Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»




Скачать 143.93 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»
Дата публикации 20.10.2014
Размер 143.93 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Дошкольное образование

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения – заочная (ZВП-Дош-3-1)
Армавир - 2013г.

МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
межсессионные задания, вопросы к зачетам и экзаменам, литература.
Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом

ZВП –Дош-3-1

Лекции- 8

Практические занятия - 6 часов

Итоговая аттестация- Экзамен
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (6 часов).
Семинарское занятие 1. Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания (2 часа)
Вопросы для обсуждения:


  1. Сравнительная педагогика как наука и учебная дисциплина.

  2. Предмет, цели и задачи сравнительной педагогики.

  3. Основные этапы развития сравнительной педагогики.

  4. Методология и методы сравнительной педагогики. Сравнение как универсальный метод, открывающий «законы разнообразия».

  5. История сравнительно-педагогических исследований.

  6. Тенденции развития образования в мире и его реформы в ХХ1 веке.


Основные понятия: образование, педагогика, сравнительная педагогика, объект, предмет сравнительной педагогики, компаративистика, методы, система образования, тенденции, глобализация, интернационализация, непрерывное образование Болонский процесс.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Литература для подготовки к занятию:

Основная:3,5

Дополнительная:5, 6, 7, 16,36,42

Интернет-ресурсы: 2,13
Задание для СРС:

  • Осуществить поиск информации по теме в Интернет и составить библиографический список Интернет ресурсов.

  • Составьте собственный словарь терминов по сравнительной педагогике и ССДО, пополняя его содержание в течение изучения всего курса.

  • Охарактеризуйте основные тенденции развития современного образования в мире.

  • Составьте структурно-логическую схему по теме: «Сравнитетельная педагогика и ее основные категории»

Семинарское занятие № 2 (2 часа).
ТЕМА: Зарубежные педагогические концепции ХХ века.
Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика зарубежных педагогических концепций ХХ века.

2. Экспериментальная педагогика Э. Меймана.

3. Общая характеристика системы М. Монтессори.

4. Педология С. Холла.

5. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
Основные понятия: Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Литература для подготовки к занятию:

Основная: 1,2,5,3,5

Дополнительная:5, 6, 7, 9.10,11,18.16,36,42

Интернет-ресурсы: 2,13
Задание для СРС:

Семинарское занятие № 3 (2 часа). Практика дошкольного образования в зарубежных странах.
Вопросы для обсуждения:

  1. Дошкольное воспитание в Америке.

  1. Современное дошкольное воспитание в Англии.

  2. Модели дошкольного образования во Франции.

  3. Образовательные системы в Западной Германии.

  4. Дошкольное образование в скандинавских странах.

  5. Отличительные особенности японской системы дошкольного образования.

  6. Современные модели дошкольного образования за рубежом.


Основные понятия: система образования, образовательная политика, структура управления образованием, образовательные стандарты, образовательные технологии, модель образования.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Литература для подготовки к занятию:

Основная: 1,2,5,3,5

Дополнительная:5, 6, 7, 9.10,11,18.16,36,42

Интернет-ресурсы: 2,13
Задание для СРС:


  • Составьте структурно-логическую схему по теме семинарского занятия ( по каждой из указанных стран).

  • Представьте общую схему системы образования в высокоразвитых странах мира и укажите место дошкольного образования в данной системе .

  • Перечислите отличительные черты дошкольного образования в каждой из указанных в семинарском занятии стране (управление образовательными учреждениями, цели, содержание, методы, средства, технологии).

  • С помощью каких образовательных технологий решаются проблемы воспитания детей в разных странах мира?

  • Какова роль семьи в воспитании детей дошкольного образования в зарубежных странах


3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает :

  • работа над лекционным материалом;

  • подготовка к семинарским и практическим занятиям;

  • работа со специальной научно–практической литературой, рекомендованной к семинарам и практическим занятиям, а также при подготовке рефератов и докладов;

  • конспектирование статей.

  • Поиск информации в Интернет



Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Тема

Задание для СРС

Кол-во

час

1


Предмет учебной дисциплины «Системы дошколь­ного образования за рубежом».




  1. Повторить основные педагогические понятия: система, педагогическая система, педагогическая технология, а также тенденции развития системы образования в России.

  2. Выразить свою позицию по вопросу: Для чего необходимо изучать опыт организации дошкольного образования за рубежом?

2

2

Зарубежные педагогические концепции ХХ в.






  1. Осуществить анализ педагогических взглядов представителей теории свободного воспитания, основателей экспериментальной педагогики, педологии и прагматической педагогики. Материалы представить в таблице:






Направление, педагогическая концепция

Представители, идейные сторонники

Основной взгляд на проблему воспитания детей дошкольного возраста

Основные педагогиче

ские идеи

Слабые

стороны педагогической теории

1

Теория свободного воспитания













2

Экспериментальная педагогика













3

Педология













4

Прагматическая педагогика













5

















20

3


Развитие идей педагогов реформаторов в середине ХХ в.



Ответьте на вопросы и выполните следующие задания:

  • Что такое антропософия?.

  • Что такое эвритмия?

  • Охарактеризуйте основные моменты организации основ Вальдорфского детского сада?

  • Почему Р. Штейнер уделяет внимание архитектуре детского сада, убранству помещений? Объясните почему? Опишите обстановку детского сада.

  • Как оформлены детские сады и прилегающие участки?

  • Как соотносятся требования семьи и дошкольного учреждения?

  • Выпишите ритм каждого дня. В чем ценность?

  • Составьте библиографию статей и книг по теме «Вальдорфская педагогика»за последние 10 лет.



20


4

Практика дошкольного образования за рубежом

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

1.Охарактеризуйте основные концептуальные модели образования в Америке, составьте историческую справку о становлении дошкольного образования

2. Заполните таблицу, отражающую характерные особенности практики дошкольного воспитания за рубежом.




Страна

Виды

учреждений

Цели и

задачи воспитания.

Содержание и

методы

воспитания и

обучения

Подготовка специалистов








































  • Как устроены центры деятельности в обычном саду в США.

  • Обозначьте современные проблемы науки о детстве в США.

  • Определите особенности устройства образовательной системы в Англии.

  • Охарактеризуйте традиционные особенности отношения британцев к детству.

  • Подготовиться к обсуждению характерных особенностей системы воспитания Глена Домана

  • Охарактеризуйте задачи материнской школы, новые тенденции ее развития.

  • Раскройте содержание воспитания во Франции, выпишите образовательные цели дошкольного воспитания.

  • Проанализируйте образовательные системы в Западной Германии и выявите общее с национальной системой России.

  • Сопоставьте формы сотрудничества дошкольных учреждений Швеции с родителями и работу с семьей в других зарубежных странах и России.

  • Как проявляются особенности культуры стран Востока в национальных системах дошкольного воспитания.

  • Подготовиться к обсуждению основных идей воспитания детей в Японии по материалам книги Масару Ибука « После трех уже поздно».




34

5

Современные модели дошкольного образования за рубежом.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
1. Проанализируйте главные проблемы демократизации зарубежной школы и важнейшие черты системы образования в ведущих странах мира.

2. Как выглядят содержание и методы обучения в современных детских садах?

3. Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно - воспитательного процесса в зарубежной практике организации дошкольного образования.

Рекомендуемые сайты Интернет

  • Дошкольное образование в России и за рубежом – http://www.knm.ru/news

  • Детские сады Европы и Америки. http://raduga555.sitecity.ru

  • Характеристика системы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан- http://www.predschool.kz

  • Секрет финского успеха Факторы эффективности финской системы образования -http://www.rus.ru

  • Дошкольное образование в Болгарии- http://ru.wikipedia.orq

  • Международный дошкольный проект "Step by step"

  • Воспитание детей в японском обществе- http://www.bcetyt.ru



20







Итого

96

87



  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ




  1. Сравнительная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина.

  2. Основные этапы развития сравнительной педагогики

  3. Методы сравнительно-педагогического исследования

  4. Тенденции развития образования в мире и его реформы в ХХ1 веке.

  5. Общая характеристика системы образования в зарубежных странах (сравнительно-сопоставительный анализ) на современном этапе.

  6. Характерные черты зарубежных систем дошкольного образова­ния.

  7. Влияние идей реформаторской педагогики и «нового воспита­ния» на становление зарубежных систем дошкольного образования в первой половине XX века.

  8. Философско-педагогические взгляды Джона Дьюи.

  9. Особенности "свободного воспитания".

  10. Педагогические позиции Э. Кей.

  11. Педагогическая система М. Монтессори.

  12. Экспериментальная педагогика. Э. Мейман и его педагогические позиции.

  13. "Школа действия" В. Лая.

  14. Педология - наука о ребенке.

  15. С. Холл и его педагогические взгляды.

  16. Антропософская педагогика Рудольфа Штейнера.

  17. Организация работы современного Вальдорфского детского сада.

  18. «Педагогика успеха» Селестена Френе.

  19. «Йен-план» Петера Петерсона как система образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, ее история.

  20. Основные черты англосаксонской модели дошкольного обра­зования.

  21. Особенности функционирования системы дошкольного обра­зования США.

  22. Ведущие направления разработки образовательных программ для детей дошкольного возраста (бихевиористские, когнитивно-ориентированные программы, программа социального взаимодей­ствия, программа созревания) в США.

  23. Современная система дошкольного образования в Великобритании.

  24. Общая характеристика западноевропейской модели дошкольного образования.

  25. Ведущие направления западноевропейской дошкольной педа­гогики: гуманитарное и позитивистское.

  26. Дошкольные учреждения Западной Европы как часть общест­венно-государственной системы помощи семье.

  27. Система дошкольного образования в Германии.

  28. Место дошко­льных учреждений в системе непрерывного образования Германии .

  29. Система дошкольного образования во Франции.

  30. Классические французские «Материнские школы».

  31. Обзор систем дошкольного образования в Австрии, Голландии, Испании и Швейцарии.

  32. Особенности управления дошкольным об­разованием в странах западной Европы. Построение педагогического процесса в дошкольных учреждениях западной Европы.

  33. Отличительные особенности скандинавской модели дошкольного образования.

  34. Общая характеристика японской модели дошкольного образования.

  35. Общая характеристика системы дошкольного образования в странах Азии.

  36. Современная школа и педагогика за рубежом.

  37. Современные модели дошкольного образования за рубежом.

  38. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

  39. Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе.





  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 2000.

  2. Дошкольное образование за рубежом: теории и практика. Монография/ Е.А.Тупичкиной, С.И.Семенака.- Армавир: РИЦ АГПА, 2011.-272 с.

  3. Зевзеева В. Дошкольное образование за рубежом: История и современность.- М., Сфера, 2007.

  4. История дошкольной педагогики /Под. ред. Л.Н. Литвина. – М., 2000.

  5. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М., 1986.

  6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров и др. – М., 2000.

  7. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. – М., 2001г.

  8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. А.И. Пискунов. – М., 1981.

Дополнительная литература:



  1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка (на примере дидактической системы М.Монтессори).-М., 2002.

  2. Беседы о Вальдорфской педагогике // Дошкольное воспитание. 1993. № 3, 4, 6.

  3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. – М., 1996.

  4. Грюнелиус Элизабет М, Вальдорфский детский сад. М., 1992.

  5. Детский сад в Японии. М.: Прогресс, 1987.

  6. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тен­денции развития. М.: Просвещение, 1993.

  7. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. – М., 1995.

  8. Как организовать коллектив дошкольников. (Опыт японских детских садов). М.: Педагогика, 1991.

  9. Коглин Пзм. Я благодарна всем. (Программа «Шаг за шагом») // Обруч.

  10. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М., 1979.

  11. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991.

  12. Локшина Е. И. Общественное дошкольное воспитание в Великобрита­нии на современном этапе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев. 1991.

  13. Масару Ибука. После трех лет уже поздно.-М., 1991.

  14. Миндлина Т. А. Франция: о современной практике материнских школ // Дошкольное воспитание. 1988. № 7.

  15. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Гомель, 1993.

  16. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М., 1993.

  17. Протасова Ю. Финляндия: система дошкольного воспитания // До­школьное воспитание. 1995. № 2.

  18. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. СПб.: Питер, 1996.

  19. Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Рмл. Ребенок как личность. М.; СПб., 1995.

  20. Сорокоумова Т. Дошкольные учреждения в системе непрерывного об­разования США // Гуманизация образования. 1994. № 1.

  21. Степанов К. С Вольфганг один день в детском саду // Дошкольное воспитание. 1997. № 12.

  22. Стеркина Р. Образовательная телевизионная программа «Улица Се­зам» //Дошкольное воспитание. 1996. № 10.

  23. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя.(Беседы о Монтессори)-М., 2001

  24. Фуряева Т. В. Теория и практика дошкольного образования в Запад­ноевропейских странах: Авторсф. дис. ... д-ра псд. наук. Челябинск, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Рабочая программа дисциплины ««Сравнительная педагогика и современные...
««Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Рабочая программа дисциплины «БЗ. Р»
Семинарское занятие Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания (1 час)
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является знакомство аспирантов с современными системами образования за рубежом
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Программа учебной дисциплины современные проблемы изучения развития системы русского языка
Место дисциплины в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
По научной специальности 13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Рабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Рабочая программа дисциплины «современные валютные отношения»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon К рабочей программе дисциплины « Б. 1» «Современные проблемы науки и образования»
Курс «Современные проблемы науки и образования» базовая часть профессионального цикла дисциплины основной образовательной программы...
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Программа учебной дисциплины культурология Азов
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальности...
Рабочая программа дисциплины «Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом» icon Программа по дисциплине опд ф 9 Сравнительная педагогика
Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Тенденции развития образования в...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции