Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи




Скачать 4.09 Mb.
Название Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи
страница 1/28
Дата публикации 12.05.2014
Размер 4.09 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Б. Н. Бессонов

И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи




Загадки истории –



nikl

«И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи»: Феникс; Ростов на Дону; 2010

ISBN 978-5-222-16389-4

Аннотация



Книга, адресованная широкой читательской аудитории, раскрывает образ Иосифа Виссарионовича Сталина в контексте той эпохи, в которой он жил, работал и творил историю Советского государства, во многом определившую ход мировой истории на десятилетия вперед.

ВВЕДЕНИЕ. Культ личности Сталина. Объективные и субъективные предпосылки



После смерти В. И. Ленина руководителем Советской страны стал И. В. Сталин. Он стоял во главе большевистской партии и Советского государства в течение 30 лет. Это были трудные и великие годы нашей истории, трагические и героические. В ней были промахи и ошибки, но прежде всего были в ней и выдающиеся достижения советского народа, беспрецедентные взлеты народного духа. Советский народ в свои социалистические годы творил историю, жил в истории, дышал ею. После смерти И. В. Сталина многие западные и отечественные «исследователи», говоря о сталинском периоде нашей истории, оценивают его только в черных красках, все промахи и ошибки, все деформации социалистических идеалов связывают лишь с именем Сталина.

Начало такому подходу к оценке деятельности Сталина положил Н. С. Хрущев, прием которого заключался в следующем: Сталин — зло, и успехи советского народа были достигнуты не благодаря Сталину, а вопреки ему. Но в таком случае сразу возникает вопрос: как же могло случиться, что общество, будучи социально и нравственно здоровым, не выступило против Сталина, более того, поддерживало его, сплачивалось вокруг него?

Очевидно, что такой подход к истории нашего общества не объективен и не историчен. Сталина нельзя, невозможно оторвать от нашего общества, тем более, противопоставить обществу. Вспомним: Г. В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории» писал, что «индивид, наделенный чертами выдающейся личности, сможет занять ведущее положение в обществе только в той мере, в какой у него есть особенности, характер и воля, делающие его наиболее способным для служения важным общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и специфических причин».

Социалистическое общество в СССР утверждалось и развивалось не вопреки Сталину, а со Сталиным и благодаря Сталину.

Конечно, в великой битве за новое общество были не одни победы. Были промахи и ошибки. Были искажения гуманистических идеалов социализма, нарушения законности, демократических принципов общественной жизни. Разумеется, противники Сталина сами никогда не выбирали какие-то «этические, приемлемые» средства борьбы с ним. На него и при жизни постоянно клеветали, не раз планировали физически устранить его. Тем более, после его смерти на него обрушились потоки дикой хулы; в чем только его ни обвиняли и продолжают обвинять!

— Надоело, — так сказал Р. И. Косолапов, отвечая на вопрос о Сталине. — Мне надоело циничное, доведенное до абсолютного бесстыдства издевательство над всеми строителями Российско-Советского государства. Перед «демократами» провинились все те, кто собирал и наращивал русские земли, кто сплачивал союз российских народов.

Сталин, конечно, совершал ошибки и порой — ошибки серьезные. На его совести, бесспорно, немало невинных жертв репрессий 1937 года. Но «демократы» — апологеты сегодняшнего политического режима в России — умалчивают о том, что в современной управляемой ими Российской Федерации находится под стражей более 1,2 млн. человек, а ежегодная убыль населения держится на уровне одного миллиона ни в чем не повинных граждан России. При Сталине население Советского Союза постоянно росло.

Отвечая клеветникам, Р. И. Косолапое в предисловии к недавно вышедшему 17-му тому сочинений И. В. Сталина пишет, что «со страниц данного тома Сталин предстает как юный поэт и взыскательный ценитель литературы, строгий партийный руководитель и инициативный организатор общественного хозяйства, боевой комиссар и трудармейский вожак, заботливый сын, добрый семьянин и взыскательный отец». Здесь же «немало примеров и сталинской чуткости, и сталинской жесткости… Видны там и следы «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», в том числе невольных личностных переоценок… Рыкова и Тухачевского, Бухарина и Микояна… Но в чем не возникает ни малейших сомнений — это в преданности автора делу рабочего класса и в одержимости идеей и трудом. В неистребимой потребности работать и учиться» (с. 9).

«Демократы» обвиняют Сталина в равнодушии к близким: матери, жене, детям, друзьям. Но стоит прочитать хотя бы несколько писем Сталина к матери и жене, чтобы понять лживый, клеветнический характер этих обвинений:

«Мама — моя! Здравствуй!

Будь здорова, не допускай к сердцу печаль. Ведь сказано: «Пока жив — радовать буду свою фиалку, умру — порадуются черви могильные».

Или: «Здравствуй мама — моя!

Как живешь, как твое самочувствие? Давно от тебя нет писем, видимо, обижена на меня, но что делать, ей-богу, очень занят. Присылаю тебе сто пятьдесят рублей — больше не сумел. Если нужны будут деньги, сообщи мне, сколько сумею пришлю. Привет знакомым.

Надя шлет привет.

Живи много лет.

Твой Coco».

Сколько любви в этом обращении: «Здравствуй, мама — моя!»

И жене — «Татьке», «Таточке» — Сталин писал всегда хорошие, теплые письма. Хотя Сталин не любил, когда Надежда Сергеевна Аллилуева вмешивалась в партийно-государственные дела (как пишет Н. С. Аллилуева), он тем не менее на ее просьбы всегда отвечал доброжелательно с обещанием разобраться. Однако нередко выяснялось, что вмешательство Н. С. Аллилуевой было необоснованным. Сталин помнил своих друзей юности, и когда у него была возможность, отправлял им посылки и деньги. В годы войны он посылал деньги отцу маршала А. В. Василевского, который из-за того, что его отец был священником, долгие годы не бывал у него. Сталин деликатно «поправил» маршала.

Важно видеть, что за всей большой и мелочной клеветой на Сталина скрывалась и скрывается одна простая очевидная (но главная для клеветников) цель — оболгать, дискредитировать социализм, советский государственный строй.

После разрушения социализма в Советском Союзе и разрушения самого СССР противники социализма, чтобы дискредитировать наш общественный строй, особенно назойливо стали апеллировать к теории и практике тоталитаризма, назойливо подводя под это понятие и Советский Союз, и прежде всего фашистскую Германию. Подобное «объединение» социализма и фашизма, СССР и фашистской Германии несостоятельно с научной точки зрения и недобросовестно с этической, нравственной, моральной. Ибо фашизм — это капитализм, эксплуатация трудящихся, это расизм, шовинизм, звериная ненависть к другим народам, это политический и культурный унитаризм. Это агрессия и война.

Советский строй — это социализм, освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, это интернационализм, дружба равноправных народов, это федерализм, союз суверенных народов, это многонациональная культура.

Фашизм утверждался в благоприятной «внешней среде», при поддержке правящих кругов других капиталистическо-империалистических государств. СССР — с самого начала «осажденная крепость», «внешняя среда» по отношению к нему безоговорочно агрессивна.

И еще важный принципиальный момент, отличающий сталинский СССР и гитлеровскую Германию. Когда фашистские полчища вторглись в Советский Союз, советские народы, советские люди сплотились вокруг Сталина, красноармейцы шли в атаку с возгласами: «За Родину! За Сталина!». Весь наш народ повел героическую борьбу за свою страну, за ее общественно-политический строй.

В то же время, когда немецкая военная машина была сломлена, когда Советская армия и армии ее союзников вступили на территорию Германии, не появилось ни малейших признаков массового, народного сопротивления. И опять-таки, если фашисты на захваченной ими советской территории зверствовали, проводили политику тотального грабежа и массовых убийств мирного населения, то советские воины, советский народ с первых же дней вступления на немецкую землю помогал немцам выжить в условиях военной разрухи и наладить мирную жизнь в послевоенное время.

Как очевидно, различие между тоталитарным фашистским режимом и советским «тоталитаризмом» принципиальное. Апеллируя к некоторым внешне сходным чертам (одна господствующая идеология, одна партия, монополия внешней торговли, монополия на торговлю оружием и тому подобным), клеветники смазывают принципиальное различие между социализмом и фашизмом, преследуя в конечном счете цель — очернение социализма, отрицание его гуманистической, справедливой сущности, нацеленности на свободное, равноправное и солидарное развитие людей и народов.

Корни деформации гуманистических идеалов социализма в нашей стране следует искать, прежде всего, в объективных факторах. Условия создания нового общества в нашей стране были чрезвычайно сложны. Недостаточный уровень экономического развития, распыленность мелкого производства, низкий уровень культуры масс — особенно политической, — Гражданская война, интервенция. В сознании масс, многих большевиков социализм представлялся как полное, абсолютное отрицание прошлого. Многие были склонны к чрезмерному максимализму в отношении широты и быстроты темпов осуществления принципов социализма.

Многие воспринимали социализм как тотальное огосударствление всего и вся: больше государственных форм, больше социализма.

Государственная собственность объявляется господствующей и единственно прогрессивной, все виды кооперации, за исключением колхозов, " недооцениваются и в конечном счете игнорируются, а колхозы, в сущности, рассматриваются как государственные органы.

Сталин во многом разделял эти настроения; по его мнению, государство должно укрепляться, подчиняя себе все сферы общественной жизни. Естественно, это отодвигало на второй план вопрос о развитии самоуправления, демократии, о правах и свободах граждан.

Сталин возглавил партию большевиков в труднейшее время. Классовая борьба продолжается, идет борьба идей и в самой партии.

Троцкий, Каменев, Зиновьев доказывают, что в такой отсталой стране, как Россия, построить социализм нельзя. Почему невозможно строить социализм в России? А потому, считал Троцкий, что на социалистическом этапе крестьянство из союзника пролетариата неизбежно превратится в его противника. И поскольку в России крестьянство представляет подавляющее большинство населения, постольку в этих условиях спасти социалистическую революцию в России могут только революционные выступления рабочего класса на Западе.

Сталин возражал: «А как быть, если международная революция запаздывает? По Троцкому получается, что у нас есть только одна перспектива — "гнить на корню в ожидании мировой революции". Либо же наше государство должно превратиться в буржуазное. Опровергая взгляды Троцкого, Сталин заявил, что именно сейчас, особенно сейчас, мы будем строить социализм вместе с крестьянством и построим его. Более того, подчеркивает Сталин, развитие мировой революции будет происходить тем быстрее, чем основательней будет укрепляться социализм в нашей стране, чем скорее будет она превращаться в базу развертывания мировой революции, в рычаг дальнейшего разложения империализма».1

Эти ясные мысли, полные уверенности в победе социализма в нашей стране, выраженные Сталиным спокойным голосом, чеканными словами, убеждали и вдохновляли советских людей. Они наполняли их сердца надеждой и верой в победу.

В те суровые годы международное положение нашей страны было тяжелым. Советская Россия была, в сущности, осажденной крепостью. Сталин был прав, настойчиво борясь за единство партии, за укрепление дисциплины в ее рядах. Недопустимы фракции, недопустимо превращать партию в дискуссионный клуб вечно болтающих и ничего не решающих. Не разбив фракционно-оппозиционные группировки, нельзя сохранить единство партии, идти вперед в строительстве нового общества.

«Товарищи, диктатура пролетариата при господстве империализма в других странах, когда одна страна, только одна страна, сумела прорвать фронт капитала, — диктатура пролетариата при таких условиях не может существовать ни одной минуты без единства партии, вооруженной железной дисциплиной. Попытки подорвать единство партии… должны быть уничтожены в корне, если мы хотим сохранить диктатуру пролетариата, если хотим строить социализм…»2 Сталин подчеркивал: «Перед нами имеются две опасности: опасность войны, которая превратилась в угрозу войны, и опасность перерождения некоторых звеньев нашей партии. Идя на подготовку обороны, мы должны создать железную дисциплину в нашей партии. Без этой дисциплины оборона невозможна. Мы должны укрепить партийную дисциплину, мы должны обуздать всех тех, кто дезорганизует нашу партию»3.

Коммунисты, советские люди понимали, что прочное неразрывное единство партии было жизненной потребностью как для самой партии, так и для страны. Сталин в глазах партии и народа, бесспорно, выступал олицетворением этого единства, олицетворением последовательной, твердой борьбы за единство партии и народа.

Сталин был убежден и укреплял веру советских людей в то, что вековая отсталость нашей страны будет преодолена. Отсталых бьют. Старую Россию непрерывно били за отсталость военную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную. Били потому, что это было доходно и сходило безнаказанно. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!4

Он энергично и смело звал советский народ идти вперед. Да, надо подтянуть пояса, надо идти на жертвы, но ведь как велики цели, как близок сияющий горизонт социализма! И потом — какой контраст! Капиталистический Запад содрогается от тяжелых экономических кризисов (в период с 1929 по 1932 год мировое промышленное производство (за исключением СССР) сократилось на 40, а мировая торговля — на 60 %. Безработных насчитывалось свыше 30 млн человек). СССР же идет вперед, ведет гигантское строительство. Народ верил Сталину, шел за ним.

Сталин, в сущности, «подхлестывал» страну. Надо ускоренно осуществить индустриализацию, развивая, прежде всего, тяжелую промышленность. По его настоянию и коллективизация сельского хозяйства также проводилась форсированно.

Конечно же, надо учитывать, что проблемы индустриализации и коллективизации решались с учетом необходимости укрепления обороноспособности страны в связи с постоянно существующей угрозой агрессии со стороны империалистических государств. Поэтому понятно, что приходилось спешить, ограничивать производство товаров широкого народного потребления. Иначе, разъяснял Сталин, у нас не было бы ни черной металлургии, ни металла для производства машин. Мы были бы безоружны перед лицом враждебных капиталистических государств. Что бы сегодня ни говорили критики Сталина об индустриализации и коллективизации, об упущенных возможностях, о срывах нереальных планов, достижения страны были реальны. Уже итоги первой пятилетки (1928/1929-1932/1933 гг.) были впечатляющи. Стоит назвать только удвоение промышленного потенциала, в границах которого на первое место вышла тяжелая индустрия.

Существенно изменилось размещение производительных сил. В орбиту индустриального прогресса втягивались бывшие отсталые окраины. Выросли десятки новых городов и промышленных поселков. Преображались старые центры. В результате индустриализации коренным образом менялась культура труда миллионов людей. В середине первой пятилетки было покончено с безработицей.

К концу 30-х годов в стране вступило в строй 600 новых предприятий. (За 3,5 года третьей (предвоенной) пятилетки было введено еще 3000 предприятий). В 1937 году новые и реконструированные предприятия дали свыше 80 % всей промышленной продукции. Лозунг, выдвинутый Сталиным, — «Техника в период реконструкции решает всё!» — успешно претворялся в жизнь. Подъем производительности труда (она выросла вдвое) стал решающим фактором роста производства, произошло заметное усиление его интенсификации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Юрий Мухин За что убит Сталин? Часть Вождь поневоле
Ссср держали в рабстве и непрерывно убивали граждан Советского Союза, а кого ленились убить – того сажали в тюрьмы или лагеря. Тех...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Программа дисциплины История зарубежной литературы
Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Сергей Вячеславович Перевезенцев Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения
Данная книга содержит изучаемые в высших учебных заведениях произведения философов средневековья и эпохи Возрождения от Тертуллиана...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Урока литературы в 10 классе. Тема: Творчество А. С. Пушкина. Своеобразие...
А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon К 130-летию со дня рождения И. В. Сталина Книга историка Вильяма...
...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Игорь Бунич "Гроза"
Ленину, он в течение 47 лет не имел возможности воплотить свои бредовые идеи в жизнь, однако высказывал их вполне откровенно. «Нужно,–...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Алексей Юрьевич Щербаков Наполеон. Как стать великим
Он отдельными штрихами и мазками создает портрет незаурядного человека, который никоим образом не может служить примером классического...
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков»
Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа)
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Неполитический либерализм в россии
Русский человек эпохи модернизации – образ социальной патологии
Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи icon Российская политическая мысль
Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации: Н. Макиавелли и Ж. Боден
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции