Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий




Скачать 70.35 Kb.
Название Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий
Дата публикации 21.06.2014
Размер 70.35 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
Опубликовано: Инфраструктура организации исследовательской деятельности в российских университетах XIX века / Современные педагогические исследования: взгляд в историю. Материалы Форума аспирантов и молодых исследователей Северо-Запада, участников пятой научной олимпиады аспирантов по педагогическим дисциплинам. / Сост. И.В. Гладкая. - СПб, Изд-во «ЛЕМА», 2011. - С. 212 – 215 (0,24 п.л.).

Шатилова Виктория Павловна, РГПУ им. А.И. Герцена

ИНФРАСТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ 19 ВЕКА.

Современное педагогическое исследование не может быть выполнено качественно без рассмотрения предмета исследования в его развитии и становлении в исторические периоды. Тема нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых российских университетах. По мнению В.А. Садовничего, «история деятельности российских университетов в первой половине 19 века дает много поводов и раздумий в наши дни, когда идут активные поиски дальнейших путей совершенствования и модернизации школьного и университетского образования» [2]. Эти слова ещё раз подтверждают необходимость обращения к истории становления инфраструктуры российских университетов.

В качестве основных источников в рассмотрении вопроса становления инфраструктуры в российских университетах 19 века выступают университетские уставы, которые строго определяли организационное устройство и порядок в первых университетах России.

Мы хотели бы остановиться на анализе университетских уставов 1804, 1835, 1863 и 1884 годов, так как, по мнению ряда ученных (Ф.А. Петров, Е.В. Олесеюк, В.М. Борисов, В.А. Динес и др.), каждый из этих уставов являлся новым этапом развития российской высшей школы и дальнейшего становления системы университетского образования в России.

В качестве параметров для сравнительного анализов уставов 1804, 1835, 1863 и 1884 годов выступили компоненты инфраструктуры: институциональный (состав учебно – вспомогательных учреждений), исследовательский (наличие научных сообществ, возможности зарубежных стажировок), информационный (просветительская работа преподавателей, издание трудов, наличия типографий, книжных лавок и библиотек), экспертно-аттестационный (прохождения испытаний по присвоению ученых степеней, цензура), образовательный (преподавательский состав, факультеты и кафедры, учебные дисциплины, учебные пособия).

Далее представим результаты сравнительного анализа компонентов инфраструктуры в динамике изменений от устава 1804 года к уставу 1884 года. В связи с тем, что объем статьи не позволяет нам подробно рассмотреть все компоненты инфраструктуры, созданной в университетах 19 века, в данной статье мы ограничимся рассмотрением только исследовательского компонента инфраструктуры российских университетов 19 века.

Для развития научно-исследовательской и научно-популяризаторской деятельности уже с 1804 года университетам предоставлялось право создания ученых обществ, «как упражняющих в словесности российской и древней, так и занимающихся распространением наук опытных и точных, основанных на достоверных началах» [3]. В таких обществах участвовали профессора и студенты университета, ученые Академии наук, деятели культуры, известные меценаты и любители древности, словесности и естественных наук. Обращение к дополнительной литературе [2] позволяет узнать о деятельности некоторых ученых обществ. Так, при Московском университете было создано общество истории и древностей российских, испытателей природы и соревнования врачебных и физических наук. В 1807 году в Казани было организовано литературное общество, преобразованное в 1814 году в Общество любителей отечественной словесности. В 1812 году в Харьковском университете было основано Общество наук, разделявшееся на два отделения: естественное (куда причислялись и медицинские науки) и словесное (где изучалась литература, эстетика, филология, археология, древняя и новая история, различные вспомогательные исторические дисциплины). В 1819 году к нему добавляется общество студентов – любителей отечественной истории словесности, оказавшее большое влияние на создание научных обществ в других городах Юга России [2].

Устав 1835 года фиксирует в российских университетах такие ученые общества как: Общество российских древностей, Минералогическое общество. Деятельность ученых обществ регламентировалась отдельным уставом, который не мог быть принят без утверждения Министра народного просвещения.

Анализ университетского устава 1863 года показывает, что информация, регламентирующая деятельность ученых обществ, стала прописываться в специальном разделе устава «О средствах для развития ученой деятельности в университете». Это свидетельствует о возрастании роли ученых обществ в развитии науки. К задачам ученых обществ добавляются рассмотрение новых вопросов, относящихся к разным областям наук. За разрешение таких вопросов предусматривались премии. Порядок назначения вопросов и выдача премий за их решение утверждал Министр народного просвещения.

Согласно уставам, университет выделял ученым обществам средства на печать трудов и сочинений, что способствовало развитию науки.

Большую роль в научных исследованиях в российских университетах 19 века играли учебные кабинеты, где проходили практические и научно – практические занятия. Среди таких кабинетов были: химическая лаборатория, кабинеты физический, минералогический и натуральной истории, Ботанический сад, Астрономическая обсерватория и др. Количество таких обязательных учебных кабинетов увеличивалось с принятием каждого нового университетского устава, а с принятием устава 1884 года значительно возросла и роль практических и научно-практических занятий преподавателей со студентами.

Уставами предусматривались зарубежные стажировки для талантливых выпускников и лиц, готовившихся к профессорскому званию. Так в уставе 1804 года в смету университетских расходов была введена специальная графа, согласно которой ежегодно выделялись 2000 рублей на командировки за границу сроком на два года. Правда, по мнению Ф.А.Петрова, эта практика не получила тогда распространения, и зачастую деньги на заграничные командировки расходовались на другие цели. Лишь с принятием нового устава 1835 года практика заграничных командировок превратилась в систему [2].

По мнению Б.В. Першуткина [1], модель инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов в вузе не может быть создана без учета действующей мотивации студентов и профессорско-преподавательского состава и предполагает разработку ресурсного обеспечения, которое в свою очередь должно быть направленно на поощрение студентов, их научных руководителей и организаторов научных мероприятий. Таким образом, рассматривая исследовательский компонент инфраструктуры российских университетов 19 века, нельзя упустить из внимания и не отметить формы и методы стимулирования студентов и преподавателей к занятию научной деятельностью, складывающиеся в университетах 19 века.

С целью мотивации студентов к занятию научной деятельностью уставами предусматривалось предоставление стипендий и вознаграждений. Так, например, в уставе 1835 года прописано, что для поощрения студентов каждым факультетом предлагается несколько задач, за решение которых студенты могли получить золотую или серебряную медаль. Решения задач, отмеченных наградами, согласно уставу печатались за счет средств университета. Помимо медалей за решение задач согласно уставу 1884 года студент мог получить почетный отзыв. Лучшие же студенты, окончившие полный университетский курс, могли по ходатайству собрания факультета быть представлены для «приготовления к ученой степени». Таким лицам назначалась стипендия на два года, которая впоследствии с одобрения совета факультета могла быть продлена ещё на год. Лица, готовившиеся к принятию ученой степени, могли быть назначены ассистентами к профессорам, лаборантами, помощниками проректора или хранителями кабинетов. За труды по званию ассистентов могли выдаваться особые вознаграждения [3].

Таким образом, мы видим, что в уставах прописаны: деятельность научных обществ, возможности зарубежных стажировок, формы поощрения за новые научные открытия, зафиксирован перечень обязательных учебных кабинетов в университетах – все это является элементами исследовательского компонента инфраструктуры.

Анализ уставов университетов позволяет нам увидеть, что в основе современного исследовательского компонента инфраструктуры университета четко прослеживается инфраструктура университетов, заложенная в российских университетах 19 века. Существовавшие в 19 веке ученые общества сегодня находят свое отражение в научных школах, возникающих и развивающиеся на разных кафедрах университетов; студенческих научных обществах (СНО), являющихся объединением студентов разных кафедр на основе общности интересов и занимающихся научно-исследовательской работой. По-прежнему велика роль учебных кабинетов в процессе подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. При университетах создаются научные лаборатории, научно-исследовательские институты, функционируют различные научно-образовательные центры. С вступлением России в Болонский процесс начинает активно возрождаться практика зарубежных стажировок, появляются различные международные программы для обмена студентов и преподавателей. Например, это программы Erasmus, Tempus, стипендиальные программы DAAD. Для талантливых студентов сегодня существуют различные стипендиальные программы, наиболее распространенные из них являются стипендия Президента РФ и стипендиальная программа Владимира Потанина.

К сожалению, в силу сравнительно недавнего перехода российских вузов на уровневое обучение перечисленные элементы инфраструктуры остаются ещё недостаточно развитыми на ступени магистерской подготовки и поэтому требуют теоретического осмысления и практической разработки. Таким образом, возвращение к истории становления инфраструктуры не может не вызывать теоретического и практического интереса при проектировании современной инфраструктуры научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры.
Список литературы


  1. Першуткин Б.В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях. Автореф. дис. канд. эк. наук [Текст] / Б.В. Першуткин – Москва, 2006. – 24 с.

  2. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России Т.1: Российские университеты и Устав 1804 года / Предисловие В.А. Садовничего. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002 г. – 416 с.

  3. Сравнительная таблица уставов университетов 1884, 1863, 1835 и 1804 гг. - С.-Петербург: Типо-лит. С.-Петерб. тюрьмы, 1901. – 270 стб.; 26 см. [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.prlib.ru/enus/Lib/pages/item.aspx?itemid=10837.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Руководство научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой...
Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной и внеучебной деятельности образовательного учреждения
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Программа открытой международной научно-исследовательской конференции...
Открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Курсовой проект по курсу “Основы предпринимательской деятельности”...
«Экономическое обоснование проведения научно-исследовательской работы “Использование методов днк-анализа для диагностики моногенных...
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon О проведении областного конкурса водных проектов старшеклассников
Постановлением Правительства Калининградской области «О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Калининградской...
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Приказ 07. 10. 2013 г. №127/од Об организации школьного этапа Всероссийской...
С целью выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности; создания...
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon 4. Сроки проведения. Городская конференция ноу проводится в 3 этапа:...
Совершенствование условий поддержки и развития интеллектуально и творчески одаренных детей посредством научно-исследовательской деятельности....
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Задачи: Образовательные: Вспомнить историю открытия Лицея и жизнь...
Цель: Представление результатов исследовательской деятельности учащихся по теме «Лицейские друзья А. С. Пушкина в Томске»
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 5
С. А. Максимова, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности гбоу дпо ниро, докт философских наук
Нашего исследования связана с проектированием инфраструктуры развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в вузе, поэтому мы полагаем целесообразным рассмотреть историю становления инфраструктуры, создаваемой для развития научно-исследовательской деятельности в первых россий icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции