звуковой контроль, а также визуальный «подсмотр» при помощи трех видеоконтрольных устройств (ВКУ) или мониторов. I l.'uiii'iiie мониторов, помимо общего контроля, дает звукорежиссеру возможность оперировать звуковыми планами в замппгмости от движения телевизионных камер. Запись музыкальных фонограмм запимлот большие место в работе звукорежиссера телевидения. Это могут бы п. (кии.шнс и малые составы симфонических оркестров, -мч рлдт.и1 и uyxoiBbie оркестры, хоры и вокалисты, ансамбли и от/и-.'ч.имс • ч.'шрующие инструменты. Записи музыкальных И'роини-'И'Пнш Moryi прово- 12 диться как непосредственно во время передачи (синхронная съемка), так и самостоятельно (предварительная запись). Современные требования к художественному и техническому качеству музыкальных фонограмм для телевизионных передач достаточно высокие. Как уже говорилось выше, качество записи зависит от многих факторов, но главными из них являются акустические условия студии и размещение микрофонов и исполнителей. Современные пульты для записи музыки дают возможность подключения большого числа микрофонов. Это обстоятельство позволяет звукорежиссеру применить так называемую полими-^ крофонную систему записи звука. Данная система записи является наиболее распространенной. Устанавливая микрофоны перед отдельными инструментами или группами инструментов оркестра, звукорежиссер локализует их звучание, делает его более конкретным. При такой системе записи количество и расположение микрофонов в каждом конкретном случае будет зависеть от акустики данного помещения, его объема, содержания музыкального номера, а также художественной задачи. Обычно первые и вторые скрипки собраны в компактную группу. Все микрофоны конденсаторного типа с характеристикой направленности — «кардиоида», что обеспечивает наилучшее восприятие именно той группы оркестра, на которую они направлены. При такой рассадке оркестра и расстановке микрофонов четко передаются звуки каждой группы оркестра. Определяя места оркестрантов и позиции микрофонов, необходимо учитывать специфику инструментов, направленность их звуковых излучений, акустику помещения, где проводится запись, технические характеристики микрофонов, а также характер исполняемой музыки. Уже многие годы имеет распространение последовательная запись методом наложения. Этот метод записи успешно применяется и сегодня. Последовательная запись музыкальных компонентов с их дальнейшим .совмещением не ограничивается записью певца и аккомпанемента. Последовательным наложением можно дописывать и отдельных солистов оркестра и группы инструментов. Акустика студии оказывает большое влияние на полноценное звучание оркестровых записей. Вот что пишет Ж- Бернар по этому поводу: «Весьма важно создать хорошую акустическую обстановку вокруг оркестра. Нужно чтобы акустическая обработка поверхностей, окружающих оркестр, обеспечивала зону однородной реверберации. Эти поверхности определяют характер звуковых отражений. Они должны обладать способностью направить первые отражения звука в сторону зала и микрофона. Отражающие поверхности изготовляются преимущественно из фанеры, а иногда из более плотных материалов. Они необхо- 13 димы для обеспечения в самом первоисточнике полноты звучания оркестра и выразительности тембра различных инструментов. Их форма не должна создавать концентрацию звука или порхающее эхо. Наличие поблизости таких поверхностей способствует слитности оркестра и создает благоприятные условия исполнителям для самоконтроля»4. В последнее время -получила распространение многоканальная запись музыки. Звуковая информация от каждого, из большого числа микрофонов, -поступает на свою звуковую дорожку. В результате этого процесса мы получаем многоканальный оригинал магнитной записи, в который можно вносить исправления. При это'м методе записи открываются большие творческие возможности, так 'как в процессе «перезаписи» звукорежиссер и композитор добиваются необходимого 'баланса между отдельными группами оркестра, а также отдельными инструментами уже без присутствия исполнителей, что дает возможность уделить -больше внимания и времени звуковой пластике записываемого произведения. Фонограмма записанного музыкального произведения является (плодом творческих и технических усилий звукорежиссера, композитора, дирижера, исполнителей, музыкального редактора. При контрольном прослушивании записанных фонограмм их качество можно оценить, взяв за основу ряд параметров: «Звучание. Всякая запись должна иметь приятное звучание. До того как заняться разбором отдельных деталей, необходимо прежде всего определить общее качество звучания. При этом нужно обратить внимание на следующее: Приятен ли звук или он неприятен? Необходимо уточнить баланс звучания по частотам (имеется ли излишек высоких или низких частот), охарактеризовать богатство и блеск звука (или определить, что звук является глухим). Звук должен быть чистым, «воздушным», «жемчужным» и прозрачным (в противоположность звучанию тусклому, без оттенков). Он должен быть естественным, простым, а не -искусственным, -если только не стремятся получить какой-либо специальный эффект. Уточнить, является ли звук в полной мере внятным и разборчивым. Он должен обладать «остротой». Желательно, чтобы звучание было изящным. Часто встречаются звукозаписи, сделанные грубо. Обладают ли низкие звуки достаточной закругленностью (или они гру.чпы и назойливы)? Обладают ли высокие звуки -прозрачностью, свежестью (или же звук острый, резкий, оставляет впечатлен не однообразия)? Восприятие произведения в целом. (Звуковая перспектива): определение звуковых планов и соответствие последних содержанию. Уточнение границ частей, перемены гшуконых планов, оценка окружающей акустической обстановки. Качество регулирования уровня: соопнчстшк1 ере икто уровня данной записи стандартному среднему ур»мшю |>;i чпопере- 14 дач, телепередач; перемодуляция, недостаточная модуляция, сохранение контрастов, слишком грубые вмешательства регулятором уровня, чрезмерное сжатие ограничителем, толчки ограничителя, пропадание звука. Оценка микширования: четкость микширования, равновесие между различными группами инструментов. Равновесие планов, тонкость микширования, правильное использование обстановки и оценка различных звуковых планов. Качество связей отдельных частей»5. Большинство телепрограмм сегодня записываются предварительно на магнитную видеоленту с последующей возможностью э электронного монтажа. В качестве аппаратуры для записи в стационарных условиях применяются отечественные видеомагнитофоны типа «Кадр», а также видеомагнитофоны зарубежного производства. Для событийных съемок используют видеомагнитофоны, входящие в телевизионный журналистский комплект («ТЖК»). При проведении внестудийных передач или их записи на видеоленту, применяется аппаратура, смонтированная на крупногабаритных автотрейлерах. Такие комбинированные ПТВС (передвижные телевизионные видеозаписывающие станции) позволяют вести не только прямые выездные телепередачи спортивных состязаний, массовых празднеств и т. п., но и записывать их на месте. При электронной съемке звуковая информация обычно записывается на звуковую дорожку видеоленты. Как правило звук записывается одновременно со съемкой, т. е. синхронно. Методика такой записи звука ничем не отличается от записи при прямой киносъемке. Синхронность звука с изображением является важным преимуществом видеосъемки, особенно при съемке документальных телефильмов. Однако при съемках художественных телефильмов видеоспособом создаются условия, которые не дают возможности получить полноценную высококачественную фонограмму (наличие посторонних шумов, съемки в акустически непригодных помещениях, помехи от осветительных приборов и т. п.). В этих случаях необходимо прибегнуть к последующему речевому и шумовому озвучению. Для этой цели на Ленинградском телерадиоцентре в 1981 году была разработана экспериментальная технология озвучения видеофильмов (речевое и шумовое), электронного монтажа звука и перезаписи. По этой технологии был озвучен ряд художественных видеофильмов: «Эзоп», «Ювелирное дело», «Мера пресечения», «По коням». Открывшаяся возможность последующего озвучения речи и шумов в видеофильме значительно улучшит художественное и техническое качество фонограммы. Процесс речевого и шумового озвучения видеофильма сходен с аналогичным процессом в кино. Однако здесь имеется ряд тех- 15 нологических особенностей, связанных со спецификой телевидения. Так, вместо разрезки рабочего позитива и черновой фонограммы на отдельные кольца в -кино, здесь производится предварительная разметка на условные «кольца» смонтированного видеофильма, а затем производится их тираж с использованием двух видеомагнитофонов «Кадр». При тонировании речи актеры в ателье находятся не перед киноэкраном, а перед телеэкраном. Звук с черновой фонограммы, который записан на звуковой дорожке видеоленты во вре-мя съемок, поступает актеру на головные телефоны. Запись речи ведется на перфорированную 16 мм магнитную ленту. При тонировке шумов звукооформители работают под телеэкран. Однако в этом случае тиража «колец» не производят, а озвучение идет по ранее размеченным по хронометражу (паспорт) кускам. Озвучение идет челночным способом. После электронного монтажа речи, музыки и шумов под телеэкран, смонтированная речь, музыка и шумы являются исходными материалами к перезаписи. Перезапись производится с использованием многоканального микшерского пульта под телеэкран. Записанная фонограмма является оригиналом магнитной перезаписи (16 мм). После предъявления записанной фонограммы ОТК осуществляется «перегон» звуковой информации на звуковую дорожку видеоленты — видеофильма. Тонировка речи и шумов, многоканальная перезапись значительно расширяют творческие возможности звукорежиссера в реализации режиссерского замысла видеофильма. Данная технология позволяет (получить совмещенную фонограмму шумов и музыки (на второй звуковой дорожке видеоленты), что дает возможность осуществить международный обмен телепрограммами. |
Звук в жизни и в искусстве ... |
Литературный конкурс «Страна, которой нет на глобусе-Литературия»... Конкурс строится по принципу телевизионной игры «Звездный час» состоящий из пяти раундов: I раунд – «Остров Поэзии», II раунд – «Море... |
||
1. Музыка вид иск-ва, отраж дествит-ть в звук образах и активн возд-щий... Осн элем-ты музыки: мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр и т д ф-ции музыки: Развлекат, Гедонистич, ф-ция общения,... |
Концепция республиканской телевизионной интеллектуальной олимпиады для старшеклассников О создании просветительской научно-образовательной телепередачи «Умники и умницы Дагестана» |
||
1. Слово, в котором звук [щ'] передан буквосочетанием В этих словах не пишется на конце слова ь. А брос дрож в реч тиш |
Кроссворд «Слова на шипящий согласный звук» Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка |
||
Ритм, рифма и звук как средства выразительности по отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин» Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения |
Курсовая работа На тему «Эффективность телевизионной рекламы» Обычного телезрителя реклама раздражает и он заинтересован в том, чтобы рекламы на телевидении было меньше. Однако телевизионная... |
||
Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс В. С. Кузина, Ломова С. П игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.... |
Конкурсов и викторин по программе: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,... Вашему вниманию представлены списки произведений для изучения на уроках литературы и для уроков внеклассного чтения, литературных... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |