МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
"_____"__________________201__ г.
Рабочая программа по истории России
с начала XVII до первой половины XIX
История России
(истории России с начала XVII до второй половины XIX)
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профиль подготовки
история
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
заочная
Нижний Новгород 2011
1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины истории России с начала XVII до первой половины XIX в системе педагогического образования состоит в формировании систематизированных знаний об истории России данного периода, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся.
Задачи дисциплины
1) актуализировать знания о событиях, фактах и явлениях данного периода;
2) раскрыть современные подходы к изучению Смутного времени, церковной реформы Никона, формированию абсолютизма в России, реформам Петра Великого, восстанию декабристов);
3)сформировать личностные и профессиональные компетенции.
2.Место дисциплины в структуре ОПП.
Дисциплина «истории России с начала XVII до первой половины XIX» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.2.)
Для освоения дисциплины «истории России с начала XVII до первой половины XIX» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «история России с древнейших времен до конца XVI в.», «Археология», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение дисциплины «истории России с начала XVII до первой половины XIX» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин истории России, «Основ источниковедения», «Историографии», а также курсов по выбору студентов.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК - 15);
- определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
- анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);
- характеризовать модели общественного развития (СК-3);
- ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);
- применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
- использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);
- соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные процессы истории России с начала XVII до середины XIX вв.;
- даты и периоды отечественной истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;
уметь:
- анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
- выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
владеть:
- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России;
- историческими понятиями и терминами.
4. Структура изучаемой дисциплины
Структура дисциплины состоит из 9 дидактических единиц (14 тем лекций и 6 тем практических занятий). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них 36 часа аудиторных занятий, 36 часа – самостоятельная работа студентов.
Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы
Темы и содержание лекций
|
часы
|
Виды учебной работы
|
1.Политическая власть и государственное управление в России конца XVI-XVIII вв. Внутренняя и внешняя политика правительства времени правления Федора Иоановича и Бориса Годунова.
|
1
|
1.Подготовка и написание контрольной работы по теме
|
2.Смутное время в России начала XVII в. Лжедмитрий I и другие самозванцы XVII в.
|
2
|
3. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г. Политические, административные и судебные институты XVII в.
|
1
|
1.Составление сводной таблицы по теме «Виды и формы социального протеста в России XVII – начала XVIII вв.»
|
4. Раскол русской православной церкви.
|
2
|
5.Внешняя политика России первой трети XVII в. Смоленская война. Внешняя политика России середины – второй половины XVII в. Проблема западно-русских земель.
|
1
|
1.Экспресс-опрос
|
6.Социальная политика и реформы Петра I. Система государственного управления в первой четверти XVIII в.
|
1
|
1. Выступление с докладом, сообщением по теме
|
7.Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война.
|
1
|
8. Эпоха Дворцовых переворотов. Самодержавная власть и структура государственного управления середины – второй половины XVIII в.
|
1
|
1. Экспресс-опрос
|
9. Генезис капитализма в России XVIII в.
|
1
|
10.Внешняя политика России и стран Европы в 40-50-е гг. XVIII в.
Внешняя политика правительства Екатерины II. Удачи и поражения.
|
2
|
1. Тестирование по блоку
|
11. Россия в начале XIX в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
|
1
|
|
12. Реформы Александра I.
|
1
|
|
13. Отечественная война 1812 г.
|
1
|
1.Экспресс-опрос
|
14. Внутренняя политика Николая I. Восстание декабристов
|
2
|
1. Подготовка и написание рефератов
|
Итого
|
18
|
|
Таблица 2. Содержание семинарских занятии, виды учебной работы
Темы семинарских занятий
|
часы
|
Виды учебной работы
|
1. Феодальное землевладение в Московском государстве XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г.)
|
2
|
1.Конспект источника «Соборное Уложение 1649 г.»
2.Герменевтический анализ текста (устный ответ с характеристикой источника)
|
2. Правовой статус сословий (по Соборному Уложению 1649 г.)
|
4
|
1.Устный ответ по теме
2.Конспект источника «Соборное Уложение 1649 г.»
|
3. Реформы Петра I
|
4
|
1. Устный ответ по теме
|
4. Внешняя политика Российского государства при Петре I
|
2
|
1. Устный ответ по теме
|
5. Развитие абсолютизма в XVIII в. – от Екатерины I до Павла I.
|
2
|
1. Устный ответ по теме
|
6. Развитие правомерной монархии в первой половине XIX в.
|
4
|
1.Устный ответ по теме
2. Герменевтический анализ текста («Русская Правда», «Конституция»)
|
Итого
|
18
|
|
Таблица 3. Виды деятельности и сроки выполнения учебной работы
Виды деятельности
|
баллы
|
Сроки выполнения
|
1. Экспресс-опрос
|
1х3=3
|
Лек. 5, 8, 13
|
2. Составление сводной таблицы
|
3х1=3
|
Лек. 3
|
3. Конспект источника «Соборное Уложение 1649 г.»
|
3х1=3
|
СЗ.1-2
|
4. Устный ответ по теме
|
4х5=20
|
СЗ. 1-6
|
5. Подготовка и написание контрольной работы по теме
|
4х1=4
|
Лек.1
|
6. Герменевтический анализ текста
|
6х2=12
|
СЗ. 1, 6
|
7. Подготовка и выступление с докладом, сообщением по теме
|
6х1=6
|
Лек. 6, 7
|
8. Тестирование по блоку
|
12х1=12
|
Лек. 10
|
9. Подготовка и написание рефератов
|
7х1=7
|
Лек. 14
|
5. Образовательные технологии.
Модульно-рейтинговая технология обучения
Рейтинг-план по дисциплине «История России XVII
– первая половина XIX в»
Таблица 4.
Виды деятельности студента
|
Балл за конкретное задание
|
Число заданий
|
Баллы
|
мин
|
макс
|
ДЕ 1. Смутное время в России
|
1. Подготовка и написание контрольной работы по теме
|
4
|
1
|
2
|
4
|
ДЕ 2. Внутренняя политика, система управления в царствование первых Романовых
|
1.Составление сводной таблицы по теме «Виды и формы социального протеста в России XVII – начала XVIII вв.»
|
3
|
1
|
2
|
3
|
2.Устный ответ по теме
|
4
|
1
|
2
|
4
|
3.Конспект источника «Соборное Уложение 1649 г.»
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4.Герменевтический анализ текста (устный ответ с характеристикой источника)
|
5
|
1
|
5
|
6
|
ДЕ 3. Внешняя политика России XVII в.
|
1. Экспресс-опрос
|
0,25
|
4
|
1
|
1
|
ДЕ 4. Россия эпохи Петра I
|
2.Устный ответ по теме
|
4
|
1
|
2
|
4
|
3. Выступление с докладом, сообщением по теме
|
4
|
1
|
5
|
6
|
ДЕ 5. Дворцовые перевороты
|
1. Экспресс-опрос
|
0,25
|
4
|
1
|
1
|
2. Устный ответ по теме
|
4
|
1
|
2
|
4
|
ДЕ 6. Внешняя политика второй половины XVIII в.
|
1. Тестирование по блоку
|
1
|
12
|
6
|
12
|
ДЕ 7. Российская империя в начале XIX в.
|
2. Устный ответ по теме
|
4
|
1
|
2
|
4
|
ДЕ 8. Отечественная война 1812 г.
|
|
|
|
|
1. Экспресс-опрос
|
0,25
|
4
|
1
|
1
|
ДЕ 9. Движение декабристов
|
|
|
|
|
1. Устный ответ по теме
|
4
|
1
|
2
|
4
|
2. Герменевтический анализ текста («Русская Правда», «Конституция»)
|
5
|
1
|
5
|
6
|
3. Написание рефератов по теме
|
5
|
1
|
5
|
7
|
Итого
|
|
|
45
|
70
|
Поощрительные баллы
|
1. Выступление с презентацией
|
|
|
|
3
|
2. Участие в олимпиаде по истории России
|
|
|
|
3
|
3. Творческий подход к выполнению заданий
|
|
|
|
2
|
4. Прилежание
|
|
|
|
1
|
5. Высокая степень самостоятельности
|
|
|
|
2
|
Штрафные баллы
|
1. Отказ от ответа
|
|
|
|
2
|
2. Нарушение сроков сдачи работы
|
|
|
|
2
|
3. Недисциплинированное поведение, препятствие работе группы
|
|
|
|
2
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
В качестве оценочных средств выступают специально созданные задания для оценки всех видов деятельности, которые выполняют студенты в процессе изучения дисциплины (Измерители). Выполнение заданий оценивается в баллах. Указывается минимальное и максимальное число баллов, позволяющих оценивать уровень и качество подготовки студентов на этапах текущего и рубежного контроля.
Таблица5. Форма контроля и средства измерения
Форма контроля
|
Средства измерения
|
Коэффициент трудности
|
Макс. балл
|
Мин. балл
|
Текущий
|
Измеритель 1
|
1
|
(1)3
|
1
|
Измеритель 2
|
2
|
3
|
2
|
Измеритель 3
|
2
|
3
|
2
|
Измеритель 4
|
3
|
(4)20
|
2
|
Измеритель 5
|
3
|
4
|
2
|
Измеритель 6
|
4
|
(6)12
|
5
|
Измеритель 7
|
4
|
6
|
5
|
Рубежный
|
Измеритель 8
|
5
|
12
|
6
|
Измеритель 9
|
5
|
7
|
5
|
|
Итого
|
70
|
45
|
Номера измерителей взяты из таблицы 3.
Оценочные средства промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смутное время в России XVII в. Лжедмитрий I и другие самозванцы XVII в.
Царь Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика.
Земский собор 1613 г. и его историческое значение.
внешняя политика России во второй половине XVII в. Украина и Россия.
Внешняя политика России и Смоленская война.
Развитие идеи “Москва – III Рим” в средневековой России.
Источники и составные части Соборного Уложения.
Историческое значение Соборного Уложения как законодательного комплекса.
Статус крестьян и посадских людей по Соборному Уложению.
Стефан Вонифатьев и кружок “ревнителей древлего благочестия”.
Реформы патриарха Никона.
Церковный собор 1666-1667 гг. и его решения.
Протопоп Аввакум – его литературное и эпистолярное наследие.
Законодательная политика правительства по расколу в XVII-XVIII вв.
Боярская дума: роль и место в сословно-представительной монархии, этапы эволюции.
Земские Соборы: виды, деятельность, этапы эволюции.
Русская православная церковь в первые 50 лет Московского патриаршества.
Культура России XVII в.
Развитие образования в России XVII-XVIII вв. М.В. Ломоносов.
Виды и формы социального протеста в России XVII-XVIII вв.
Семейно-брачные отношения в России XVII-XVIII вв.
Предпосылки и стратегия Петровских преобразований.
Военные реформы XVIII в.
Реформа местного и центрального управления при Петре I.
Важнейшие социально-экономические и социально-политические реформационные мероприятия Петра I.
Церковная реформа Петра I. С.Яворский и Ф.Прокопович.
Итоги Петровских преобразований. Личность Петра Великого.
Идеология Петровского времени. Трансформация идеи “Москва – III Рим” в XVIII в.
Стратегия и тактика в формировании внешней политики Российского государства в первой четверти XVIII века.
Балтийский вопрос. Россия в годы Северной войны.
Итоги внешнеполитического курса Петра Великого.
Внешняя политика России и стран Европы в 40-50-е гг. XVIII в.
Культура России первой половины XVIII .
Российская Академия наук – образование и развитие в XVIII в.
Просвещенный абсолютизм в России.
Культура второй половины XVIII в.
Демократическое направление общественной мысли России в XVIII в.
Развитие промышленности в XVIII в.
“Эпоха Просвещения” в России.
Развитие восточной политики России в 30-90-е гг. XVIII в.
Реформы Екатерины II: центрального и местного управления.
Развитие общественной мысли в России XVIII в.
Реформационные мероприятия конца 20-х – начала 60-х гг. XVIII в. высших органов государственного управления.
Развитие исторической науки в XVIII в.
Самозванчество в России XVIII в. как культурно-историческое явление.
Сельское хозяйство и торговля в России XVIII в.
Внешняя политика правительства Екатерины II.
Дворцовые перевороты и их влияние на развитие абсолютизма в России.
Генезис абсолютизма в России.
Внутренняя и внешняя политика Павла I.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Литература.
Основная литература:
Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). – М., 1964.
Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988.
Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. – Л., 1989.
Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. – Л., 1982.
Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. – М., 1985.
Бескровных Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. – М., 1958.
Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989.
Данилов Д.К., Колинин А.К. Земские соборы в России XVII века. М., 1999.
Дворянство и крепостной строй в России XVII – XVIII вв. М., 1975.
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.
Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960.
Захаров А.В. Трансформация высших государственных учреждений России. Конец XVII-начало XVIII века. – Челябинск, 1999.
Исаев И.А. История России: традиция государственности. М., 1995.
История государственного управления в России. М., 1997.
Каменский А.Б. Российская империя XVIII века: традиции и модернизация. – М., 1999.
Контин Д.А. Северная война в истории России. – СПб., 1992.
Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. М., 1974.
Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. – М., 1995.
Мавродин В.В. Крестьянская война 1773-1775 гг. Т.1-2. М., 1996.
Маньков А.Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального права в России. Л., 1980.
Медушевский А.И. Реформы Петра I в сравнительно-исторической перспективе//Вестник высшей школы. 1990. № 2-3.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительно-историческое исследование. – М., 1994.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-XX вв.). Т. 1-2. СПб., 2000.
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. – М., 1991.
Монархия и народовластие в культуре Просвещения. – М., 1995.
Общество и государство феодальной России. – М., 1985.
Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: Просвещенный абсолютизм в России. – М., 1993.
Павленко Н.И. Петр I и его время. – М., 1989.
Паранов Г.Н. Экономическое развитие России в XVII в., 2000.
Развитие русского права в XV – первой половине XVII в.М., 1986.
Российская историческая политология. Ростов н/Д., 1998.
Сахаров А.И. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.
Система государственного феодализма. – М., 1993.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992.
Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Т. I – II. М., 1997.
Феодализм и монархия. М., 1994.
Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М., 1981.
Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI – XVII вв. М., 1978.
Дополнительная литература:
Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. – Л., 1991.
Аврех А.Я. русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России//ИС. 1968. № 2.
Алефиренко П. Чумной бунт в Москве в 1771 г.//ВИ. 1974. № 4.
Бескровных Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. – М., 1958.
Бибихин В.В. Закон русской истории//Вопросы философии. 1998. № 6.
Богданов А.П. Чины венчания российских царей//Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. – М., 1995.
Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. I-V. – М., 1940-1946.
Буганов В.И. Московские восстания конца XVII в. – М., 1969.
Буганов В.И. Московское восстание 1662 г. – М., 1964.
Буганов В.И., Преображенский А.А. и др. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. – М., 1980.
Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки XVII-XVIII вв. – М., 1994.
В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов н/Д., 1995.
Волкова И.В., Куркин И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв.//ВИ. 1995. № 5-6.
Вопросы военной истории России XVIII и первой половины XIX веков. – М., 1969.
Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь соборная. Очерки христианской государственности. – СПб., 1995.
Голиков Н.Б. Астраханское восстание 1705-1706 гг. – М., 1975.
Готье Ю.В. история областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. I. – М., 1941.
Греков Б.Д. Краткий очерк истории крестьянства. – М., 1958.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. – М., 1983.
Исаев И.А. История государства и права в России: Учебник – М., 1995.
История отечественного государства и права. – М., 1996.
История русской дипломатии XVII века: Учеб.пособие. – Свердловск, 1990.
Кафенгауз Б.Б. Внутренняя политика царизма и Просвещенный абсолютизм в 1762-1772 гг. – М., 1962.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. VII,VIII. – М., 1989, 1990.
Кобрин В.Б. Законодательные памятники Русского государства второй половины XVI-первой половины XVII вв.//ВИ. 1990. № 1.
Кристенин О.С. История России XVII в. – М., 1988.
Лаппо-Данилевский А.С. Идея государственности и главнейшие моменты ее развития в России со времени смуты и до эпохи преобразований//Полис. 1994. № 1.
Литинчук Д.Б. Внешняя политика Российского государства петровских времен. – М., 1991.
Маранов С.Л. Соборное Уложение 1649 года.: Учеб.пособие для исторических факультетов. – СПб., 1999.
Милюков П.Н. Государственное хозяйство в России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого. – СПб., 1905.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало ХХ вв.) Т.1,2. – СПб., 2000.
Москович С. Век толп: исторический трактат по психологии масс. – М., 1996.
Никонова В.М. Контент-анализ при изучении дворянских наказов в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.//Вестник МГУ, 1991. Сер.8: История. № 2.
Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия по второй половине XVIII в. – М., 1956.
Павленко Н.И. и др. 27 июля 1709 года. – М., 1989.
Павленко Н.И. К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах//Социально-экономическое развитие России. – М., 1986.
Павленко Н.К. К вопросу о генезисе абсолютизма в России//ИС. 1970. № 4.
Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в Древней Руси. – Л., 1988.
Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. – Новосибирск, 1974.
Проблемы истории абсолютизма. – М., 1983.
Развитие русского права в XV-первой половине XVII вв. – М., 1986.
Румянцева В.С. «Чумной бунт» 1654 г. в Москве// ВИ. 1980. № 5.
Румянцева В.С. народное антицерковное движение в России в XVII в. – М., 1986.
Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XVII-XIX вв. – М., 1998.
Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в.: Иван Болотников. – Л., 1988.
Скрынников Р.Г. Спорные вопросы восстания Болотникова//ИС. 1989. № 5.
Смирнов И.И. посадские люди и их классовая борьба до середины XVIII века. Т.II. – М.-Л., 1948.
Станиславский А.А. Гражданская война в России в XVII в. – М., 1990.
Тарле Е.В. Северная война и шведское нашествие на Россию. – М., 1958.
Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России в XVII в. – М., 1969.
Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г.: Учеб.пособие для высшей школы. – М., 1961.
Толочев Л. Российская государственность в XV-XVII вв. – Киев, 1995.
Чумичева О.В. Страницы истории Соловецкого восстания (1666-1676 гг.)//ИС. 1990. № 1.
Шмидт О.О. и др. Абсолютизм в странах Западной Европы и в России. Опыт сравнительного изучения//Новая и новейшая история. 1985. № 3.
Эйдельман Н.Я. Историческое значение Петровских реформ//Наука и жизнь. 1987. № 10.
|