Скачать 0.63 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по образовательной программе «ИСТОРИКО-РЕГИОНОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Армавир 2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по образовательной программе «Историко-регионоведческое образование»
Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по соответствующему направлению подготовки бакалавра. Данная программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе «Историко-регионоведческое образование». Цели вступительного испытания: выявить уровень овладения общенаучными, инструментальными, общекультурными и профессиональными компетенциями соискателя и определить степень готовности абитуриента к продолжению обучения по предложенной магистерской программе, исходя из следующих задач. Задачи вступительного экзамена. - установить уровень развития системы теоретических и фактических знаний, необходимых для понимания историко-социальной реальности в различных ее проявлениях; - определить степень владения базовым понятийным, методологическим и методическим аппаратом исторической науки как предпосылки для восприятия комплекса дисциплин магистратуры; -диагностировать уровень развития исторического мышления и навыков анализа историко-социальных явлений и процессов, значимых как для социальной организации личности в целом, так и в профессиональной, научно-исследовательской подготовке магистра; -определить степень готовности применять информационно-коммуникационные и образовательные компетенции в процессе обучения по магистерской программе. Форма проведения вступительного экзамена Формой вступительного испытания для поступающих в магистратуру «Историко-регионоведческое образование» является письменный экзамен по подготовленным руководителем ООП проблемным вопросам (всего 38), включающим основные аспекты историко-регионоведческой проблематики, как освещавшиеся во время обучения претендентов по программе бакалавриата, так и по программе специалитета, а также с учетом специфики дисциплин, предлагаемых для изучения по программе магистратуры. Проблематика включает в себя узловые вопросы всеобщей истории, а также истории северокавказского региона и Кубани в общем контексте истории России. В ходе ответа абитуриент должен продемонстрировать умение проблемно излагать материал, знание источников, базовой научной литературы и т.д., то есть вышеизложенные компетенции. II. Содержание программы. Раздел 1. История древнего мира и средних веков. 1.Современные подходы к пониманию, критерии и принципы периодизации всемирно-исторического процесса. Предмет всемирной истории и проблема ее периодизации. Многообразие подходов к моделированию исторического процесса. Теория однолинейной эволюции, различные теории циклизма. Всемирная история и дихотомия «Восток-Запад», проблема европоцентризма и существования «периферийных зон» всемирно-исторического процесса. Критерии выделения исторических эпох: древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Аргументы сторонников формационного, цивилизационного, культурологического и антропологического подходов к изучению истории. Разработка кафедрой всеобщей и региональной истории АГПА оригинальной периодизации всемирной истории, основанной на интеграционном принципе. Ее связь с глобалистикой, глокальностью, локальной историей. Необходимость изучения интеграционных и дезинтеграционных процессов во всемирной истории на материалах конкретных регионов. Понятия «регионалистика», «регионология», «регионоведение», «региональная история», «регионализм», «новая локальная история» и т.п., их роль и место в исторической науке. Проблема «Запад-Восток» в региональном измерении. Изучение темы «Население берегов Кубани во всемирном историко-культурном контексте» на кафедре ВиРИ АГПА. Сравнительное изучение региональных историй Западной Европы и Северного Кавказа как один из путей познания особенностей исторического развития народов во всемирном масштабе. Место дисциплин цикла «всеобщей истории» в системе современного образования. 2. Начальный этап развития человеческого общества: эволюция хозяйства и социальных структур в эпоху первобытности. Типы периодизаций истории первобытного общества - археологическая, антропологическая, историческая. Эпоха первобытной локальности в периодизации кафедры ВиРИ. Проблема происхождения человека и определения движущих сил антропогенеза. Особенности хозяйства и социальной организации в эпоху первобытного человеческого стада и раннепервобытной общины. Возникновение и эволюция производящего хозяйства. Прогрессивное развитие производительных сил на стадии позднепервобытной общины. Изменения в социальной структуре в связи с победой частной собственности. Распад первобытного общества и зарождение элементов государственности. Институт вождизма и вызревание раннеклассовых структур. Соседская община как завершающий этап социального развития первобытного общества. 3. Основные черты политической, экономической и социальной организации древневосточных государств. Место древневосточных государств во всемирной истории. От «очаговых» цивилизаций к древним «мировым державам» (империям). «Древний Восток» как историко-культурное, социополитическое, цивилизационное понятие. Географическое положение и природно-климатические условия региона. Хронологические рамки, источники по истории Древнего Востока. Периодизация и хронология истории государств Древнего Востока, проблемы датировки, методы и приемы современной хронологии. Этнический и языковой состав населения. Восточная деспотия как система управления. Значение и роль государственно-бюрократического аппарата. Древневосточное общество: экономическая, социальная, политическая характеристика, его отличия от античного общества. Проблема основных производителей в экономиках древневосточных государств. Религиозно-идеологическое обоснование социальной структуры и системы управления в древневосточных государствах. Причины кризиса и падения древних «мировых империй» Востока. 4. Генезис государственно-политических структур в эпоху античности. Основные черты полисного типа государственности: полисное гражданство, автаркия, полисная система ценностей. Полис как разновидность «очаговой» цивилизации. Различие государственного устройства Афин и Спарты. Кризис полисного строя. Понятие «эллинизм», роль греко-восточного синтеза в формировании эллинистического государства. Проблема масштабов и глубины синтеза. Ключевые этапы развития эллинистических государств. Основание Рима – последней «мировой державы» древности на Западе. Значение царского периода в формировании государственной организации. Падение царской власти и установление республиканского строя. Государственный строй Республики. Падение римской республики, предпосылки создания империи и историческая необходимость монархической системы. Принципат и доминат как этапы политического развития Империи: культ императора, централизация и бюрократизация государственного управления, политика в провинциях. 5. Основные этапы генезиса феодального государства в средневековой Западной Европе. Великое переселение народов - отправная точка в истории средневековья в центральной части Старого Света. Мировые империи средневековья и их роль в интеграционных процессах Запада и Востока. Возникновение государственности у германских племен. Возникновение империи Каролингов. Наступление феодальной раздробленности - неизбежное следствие социально-экономического и политического развития европейских стран. Начало процесса государственной централизации в странах Западной Европы. Его экономические причины и социальная база. Сословное представительство в европейских странах. Его структура, значение и вес в политической жизни стран Западной Европы. 6. Особенности развития аграрных отношений в средние века. Поземельные отношения у древних германцев и проблема частной собственности. Эволюция форм общины у германцев. Формирование вотчинной системы. Самообеспечивающее, "натуральное" хозяйство. Складывание системы внеэкономического принуждения. Феодальная иерархия. Система вассалитета. Категории крестьянства и формы его зависимости. Эволюция форм феодальной ренты. Освобождение крестьян от личной зависимости. Усиление феодальной эксплуатации, ее причины. Великие крестьянские восстания и войны XIV в. 7. Международные отношения эпохи средневековья. Крестовые походы на Восток в XI-XIII вв. Их социально-экономические, политические и демографические причины. Католическая церковь и крестовые походы. Первые крестовые походы, их итоги. IV Крестовый поход и падение Византии. Последние крестовые походы. Крестовые походы в периодизации кафедры ВиРИ АГПА. Роль крестовых походов в открытии европейцами мира Другого. Столетняя война между Англией и Францией. Ее причины, ход, результаты. Геополитические и международные аспекты Столетней войны. 8. Мир средневекового человека. Представления средневекового человека об окружающем пространстве, природной среде. Средневековые болезни. Феодальное право Западной Европы и его основные черты. Понятия о мироздании. Эволюция представлений средневекового человека о Боге и отношения к нему. Средневековые материальное производство, быт, культура. Общее состояние материального производства. Основные технические изобретения и средства. Характеристика "молящихся", "воюющих", "работающих" с точки зрения их социокультурных и бытовых различий. 9. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья. Место средневековья в истории Востока. Основные черты общественных и экономических отношений на Востоке в эпоху средневековья. Цикличность развития восточных обществ. Создание "мировых империй" средневековья (Арабского халифата, Тюркских каганатов, Золотой орды и др.). Значение государства в истории Востока. Соотношение власти и собственности, государственных, общинных и частных форм последней. Государство и земельная собственность. Положение крупных собственников в государствах Востока. Характер распределения. Возможности развития капитализма на Востоке. Государство и социальные структуры Востока. Роль общины. Личность и социум. "Вертикальная мобильность" на Востоке. Раздел 2. История Нового времени, новейшая история. 10. История Нового времени: содержание и хронология. Понятие "Новой истории". Ее место во всемирной истории. Новая история: предмет, содержание понятия и хронология в восприятии современников. Становление теорий естественного права" и "общественного договора". Современные оценки формационной теории в отечественной и зарубежной историографии. "Новая история" как эпоха капитализма. Характеристика техногенных оценок эпохи; многовариантность перехода от феодализма к капитализму в странах Запада и Востока. Дискуссия по проблеме начала Нового времени. Концепция выделения периода "раннего нового времени". 11. Специфика экономического и политического развития государств Европы в XVII-XVIII вв. Политическое развитие стран Европы в раннее Новое время. Особенности монархического устройства. Изменения в законодательстве, новый правовой статус государств. Функции общих институтов и учреждений. Политика просвещенного абсолютизма. Динамика развития мануфактурного производства, складывание рынка вольнонаемного труда, появление "нового" дворянства и ломка средневекового уклада в деревне. Появление новых социальных слоев в городе и деревне, Факторы, тормозящие развитие буржуазных отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Английский абсолютизм при первых Стюартах. Причины и предпосылки назревания революционной ситуации в стране к 1640 г. Ход английской буржуазной революции. Французская монархия накануне революции. Основные этапы французской буржуазной революции. 12. Международные отношения в Европе периода Нового времени (XVII-XIX вв.). Особенности взаимоотношений европейских государств в XVII-XVIII вв. Становление дипломатических правовых норм. «Система политического равновесия» и ее значимость в европейской политике. Факторы, определяющие международную обстановку в Европе. Краткая характеристика войн раннего Нового времени. Страны Европы в войнах с наполеоновской Францией. Образование "Священного союза" и его деятельность. Обострение Восточного вопроса в XIX в. и позиция держав. Политическая обстановка в Европе во второй половине XIX в. 13. Социально-экономическое и политическое развитие Европейских государств в XIX в. Социально-экономическое развитие европейских государств в послевоенные годы. Промышленный переворот и его экономическая значимость и социальные последствия. Институт монархии в новых условиях. Особенности политического процесса. Краткая характеристика революционных событий 1848-1849 гг. Причины и особенности складывания национальных государств: Германская империя, Австро-Венгерская империя, Итальянское королевство. 14. Латинская Америка в Новое время. Складывание испанских и португальских колониальных владений в Южной Америке. Система эксплуатации колоний: торговые монополии, запреты и ограничения на торговлю и производство, налоговый гнет. Природно-климатические и демографические особенности колонизуемых территорий. Социально-экономический строй колоний, система взаимоотношений с коренным населением. Вклад европейцев в экономическое и культурное развитие колоний. Этапы освободительной борьбы в Иберийских колониях первой четверти XIX в. Образование независимых южноамериканских государств. Общее и особенное в экономическом и политическом развитии. 15. Основные тенденции экономического и политического развития стран Запада в 1900-1930-е гг. Характеристика западной индустриальной цивилизации. Монополистический капитализм и его экспансия в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Новые тенденции в развитии капитализма: формирование государственно-монополистического капитализма. Трансформация капитализма на путях реформизма: политика «ллойдджорджизма» в Великобритании, радикальных кабинетов во Франции. Модернизация в Германии и ее особенности. Причины и итоги Первой мировой войны, ее влияние на развитие стран Запада. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Консервативная стабилизация 20-х гг., ее специфика в различных странах Запада. Причины и особенности проявления мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. «Великая депрессия» в США и «Новый курс» Рузвельта как попытка выхода из кризиса. Итальянский и германский фашизм как тоталитарно-авторитарная альтернатива капитализму: общие черты и особенности развития. Обострение международных отношений к концу 30-х гг. Образование агрессивных блоков, формирование очагов военной опасности в Европе. 16. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в 40-70-е гг. XX в. Особенности послевоенного восстановления и стабилизации в ведущих странах Запада. План Маршалла и его роль в послевоенном восстановлении в Европе. Немецкое «экономическое чудо». Формирование основных моделей государственного регулирования экономики. Политика этатизма в ведущих странах Европы. Превращение США в «сверхдержаву». Социально-экономические последствия НТР. Возникновение новых наукоемких, трудо и энерго-сберегающих отраслей. Револю ции в области транспорта, энергоснабжения, механизации произ водства. Экономический рост стран Запада и США в 50-60-е гг. Формирование «общества потребления»: социально- психологические и экономические характеристики. «Государство всеобщего благоденствия» и его строительство в США. Реформизм Д.Кеннеди, Л.Джонсона. Кризис «государства всеобщего благоденствия». Протестные движения 60-70-х гг.: движение за гражданские права, новые «левые», феминизм, экологическое «зеленое» движение. Контркультура и ее особенности. 17. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в 1970-2000-е гг. Структурный экономический кризис 1970-начала 1980-х гг. -как причина перехода от модели «затратной экономики» к постиндустриальному типу экономики. Новый этап НТР. Рост компьютеризации и информатизации, развитие наукоемких, развитие энерго-и ресурсосберегающих отраслей. «Рейганомика» и «тетчеризм» как примеры перехода к неоконсерватизму в социально-экономической политике ведущих стран Запада. Изменение экономической стратегии в 1990-е гг. Активизация государственной политики в области инвестиций, переподготовки кадров, стратегического планирования, укрепления экологической безопасности производства, социальной сфере. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине XX в. Два пути развития: «строительство социализма»: Куба, Чили, Никарагуа или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия и др.). Проблемы «догоняющего развития» и итоги либеральных реформ 90-х гг. Поиск альтернативных путей модернизации: левоцентристские проекты и «боливарианский социализм» Уго Чавеса. Достижения и проблемы региональной интеграции в Европе и Северной Америке. Глобализация и ее последствия. Глобальные проблемы человечества в XXI веке. 18. Восточноевропейская модель социализма: становление, эволюция и гибель. Факторы «советизации Восточной Европы» после второй мировой войны. Переход от демократической к тоталитарной модели развития во второй пол. 1940-х гг. «Строительство социализма». Образование СЭВ и ОВД. Политические кризисы 1950-х гг. Событий в ГДР, Венгрии, Польше. Советско-югославский конфликт. Попытки реформирования социалистической системы в 1960-е гг.: общие черты, особенности, причины неудач. Перестройка в ССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. «Бархатные революции» конца 1980-х - начала 1990-х гг. в странах социализма. От «обновления социализма» к «строительству капитализма». Посттоталитарная Восточная Европа: экономические, социальные и политические проблемы. Либерализация экономических отношений, демократизация общества. Интеграция восточноевропейских стран в мировую экономику. Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе. Война в Югославии. Восточноевропейские страны в ЕС и НАТО: ожидания и реальность. Особенности взаимоотношения бывших стран социалистического лагеря и России. 19. Эволюция колониализма и особенности модернизации в странах Востока в первой половине XX века. Особенности социально-экономического и политического развития восточных цивилизаций в первой половине XX века: медленные темпы развития национальной промышленности, зависимость от иностранного капитала, традиционализм, корпоративизм. Включение Востока в мировую экономическую систему. Подъем национально-освободительного движения как итог экономического и политического подчинения Востока Западом (на примере Индии). Модернизационные преобразования в Иране и Турции. Причины, характер и итоги революционных событий в Иране (1905-1911 гг.) и Турции (1908 г.). Кемалистская модель модернизации Турции в межвоенный период (этатизм, лаицизм, национализм). Особенности социально-экономических преобразований Реза-шаха: усиление режима личной власти монарха, модернизация инфраструктуры, начало индустриализации, секуляризация. Синьхайская революция 1911-1913 гг. как этап на пути преодоления социально-экономической отсталости Китая. Революционная программа Сунь Ятсена и ее реализация. Проблема ликвидации политической раздробленности: борьба Гоминьдана против правительства северных провинций. Становление политического режима Гоминьдана как итог революционных событий 1925-1927 гг. Особенности регионального развития стран Латинской Америки: полиэтничность, нестабильность общества, своеобразная политическая культура, проблемы становления гражданского общества. 20. Государства Востока во второй половине XX века: основные черты постколониального развития. Распад колониальной системы в ходе и после второй мировой войны. Пути трансформации восточных обществ. Религиозно-цивилизациопный фундамент как фактор выбора. Социализм и национализм на Востоке. Арабские страны Азии и советско-американское противостояние: влияние на развитие региона. Арабо-израильский конфликт. Ислам как фактор политического развития: выделение реформистского и экстремистского крыла. Нефтедобыча как фактор социально-экономического развития. Особенности взаимоотношений арабских государств со странами Запада в условиях глобализации. «Японское экономическое чудо» и строительство информационного общества. Опыт успешной вестернизации при сохранении цивилизационных особенностей. Модернизация в странах, идущих по японскому пути развития: (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). Страны буддистско-конфуцианской ориентации (Китай, Вьетнам, Северная Корея): развитие по социалистической модели в рамках однопартийной модели с преобладанием государственного сектора в экономике. Китай: от «большого скачка» и «культурной революции Мао Цзе-Дуна к рыночным реформам. Индийская модель развития: между «индивидуализмом» Запада и «коллективизмом» Востока. Опыт формирования гражданского общества и трансформации европейского парламентаризма на индийской почве. Сопротивление европеизации и сохранение традиционализма. Патернализм. Проблемы экономического роста, региональных диспропорций в развитии, этнонационального сепаратизма. |
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания... |
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания... |
||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100... Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование» магистерская программа «Литература... |
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300 «Психология» Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии |
||
Программа вступительного испытания в магистратуру направление «050100... ... |
Программа вступительного испытания в магистратуру направление «050100... ... |
||
Программа вступительного экзамена в магистратуру |
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению... Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания... |
||
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... |
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |