Скачать 0.68 Mb.
|
МБОУ ДОД «Завьяловская детская школа искусств» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА на тему: «Проверка знаний и развитие творческой активности на занятиях истории искусства в ДШИ» Выполнила: преподаватель Хохрякова Г.Е. с. Завьялово 2013 Содержание Введение. 1. Способы и методы закрепления проверки знаний. 2. Методика использования кроссвордов на уроках. 3. Дополнительные рекомендации. 4. Составление кроссвордов учащимися. 5. Методические рекомендации по составлению тестов по искусству. 6. Примеры применения кроссвордов и тестов на уроках истории искусства. 7. Игра-викторина. Заключение. Список использованной литературы. Введение Такие явления как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школу искусств. Массовое распространение у детей школьного возраста нарушений психофизического и двигательно-моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере художественного искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе, усложняют процесс освоения образовательных программ. Преподавание истории изобразительного искусства направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Программа включает основные разделы из истории искусств, а также методы закрепления и проверки знаний по предмету. Одна из основных задач курса – систематизация и обобщение знаний и разработка наиболее эффективных способов и методов их проверки. Основная учебная задача - развитие художественного восприятия у учащихся. У учащихся должны быть выработаны навыки анализа про изведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло. Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, экскурсия и т.д.), как и формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение задания на классификацию произведений и т.д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения. С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства в работе приведен ряд специальных приемов закрепления и проверки знаний (тесты, игры, кроссворды и т.д.). Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников, а также вовлечение учащихся в учебный процесс посредством различных игровых заданий. Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами художественной школы. Выбор приемов освоения и закрепления знаний, приведенных в настоящей разработке, должен строго соответствовать возрастным особенностям учащихся. 1.Способы и методы закрепления проверки знаний Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Учебные кроссворды и тесты – это дидактические игры, которые содержат в первую очередь учебную задачу. Применяя игровые разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от так называемых стандартных уроков классического образца, повышается работоспособность учащихся, результативность урока возрастает. Игровая деятельность помогает снижению перегрузки учащихся, снятию утомления и психологического дискомфорта, повышению эмоционального настроя на дальнейшее восприятие материала. Учебные игры привлекают интерес детей любого возраста. Нет предела учительской фантазии, но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Место нестандартных уроков в общей системе определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого преподавателя. Кроссворд и тесты одна из самых удобных игровых форм для повторения изученного материала и проверки знаний учащихся. Их можно использовать на разных этапах урока: с них можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу, дать их в конце урока для закрепления нового материала или как домашнее задание. Используя кроссворд и тесты как метод контроля, преподаватель может проверить уровень словарного запаса ученика, в котором появились новые термины, полученные в процессе обучения. Также такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у ребят повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной работы дети находятся в стрессовом состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой: если ученик не помнит одного из терминов, то у него всегда есть возможность угадать слово. Учащиеся, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности. Использование метода проверки знаний в виде кроссворда и теста позволяет: - снять эмоциональное напряжение во время контроля благодаря игровой форме проверки; - угадать забытое слово, зная остальные; - сократить время на запись ответа; - уменьшить трудоемкость проверки. Такое задание вносит элемент соревнования, что позволяет повысить мотивацию учебной деятельности. Использование кроссвордов и тестов в образовательном процессе помогает разнообразить виды деятельности учащихся на уроке. Оригинальные задания и упражнения, новизна и занимательность приемов обучения – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока, мотивации к обучению. Такие задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся. Включая учащихся в эту интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении. 2. Методика использования кроссвордов на уроках. Таким образом, работая с кроссвордами на уроках истории, дети: лучше усваивают учебный материал; учатся выделять главное; учатся делать логические выводы, используя опорные слова; облегчают себе изложение нового материала; проявляют больший интерес к предмету. Следует отметить, что около 80% учащихся желают вместо традиционной проверки знаний разгадывать кроссворды и тесты. Весьма сложная задача для преподавателя — расположить кроссворды и тесты по степени сложности. Считается, что решение кроссвордов эффективно после изучения очередной темы и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года. Включая учащихся в эту интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении. Решение кроссвордов и тестов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, обычно состоят из 15—25 слов, а итоговые — из 30—40 слов. Согласно действующей (пяти - балльной) системе оценки знаний, при решении тематических кроссвордов. 3. Дополнительные рекомендации. Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд и тест) содержат игровую и учебную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) преподаватель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд или тест, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены. Предъявляя учащимся учебный кроссворд, нужно иметь в виду следующее. При его решении преподаватель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и исторического мышления учащихся, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, если будет соблюден ряд условий: 1) заранее проверена доступность кроссворда и теста, т.е. учтены возрастные особенности учащихся, их подготовка, требования школьной программы (если учащиеся не обладают необходимой для решения кроссворда широтой знаний, можно заранее сообщить им некоторые трудные и вряд ли известные термины); 2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие учащихся работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда); 3) создана на уроке обстановка естественной игровой ситуации; 4) обеспечены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учащихся, т.е. веселое настроение и удовлетворение от удачного ответа; 5) в ход решения внесен элемент состязания между учащимися (это существенно активизирует познавательную деятельность); 6) предусмотрено обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий. Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов и тестов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи отдельного ученика), а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов; некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачливым». Сама учительская (и ученическая) практика подсказывает дополнительные варианты использования кроссвордов в учебных целях. Это и "смешанное" решение кроссворда, при котором сначала учащийся (учащиеся) решают кроссвордные и тестовые задания без использования дополнительной литературы, а затем привлекают все возможные источники информации. Обучающий эффект привносится и при многократном решении одного и того же кроссворда (или кроссвордного задания). Эффективно и пропедевтическое использование кроссвордов, а также их "сопровождающая" тему роль. При этом преподаватель может устанавливать определенные промежуточные правила: к примеру, группы учащихся должны представлять свою работу в процессе решения, после отгадывания 4 (5 или 6) слов. Если слова отгаданы (и записаны) верно, то группа "бесплатно" получает одну подсказку. Такой подход позволяет постоянно фиксировать правильность выполнения заданий и поддерживать соревновательный эффект. Ограничителем при этом может быть определенное заранее время для подобной работы. 4. Составление кроссвордов учащимися. Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. Сначала практикуется использование преимущественно готовых кроссвордов (составленных преподавателем). Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых учащимся, оценивается по двум показателям: а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок, допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов). Можно предложить такие задания на составление тематических кроссвордов: • Сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы (как правило, это задание группе). • Называется только тема курса истории, все остальное учащиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего). Первостепенное внимание уделяется при этом формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса — это проблема развития высококачественного мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых преподавателем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать. Прежде всего, вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Ведь хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное — он свидетельствует о понимании учебного материала: если учащийся смутно представляет себе физическое явление или ту или иную закономерность, то он не в состоянии правильно поставить вопрос о происходящих процессах. (Не менее типичен случай, когда учащийся, формально правильно описывающий исторические процессы, не может верно ответить на вопрос кроссворда, требующий всестороннего и глубокого осмысления этого явления.) Поэтому анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям: а) количество вопросов; б) их качество. Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с которыми они связаны. Качество вопросов определяется характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа. С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов: 1. Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления. Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению того, что усвоено при изучении конкретной темы. 2. Содержащие указания на причины явления, на установление причинных связей. Подобного рода вопросы предполагают установление связей между физическими явлениями, величинами, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний, т.е. переосмысления полученной информации. 3. Акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах) курса. Подобные вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных знаний под новым углом зрения. 4. Выражающие межпредметные связи. Работа на составление кроссвордов очень развивает ребят: нужно многое вспомнить, "пообщаться" со справочником, учебником, проявить фантазию, сообразительность. Работу можно организовать индивидуально, по парам, группам. Если внести в нее дух соревнования, то это тем более никого не оставит равнодушным. Кроссворды и тесты хорошо использовать как вариант тестовых заданий, для отработки научных терминологий. Очень нравятся учащимся кроссворды "наоборот". Такой метод позволяет получить больше информации, так как преподаватель сам ее дополняет: или устно, или привлекая кадры видеофильма, репродукции художественных произведений, выдержки из газет. К заранее заполненному кроссворду, учащиеся придумывают вопросы, во время защиты своих вопросов учатся анализу, сравнению, сопоставлению. В заключение заметим, что составленные учащимися кроссворды должны «работать». Их можно предлагать одноклассникам или и числа слов младшим школьникам или старшим для повторения. Включать в программу олимпиад и т.п., а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом); кроме того, учитывая сложность работы, следует высоко оценивать успехи ребят и обязательно поощрять. |
Организационно-педагогические мероприятия. Методическая работа с кадрами «Гигиенические требования к занятиям физическими упражнениями в спортзале и бассейне с дошкольниками» (рук по физ воспитанию) |
Доклад на августовской конференции 2013 года по проблеме «Методическая... Информация Шихшинатовой З. С. – директора Информационно-методического центра Избербашского гуо |
||
Организационно-педагогические мероприятия. Методическая работа с кадрами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» посёлка Берёзовый Солнечного муниципального района Хабаровского... |
Паспорт Учебный кабинет – учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами... |
||
Мобу сош с. Старосубхангулово муниципального района Бурзянский район Методическая работа в 2012/2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную... |
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы... Методическая тема: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования |
||
Методическая разработка Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:... |
О методической работе в школе Методическая работа в школе -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных... |
||
Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова... Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое» |
Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |