Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века»




Скачать 106.52 Kb.
Название Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века»
Дата публикации 14.06.2014
Размер 106.52 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История > Урок
Урок по истории России в 10 классе по теме:

«Феномен декабризма в истории России XIX века»
Цель: дать оценку восстанию декабристов 1825 г. как историческому феномену.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать у учащихся представления о поколении декабристов, их деятельности;

- познакомить с историческими оценками декабризма;

- рассмотреть понятия «декабризм», «феномен».

Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей.

Воспитательная: дать нравственную оценку поколению декабристов и их деятельности; продолжить формирование представления о гражданском долге.

Планируемые результаты УУД:

Познавательные:

- постановка проблемного вопроса, побуждающего у учащихся интерес к поиску

ответа в ходе работы с историческими источниками;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее

из одной формы в другую и анализировать.
Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли;
- овладение приемами ведения дискуссии;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не

враждебным для оппонентов образом;

Личностные:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование,

достижение и др.);
- формирование исторической компетентности, умения соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умений,

Регулятивные:

- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению

учебных и познавательных задач;
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Межпредметные связи: обществознание, литература.

Внутрипредметные связи: История XIX века (время правления Александра I и Николая II).

Методы обучения: информационно-регулятивный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский.

Технологии: проблемная, развивающая, групповая, ИКТ-технологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация темы, аудиозапись стихотворения, минихрестоматия (тексты программных документов декабристов, высказывания о декабристах), портреты декабристов, сравнительные таблицы.

План урока:

  1. Причины движения декабристов.

  2. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года

  3. Современники и потомки о декабристах («декабристский миф»).

  4. Значение восстания декабристов.



Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.

Здороваются, садятся


Формулирование проблемы.

Планирование деятельности.
Актуализация знаний.

Открытие нового знания.

Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Рефлексия

Домашнее задание.

Полумрак, включается аудиозапись стихотворения (слайд на фоне песни Окуджавы)

«Вас развратило Самовластье,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память для потомства,

Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов». (Ф.И. Тютчев)
- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

- Историческое значение явления прошлого, запечатленного в памяти, определяется не только восприятием его современниками тех лет, степенью воздействия на них, но и влиянием на последующие поколения, последствиями его. История движения декабристов - одна из самых популярных тем в отечественной исторической науке.

- Какое противоречие наблюдается в характеристике автора?

- Какой возникает вопрос?

Фиксируется на слайде главный вопрос урока: «Декабристы: герои или разрушители устоев государства?»

- Объявление темы урока.

- Каких целей мы должны сегодня достичь?
Какие вопросы необходимо рассмотреть для решения проблемы?
- Определим понятия: (на экране)

декабризм – политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы.

феномен - [<�гр. phainomenon являющееся] редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Сейчас вам предстоит поработать в группах.

1 группа. Выделить причины восстания.

Задание: проанализировать цитаты участников и современников изучаемого периода и историков.

Документ1

«Мы были дети 1812г.» (Декабрист М.И. Муравьёв-Апостол)

Документ 2

Мнение историка

«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра1, выступление 1812г. являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ». (Историк В.И.Егоров)

Документ 3

Мнение историка

«Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма. …Несомненно, что принятие декабристами в конце концов тактики действия посредством войск резко стимулировали революционные события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-хгг.» (Историк И.К.Пантин) Документ 4

«Происшествия 1812,13,14,15 года сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере, многие из нас, увидели цель жизни народов. ЦЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ; И НИКАКАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИЛА НЕ МОЖЕТ УЖЕ ОБРАТИТЬ НАС ВСПЯТЬ». ( Декабрист Н.И. Тургенев)

Документ 5

«Я стал убеждаться в необходимости видеть и своё Отечество…наряду с просвещеннейшими народами». (Декабрист А.В.Поджио )

Документ 6

«Обратил также мысли и внимание на положение народа, причём рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристократии…» Из показаний П.И.Пестеля

Документ 7

«М.И. Муравьёв-Апостол детские годы провёл за границей. В16 лет с матерью и братом возвращался в Россию…

«…После многолетнего пребывания за границей они возвращались в Россию, переполненные любви к родине. Когда они уселись в карету, они услыхали от матери поразительную для себя новость: «Я очень рада, - сказала им мать, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь дети, я вам должна сообщить ужасную весть – вы найдёте то, чего не знаете: в России вы найдёте рабов!» (Декабрист В.Е.Якушкин)

2 группа. Сравнение программ декабристов.

Задание: на основании документальных источников выделить и сравнить основные положения программ декабристов, сформулировав вопросы для сравнения.
3 группа. События 14 декабря 1825г.

Задание: Анализ событий 14 декабря 1825г. с использованием методики “шести шляп”:

белая шляпа - нейтральная: выявление фактов, связанных с 14 декабря 1825г.

желтая шляпа – позитивная: выявляют положительные моменты в характере выступления декабристов;

черная шляпа – критическая: указать ошибки в действиях декабристов?

красная шляпа – эмоциональная: выразить собственное отношение к событиям 14 декабря 1825г.;

синяя шляпа – аналитическая: определить, почему декабристы потерпели поражение на Сенатской площади?

зеленая шляпа – творческая: определить, как могли развиваться события, если бы декабристы одержали победу?
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

«Декабристы: герои или разрушители устоев государства?»
Задания ЕГЭ (С5) (слайд)

Что показалось трудным для вас на уроке? Что вызвало особый интерес?

Кто доволен своей работой на уроке?

Над чем вы задумались, изучая данную тему?
Уважаемое молодое поколение! Нет необходимости ждать, что кто-то сделает нас счастливее. Каждый из нас должен жить в соответствии с нравственными принципами и своем представлении о долге.

История всегда дает информацию к размышлению, например, история декабризма.
Написать эссе на тему: «Каким должен быть современный человек, чтобы его поведение было гражданским и нравственным идеалом».


Слушают


Движению декабристов


Формулировка проблемы
Записывают тему в тетрадь
Учащиеся называют вопросы.
Предлагают свои варианты.

Класс делится на группы, каждая из которых получает задание.
Представление выполненной работы в виде схемы – презентации.

Представление выполненной работы в виде таблицы.

Выступление учащихся в предложенной методике «6 шляп»

Высказываются предполагаемые выводы по проблеме.
Выполнение заданий в формате ЕГЭ
Мнения учащихся.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Рабочая программа по истории России, 8 класс Пояснительная записка...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Рабочая программа по истории россии XIX век 8 класс
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Курса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Рабочая учебная программа по истории 7 класс для базового уровня
Курс «Истории России XVII- xviii века.» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения отечественной...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Урок по теме: «Образование в России в XIX веке»
Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Рабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Кол-во часов
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и...
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» icon Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, ХХ начало...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции