Методические рекомендации. Задачи эксперимента




Скачать 226.87 Kb.
Название Методические рекомендации. Задачи эксперимента
Дата публикации 16.05.2014
Размер 226.87 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > История > Методические рекомендации
Пиктограммы как средство активизации учебной деятельности учащихся на уроках истории.

Введение. Педагогические технологии: право на эксперимент.
Глава I. Пиктограммы как технология опорных сигналов.

§1. Психологический аспект проблемы.

§2. Характеристика технологии обучения на основе опорных сигналов (по Г.К.Селевко).

§3. От пиктографии – к учебным пиктограммам.
Глава II. Развивающее обучение в системе новой технологии.

§1. Алгоритм технологического процесса.

§2. Логико-смысловые модели пиктограмм. Развивающее обучение в системе новой технологии.

§3. Методические рекомендации.
Заключение.

Библиография.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность данной проблемы: повышение качества и эффективности

образовательного процесса.
Новизна проблемы: инновационная технология.

Объект исследования: методы и приемы преподавания истории в 5-6 классах.

Предмет исследования: нетрадиционная форма обучения и творческая

активность учащихся.

Цель эксперимента: методические рекомендации.

Задачи эксперимента: 1. Изучить инновационную технологию.

2. Раскрыть технологию пиктограмм.

3. Разработать методические рекомендации.

Научная гипотеза: использование пиктограмм повышает качество

образовательного процесса на уроках истории.

Методы исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической и

методической литературы.

2. Организационный и сравнительный (сопоставление

различных классов одного возраста по деятельности).

Введение.
Процессы становления и развития гражданского общества в России в переживаемый нами период находят своё выражение, в том числе, и во все усиливающиеся стремлении учителей научиться самим и научить своих учеников жить в новом обществе. Политические и экономические реформы, приводимые в нашем обществе, требует нового человека. Требования социума изменились. Новое время требует ориентации вектора образования на повышение продуктивности работы человеческого мозга, интенсификации интеллектуальной деятельности человека, увеличения производительности умственного (в том числе учебного) труда. Поэтому на первый план выходят не вопросы чему и зачем учить, это относительно ясно, а вопрос - как учить, т.е. вопрос технологии учебного процесса. Необходимость изменений в области образования всем ясна, с этим связано и появления большого количества инновационных проектов. Объект этих проектов – ученик, поставленный в такие условия, которые препятствуют формированию личности свободной, интеллектуально развитой. В.Д. Лабошев, С.М. Лаврушина среди этих препятствий выделили следующие:

1) Ученик обучается не с теми, с кем хотел бы.

2) Получает ответы на вопросы, которые не задавал учителю.

3) Учится у учителя, которого не знает и не выбирал.

4) Учится не тому, чему хотелось бы.

5) Четко ограничено поле проявления свободной познавательной активности, он вынужден подчинятся чужой воле.

6) Обучается в жестко усредненном, чаще заниженном темпе.

7) Круг интересов оговаривается жесткой учебном программой.

8) Он всё время оцениваем, только сравнения идут на общем, а не на индивидуальном фоне.1

Отсюда следует, что все инновационные технологии должны быть личностно – ориентированными. Приоритет – за развитием личности, человеческой индивидуальности, установка на самоактуализацию, поощрение неповторимости человека. Каждый человек (ученик) волен выбирать собственную траекторию движения по учебному материалу, отвечающую его целям, потребностям, интересам. Сегодня разрабатываются концепции подлинно развивающего обучения, идеалом которого становится человек способный и человек свободный. Субъектом образования в этом случае выступает личность, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира. Меняются ценностные установки в обществе: обсуждается переход от «школы памяти» к «коле мышления» и далее к «школе развития». Соответственно цели образования становятся не только многопрофильными, но и многоуровневыми, внутренняя дифференциация оказывается неизбежным элементом образовательного процесса.

________

1Лабошев В.Д., Лаврушин С.М. Педагогические технологии. Педагогические технологии, №4, 1998.

Главное в любой технологии – максимальная выверенность шагов: не навреди! Поэтому базой, основой любой технологии должны быть научные теории – философии, психологии, педагогики, методики обучения и воспитания. Только в этом случае методика развивающего обучения, новые педагогические технологии позволяют интенсифицировать процесс обучения; будет реализована идея учить быстрее, опережая фиксируемый в возрастной психологии этап общения, формирования устойчивого механизме ассоциативного мышления, основанного на использовании психофизиологических особенностей ребёнка.
Глава I.

§1. Психологический аспект проблемы.

Построение учебной деятельности, прогнозирования результатов её невозможны без учета и опоры на особенности психологии и физиологии подросткового возраста, на которой и рассчитано обучение с помощью пиктограмм. Особенностью сознания подростков является то, что они уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшие интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это оперировать гипотезами. Особенно заметными в эти годы становится рост сознания и самосознания детей. Развитие самосознания ребёнка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения, труда. Появляются новые, взрослые мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей, задач деятельности.

У подростков высока способность саморегуляции: не интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или не такой работе, которая мотивирована соображениями престижности; подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать высокий темп работы.

Образовательный процесс построен на широком использовании логических и проблемных заданий, поэтому перестройка памяти в подростковом возрасте способствует решению этих задач. У подростка активно начинает развиваться логическая память. Но необходимо учитывать, что реакция на этот процесс – это замедление развития механической памяти. Отсюда – проблемы запоминания у детей. Исследования показали, что для подростка вспоминать, значит – мыслить. Иногда – попытка разделения на составляющие понятий, которые предусматривают механическое запоминание. Процесс запоминания у подростка сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям1. Учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения понятий, скорее следует добиваться, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий.

_____________

1 Неелов Р.С. Психология образования. М., Просвещение, М.,1994, с. 117, кн. 2.

Это, несомненно, ускоряет процесс развития понятийной структуры мышления у учащихся.

Эффективное усвоение и положительное восприятие учащихся инновационных технологий объясняется склонностью подростков к экспериментированию. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием продемонстрировать эти учения .

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Мышление подростка характеризуется стремлениям к широким обобщением. У подростка возникают особые познавательные отношения к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные 1. А это дает учителю возможность эффективно строить коллективную, групповую работу.

§ 2. Характеристика технологии общения на основе опорных сигналов

(по П.К.Селевко)

  1. По уровню применения: частнопредметная ( совокупность методов, средств реализации содержания и обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя )

  2. По философской основе: гуманистическая (система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критериям оценки социальных явлений, а принцип равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе).

  3. По основу фактору развития: социогенная + психогенная (развитие психики определяется биологическим генетическим кодом; личность – «Tabula rasa»; на которой записывается социальный опыт, результаты обучения).

  4. По научной концепции: ассоциативно – рефлекторное.

  5. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

  6. По типу организации и управления познавательной деятельностью : традиционная классно – урочная, с элементами дифференциации и индивидуализации.

  7. Отношение к ребёнку: личностно – ориентированная (ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, безкомфликтных условий целью образовательной системы, а не средством _______________________


1Неелов РС. Психология образования. М., Просвещение, с . 118 , М., 1994

достижения какой – либо отвлеченной цели).

  1. По преобладающему методу: объяснительно – иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

  2. Уровень содержания модернизацией и модификаций: педагогическая технология на основе активизации и интенсификации.

  3. По категории обучаемых: массовая, все категории.



§3. От пиктографии – к учебным пиктограммам.

Пиктография - древнейший способ письма, изобретенный человечеством на заре становления цивилизации. Пиктография – это рисуночное письмо, им пользовались все древние народы. Вот, например, рисуночные знаки древнейшего из известных нам шумерийского письма:

Все народы Древнего Востока прошли через пиктографию, прежде чем изобрели знаки для письма типа иероглифов или клинописи. Эту тему пятиклассники изучают в течение нескольких уроков , поэтому введение пиктограмм в 5-ом классе происходит очень естественно и органично . Но в отличии от этих (шумерских) пиктограмм, пиктограммы, которые используются на уроке, несут в себе определенную смысловую нагрузку. Она, чаще всего, бывает ассоциативной.

Немного об ассоциациях. Уверена, нет (да и не может быть) ни одного отличника, который обладал бы плохой памятью. Ведь память находится в прямой (пропорциональной?) зависимости от умственных способностей. Развивая память, мы развиваем умственные способности ребёнка. Применяя пиктограммы, мы развиваем произвольную память, а особенно – ассоциативную.

Например, если провести такой эксперимент с детьми: предложить им запомнить ряд словосочетаний: почта – письмо

касса – деньги

стакан – кофе

небо – звезда

и т. д., то это не вызовет никаких затруднений. Между словами существует прямая логическая, ассоциативная связь.

А если предложить запомнить эти словосочетания: карта – циркуль

курица – рюкзак

шапка – БТР

забор – лопата,

то это будет сделать сложнее. Здесь выход один: призвать на помощь своё воображение, а следом и зрительную память. Можно представить себе эти словосочетания в виде картинки и постараться их запомнить. Например, на БТР сидит румяный солдат в шапке; у вас в рюкзаке – жареная курица; возле забора воткнута лопата …

Роль этих картинок и выполняют пиктограммы, которые стимулируют память ученика.

Ввести пиктограммы «в общение» можно двумя способами: первый – авторитарным и второй – путём коллективного творчества. Воллективного творчества .1 - авторитарным иктограммы , которые стимулируют память ученика . забор - лопата себе опреторой способ является более громоздким, требующим более тщательной подготовки, но, на мой взгляд, более продуктивным. Разве можно переоценить элемент творчество или сотворчество учителя и учащегося?

В первом случае учитель зарисовывает пиктограммы на доске, объясняя их значения. Во втором – показывает рисунок, ставя задачу перед классом: упростить рисунок, что бы он был прост в воспроизведении и отражал суть изображенного. Из предложенных вариантов выбирается лучший, то есть более точный, при этом, конечно, осуществляется корректировка учителем самой пиктограммы.

Нет необходимости вводить большое количество пиктограмм. Они обладают высокой степенью совместимости, при чем результатом этой совместимости может стать появление новой пиктограммы, отражающей уже иное понятие.

Например:

- эта пиктограмма обозначает « богатство».

- эта - « бедность».

А внесение дополнительного элемента дает иное понятие - неравенство в обществе:
- « неравенство в обществе».
Одним из критериев технологичности является её воспроизводимость, то есть возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Пиктограммы полностью отвечают этим требованиям. Они легко воспроизводимы, не требуют никаких специальных художественных способностей. На уроке их можно использовать в виде заранее подготовленных рисунков на плотной бумаге, а можно наносить их на доску обычным мелом, корректируя логическую цепочку цветными мелками.
Глава 2.
§1. Алгоритм технологического процесса.
Процесс передачи знаний от поколения к поколению и специальные психолого – педагогические исследования показали, что эффективность обучения закономерно зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла своё выражение в дидактическом принципе наглядности. Принцип наглядности в обучении в его широкой трактовке требует участия в усвоении учебной информации всех органов чувств человека – зрения, слуха, осязания и др. «Этот принцип был выдвинут еще Я.А. Коменским как « золотые правило», требующее все, что можно, предоставлять для восприятия чувства. К.Д.Ушинский требовал далее, чтобы возникающие на основе ощущений понятия объединились затем в мысль, а мысль находила словесное выражение ».1 Советский физиолог П.К. Анохин доказал, что между восприятием и мыслью существует не только прямая последовательная связь, но и более сложная зависимость. Он охарактеризовал явление «опережающего отражения, при котором человек уже опирается на мысль при чувственном восприятии действительности».

Эту роль в полной мере выполняют пиктограммы. Строить занятия с их использованием необходимо по следующей схеме:

Технологическая карта конструирования занятия.

1. Введение в занятие.

2. Основная часть.

3. Контроль.

4.Рефлексия.

I этап занятия.

На первом этапе главное, что бы цель была принята учеником. Цель начинает «закладываться» еще на этапе актуализации и уже в этот процесс вовлекается ученик. С этого момента начинается сотворчество учителя и ученика. Учитель может предложить 1, 2 или 3 цели, а выбирать более интересную будут учащиеся . В начале урока создается некая образовательная напряженность, которая будет поддерживаться в течение всего урока. «Всё открыто, все изучено – в чем смысл занятия историей? Свой взгляд, постановка задач, интересные приемы решения!».
__________

1 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно–воспитательного процесса.- М: Просвещение, 1982.
II этап занятия.

Главная задача второго этапа – освоение базового содержания темы. Учитель объясняет тему и наносит пиктограммы на доску. После этого учащиеся проговаривают материал в парах. Один ученик проговаривает, второй – корректирует ответ, поправляет ошибки. О значении проговора К.Д Ушинский говорил: «…если даже предположить, что ученик поймет мысль, объясненную учителем, то и в таком случае мысль его никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такой полной собственностью ученика, как тогда, когда он сам её выражает.» Проговор в этом случае решает следующие задачи:

  1. Тренинг устной речи;

  2. Актуализация знаний и умений через словесные проявления;

  3. Повторение знаний и умений.



III этап занятия.

Третий этап изобилует разнообразием приемов, их выбор зависит от целеполагания, от тех результатов, которые прогнозируют учитель.

На данном этапе учащиеся работают с блоками пиктограмм, материал усложняется и углубляется. Если для выполнения данной задачи избран объяснительно – иллюстративный метод, то в этом случае очень внимательно надо относится к структуированию знаний. «Смысл структуирования состоит в том, что учитель помогает» осознать элементы изучаемой темы сначала в ближайших связях, а затем в более отдаленных».1 Опорные сигналы для учащихся превращаются в элементы увлекательной игры . « Но игры , которая учит и продвигает в познании и развитии».2 Пиктограммы обеспечивают успешную работу всех , без исключения , детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения .
IV этап занятия.

На этом этапе учитель даст время для значения пиктограмм в тетради . На это надо выделять особое время , т.к. « два дела одновременно продуктивно делать невозможно!»3 На этом этапе в пиктограммах определяются узловые моменты , которые выделяются каким – либо цветом ( в зависимости от важности по отношению к данной теме ).( Например, определение причин , последствий , итогов и т.д. ).Эта работа является как – бы «тестовый» для определения уровня усвоения темы учащимся .

_________________
1 Лернер И. Зачем учителю дидактика. Народное образование, № 12, 1990.

2 Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается.- Д.: Сталкер, 1998.

3 Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- Д.: Сталкер, 1998.


V этап занятия.

И, наконец, последний этап урока – рефлексия. На этом этапе происходит состояние целей с результатами обучения, определяются основные этапы деятельности, дается оценка индивидуальности и коллективному продуктам. Из как обязательный элемент урока – выставление отметок и определение домашнего задания.
§2. Логико-смысловые модели пиктограмм. Развивающее обучение в системе новой технологии.

Составляя ЛОС с пиктограммами, учитель должен помнить, что эта знаковая цепочка должна быть связанна ложкой мышления, ведь только в этом случае пиктограммы будут представлять из себя логическо-смысловые модели, решающие следующие задачи:

1. обеспечение наглядности в зрительной форме при абстрактно – логическом мышлении;

2. видение всей темы (проблемы) сразу и каждой части, каждого существительного (узлового) элемента отдельно;

3.обладает многофункциональностью как опорно – узловые элементы, помогающие решать различные учебные задачи.

В этом плане большую роль играет подбор логических заданий. «Это единственный инструмент, при помощи которого мы можем руководить мыслительной деятельностью учащихся.»1 Целесообразно предлагать учащимся логические задания различного уровня мыслительной деятельности (от репродуктивного до творческого). Но при этом надо помнить, что слишком легкое задание не интересно детям, а слишком тяжелое может вызвать тенденцию невыполнения. При выполнении логических заданий учащиеся демонстрируют более высокую форму мышления – это суждений формируется вывод, который является логическим открытием. Это – высшая форма обобщения.

На базе пиктограмм широко применяются и используются информативно- проблемные задания: сначала учитель дает информацию, а потом ставит вопрос, формулирует задание, проблему.

Учитель может использовать все методы проблемного обучения. Объяснение нового материала можно построить по типу эвристической беседы: нанося пиктограммы на доску, учитель ставит задачу и шаг за шагом ведёт учащихся к её решению. Главное в вопросах, задеваемых учителем – взаимосвязь, они должны требовать работы не памяти, а мысли.

Эффективным оказался в данной методике и частично- поисковый метод. Предлагается сочетать его с работой с учебником: учитель небольшой подсказкой сокращает поле поиска, либо расчленяет задачу на подзадачи и тем самым, _________________

1 Лернер И. Зачем учителю дидактика. Народное образование, №12, 1990.

сохраняет исследовательскую задачу, а ученик, получив её, ищет способ решения.

Именно такая поисково – исследовательская («квази - исследовательская» по определению В.В. Давыдова) деятельность является тем типом учебной активности, который отвечает цели и содержанию развивающего обучения.

Разумеется, осуществить такую деятельность (особенно на начальных этапах обучения) ученик может только с помощью учителя, основная задача которого как раз и состоит в том, чтобы организовать, направлять и корректировать учебно- исследовательскую деятельность учащихся. Но сделать это, опираясь на традиционные методы обучения, невозможно. При всем их многообразии суть этих методов состоит в том, чтобы как можно точнее задать, объяснить и зафиксировать образец того способа действия, который предстоит усвоить учеником. «Но введение образца в поисково – исследовательскую деятельность лишает его какого бы то ни было смысла. Организовать её учитель может, лишь помогая ученикам искать неизвестный способ действия, т.е. включаясь в осуществляемую ими поисковую деятельность в качестве одного из её участников. Совместное решение учебно – исследовательских задач учениками и учителем составляет важную характеристику метода развивающего обучения»1.

И еще одна проблема – проблема межпредметной интеграции. Один из ориентиров учебной деятельности – дать как можно больше. Наши учебники насыщены миллионами разнообразных фактов, сюжетов, описаний. Но это поможет, в лучшем случае, решению кроссвордов. Убедителен в этом смысле подход Леонардо да Винчи: «Не столь важно знание фактов, сколь значение связи между ними». «Вот этого целостного, взаимосвязанного, необособленного, а межпредметного знания не хватает нам. Человек может свободно ориентироваться в мире, в культуре, если осознал связующие нити»2. Пиктограммы позволяют решить и эту сложнейшую образовательную проблему.


____________

1 В.В. Давыдов, В.В. Репкин. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы. «Психологическая наука и образование», № 1, 1997.

2 А. Колодин . От «государственной мифологии» к реальному знанию. «Народноё образование», № 6, 1995.

§3. Методические рекомендации.
I. - Логические задания в данной технологии должны быть разноуровневыми, начиная с простейших. Пример тому – Л-1. Изучая тему « Марафонская битва», перед тем, как разобрать ход битвы, предложить детям предсказать итог сражения, посмотрев на пиктограммы: кто победит? Несложное логическое построение : персы пришли на кораблях (черный цвет), сразились с греками (например, красный цвет), проиграл «черный цвет», следовательно – персы.

В теме «Основание греческих колоний» можно предложить учащимся расположить в логической последовательности пиктограммы по данной теме. Это задание они получают в конце урока, имея достаточные знания для его выполнения. Это задание носит характер обобщающего и одновременно развивает логическое мышление. Решение выглядит следующим образом: 1.-прибыль военных и торговых кораблей, 2.-освоение или завоевание территории, 3.-строительство укрепленного поселения, города, 4.-занятия колонистов.
II. - Возможно фрагментарное использование пиктограмм на уроке. К теме «Древний Китай» можно подготовить логический ряд пиктограмм, поясняющих основные направления деятельности Цинь Ши - Хуанди. Задание дается в игровой форме, учащиеся его должны выполнять, опираясь на текст учебника. Например, в такой форме: «Представьте себе, что археологи нашли древние письмена (пиктограммы), которые рассказывают нам о правлении первого властителя Китая – Цинь Ши - Хуанди. Не сумели ученые разгадать эту задачу. Попробуйте вы их расшифровать». Назовите эту игру, например – «поиск», объявите, что тот, кто справится с этим заданием, получит почетное звание – «Наимудрейший». Трудно переоценить такую работу на уроке с учебной и воспитательной точек зрения.

III. - Можно использовать пиктограммы и в качестве плана урока. Например, можно составить план по теме «Поэма Гомера «Одиссея»:



Прилагаемые пиктограммы будут соответствовать следующим пунктам плана:

1. Одиссей покидает Трою.

  1. Полифем и Посейдон.

  2. Сирены.

  3. Сцилла и Харибда.

  4. Расправа с женихами.


IV. - В связи с ухудшением механической памяти, усложняется и процесс формирования и запоминания понятий. Вывод: разложить понятия на составляющие, обнаруживающие логическую взаимосвязь. Обобщая изученный материал истории Др. Египта, Др. Вавилона, Др. Китая, Др. Индии, учитель предлагает выделить общие черты, характерные для развития этих государств (в слабых классах можно предложить «расшифровать» пиктограммы). А теперь – более сложное задание: доказать, что эти признаки являются основополагающими: учитель изучает одну из пиктограмм и просит ребят доказать, что без этого существенного признака государство не может существовать. И пятиклассник легко справляется и с этим заданием.

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7.

№ 1 – «Единый правитель», № 2 – «войско», № 3 – «казна», № 4 – «налоги», № 5 – «чиновники», № 6 – «законы», № 7 – «охраняемая территория».
V. - Первичное понятие о формах правлении шестиклассники получают в очень простой и доступной форме – с помощью пиктограмм.
- абсолютная монархия
- ограниченная монархия
- республика
VI. - Иногда, (эта технология рассчитана на использование в 5 – 6 классах), использую пиктограммы в 9 классе (в коррекционных классах). Например, в теме – «Политика «военного коммунизма». Для слабого ученика это – подсказка, для среднего – возможность решения более сложных задач: анализируем, ищем логическую взаимосвязь, прогнозируем, занимаемся поиском альтернатив развития.
1.2.3. 4.
5.6.7.8. ””

1. – Национализация крупной и средней промышенности; 2. – запрещение торговли;

3. - конц. лагеря для политических противников; 4. – продналог; 5. – трудовые армии; 6. – карточная система; 7. – рев. трибунал; 8. – уравниловка.
VII. - При изучении темы «Объединение Франции. 14 в.» формируется понятие «сословная монархия». Пиктограммы позволяют построить объяснение таким образом, что появление в Зап. Европе сословных монархий, как первой ступени развития централизованного государства, будет признано учащимся явлением в высшей степени закономерным, объективным. От феодальной раздробленности и явлений с нею связанных (междуусобные войны, крестьянские волнения, обнищание…) - к осознанию необходимости сильной королевской власти - выделению групп населения (сословий), поддерживающих короля - к невозможности управления страной без поддержки сословий - к возникновению сословной монархии.


VIII. - это пример использования данной технологии в системе развивающего обучения: решение логических и проблемных заданий, обобщение, анализ, выявление причин, последствий исторических явлений.

Пример: сравнительный анализ событий, приведших к установлению сословных монархий в Англии и Франции в 13-14 вв.

Франция


Англия



Заключение.

Великий Конфуций говорил: «Учиться и не размышлять – напрасный труд; размышлять же и не учиться – опасность». Закономерно в связи с этим желанием учителей вооружить себя наиболее эффективными помощниками в этом не легком процессе обучения и развития ребенка. Такими «помощниками» и являются пиктограммы. Они своей кажущейся простотой создают уже в начале урока у учащегося психологический настрой на удачу, а разнообразие их использования на уроке создает и поддерживает образовательную напряженность в течение всего урока. Создается атмосфера реальности выполнения любого задания каждым. Пиктограммы на уроке являются своеобразным «толчком», который выводит объект деятельности из состояния «инерционного покоя» и способствует протеканию определенной, конкретной деятельности. С использованием этой технологии возрастает в результате того, что к этому процессу подключаются зрительные рецепторы, которые дают возможность видеть смысловую структуру каждой части и всего текста в целом. Между пиктограммами и учебной информацией создается ассоциативная связь, которая повышает готовность памяти и стимулирует логическое мышление учебника. Пиктограммы выполняют роль учебной наглядности, дает возможность видеть процесс или явление в целом. Выполнение домашнего задания становится более продуктивным, когда пиктограммы, занесенные в тетрадь во время урока, подсказывают смысловую структуру текста, т.е. его основные, смысловые части. У учащегося в результате длительной учебной практики вырабатывается умение самостоятельной работы над незнакомым текстом, которое переходит в навык.

Пиктограммы обладают систематичностью, т.е. дают целостное представление информации, а не её отрывков или не связанных друг с другом фрагментов. Они доступны, т.е. понятны для учащегося, понятен и прост язык изложения.

Пиктограммы позволяют последовательно подавать информацию – от простого к сложному, от известного - к неизвестному. И если другие технологии решают эту проблему из урока в урок, то пиктограммы могут реализовать её на одном уроке: получив первоначальный образовательный уровень в начале урока, каждой из учащихся получает возможность для развития, повышения образовательного уровня в течение урока по мере развития и уровня готовности к саморазвитию.

И, в заключении, «золотое правило» составления пиктограмм: правило минимума и максимума – пиктограмм должно быть минимальное количество и они должны быть максимально точны, просты и целесообразны.


Библиография.


  1. Г.К Селевко. Современные образовательные технологии, М., 1998.




  1. В.Д. Лабошев, С.М. Лаврушина. Педагогические технологии , 1998, №4.



  1. С.Д. Шевченко. Школьный урок: как научить каждого, М., Просвещение ,1991.




  1. В.Ф. Шаталов. Точка опоры, М., Педагогика , 1987.



  1. В.Ф. Шаталов. Куда и как исчезли «тройки». М.: Педагогика, 1979.




  1. В.Ф. Шаталов. Эксперимент продолжается, Д.: Сталкер , 1998.



  1. Ю.К. Бабанский. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, М., Просвещение, 1982.




  1. В.П. Беспалько. Педагогика и прогрессивные технологии обучения , М.,1989.



  1. В.В.Давыдов, В.В Репкин. Организация развивающего обучения в 5 – 9 классах средней школы, «Психологическая наука и образование», 1997, №1.




  1. В. Гуздеев. От методики – к образовательной технологии, «Народное образование», 1998, № 7.



  1. Р.С. Немов. Психология образования, М., Просвещение, кн.2, 1994.




  1. А. Колодин. От «государственной мифологии» к реальному знанию, М., «Народное образование», 1995 , № 6.



  1. И. Лернер. Зачем учителю дидактика, М., Педагогика, 1990, №12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены...
Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для...
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации по р азработке программ
Методические рекомендации по разработке программ профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ по специальностям...
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методические рекомендации Армавир 2010
Терешкова Л. А. Технология разработки рабочей программы практики для основной образовательной программы по направлениям подготовки...
Методические рекомендации. Задачи эксперимента icon Методика проведения психолингвистического эксперимента при анализе...
Оторые могут быть получены другими методами при исследовании реализации суггестивного потенциала малоформатных афористических текстов,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции