Скачать 78.17 Kb.
|
Амеличева Л.Н. учитель истории ГОУ СОШ № 1192 Трофимова И.Н учитель литературы ГОУ СОШ №1192 БИНАРНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРА - ИСТОРИЯ, 10 класс ТЕМА: «БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ» Технология: дифференцированная групповая работа, исследовательская деятельность. Задачи урока для учителей:
Задачи урока для учащихся:
Материал к уроку для учителя: - карта по истории «Отечественная война 1812 года; - 3 том романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; - портреты Л. Н. Толстого, М. И. Кутузова, Наполеона; - динамическая схема Бородинского сражения; - таблички с датами; - фрагменты худ. фильма «Война и мир» С. Бондарчука; - панно-опросник для рефлексии по уроку. Материалы к уроку для учащихся: - исторический атлас школьника; - хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1861 года; - выдержки, документы по Бородинскому сражению из различных источников; - аналитические таблицы для заполнения в ходе изучения документов; - задание для аналитической группы. Принцип формирования групп: Дифференцированный подход на основе интересов учащихся:
УОРОК ПЕРВЫЙ
Сегодня мы будем рассматривать Бородинское сражение с двух точек зрения: исторической и литературной. Вы уже не раз встречались с описанием исторического события в литературе. Историки часто ставят в вину писателям, что в произведениях наблюдаются расхождения с фактами. Л. Н. Толстой отмечал это и просил спокойно относиться к расхождениям в «Войне и мире»: «… разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя». Исходя из этого, мы в результате уроков должны ответить на вопрос: Допустимо ли искажение исторических фактов в художественном произведении. Для этого нам нужно решить следующие задачи: 1. Исследовать достоверность исторических фактов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» при описании Бородинского сражения. 2. Определить, чем обоснованы имеющиеся расхождения. Для работы мы с вами создали 3 группы: ИСТОРИКИ, которые будут исследовать исторические факты, ЛИТЕРАТОРЫ, они расскажут о фактах, имеющихся в романе, и АНАЛИТИКИ помогут нам отметить имеющиеся расхождения и объяснить, почему так произошло, чтобы ответить на вопрос урока. В конце второго урока каждый из вас на панно-опроснике выразит свою точку зрения. Учитель истории: Прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить важные моменты (актуализация опорных знаний). Учитель показывает таблички с датами, ученики называют событие, соответствующее дате, и комментируют его: 1789 год – Великая французская революция, 1801 год – Александр 1 в результате заговора против своего отца Павла 1 пришел к власти, 1804 год – бывший генерал Наполеон Бонапарт объявлен императором французов под именем Наполеон 1, 1805 год – после захвата Вены французы нанесли при Аустерлице тяжелое поражение русско-австрийской армии, 1807 год – заключен Тильзитский мир между Францией и Россией (оговорить условия договора, его плюсы и минусы), 12 июня 1812 года – силы армии Наполеона перешли границу России, 4-6 августа 1812 года – сражение под Смоленском, 26 августа 1812 года – Бородинское сражение. В ходе работы получаем ответ на вопросы: «Каковы причины войны 1812 года и почему она называется «Отечественной»? 3. Самостоятельная работа учащихся: учащиеся получают от учителя истории задание самостоятельно заполнить в таблицах пункты 1 и 2 (историки и литераторы), пункт 3 ( также аналитики работают с предложенным им заданием). Работают 5-7 минут. 4. Учитель литературы предлагает учащимся озвучить записи и заполнить пустые части таблицы. Сначала выступают историки, т. к. Бородинское сражение – это, прежде всего, историческое событие. Потом выступают литераторы, подчеркивая противоречия писателя и историков, приводя цитаты из текста романа (том 3, часть 2, глава 19). 7-10 минут на 2 группы. 5. Аналитическая группа подводит итоги по рассмотренным моментам (расхождения в целях и подготовке к сражению), сообщают о ходе сражения, используя специально подготовленную карту (динамическая схема). 5-7 минут на ответ и рассказ о битве. 6. Учитель истории подводит итоги первого урока, оценивает работу групп. УРОК ВТОРОЙ 1.Учитель литературы: Мы услышали в конце первого урока сообщение о ходе сражения, а теперь вспомните: глазами какого героя показано большинство сцен до и во время боя в романе. Почему? (Пьера, т. к. он не военный, ничего не понимает в военном деле, поэтому воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников.) ПРОСМОТР ЭПИЗОДОВ ФИЛЬМА 15 минут Учитель литературы (вопросы к обсуждению): Каково настроение участников? Каково поведение Пьера, что он чувствует? (Участники настроены воевать до победного конца, Пьер хочет быть нужным, но плохо разбирается в происходящем. По мнению Л. Н. Толстого, настроение играет не малую роль в победе.) 2.Учитель истории: Конечно, мы не можем остановиться лишь на Пьере Безухове, ведь писатель рассматривает и реальных исторических лиц – Наполеона и Кутузова. Каким виделось им сражение? Как они вели руководство битвы? Сейчас, работая с документами и текстом романа, вы заполните следующий пункт в таблице №4 (главы 27, 28, 35 том3 часть2 романа). Аналитикам же предстоит подвести итог Бородинского сражения – пункт №5 (главы 38, 39 там же). 3. Учитель литературы: (Проверка работы и запись в таблицу) Что же делали полководцы во время битвы? Заслушиваем по очереди историков и литераторов. Аналитики делают вывод, подводят итог сражения. 4.Подведение итогов: Учитель истории: Обратимся к основным задачам нашего урока. Выполнили ли мы их? К какому общему выводу мы пришли? (Задачи выполнены, расхождения имеют место) Учитель литературы: Каков же будет ваш ответ на главный вопрос урока: «Допустимо ли искажение исторических фактов в художественных произведениях?». (Допустимо, так как история и литература преследуют разные цели, многие историки сами трактуют события по-разному, художественное произведение своими средствами не просто несет информацию, но вызывает эмоции. Доказательством могут служить слова Л. Толстого: «Война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания», «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков ... не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам выводит свое представление о событии. Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего»). 5. Домашнее задание: по литературе: перечитать главы 27-30, 33-37, ответить на вопросы в учебнике; подготовить характеристику Наполеона, Кутузова, Болконского, Безухова; по истории: прочитать о сражении, ответить на вопросы. 6. Общее подведение итогов, оценка работы учащихся. ЗАДАНИЕ ДЛЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Таблица для самостоятельной работы учащихся в группах
Использованная литература:
|
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
Всего – 68ч (из расчета 2ч) Р/р. – 8ч. Вн ч – 10ч. Тематическое планирование... Исторические и художественные основы былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович» |
||
Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной... Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог |
Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека... Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) |
||
Тема исторического прошлого Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов".... |
Сценарий круглого стола тема : Исторические Балканах и в других регионах. Для поддержки официальной позиции мид россии, основанной, прежде всего, на нормах и принципах международного... |
||
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Урок: литература 9 класс Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина» Любовь прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном... |
||
Урок (литература и история) Тема: Романтизм и реализм в русской и зарубежной литературе Ребята! К нам в руки попали 3 письма из 19 века. Мы взяли для вас фрагменты этих писем и просим познакомиться с их содержанием. (На... |
Кроль Л. М. К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 128 с. — (Библиотека психологии... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |