Звук в телевизионной программе




Скачать 1.28 Mb.
Название Звук в телевизионной программе
страница 1/4
Дата публикации 14.05.2014
Размер 1.28 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Журналистика > Документы
  1   2   3   4

Министерство культуры РФ




Ленинградский институт театра музыки и кинематографии




М.И. ВЕНДРОВ


Звук в телевизионной программе



Ленинград 1988


В основу учебного пособия положен материал лекций, которые читались студентам режиссерского факультета ЛГИТМиК. Пособие дает представле­ние о принципах звукового оформления телевизионных программ различных жанров.

Большое внимание в пособии уделено основам звукорежиссуры, роли речи, музыки, шумов и монтажа и создании музыкального образа, методике работы, основам технологического процесс;! записи и воспроизведения звука.

Р ецс н з с н т ы: кандидат технических наук доцент ЛИКИ К, Г, ЕРШОВ,

инженер ЛРТЦ Б. 3. ГУРИН, доцент ЛГИТМнК В. Н. КАРПОВ

ЛГИТМиК, 1988

ВВЕДЕНИЕ



Еще в 1946 году С. Эйзенштейн пророчески определил свое отношение к телевидению: «...перед нами как реальность стоит живая жизнь в чуде телевидения, уже готовая взорвать еще не до конца освоенное и осознанное опытом немого и звукового ки­нематографа» 1.

Созданные телевизионные сети вместе с системой телепере- дач через спутники связи охватили территорию с населением свыше 160 млн. человек.

Вот что сегодня говорит статистика: театральные спектакли по всей территории СССР в течение сезона собирают около 90 млн. зрителей, кинофильмы с кассовым успехом за полгода собирают 60—70 млн. зрителей, а телевизионный фильм или спектакль, показанный по первой программе ЦТ, одновременно смотрят в среднем 80 млн. зрителей. В настоящее время прием­ная сеть СССР одна из самых значительных в мире.

Наиболее близким к телевидению является искусство кине­матографа. И именно с кинематографом приходится сравнивать изобразительные средства телевидения, чтобы выяснить их осо­бенности, их собственные изобразительные и выразительные возможности.

Телевидение, равно как и кино, воздействует одновременно на зрение и слух. При этом сочетание движущегося изображе­ния и звука позволяет полнее и всесторонне показать происхо­дящие события. Телевидение дает информацию о событиях раз­бивающихся в данный момент, создает «эффект присутствия», доставляя информацию на дом.

Пути телевизионной и кинематографической эстетики во многом сходятся, а иногда и просто совпадают. И кинемато­граф, и телевидение сходятся в общем процессе развития куль­туры. Однако телевидение, в отличие от кинематографа, не пе­реживало немого периода. Оно сразу родилось как искусство звуковое, сочетающее в себе зрительный и звуковой ряд.

Появление звука в кино явилось началом новой эры для этого вида искусства. Ведущие мастера кинематографа поняли, что умело используемый наравне с изображением звук, явля­ется сильным средством психологического воздействия на зри­теля. Вот что писал в 1929 г. по этому поводу кинорежиссер В. Пудовкин: «Теперь, когда я закончил «Дезертира», — я убеж­ден, что звуковой фильм потенциально является искусством бу­дущего. Это не оркестровое произведение, в центре которого му­зыка, и не театральный спектакль, где доминирующий фактор — актер: фильм даже не сродни опере. Это — синтез каждого и всякого элемента: словесного, зрительного и философского. В

наших 'Возможностях передать мир во всех его очертаниях 'и от­тенках в новой форме 'искусства, которое наследует и пережи­вет все другие искусства, ибо оно является высочайшим сред­ством художественного выражения, позволяющим показать се­годняшний и завтрашний день»2.

И до появления звука, как технического 'изобретения, немое кино всегда тяготело к звуку. Первые попытки использования звука в кино приняли формы музыкального сопровождения фильма. Характер музыкального сопровождения 'Соответство­вал действию, происходящему на экране, иногда филымы сопро­вождались н звуковыми эффектами.

С момента появления «звуковой дорожки» возникла пробле­ма: звук — изображение. К сожалению использование звука в фильмах, за малым исключением, пошло по линии наименьшего сопротивления — по принципу звукового сопровождения, т. е.что видно, то и слышно. Но слуховое внимание и слуховая память наиболее остро отмечают тот звук, который не иллюстрирует видимое зрителем, а вступает с ним в противоречие. Это поло­жение имеет одинаковую силу как для кинематографа, так и для телевидения.

Подвижность микрофона и разнообразные возможности его использования напоминают свойства камеры. Микрофон слы­шит больше, чем может услышать ухо, и 'слышит иначе. В зву­козаписи нет отдельных кадров. Микрофон улавливает вое, что звучит достаточно громко, чтобы быть услышанным. Однако можно отдельно записать любое количество звуков (музыка, речь, шумы) и в любом сочетании соединить «х в одной фоно­грамме.

«Так звук, в сочетании со светом, цветом, глубиной кадра, его фактурой, тембром, характером движения камеры может оттенять или контрастировать, делать резче или сглаживать многие стороны экраннного действия, влиять «а временное и пространственное его восприятие.

Многообразие звуковых связей в природе позволяет сочетать в фильме различные звуковые компоненты — музыку, шумы, речь —влияя с помощью звука на пространственную перспек­тиву кадра.

Звук, как и изображение, может быть «общим», «крупным», «средним». Звуковое и зрительное пространство кадра находят­ся в тесной зависимости, при этом пластическое пространство может соответствовать или не соответствовать звуковому, а крупный план в звуке сочетаться с самым общим планом изо бразительным. На этой антиномии звукового и зрительном» пространства и основывается звукопространственная перетек ш ва фильма»3.

Каждый кадр, взятый (в отдельности, неподвижен, пока он не придет в движение. В звуковом ряде нет ничего похожего, ибо в нем нет статичных элементов. Звук непрерывен во времени

ГЛАВА I

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ-

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ. СТУДИЙНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ.

О РЕВЕРБЕРАЦИИ. ВНЕСТУДИЙНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ.

ЗАПИСЬ МУЗЫКИ. ЗВУК В ВИДЕОФИЛЬМЕ

Звукорежиссер телевидения является реализатором творче­ского замысла режиссера. От его мастерства в использовании звука, от его умения найти и применить наиболее эффективный технический прием зависит успех телепрограммы в целом. Про­фессия звукорежиссера очень сложна, т. к. многофункциональ­на. Звукорежиссер должен обладать большим комплексом са­мых разнообразных знаний.

Для успешной работы на телевидении звукорежиссер дол­жен объединять в себе творческого работника и инженера, хоро­шо разбираться в режиссуре, и актерском искусстве, обладать музыкальной культурой, острым слухом, чувством ритма, ориен­тироваться в музыкальной литературе. Только .владея всем этим арсеналом средств звукорежиссер может внести существенный вклад в создание полноценных произведений современного теле­искусства. Роль и место звукорежиссера ib творческом «процессе создания телевизионных передач во -многом схожи с работой звукооператора в кино.

Работа звукорежиссера на вещании складывается из «жи­вых» передач (непосредственно из студии или внестудийных) и предварительной записи различных звуковых компонентов, вхо­дящих в передачу. В последнее время распространена предва­рительная видеозапись передач с последующей возможностью видеомонтажа. Специфические условия телевизионной техноло­гии требуют от звукорежиссера телевидения определенного на­выка в работе и знания широкого круга вопросов касающихся акустики, записи и воспроизведения звука..

К специфике телевизионной технологии следует отнести:

а) широкое использование в телепередачах киносюжетов с
сохраненным или специально замененным звуковым сопровож­
дением;

б) одновременные наложения по ходу телевизионной пере­
дачи самых разнообразных звуковых компонентов (живая речь,
музыка, шумы, звукозапись, кино);

в) введение и смена всех этих элементов синхронно с изо­
бражением;

г) постоянное перемещение источшгка звука, в связи с пере­
движением артистов и сменой сценических площадок студии;

д) Изменение акустики в связи с работой попеременно в той
или иной части студии возведением в ней разных декораций;

е) расположение микрофонов, как правило, вне зрительного кадра;

ж) 'изменение зрительных .планов три .наездах, отъездах ка
меры 'Или отходе 'исполнителей, требующее аналогичного изме­
нения ощущения эффективной реверберации.

Как в кино, так и :в телевидении значительное место занима­ет звукозапись. Сегодня не мыслима ни одна передача или фильм без этого процесса. Современный высокий технический уровень предварительной записи позволяет подавляющую часть телевизионных программ строить на воспроизведении звуко­записей (фонограмм).

Роль звукорежиссера при записях на пленку значительна.

Запись речи и м'узыки занимает большое место лри форми­ровании телепрограммы. Здесь открывается возможность для реализации способностей звукорежиссера, начиная от расста­новки микрофонов до чмонтажа фонограммы. Передачи из сту­дии составляют большую часть телевизионного вещания. В те­левизионной практике встречается несколько типов студий:

а) речевые студии с площадью пола 10—30 кв. м. Из таких
студий передаются доклады, беседы, а та.кже материалы, чита­
емые одним или несколькими выступающими;

б) студии для выступления небольших ансамблей, имеющие
площадь пола 50—150 кв. (м. Эти студии предназначены для
передач 'камерной .музыки (солисты-инструменталисты и вокали­
сты, трио, .квартеты), небольших оркестров п сшров (от 12 до
30 исполнителей), а также драматические постановки средней
сложности;

в) студии больших форм с площадью пола от 200 до 600 и
более кв. м, предназначенные для передачи симфонической,
оперной музыки, ораторий, выступлений .крупных исполнитель
оких коллективов и телепостановок, включающих 'большое ко
личество исполнителей и интерьеров (декораций).

Важнейшими акустическими характеристиками студии .по бого назначения являются параметры ее реверберации.

Акустические свойства помещения (студии) сильно влияют на характер звучания исполняемой в нем музыки и речи. »т<> влияние обусловлено наличием звуков, пришедших 'К e./iym.i ie-лю (или микрофону) не только, непосредственно or пепт.'иште-ля, но и после отражений от стен, потолка, пола и ирг инчои. Благодаря существованию звуковых отражении, при •ммк./почс-нии источника звук не пропадает мгновенно, ,ч 1вм>1фй@1 и к-че-ние какого-то определенного для данного .помещении примени.

Постепенное затирание звука в помещении, i « 1 i\ мание,

называется реверберацией.

Поглощение звука зависит от размеров помещения, свойств материалов, покрывающих стены, потолок, пол и т. д. Для срав­нения помещений по их акустическим свойствам введено поня­тие времени стандартной реверберации /Т/. Это время, за кото­рое, с момента выключения источника звука, звуковое давление в помещении уменьшится в 1000 раз. Для художественной пе­редачи речи, симфонической или эстрадной музыки оптималь­ное время реверберации (ОПТ) различно. Речевые студии: Топт = 0,5—0,6 сек. Музыкальные студии: ТОПт = 0,8—1,6 сек. Чем меньше Т0дт, тем четче речь и разборчивость.

Рассмотренное понятие относится к естественной ревербера-ции помещений. Реверберация студии b сильной степени влияет на художественную окраску передачи. Оркестровые передачи приятно слушать из помещений, обладающих большой ревербе­рацией. Для передач литературного характера лучше использо­вать студии с меньшей реверберацией, способствующей улучше­нию четкости речи.

Величина реверберации зависит от объема студии, количе­ства исполнителей, находящихся в ней, и от акустической обра­ботки поверхностей студии. Достижение оптимальной ревербе­рации студии осуществляется путем подбора соответствующих звукопоглощающих материалов (абсорбентов). Звукопоглоща­ющие свойства различных .материалов принято характеризовать коэффициентом поглощения, представляющим собою отношение акустической мощности, поглощаемой в материале, к акустиче­ской мощности звуковой волны, падающей на материал. При его расчете подсчитывается поглощение стен, потолка, людей, ме­бели, ковров, музыкальных инструментов, осветительной аппа­ратуры и предметов находящихся в студии.

Путем отделки стен, потолка специальными акустическими материалами в виде плит, щитов, панелей или путем обивки поверхностей тканями, можно подобрать необходимую оптималь­ную реверберацию и частотную характеристику студии.

Художественные задачи в ряде случаев требуют создания или усиления эффекта реверберации. Для этой цели применя­ется искусственная реверберация, которая создается при помо­щи специальных приборов — ревербераторов.

На телевидении применяются следующие типы реверберато­ров:

а) листовые;

б) пружинные;

в) магнитные;

г) электронные;

д) эхо-камера.

Наибольшее распространение получили листовые ревербера­торы, которые с успехом применяются гари записи музыки. Маг­нитные ревербераторы используются для получения спецэффек­тов.

Перечисленные типы ревербераторов имеют как достоинства, так и недостатки. Однако общий (недостаток всех этих типов -невозможность создания эффекта перемещения ревербарацион-ного сигнала в акустическом пространстве. Этот эффект может обеспечить цифровой или электронный ревербератор, который является процессором реального времени для звуковых сигна­лов с очень высокой скоростью обработки. Сигналы обрабаты­ваются в соответствии с выбранной программой. Цифровой ре­вербератор обеспечивает высококачественную реверберацию с переменными параметрами, такими как время реверберации, ча­стотная характеристика времени реверберации, «эхо» с пере­менным временем и целый ряд других эффектов.

Преимущество телевидения перед другими средствами мас­сового общения — его репортажная оперативность. Передачи-трансляции дают возможность зрителю стать как бы участни­ком происходящих событий.

Работа на трансляциях представляет для звукорежиссеров особую сложность, так как микрофоны находятся в различных акустических условиях при наличии посторонних шумов. Во вре­мя трансляции звукорежиссер может находиться либо в режис­серском отсеке передвижной телевизионной станции (ПТС) или непосредственно на съемочной площадке. На съемочной пло­щадке звукорежиссер легче ориентируется, чем в автобусе ря­дом с режиссером; находясь в непосредственной близости от актеров, комментаторов, репортеров, звукорежиссер может вно­сить в их работу свои коррективы, легко изменять расстановку микрофонов.

За последние годы звукорежиссерами телевещания накоплен огромный опыт по проведению телепередач различных жанров. Новая телевизионная техника значительно расширила творче­ские и технические .возможности. Особенно это касается прове­дения внестудийных передач. Здесь прежде всего необходимо отметить трансляции массовых демонстраций и празднеств. При передаче такого рода программ на долю звукорежиссера выпа­дает ответственная работа, обеспечивающая высокий художест­венный и технический уровень звукового сопровождения. Пра­вильная расстановка микрофонов, их число, удачно .выбранным баланс между комментаторами и атмосферой в значительном степени будут определять идейно-художественное качепмо тран­сляции.

Задача звукорежиссера заключается в том, чтобы передать В'се звуковое 'многообразие демонстрации трудяшпхгм, прохож­дения на параде всех родов войск, оркестров, хорош и i д.; вы­делить на первый план наиболее сущегпмитыг гп i.итого мо­мента объекты празднества (речи оратории. »i н-и.им. по.чгла-сы, выступление сводных коллективом и i i ), обесчшЧНТЬ от-

четливое звучание голосов комментаторов, ведущих на фоне разнообразных звуков рассказ о происходящем.

Во время трансляции по телевидению демонстрации трудя­щихся и военного парада работают,два звукорежиссера. Один из них находится на трансляционное пункте площади или в ав­тобусе (ПТС), где регулирует уровень 'громкости речи коммен­таторов и шумов площади, а другой звукорежиссер работает в одной из студийных аппаратных, где производит включение в эфир всех звуковых компонентов.

Второй звукорежиссер располагает следующими компонен­тами звука на микшерсшм пульте:

а) дикторским текстом (комментаторы) и шумами с пло­
щади;

б) приветствиями и речью принимающего парад;

в) музыкой с магнитофонов;

г) .студийными выступлениями, включая диктора;

д) киновставками.

Непременным компонентом трансляций со стадионов, заво­дов, парков культуры и отдыха и других общественных мест является шум, характеризующий атмосферу происходящего. Са­мостоятельные микрофоны для передачи шумов (аплодисменты, возгласы и т. п.) являются важнейшей составной частью транс­ляционной аппаратуры.

При передаче по телевидению спортивных соревнований зву­ковое сопровождение складывается из речи комментатора и шу­мов стадиона. Комментатор находится в специально оборудо­ванной кабине, а шумовые микрофоны устанавливаются в зоне стадиона.

В последнее время благодаря ряду новшеств несколько из­менилась методика работы звукорежиссера.

Если раньше звукорежиссеру приходилось следить за уров­нем звука, который поступал с микрофона комментатора, то те­перь этот микрофон находится в цепи АРУ (автоматический ре­гулятор уровня). Таким образом звукорежиссер следит за уров­нем шумов, а также за соотношением речи комментатора и шу­мов стадиона. Этот шум должен прослушиваться непрерывно и в то же время не должен перекрывать речь' комментатора даже в наиболее острые моменты соревнования.

При передаче международных соревнований (по Олимпий­ской системе) требуется в обязательном порядке, наряду с об­щим шумом стадиона, передавать звуковые планы (удары по мячу, удары по шайбе, скрежет по льду и т. д.).

Для этой цели, кроме микрофонов общего плана применяют микрофоны остронаправленные, которые благодаря своей спе­циальной конструкции позволяют выделить из общего шума нужную звуковую информацию.

При постройке спортивных комплексов предусматривается подвеска микрофонов над игровой площадкой, с возможностью

9

изменять их расстояние до источника звука дистанционно или вручную. Такая позиция микрофонов по отношению к игровой площадке дает возможность более полно охватить -поле дейст­вия, а отсутствие микрофонов на стойках не загромождает игро­вого пространства.

Иногда перед соревнованиями выступают официальные лица, в этих случаях звукорежиссер должен установить специальный микрофон, который должен выключаться и убираться с поля немедленно -по окончании официальной части.

Одной из разновидностей работы звукорежиссера является его участие при трансляции больших спортивных праздников, а также соревнований по фигурному катанию. Действие этих ме­роприятий обычно происходит с музыкальным сопровождением. В существующих спортивных комплексах предусмотрена цент­рализованная «раздача» звуковых сигналов музыки и шумов стадиона во все аппаратные, обслуживающие телевидение и ра­диовещание. Звукорежиссер телевидения коммутирует на один регулятор своего пульта речи ораторов и шумы с поля и трибун,, а на другой — музыку с магнитофонов или оркестровое сопро­вождение.

Трансляции и видеозаписи из (концертных залов, театров и цирка занимают большое место в общем объеме телевизионного вещания. Методика работы звукорежиссера при этом виде рабо­ты ib основном сходна с приемами, практикуемыми при передаче или записи из телестудии.

Трансляции симфонических концертов. Микрофоны устанав­ливаются по определенным схемам. Обычно число микрофонов составляет 10—12. При хорошей акустике -концертного зала число микрофонов может быть уменьшено. Звукорежиссер нахо­дится за пультом в радиоложе. Расстановка микрофонов при трансляции и видеозаписи симфонического оркестра определя­ется характером программы концерта.

В состав симфонического оркестра может входить более 100 музыкантов (в зависимости от .характера исполняемого произве­дения). Группа струнных инструментов может состоять из двад­цати первых скрипок, шестнадцати вторых, двенадцати альтов, десяти виолончелей и восьми контрабасов.

Группа деревянных духовых инструментов обычно имеет по два или три исполнителя на каждый вид инструментов: флейту, гобой, кларнет и фагот, (флейта-пиколло, английский рожок, бас-кларнет или саксофон, контрфагот). В оркестре, как прави­ло, четыре валторны, две или три трубы, три тромбона и иногда туба. В большинстве произведений для симфонического оркест­ра требуются трое литавр и много других ударных инструмен­тов, на которых должны играть два или три музыканта. Часто в оркестре заняты две арфы и челеста.

В практике записи симфонического оркестра существуют различные схемы рассадки музыкантов на сценической площад-

10

ке или в студии. Обычно это зависит от .характера произведения, акустических условий, а также от индивидуальности дирижера.

Звукорежиссер может оказать значительную помощь телеви­зионному режиссеру в организации грамотного показа програм­мы концерта. Здесь очень важно осуществить точный и своевре­менный показ на экране оркестровых групп, солирующих инст­рументов и дирижера.

Во время передачи (записи) звукорежиссер, находясь рядом с телевизионным режиссером, по заранее размеченной во время репетиций партитуре, может подсказать места переходов с од­ной камеры на другую и таким образом содействовать музы-» кально обоснованной раскадровке.

Определенные трудности перед звукорежиссером возникают при передачах из оперных и драматических театров. В связи с частыми и резкими передвижениями артистов вдоль и в глубь сцены, от звукорежиссера требуется большая оперативность. Бы­стро изменяющиеся расстояния 'между исполнителями и микро­фонами создают разные соотношения звучания голосов артистов и оркестра. Это вызывает необходимость своевременной коррек­ции передачи.

Трансляция драматического спектакля. Режиссерское реше­ние эпизода, актерские мизансцены влияют на расстановку ми­крофонов. Обычно микрофоны устанавливаются /вдоль рампы сцены на малых стойках (утюжках). Звукорежиссер по ходу передачи плавно переходит от одного микрофона к другому в зависимости от нахождения актера на сцене в данный момент. Центральный микрофон никогда не выводится до конца, так как необходимо постоянно поддерживать акустическую атмо­сферу. Применяются микрофоны динамического типа. Слуховой контроль звукорежиссер ведет на головные телефоны. Звуко-режиссерский пульт находится в зале (если нет -специальной радио ложи).

Трансляция оперных спектаклей. Этот вид работы звуко­режиссера наиболее сложный. От звукорежиссера зависит зву­чание оркестра, ясность 'музыкального текста, равномерность передачи красок инструментовки, создание наиболее полного представления о мизансценах.

При трансляции оперных спектаклей из" театра необходимо:

а) получить хороший звуковой баланс оркестра;

б) создать соответствующий баланс голосов и их разделение
(с помощью неподвижны-х микрофонов).

Для удовлетворительной трансляции звучания голосов ар­тистов часть микрофонов следует располагать в непосредствен­ной близости к исполнителям, т. е. на самой сцене. Для оркест­ра устанавливаются свои микрофоны. Количество 'микрофонов определяются возможностями звукорежиссерского пульта (ко­личеством микрофонных каналов). Переход с микрофона на

И

микрофон осуществляется по мере передвижения артистов по сцене.

Слуховой контроль производится на высококачественный громкоговорящий агрегат, который .находится в специальной радиоложе. Визуальный контроль ведется через стекло (звуко­непроницаемая стеклянная переборка), сквозь которое звукоре­жиссер видит сцену.

Звукорежиссерский пульт находится в радиоложе.

Трансляции эстрадных концертов. Эстрадный концерт состо­ит из номеров самых различных жанров: эстрадные песни, фраг­менты из оперных и балетных спектаклей, выступление чтецов и т. д. Обычно «применяют 4—5 микрофонов.

При расстановке микрофонов следует учитывать местное зву­ковое усиление.

Несколько замечаний о работе звукорежиссера при переда­чах циркового представления.

Акустические свойства циркового помещения, разбросанные мизансцены с участием артистов разговорного жанра, частая смена цирковых приспособлений — все это не позволяет устано­вить постоянные микрофоны на арене. В этих условиях стацио­нарные микрофоны устанавливаются только в оркестре, осталь­ные микрофоны предварительно расставляются около арены, а во время передачи быстро подставляются отдельным исполните­лям (ведущему, другим артистам) работниками цирка, обслу­живающими арену. Этот персонал заранее инструктируется звукорежиссером после предварительного просмотра им прог­раммы представления.

Вся звуковая информация с микрофонов, расположенных на различных игровых площадках, поступает па микшерский пульт звукорежиссера. Микшерские пульты могут быть установлены в специальных помещениях (радиоложи) или в передвижных средствах (автобусы ПТС).

Сегодня радиоложами оборудовано большинство концерт­ных залов и театров. В тех случаях, 'когда радиоложа отсутст­вует, звукорежиссер располагается в автобусе. Микшерский пульт дает возможность подключения до 20 микрофонов. Сидя в автобусе звукорежиссер ведет высококачественный звуковой контроль, а также визуальный «подсмотр» при помощи трех видеоконтрольных устройств (ВКУ) или мониторов. I l.'uiii'iiie мониторов, помимо общего контроля, дает звукорежиссеру воз­можность оперировать звуковыми планами в замппгмости от движения телевизионных камер.

Запись музыкальных фонограмм запимлот большие место в работе звукорежиссера телевидения. Это могут бы п. (кии.шнс и малые составы симфонических оркестров, -мч рлдт.и1 и uyxoiBbie оркестры, хоры и вокалисты, ансамбли и от/и-.'ч.имс • ч.'шрующие инструменты. Записи музыкальных И'роини-'И'Пнш Moryi прово-

12

диться как непосредственно во время передачи (синхронная съемка), так и самостоятельно (предварительная запись).

Современные требования к художественному и техническому качеству музыкальных фонограмм для телевизионных передач достаточно высокие. Как уже говорилось выше, качество записи зависит от многих факторов, но главными из них являются аку­стические условия студии и размещение микрофонов и испол­нителей.

Современные пульты для записи музыки дают возможность подключения большого числа микрофонов. Это обстоятельство позволяет звукорежиссеру применить так называемую полими-^ крофонную систему записи звука. Данная система записи явля­ется наиболее распространенной. Устанавливая микрофоны перед отдельными инструментами или группами инструментов оркестра, звукорежиссер локализует их звучание, делает его более конкретным.

При такой системе записи количество и расположение мик­рофонов в каждом конкретном случае будет зависеть от аку­стики данного помещения, его объема, содержания музыкаль­ного номера, а также художественной задачи.

Обычно первые и вторые скрипки собраны в компактную группу. Все микрофоны конденсаторного типа с характеристикой направленности — «кардиоида», что обеспечивает наилучшее восприятие именно той группы оркестра, на которую они на­правлены. При такой рассадке оркестра и расстановке микро­фонов четко передаются звуки каждой группы оркестра.

Определяя места оркестрантов и позиции микрофонов, необ­ходимо учитывать специфику инструментов, направленность их звуковых излучений, акустику помещения, где проводится за­пись, технические характеристики микрофонов, а также харак­тер исполняемой музыки.

Уже многие годы имеет распространение последовательная запись методом наложения. Этот метод записи успешно приме­няется и сегодня.

Последовательная запись музыкальных компонентов с их дальнейшим .совмещением не ограничивается записью певца и аккомпанемента. Последовательным наложением можно допи­сывать и отдельных солистов оркестра и группы инструментов. Акустика студии оказывает большое влияние на полноценное звучание оркестровых записей. Вот что пишет Ж- Бернар по этому поводу: «Весьма важно создать хорошую акустическую обстановку вокруг оркестра. Нужно чтобы акустическая обра­ботка поверхностей, окружающих оркестр, обеспечивала зону однородной реверберации. Эти поверхности определяют харак­тер звуковых отражений. Они должны обладать способностью направить первые отражения звука в сторону зала и микрофо­на. Отражающие поверхности изготовляются преимущественно из фанеры, а иногда из более плотных материалов. Они необхо-

13

димы для обеспечения в самом первоисточнике полноты звуча­ния оркестра и выразительности тембра различных инструмен­тов. Их форма не должна создавать концентрацию звука или порхающее эхо. Наличие поблизости таких поверхностей способ­ствует слитности оркестра и создает благоприятные условия исполнителям для самоконтроля»4.

В последнее время -получила распространение многоканаль­ная запись музыки. Звуковая информация от каждого, из боль­шого числа микрофонов, -поступает на свою звуковую дорожку. В результате этого процесса мы получаем многоканальный ори­гинал магнитной записи, в который можно вносить исправления. При это'м методе записи открываются большие творческие воз­можности, так 'как в процессе «перезаписи» звукорежиссер и композитор добиваются необходимого 'баланса между отдель­ными группами оркестра, а также отдельными инструментами уже без присутствия исполнителей, что дает возможность уде­лить -больше внимания и времени звуковой пластике записыва­емого произведения.

Фонограмма записанного музыкального произведения явля­ется (плодом творческих и технических усилий звукорежиссера, композитора, дирижера, исполнителей, музыкального редактора.

При контрольном прослушивании записанных фонограмм их качество можно оценить, взяв за основу ряд параметров:

«Звучание. Всякая запись должна иметь приятное звучание. До того как заняться разбором отдельных деталей, необходимо прежде всего определить общее качество звучания. При этом нужно обратить внимание на следующее: Приятен ли звук или он неприятен? Необходимо уточнить баланс звучания по часто­там (имеется ли излишек высоких или низких частот), охарак­теризовать богатство и блеск звука (или определить, что звук является глухим). Звук должен быть чистым, «воздушным», «жемчужным» и прозрачным (в противоположность звучанию тусклому, без оттенков). Он должен быть естественным, про­стым, а не -искусственным, -если только не стремятся получить какой-либо специальный эффект. Уточнить, является ли звук в полной мере внятным и разборчивым. Он должен обладать «остротой». Желательно, чтобы звучание было изящным. Часто встречаются звукозаписи, сделанные грубо. Обладают ли низ­кие звуки достаточной закругленностью (или они гру.чпы и на­зойливы)? Обладают ли высокие звуки -прозрачностью, свеже­стью (или же звук острый, резкий, оставляет впечатлен не одно­образия)?

Восприятие произведения в целом. (Звуковая перспектива): определение звуковых планов и соответствие последних содер­жанию. Уточнение границ частей, перемены гшуконых планов, оценка окружающей акустической обстановки.

Качество регулирования уровня: соопнчстшк1 ере икто уров­ня данной записи стандартному среднему ур»мшю |>;i чпопере-

14

дач, телепередач; перемодуляция, недостаточная модуляция, сохранение контрастов, слишком грубые вмешательства регуля­тором уровня, чрезмерное сжатие ограничителем, толчки огра­ничителя, пропадание звука.

Оценка микширования: четкость микширования, равновесие между различными группами инструментов. Равновесие планов, тонкость микширования, правильное использование обстановки и оценка различных звуковых планов. Качество связей отдель­ных частей»5.

Большинство телепрограмм сегодня записываются предвари­тельно на магнитную видеоленту с последующей возможностью э электронного монтажа. В качестве аппаратуры для записи в ста­ционарных условиях применяются отечественные видеомагнито­фоны типа «Кадр», а также видеомагнитофоны зарубежного производства.

Для событийных съемок используют видеомагнитофоны, вхо­дящие в телевизионный журналистский комплект («ТЖК»).

При проведении внестудийных передач или их записи на ви­деоленту, применяется аппаратура, смонтированная на крупно­габаритных автотрейлерах. Такие комбинированные ПТВС (пе­редвижные телевизионные видеозаписывающие станции) позво­ляют вести не только прямые выездные телепередачи спортив­ных состязаний, массовых празднеств и т. п., но и записывать их на месте.

При электронной съемке звуковая информация обычно запи­сывается на звуковую дорожку видеоленты. Как правило звук записывается одновременно со съемкой, т. е. синхронно. Мето­дика такой записи звука ничем не отличается от записи при прямой киносъемке. Синхронность звука с изображением явля­ется важным преимуществом видеосъемки, особенно при съемке документальных телефильмов. Однако при съемках художест­венных телефильмов видеоспособом создаются условия, которые не дают возможности получить полноценную высококачествен­ную фонограмму (наличие посторонних шумов, съемки в акусти­чески непригодных помещениях, помехи от осветительных при­боров и т. п.). В этих случаях необходимо прибегнуть к после­дующему речевому и шумовому озвучению. Для этой цели на Ленинградском телерадиоцентре в 1981 году была разработана экспериментальная технология озвучения видеофильмов (рече­вое и шумовое), электронного монтажа звука и перезаписи. По этой технологии был озвучен ряд художественных видеофиль­мов: «Эзоп», «Ювелирное дело», «Мера пресечения», «По ко­ням».

Открывшаяся возможность последующего озвучения речи и шумов в видеофильме значительно улучшит художественное и техническое качество фонограммы.

Процесс речевого и шумового озвучения видеофильма сходен с аналогичным процессом в кино. Однако здесь имеется ряд тех-

15

нологических особенностей, связанных со спецификой телевиде­ния. Так, вместо разрезки рабочего позитива и черновой фоно­граммы на отдельные кольца в -кино, здесь производится пред­варительная разметка на условные «кольца» смонтированного видеофильма, а затем производится их тираж с использованием двух видеомагнитофонов «Кадр».

При тонировании речи актеры в ателье находятся не перед киноэкраном, а перед телеэкраном. Звук с черновой фонограм­мы, который записан на звуковой дорожке видеоленты во вре-мя съемок, поступает актеру на головные телефоны. Запись речи ведется на перфорированную 16 мм магнитную ленту. При тонировке шумов звукооформители работают под телеэкран. Однако в этом случае тиража «колец» не производят, а озвуче­ние идет по ранее размеченным по хронометражу (паспорт) кускам.

Озвучение идет челночным способом. После электронного монтажа речи, музыки и шумов под телеэкран, смонтированная речь, музыка и шумы являются исходными материалами к пе­резаписи.

Перезапись производится с использованием многоканального микшерского пульта под телеэкран.

Записанная фонограмма является оригиналом магнитной перезаписи (16 мм). После предъявления записанной фонограм­мы ОТК осуществляется «перегон» звуковой информации на звуковую дорожку видеоленты — видеофильма. Тонировка речи и шумов, многоканальная перезапись значительно расширяют творческие возможности звукорежиссера в реализации режис­серского замысла видеофильма.

Данная технология позволяет (получить совмещенную фоно­грамму шумов и музыки (на второй звуковой дорожке видео­ленты), что дает возможность осуществить международный обмен телепрограммами.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Звук в телевизионной программе icon Звук в жизни и в искусстве
...
Звук в телевизионной программе icon Литературный конкурс «Страна, которой нет на глобусе-Литературия»...
Конкурс строится по принципу телевизионной игры «Звездный час» состоящий из пяти раундов: I раунд – «Остров Поэзии», II раунд – «Море...
Звук в телевизионной программе icon 1. Музыка вид иск-ва, отраж дествит-ть в звук образах и активн возд-щий...
Осн элем-ты музыки: мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр и т д ф-ции музыки: Развлекат, Гедонистич, ф-ция общения,...
Звук в телевизионной программе icon Концепция республиканской телевизионной интеллектуальной олимпиады для старшеклассников
О создании просветительской научно-образовательной телепередачи «Умники и умницы Дагестана»
Звук в телевизионной программе icon 1. Слово, в котором звук [щ'] передан буквосочетанием
В этих словах не пишется на конце слова ь. А брос дрож в реч тиш
Звук в телевизионной программе icon Кроссворд «Слова на шипящий согласный звук»
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка
Звук в телевизионной программе icon Ритм, рифма и звук как средства выразительности по отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин»
Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения
Звук в телевизионной программе icon Курсовая работа На тему «Эффективность телевизионной рекламы»
Обычного телезрителя реклама раздражает и он заинтересован в том, чтобы рекламы на телевидении было меньше. Однако телеви­зионная...
Звук в телевизионной программе icon Рабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс
В. С. Кузина, Ломова С. П игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений....
Звук в телевизионной программе icon Конкурсов и викторин по программе: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,...
Вашему вниманию представлены списки произведений для изучения на уроках литературы и для уроков внеклассного чтения, литературных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции