Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава»




Скачать 153.09 Kb.
Название Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава»
Дата публикации 09.05.2014
Размер 153.09 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История > Урок
Открытый урок по литературе в 7 классе

Тема: Главные герои поэмы «Полтава»

«Полтавский бой»

 

Цели: 1) продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме;

2) воспитать внимательное отношение к истории своей страны, стремление изучать исторические события, объективно оценивать действия исторических деятелей;

3) развивать речь через выразительное чтение отрывков, через устную характеристику героев; развивать навыки анализа поэтического текста, умение находить художественно-изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения.

 

Оборудование: текст поэмы «Полтава», доска (с записью темы), компьютер, медиапроектор, экран.

 

Ход урока

 

I.                    Оргмомент

• Приветствие

• Проверка готовности класса к уроку

• Сообщение цели урока

Слово учителя. Здравствуйте. Садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы собрались на урок, посвящённый поэме Пушкина «Полтава». Мы уже начали знакомство с этой поэмой. Сегодняшний урок посвятим героям поэмы и основному, центральному событию поэмы – Полтавской битве.

 

II.                  Характеристика героев поэмы

Слово учителя. Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Вот о какой эпохе ведёт речь А. С. Пушкин. Это время правления Петра I, это начало его правления, когда России пришлось очень тяжело, во-первых, потому, что ей противостоял мощный внешний враг – шведская армия во главе с Карлом XII, во-вторых, «смутно», неспокойно было в самой стране, доносы на преданных Петру людей заставляли его проводить следствия в поисках предателей. Всё это отражает Пушкин в своей поэме. Вот например:

Украйна глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны.

Мы уже знаем героев поэмы. Вспомните, кто из героев – люди, реальные исторические лица.

Ученики. Мазепа, Кочубей, Мария, Пётр I, Карл XII, Искра, Орлик.

Слово учителя. То есть мы видим, что все герои – люди, на самом деле существовавшие. Недаром «Полтаву» называют исторической поэмой. Пушкин тщательно отбирал материал к поэме, изучал документальные источники. Мы знаем, что наш великий поэт часто обращался к истории. Вот например, мы читали «Песнь о вещем Олеге», основой которой является древнерусское сказание о князе Олеге.

Рубеж XVIII – XIX веков – время правления Петра Великого – особо привлекал поэта, потому что этот период был очень важным в истории России. Да и сам образ Петра Великого был очень интересен Пушкину. Пётр I – это не только царь-реформатор, но и талантливый полководец, одарённый публицист, великий кораблестроитель. Именно загадка этой личности привлекала к себе многих, в т. ч. и Пушкина. Примечательно то, что поэт отмечает противоречивость Петра I: Пётр у него и «ужасен», и «прекрасен» почти одновременно.

А теперь обратимся к самой поэме, к её героям. Пётр I, Карл XII, Мазепа, Кочубей – известные исторические деятели. Они организуют в поэме историко-политическую сюжетную линию, т. е. через них мы узнаём об исторических событиях. А вот Кочубей, Мария, мать Марии, Мазепа раскрывают нам эпизод из истории семьи Кочубея, т. о. мы можем говорить о семейно-бытовой сюжетной линии. Значит, сюжет поэмы «Полтава» образует переплетение двух сюжетных линий: семейно-бытовой и исторической. События поэмы нами были уже рассмотрены. Вспомним героев поэмы. Начнём с Кочубея.

Ученик. «Богат и славен Кочубей…»

Учитель. Кочубей долгое время был первым помощником Мазепы, между ними была дружба:

Ученик. «Так! было время: с Кочубеем

Был друг Мазепа…»

Учитель. События развиваются таким образом, что Кочубей оказывается под следствием. Почему?

Ученики. Он написал донос на Мазепу, ему не поверили.

Учитель. Итак, Кочубей в темнице. Давайте прочитаем этот эпизод.

Ученик. «Тиха украинская ночь…» (1 отрывок)

Учитель. Какие «ценности», «три клада» были у Кочубея?

Ученики. Своя честь, честь дочери, месть Мазепе.

Учитель. Вот так встретил Кочубей пытки. Так же мужественно выдержал пытки Искра, преданный соратник Кочубея. Что означает слово «преданный»?

Ученики. Верный.

Учитель. Как Кочубей и Искра вели себя во время казни?

Ученик. «В ней с миром, с небом примирённый…»

Учитель. Вот так Пушкин описывает Кочубея. Сделаем вывод. Какие черты характера Кочубея выделяет Пушкин, что поэта привлекает в этом герое?

Ученики. Мужество, отвага, терпеливость, покорность воле бога.

Учитель. Жизнь Кочубея долгое время была связана с Мазепой, они были друзьями. Что за человек Мазепа?

Ученик. «Он стар. Он удручён годами…»

Учитель. «Когда Украйна волновалась», когда молодые казаки хотели быть свободными от России, как действовал Мазепа?

Ученик. «Вокруг Мазепы раздавался…»

Учитель. Почему Мазепа поступает так?

Ученики. Он привык обдумывать свои шаги. Скрытен, умудрён жизнью.

Учитель. Донос Кочубея «провалился», почему?

Ученики. Пётр I не поверил в измену Мазепы. Кроме того, следствие не нашло фактов предательства.

Учитель. И вот Кочубей в руках Мазепы. Что чувствует Мазепа во время пыток Кочубея?

Ученик. «Тиха украинская ночь…» (2 отрывок)

Учитель. Вот уже два раза встречаем описание украинской природы ночью. Почему автор использует одинаковые описания ночи?

Ученики. Описывается одна и та же ночь.

Учитель. В обоих описаниях природы есть продолжение, строки, говорящие о героях. Вы обратили внимание, с какого союза начинаются эти строки?

Ученики. С союза «но».

Учитель. Этот союз выражает противопоставление чего-либо чему-либо. А как приём противопоставления называется в литературе?

Ученики. Антитеза.

Учитель. Что чему противопоставляется?

Ученики. Природа герою.

Учитель. С какой целью автор использует данный приём?

Ученики. Показать внутренний мир героя более ясно, определённо.

Учитель. Смятение в душе Мазепы говорит о чём?

Ученики. Мазепу мучает совесть.

Ученик. Даже после казни «Один, пред конною толпой…»

Учитель. Песнь вторая оканчивается бегством Марии, узнавшей о казни отца. В песне третьей Пушкин изображает исторические события того периода на Украине. Мазепа почему-то вдруг притворяется больным, прикованным к одру, к кровати, т. е. даже встать не может. Он уже ожидает смерть. Но как только «Карл поворотил и перенёс войну в Украйну», Мазепа выздоровел. Как отнёсся Пётр I к измене Мазепы? О чём он горевал?

Ученики. Весть об измене Мазепы принял с негодованием. Горевал о казни Кочубея и Искры.

Учитель. Как повёл себя Пётр I, узнав об осаде Полтавы?

Ученики. Пётр сразу направляется туда. Отряд, шедший на помощь к основной армии шведов, был отброшен русскими, поэтому со шведской армией соединиться не смог.

Ученик. «И царь туда ж…»

Учитель. Каким полководцем был Карл?

Ученик. «Венчанный славой бесполезной…»

Учитель. Что увидел Карл XII на полтавском поле?

Ученик. «И, злобясь, видит Карл могучий…»

Учитель. А что он ожидал увидеть? Почему?

Ученики. Победы шведов в Северной войне, особенно в битве под Нарвой, говорили о плохой подготовке русских войск. Но здесь… всё было не так.

Ученик. «Ошибся в этом Карле я…»

Учитель. Кто это говорит?

Ученики. Мазепа.

Учитель. Почему он себя укоряет?

Ученики. Считает, что поступил слишком опрометчиво, понадеявшись на шведское войско и его полководца Карла.

 

III.               «Полтавский бой»

Звучит запись на диске «Горит восток зарёю новой…».

Беседа по содержанию прослушанного отрывка.

Учитель. Как выглядят полководцы? Найдите в тексте слова, характеризующие Петра I, Карла XII. Какие художественно-изобразительные средства использует автор?

(Ученики находят и читают описания героев, определяют вид тропа: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.)

Учитель. Как описывается Полтавская битва? Как мы должны читать эти строки?

Ученики. С воодушевлением.

Учитель. Как передаётся воодушевление?

Ученики. Строение стихотворения, т. е. перечисление событий (ряд однородных членов), использование соответствующей лексики – всё это помогает правильно прочитать стихотворение.

Учитель. Как выглядели герои после Полтавского боя?

Ученики. Пётр изображён смелым, мужественным, он любим простыми солдатами. Карл XII бежал с поля боя, бросив своё войско.

Учитель. Какие ещё качества Петра Великого можете назвать? (Эти качества проявились после битвы во время пира.)

Ученики. Великодушие по отношению к пленным.

 

IV.                 Заключение. Подведение итогов

Учитель. Итак, сегодня мы говорили о поэме «Полтава», в которой отразилось очень тяжёлое, но и интересное время, очень важное время для нашей страны. Мы читаем поэму с интересом, восхищаемся смелыми героями, потому что наш великий поэт Пушкин смог нам передать свои чувства, свои переживания и эмоции через свои великолепные стихи.

 

Выставление оценок.

 

V.                   Домашнее задание

Выучить отрывок «Полтавский бой» (от слов «И с ними царские дружины…» до слов «И смерть и ад со всех сторон.»).

 

 

Примечание

При подготовке урока были использованы следующие материалы:

1.        Поурочное планирование по литературе. 7 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс.: Учеб. - хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / Авт. – сост. В.Я.Коровина и др. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2002 »: Методическое пособие /О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256с.

2.        CD «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 – 8 классы \ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

 

Во время обсуждения того или иного вопроса можно демонстрировать материалы указанного диска и презентацию.

 

Литературно-музыкальная композиция «В гостях у Гоголя» (для 6 – 7 классов).

В городском конкурсе методических разработок по творчеству Н.В. Гоголя, посвященному 200-летию со дня рождения писателя, заняла 3-е место.

Авторы сценария: Гиззатуллина Лиана Наилевна, Махиянова Резеда Ильгизовна, Зиннатова Лейсан Нафисовна 

 

Цели: заинтересовать учащихся творчеством Гоголя, привить желание читать и изучать его произведения; развивать творческие способности учеников.

Ход мероприятия

Выходят на сцену 2 ученика.

1 мальчик: Привет! Ты прочитал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», что нам задавали на лето?

2 мальчик: Да. И мне очень понравилось.

1 мальчик: А вот мне не все понравилось. Может, я чего-то не понял?

2 мальчик: А мне захотелось еще больше узнать и о самом авторе – Николае Васильевиче Гоголе.

1 мальчик: Нет ничего проще. Все мы здесь собрались, чтобы узнать об этом писателе новое и вспомнить его героев и произведения.

2 мальчик: Ах да, это ведь ему в 2009 году исполнится 200 лет.

Мальчики уходят. На сцене появляются ведущие.

1 ведущий: Значит, хотите побольше узнать о Гоголе? Тогда слушайте. Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье украинского помещика. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский, был литературно одаренным человеком, автором комедий на украинском языке. Человек умный и гостеприимный, он обладал даром рассказывать обо всем комично и занимательно.

2 ведущий: Вот что писал литературовед Золотусский в своей книге «По следам Гоголя»: «Нежин – город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук, а в августе того года он приехал уже на занятия…»

1 ведущий: В гимназии Гоголь увлекся рисованием и театром. Мальчики, поддавшись увлечению Н. В. Гоголя, завели в гимназии свой театр, сами рисовали декорации, мастерили костюмы, разыгрывали пьесы. «И здесь актерский талант гимназиста Гоголя раскрылся полностью», - пишет Золотусский. Данилевский же вспоминал, что Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. Украинского деда он играл так, что зал качало от смеха.

2 ведущий: Гимназисты образовали свой литературный кружок. «В 1825, 26, 27 годах наш литературный кружок стал издавать свои журналы и альманахи, разумеется рукописные, – вспоминал один из товарищей Гоголя, К. М. Базили. - Вдвоем с Гоголем, лучшим моим приятелем, хотя и не обходилось дело без ссор и драки, потому что оба были запальчивы, издавали ежемесячный журнал». Собираясь вместе, гимназисты читали друг другу свои произведения, обсуждали их.

1 ведущий: Гоголь очень много читал. Свои карманные деньги, которых было немного, он тратил на книги. Мальчики даже завели свою студенческую библиотеку и в складчину выписывали лучшие современные издания: альманах «Северные цветы», журнал «Московский телеграф», сочинения Пушкина, Жуковского, другие книги. Гоголя выбрали библиотекарем.

Звучит запись на диске (со словами Пушкина о сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

2 ведущий: Книга Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» - повести из украинской народной жизни - была восторженно встречена друзьями писателя и широкими читательскими кругами.

1 ведущий: После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится знаменитым.

1 и 2 ведущие уходят. На сцене появляется 3 ведущий.

3 ведущий: Вспомните, с какими произведениями Гоголя мы уже знакомы?

Зрители называют произведения.

3 ведущий: А кого из героев вы помните?

Зрители называют героев.

3 ведущий: Молодцы! Вот как много мы помним и знаем. А вот узнаете ли вы героев воочию? Они сегодня у нас в гостях.

На сцене появляется Оксана. Монолог с зеркалом. («Что людям вздумалось расславлять…» до слов «Какую радость принесу я тому, кому буду женою!»)

3 ведущий: Узнали вы эту красавицу?

(Зрители: Это Оксана.)

Входит Вакула. Продолжение сцены: диалог о сундуке. («Чудная девка!» до слов «Кто ж тебе запрещает, говори и гляди!»)

3 ведущий: А это кто?

(Зрители: Вакула.)

Украинский танец (девушки). После танца к зрителям спускаются колядующие (танцевавшие девушки), идут, держа мешки чуть открытыми. Поют колядки.

Коляда, коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Девушки уходят.

3 ведущий: А кто это такие? Что они поют?

( Зрители: Колядующие. Колядки.)

По сцене пробегает черт, останавливается. Бросает из руки в руку месяц. Дует на пальцы, визжит.

3 ведущий: Кто же это был?

( Зрители: Чёрт)

3 ведущий: Что он совершил? Что у него в руках? Какие у него были намерения, когда он украл месяц?

( Зрители: Украл месяц. В руках месяц. Он хотел насолить Вакуле.)

На сцену выходит Пацюк, в руках у него большая миска. Он идёт, переваливаясь. Ставит миску на пол, садится на пол по-турецки. Пацюк жует. Диалог Пацюка и Вакулы. («Я к твоей милости пришёл…» до слов «Когда нужно чёрта, то и ступай к чёрту!»)

3 ведущий: К кому же приходил Вакула? Чем известен этот человек в хуторе?

( Зрители: К Пацюку. Его считали колдуном.)

Выходит 1 чтец. («Боже мой! стук, гром, блеск…» до слов «С изумлением оглядывался кузнец на все стороны.»)

3 ведущий: Что так изумило Вакулу?

( Зрители: Петербург)

3 ведущий: Для чего летал Вакула в Петербург?

( Зрители: За черевичками для Оксаны.)

3 ведущий: Из какой повести были все эти сцены?

( Зрители: Из повести «Ночь перед Рождеством».)

3 ведущий: Но вы изучали и другие рассказы Гоголя. Вспомните их.

На сцене появляется дед, танцует гопак, но вдруг на одном месте движения у деда не получаются. Дед три раза падает, потом, раздосадованный, уходит.

3 ведущий: А в каком рассказе Гоголя у деда не получался танец?

( Зрители: В рассказе «Заколдованное место».)

2 чтец («Знаете ли вы украинскую ночь?»)

3 ведущий: В каком произведении Гоголь так восхищается ночью, что даже мы почувствовали очарование и прелесть украинской природы?

( Зрители: В повести «Майская ночь, или Утопленница».)

3 ведущий: Вспомним это произведение подробнее. Проведём викторину.

Что кинули в окно Голове? Камень, записку, палку, тыкву?

( Зрители: Камень.)

3 ведущий: В кого превратилась ведьма в легенде, которую рассказал Левко? В голубя, в собаку, в кошку, в свинью?

(Зрители: В кошку.)

3 ведущий: Что делал сельский Голова, когда не хотел что-то слышать? Затыкал уши; громко говорил; притворялся глухим; делал вид, что спит.

( Зрители: Притворялся глухим.)

3 ведущий: Кого заперли в комору, когда ловили хулиганов, писарь и Голова? Свояченицу, жену писаря, хулигана, девушку?

( Зрители: Свояченицу.)

3 ведущий: На каком музыкальном инструменте играл Левко? На бандуре, на балалайке, на гитаре, на гармони?

( Зрители: На бандуре.)

3 ведущий: Кого искала Утопленница? Мать, отца, сестру, мачеху?

( Зрители: Мачеху.)

3 ведущий: Когда Левко проснулся, в его руке оказалось… Что? Цветок, камешек, веночек, записка?

( Зрители: Записка.)

3 ведущий уходит. На сцене появляется 1 ведущий.

1 ведущий: Белинский с восторгом писал о первом сборнике Гоголя: «Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического – всё это радужными цветами блестит в первых поэтических грезах Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

3 чтец («Чуден Днепр при тихой погоде…»)

3 ведущий: В каком произведении Гоголь так проникновенно говорит о великой реке?

( Зрители: В повести «Страшная месть».)

2 ведущий: Гоголь, родившийся и проведший свое детство на Украине, горячо полюбил украинские песни, сказки, предания. Но не меньше он чтил и русскую культуру, русскую классическую литературу. Приехав в Петербург, Николай Васильевич с изумлением увидел, как велик в столице интерес ко всему украинскому.

1 ведущий: В Петербурге писатель продолжает вести «Книгу всякой всячины», в которой мы читаем: «…я сам не знаю, какая у меня душа - хохлацкая или русская. Я знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином».

3 ведущий: Гоголь составил своеобразный толкователь украинских слов. Посмотрим, как вы с этим словарём знакомы.

Как называют молодых парней?

( Зрители: Парубки, хлопцы.)

3 ведущий: А кто такие дивчины?

( Зрители: Девушки.)

3 ведущий: А как еще называют девушек?

( Зрители: Дивчата)

3 ведущий: Кто такая жинка?

( Зрители: Жена.)

3 ведущий: Что такое люлька?

( Зрители: Трубка для курения табака.)

3 ведущий: Что такое свитка?

( Зрители: Одежда, род полукафтанья.)

3 ведущий: Что такое хутор?

( Зрители: Деревня, поселение.)

3 ведущий: Рядом с хатами бывали и баштаны. Что же такое баштан?

( Зрители: Это огород (место), засеянное арбузами и дынями.)

3 ведущий: Галушки очень любил Пацюк. Что же это такое?

( Зрители: Клёцки. Кушанье из кусочков теста.)

3 ведущий: Сегодня вы показали хорошие знания. Теперь надо подвести итоги. Посчитайте полученные жетоны. У кого от 1 до 3 жетонов. Встаньте, пожалуйста.

Зрители встают.

3 ведущий: Молодцы! Спасибо за участие. Надеемся, на следующем мероприятии у вас будут лучшие результаты.

Награждение зрителей.

3 ведущий: А теперь - кто получил 4 жетона? Вы тоже молодцы! Желаем вам дальнейших успехов в изучении литературы.

Награждение зрителей.

3 ведущий: А у кого жетонов больше, чем у всех? Мы поздравляем победителя(ей) нашей викторины. Желаем всегда оставаться в первых рядах и так же увлеченно изучать произведения и других писателей.

Учитель: Сегодняшняя наша встреча с Гоголем подходит к концу. Но нам еще предстоит много удивительных встреч на уроках литературы. Это и «Тарас Бульба», и «Ревизор», и «Мёртвые души». Желаем вам получить наслаждение неизъяснимое при изучении произведений Николая Васильевича Гоголя. Благодарим зрителей за внимание.

Примечания

При подготовке мероприятия были использованы следующие материалы:

1. Занимательные материалы по литературе. 5 класс \ Сост. Н. И. Ерёменко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 96с.

2.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке \ М., Детская литература, 1980. – 39с.

3. СD «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 – 6 классы \ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»;

а также следующее оборудование:

1. компьютер,

2. медиапроектор,

3. экран,

4. магнитофон.

Материалы диска можно использовать во время выступления ведущих, чтецов (можно показывать на экране портреты Гоголя, иллюстрации зимнего вечера, ночного Днепра, прослушать высказывание о «Вечерах…»).

Викторины можно оформить в виде презентации.

Зрителям за правильный ответ нужно давать жетоны, которые в конце мероприятия подсчитываются.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Рекомендации для летнего чтения к 7 классу
А. С. Пушкин. Поэмы: «Медный всадник», «Полтава», повести: «Пиковая дама», «Повести Белкина», драма «Борис Годунов»
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок по литературе в 7 классе тема: «Величие простых сердец»
«…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям.»
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Урок по литературе в 7 классе Тема : Главные герои поэмы «Полтава» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции