Скачать 126.48 Kb.
|
Г.Х. Самигулов Россия, Челябинск, Южноуральский Государственный университет В.М. Свистунов Россия, Касли, Институт истории и археологии УрО РАН ЧТО ТАКОЕ СТАРАЯ КАЗАНСКАЯ ДОРОГА? …а мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса. (В. Высоцкий) Вопрос, вынесенный в заголовок публикации, может показаться нарочитым, – любой «исторически подкованный» человек скажет, что Старая Казанская дорога, это один из исторических путей, соединявших европейскую и азиатскую части нашей страны, по крайней мере, с эпохи средневековья. Однако дальше мы постараемся показать обоснованность поставленного вопроса. Исторические пути являются объектом постоянного интереса историков и, в частности, археологов, поскольку дороги определяли стабильные маршруты передвижения не только торговых караванов, но и миграционных потоков; расположение населенных пунктов, выполнявших функции «караван-сараев»; в какой-то степени географию размещения погребальных памятников. Причем устойчивые маршруты формировали подобное наполнение окружающего пространства на протяжении нескольких эпох. Свою роль традиционные пути сохраняли вплоть до недавнего времени – до XVIII–XIX вв., а в некоторых случаях и до наших дней, при этом степень изученности истории разных дорог весьма различается. Если взять ситуацию с трансуральскими маршрутами, то довольно хорошо известны: древний путь в Югру, соединявший в средние века северные русские земли и Зауралье, – шла эта дорога от Чердыни по Вишере и Лозьве на Тавду, затем по Тоболу на Туру, однако была весьма длинна и трудна в использовании [2, с. 128–129; 3, с. 1–3; 14, с. 19]; существовал маршрут, которым прошел в Сибирь Ермак, но он тоже был довольно труден [2, с. 167–169, 193–194; 14, с. 103]; в 1597 г. Артемий Бабинов указал новую, более удобную дорогу, ведущую от Соликамска к верховьям реки Туры, где и был поставлен город Верхотурск, а сама дорога получила название Новой Сибирской Верхотурской, или Верхотурской, однако чаще используется наименование по имени открывателя – Бабиновская дорога [2, с. 128–129; 3, с. 19–20; 5, с. 68; 8, с. 367–371; 9, с. 198; 14, с. 119]; существовала также Чусовская дорога для контроля за которой была поставлена Чусовская-Уткинская слобода, а затем, на ее месте, Уткинская пристань [5, с. 83–84; 16, с. 478–479]. Правда, Уткинская слобода (первоначально Чусовская застава) контролировала, в большей степени путь из района Кунгура по р. Сылва, через верховья Чусовой, далее на р. Исеть; на этом же маршруте, очевидно, возникло село с говорящим названием Караульное в верховьях р. Сылвы. Впоследствии по этой трассе будет проложена трансуральская часть Большого Сибирского тракта [5, с. 168, карта 7], но как будет показано дальше, не все так однозначно. На фоне этих простых и ясных описаний трансуральских путей довольно запутанной выглядит ситуация со Старой Казанской дорогой. Наверное, последний, кто попытался дать четкое определение маршрута этой дороги и показать его на карте был Л.Е. Иофа: «она (дорога) шла с востока от верховьев Исети степью-«полем» и разветвлялась по направлению рр. Уфы и Сылвы» [5, с. 50–51, 87, карта 5]. Это описание несколько расходится с изображением дороги на карте в той же книге – на карте дорога подходит к р. Исети, но она ведет от Тобола, от слободы Царево городище [5, с. 87, карта 5]. Затем выясняется, что Л.Е. Иофа считал важнейшей коммуникационной линией с Сибирью связку Исеть–Сылва, где проходил древний караванный путь из Бухары в Булгарию и именно к ней относил название Старая Казанская дорога [5, с. 80], хотя на карте этот путь проходит между озерами Касли и Иртяш и далее следует по долине р. Уфа [5, с. 87, карта 5]. Еще более туманно описание дороги в «Уральской исторической энциклопедии», которое представляет собой пересказ текста Л.Е. Иофа [17, с. 188]. Если мы заглянем в труды исследователей XIX в., то получим более конкретные описания трассы Старой Казанской дороги, точнее не одной трассы, а нескольких. А.А. Дмитриев описывает маршрут южного трансуральского пути так: «Начинаясь в Казани и Нагаях (на р. Яике), она шла по двум направлениям до г. Уфы, а отсюда по долине р. Уфы в Зауральскую Башкирию, чрез башкирския волости Кара-Табынскую, Катайскую и другия и далее на восток до Ялуторовска. <�…> На восток от Каслей эта дорога шла по левому берегу р. Караболки (течет в Синару, приток Исети), по которой жили только башкиры и мещеряки, возле озер Большие и Малые Аллаки, на озеро Пороховое, на р. Синару, возле озера Маяна к р. Исети и оттуда на Катайский острог. К западу же от Каслинскаго истока эта дорога переваливала чрез Урал и затем разветвлялась надвое: одна ветвь шла на Уфу, другая на Кунгур. <�…> В башкирский период и позже дорога эта называлась Сибирской, также «Старой Казанской», иногда «Уральской» [4, с. 36–37]. Отметим названия этой многоликой дороги и отправимся изучать работы по истории Урала дальше. Коснулся этой темы и В.Н. Шишонко: «Чрез Катайский острог пролегала старинная дорога из Сибири, от урочища Явлутор… Означенная дорога тянулась к перешейку между озерами Иртышем (Иртяшем – Автор) и Большие Касли, потом, по перевале через Урал, она разделялась на две ветви, из коих одна шла на Кунгур, другая на Уфу. Эта дорога еще в 1680 г. называлась Старой Казанской дорогой; называлась она и Уральской дорогой» [16, с. 478]. Затем у него же: «На истоке этом (из оз. Бол. Касли в оз. Иртяш – Автор), запруженном при самом выходе из озера Каслей, построен Каслинский… завод. Через завод сей и доселе проходит довольно важный торговый путь из Европейской России в Троицк и в Сибирь, нигде в статистических описаниях не показанный. Дорога эта в царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича уже называлась “Старой Казанской дорогой”» [15, с. 61]. Итак, несколько пересекающихся маршрутов, которые имеют одновременно несколько названий: Казанская, Уральская и Сибирская дороги. Наименование «Сибирская» выводит нас к еще одному пути – Ермак, согласно летописным указаниям, которые приводят как В. Шишонко, так и А. Дмитриев, во время своего перехода через хребет, дошел до Сибирской дороги, проходившей в 2 днях пути вверх от Чусовой по речке Серебрянке [2, с. 168–169; 14, с. 102]. Как поясняет А. Дмитриев, под Сибирской дорогой здесь «нужно разуметь южную дорогу из Сибири в Ногайскую орду, между которыми существовали постоянные сношения. Этою дорогою пользовались только инородцы, особенно Сибирские Татары, Вогулы, Остяки и Ногаи; русское же правительство ее не признавало» [2, с. 169]. Получаем еще одну сибирскую дорогу, которая шла, очевидно, с севера (р. Серебрянка) в ногайские владения, то есть на юг [13, с. 5–9]. К этому клубку добавим еще несколько свидетельств, чтобы окончательно запутать читателя. Как уже упоминалось, Л.Е. Иофа называл Старой Казанской дорогой путь, проходивший через верховья р. Чусовой [5, с. 80]. Так же В.В. Пестерев, ссылаясь на работу А. Титова, пишет, что Верхне-Чусовской острог «…(как и Катайский острог) был построен на знаменитой «Казанской тропе», шедшей из Казани через башкирские степи на Тобольск» [9, с. 208]. Таким образом, к числу Казанских трасс оказался причастен и будущий Большой Сибирский тракт. Использовали Старую Казанскую дорогу (причем именно под таким названием) как ориентир и геодезисты, составлявшие планы и описания участков, отводимых под разработку рудников для назначенных к строительству Златоустовского и Саткинского заводов в 1751–1765 гг.: «…до речки Уряк с левой стороны и до дороги старой Казанской, а вершина оной речки Уряка влеве с 4 версты… от той дороги Старой Казанской поворотя влево до речки Куваши впадшей в речку Ай вниз с левой стороны… пошли по инструменту от Саткинского заводу подле дорогу по которой ездят из города Казани в Новотроицкую крепость» (ОГАЧО, Ф. И-227, Оп. 1, Д. 1, ЛЛ. 215, 447). Изображение этого отрезка очередной Казанской дороги есть на одной из карт земель Златоустовских заводов, составленной в 1762 г., где она подписана: «Дорога (от строящегося Троицкого Саткинского графа Александра Строганова завода – Автор) в Троицкую крепость» (ОГАЧО, Ф. И-172, Оп. 1, Д. 72). Сама эта дорога, точнее место пересечения ею Уральского хребта, зафиксировано еще в XVII в. В начале 1670-х гг. на месте впадения в р. Ай двух речек Тасьм стоял Новый Уральский городок – база экспедиции по поиску серебряной руды. Руководитель работ в 1672–1674 гг. Яков Хитрово, похоже, вновь «открыл» Старую Казанскую дорогу, по которой можно было отправлять письма и грузы от Уральского острожка до Москвы напрямую – через Уфу и Казань, а не вкруговую – через Верхотурье. Он писал, что «уфимской дорогой до Москвы полтрети тысячи (две с половиной тысячи – Автор), а сибирской – 4000 верст и более», правда, уточнял, что через башкирские леса и степи без толмача и проводника ездить невозможно [6, с. 177–179]. Оставив на время в стороне обилие маршрутов изучаемой многоликой дороги, попытаемся разобраться с ее названиями. Одно из наименований – Уральская – объясняется довольно просто и прокомментировал это в свое время В.Н. Шишонко: «Название: Урал заимствовано от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом» [15, с. 57–58]. Действительно, на карте 1737 г. (рис. 2) название Урал имеет лишь один участок хребта (РГВИА, Ф. ВУА, Д. 20618). Таким образом, название Уральская было применимо к тем дорогам, которые пересекали хребет в его южной части. С наименованиями Казанская и Сибирская, казалось бы, все просто – соединяют дороги Поволжье (Казань) и Сибирь, отсюда и названия. Однако, возможно, что дело обстоит несколько иначе. В данном случае речь идет о территории Южного Урала, т.е. Башкирии, а Башкирия делилась на четыре административные области – даруги, или дороги: Казанскую, Осинскую, Сибирскую и Ногайскую. Казалось бы, при чем здесь административные области? Однако автор работы о «даругах»-«дорогах» Казанского ханства Р.Ф. Галлямов, отметил взаимосвязь административного округа «даруги»-«дороги» и транспортно-географического понятия «дорога». Если кратко обобщить выводы Р.Ф. Галлямова, каждой даруге Казанского ханства, позже Казанского уезда, соответствовала одноименная транспортная магистраль [1, с. 283–284, 292–313]. Попытаемся рассмотреть ситуацию с дорогами и их названиями, исходя из деления Башкирии XVII–XVIII вв. Авторы «Реестра и описания башкирских волостей», составленного в 1730 г., писали: «Итого в Башкирской провинции имянуются дорог 4, которые не для проезда, но вместо уездов, или как в российских уездах имянуются разные станы» [7, с. 137]. Однако в том же документе далее говорится: «Езды от Уфы по Нагайской дороге до Уралу… А по Сибирской дороге от города Уфы до Урала горы, откуда вышла Уфа река, езды 10 дней, а за Уралом до крайних жилищ башкирских два дня, а от башкирских крайних жилищ, до жилищ Сибирской губернии, Тобольского уезду, верст по 10-ти и по 15-ти» [7, с. 137–138]. Также и П.И. Рычков, перечисляя заводы Оренбургской губернии указывал: «…по Нагайской дороге в Тамьянской волости… на Сибирской дороге в Трухменской волости… по Осинской дороге в Гайнинской волости…» [11, с. 282–285]. Точкой отсчета являлся г. Уфа, где сходились как административные дороги, так и транспортные. Таким образом, дорога, шедшая из Южного Зауралья на запад, в Поволжье, неизбежно вела в Казанскую даругу и поэтому именовалась Казанской. Дорога, шедшая из Южного Приуралья на восток, называлась Сибирской, даже если она и не шла потом в Сибирь, а уходила в Среднюю Азию, минуя русские населенные пункты, поскольку все равно проходила через Сибирскую даругу, т.е. Южное Зауралье. Итак, причиной разночтений по трассе Старой Казанской дороги у Л.Е. Иофа и весьма неконкретного описания ее в «Уральской исторической энциклопедии» явилась неверная постановка вопроса. Исходя из того, что ответ на вопрос «что такое Казанская дорога» давно известен, авторы этих публикаций пытались определиться с тем, «где ?» проходила эта самая дорога. Ответить же на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку пролегала эта дорога в самых разных местах Южного Урала. Для того, чтобы непротиворечиво совместить многочисленные маршруты в пределах одного определения, нам придется все же ответить на первый и главный вопрос, который вынесен в название настоящей публикации: «Что такое Старая Казанская дорога?». И, на наш взгляд, верный ответ на этот вопрос: Система дорог, соединявших азиатскую и европейскую часть континента, проходивших через Южный Урал, включавшая в себя отдельные участки меридиональных путей, проходивших вдоль Уральского хребта. Насколько можно судить по описаниям А.А. Дмитриева и В.Н. Шишонко, исследователи XIX в. воспринимали Казанскую дорогу именно так и считали это вполне естественным, не видя необходимости растолковывать ее многоликость отдельным образом. Большую работу по сбору воедино имеющейся информации о путях караванной торговли в урало-казахстанском регионе проделал А.Д. Таиров – на основании анализа письменных и картографических источников, изучения и сопоставления их с данными материалов археологических исследований, он восстановил значительную часть трасс, существовавших в Южном Зауралье с эпохи раннего железного века до XIX в. [12, с. 9–24]. В некоторых случаях А.Д. Таиров в своей работе был вынужден опираться на картографические источники XIX в., где показана ситуация актуальная на момент составления карт и измененная по сравнению с периодом начала колонизации Зауральской Башкирии – часть дорог (маршрутов) потеряли свое значение и практически исчезли, некоторые изменили трассы, в большей или меньшей степени, что зависело от разрастающейся сети населенных пунктов и прокладки новых дорог между ними. Держаться старой трассы, когда в том же направлении ведут новые дороги, поддерживающиеся в более-менее сносном состоянии и проходящие через населенные пункты, где можно встать на отдых, смысла не имело. Поэтому в некоторых случаях новые населенные пункты основывались на старых путях, а иногда старые дороги изменяли маршрут, приспосабливаясь к изменившейся ситуации. Детальное описание маршрутов Старой Казанской, или Сибирской, дороги заняло бы много места, да и не имеет смысла, поскольку в основном все уже изложено в приведенных выше цитатах из работ А.А. Дмитриева, В.Н. Шишонко, архивных документов. Гораздо нагляднее будет соотнести процитированные описания с дорогами, показанными на картах XVIII в. Наиболее информативны в этом отношении карты начального периода русской колонизации Зауральской Башкирии, когда большинство старых дорог еще сохраняли свои трассы и еще существовали многочисленные аулы вдоль основных путей. После подавления восстания 1735–1740 гг. большая часть этих аулов прекратила свое существование. План-карта Уфимской провинции, составленная М. Пестриковым в декабре 1736 г., опубликована в приложении к книге А.В. Псянчина «Башкортостан на старых картах» [10, карта № XVII]. К сожалению, качество публикации оставляет желать лучшего, тем не менее, дороги, отмеченные на этом документе разными литерами, вполне различимы, а это для нас главное (рис. 1). Кроме этого, в нашем распоряжении имеется копия с карты Уфимской провинции, составленная в декабре 1737 г. (РГВИА, Ф. ВУА, Д. 20618). Качество копии также далеко от идеала, однако фрагмент ее мы здесь привели, поскольку этот документ более подробно отображает ситуацию с дорогами и позволяет приблизительно представить их количество, хотя, разумеется, показаны далеко не все маршруты, а лишь наиболее актуальные на момент составления карт (рис. 2). Дороги из Казани в Уфу, обозначенная литерой «A», и с Яика (из Ногаев) в Уфу, под литерой «B» (рис. 1), описаны А.А. Дмитриевым [4, с. 36]. Дорога под буквой «С» шла от Прикаспия по р. Яик и далее на север вдоль Уральского хребта, вполне возможно, что это та самая Сибирская дорога, рядом с которой Ермак построил Кокуй-городок (рис. 1, 2) [2, с. 168–169; 14, с. 102]. Одно из ответвлений этого пути проходило через место впадения р. Увельки в р. Уй, где позже была заложена Троицкая крепость (г. Троицк) и вело на северо-восток, мимо оз. Касли (рис. 2) [15, с. 61]. Вышеописанная дорога пересекалась с южным путем из Казани в Сибирь и Среднюю Азию, варианты которого отмечены на карте 1736 г. литерами «F» и «G». Буквой «D» обозначена дорога из Уфы в Екатеринбург, которая шла от Уфы на север, вдоль хребта и по долине р. Уфы [4, с. 37], а затем вливалась в Сылвенско-Исетскую дорогу (северный вариант Старой Казанской дороги, будущий Большой Сибирский тракт) (рис. 1, 2) [5, с. 80, 83–84; 9, с. 208; 16, с. 478–479]. Этот путь имел «рукав», не показанный на документе 1736 г. (рис. 1), но отмеченный на карте 1737 г. (рис. 2), пересекавший хребет в районе озер Касли и Иртяш и далее шедший мимо р. Караболки на р. Исеть и далее к Ялуторовску [4, с. 37; 16, с. 478]. Еще одна дорога, показанная на обеих приведенных картах (рис. 1, 2), но не отмеченная литерой в документе 1736 г. (рис. 1), шла от Уфы прямо на восток, пересекая Уральский хребет в районе современной Сатки и Златоуста. Современная автомобильная дорога Челябинск–Уфа–Москва в основном проходит по трассе этой дороги. В XVIII в., а, скорее всего и раньше, от этого места пересечения хребта шли дороги на юг – к верховьям Яика и устью Увельки и на восток, мимо оз. Аргази к оз. Касли и далее по любому из многих путей, образовывавших своеобразный «транспортный узел» в районе озер Касли и Иртяш (рис. 2). Ситуация, показанная на карте 1737 г., очень хорошо согласуется с текстом документа конца XVII в.: «…меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень проезжая большая дорога в Казань, и на Уфу, и на Кунгур… И кроме той дороги летом и зимою купецким людям с товары проехать утайкою будет не куды: объезжия дороги все сошлись к тем озерам, к Истоку, что течет из Касли озера в Иртяш озеро» [15, с. 55–56]. То, что показано и описано выше – лишь первая, и весьма неполная, схематичная попытка реконструкции, набросок той системы дорог, которая сложилась в районе Южного Урала и соединяла азиатскую и европейскую часть континента. Дороги эти, несомненно, претерпевали изменения, в разные периоды активность использования одних сходила на нет, в то время как по другим шло весьма оживленное движение. Дорога, пересекавшая горы в районе оз. Касли, которая в челобитной зауральских крестьян и казаков конца XVII в. названа основной, ко второй половине XVIII в. теряет свое значение, и на первый план выступает трасса, проходившая через Урал в районе Златоустовского и Саткинского заводов. Дальнейшее изучение истории Старой Казанской дороги потребует дополнительного выявления и изучения письменных и картографических материалов, привлечения данных археологических исследований Южного Урала и прилегающих территорий. Одним из главных моментов в будущем изучении исторических дорог региона заключается в том, что они являются лишь частью единой сети дорог, связывавших Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейской частью континента. А.Д. Таиров положил начало комплексному изучению торговых путей, от Средней Азии до Южного Урала в географическом выражении и в хронологических рамках от раннего железного века до XIX в. Хотелось бы, чтобы исследование было продолжено с дополнением и уточнением некоторых деталей предыдущей работы и с расширением географии изучения исторических дорог. Литература: 1. Галлямов Рашит Административные даруги Казанского ханства: опыт реконструкции // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. – Казань, 2002. – С. 280–316. 2. Дмитриев А.А. Пермская старина. – Пермь, 1894. – Вып. V: Покорение угорских земель и Сибири. – 227 с. 3. Дмитриев А.А. Пермская старина. – Пермь, 1895. – Вып. VI: Первые годы после Ермака и смутное время. – 215 с. 4. Дмитриев А.А. Пермская старина. – Пермь, 1900. – Вып. VIII: К истории Зауральской торговли. Башкирия при начале русской колонизации. –175 с. 5. Иофа Л.Е. Города Урала. Часть первая: Феодальный период. – М., 1951. – 422 с. 6. Курлаев Е.А., Манькова И.Л. Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII в.: у истоков Российской промышленной политики. – М., 2005. – 324 с. 7. Материалы по истории Башкирской АССР. – Часть I. – М.-Л., 1936. – 631 с., карты. 8. Миллер Г.Ф. История Сибири. – Том I. – М., 2005. – 630 с.: илл., карта. 9. Пестерев В.В. Организация населения в колонизируемом пространстве: Очерки истории колонизации Зауралья конца XVI – середины XVIII вв. – Курган, 2005. – 237 с. 10. Псянчин А.В. Башкортостан на старых картах: история географического изучения и картографирования. – Уфа, 2001. – 161 с. 11. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. – Уфа, 1999. – 312 с. 12. Таиров А.Д. Торговые коммуникации в западной части Урало-Иртышского междуречья: Препринт. – Челябинск, 1995. 13. Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв. // Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. – Вып 2. – Уфа, 1997. – С. 5–37. 14. Шишонко В. Пермская летопись. Первый период. – Пермь, 1881. – 238 с. 15. Шишонко В. Пермская летопись. Пятый период, часть вторая. – Пермь, 1887. – 659 с. 16. Шишонко В. Пермская. Третий период. – Пермь, 1884. – 1168 с. 17. Уральская историческая энциклопедия / Ин-т истории и археологии УрО РАН. – Екатеринбург, 2000. – 637 с.: ил. карт. Список сокращений: ОГАЧО – Объединенный Государственный архив Челябинской области РГВИА – Российский Государственный Военно-исторический архив. УрО РАН – Уральское отделение Российской Академии наук |
«Я знаю, что ничего не знаю. …О том, что такое добродетель, я ничего... Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и казнен (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно. Цель... |
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7-8 классов. Учитель В. Н. Белокрылова Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там... |
||
Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема.... Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. У меня к вам один вопрос: Что такое сквернословие?... |
Что же такое фестиваль? Этот вопрос, то просто дочитайте до конца, а потом определитесь или сделайте вид, что не читали ничего об этом. Пришлось просидеть... |
||
Шестопалов С. В. Деловая Астрология Здесь мы поймем, что такое гороскоп фирмы, на какой момент его нужно составлять и на что там необходимо обратить внимание. Надо сказать,... |
1. Что такое «теория кинодраматургии» Что такое «теория кинодраматургии» |
||
Что такое возрастная психология? |
Ошибка дона хуана По-прежнему, никто полностью не знает, что такое смерть, но кое-что мы о ней мы все же знаем. Этого знания недостаточно, как недостаточно... |
||
Судьбы свершился приговор//Вестник. 2002. 21 августа (№17) Когда я пишу, у меня такое чувство, что человек может все Если только захочет захотеть Так много слов внутри, что даже теряешься... |
2078-9955 казанская наука Входит в перечень рекомендуемых научных журналов вак, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |