Общие профессиональные дисциплины




Скачать 278.65 Kb.
НазваниеОбщие профессиональные дисциплины
страница1/3
Дата публикации30.05.2014
Размер278.65 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3

Общие профессиональные дисциплины

Федеральный компонент

Всеобщая история

Дисциплина «Всеобщая история» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 030402 Историко-архивоведение ГОС ВПО и адресована студентам 1-4 курсов (1-7 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой всеобщая истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ.

Предметом дисциплины является всемирная история от возникновения человечества до наших дней.

Цель дисциплины: формирование у студента взгляда на историю как на единый процесс, поле взаимодействие личности, социума, культуры, на выявление соотношения общего и особенного в развитии цивилизаций, представлений о непреходящей ценности, неповторимости каждого «сегмента» мирового пространства, многообразии, многовариантности развития человечества.

Задачи дисциплины: рассмотреть основные факты и явления всеобщей истории, выявить типологические модели развития, высветить уникальное в историческом процессе, проследить эволюцию базовых понятий, необходимых для структурирования событийной канвы, сформировать представление о современных методологических подходах к изучению истории.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению всеобщей истории (цивилизационный, технократический, социально-экономический); основные закономерности процессов формирования и эволюции государства, взаимоотношения власти и общества на различных этапах исторического развития, определяющие характеристики крупнейших историко-культурных регионов Востока и Запада, основные достижения мировой культуры; фактический материал по курсу: основные даты, события всемирной истории, ключевые персоналии, термины и понятия; уметь: работать с документами разных исторических эпох, верифицировать данные исторических источников, выявлять основные тенденции исторического процесса, проводить параллели и выявлять закономерности исторического развития отдельных стран и регионов, применять на практике основные методы исторического познания; обладать навыками: работы с историческими источниками и историографического анализа; владеть основной методологией исторического исследования; методикой написания научных работ.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (318 часов), семинары (114 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов являются зачет во 2, 4, 6 семестрах, экзамен в 1, 3, 5, 7 семестрах.

История России

Дисциплина «История России» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 030402 Историко-архивоведение ГОС ВПО и адресована студентам 1-4 курсов (2-7 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории России средневековья и раннего нового времени и кафедрой истории России новейшего времени факультета архивного дела Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является отечественная история от древнейших времен до конца ХХ века.

Цель дисциплины: формирование методологически целостного, историографически многогранного и исторически конкретного представления о российской цивилизации как сложной и динамичной системе, обладающей набором изменчивых характеристик и устойчивых доминант.

Задачи дисциплины: выработка у студентов навыков исторического исследования, умения формулировать ведущую проблему каждой исторической эпохи, читать и анализировать научную историческую и теоретическую литературу, интерпретировать тексты исторических источников, владеть необходимым историческим инструментарием.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности цивилизационного процесса в России, в том числе, по сравнению с другими европейскими странами; формы, содержание и результаты цивилизационного взаимодействия России с другими странами мира; содержание и специфику решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды ее истории; основную литературу и главные комплексы источников по истории России нового времени; уметь сравнивать формы, темпы, содержание обще цивилизационных процессов в России и в других странах; выделять основные проблемы и этапы цивилизационных процессов в России; анализировать научные работы по истории России, в т.ч. и иностранных авторов (переводные или на языке оригинала с точки зрения их теоретической концепции, конкретного содержания; владеть навыками анализа и интерпретации источников по истории России.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (184 часа), семинары (72 часа).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачёт во 2, 4, 6 семестрах, экзамен в 3, 5, 7 семестрах.

История науки

Дисциплина «История науки» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 030402 Историко-архивоведение ГОС ВПО и адресована студентам 1курса (1 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой истории науки, научно-технических и экономических архивов факультета документоведения и технотронных архивов Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является история познавательной деятельности человека, начиная с древнейших времен до настоящего времени.

Цель дисциплины: дать студентам знания об основных этапах развития научной мысли.

Задачи дисциплины: структурировать информационное поле о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории; обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества; показать роль и место науки и техники в процессе познания; показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных областей в деле построения гармоничного здорового демократического общества ХХI века.

В результате изучения дисциплины студент должен знать периодизацию в развитии науки и техники; пути развития научно-технических направлений и науки и техники в целом; выдающихся персоналий мировой науки их вклад в развитие цивилизации; методологические подходы к анализу сложных историко-технических проблем; уметь проводить критическую оценку различных теорий, гипотез и т.д., базируясь на принципах теории строения и развития больших сложных систем; воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей науки и техники; владеть навыками самостоятельного проведения историко-технического исследования на базе широкого использования вычислительной техники; комплексного анализа историко-технической проблемы и поиска рациональных путей решения многоплановых исследовательских задач в области истории науки и техники.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (20 часов), семинары (14 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

Теория и методология истории

Дисциплина «Теория и методология истории» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 030402 Историко-архивоведение ГОС ВПО и адресована студентам 4 курса (7, 8 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой источниковедения факультета архивного дела Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса в их историческом развитии; пути достижения нового и точного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.

Цель дисциплины: анализ эпистемологических оснований теорий исторического процесса, рассмотрение проблемы построения системного знания о Человеке на уровне интеграции научных методов (естественнонаучные и гуманитарные методы, психоанализ, социология и социальная психология, структурализм).

Задачи дисциплины: дать знание о способах построения теорий исторического процесса, о взаимообусловленности методологии и теории истории; сформировать умение исследовать эпистемологические основания теорий исторического процесса; выработать навык самостоятельной работы с литературой по проблемам историософии, самостоятельного осмысления и интерпретации философского текста; дать знание о системе методов исторического познания, отвечающее современным представлениям наук о человеке в его отношении к природе, обществу, государству и познанию; сформировать умение творчески применять принципы методологии исторического исследования; выявлять эпистемологические корни современных познавательных парадигм, а также проводить эпистемологический анализ глобальных теорий исторического процесса, выработать навык самостоятельной работы с литературой по проблема эпистемологии гуманитарного знания, самостоятельного осмысления и интерпретации философского текста; реализации системной методологии в исследовательской практике.

В результате изучения дисциплины студент должен знать основные теории исторического процесса в их взаимосвязи с различными парадигмами гуманитарного знания, теоретические (эпистемологические) основы методов исторического исследования, их развитие в системе различных философских парадигм и современные критерии и принципы применения в исторических исследованиях; уметь исследовать эпистемологические основания теорий исторического процесса, анализировать теоретические и конкретно исторические труды с позиций их методологии, применять научные методологические критерии, уметь логично разъяснить применяемые им методы и обосновать их научность.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (40 часов), семинары (12 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 7 семестре, экзамен в 8 семестре.

Источниковедение

Дисциплина «Источниковедение» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 030402 Историко-архивоведение ГОС ВПО и адресована студентам 2 курса факультета архивного дела (3, 4 семестр).

Дисциплина реализуется кафедрой источниковедения факультета архивного дела Историко-архивного института.

Предметом дисциплины является источниковедение как отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию, методику и практику изучения исторических источников.

Цель дисциплины: формирование у студента системного знания об источниковедении как интегрирующей дисциплине гуманитарного знания, о методе источниковедения, исторических источниках, истории, теории, принципах и методах извлечения и обработки содержащейся в ней информации для последующего использования её в историческом исследовании

Задачи дисциплины: дать системное знание о смене принципов и методов изучения исторических источников на протяжении существования исторического познания, о причинах и направлении эволюции этих принципов и методов; рассмотреть категории и понятия современного источниковедения, его задачи принципы, методы, научно-исследовательский аппарат; изучить основные типы и виды исторических источников, их взаимосвязи, взаимовлияние, направления и закономерности эволюции; дать системное представление о корпусе исторических источников всеобщей и российской истории.

В результате изучения дисциплины студент должен знать предмет, задачи и структуру источниковедения как отрасли гуманитарного и исторического знания, основные теоретические проблемы источниковедения, место источниковедения в системе гуманитарных наук; основные этапы, мировоззренческие основания, теоретические и методологические принципы в истории изучения исторических источников; подходы к определению исторического источника и его исследованию в современной науке, типы и виды исторических источников, состав и направления эволюции корпуса исторических источников российской истории, принципы их систематизации и классификации, место исторического источника в социальной практике; задачи и систему процедур источниковедческого анализа, особенности анализа исторических источников разных типов и видов; специальные методики, принципы и приёмы исследования содержания исторического источника; принципы и направления применения источниковедческого синтеза; принципы применения источниковедческого анализа в историческом построении; уметь выявлять и отбирать исторические источники в соответствии с целями и задачами конкретно-исторической практики, темой исторического исследования; работать с источниковедческой литературой, проводить критический анализ отдельных типов и видов исторических источников, осваивать проблемы происхождения источников, авторство, обстоятельств создания источников, их роль и место в обществе и культуре; проводить анализ содержания, полноты, точности и достоверности выявленной информации, осуществлять источниковедческий синтез исторической информации; применять общенаучные и специальные методы в источниковедческих исследованиях; применять содержание естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, используя междисциплинарные подходы; владеть навыками подготовки источниковедческих обзоров; отбора для издания и переиздания исторических источников.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (64 часов), семинары (30 часов).

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет в 3 семестре, экзамен в 4 семестре.

Всеобщая история архивов

Дисциплина «Всеобщая история архивов» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности 030402 Историко-архивоведение ГОС ВПО и адресована студентам 2-3 курсов (4-5 семестры).

Дисциплина реализуется кафедрой истории и организации архивного дела факультета архивного дела Историко-архивного института.

Предметом дисциплины являются архивы Древнего мира, периода средневековья III тыс. до н.э. - XV в. н.э. (период практического архивоведения), архивы и архивное дело в Новое время XVI – нач. ХХ вв. (период методического архивоведения), архивы и архивное дело в Новейшее время ХХ – нач. ХХI вв. (период научного архивоведения), документы по истории России в зарубежных архивохранилищах.

Цель дисциплины: расширение и дополнение системы знаний в области всеобщей и отечественной истории, в частности - истории и организации архивного дела.

Задачи дисциплины:- изложение основных фактов и событий всемирной истории архивов на основе сочетания проблемно-хронологического и цивилизационного подходов; характеристика качественного различия этапов многовековой истории архивов (периоды практического, методического и научного архивоведения); формирование понимания как о непрерывности, преемственности, обновлении и тенденциях, так и о несинхронности, неравномерности развития “мира архивов”; изучение консолидированных действий мирового архивного сообщества по определению целевых установок и ценностных ориентиров в сбережении, приумножении и использовании всемирного историко-документального наследия.

В результате изучения дисциплины студент должен знать историю и современную организацию архивного дела в зарубежных странах, состав и содержание важнейших зарубежных архивов, их деятельность в области комплектования, обеспечения сохранности и использования документов, основные принципы западного архивоведения и его взаимосвязи с исторической наукой, опыт применения новейших технических средств в архивном деле.

Предусмотрены следующие организационные формы учебных занятий: лекции (64 часа), семинары (12 часов).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие профессиональные дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык (иностранные языки)» относится к учебному плану специальности 030701 Международные отношения гос впо...

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»...

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины...

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Предмет дисциплины – вопросы, связанные с чтением оригинальной литературы по специальности и поддержанием речевых контактов в ситуациях...

Общие профессиональные дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины Прикладные аспекты специализированной области филологии
Типология и структура курсов практического русского языка для иностранных учащихся (общие курсы)

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Английский язык» относится к курсам по выбору цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного плана...

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Физическая культура» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебного...

Общие профессиональные дисциплины iconОбщие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Дисциплина «Иностранный язык (английский). Начальный курс» относится к федеральному компоненту цикла гуманитарных и социально-экономических...

Общие профессиональные дисциплины iconРабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции