А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков




Скачать 5.18 Mb.
Название А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков
страница 1/41
Дата публикации 26.05.2014
Размер 5.18 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


А. Скляров

Перу и Боливия задолго до инков

 

Посвящаю своей Наташке,

которой приходится брать на себя

заботы о настоящем в то время,

как я занимаюсь далеким прошлым.

 

2010 г.

Аннотация:

 

В массовом сознании древняя история Южной Америки неразрывно связана с инками, создавшими к приходу испанцев громадную империю. Однако за много тысяч лет до инков свой след на этом далеком континенте оставила совершенно иная – гораздо более развитая в техническом отношении цивилизация. Об этом, и о других грандиозных и весьма драматических событиях рассказывается в данной книге, созданной на базе материалов, которые собраны в ходе съемочно-исследовательской экспедиции Фонда «III тысячелетие» в рамках реализации телевизионного проекта «Запретные темы истории».

От автора

 

Попасть в Перу и Боливию – пожалуй, мечта каждого сторонника так называемой «альтернативной истории».

Достаточно лишь взглянуть на фотографии древних сооружений из громадных камней, которые не только сложены порой на невероятной высоте самым произвольным образом, но и вписаны в окружающие крутые горные склоны, чтобы понять: далеко не все так гладко в той версии истории, которую предлагает нам академическая наука. Ну не могли это сделать инки… Не могли!..

А чего стоит тайна широко известных линий Наска, будоражащая уже не одно поколение исследователей, которые тщетно пытаются найти хоть какие-то закономерности в тысячах линий, геометрических фигур и изображений животных!?.

А загадка менее известной коллекции черных камней Ики, объявленная историками фальсификацией лишь потому, что эта коллекция самым категорическим образом перечеркивает ту самую картинку прошлого, которую эти историки нарисовали...

Даже одной отдельной темы хватило бы на то, чтобы собраться и двинуть в путь на другой конец Земли. Естественно, что и мы не удержались – осенью 2007 года небольшая съемочно-исследовательская группа Фонда развития науки «III тысячелетие» двинулась в путь, чтобы собрать материал к очередному фильму из телевизионного цикла «Запретные темы истории».

 


Рис. 1. Участники экспедиции
(слева направо: Александр Дымников, Андрей Жуков, Андрей Скляров,

Алексей Тесленко, Вячеслав Красаков, Максим Ляменков)

 

Поразило неожиданно большое количество российских туристов столь далеко от родины, несмотря на то, что по пути сюда только в воздухе приходится проводить минимум аж восемнадцать часов; вдобавок прямых авиарейсов в Перу из нашей страны до сих пор нет. Однако, несмотря на все сложности столь длинной дороги в Южную Америку, то тут, то там была слышна русская речь. И складывалось впечатление, что больше чем наших, там только американцев (которым значительно ближе добираться), да японцев (которых везде много).

Правда, российские туристы предпочитают преимущественно район Куско и Священную Долину Инков – в пустынных районах на тихоокеанском побережье Перу и в боливийском Тиауанако русской речи слышать не доводилось. Но туристический сервис продолжает развиваться, и ныне любой имеет возможность проехать по описываемым далее в книге местам, пощупать все своими руками и посмотреть своими глазами. В общем – проверить, если засомневается…

Не могу не выразить слова благодарности туристической компании «Tourexpress» и лично Андрею Крапивному и Алексею Павлову, оказавшими содействие в организации экспедиции и снявшими с нас лишние накладные расходы. И отдельно хочу поблагодарить Марка Гарбера, без помощи которого эта экспедиция имела шанс вообще не состояться…

 

* * *

 

Шестисерийный документальный фильм «Перу и Боливия задолго до инков», созданный по материалам, собранным в ходе экспедиции, вышел в свет в 2008 году. Уже довольно много зрителей приобрело его на DVD, скачали с Интернета или увидели по телевизору. Пришло и немало отзывов, идей, гипотез и предложений. Но написание книги все откладывалось – то новые экспедиции, то очередные фильмы, то обычная текучка, то времени не оставалось, то просто руки не доходили.

А может, оно и к лучшему?..

Во всяком случае сейчас появилась возможность не только поделиться впечатлениями от самой поездки, но и изложить то, что уже сформировалось более-менее на базе увиденного и осмысленного. В том числе и при помощи тех, кто успел за это время поделиться своими выводами из анализа не только фильма, но и интернет-отчета по экспедиции, опубликованном на сайте Лаборатории Альтернативной Истории – http://lah.ru. Так что предлагаемое читателю далее представляет результат в некотором роде коллективного размышления.

 

* * *

 

Я долго думал, как лучше построить ход изложения.

Конечно, замечательно, когда в книге есть какая-то драматургия. Когда присутствует какая-то интрига или тайна, к которой автор постепенно подводит читателя, по ходу дела все более и более приковывая его внимание к тексту. Тут тоже есть материал, который можно было бы выстроить подобным образом. Но разнообразие и разноплановость загадок и тайн прошлого Южной Америки настолько велики, что при подобном «линейном» изложении из него неизбежно выпадет целый ряд важных тем.

Поэтому я решил не мудрствовать, а описать все так, как оно было – придерживаясь хронологического порядка самой экспедиции. Думаю, что так будет даже значительно удобней для тех, кто решит проехать по нашему маршруту и лично перепроверить излагаемые далее факты и выводы.

Но начнем мы все-таки с небольшого отступления…

 

* * *

 

Так принято считать…

 

Подавляющее большинство знает читателей из всей древней истории Южной Америки только об инках. Это и не удивительно. К моменту прихода испанцев в Южную Америку в XVI веке огромные пространства этого континента входили в состав единой инкской империи. Естественно, что и основная часть испанских хроник – то есть описаний обычаев, традиций и истории этого региона – касалась прежде всего инков. Эти хроники легли в основу принятой ныне в академической науке версии истории Южной Америки. И хотя археологи с историками уже довольно давно ушли в более детальное описание прошлого этого региона, где нашлось место и для других культур, широкой публике до сих пор приходится сталкиваться чаще всего с описаниями особенностей жизни именно инков.

Мы восполним тут немного этот пробел и приведем принятую ныне у историков хронологию культур Южной Америки. Хотя следует сразу предупредить читателей, что приводимая хронология далеко не полная – специалисты выделяют существенно большее количество культур, разных периодов и подпериодов их истории. Более того, есть также определенные разногласия (а как же без них-то?!.) и среди специалистов по различным деталям этой хронологии. Однако данная книга не претендует на роль учебного пособия для археологов и историков, а посему приведенного далее заведомо упрощенного варианта вполне достаточно. Да и не нужен он будет по сути в дальнейшем, поскольку основные объекты и артефакты, описываемые в книге, никак  с этим вариантом истории Южной Америки все равно реально не стыкуются.

Также следует отметить, что автор книги, мягко говоря, крайне скептически относится к принятой у историков версии прошлого этого континента. Но считает, что ее все-таки стоит здесь привести. Вовсе не ради пополнения багажа знаний у читателей или в качестве какого-то ориентира в излагаемом материале, а как раз наоборот – для того, чтобы читатель далее мог убедиться сам в громадной пропасти между официальной версией и реальностью…

 

* * *

 

Для систематизации различных хронологических периодов в Южной Америке археологи используют термин «горизонты», которые разделяют следующим образом:

Ранний горизонт: 1400 – 400 гг. до н.э.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. – 550 г. н.э.

Средний горизонт: 550 – 900 гг. н.э.

Поздний промежуточный период: 900 – 1476 гг. н.э.

Поздний горизонт: 1476 – 1532 гг. н.э.

Ранний колониальный период: 1532 – 1572 гг. н.э.

 

Ранний горизонт: 1400 – 400 гг. до н.э.

Этот период соотносится с культурой в местности Чавин-де-Уантар, находящейся в небольшой северной долине на восточных склонах Анд. Чавинский стиль возник приблизительно около 1400-х годов до нашей эры и строился в своей основе, как полагают, на базе культа, в котором ведущую роль играл оракул, якобы способный предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с просьбами к богам.

Этот культ постепенно распространялся к югу и к 1000 году до нашей эры достиг района современной Лимы, а к 500 году до нашей эры – Айякучо.

Народ чавин добился значительного технологического прогресса и совершил даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавинцы изобрели ткацкий станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими приемами – сварка, пайка, изготовление сплавов из золота с серебром. Среди созданных ими изделий – металлические скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными, живущими в долине Амазонки.

Хозяйственная деятельность чавинцев включала земледелие. Не были забыты и традиционные промыслы – рыболовство и охота. Судя по всему, уже тогда древние чавинцы, большая часть которых проживала в горной местности, одомашнили ламу. Мясо этого животного шло в пищу, а из шерсти изготавливали великолепные ткани.

Керамика подвергалась качественному  обжигу. Нередко сосуды выполнялись в виде головы ягуара или пумы. Древние мастера очень тщательно прорисовывали круглые уши, глаза, пасть с торчащими клыками и даже брови.

 

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. – 550 г. н.э.

На территории южной части побережья Перу начинают возникать разные местные стили.

На полуострове Паракас (на языке индейцев кечуа «Паракас» означает «Штормовой ветер») появляется культура, названная археологами по месту своего расположения. Одной наиболее характерной чертой паракасской культуры были прекрасные цветные ткани, а другой – гробницы в форме бутылки. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1-1,5 метра и глубиной около 2 метров. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту, высота которой могла достигать 4-6 метров. Шахта приводила к просторной куполообразной камере, высеченной в грунте. Глубина всего сооружения от входа до основания камеры в исключительных случаях могла достигать 7,5 метров, в среднем же составляла 2-3 метра. Сама камера (диаметром 3-4 метра и высотой 1-1,5 метра) располагалась симметрично относительно входной шахты и была выложена камнем. В камере находились несколько мумий – в среднем 30-40, в исключительном случае – до 55. Когда места не хватало, мумии помещались даже в вертикальную шахту. Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей. На мумиях были раскрашенные маски из хлопковой ткани. Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками.

Инвентарь, сопровождавший погребение, как правило, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды – черные и с рельефным изображением. Рядом с женщинами находились остатки пищи (початки кукурузы, арахис, фасолевая мука), куски тканей и мотки волос. Для мужчин более характерен набор из рыболовных сетей, плетеного приспособления для переноски грузов, тканей. Часто встречаются копьеметалки, наконечники дротиков, шкуры лам и гуанако, раковины, обсидиан. Гораздо реже можно обнаружить окислившиеся до зелени бронзовые или медные изделия. В Паракасе встречаются и одни из самых ранних местных музыкальных инструментов – свирели и «флейты» (антара).

Древние мумии заворачивались в многочисленные цветные ткани. Сухой и жаркий климат пустыни обеспечил уникальным тканям великолепную сохранность. Специалисты отмечают, что качество этих тканей не уступает лучшим мировым образцам. Они поражают не только своими размерами и богатейшими сочетаниями цветов, но и тем, что спустя около двух тысяч лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок.

Для изготовления тканей паракасцы использовали хлопок, а также волокна некоторых растений, шерсть лам, летучих мышей и даже человеческий волос. Нити прялись при помощи веретен. При этом различные волокна никогда не смешивались.

Другой народ этого периода – наска – обрабатывал земельные участки в долинах, расположенных в четырехстах километрах к югу от Лимы, современной столицы Перу. К 370 году до нашей эры насканский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив наиболее заметный след в керамических изделиях.

Особое место в этой культуре занимает так называемый «культ мертвых голов». Головы встречаются не только в погребениях. Их изображение можно увидеть на тканях и керамике. Иногда это круглый сосуд, выполненный в виде головы и расписанный как человеческое лицо, а иногда – роспись на сосуде, где присутствует орнамент из голов. Есть рисунки птиц, несущих головы под крыльями или даже в клюве. Голова иногда изображается съедаемой неким ягуароподобным существом.

Нередко отрезанные засушенные человеческие головы (по-видимому, боевые трофеи) обнаруживаются в чужих погребениях в качестве сопроводительного инвентаря. Такие головы часто имеют и сохранившиеся веревки, с помощью которых голова поверженного врага привязывалась к поясу победителя.

 


Рис. 2. Трофейный череп

 

На северном побережье Перу около 100 года до нашей эры возникла воинственная культура моче (или мочиков). Она распространила свой контроль на сотни километров по тихоокеанскому побережью.

Мочики достигли большого искусства в обработке металлов – золота, серебра и меди. Они умели плавить, паять и покрывать позолотой медные предметы. Изделия они отливали или выделывали из расплющенных в тонкие листы слитков. Металлы в основном шли на изготовление украшений, хотя есть и отдельные находки медных клиновидных долот.

Сельское хозяйство у мочиков основывалось на ирригационном земледелии и на использовании заливных земель около рек. На участках выращивались маис, фасоль, картофель, юка, чиле, томаты и еще около 50 окультуренных растений. Урожайность повышалась за счет использования природного удобрения – гуано.

Мочики возводили довольно внушительные сооружения из высушенных на солнце глиняных кирпичей. И хотя эти сооружения имели самую разнообразную форму, по сложившейся ныне моде, их часто называют «пирамидами».

 

Средний горизонт: 550 – 900 гг. н.э.

Приходит время, когда появляются большие города. На берегах озера Титикака расцветает культура тиауанако (по названию основного ее центра). К характерным признакам архитектуры Тиауанако относятся создание платформ и пирамид путем досыпки естественных возвышений и укрепление их каменными стенами, сооружение полуподземных зданий и возведение памятников-монолитов. Помимо монументальных памятников здесь сохранились предметы мелкой пластики, среди которых особенно выделяется полихромная (то есть разноцветная) керамика с геометрическим орнаментом, сопоставимая только с керамикой культуры Наска. Часто при украшении сосудов применялась лепка, которая превращала изделие в скульптурную фигурку, изображавшую голову животного или человека.

При раскопках памятников Тиауанако было обнаружено немало предметов из камня – топорики, скульптурки, всевозможные украшения. Из кости ламы изготовлялись иглы, проколки, лопаточки, бусы.

Изделия из металла достаточно редки. Изяществом отличались предметы из меди, серебра, листового золота – пластины, сосуды, гвоздики. Бронза использовалась в более поздние периоды для изготовления таких изделий, как топоры, скобы, предметы быта, нагрудные диски.

 


Рис. 3. Бронзовые инструменты (музей Ла-Паса)

 

К 500 году нашей эры тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд, а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.

В то же время небольшой поселок Уари, расположенный в долине Айякучо в более полутысячи километров к северу от Тиауанако, постепенно превращается в город. В период его расцвета в нем проживало от 35 до 70 тысяч жителей. Причем уже в 600 году археологи прослеживают экспансию Уари вплоть до территорий Чанкай на побережье и Кальехон-де-Уайлас в высокогорье.

Архитектура Уари отличалась правильностью, симметрией, прямоугольной планировкой, символизируя централизацию власти и силу. Мощные стены укрывали дома, улицы, площади и здания, насчитывавшие сотни комнат. Это были административные и военные здания, хранилища, жилые постройки, кварталы ремесленников. В дома через подземную водопроводную систему подавалась вода.

Для построек Уари также характерны ступенчатые платформы. На таких платформах нередко размещались монументальные памятники – фигуры, которые изображали неких персонажей с лицами, похожими на маски. На изображениях часто появляются летящие персонажи, змеи и трофейные головы. Одним из самых распространенных занятий было ткачество.

После периода активной экспансии культура Уари приходит в упадок, поселения долины Айакучо приходят в запустение.

Отношения между Тиауанако и Уари хранят немало загадок. Некоторые исследователи склоняются к мнению, что это были две своеобразные столицы, причем Тиауанако контролировала южные земли, а Уари – северные. После 500-го года два города, возможно, образовали своеобразную конфедерацию. При этом полагают, что в Тиауанако преобладала религиозная власть, тогда как Уари в большей степени опирался на светское управление.

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Myth, Astronomy, and the War against Time Уильям Салливан Тайны Инков...
«Великие тайны», продолжает избранную тематику таинственного и загадочного в новой серии «Тайны древних цивилизаций», которую открывает...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon А. Скляров Сенсационная история Земли *
...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Книга К. Прибрама «Языки мозга»
Предлагаемая советскому читателю книга принадлежит перу одного из наиболее творческих представителей американской нейропсихологии...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon 1, Определите слово с пропущенной гласной -о
Даны названия стран: Австралия, Боливия, Ирландия, Исландия, Швейцария. Из четырёх из этих названий можно таким же способом получить...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Программа концертов, выставок и спортивных соревнований в париже до 6 февраля
В музее "Парижская пинакотека" (Pinacothèque de Paris) проходит первая во Франции выставка "Золото инков: происхождение и загадки",...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Карл Байпаков, Владимир Проскурин
История региона началась задолго до того, как в середине XIX века на реке Малой Алматинке в предгорьях Алатау бьша заложена военная...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon А. Скляров Цивилизация древних богов Египта
Египет в рамках как частных поездок, так и специальных экспедиций. В ходе этих визитов удалось не только проверить какие-то выводы...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Лоцман vip потребителя
Бронзовом Веке (то есть задолго до основания Рима) наши вероятные пращуры пользовались бронзовыми ножницами, лезвиями, костяными...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Наска: гигантские рисунки на полях Приобщение к тайне
Примерно в четырех с половиной сотнях километров к югу от Лимы, современной столицы Перу, и в сорока километрах от побережья Тихого...
А. Скляров Перу и Боливия задолго до инков icon Книга «Торговец и попугай. Восточные исто­рии и психотерапия» принадлежит...
Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер с нем./Общ ред. А. В. Брушлинского и А. З. Шапиро, предисл. А. В. Брушлинского,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции