Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор




Скачать 3.63 Mb.
Название Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор
страница 1/29
Дата публикации 24.05.2014
Размер 3.63 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Профессор

Хасан Камиль Йылмаз

ТАСАВВУФ

и

ТАРИКАТЫ

Москва - 2007

Перевод c турецкого

Азат Урманов
Канонический редактор

Айдар Хабибуллин
Литературный редактор

Сафийа Хабибуллина
Перевод осуществлен с оригинала:

Prof. Dr. Hasan Kâmil YILMAZ

“Anahatlarıyla Tasavvuf ve Tarîkatlar” İstanbul – 2004
Профессор, доктор Хасан Камиль Йылмаз, Тасаввуф и тарикаты. Перевод с турецкого. М.: ООО «Издательская группа «САД», 2007. – 300 стр. 1-е издание.
ISBN 978-5-902855-11-8
Сегодня тема Тасаввуфа является лидирующей среди проблем, о которых больше всего говорят, спорят, думают, и о ней больше всего высказывается положительных или отрицательных суждений. Автор на протяжении многих лет преподает предмет «Тасаввуф» студентам богословского факультета Стамбульского Университета и представляет книгу, которая, по его мнению, отвечает потребностям и запросам как студентов и преподавателей богословских факультетов, так и всех интересующихся Тасаввуфом людей.

Все права защищены.
г. Москва, м. Петровско-Разумовская, ул. Ангарская, 21

Тел: 8 (499) 9066717, 8 (495) 7074666, 8 (905) 7347083

www.sadpress.com - izdatelstvo-sad@yandex.ru

Почтовый адрес 125412 г. Москва, а/я 28

© ООО «Издательская группа «САД», 2007

SAD GRAPHICS
Тел: 8 (499) 9066717, 8 (495) 7074666, 8 (905) 7347083

izdatelstvo-sad@yandex.ru - http://www.sadpress.com

Верстка и обложка: Адем Оздемир


ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Всевышнему Господу, благословение Любимому Пророку, его семье, потомкам, сподвижникам.

Тасаввуф является частью исламской жизни и нашей культуры. Со времени своего возникновения и доныне он служит объектом постоянного интереса. И сегодня тасаввуф вызывает интерес и является предметом различных споров, как система мировоззрения и как образ жизни и методика воспитания.

Хотя с начала двадцатого столетия государственными властями некоторых исламских стран прилагаются усилия, для того чтобы отстранить от участия в общественной жизни “текке” – социальные органы тасаввуфа и “тарикаты” – его образовательные учреждения, интерес народа к этим институтам не уменьшается. Особенно на Западе и в Америке способ обучения посредством “тариката” и образ мышления по тасаввуфу подвергаются пристальному изучению. Очень многие члены тариката, происходящие родом из Северной Африки, находятся в авангарде распространения Ислама в странах Европы, например, в Англии, Франции и Америке. Идеи и произведения таких великих последователей тасаввуфа, как Мавляна, Ибн Араби и Йунус Эмре, продолжают привлекать к себе внимание людей с Запада. Своеобразной ступенью в развитии тасаввуфа явилось то, что на богословских факультетах университетов Турции предмет “Тасаввуф” стал одним из основных разделов знания. Это означает, что тасаввуф начал признаваться и приниматься научными кругами.

Это произведение возникло в итоге редактирования лекций, которые я на протяжении многих лет читаю студентам богословского факультета Стамбульского Университета. По мере необходимости, они были местами дополнены, местами сокращены и собраны в книгу, которая могла бы отвечать потребностям и запросам как студентов и преподавателей богословских факультетов, так и всех интересующихся тасаввуфом людей.

Этот труд состоит из “Введения” и пяти частей. Во “Введении” приводятся варианты сегодняшнего понимания тасаввуфа и дается краткое понятие о мистицизме. В “Первой части” рассказывается о происхождении и источниках тасаввуфа, его цели и связи с другими науками, дается его описание. Во “Второй части” дается понятие истории тасаввуфа, его предмета и цели. Затем идет подробное изучение истории тасаввуфа с подразделением ее на три исторических периода: зухд, тасаввуф и тарикат. В “Третьей части” приводятся понятия и идеи тасаввуфа с подразделением их на две большие главы, связанные с “тахаллук” и “тахаккук”. В “Четвертой части” рассказывается о наиболее распространенных тарикатах, а также текке и братствах. В “Пятой части” уделено внимание специальным вопросам тасаввуфа. Здесь рассматривается понимание человека через призму идей “вахдат-и вуджуд” (единство в существовании, единство бытия) и “вахдат-и шухуд” (единство восприятия). Также здесь оспариваются мнения относительно таких понятий, как карамат1, сон, “скрытые люди”, обращение к праведникам и связь с ними.

Считаю своим долгом выразить благодарность всем коллегам, оказавшим поддержку, одобрение и помощь в работе над этим трудом, и сотрудникам издательства «ENSAR NEŞRİYAT», приложившим усилия для того, чтобы эта книга дошла до читателей.

Лишь Всевышний Аллах приводит к успеху.
Хасан Камиль Йылмаз

Стамбул - 06.02.1994




ВВЕДЕНИЕ

А. Современные ВАРИАНТЫ ПОНИМАНИЯ ТАСАВВУФА

Сегодня тасаввуф лидирует среди проблем, о которых больше всего говорят, спорят, думают, относительно которых больше всего высказывается положительных или отрицательных суждений. Что же мы знаем по этой теме, о которой столько говорят? Никто из нас: ни народ, ни его выдающиеся деятели, не может сказать, что знаем об этом очень много. К тому же, и мои ученики, и мои друзья на вопрос: “Что такое, по-вашему, тасаввуф?” – давали совершенно противоречивые ответы.

По мнению некоторых из них, сущность тасаввуфа составляет набор церемоний, в том числе обряды зикра2 и поклонения Аллаху, осуществляемые в специально отведенных местах, называемых текке, под руководством наставников, именуемых шейхами, в одеждах, называемых хырка и тадж, с помощью специальных инструментов, называемых кудум и нэй; а также включает скрытые состояния, называемые “муракаба” и “рабита”.

Согласно другим, тасаввуф – это организация, которая через свои представительства, назваемые тарикатами, направляет людей к одиночеству и отрешенности и отдаляет их, таким образом, от общественной жизни.

По мнению третьих, это наука, в отличие от других исламских наук, занимающаяся вопросами кашфа3, карамата, тасарруфа (бережливости), относящимися к миру невидимого, наука, использующая вместо методов наблюдения и умозаключения, принятых в естественных науках и философии, методы интуитивного познания и вдохновения.

Некоторые видят в тасаввуфе философскую систему, занимающуюся философскими проблемами, из-за принятых в нем идей “вахдат-и вуджуд” (единство бытия) и “вахдат-и шухуд” (единство восприятия).

Согласно еще более распространенной точке зрения, тасаввуф – это нравственно-этическая система, религиозный институт, действующий с целью реализации в человеке чувства “ихсан”4, используя такие средства, как зикр, фикр, риязат,5 борьба со своими недостатками, зухд, дополнительные поклонения (нафиля).

Каждая из этих оценок напоминает рассказ о слепых, передаваемый от Платона и Мавляны. Он о том, как слепым привели слона, и каждый из них, ощупывая какую-то отдельную часть его тела, пытался составить суждение обо всем слоне. Их характеристики в отдельности, конечно, неприемлемы для описания слона. Ведь каждый из них описывал не слона целиком, а только его отдельную часть. То же относительно суждений о тасаввуфе, приведенных выше. Каждая из этих оценок по отдельности недостаточна, чтобы получить целостное представление о тасаввуфе и не спутать его ни с чем другим. Но если собрать все эти суждения вместе, возможно, перед нами предстает целостная картина, и мы увидим тасаввуф таким, какой он есть. Это правда, что тасаввуф включает все вышеперечисленные аспекты и создает ради этого свои институты (представительства). Прежде чем приступить к отдельным темам, а именно: что такое тасаввуф, его положения и история происхождения, мы сначала рассмотрим понятие мистицизма, имеющего западное происхождение, которое часто используют синонимично тасаввуфу и которое часто путают с ним.

Б. ЧТО ТАКОЕ МИСТИЦИЗМ?

Слово “мистицизм” имеет древнегреческое происхождение. В буквальном смысле переводится как “не иметь языка, не разговаривать, сомкнуть губы и глаза”. Как термин, “мистицизм” означает “нравственное совершенствование человека, достижение духовного счастья, постижение человеком своей сущности; метод достижения состояния сознания, когда познается то, что находится выше и за пределами видимого”. Это внутренняя и духовная суть религий. С этой точки зрения, насколько древним является религиозное сознание, настолько же древни мистицизм и духовная жизнь. Как не бывает общества без религии, так же не бывает и религии без духовной жизни, без мистической составляющей. Это истинно как в отношении религий, имеющих божественное происхождение, так и в отношении религий, имеющих человеческое происхождение. Во всех религиях и философских системах мы можем найти подобие духовного ощущения и внутреннего состояния, называемого “мистический опыт”. Все различие во влиянии культурной среды, в которой получил свое развитие мистицизм, и в объяснении духовных состояний. Мистицизм видит нравственное совершенствование человеческого духа в риязате и борьбе с собственными недостатками. Это, в свою очередь, ведет человека к тому, что он осознает свою бренность и заложенную в нем великую истину не разумом, а посредством чувств. В результате он обретает внутреннее счастье и покой. Это невозможно описать, это можно познать только в переживании.

В. ОСОБЕННОСТИ МИСТИЦИЗМА

1. У каждой мистической системы есть присущая ей система нравственных состояний. Достижение этих нравственных состояний связано с условием очищения нафса6 путем риязата.

2. Непременным результатом риязата, осуществляемого для нравственного самоусовершенствования, является осознание собственной бренности.

3. Познание истины происходит не путем наблюдения и умозаключения, свойственного работе мозга, а через интуитивное познание, ощущение и духовный опыт, присущие душе.

4. Осознание результата жизни в виде кончины с переходом в бесконечное бытие приводит человека в невыразимое состояние удовлетворенности, покоя и мира.

5. Мистический опыт раскрывается при помощи аллегорий и символов. Причина этого кроется в желании скрыть духовные наслаждения, переживаемые мистиками, от людей, не причастных к этим ощущениям.
Г. РАЗНИЦА МЕЖДУ ТАСАВВУФОМ И МИСТИЦИЗМОМ

Хотя зачастую понятия “мистицизм” и “тасаввуф” смешивают и принимают за одно и то же, между ними существует целый ряд различий. Самые основные из них следующие:

1. В то время как вся практика тасаввуфа целиком направлена на духовное совершенствование человека, в мистицизме присутствуют также пустые и бесполезные наслаждения.

2. В мистицизме страдание и боль являются важными составляющими, а в тасаввуфе они не имеют особого значения.

3. В то время как в тасаввуфе методы воспитания различны в зависимости от особенностей характера личности, в мистицизме нет такого различия и богатства выбора.

4. В тасаввуфе основой духовного совершенствования является усилие самой личности, а в мистицизме – нет.

5. Мистик занимается лишь интуитивным познанием, последователь тасаввуфа занимается не только этим, но и является учеником науки7.

6. В тасаввуфе зикр (поминание Аллаха) и нахождение рядом с шейхом (беседа) являются основой. В мистицизме такая основа отсутствует.

7. Мистицизм ― это операция по установлению власти духа над телом. Тасаввуф – это достижение единения с Всевышним через очищение духа.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАСАВВУФЕ

А. ЧТО ТАКОЕ ТАСАВВУФ?

Тасаввуф – это духовная жизнь Ислама и духовный авторитет личности Пророка Ислама (саллаллаху алейхи ва саллям), которые выражаются в форме институтов и представительств тасаввуфа, и в этом виде дошли до нашего времени. Под духовным авторитетом подразумеваются образцовые личные качества Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), выраженные в определении “образцовый пример”8. Как известно, Досточтимый Пророк воплотил в своей личности авторитет в политике, науке, духовности и других аспектах человеческой жизни. Тасаввуф представляет собой наивысшую точку, сущность и стержень исламских наук. Та сторона тасаввуфа, которая представляет собой “духовный опыт” получила название “халь - состояние”, это сторона, связанная с наслаждением и удовольствием. По мнению тех, кто понимает тасаввуф в виде нравственности, тасаввуф – это исламская наука, ставящая своей целью духовную зрелость и нравственное совершенство. Потому что это нравственная система, направленная на обустройство внутреннего мира человека и очищение его от дурных качеств. Есть много повелений Досточтимого Пророка, наставляющих к преданности Всевышнему Аллаху, выдвигающих на первый план внутренние духовные чувства в поклонении и поступках, отношениях и поведении.

То, что наш Пророк, ожививший в человеке чувство поклонения и служения Господу, отбросивший приверженность к этому миру, причиной достижения любви Всевышнего и людей сделал жизнь, связанную с отречением от мирского, привело к возникновению явления, названного вначале “зухд” (отречение), а позднее ― “тасаввуф”.

В хадисе, упоминаемом в книгах хадисов как “Хадис Джибриля”, понятия “ислам, иман и ихсан” перечисляются именно в этой последовательности.9 Это перечисление демонстрирует алгоритм постепенного восхождения к совершенству. Ислам охватывает части тела человека и представлен повторением языком того, что установлено религией. Иман относится к сердцу и представляет собой утверждение и установление веры в душе. К тому же, в следующем аяте Корана объясняется, что иман находится на следующей ступени после ислама:

Бедуины говорят: “мы уверовали”. Скажи им: “Вы еще не уверовали. Скажите лучше: “Мы в исламе”, ведь вера еще не установилась в ваших сердцах”10. Когда понятия “мусульманин” и “му’мин” упоминаются в Коране рядом, вначале идет слово “мусульманин”11. И в этом перечислении прослеживается градация. В хадисе нашего Пророка: “Человек не совершит прелюбодеяние или воровство, будучи му’мином”12 имеется в виду, что когда человек преступает границы запретного, хотя и остается в исламе, но, с точки зрения имана, наносит себе глубокую рану. “Ихсан”, упомянутый в хадисе Джибриля и имеющий значение: “служить Аллаху, словно видишь Его”13, ― это следующая ступень после ислама и имана. Потому что ихсан – это чувство близости к Аллаху и успокоения сердца, для достижения которого му’мины прилагают столько усилий. Раб, достигший ихсана, достиг осознанности в воздержании от запретного и в совершении обязательных для исполнения предписаний, ведь он достиг тайны, выраженной в аяте: “И куда бы вы ни повернулись, обратитесь к Аллаху”14. Всевышний Аллах в Коране приравнивает му’минов, достигших этого чувства, к “первым”: “В авангарде му’минов - мухаджиры, переселившиеся из Мекки в Медину, ансары, принявшие их в Медине и те, кто следует за ними с чувством ихсана. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом”15.

Каждое понятие, упомянутое в хадисе Джибриля, стало предметом исследования отдельной науки: ислам стал предметом фикха, иман – акаида и каляма, ихсан стал предметом тасаввуфа. Предписания и запреты исламского законодательства – шариата можно разделить на две большие группы: те, что касаются внешних, видимых действий человека, и те, что относятся к внутренним, невидимым. Из них – намаз, пост, закят, повторение языком калима-и шахадат (формулы веры) и т.п. – это предписания, выполняемые человеком посредством собственного физического, видимого тела, а прелюбодеяние, спиртное, слова неверия – это нарушение запретов, связанных с видимыми поступками и состояниями. Внутренние, связанные с духовной сферой действия, которые ислам считает способом приближения к Господу – это такие духовные предписания, как иман, подтверждение в сердце истин ислама, преданность, терпение, благодарность, довольствование имеющимся, упование на Аллаха. Порицаемые внутренние действия и состояния, препятствующие достижению духовной близости с Господом, тоже связаны с духовной сферой. К ним относятся нетерпеливость, высокомерие, тщеславие от своего служения, служение ради видимости, умаление значения божественных благ. Хотя все эти перечисленные предписания и запреты определены в аятах и хадисах, почему-то мусульмане не проявляют в отношении духовных предписаний и запретов той тщательности и тонкости, какую проявляют в отношении предписаний и запретов, касающихся сферы видимого. Основная причина этого кроется, прежде всего, в том, что та тщательность, которая присуща изучению предписаний, относящихся к науке фикха, не проявляется при обучении по темам, связанных с духовностью и тасаввуфом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Ислам Профессор Мухаммад Хамидуллах Москва 2008 г. Перевод Азат Урманов,...
Ислам, перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад» 2008. – 304 стр. 1-е издание тираж 000 экз
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Профессор Хасан Камиль Йылмаз Золотая Сильсиля Цепь Преемственности...
Золотая Сильсиля. Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад» 2009. – 248 стр., 1-е издание, тираж: 000 экз
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Пророк Мухаммад Мустафа саллаллаху алейхи ва саллям Осман Нури Топбаш...
Осман Нури Топбаш. Несравненная личность образец для подражания Пророк Мухаммад Мустафа саллаллаху алейхи ва саллям. Перевод с турецкого....
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Последний Вздох Осман Нури топбаш куда путь держите? Перевод с турецкого...
Неужели болезни, чрезвычайные происшествия, беды и опасности, которые подстерегают человека каждое мгновение его жизни и остаются...
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Перевод осуществлен с оригинала
Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010 г., 616 стр., 2-е издание. Тираж 500 зкз
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon «Знайте, что для друзей Аллаха нет страха, и они не будут печалиться»
Кувшин воды, перевод с турецкого. М.: Благотворительный фонд содействия духовному развитию личности «Ихлас», ООО «Издательская группа...
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Мистическая Физика Издание на английском языке, 2007 Москва, 2008,...
Авторские права © 2007 Живорада Михайловича Славинского. Авторские права сохранены
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Нильс-Горан Ольве Жан Рой Магнус Веттер Издательский дом "Вильяме"...
Перевод с английского Э. В. Кондуковой, И. С. Половицы Научный редактор Э. В. Кондукова
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Курбан символ покорности
Перевод с турецкого. – М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010 г., 1-е издание. Тираж: 000 экз. – 48 с
Профессор Хасан Камиль Йылмаз тасаввуф и тарикаты москва 2007 Перевод c турецкого Азат Урманов Канонический редактор icon Рамадан
Перевод с турецкого. – М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010 г. 1-е издание. Тираж: 000 экз. – 104 стр
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции