Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
страница1/10
Дата публикации01.06.2014
Размер1.3 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
literature-edu.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки РФ

Брянский Государственный университет


имени академика И.Г. Петровского

Факультет истории и международных отношений

Кафедра отечественной истории древности и средневековья
Е.А. Шинаков, Г.П. Поляков,

А.А. Чубур


Основы

Восточноевропейской археологии




Учебно-методическое пособие


для студентов специальностей «История» и

«Музеология и охрана объектов культурного

и природного наследия»

Брянск – 2010


ББК63.4.
Шинаков Е.А., Поляков Г.П., Чубур А.А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, РИО БГУ, 2010 -128 с.

ISВN

В пособии даётся общее представление о науке археологии с упором на территорию Восточной Европы в форме сжатого конспекта лекций – систематического изложения её различных аспектов в хронологической последовательности, а также необходимых методических рекомендаций и материалов. Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования и может быть рекомендовано как дополнительное пособие для подготовки студентов дневного и заочного отделений факультета истории и международных отношений БГУ
Рецензенты:

А.М. Дубровский – д.и.н., профессор (Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского).

С.В. Чернышов – к.и.н., профессор РАЕ (Московский психолого-социальный институт)

Р.В. Новожеев – к.и.н., профессор РАЕ (Брянская государственная сельскохозяйственная академия)

.

.

I. Введение
Основная задача археологии как учебной дисциплины значительно шире и глубже, чем простое усвоение названий культур и памятников. На прочном фундаменте фактов она призвана формировать исторические знания и историческое мышление будущего специалиста. На широком фоне археология подчёркивает единство всего человечества, единство основ человеческой цивилизации и культуры. Археология очень быстро накапливает новые данные, новые источники, обогащается и вместе с тем меняет свои взгляды, развивается. И это развитие происходит так быстро, что многие сведения, казавшиеся стройными и незыблемыми, устаревают, появляются новые концепции, обосновываются новые культуры. Поэтому специалисту-историку следует постоянно пополнять свои знания в области археологии, совершенствовать их, сочетать местный археологический материал с общим, раскрывая возможности археологии в создании исторических реконструкций.

Отличие «Основ археологии», от большинства других исторических дисциплин состоит в том, что он лишь вводит студентов в эту науку, в её методы и проблемы.

Авторы стремились дать хронологически полную картину последовательной смены археологических культур, в основном на территории Восточной Европы, типологию и методы изучения материальных остатков жизни людей и, соответственно, формирования этнокультурных миров этого региона от эпохи палеолита до средневековья. В пособии изложение выходит за пределы данной территории лишь изредка, когда необходимо показать единство и связи с мировыми цивилизациями и когда какая-либо проблема не может быть решена только на материалах данного региона. В том случае, когда среди исследователей нет единства во взглядах на ту или иную проблему, мы старались изложить научные позиции и гипотезы участников дискуссии.

Учебное пособие написано в соответствии с действующим ГОС ВПО для специальностей «История» и «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Оно призвано, в какой-то степени, восполнить дефицит учебной литературы, но отнюдь не заменить учебники по археологии. Вследствие этого мы приводим в настоящем издании лишь самый необходимый и минимальный, строго обусловленный спецификой учебного пособия список обязательной литературы. Студенты, интересующиеся отдельными проблемами, могут обратиться к библиографическому указателю археологической литературы.

В пособии отсутствует иллюстративный материал, который в изобилии представлен в учебниках, однако добавлены типологические схемы некоторых артефактов, отсутствующие в существующих учебниках.

При составлении пособия были использованы как новые недавно опубликованные материалы археологических исследований, так и не опубликованные оригинальные, полученные авторами в ходе полевых работ.

Пособие состоит из конспекта лекций – достаточно лаконичного изложения учебного материала, методических рекомендаций и кратких планов семинарских занятий, а также необходимых материалов для самостоятельной работы студентов по предмету. Материал курса лекций необходим для подготовки к зачётам и экзаменам. Студенты легче вспомнят материал по тексту данного конспекта. Кроме того, конспект послужит основой самостоятельной работы студентов в вузе и для самообразования после его окончания. К каждой теме дан список рекомендуемой литературы.

Список литературы является примерным, кроме него для зачётного конспектирования, подготовки докладов, спецвопросов и квалификационных работ можно использовать литературу, рекомендованную к семинарским занятиям. Поощряется самостоятельный тематико – библиографический поиск в Интернете, фондах библиотек факультета, университета, областной научной библиотеки, областного краеведческого музея. Рекомендуется создавать тематические подборки статей из сборников и периодических изданий: Советская (Российская) археология (СА и РА), Краткие сообщения Института археологии (истории материальной культуры) АН СССР (РАН) (КСИА и КСИИМК), Археологические открытия АН СССР (РА) (АО). Допустимо под контролем преподавателя и использование научно-популярных журналов типа «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Вокруг света», «Знание – сила», «Родина» и др.

Для подготовки квалификационных работ обязательно использование, помимо литературы, неопубликованных источников, хранящихся (в Брянске) в областном краеведческом музее и в этнолого-археологической лаборатории БГУ в виде коллекций находок, чертежей, зарисовок вещей и текстовых отчётов о работах археологической экспедиции БГПИ-БГУ и отрядов, а также других научно-исследовательских учреждений области.

Методические рекомендации и материалы призваны помочь студентам-историкам в изучении сложных экономических, социальных, культурных и этнических процессов, происходивших на территории Восточной Европы в древности и в средневековье.

Главная цель пособия – снивелировать разрыв в объеме подлежащего восприятию материала, сложности и недифференцированности по степени важности материала учебников малым числом аудиторных занятий, акцентируя внимание студентов на наиболее важных, с учетом региональной специфики, темах.

Авторы благодарят всех коллег, помогавших советами и рекомендациями при написании данного пособия.
Основная рекомендуемая учебная,

справочная и научная литература


  1. Авдусин Д.А. Основы археологии. Учебник для вузов.–М.– 1989;

  2. Он же. Археология СССР. –М.– 1967

  3. Он же. Полевая археология СССР. Учебное пособие для университетов.–М.– 1980

  4. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология? – М. - 1966

  5. Артеменко Н.Н. Племена Верхнего и Среднего Поднепровья в эпоху бронзы. –М.- 1967

  6. Археология Украинской ССР. Тт.1-3. – Киев- 1971-75

  7. Арциховский А.В. Основы археологии. –М.- 1955

  8. Арциховский А.В. Археология // Очерки истории исторической науки в СССР. Т.3 –М.- 1963

  9. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л. 1980

  10. Брейд У., Трамп Д. Археологический словарь. –М.-1990

  11. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. –М.- 1961

  12. Блаватский В.Д. Античная полевая археология. – М.- 1967

  13. Брашинский И.Г. Сокровища скифских царей. –М.- 1979

  14. Гайдукевич В.Ф. Боспорские города. –Л.- 1981

  15. Гарден Ж.К. Теоретическая археология. –М.- 1985

  16. Граков Б.Н. Скифы. –М.- 1971

  17. Граков Б.Н. Ранний железный век. –М.- 1976

  18. Граков Б.Н Дьяковская культура. –М.- 1974

  19. Деревянко А.П. Ожившие древности: Рассказы археолога. – М. – 1986

  20. Заверняев Ф.М. Хотылевское нижнепалеолитическое местонахождение. Л. 1978

  21. Загорульский В.М. Археология Белорусии. –Минск- 1963

  22. Каменецкий Н.С., Маршак Б.Н., Шер Я.А. Анализ археологических источников. –М.- 1975

  23. Краснов Ю.А. Раннее земледелие и животноводство в лесной полосе Восточной Европы. –М.- 1971

  24. Кругликова И.Т. Античная археология. Учебное пособие для вузов. –М.- 1984

  25. Кухаренко Ю.В. Зарубинецкая культура. –М.- 1970

  26. Ланитцки Г. Амфоры, хзатонувшие корабли, затопленные города. (Очерки о подводной археологии). – М. – 1982

  27. Мартынов А.И. Археология. – М. - 1996

  28. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века. –М.- 1974

  29. Окладников А.П. Утро искусства. –Л.- 1967

  30. Очерки истории древней технологии. –М.- 1975

  31. Палеолит СССР (Археология СССР). – М. - 1984

  32. Плетнёва С.А. Салтово-Маяцкая культура. –М.- 1971

  33. Поликарпович К.М. Палеолит Верхнего Поднепровья. – Минск. – 1968

  34. Ранов В.А. Древнейшие страницы истории человечества. – М. - 1988

  35. Рындина Н.В. Древнейшее металлообрабатывающее производство Восточной Европы. –М.- 1971

  36. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв. –М.-1976

  37. Семенов С.А. Первобытная техника. –М.-Л.- 1957

  38. Семенов С.А. Происхождение земледелия. –Л.- 1974

  39. Смирнов А.П. Волжская Булгария. – М. – 1951

  40. Смирнов К.Ф. Савроматы. –М.- 1964

  41. Столяр А.Д. По «бесовым следам». – Л. - 1968

  42. Теория и методы археологических исследований. –Киев- 1982

  43. Уемов А.Н. Вещи, свойства и отношения. –М.- 1963

  44. Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. –М.- 1975

  45. Цветаева Г.А. Боспор и Рим. – М. – 1979

  46. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. – М. - 1952

  47. Чёрных Е.Н. История древнейшей металлургии Восточной Европы. МИА.№132. –М.- 1966

  48. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. 2-е изд. – М. – 1978

II. Конспект лекционного курса
Тема 1. Предмет, понятие и методы

археологии

§ 1. Сущность археологии.

Археология (от греч. «архайос» – древность, «логос» – знание) – знание древности. Археология - изучение прошлого человечества по материальным источникам. Некоторые археологи являются сторонниками мнения, что археология представляет собой отрасль более широкой научной дисциплины. К примеру, большинство исследователей, принадлежащих к британской школе, считают археологию частью истории. Курс археологии во многих университетах Британии изучается на исторических факультетах; в других же существуют самостоятельные факультеты археологии. Археологи американской школы, напротив, по большей части видят в археологии отрасль антропологии, вследствие чего курс археологии в большинстве случаев включен в программу антропологических факультетов. Специалисты по античной археологии порой рассматривают свою специальность как отрасль науки о классических древностях или истории искусств. Однако среди археологов широко распространен и взгляд на археологию как на самостоятельную дисциплину, испытывающую стимулирующее воздействие других наук, но обладающую собственными методами, концепциями, теориями и научными открытиями. Это мнение развивали, прежде всего, представители так называемой «новой археологии» 1960-х гг., и оно до сих пор остается позицией достаточно влиятельного меньшинства. Некоторые ученые видят в археологии всего лишь совокупность методов, применяемых в исторических, антропологических, искусствоведческих, географических и некоторых иных исследованиях. Для них границы археологии определяются способами получения и анализа материальных свидетельств.

В России археология расценивается как часть истории, которая изучает прошлое человечества на основе особой категории ископаемых источников (вещественных). Это совокупность исследований, относящихся к материальным объектам, которые вместе с другими данными могут осветить историю и образ жизни людей прошлого (отдельные события, повседневную деятельность, институты, верования и т.д.) Отличие теоретической археологии от истории состоит в периодах, которые изучает археология и история, базирующаяся на письменных источниках. Археология изучает, в основном, дописьменный период, а также способствует получению новых памятников письменности. Даже для эпох, когда существовали письменные источники (античное время, раннее и развитое средневековье), археология играет значительную роль, т.к. изучает те стороны жизни, которые недостаточно освещены в них. Археология изучает, прежде всего, материальную культуру, но отчасти и духовный мир древнего человека, социально-политическую организацию древнего общества. Полевая археология — наука о методике археологических разведок, о раскопках памятников, о правильном их использовании для исторических построений, — то есть часть археологического источниковедения.

Археологические источники, по сравнению с письменными, более объективны, но и более ограниченны, поскольку в земле сохраняется далеко не всё. Особо важны неразрушенные комплексы найденного – то есть не только вещи, но и контекст, в котором они найдены, зачастую дающий информации больше, чем сама вещь. Именно тут кроется вред от «черных копателей» разрушающих контекст, изымая из него вещи для своих грабительских коллекций. Так уничтожаются страницы древней истории.

Таким образом, археология – наука о том, как из «мертвых» вещей извлечь теоретическую информацию. Объектом исследования археологии являются следы древних материальных культур, предметом исследования – древние человеческие общества.

\

§ 2. Отрасли археологии.

Как правило, археолог сосредоточивается на более или менее ограниченной тематике по той простой причине, что эта наука слишком обширна и достичь одинаковой квалификации во всех ее областях невозможно. Результатом такой специализации явилось формирование нескольких отраслей археологии. Прежде всего, различают первобытную (доисторическую и протоисторическую) археологию и археологию исторического периода.

Первобытная археология. Доисторической именуют эпоху, предшествующую появлению письменности. Археологи, однако, прилагают это понятие и к обществам, которые обладают письменностью, до настоящего времени не расшифрованной. В соответствии с этим принципом племена майя классической эпохи, обитавшие на востоке Мезоамерики, прежде причисляли к доисторическим, но после осуществленной в последние десятилетия XX в. успешной дешифровки системы их письма относят к историческому периоду. Вслед за прочтением в XIX в. клинописи и египетских иероглифов был дешифрован целый ряд древних систем письма, и создавшие их народы перешли в категорию исторических. Археологи настаивают на таком употреблении термина, поскольку культуру народов, письменность которых не расшифрована, исследуют теми же методами, что и культу бесписьменных народов: в таких случаях археолог лишен опоры на письменные данные и должен базироваться в своих построениях исключительно на материальные свидетельства.

Археологи, изучающие первобытную эпоху, обычно специализируются на каком-то конкретном регионе или периоде. В избранных ими географических и хронологических рамках большинство археологов стремятся исследовать жизнь древнего человека в целом, уже не сосредоточиваясь на одном узком аспекте. Многие специалисты обладают профессиональными знаниями, необходимыми для анализа какой-то одной или нескольких разновидностей данных — к примеру, костей млекопитающих или характера износа орудий, но обычно объединяют данные своих специальных анализов с заключениями других специалистов для создания более полной картины жизни людей, чем та, которую позволяет получить каждое исследование по отдельности.

Существует, однако, и несколько весьма специальных отраслей. Археология окружающей среды сосредоточена на воссоздании природного окружения древних людей. В рамках этой отрасли выделяются такие направления, как геоархеология (реконструкция окружающей среды по образцам почв и горных пород), археологическая палинология (воссоздание природного окружения по ископаемой пыльце растений), археозоология (изучение по найденным костям животных разнообразных особенностей деятельности древнего человека).

Археология исторического периода. Термин «археология исторического периода» используется в двух значениях. Во-первых, им обозначается та область археологии, которая посвящена изучению народов прошлого, обладавших письменностью, и оперирует в своих изысканиях сочетанием письменных и материальных данных. Некоторые ученые отдают предпочтение терминам «археология документированного периода» или «археология, подкрепленная текстами», поскольку они более однозначны и ясно указывают на важность письменных свидетельств. Во втором значении термин «археология исторического периода» употребляется применительно лишь к Северной Америке и Австралии, где он понимается в смысле археологии народов эпохи колонизации и постколониального времени, т.е. переселенцев, появившихся на этих континентах после их открытия европейцами. Тезис о вкладе археологии в воссоздание истории кажется странным тем, кто полагает, что письменные источники содержат все необходимые сведения об историческом периоде. Между тем письменным свидетельствам присущи многочисленные недостатки. В частности, сосредоточив внимание на конкретных людях или группах, они содержат очень мало сведений обо всем остальном. Весьма неполными часто оказываются даже сведения письменных источников о высших слоях общества, уделяя основное внимание таким престижным аспектам их деятельности, как политика, но, не касаясь повседневной жизни. Даже если в документах и затронуты столь обыденные (но в археологическом плане существенные), моменты, нет гарантии, что сведения верны. Автор свидетельства мог сообщить ложные или не вполне точные данные из-за незнания, небрежности или своих пристрастий. 0 чем-то автор письменного свидетельства мог умолчать, поскольку полагал, что читателям это известно. В силу всех названных причин материальные данные археологии существенно уравновешивают свидетельства письменных источников.

В рамках археологии исторического периода существует несколько направлений. Средневековая археология изучает деятельность обитателей Европы эпохи Средневековья; постсредневековая археология исследует период, последовавший за Средними веками и продолжающийся вплоть до наших дней, вследствие чего ее хронологические рамки соответствуют рамкам археологии исторического периода Северной Америки и Австралии. Военная археология занята исследованием полей сражений, оборонительных сооружений и других мест, связанных с военными действиями. Промышленная археология занимается изучением технических и производственных объектов и возникавших вокруг них поселений. Особым направлением в археологии является подводная археология – т.е. изучение следов кораблекрушений, направленное на поиски остатков затонувших судов, а также оказавшихся под водой поселений и сооружений. Занимаются этим главным образом специалисты по археологии исторического периода. Эти исследования, обеспечивающие получение богатой информации о технологии судостроения, важны и для изучения других сфер человеческой деятельности. Так, обследование найденных в Средиземном море кораблей бронзового века и более поздних эпох позволило получить подробный перечень товаров, служивших объектами межрегиональной торговли; найти эти сведения, ключевые для понимания экономических и торговых связей между странами Средиземноморского бассейна, в письменных источниках невозможно. Различие в условиях проведения изысканий под водой и на земле обусловило разработку специалистами по следам кораблекрушений собственной системы полевых методик, отличающихся от тех, которыми пользуются их коллеги, работающие на суше.

Специфической отраслью археологии является ландшафтная археология, изучающая воздействие людей прошлого на окружающую природную среду. Специалисты в этой области исследуют следы террасного земледелия и других видов хозяйственной деятельности, но главное внимание уделяют паркам, усадьбам и иным объектам, обладающим эстетической ценностью.

Особое место в археологии исторического периода занимают античная археология и смежные с ней направления. Античная археология изучает древнюю Грецию, Древний Рим и связанные с ними регионы. В центре внимания египтологии находится древний Египет, ассириология сосредоточена на исследовании древней Месопотамии. Все эти направления выросли из интереса к древнему искусству, который у специалистов по античной археологии сочетается со вниманием к литературе античного мира. В итоге ученые, работающие в этой сфере, считают себя гуманитариями-классиками и держатся несколько особняком от остальных археологов, связанных преимущественно с традициями антропологии, истории и общественных наук. В последнее время античная археология несколько расширила поле своей деятельности, начав уделять больше внимания изучению материальной культуры и повседневной жизни, что означает установление определенных связей с представителями других отраслей археологии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconУчебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconУчебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconПлан-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconМеждународные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconУчебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо
Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconМетодические указания по написанию контрольных работ 26 Ким для аттестации остаточных знаний 28
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления: 080100, 080200, 100100, 100400, 230400, 072500

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» iconУчебное пособие по спецкурсу для студентов неэкономических специальностей Часть 1
Найденов Н. Д. Экономика и предпринимательство: Учебное по­собие по спецкурсу для студентов неэкономических специальностей. Часть...

Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» icon2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие
Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,...

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции