Скачать 2.45 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» Исторический факультет Кафедра всеобщей и отечественной истории Учебно-методический комплекс по дисциплине «07.00.03» «История средних веков» Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки 050401 «История» Составители: Дударев Сергей Леонидович Басов Игорь Иванович Волошин Дмитрий Алексеевич Армавир, 2014 2. Обоснование УМКД Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки 050401 «История». Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории от 29 августа 2013 г., протокол № 3. Авторы (составители): Дударев Сергей Леонидович, Басов Игорь Иванович, Волошин Дмитрий Алексеевич. Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании всеобщей и отечественной истории от 29 августа 2013 г., протокол № 3. Заведующий кафедрой ______________ / Дударев С. Л. Содержание УМКД Организационно-программный раздел………………………………………….4 Пояснительная записка……………………………………………………………………….5 Цели и задачи освоения учебной дисциплины……………………………………………..6 Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………6 Дидактический минимум содержания дисциплины………………………………………..6 Требования к результатам освоения содержания дисциплины……………………………….12 Утвержденные рабочие программы дисциплины Рабочая программа дисциплины «История средних веков» /направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» / профиль подготовки: 050401 «История» / Квалификация выпускника: бакалавр / форма обучения: очная………………………………………………………14 Титульный лист…………………………………………………………………….14 Лист согласования рабочей программы дисциплины…………………………...15 Основная часть рабочей программы……………………………………………...16 Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП……………….16 Структура учебной дисциплины………………………………………………….16 Виды занятий и их содержание…………………………………………………...18 Планы и содержание лекционных занятий………………………………………18 Планы и содержание практических занятий……………………………………..29 Методическое обеспечение самостоятельной работы студента………………..57 Содержание СРС…………………………………………………………………...57 Технологическая карта дисциплины………………………………………………... Рабочая программа дисциплины «История средних веков» /направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» / профиль подготовки: 050401 «История» / Квалификация выпускника: бакалавр / форма обучения: заочная…………………………………………………….60 Титульный лист…………………………………………………………………….60 Лист согласования рабочей программы дисциплины…………………………...61 Основная часть рабочей программы……………………………………………...62 Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП…………….…62 Структура учебной дисциплины………………………………………………….62 Виды занятий и их содержание.…………………………………………………..64 Планы и содержание лекционных занятий………………………………………64 Планы и содержание практических занятий……………………………………..72 Методическое обеспечение самостоятельной работы студента………………..82 Содержание СРС…………………………………………………………………...83 Технологическая карта дисциплины……………………………………………...83 Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………...86 Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения мероприятий промежуточного контроля……………………………………………………………………………………92 Формы и содержание оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине..93 Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ по дисциплине…………………………………………………………………………………………………………112 Учебно-методический раздел…………………………………………………...…114 Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе…………………………………………………………………………………………………114 Методические рекомендации для преподавателя……………………………………..…114 Методические указания для студентов / Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………...116 Организационно-программный раздел Пояснительная записка Данный учебно-методический комплекс по курсу «Истории средних веков» подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы выпускников, получающих степень (квалификацию) бакалавра социально-экономического и юридического образования по профессионально-образовательной программе «История». Рабочие программы в рамках УМК построены на проблемном подходе к освещению материала. Вместо преимущественного рассмотрения истории тех или иных регионов и стран на различных отрезках средневековья (См., например: Брагина Л. М., Гусарова Т. П., Карпов С. П., Хачатурян Н. А. История средних веков // III Instrumenta studiorum. I. Историческое образование. Программы общих курсов. – М.: МГУ, 1998. – С.184–211) преподавание истории средних веков на историческом факультете АГПА в силу конкретного объема часов, отведенных на лекционный курс, основано на рассмотрении наиболее общих, крупных проблем медиевистики: особенностей развития аграрных отношений в средние века, генезиса феодальных отношений в средневековье и т.д. Структура курса позволяет сосредоточить внимание студентов на реализации его главных задач, связанных с пониманием феномена средневековья, сущности феодальной системы и особенностей ее развития, ее роли в формировании особого типа человека с соответствующей ментальностью, а также изучении причин вызревания капиталистических отношений в недрах феодализма и специфики их проявления в социально-экономической и духовной сфере. В этом же ключе дается обзор проблем изучения средневекового Востока, а также рассматриваются основные этапы развития тех восточных стран, которые новым Госстандартом определены как базовые в изучении истории этого региона. Реализуя проблемный подход, мы при этом опираемся на базовые принципы периодизации всемирной истории: формационный и цивилизационный, осуществляя на практике попытку их синтеза, что предусматривает невозможность противопоставления их друг другу. Оригинальной формой такого синтеза, в основе которой лежит стремление отойти от крайностей вышеуказанных принципов, является разрабатываемый кафедрой всеобщей истории с 1993 г. интеграционный принцип (подробнее см.: Основные этапы всемирной истории: учебное пособие/ Под ред. В. Б. Виноградова и С. Л. Дударева.– Армавир, 2009. – 260 с.), предусматривающий выделение крупных этапов интеграции человеческих общностей, начиная от первобытных локальных и завершая их международной кооперацией во всемирном масштабе в XX – начале XXI в. При этом курс «История средних веков» предстает как включенный в единую систему подготовки историка-бакалавра на историческом факультете АГПА. В нем присутствуют межпредметные связи, способствующие осуществлению этой системы в процессе преподавания: с историей древнего мира, с одной стороны, и историей нового времени, с другой; а также мировой художественной культурой периода средневековья. При этом материал указанных курсов не дублируется, а дается применительно к раскрытию указанных задач нашего курса. В процессе освоения дисциплины студент должен: ― Получить представление о проблемах интеграции, эволюции социально-экономических и политических институтов человеческого общества периода средневековья. ― Знать закономерности формирования сословно-классовой структуры социума в средние века. ― Рассматривать каждую из средневековых цивилизаций с учетом ее самобытности и безусловной ценности, как духовной, так и материальной культуры. ― Сформировать объективный взгляд на место и роль личности в истории. ― Оценивать влияние мировоззрения, религии и идеологии на общественную жизнь человечества в изучаемый хронологический период. ― Уметь «читать» историческую карту, использовать основные понятия и термины исторического характера, а также владеть элементарными навыками работы с доступными историческими источниками и ориентироваться в исследовательской литературе, владеть технологиями актуализации и обновления знаний по истории средних веков. ― Сформировать представления о различных вариантах политического строя, экономического развития и социальной градации народов средневековой Европы и Азии. ― Изучить этнополитическую историю средневековой Европы и отдельных регионов Востока, экономические и культурные контакты и военные конфликты между ними. ― Сформировать целостное представление о культурном развитии народов Европы и Азии в эпоху раннего и развитого средневековья. ― Ознакомиться с основными научными теориями по различным аспектам истории раннего и развитого средневековья. ― Сформировать умение правильно понимать общественные, социальные и политические явления в историческом прошлом и настоящем, определять перспективы на будущее. ― Овладеть навыками научно-исследовательской работы с научной литературой и источниковым материалом. ― Научиться правильно использовать научный понятийно-категориальный аппарат и профессиональную лексику, владеть методами сбора и обработки научной информации. Необходимый терминологический аппарат курса, предлагаемый для освоения, насчитывает более 170 единиц (см. ниже). Территориальные рамки курса – страны Западной Европы, страны Востока (арабский Восток, Индия, Китай, Япония). Хронологические рамки курса применительно к Западной Европе включают в себя непосредственно историю средних веков – конец IV – конец XV (от начала Великого переселения народов до начала Великих географических открытий), а также период раннего нового времени (XVI – начало XVII в.) (от начала географических открытий до Английской буржуазной революции). Средние века Востока заключаются в рамки первых веков н.э. – рубежа XV-XVI вв. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования» Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором... |
||
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва |
Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с |
||
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии» |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300.... |
||
Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования... Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175... |
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,... |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине « В. Дв. 2» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |