Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия




Скачать 262.32 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия
Дата публикации12.05.2014
Размер262.32 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ университет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________
"_____"__________________201__ г.

Рабочая программа дисциплины
Становление и мировоззренческие основы старообрядчества

Направление подготовки

030100 Философия

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Нижний Новгород 2011

1. Цели  освоения дисциплины

Программа курса «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация (степень) «бакалавр», соответствующего требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». ФГОС направлен на подготовку бакалавра, способного к самостоятельной работе, демонстрирующего высокий уровень коммуникабельности и обучаемости в течение всей жизни.

Целями освоения дисциплины «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества» являются:

– освоение следующих вопросов: причины раскола в Русской православной церкви в XVII веке, история зарождении я и развития старообрядческого движения, мировоззренческие принципы раннего старообрядчества, динамика мировоззренческих принципов в XVII – XX веках;

– умение критически анализировать памятники старообрядческой письменности, классифицировать и систематизировать старообрядческие толки и согласия, излагать учебный материал по истории развития старообрядчества;

– владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические знания в практической педагогической деятельности.
2.Место дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Б. 1, Гуманитарный, социальный и экономический цикл, Вариативная часть, дисциплина по выбору.

Дисциплина «Становление и мировоззренческие основы староообрядчества» логически и содержательно-методически взаимосвязана с такими дисциплинами, как:

– отечественная история (Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России.);

– культурология (Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре.).

В целом, приступая к освоению дисциплины «Становление и мировоззренческие основы староообрядчества», обучающийся должен обладать приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин «входными» знаниями: основные этапы развития Российского государства и русской культуры;

– «входными» умениями: способность к коммуникации и межличностному общению, умение критически анализировать памятники средневековой русской письменности, излагать учебный материал;

– «входными» готовностями: владение методами логического анализа различного рода суждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические исторические и общефилософские знания в практической педагогической деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Становление и мировоззренческие основы староообрядчества»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

    осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); знание различных методов научного и философского исследования (ПК-11); знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в преподавании обществознания и философии в системе среднего и среднего специального (школах, лицеях, колледжах, гимназиях) образования (ПК-16);

  • Уметь:

способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8); способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (ОК-14); способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу (ОК-15); умение использовать в профессиональной деятельности, в процессе преподавания знание традиционных и современных проблем философской антропологии (ПК-15);

  • Владеть

владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых знаний (ПК-13); владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18).

4. Структура и содержание дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

54 / 1,5

В том числе:

-

Лекции

18

Семинары (С)

36

Самостоятельная работа (всего)

54

В том числе:

-

Творческая работа (эссе)

14

Тестирование

20

Подготовка к конференции

20

Вид промежуточной аттестации

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

3


4.2. Содержание дисциплины


Тема 1. Специфика русского менталитета, проявленность черт русской ментальности в средневековом русском национальном сознании

Знаменитые русские крайности. Государственность, соборное мировосприятие, духовность (религиозность). Сущность русской идеи, аспекты. Трансформация идеи в XVII в.

Тема 2. Социально-политические, духовные причины раскола в Русской православной церкви.

Активное проникновение на Русь чуждой по своим основам западной секулярной культуры. активное проникновение на Русь чуждой по своим основам западной секулярной культуры. Кризис концепции «Москва – третий Рим».

Тема 3. Мировоззренческие основы раннего старообрядчества.

Старообрядчество – яркий образец православного народного национального мировоззрения. Противоречивость раннего старообрядчества, возникшего на стыке эпох средневековой Руси и России Нового времени. Идея падения третьего Рима и утверждения в мире антихриста.

Тема 4. Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток».

Глобализм мышления. Поляризация мира по принципу «свои / чужие». Узкий провинциальный национализм. Заслуга раннего старообрядчества.

Тема 5. Старообрядчество XVIII–XX веков.

Противоречивость более позднего старообрядчества. Дробление на толки и согласия и причины этого дробления. Выработка оригинального старообрядческого Логоса в полемике с православной церковью. Старообрядчество как Народный вариант монархизма.

Тема 6. Феномен старообрядческого предпринимательства.

Протестантизм и старообрядчество. Уставное благочестие старообрядцев: религиозность как обустройство бытовой сферы. Старообрядчество как воплощение принципа христианской общинности.


4.3. Темы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование темы дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

Тема 1. Специфика русского менталитета, проявленность черт русской ментальности в средневековом русском национальном сознании

2

4

6

12

2

Тема 2. Социально-политические, духовные причины раскола в Русской православной церкви

4

8

6

18

3

Тема 3. Мировоззренческие основы раннего старообрядчества

4

8

8

20

4

Тема 4. Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток»

2

4

6

12

5

Тема 5. Старообрядчество XVIII–XX веков

4

8

8

20

6

Тема 6. Феномен старообрядческого предпринимательства

2

4

6

12




Творческая работа (эссе)










14




Всего

18

36

40

108


4.4. Рейтинг-план по дисциплине «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества»

Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

Дидактическая единица 1. Специфика русского менталитета, проявленность черт русской ментальности в средневековом русском национальном сознании.

Текущий контроль

Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Выступление на семинарском занятии

5

2

5

10

Дидактическая единица 2. Социально-политические, духовные причины раскола в Русской православной церкви.

Текущий контроль

Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Выступление на семинарском занятии

5

2

5

10

Дидактическая единица 3. Мировоззренческие основы раннего старообрядчества

Текущий контроль

Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Выступление на семинарском занятии

5

2

5

10

Дидактическая единица 4. Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток».

Текущий контроль

Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Выступление на семинарском занятии

5

2

5

10

Дидактическая единица 5. Старообрядчество XVIII–XX веков.

Текущий контроль

Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Выступление на семинарском занятии

5

2

5

10

Дидактическая единица 6. Феномен старообрядческого предпринимательства

Текущий контроль

Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Выступление на семинарском занятии

5

2

5

10




Балл за конкретное задание

Число заданий

1

2

Промежуточная аттестация

20

1

10

20

Написание философского эссе

20

1

10

20

Итого







50

100



5. Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины предполагается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В процессе лекционной работы предполагается применять просмотр видеофильмов по программе, активно использовать медиапроектор. Семинарские занятия будут проводиться в виде ролевых игр, диспутов по истории и мировоззренческим причинам раскола. Предусмотрены встречи с представителями Русской православной и Старообрядческой церквей, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Вопросы к проведению текущего контроля
1.Сущность русской национальной идеи

2.Основные этапы развития русской национальной идеи

3.Проявление русской национальной идеи на теоретическом уровне и на уровне общественной психологии

4.Основные аспекты русской идеи

5.Специфика русского менталитета

6.Проявленность черт русской ментальности в русском средневековом сознании

7.Русский народ как народ крайностей

8.Государственность, соборное мировосприятие, духовность (религиозность) русского человека

9.Идея русского мессианизма в средневековье

10.Сущность концепции Москвы – «Третьего Рима»

11.Трансформация идеи русского мессианизма в XVII в.

12.Социально-политические причины раскола

13.Духовные причины раскола

14.Мировоззренческие основы раннего старообрядчества (общие черты)

15.Старообрядчество – яркий образец православного народного национального мировоззрения

16.Противоречивость раннего старообрядчества, возникшего на стыке эпох средневековой Руси и России Нового времени

17.Старообрядческое прочтение идеи падения третьего Рима и утверждения в мире антихриста.

18.Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток»

19.Глобализм мышления ранних старообрядцев

20.Поляризация мира по принципу «свои / чужие»

21.Узкий провинциальный национализм ранних старообрядцев

22.Заслуга раннего старообрядчества.

23.Старообрядчество XVIII–XX веков (общие черты)

24.Противоречивость более позднего старообрядчества

25.Дробление старообрядчества XVIII в. на толки и согласия и причины этого дробления

26.Выработка оригинального старообрядческого Логоса в полемике с православной церковью

27.Старообрядчество как Народный вариант монархизма

28.Феномен старообрядческого предпринимательства

29.Протестантизм и старообрядчество

30.Уставное благочестие старообрядцев: религиозность как обустройство бытовой сферы

31.Старообрядчество как воплощение принципа христианской общинности
Вопросы промежуточной аттестации
1.Сущность и основные этапы развития русской национальной идеи

2.Проявление русской национальной идеи на теоретическом уровне и на уровне общественной психологии

3.Основные аспекты русской идеи

4.Специфика русского менталитета и проявленность черт русской ментальности в русском средневековом сознании

5.Государственность, соборное мировосприятие, духовность (религиозность) русского человека

6.Идея русского мессианизма в средневековье. Сущность концепции Москва – «Третий Рим»

7.Трансформация идеи русского мессианизма в XVII в.

8.Социально-политические и духовные причины раскола

9.Мировоззренческие основы раннего старообрядчества (общие черты)

10.Противоречивость раннего старообрядчества, возникшего на стыке эпох средневековой Руси и России Нового времени

11.Старообрядческое прочтение идеи падения третьего Рима и утверждения в мире антихриста.

12.Раннее старообрядчество и тема «Запад – Восток»

13.Глобализм мышления ранних старообрядцев и поляризация мира по принципу «свои / чужие»

14.Узкий провинциальный национализм ранних старообрядцев

15.Заслуга раннего старообрядчества

16.Старообрядчество XVIII–XX веков (общие черты)

17.Дробление старообрядчества XVIII в. на толки и согласия и причины этого дробления

18.Выработка оригинального старообрядческого Логоса в полемике с православной церковью

19.Старообрядчество как Народный вариант монархизма

20.Феномен старообрядческого предпринимательства

21.Протестантизм и старообрядчество

22.Уставное благочестие старообрядцев: религиозность как обустройство бытовой сферы

23.Старообрядчество как воплощение принципа христианской общинности

Формы самостоятельной работы студентов
1) Написание эссе по согласованной с преподавателем проблеме. В ходе написания студент консультируется по методу написания и отбору материала. Задача: выработка собственной мировоззренческой позиции по проблеме раскола в Русской православной церкви, исследование мировоззренческих особенностей старообрядчества.

  1. Подготовка к участию студентов в научной конференции. Студент определяется с направлением, совместно с преподавателем формулируется тема доклада, определяется список литературы и источников, составляется совместно план миниисследования. Ход работы курируется преподавателем. Задача: включение студентов в научное сообщество, развитие коммуникативных и исследовательских навыков.

  2. Подготовка сообщений по теме «История старообрядчества». Студенты выбирают основные этапы развития старообрядчества и готовят сообщения об основополагающих идеях различных старообрядческих толков и согласий. Сообщение делается на 6-8 минут от 1-го лица, носит форму презентации и заканчивается дискуссией с докладчиками, представляющими другие точки зрения на раскол. Задача: не только включить в традицию мысли, но и максимально убедительно доказать действенность представленной теории.

В ходе самостоятельного изучения тем по дисциплине «Становление и мировоззренческие основы старообрядчества» студент руководствуется учебным пособием: Парилов О.В. Старообрядчество: генезис, мировоззренческие принципы, вклад в развитие национального самосознания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: НГПУ, 2007. – 59 с. Данное пособие аккумулирует и предлагает студентам в доступной форме причины паскола Русской православной церкви, основные этапы развития старообрядчества, а также генезис мировоззренческих принципов старообрядчества. Кроме того, студент использует конспекты лекций по темам. Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только составление конспектов ответов, но и систематизацию знаний по рассмотренным на лекции вопросам. Подготовка рефератов и докладов проводится студентами чаще всего по желанию и представляет собой качественную проработку заявленной проблемы, что на выходе дает свободное владение материалом с выдвижением собственной гипотезы и аргументацией ее.

Индивидуальная работа со студентами: всем студентам на вводном занятии объясняется порядок работы по курсу и предлагается выбрать доклад (реферат) по предложенной тематике. Проводятся консультации по структуре работы, проблематике, литературе.

В течение семестра проводится коллоквиум или одна письменная работа, по итогам которой проходит собеседование и аттестация.

На занятиях по курсу, кроме индивидуальных, предусматриваются и групповые формы работы: обсуждение проблем курса студенческим коллективом, заслушивание докладов и рефератов с последующим активным обсуждением; анализ печатных материалов по старообрядческой проблематике: студенты формулируют проблему, определяют ее корни, предлагают пути решения.

Итоговая оценка подготовки студента по курсу выводится на комплексной основе: а) учитывается работа на лекционных и семинарских занятиях – посещение и прогулы регулярно фиксируются; б) принимаются во внимание наличие и качество реферата.

Критерии оценки знаний и умений студентов на экзамене:

Оценка «5» ставится студенту, представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; свободно владеющему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, уяснившему суть ключевых проблем раскола; знающему историю развития старообрядчества и умеющему анализировать различные старообрядческие толки и согласия.

Оценка «4» ставится студенту, хорошо представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; хорошо владеющему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, хорошо знающему историю развития старообрядчества и умеющему в целом анализировать различные старообрядческие толки и согласия.

Оценка «3» ставится студенту, в целом представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; владеющему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, знающему в общих чертах историю развития старообрядчества и умеющему в целом анализировать различные старообрядческие толки и согласия.

Оценка «2» ставится студенту, не представляющему специфику старообрядческого мировоззрения; не овладевшему основными понятиями и категориями, необходимыми для анализа старообрядчества, не знающему историю развития старообрядчества и не умеющему анализировать различные старообрядческие толки и согласия.


    Список тем для рефератов и курсовых работ

Историография раскола

Духовный строй старообрядческого предпринимательства

Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе

Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX вв.

Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (К истории российского предпринимательства)

Народные массы и религиозные движения в России 2-й половины XVII в.

Причины раскола церкви и общества в середине 17 века

Проявление русской средневековой эстетики в старообрядчестве

Ход церковной реформы и раскол церкви и общества

Старообрядческое движение в конце 17– начале 18 вв.

Религиозно-культурная жизнь старообрядчества в условиях гонений

Старообрядчество во 2 пол. 18 – 1 пол. 19 вв.

Старообрядчество и русская средневековая философия

Социально-экономическое развитие старообрядчества

Старообрядчество во 2 пол. 19 – нач. 20 вв.

Старообрядчество в советский период

Старообрядчество за рубежом

Старообрядчество в Нижегородском крае

Старообрядчество в кон. 20 – нач. 21 вв.
Литература

Каптерев Н.Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. – Сергиев Посад,

1912.

Мельников Ф.Е. Краткая история старообрядческой церкви. – Барнаул, 1999.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI — XVII века. – М.: «Мысль», 1995.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. – М., 1995.

Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии – М.: ИФРАН, 1997.

Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.

Щапов А.П. Русский раскол старообрядства. – СПб., 1906.

Карцев В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. – Калинин, 1971.

Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая теория. Ежегодник. – М., 1999.

Керов К.К. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX вв. // Отечественная история. – 2001. – № 4.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

Козлова Н.В. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (К истории российского предпринимательства) // Отечественная история. – 1999. – № 4.

Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в 18-20 вв. – Новосибирск, 1994.

Кириллов И.А. Правда старой веры. – М., 1916.

Сенатов В. Философия истории старообрядчества. – М., 1995.

Быковский И.К. История старообрядчества всех согласий. – М., 1906.

Рогов А. Народные массы и религиозные движения в России 2-й половины XVII в.

Рябушинский В.П. Русский хозяин. – М., 1998.

Вурфгарт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и имволы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996.

    Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1991.




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
Парилов О.В. К вопросу о возникновении старообрядческого движения // Русское православие: Вехи истории: М-лы международных VI Рождественских православных чтений. – Нижний Новгород: НГПУ, 1998.

Парилов О.В. Идея "Москва - третий Рим" в мировоззрении раннего раскола // Отечественная философия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского симпозиума историков русской философии. – Нижний Новгород: НГПУ, 1998.

Парилов О.В. Протопоп Аввакум и Алексей Хомяков о сущности Церкви // Рождественский свет: Ученые записи Волго-Вятского отделения МСА. – Нижний Новгород, 2000.

Парилов О.В. К вопросу о защите ранним старообрядчеством национальных духовных ценностей // Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике: Внутривузовский сб. статей. – Вып. 4. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2003.

Парилов О.В. Мировоззренческие аспекты старообрядческого предпринимательства (XVIII – XIX вв.) // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов IV Российского философского конгресса (Москва, 2005 г.): В 5 т. – Т. 2. – М., 2005.

Парилов О.В. Роль самобытников в развитии русского самосознания (от протопопа Аввакума – к Алексею Хомякову): Монография. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.

Парилов О.В. Русская идея: от Древней Руси к Новому времени: Монография. – Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2005.ультуры

Парилов О.В. Старообрядчество: генезис, мировоззренческие принципы, вклад в развитие национального самосознания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: НГПУ, 2007.
б) дополнительная литература:
Аввакум Петров. Послания и челобитные / Сост. А.Ф. Замалеев и Т.А. Овчинникова. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1995.

Биллингтон Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. – М.: Изд-во «Рудомино», 2001.

Борисов Н.C. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв.М.: Изд-во МГУ, 1988.

Бороздин А. Протопоп Аввакум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. – Киев: Лыбедь., 1991.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI — XVII века. – М.: «Мысль», 1995.

Герман (Иванов), протодиакон. Русская православная церковь лицом к Западу. – Мюнхен, 1994.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии – М.: ИФРАН, 1997.

Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.

Демкова Н.С. Из истории ранней старообрядческой литературы // Труды отдела древнерусской литературы. – Л., 1974. – Т. 28.

Добротворский И.М. Русский раскол в его отношении к церкви и правительству // Православное обозрение. – 1862. – № 3.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.

Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. – СПб. Изд-во СПб. ун-та, 1996.

Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л.: Лениздат, 1991.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. – М.: «Церковь», 1995.

Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в 16 – 17 столетиях. – М., 1885.

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. – М., 1887.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. – М.: «Терра», 1992.

Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. – Калинин: Калининский гос. ун-т, 1971. – Вып. 3.

Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая теория. Ежегодник. – М., 1999.

Керов К.К. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII-XIX вв. // Отечественная история. – 2001. – № 4.

Клибанов А.И. Протопоп Аввакум как культурно-историческое явление // История СССР. – 1973. – №1.

Козлова Н.В. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века (К истории российского предпринимательства) // Отечественная история. – 1999. – № 4.

Кутузов Б. Алексеевская реформа // Москва. – 1992. – № 5 – 6.

Макарий (Булгаков), Митр. История русской церкви. Соч.: В 12 т. – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1996. – Т. 7.

Макарий (Булгаков), Митр. История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб., 1889.

Материалы для истории раскола за первое время его существованияя / Под ред. Н. Субботина. – М., 1879. – Т.6.

Мельгунов С.П. Москва и старая вера: Очерк из истории религиозно-общественных движений XVII-XVIII вв. – М., 1917.

Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: М-лы международной научной конференции // Под ред. И.В. Поздеева. – М.: РОССПЭН, 1998.

Никольский Н.М. История Русской церкви. – М., 1931.

Нильский И.Ф. Несколько слов о происхождении раскола // Христианское чтение. – 1861. – Ч.1.

Огнев В. Несколько слов о происхождении раскола в Русской Церкви // Православное обозрение. – 1861. – №11.

Памятники первых лет русского старообрядчества / Сост. Я.Л. Барсков. – Спб., 1912.

Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII в. Литературные панегирики / Под ред. В.И. Буганова. – М., 1983.

Поморские ответы. – М., 1911.

Понырко Н.В. Узники Пустозерской земляной тюрьмы // Древнерусская книжность. – Л.: Наука, 1985.

Публичное собеседование архимандрита Михаила с синодальным миссионером о. К. Крючковым в Киеве 20 июля 1908 года. – М.: Издание союза старообрядческих начетчиков, 1908.

Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. – Л.: Наука, 1975.

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. – М.: АН СССР, 1963.

Рогов А. Народные массы и религиозные движения в России 2-й половины XVII в.// Вопросы истории. – 1973. – № 4.

Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М.: Наука, 1986.

Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. – Москва – Иерусалим: «Мосты», 1994.

Семенова А.В. Менталитет купечества в период становления российского предпринимательства // Отечественная история. – 1998. – № 6.

Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. – М., 1908.

Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. – СПб.: тип. Главн. Упр. Уделов, 1895. – 2-е изд.

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. – СПб.: Печатня С.П. Яковлева, 1898.

Старообрядчество в России (XVII — XVIII вв.) / Под ред. Е.М. Юхименко. – М.: «Археографический центр», 1994. – Вып. 2.

Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его существования. – М., 1881. – Т. 6.

Субботин Н. Еще пятнадцать лет служения церкви борьбою с расколом. – М., 1902.

Тимофеев В.В. Старообрядческое предпринимательство в XIX-XX вв. – Чебоксары, 2002.

Филатов Н.Ф. На родине огнепального Аввакума. – Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.

Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. – СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1862.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

"Википедия" [http://en.wikipedia.org/wiki/MainPage], [http://ru.wikipedia.org/wiki/].

Старообрядчество (Раскольничество, Староверие) http://religion.babr.ru/chr/east/prav/star/index.htm


Старообрядчество. http://drevo-info.ru/articles/534.html

Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа. http://www.starover.religare.ru/article7780.html

Православное старообрядчество. http://www.edinoslavie.ru/

Библиотека Гумер – история Церкви. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/kreml_star.php

А.В. Карташев. Смысл старообрядчества. http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/staroobrjad.htm

Каталог сайтов о старообрядчестве. http://konstan-ivanov.narod.ru/links_Starover-by-WWW.html


    8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Оборудованная аудитория; читальный зал; класс для занятий в режиме конференций (конференц-зал).



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .
Автор Парилов О.В.

Рецензент Целиков А.Н.
Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины Образы природы в философском осмыслении...
Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Программа направлена на подготовку...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины логика Направление подготовки 030100 Философия
Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины Философская антропология Направление подготовки 030100 Философия
Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300. 62 Филологическоеобразование,...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту и курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины статистичекая обработка зоологического...
Целями освоения дисциплины «Статистическая обработка зоологического материала» являются

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии»
Цель дисциплины «Основы черчения и начертательной геометрии» формирование систематизированных знаний и компетенций в области графических...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...

Рабочая программа дисциплины Становление и мировоззренческие основы старообрядчества Направление подготовки 030100 Философия iconРабочая программа дисциплины Практикум по орфографии и пунктуации...
Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции