История и современность




Скачать 417.07 Kb.
НазваниеИстория и современность
страница1/3
Дата публикации29.05.2014
Размер417.07 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3
Православная Церковь в Швеции

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Почти во всех исследованиях историки исхо­дили из предположения, что христианская история Швеции является частью истории за­падного христианства. Задача данного очер­ка—показать, что такое осмысление истории не во всем справедливо. И если настоящая статья внесет вклад в исследование вопроса в целом, автор будет считать, что его цель достигнута.

КРЕЩЕНИЕ ШВЕДОВ

Начало христианизации Швеции сокрыто в глубине веков. Первые исторические сведения относятся к IX в. Франкский король Людовик Благочестивый в 830 или 831 году—источ­ники расходятся в определении точной даты— направил саксонского монаха Ансгара Корвей-ского в город Бирка, ко двору шведского короля. По-видимому, Ансгару удалось осно­вать там небольшую христианскую общину. Однако год спустя, когда ему пришлось оставить Швецию, община распалась. Ансгар вновь посетил Швецию в 850 году, но, види­мо, и на этот раз его миссионерская деятель­ность не принесла постоянных плодов.

На миссию Ансгара ссылаются все очерки по истории христианства в Швеции. Так ли это? До XI в. не было еще конфессиональной разобщенности. Конечно, имелись расхождения в богословских взглядах между Византией и Римом. Существовала напряженность во взаи­моотношениях между византийским императо­ром и франкскими, а позднее немецкими им­ператорами. Однако Церковь оставалась единой.

Обычно упускают из виду, что разделение христианской Церкви на восточную и запад­ную ветви в значительной степени явилось результатом борьбы франкских, а позднее не­мецких императоров против Византии. В под­тверждение своих притязаний на признание его

императором Запада Карл Великий должен был как-то доказать, что византийский импе­ратор — еретик. В

качестве доказательства его придворные богословы приняли учение, впервые возникшее среди ариан-вестготов, о двойном исхождении Святого Духа—от Отца и Сына, так называемое «филиокве», Противоречие этого учения словам Христа и Никео-Цареградской формуле церковного ис­поведания веры не слишком заботило Карла Великого и его богословов. Так политические мотивы получили догматическую санкцию.

Когда в Швецию прибыл Ансгар, церковная политика Карла Великого еще не успела при­нести свои печальные плоды. Утверждали, будто Людовик Благочестивый направил Анс­гара на Север в расчете, что в результате крещения народов Севера удастся положить конец опустошительным набегам викингов (норманнов). Но можно предположить, что миссия Ансгара имела целью противостоять растущему влиянию Византии на Севере.

Постоянные набеги викингов, по всей ви­димости, являлись следствием перенаселения в областях европейского Севера в VII—XI ве­ках. Множество норманнов устремлялось в Европу ради торговли или колонизации, а иногда и ради пиратского промысла.

Пути викингов пролегали, как свидетельст­вуют археологические находки, на Восток, Отсюда дорога вела в Новгород, Смоленск, а по Днепру—к Константинополю. Таким об­разом норманны знакомились с византийской традицией христианства. Впрочем, мы не рас­полагаем данными, что викинги, дошедшие до Константинополя, обязательно становились христианами.

К концу Х века в Швецию начали прибы­вать шотландские и ирландские монахи-мис­сионеры. Их деятельность была весьма успеш­ной, и через несколько десятилетий Швеция официально приняла крещение. В 1000 году крестился шведский король Олоф Шётконунг. Это произошло в Хусабю, Западная Швеция.




Быстрый рост Шведской Церкви можно объ­яснить тем, что в стране уже были общины христиан.

Но откуда же пришло христианство? Безусловно — с Востока! Однако одновре­менно развернута была организованная миссионерская деятельность с Запада. История этой миссии подтверждена документами. Раз­личные католические монашеские ордена по­сылали своих миссионеров в Швецию, где они должны были основывать монастыри и обра­щать в христианство шведов.

Православные же миссии не организовыва­лись на официальной основе. Несколько иноков или простых христиан провозглашали благую весть о спасении. Редко когда они задумыва­лись над организационными вопросами. Глав­ным для них было спасение человеческих душ, а не церковно-политические соображения. В связи с этим у нас отсутствуют документально подтвержденные данные о влиянии Правосла­вия на христианизацию Швеции.

Существуют, впрочем, косвенные указания, говорящие о том, что история крещения Шве­ции не ограничивается только свидетельствами документов.

1. Ранее уже упоминалось о движении ви­кингов на Восток. Такое движение могло при­вести к весьма важным последствиям.

2. Вопрос о том, доверять ли сведениям преподобного Нестора Летописца о Рюрике и его братьях, имеет лишь второстепенное значение. Важнее для нас другое. Известно, что Рюриковичи в течение продолжительного времени поддерживали тесные родственные от­ношения с нормансиими князьями. Во время смут в своих землях и те, и другие обраща­лись друг к другу за помощью. Так, препо­добный Нестор в своей летописи свидетель­ствует, что святой князь Владимир в 997— 1000 годах находился в Швеции, спасаясь от своего брата Ярополка.

В 1017 году Новгородский князь Ярослав Владимирович вступил в брак с Ингигердой, дочерью первого шведского короля-христиани­на Олофа Шётконунга. Став супругой Яросла­ва, она получила имя Ирина. Означает ли перемена имени, что она приняла на Руси •крещение, неизвестно. Сообщается, однако, что молодая великая княгиня отличалась ревно­стью к православной вере. В одном из своих слов Митрополит Киевский Иларион обраща­ется к святому Владимиру: «Воззри на благо­честивую сноху твою Ирину, воззри на внуков своих и правнуков, как они живут. Видишь, как хранит их Господь, видишь, как хранят они заповеданную тобой православную веру. Видишь, как часто посещают они святой храм, как они славят Христа, как чтут Его Имя».

О жизни княгини Ирины в русских источни­ках содержатся довольно скудные сведения. Известно только, что она, по кончине своего мужа Ярослава, приняла иночество с именем Анна в одном из новгородских монастырей. В том же монастыре она приняла схиму и скончалась 10 февраля 1050 года. В недавно изданной в Русской Православной Церкви «Настольной книге священнослужителя» го­дом ее кончины указан 1056. Этот год — да­та ее прославления Новгородской Церковью.

Таким образом первой из уроженцев Шве­ции была прославлена преподобная Анна Нов­городская. Она является одной из наиболее замечательных личностей в христианской исто­рии Швеции, поэтому растущая Православная Церковь в Швеции считает ее своей Небесной покровительницей.

3. Политические и торговые связи Швеции с Х—XI веков направлены в основном на Во­сток.

В Швеции центром этих связей был город Сигтуна, в России — Новгород.

Связи между этими двумя городами, по большей части, носили мирный, торговый ха­рактер. Однако иногда они сменялись воен­ными действиями. О военных походах сви­детельствуют так называемые Корсунские, или Сигтунские, ворота в новго

родском Софийском соборе. Эти врата, изготовленные, по-видимо­му, в Магдебурге в Германии, по преданию, были захвачены в Сигтуне новгородскими воинами и привезены в Новгород для украше­ния его главной святыни. Даже если эти во­рота в действительности не из Сигтуны, само предание об их происхождении указывает на память о военных действиях между Сигтуной и Новгородом.

В Сигтуне, по преданию, находилась право­славная церковь во имя Святителя Николая.

Итак, в отношении римской миссии в Шве­ции в период Х—XI веков мы имеем свиде­тельства документов, в отношении же право­славного влияния располагаем только пред­положениями и заключениями из хода истори­ческих событий. В дальнейшем мы постараем­ся показать, что такие предположения и за­ключения, по-видимому, не лишены оснований.

Вывод, к которому пришел автор, заключа­ется в том, что Швеция со времени своего крещения была подвержена влиянию как С Запада, так и с Востока. В борьбе между Римом и Византией в области церковной по­литики победа в конечном итоге осталась за Римом. Однако влияние со стороны Византии накладывало свой отпечаток на шведское христианство и шведское благочестие.

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Крещением короля Олофа Шётконунга в Хусабю в 1000 году начинается христианская история Швеции.

Однако крещение одного человека—даже если этот человек король—не означает пол­ной победы нового вероучения. В течение дол­гих лет Православной Церкви пришлось ве­сти борьбу против языческих влияний.

Миссия Римской Церкви в Швеции была тогда подчинена архиепископии Гамбургско-Бременской. Оттуда время от времени в Шве­цию направлялись епископы-миссионеры. Одна­ко нет свидетельств о результатах этих мис­сионерских поездок.

К концу Х века в Швецию устремился по­ток миссионеров из Шотландии и Ирландии. Известны имена многих из них. В частности, святой Зигфрид — епископ, крестивший Оло­фа Шётконунга, святой Эскил, потрудившийся в области Сёдерманланн, святой Давид, под­визавшийся в Вестманланне. Эти миссионеры и епископы не состояли в юрисдикции Гам-бургско-Бременской архиепископии, их связи с Константинополем были более тесными, чем с Римом. В «Деяниях предстоятелей Гамбург­ской церкви» Адама Бременского (около 1080 года) говорится о святом Зигфриде, ко­торый «проповедовал свёям и норманнам» (шведам и норвежцам).

Благодаря деятельности этих миссионеров в Швеции утвердилась система церковных обла­стей, характерная для Православной Церкви.

В качестве еще одного проявления право­славного влияния в тот период можно указать на то, что посвящаемые в Швеции священники были из числа лиц, вступивших в брак. Только в 1248 году, когда в Шеннинге состоялся Собор шведской церковной области, одержало верх решение Римской Церкви о безбрачии (целибате) духовенства. Собор проходил под председательством папского легата Вильгель­ма Сабинского. В Деяниях Собора в отноше­нии безбрачия духовенства говорилось: «В ду­ховном отношении нашли мы, что почти все священники были сыновьями священников и, следуя своим отцам, торжественно вступали в брак... тогда как от Святейшего Престола не было даровано какое-либо изъятие из сущест­вующего порядка ... В силу наших апостоль­ских полномочий мы постановили, чтобы впредь ни один священник не вступал в брак...». Однако, несмотря на это решение, женатые клирики продолжали существовать в Швеции до начала Реформации.

Расхождения между восточной и западной традициями явно сказываются и в Швеции. С 1035 года в течение нескольких лет Швеци­ей правил король Эдмунд. О его правлении мало известно,

однако он все же оставил по себе след в истории развития страны. При его дворе был епископ по имени Осмунд. Адам Бременский называет его episcopus ace-phalus («епископ без главы»). Есть предпо­ложение, что Осмунд, англичанин по проис­хождению, был хиротонисан во епископа в Восточной Европе. В таком случае наименова­ние его «епископом без главы» означало бы, что он являлся православным епископом, по­лучившим хиротонию, не утвержденную Гла­вой Римской Церкви. Очевидно, это могло быть одним из проявлений начинавшегося разделения Церквей.

Упоминавшийся ранее Церковный Собор 1248 года в Шеннинге свидетельствует о при­соединении Шведской Церкви к западному сообществу Церквей. Однако отпечаток право­славной духовности сохранился в шведском христианстве до наших дней.

Официально с 1248 года вся Швеция стала католической, за исключением острова Готланд и ганзейского города Висбю.

Остров Готланд был в то время централь­ным пунктом торговли западных стран с Нов­городом. В свою очеоедь, Новгород являлся выдающимся средоточием русской экономики, политики и духовной культуры. Уже в XIII ве­ке у новгородских купцов был на Готланде свой торговый двор и храм. В Висбю, непо­далеку от центральной площади, археологами обнаружены руины русской церкви. В своей работе о связях между Ганзой и Новгородом М. Бережков приводит следующую выдержку из документа, находящегося, по его словам, в Упсале: «In Wisbya sicut gentes aliae ita Russi quoque templum habuere publicum do-mumque convehendis ac permutandis mercibus proprium» («В Висбии также люди иные, как-то русские, имеющие общественный храм и дом для хранения своего товара и торговли им») 10. В 1262 году святой князь Александр Невский заключил мирный договор с готланд-цами и немцами, в котором, в частности, го­ворилось: «Новгородцы должны без препятст­вия, согласно прежнему миру, жить в своих прежних прибежищах на Готландском бе­регу».

Все это свидетельствует, что у русских купцов было на Готланде в то время, по крайней мере, два храма: один—в Висбю, другой — на восточном побережье острова. Во многих храмах острова обнаружены росписи с изображениями русских святых, что сви­детельствует о православном влиянии на Гот­ланде. Наиболее известной является роспись в храме в Гарда, расположенном на восточном побережье. На фреске изображены два князя-мученика, как предполагают, святые Борис и Глеб. Если это действительно так, то, возмож­но, что именно эта церковь принадлежала новгородским купцам на восточном побережье Готланда.

Готланд и город Висбю были в те времена торговым центром всей Балтики. Важнейшей предпосылкой для процветания торговли был мир на побережье Балтийского моря, но он был нарушен в 1361 году датским королем Вальдемаром Аттердагом и шведским королем Магнусом Эрикссоном.

Вальдемар Аттердаг к концу лета 1361 года обрушился на Готланд и в скором времени захватил его. Это подорвало позиции Готлан­да как центра мирной торговли. В дальней­шем ее развитие пошло другими, более безо­пасными путями. Готланд же на многие годы становится главным опорным пунктом «фета-лиебрёдер» — пиратов, опустошавших балтий­ское побережье.

Таким образом были прерваны 'И связи с Новгородом. Исчезла еще одна из немногих нитей, продолжавших соединять в Европе за­падную и восточную традиции.

Только спустя двести лет после этих собы< тий Швеция вновь 'вступает в контакт с Пра­вославной Церковью.

ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ

В XV веке западный христианский мир пе­реживал период религиозных противоречий, истоки которых восходят в значительной мере к притязаниям римских епископов на власть и в мирской области. Идеология Возрождения, объявив средоточием всего существующего человека, дала политической власти подходя­щее оружие для решения вопроса о взаимоот­ношениях между духовной я светской властью. Лютер, Кальвин и Цвингли богословски обо­сновали борьбу феодальных властителей про­тив светских притязаний Рима. Сторонники Реформации опирались на поддержку расту­щего среднего класса в городах с развитой торговлей.

Реформация в определенной степени была делом секуляризовавшихся немецких князей. Однако она не имела бы успеха, если бы в широких кругах народа не существовало -He-удовлетворенности духовностью, предлагавшей­ся Римской Церковью. Когда диктат князей и среднего класса наталкивался на духовное противодействие народа, он терпел поражение. Об этом свидетельствует и история Правосла­вия в Швеции на протяжении последовавших столетий.

Швеция в XVI веке стала лютеранской страной. Но в Швеции Реформация не во всем следовала континентальным образцам. При реформе Шведской Церкви, благодаря усилиям е епископов, удалось многое сохра­нить из древнего церковного устройства. Так, и после реформы Шведская Церковь сохрани­ла апостольское преемство, многие из прежних церковных чинопоследований. В храмах были оставлены священные иконы. Богослужения совершались клириками в традиционных об­лачениях. Чинопоследование литургии в зна­чительной степени осталось неизменным, но

совершалась она после реформы уже на на­циональном языке, а не на латинском.

Однако реформированная таким образом Церковь оставалась кафолической. Еще рань­ше реформаторы обращали

свои взоры к Православной Церкви. Около 1570 года лю­теранские богословы из Тюбингена обратились к Константинопольскому Патриарху с тем, что­бы получить поддержку своим начинаниям. Но переговоры не дали результатов. Богосло­вы Реформации слишком далеко ушли от Апо­стольского Предания, чтобы Православная Церковь могла признать их учение.

Швеция в то время была далекой окраиной западноевропейского мира, и важнейшие прин­ципиальные духовные вопросы Реформации там приобретали местные особенности и, в частности, нашли осуществление благодаря династической поддержке. Движущей силой шведской Реформации был король Густав I Ваза (1523—1560). Своей железной волей и жесткими методами он достиг абсолютной мо­нархии — единства королевства как в полити­ческом, так и в религиозном отношения. Он сделал Шведскую Церковь государственной, зависимой от политической власти. Его внук Густав II Адольф мог поэтому сказать свою знаменитую фразу о «Его Величестве короле Шведском и Церкви Божией, опирающихся друг на друга». Церковная политика Густава I увенчалась успехом. На протяжении XVI ве­ка протестантство утвердилось в шведском народе — Швеция стала протестантской не только по форме, но и по содержанию. К кон­цу столетия «переобучение» народа было за­кончено.

Этому духовному перевороту способство­вала также династическая борьба сыновей Густава I с иными претендентами. Один из его сыновей, Юхан, в 1562 году вступил в брак с Екатериной Ягеллонской, сестрой поль­ского короля Сигизмунда Августа. От этого брака в 1566 году родился сын Сигизмунд. Благодаря своему происхождению из рода Ягелло, он стал в 1587 году королем Поль­ским, а после кончины своего отца в 1592 го­ду—одновременно и королем Шведским. При этом Сигизмунд был убежденным католиком. Православным верующим он известен как польский король, насаждавший так называе­мую Брестскую унию. Возможность расшире­ния при нем польского и соответственно рим­ско-католического влияния в Швеции и уста­новления ее зависимости от Польши вызвали в стране сильное противодействие. Во главе оппозиции стал дядя короля герцог Карл. Идеология оппозиции была лютеранской. На сессии риксдага (парламента) в Упсале в 1593 году для Шведской Церкви было приня­то в неизменной форме Аугсбургское испове­дание веры наряду с решением, что отныне в Швеции может совершаться лишь лютеранское богослужение. В соответствии с этим поста­новлением риксдага в 1600 году король Сигиз­мунд был объявлен низложенным. На престол вступил герцог Карл. Таким образом между католической Польшей и лютеранской Швеци­ей возник династический конфликт, продолжав­шийся потом в течение десятилетий.

Для шведских лютеран было важно сохра­нить кафоличность своей Церкви. Радикальные кальвинисты и цвинглиане едва ли могли быть гарантами этой кафоличности. Единственной Церковью, которая могла ее обеспечить, была Православная Церковь. Поэтому интересно отметить, что Швеция обращается к Русской Церкви за поддержкой в своей борьбе против католической Польши. Как уже говорилось, исповедание тюбингенских богословов не полу­чило признания со стороны Православной Церкви. Швеция и Россия переживали в то время период внутренних усобиц — «Смутное время». Обе страны, кроме того, вели между собой борьбу за владения в Прибалтике и Восточной Финляндии. В Россию вторглась шведская армия под начальствованием де ла Гарди. В 1608 году между шведским командо­ванием и русским военачальником князем Ми­хаилом Скопиным-Шуйским был заключен вре­менный договор о размежевании территории. С. М. Соловьев в своей «Истории России» со­общает, что шведский регент Карл IX вскоре после этого вступил в переговоры с Патриар­хом Московским ради, по его собственному выражению, «сохранения и соблюдения древней греческой веры». Уже по этому выражению ясно, что шведские лютеране того времени считали Реформацию

восстановлением веры и устройства Древней Церкви. Они, очевидно, еще не осознавали, что учение Лютера под­разумевает совершенно иное понимание хри­стианства.

В связи со всем этим договор, заключенный де ла Гарди 25 июля 1611 года с «новгород­скими господами», можно рассматривать в качестве небезынтересной подробности. Соглас­но этому договору, Новгород должен стре­миться к признанию шведского принца Карла Филиппа новгородским князем. Новгородцы, со своей стороны, выдвинули требование, чтобы Карл Филипп в таком случае перешел в пра­вославную веру. Шведское правительство не выдвинуло возражений против этого требо­вания.

Обращение Карла IX к Патриарху Москов­скому и планы в отношении шведского прин­ца остались безрезультатными. Однако эти попытки свидетельствуют о тех притязаниях шведского правительства, которые сказались затем и при заключении Столбовского мирно­го договора между Россией и Швецией в 1617 году. По этому договору русские вынуж­дены были отказаться от областей, в течение столетий служивших причиной раздора между Россией и Швецией, именно от Восточной Ка­релии и Ингерманландии. Население этих об­ластей достигало в 1617 году 30 тысяч чело­век. Этнический состав был достаточно пест­рым. Карелы, ижорцы и водь относились к финно-угорским племенам. Кроме того, было довольно много русских, особенно в городах. Население было почти сплошь православным и состояло в ведении Новгородского архиепи­скопа. Новгород продолжал оставаться цент­ром миссионерской деятельности, которая осу­ществлялась иноками Псково-Печерского мона­стыря, Коневецкого (Коневского) и Валаам­ского монастырей на Ладоге, а также под­ворьями двух последних. Точно неизвестно, сколько храмов было в этих областях в 1617 го­ду. В 1630 году в Карелии было сорок восемь православных храмов. В Ингерманландии в 1693 году их насчитывалось девять. Однако можно предположить, что численность

их в 1617 году была выше по сравнению с приве-

  • Ингерманландия (древн. русск. — Ижорская зем­ля) — местность на Неве и побережье Финского за­лива, некогда заселенная финскими племенами и входившая в состав Водской пятины Новгорода.

  • денными цифрами. Дело в том, что после за­ключения Столбовского мира лютеранские мис­сионеры начали проводить свою работу среди православных верующих. как указывалось, в 1593 году было постановлено, чтобы на тер­ритории Швеции не совершалось иных богослу­жений, кроме лютеранского. В религиозном отношении в Швеции должно было воцарить­ся единообразие. Председатель сессии риксда­га имел поэтому основание воскликнуть после вынесения этого решения: «Ныне вся Швеция стала как один человек, и у всех нас теперь Един Господь, Един Бог».

Столбовской мир, однако, знаменовал собой отступление от этого принципа. Правда, мир­ный договор предусматривал, что все мона­шествующие должны в обязательном порядке покинуть Швецию. Из-за этого Валаамский и Коневецкий монастыри на Ладоге пребывали в запустении на протяжении почти ста лет. Но вместе с тем священники, мещане и крестьяне могли оставаться там, где жили, и продолжать свою деятельность. Это реше­ние должно было свидетельствовать, что Шве­ция признает в своих пределах нелютеранскую Церковь. В формах мышления того времени это могло означать, что Православная Церковь была как бы признана второй государственной Церковью Швеции.

Далее, Столбовской мирный договор давал гарантию, что подданные русской короны будут обладать в стране определенными приви­легиями, как торговыми, так и политическими и религиозными. В договоре говорилось, что подданные русского царя получают торговые дворы и храмы в определенных, специалъйо оговоренных городах шведского королевства, а именно: в Стокгольме, Выборге и Ревеле (ныне Таллин).

Столбовской мирный договор свидетельствует о различном отношении к православным под­данным шведской короны (ставшим таковыми по условиям этого мирного договора) и к рус­ским подданным, прибывавшим в Швецию по торговым делам: последние могли иметь опре­деленные конфессиональные привилегии.

Однако в обоих случаях наблюдалось от­ступление от решений 1593 года, и после Столбовского мира Швеция уже не была в религиозном отношении страной, где царило единообразие. Практически создались две го­сударственные Церкви. Одновременно возник­ла первая «свободная Церковь» в Швеции, так как православный приход в Стокгольме получил особый статус. Он не приравнивался к православным общинам в Карелии и Ингер-манландии, ибо с самого начала был приходом для русских подданных. Тот факт, что русские купцы в Нарве, с того времени шведские подданные, считали Стокгольм своим духов­ным домом, не изменял статуса этого прихода как чисто русской общины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История и современность iconЮ. А. Пустовойт Политическая элита российского общества: история и современность
«Политология»,040201 «Социология», 030602 «Связи с общественностью», 032400 «Реклама», 040101 «Социальная работа»

История и современность iconНаучно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития»

История и современность iconА. Ю. Шевчук Российский рынок труда: история и современность
В условиях трансформации российской экономики остаются актуальными проблемы поиска закономерностей развития и направлений регулирования...

История и современность iconСписок литературы к итоговым рефератам
Бауман З. Текучая современность. 2008. Или его же Индивидуализированное общество (выбрать несколько статей). – М., 2002

История и современность iconРабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

История и современность iconП. П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском...
Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:...

История и современность iconРабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...

История и современность iconРабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени
«История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

История и современность iconИсточник Общественные науки и современность
Во-вторых, отдельно рассмотреть ситуацию в ряде посткоммунистических стран, которая недостаточно изучена именно в контексте взаимосвязей...

История и современность iconПрограмма курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия...
Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции