План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»




Скачать 85.5 Kb.
Название План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»
Дата публикации 18.05.2014
Размер 85.5 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История > Урок
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная)

общеобразовательная школа №12 города Волжска Республики Марий Эл
План – конспект

урока литературы в 7 классе А

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Выполнила учитель русского языка и литературы высшей категории

Медведева Надежда Юрьевна

2010 год

Тема урока: Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»

Цели урока:

1. Представить учащимся личность Н.А.Некрасова

2. Познакомить с поэмой «Русские женщины»; создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности.
3. Развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.
4. Создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма.
5. Создать условия для правильного формирования психоэмоционального настроя учащихся с помощью фильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья».

Имя урока: Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.


Н. Некрасов

Оборудование: компьютер, видеопроектор, художественный фильм режиссера В.Мотыля «Звезда пленительного счастья», презентации учащихся по биографии Н.А.Некрасова, о восстании декабристов и об истории создания поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

ХОД УРОКА

  1. Н.А.Некрасов. жизнь и творчество писателя




  1. Вступительное слово учителя.

  2. Презентация и рассказ учащегося о жизненном пути поэта

  3. Слово учителя о неразрывной связи истории и литературы

  4. Просьба к учащимся назвать среди уже изученных в этом году произведений исторические и доказать это



  1. Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

  1. На уроках истории вы ещё не знакомились с событиями 1825 года, поэтому нам придётся совершить экскурс в историю

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.


  1. Презентация и рассказ учащегося о восстании декабристов

  2. Слово учителя о жёнах, оставивших в Петербурге детей, своих родителей и поехавших в Сибирь за своими мужьями

  3. Презентация и рассказ учащегося о жёнах декабристов


Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жёны, хотя царь долго не давал разрешения на это.

В те времена путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги ещё не существовали. Ехать лучше было зимой по санному пути, пока реки были замёрзшими. Но путников подстерегали сильные морозы, метели и снегопады. Жёнам декабристов надо было преодолеть в зимний мороз около семи тысяч километров. Но их это не пугало.

Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.

Подвиг жён декабристов произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усиливалось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому положению приравнивались к крестьянам.

“Пленительные образы” жён русских декабристов, сосланных в далекую Сибирь, запечатлены И.А. Некрасовым в трогательной и мужественной поэме “Русские женщины”. Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность русских княгинь давали Некрасову богатый поэтический материал для развития темы национального русского женского характера.
Эпизод из фильма «Звезда пленительного счастья»
* Каково состояние отца, отправляющего дочь неведомо куда?
* Найдите описание внешности губернатора Иркутска.
* Внешность губернатора дана, а как выглядела княгиня, как вы её представляете?

Первой в Сибирь отправилась княгиня Трубецкая. 24 июля 1826 г. покинула родной дом Екатерина Ивановна Трубецкая. Её путь лежал на восток, в Сибирь, по следам мужа. Ей и посвящена первая часть поэмы.

Физкультурная пауза


  1. История создания поэмы.

Преданным жёнам декабристов Н.А.Некрасов посвятил поэму «Русские женщины». Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» было закончена 23 июля 1871 года.

Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову плакал, как ребёнок».

Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок.
Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдём в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».

  1. Анализ содержания поэмы

  1. Рассказ ученика о жизни Е.И. Трубецкой до восстания.

Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант Иван Степанович Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Салон Лавалей всегда был открыт для гостей, здесь читал свои стихи А.С, Пушкин. Здесь в 1825 году, незадолго до декабрьского восстания великий князь Николай Павлович (Николай I) танцевал на балу мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной Трубецкой. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь. (Кадр из фильма)

Напряжённого драматизма полон мужественный поединок княгини Трубецкой с иркутским губернатором.

  1. Кадр из фильма «У губернатора»

* Что заставило губернатора уступить княгине?

3. А теперь обратимся к тексту поэмы.
* Какие слова свидетельствуют о том, что решение княгини не временный порыв, а результат твёрдого убеждения в своей правоте?

Чтение по ролям (отрывок из поэмы «Разговор губернатора с княгиней»)
Вопросы учащимся:
* Какие картины будущей жизни нарисовал губернатор, чтобы отговорить княгиню от дальнейшего пути?
* Чего добивается губернатор, почему не отпускает княгиню к мужу? (вернуться в «свет»)
*Как княгиня охарактеризовала «свет»?
*Как вы понимаете слова княгини «Нет, в этот вырубленный лес меня не заманят, где были дубы до небес, а нынче пни стоят»?
*Какие ещё причины назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой?
* Прочитайте ответ княгини. Как вы его понимаете?
Не смог губернатор уговорить княгиню вернуться домой, ушёл, сказав, что ему надо написать письмо царю.

Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

Не задерживаясь более ни на час, княгиня Трубецкая отправилась в путь. Через несколько дней, уже в черте Нерчинских горных заводов и рудников, её нагнала княгиня Мария Николаевна Волконская, с которой отныне им уже не суждено было расставаться до последнего часа.

Рассказ ученика о жизни Е.И. Трубецкой в Сибири, её смерти.

Екатерина Ивановна Трубецкая только в январе 1845 г. получила дозволение жить в Иркутске с детьми. Её муж С.П. Трубецкой мог навещать семью наездами из Оёка, а затем с молчаливого согласия местных властей остался в Иркутске.

У Трубецких была большая семья. Трое детей, родившихся в Сибири, – Владимир, Никита, Софья – скончались в младенчестве. С ними жили три дочери – Александра, Елизавета, Зинаида и сын Иван. С 1845 г. Трубецкие жили близ иркутского Знаменского монастыря в деревянном доме в четырнадцать комнат. Рядом с домом располагался прекрасный сад. Пребывание Е.И. Трубецкой и других жён декабристов вместе с мужьями имело огромное значение для жизни изгнанников. Самоотверженность и постоянная забота этих прекрасных женщин об узниках – яркая романтическая страница отечественной истории. Е.И. Трубецкая отличалась не только умом и сообразительностью, но и необыкновенной сердечностью. Переехав в 1845 г. в Иркутск, она занималась благотворительностью, устраивала вечера, на которых бывало очень весело. Однако годы тяжелых нравственных и физических испытаний, постоянные усилия в борьбе за здоровье мужа и детей (их было семеро) подорвали её силы. Е.И. Трубецкая тяжело заболела и 14 октября 1854 г. скончалась в возрасте 54-х лет. За её гробом шёл, как писали, весь Иркутск.

Весть об амнистии в Иркутск привез Михаил Сергеевич Волконский, сын Марии Николаевны Волконской.

Перед отъездом навек отправился Сергей Петрович Трубецкой с сыном, дочерью и зятем в ограду Знаменского монастыря, к могиле жены и трех детей. Опустившись на колени, он притронулся рукой к серому могильному камню и потерял сознание. Его пытались привести в чувство, всё было безуспешным, так в обморочном состоянии его погрузили на сиденье возка, кучер взмахнул бичом, и кони тронулись к переправе. [5] На шесть лет пережил С.П. Трубецкой свою жену: его не стало 22 ноября 1860 года. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  1. Рефлексия

Итог урока (подводит учитель). О значении поэмы К.А. Некрасова “Русские женщины”.

  1. Значение поэмы Н.Е. Некрасова “Русские женщины" в том, что он первым в печати прославил самоотверженных жен декабристов. Эту поэму он написал в 1871-1872 годах. Поэма “Русские женщины” состоит из двух частей (“Княгиня Трубецкая” и “Княгиня М.Н. Волконская”), напечатаны они в 1872-1873 годах в журнале “Отечественные записки”.

  2. В своей поэме Некрасов воспевает подвиг жен декабристов. Но он говорит не только о Трубецкой и Волконской. Первоначально поэму свою он назвал “Декабристки”, но потом дал ей более широкое заглавие – “Русские женщины”, подчеркивая тем самым обобщающий смысл созданных им образов.

  3. Что мы сделали сегодня на уроке? Чему научились?



  1. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: каковы сюжетные и композиционные особенности поэмы?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Урок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов....
Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Список литературы для поступающих в 8 –е классы Древнерусская литература
Некрасов Н. «Русские женщины». Саша. Стихотворения Лесков Н. «Тупейный художник», «Человек на часах»
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Конспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе
«Слово о полку Игореве»: история находки, историческая основа, сюжет, особенности композиции
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема
Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума»
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon План-конспект открытого урока литературы в 5 классе Бочкарева Ирина Витальевна
Цель: на примере текста «Царь Мидас» рассмотреть отражение представлений о человеке и окружающем мире жителей Древней Греции
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon План-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
План конспект урока литературы в 7 классе а н. А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции