Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки




Скачать 0.75 Mb.
Название Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки
страница 1/7
Дата публикации 19.06.2014
Размер 0.75 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки.

Литература и источники

Подготовительный этап. Строительный материал, инструмент и технологии.

  1. Назиратель. М., 1990. С.208.

  2. Рыбаков Б. А. Ремесла Древней Руси. - М., 1948. С.182–184, 407–412,

  3. Белов М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. М., 1981. Ч. 2. С.12, 80–83, 141–142;

  4. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. М.: Книга, 1990. С.66.

  5. Археология: Древняя Русь: Быт и культура. М.: Наука, 1997. С.9.

  6. Герберштейн С. Записки о московских делах. СПб., 1908. С.86, 87.

Крестьянское жилище. Конструкция, типология, интерьер.

  1. Беловинский Л.В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. – М., 2002.

  2. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 2003.

  3. Русский Север: этническая история и народная культура XII-XX вв. – М., 2001.

  4. Русские / Под ред.В.А.Александрова и др. – М., 2003.

  5. Семенова М. Мы – славяне. – М., 1998.

  6. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982.

  7. Москва. Иллюстрированная история. – 1985.

План.

Введение в курс история материальной культуры.

I. Подготовительный этап. Строительный материал, инструмент и технологии.

II. Крестьянское жилище. Конструкция, типология, интерьер.

Введение в курс история материальной культуры.

В кризисные эпохи, когда зыбко настоящее и неясно будущее, общество начинает пристально вглядываться в прошлое. Откуда мы? кто мы? почему мы такие? — ответы на эти вопросы может дать только прошлое. А зная ответы на них, можно судить о будущем.

Вот почему необходимо точное знание о прошлом, знание своей истории.

Но история — это не та «наука», которую все мы изучали в сред­ней школе. Школа, да, к сожалению, по большей части и вуз, зна­комят нас, очень поверхностно и не точно, с историей государства. А для ответов на «роковые» вопросы нужно знать историю народа, ко­торая далеко не исчерпывается политической историей. Необходимо знание истории людей в их повседневной жизни, во всей полноте и многообразии. Это необычайно сложное, многогранное, многоуров­невое явление, где тысячи и тысячи явлений находятся в сложней­шей взаимосвязи. Историки только ищут подходы к такому знанию, всматриваясь лишь в отдельные сюжеты — в социальную, экономи­ческую историю, историю культуры всей нации, а не только ее эли­ты, и в культуру не только художественную или гуманитарную. Один из таких сюжетов — история материальной культуры нации.

История материальной культуры включает разнообразнейшие яв­ления всей жизни прошлого, получившие материальное воплощение: жилище, хозяйственные постройки, орудия труда и инструменты, транспортные средства, мебель, посуду и предметы домашнего оби­хода, одежду и ее аксессуары, оружие и т.д. Как неотъемлемая часть всей культуры сообщества, история материальной культуры детерми­нирована условиями его исторического обитания, включающими не только природную среду, но и экономические, социальные и поли­тические обстоятельства его исторического бытия. В результате она находится в связи с национальным характером, формирующемся в этой среде обитания, с историей быта и нравов различных социокультур­ных групп, их верованиями, традициями, привычками и господству­ющими вкусами и оценками, а также с характерным для каждой дан­ной эпохи художественным стилем.

Задача исторической науки заключается в реконструкции прошло­го, в том числе и музейными средствами, в воссоздании мира чело­века прошлого. И этому должно служить знание истории материаль­ной культуры в связи с жизнью этого человека.
I. Подготовительный этап. Строительный материал, инструмент и технологии.

Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. И то, и другое начали использовать в хозяйстве довольно рано. Но если кирпичи из глины появляются лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам народа, вырабатывались в течение тысячелетий в деревянном зодчестве.

Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Привычная нам роща - это сухой лиственный лес близ жилья. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

Подготовительный этап строительства

О данном этапе можно составить достаточно точное представление по описанию быта страрообрядцев Сибири. Старообрядцы-старожилы устойчиво сохраняли издавна бытовавшие знания о природе. Об этом говорит тот факт, что лес для строительства старожилы-старообрядцы заготавливали по особым правилам. Например, считалось важным отнять дерево от корня зимой в полнолуние: если это сделать раньше, то бревна будут отсыревать, а позже — трескаться. Допускалась заготовка леса на старый месяц. Эти условия полностью совпадают с рекомендациями «Назирателя», литературного памятника, который является переводом с латинского сочинения Петра Кресценция, написанного около 1305 г. на основе античных и средневековых источников: «Дерево для построения дома нужно срубить в ноябре-декабре или чуть позже, да лучше на ущербе месяца, потому что об эту пору по морозу выходят из дерева всякие смолы и лишние соки, особенно из-за стылого воздуха, который стужей своей изгоняет из дерева свойственное ему тепло до самого корня и даже в земную глубь, молодой же месяц умножает всякую влагу, а на ущербе ее убавляет» [2].

Устройство поселений на реках и использование природных условий для естественной защиты являлось одним из принципов градостроительства средневековой Руси. Благодаря особенностям старообрядческого быта он долгое время сохранялся в Сибири. П. Е. Бардина пишет, что даже в XX в. поселения старообрядцев нередко располагались на муче — крутой излучине реки, где поселение с трех сторон ограждалось высоким и обрывистым берегом, а с четвертой сооружался непроходимый забор из колючих кустарников.

Большое внимание уделялось выбору места для дома. Благоприятным считалось его расположение на открытом месте, на некотором возвышении, но не на гриве, или же в низинке, но не в овраге. Эти приметы перекликаются с советами «Назирателя»: «Нужно еще беречься, дом не ставить туда, где может быть сильный ветер, поэтому лучше всего под горой в низине ставить, а не на самой горе, не в самой низине и уж не в темном овраге, но на месте таком, где дом овевает здоровый воздух и очищает все так, чтобы не было бед; да лучше бы место такое, где солнце стоит целый день, потому что тогда и черви, если они зародятся и нездоровая сырость распространится, ветер такой разнесет их, а солнечный жар уничтожит и высушит»[3].

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили и особую форму деревянных сооружений. Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость
Строительные инструменты

Дерево, основной строительный материал регионов прекрасно поддается обработке и не требует сложного инструментария. Для всех видов работ требовался ограниченный набор инструментов.  

Первоначально при обработке строительного леса применялись различные виды топоров. Так, при рубке деревьев использовался специальный древосечный топор с узким лезвием, при дальнейших работах плотничий топор с широким овальным лезвием и так называемый "потес". Вообще же владение топором было обязательным для каждого крестьянина. "Топор всему делу голова", говорили в народе. Без топора не были бы созданы замечательные памятники народного зодчества деревянные церкви, колокольни, мельницы, избы, без этого простого и универсального инструмента не появились бы многие орудия крестьянского труда, детали сельского быта, привычные предметы домашнего обихода. Умение плотничать (то есть "сплачивать" бревна в постройке) из повсеместно распространенного и необходимого ремесла превратилось на Руси в подлинное искусство - плотничье дело.
     В русских летописях мы находим не совсем обычные сочетания - "срубить церковь", "рубить хоромы". Да и плотников часто называли "рубленниками". А дело здесь в том, что дома в старину не строили, а "рубили", обходясь без пилы и гвоздей. Хотя пила и была известна на Руси с глубокой древности, ее обычно не применяли при возведении дома - пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Мастера-строители не опиливали, а обрубали топором концы бревен, поскольку опиленные бревна "дерет ветром" - они трескаются, а значит, быстрее разрушаются. Кроме того, при обработке топором бревно с торцов как бы "закупоривается" и меньше гниет. Доски же делали вручную из бревен - в торце бревна и по всей его длине намечали зарубы, вгоняли в них клинья и раскалывали на две половины, из которых и вытесывали широкие доски - "тесницы". Для этого применялся специальным топор с широким лезвием и односторонним срезом - "потес". Вообще же плотницкий инструментарий был довольно обширен - здесь соседствовали, наряду с топорами и скобелями, особые "тесла" для выбирания пазов, долота и просеки для пробивания отверстии в бревнах и брусьях, "черты" для нанесения параллельных линий.

Таким образом до начала XX века имелось для выполнения строительных работ инструменты, виды и форма которых были подобны орудиям, известным в России с древности и, видимо, повторявшиеся без значительных изменений с времени первоначального заселения региона. В составе обязательного инструментального набора были пазник для выборки пазов в бревнах, черта для отметок и причерчивания, рубанок, нож-косарь для расколки бревен на дрань и тес, молоток, стружок (стамеска), напарии (сверла) различных диаметров и, наконец, универсальный инструмент, традиционно использовавшийся в плотничьем деле с глубокой древности — топор, которым можно было сделать пазы, обтесать бревна и выполнить тонкую работу.

Специальный топор, формой напоминавший секиру, применялся до распространения пилы для валки деревьев. Для колки дров в хозяйстве имели топор-колун клиновидной формы. Область применения пилы была ограничена, этот инструмент был известен издавна, но стал широко использоваться только с начала XX в. Если к строительству предъявлялись особые требования, например, при возведении церкви или дома по заказу какого-либо зажиточного человека, способного оплатить трудоемкую работу и желавшего получить качественную постройку, то для разделки бревен сруба пила не использовалась, так как преимущества ускорения работы не компенсировали недостаток снижения долговечности материала конструктивных элементов.

Известно, что большинство значительных построек средневековой Руси построено именно без применения пилы.

Полукруглыми стамесками, называемыми стружками, выполняли «дорожение» (желобление) кровельного теса. В наборе инструментов крестьян имелись фуганки, стамески, шерхебели, применявшиеся в России с XVII в. В Табл.1 представлено, какими строительными инструментами пользовались крестьяне в XIX — начале XX в. [4]

Таблица 1. Инструментальный набор

Инструменты

Секира

Топор

Топор-колун

Тесло

Пазник

Молоток

Скобель (струг)

Центровка

Коловорот

Буравчик

Напарий

Сверла

Рубанок

Шерхебель

Фуганок

Калевка

Горбач

Двуручник

Пила двуручная

Ножовка

Ножовка-лобзик

Пила выкружная

Пила лучковая

Пила продольная

Долото

Стамеска полукруглая

Стамеска треугольная

Стамеска уголком

Стамеска прямая

Клюкарза

Нож

Нож-косарь

Драч

Отборка

Циркуль

Черта

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Тема История изучения поведения животных Вопросы к теме
Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования...
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Зимой, как правило, школьные дворы безлюдны. Но дело не в холодах...
А они во двор не идут, потому что там нечего делать. И если мы хотим, чтобы к весне школьный двор выглядел иначе, чтобы дети захотели...
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Тезисы докладов
Международная конференция «Российский Императорский Двор и Европа. Диалоги культур»
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Что читать летом 6-а класс (учитель Рошка М. И.)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг) «Яблоки Гесперид» (двенадцатый подвиг)
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Николай Александрович Бердяев Алексей Степанович Хомяков
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной...
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Традиционно-бытовая культура абхазов и совре м енная действительность...
Охватывает узкий смысл понятия «бытовая культура абхазов»: хозяйственный быт (земледелие, скотоводство, но вне трудовой сферы, просто,...
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Тема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению
Тема I. Жилище. Двор. Надворные постройки icon Тема Тема урока
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции