Скачать 82.16 Kb.
|
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ Студент 1 курса Сектора заочного обучения Сторчак ВладимирСочинение по предмету История Древней Церкви по теме РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ (вторая половина I – начало IV века). Шедше убо научите вся языки, Крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа Мф. 28, 19 Спаситель, что особенно ясно видно в приведенных в эпиграфе словах Его, возложил на Своих учеников дело распространения веры Христовой, дело строительства Святой Православной Церкви. О начальном периоде этого строительства яснее всего рассказывает нам Книга Деяний святых апостолов, а также апостольские послания. Определенная информация, хотя и косвенная, содержится в исторических и иных текстах языческих писателей того времени. Основываясь на этих источниках, мы видим, что уже в первые полвека своего существования христианство распространилось далеко за пределы Палестины. Вот как об этом пишет Е. Смирнов: «Апостолы, по слову Спасителя, ходили с проповедью Евангелия ко всем известным тогда народам. Греко-римская империя была центром деятельности нескольких апостолов. А некоторые из них посвятили себя проповеди Евангелия среди народов варварских, вне пределов римского владычества. /…/ Проходя с проповедью Евангелия, апостолы, за исключением немногих, не останавливались навсегда на одном месте, но, устроив церковь в одном месте, переходили в другое. Результатом их деятельности было то, что во всех больших и важных почему-либо городах Римской империи, например, Иерусалиме, Антиохии, Эфесе, Филиппах, Солуни, Афинах, Коринфе, Александрии, Риме и других, устроены были христианские церкви» (цит. по Н. Тальберг, История Христианской Церкви, Джорданвиль, 1964). Но прежде чем перейти к более детальному рассказу о процессе распространения христианства, хотелось бы дать геополитическую картину состояния мира в 1-м веке по Рождестве Христовом. Римская империя (еще, впрочем, именуемая республикой) включала в себя, помимо собственно Италии, Северную Африку (территория современных Марокко, Алжира, Туниса, Ливии и Египта), Ближний Восток (современные Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, частично Турция), а также Балканский полуостров (Греция, Албания, республики бывшей Югославии), территорию современных Португалии, Испании, Франции, частично Германии и Великобритании. С Римской империей соседствовали: в Африке Эфиопия (пожалуй, единственное государство в Африке того времени); в Европе германские племена; в Азии арабские племена, Персия и Армения. В этот период сильная государственность вообще в мире существовала еще только в Индии, Китае, формировались государства инков и майя в Южной Америке. Таким образом, геополитически мир выглядел совершенно иначе, чем сегодня, и действительно наиболее мощным и обширным государством мира в тот период можно назвать Римскую империю. А сильная государственность предполагает налаженную инфраструктуру, позволяющую людям, товарам и идеям свободно передвигаться внутри государства. Естественно, что апостолы и мужи апостольские, прежде всего, выступили с проповедью в пределах империи, хотя и не ограничились этими пределами. Данные Книги Деяний и церковного предания свидетельствуют нам о географии миссионерских путешествий апостолов. Святой апостол Петр проповедовал и устраивал Церковь Божию в Антиохии, Понте, Галатии, Каппадокии, Вифинии, Египте и Коринфе, а также Риме. О том, что христианство прочно укоренилось в Вифинии можно убедиться, читая письмо Плиния императорского наместника Вифинии Трояну, написанное, вероятно, в конце 112 г. «Считаю своим священным долгом обратиться к тебе, государь, за разъяснением тех вопросов, которые возбуждают во мне недоумение. Я никогда не бывал на процессах против христиан. Поэтому я не знаю, о чем обыкновенно допрашивают и в какой мере наказывают. Я находился в немалом затруднении, признавать ли различие их по возрасту, или совсем не следует различать несовершеннолетних от более крепких, давать ли прощение за раскаяние, или тому, кто когда-либо был христианином отречение от христианства не приносит никакой пользы, казнить ли их за самое имя, при отсутствии других преступлений, или за преступления стоящие в связи с именем. Между теми, на которых мне доносили, как на христиан, я поступал следующим образом. Я допрашивал их, христиане ли они, и когда они сознавались, то я спрашивал их о том же второй и третий раз, пригрозив казнью. Тех, которые упорствовали, я приказывал отвести (видимо на смертную казнь)». Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов проповедовал в пределах Малой Азии. Святой апостол Матфей — в Сирии, Македонии и других странах. Святой апостол Андрей проповедовал в Причерноморье и Скифии. По преданию, он воздвиг каменный крест на том месте, где впоследствии была возведена крепость Ставрополь, давшая развитие кафедральному граду нашей Епархии. Также на Кавказе проповедовали святые апостолы Симон Кананит и Фаддей. О проповеди христианства на Кавказе в век апостольский и позднейшее время обширные сведения содержатся в труде Высокопреосвященнейшего Гедеона, Митрополита Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» (М., 1992). Помимо благовестнических трудов апостолов распространению христианства способствовали и некоторые события политической жизни империи. После пожара в Риме, виновником которого народная молва считала Нерона, он приказал казнить тех, по слова Тацита: «которых народ и без того ненавидел за их пороки и называл христианами. Основатель этой новой партии Христос, в царствование Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен смертью. На первый раз подавленная, теперь эта зловредная секта снова появилась, и при том не только в Иудее, но и в столице, куда стекается и где громко о себе заявляет все, что есть неестественного и постыдного» (Цит. по В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994, стр. 50). Можно предположить, что часть учеников Спасителя и ученики Его учеников после Пятидесятницы вернулись к границам Сирии, а затем начали проповедовать в самой Сирии — Дамаске и Антиохии. В начале второй половины 1-го века христиане появляются в городах Малой Азии. Оттуда же христианские проповедники отправлялись и в другие области. Довольно рано христианство появилось в Египте, где было много иудеев. На западе христианство распространялось медленнее, исключая столицу империи. После поражения антиримского восстания в Иудее среди пленных и проданных в рабство жителей Палестины могли оказаться и христиане, которые начали свою проповедь в городах и областях, куда их забросила судьба. Итак, мы видим, что уже в век апостольский христианство распространилось широко по всей империи и за ее границами. Общины, на что указывают все авторы и источники, находились, как правило, в городах. Если на начальном этапе проповедь апостолов была обращена к иудеям рассеяния, то уже в сороковые годы первого века она распространилась и среди язычников, о чем свидетельствует Апостольский собор в Иерусалиме. Мы также видим и то, что распространение христианства вызывало сопротивление и со стороны иудеев, и со стороны язычников. Второй и третий века дают нам картину уже не территориального расширения, но борьбы за выживание христианских общин. Это период неровный. Где-то ростки веры Христовой угасали, как это было на Кавказе, в Индии, Эфиопии. Но были и области широко распространения христианства. Такое положение было в Персидском государстве. Эта область соприкасалась с христианской Месопотамией (Сирией); владычествовала в Персии парфянская династия Арсакидов, которая была не персидского происхождения, а потому не особенно заботилась о процветании национального персидского языка и религии. Самым распространенным языком здесь был арамейский. Относительно распространения христианства в Персии можно делать заключения из одного известия, очень своеобразного. Сообщает его, по-видимому, один из приверженцев Бахрама VI Чобина, персидского царя-узурпатора 590-591гг. Ардашир I, основатель династии Сасанидов, низвергший в 226 году парфянскую династию, и его визирь Абарсам были весьма склонны принять христианство (и объявить его государственной религией Персии), и только противодействие войска помешало им осуществить свое намерение. В 4-6 веках судьба христианства в Персии претерпевала различные периоды, но это уже выходит за рамки нашего периода. Скажем лишь, что сегодня христианства в Иране практически не существует за исключением армянской общины. Во времена апостолов, возможно, было распространение христианство и в Аравии. Отношения между Сирией и Аравией были довольно тесны. В Аравии образуется римская провинция с главным городом Боцрой, что способствовало устойчивости христианства в Аравии. Последнее поддерживалось еще через сношения с Александрией. Есть известия, что в III веке здесь был созван собор, на котором присутствовал Ориген — по вопросу об учении епископа боцрскго Вирилла. Оригену удалось одержать победу над Вериллом, и последний раскаялся и принял кафолическое учение. Этот факт указывает на то, что христианство в Аравии распространилось рано. Предшественник Климента в звании александрийского катехета, Пантен, проповедовал христианство в Индии. Он нашел у тамошних христиан Евангелие от Матфея, потому что в Индии уже проповедовал апостол Варфоломей и оставил христианам это Евангелие. Можно предположить, что под Индией здесь подразумевается Йемен. В 20-х годах 4 века к иверам, чтившим Ормузда и Аримана, попала в плен христианка Нина, вероятно монахиня, уроженка Капподокии. По ее совету грузинский царь отправил посольство Константину Великому с просьбой о присылке в Иверию епископа и клира. Просьба была выполнена. Царь и царица ревностно заботились об обращении своих подданных (стр. 119). Апостолом Армении был Григорий Просветитель, христианство принял в Кесарии Каппадокийской. После смерти жены возвратился в Армению, поступил на службу к царю Тиридату, который бросил его в ров, наполненный змеями. Оттуда его извлекли, через 14 лет, когда лютость царя превратилась в сумасшествие. Святой Григорий исцелил царя и научил его христианской вере. Получив сан святителя от Леонтия, епископа Кесарийского, он крестил на только армян, но и множество соседних племен. В третьем веке на территории нынешней Румынии поселились готы. Есть свидетельство о том, что уже в 325 году на Первом вселенском соборе присутствовал готский епископ Феофил, подписавший соборные определения. Отсюда можно сделать вывод, что готы приняли христианство уже в конце III начале IV вв. На британские острова христианство проникло еще в III веке вместе с римским господством из Галлии или даже из Малой Азии и имело значительное число последователей среди местного населения, о чем свидетельствуют находки археологов. Такова была география распространения христианства в первые три века его существования. За этот период оно распространилось от Испании на Западе до Индии на Востоке, от Эфиопии на Юге до рейнских лесов на Севере. Остается еще вопрос о количестве христиан. Разные источники и исследователи предлагают нам разные варианты ответа на этот вопрос. Определенно можно сказать, что количество это было значительным, поскольку власти сами прекратили репрессии 303-304 годов, вызванных эдиктами Диоклетиана, когда увидели, что они не приводят к желаемым результатам — ликвидации христианства. Более определенные цифры называет Тертуллиан в послании Скапуле, бывшем проконсулом Африки. Он заявляет: «Если проконсул воздвигнет гонение на христиан, то придется перебить около одной десятой Карфагена». Ориген в толковании на Евангелие от Матфея возражает против воззрений тех, кто ждал близкого второго Пришествия Спасителя, тем положением, что перед пришествием Спасителя Евангелие должно быть проповедано между всеми народами, а в его время (начало 4 века) оно еще не было проповедано «у эфиопов, китайцев, британцев, германцев, даков, сарматов». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Задача не может не увлечь того, кто берется См введение останавливает всякого, кто занимается историей раннего христианства и его духовного окружения. В этом сочинении, обещающем... |
Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования... Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
||
Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования... Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования... Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
||
Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования... Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования... Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
||
Данное учебное пособие предоставлено, исключительно для использования... Копирование, тиражирование, распространение представленных данных (учебников, учебных пособий), запрещено |
Классификатора информации, распространение которойзапрещено в соответствии... |
||
Форма Обобщение и распространение опыта работы школы по гендерному обучению и воспитанию |
Межрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура» Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |