Построение процесса обучения на основе инновационных технологий




Скачать 204.84 Kb.
Название Построение процесса обучения на основе инновационных технологий
Дата публикации 17.10.2014
Размер 204.84 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > История > Реферат
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образовании

«Академия социального управления»

Тема практико-ориентированного проекта

«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

по курсу инвариантного академического учебного модуля

«Образование и общество.

Актуальные проблемы педагогики и психологии»

Кафедра «Развитие образования»


Научный руководитель проекта: старший преподаватель кафедры

Жукова Ольга Васильевна
Слушатель- Сокольская Ирина Александровна

учитель истории МОУ СОШ №1

г.Фрязино, Московская область

2012 год


Содержание

Введение

1. Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

1.1 Педагогические инновации

1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций

1.1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов

1.1.3 Инновационные образовательные учреждения

1.2 Современные инновационные технологии в педагогике

1.2.1 Интерактивные технологии обучения

1.2.2 Технологии проектного обучения

1.2.3 Компьютерные технологии

2.Заключение

3.Список литературы


Введение

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Объектом исследования данной работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.

К цели же данной зачетной работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика в Российской Федерации.

Основная часть.

В Концепции российского образования сформулирована высшая цель

образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Для достижения этой цели одной из задач стоит обеспечение инновационного характера базового образования.

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Однако по отношению к чему происходят изменения, от чего отталкиваются инновационные дидактические поиски? Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным является урок - одновременное занятие с целым классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. В условиях массового школьного обучения (и все же в противостоянии усредненной практике массовой школы) попытки преобразовать традиционное обучение связаны с дидактическими поисками "нового воспитания", главным образом в экспериментальных "новых школах" на протяжении первых десятилетий XX века. На протяжении нашего столетия менялся и уровень массового обучения: если в первой половине столетия массовым для индустриально развитых стран было начальное обучение, то после Второй мировой войны, массовой и практически всеобщей стала средняя школа. В последние десятилетия в условиях постиндустриального общества массовым стало обучение и в высшей школе. С середины столетия дидактическое экспериментирование приобретает массовый характер, охватывает все уровни образования. Особенно значимым для развития подходов к обучению явилось изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека. Современные зарубежные социологи дают следующую характеристику: "В период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значим капитал, физическая работа - очень малозначимый фактор". Характерно, что к сфере знаний здесь относится и способность к творчеству.

Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику( Г.К. Селевко, 1998). Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической,  спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.

Образовательные  технологии  включают  в себя  несколько  классификаций  методов  обучения.  Среди  педагогов  распространена  традиционная  дидактика:  методы  словесные,  наглядные,  практические.  В  основе  этой  классификации  лежит  способ  предъявления  учебной  информации  обучаемым.  Если  в  основу  классификации  положить  степень  самостоятельности  ученика  в  приобретении  знаний,  получим  другой  набор  методов:  репродуктивный,  частично-поисковый,  поисковый,  исследовательский.  Можно  избрать  и  другие  основания  классификации:

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Программированный

  3. Эвристический

  4. Проблемный

  5. Модельный

Простая  модель  обучения  включает  в  себя  следующие  элементы:  начальные  условия,  промежуточные  результаты,  конечный  результат.  При  первой  и  второй  классификации  отсутствуют  задачи  и пути  достижения  результатов.  При  эвристическом  методе  указываются  способы  получения  результатов,  при  проблемном  -  промежуточные  результаты,  а  при  модельном  -начальные  условия.

В  современной  теории  и практике  обучения  в  школе  широко  обсуждаются  проблемы  технологического  подхода  и  образовательных  технологий. В  зарубежной  и  отечественной  педагогике  наиболее  распространена  трактовка  понятия   технологического  подхода  как  способа  системного  конструирования и  целенаправленного,  поэтапного  осуществления  процесса  обучения,  при  котором  обеспечивается  обязательное  получение  запланированного  результата  оптимальными  путями. Проблема  оптимизации  обучения  традиционна  для  отечественной  педагогики. Технологический    подход  имеет  свои  характерные  черты  и  отличия  от  традиционного  подхода  к  процессу  обучения.  Ранее  в  своей  деятельности  педагог  ориентировался  на  нормативные  требования    программ  по  истории  и  возрастные  познавательные  возможности  «среднего»  ученика.  Учитель  подстраивался  к  предложенной  ему  единой  системе  обучения  истории,  одинаковой  во  всех  школах.  И  его  самостоятельное  творчество  начиналось  на  уровне  разработки  тематического  планирования,  а  то  и  при  создании  отдельных  уроков.

Теперь  творчество  преподавателя  начинается  с  построения  модели  исторического  образования  в  своей  школе.  Отправным  моментом  в  проектировании  процесса  обучения  в  рамках  технологического  подхода  является  диагностика  уровня  образовательного  потенциала  конкретных  учащихся  конкретного  класса  и  разработка  процесса  обучения  в  соответствии с  этим  фактором. В  этом проявляется  направленность  на  учёт  индивидуальных потребностей  личности  ученика  в  условиях  коллективного  обучения. Технологический  подход  предполагает  системное  конструирование  преподавания  учебных  дисциплин  с  учетом  межпредметных,  межкурсовых   и  внутрикурсовых связей   в  обучении,  воспитании  и  развитии  для  обеспечения  целостности  и  преемственности  всего  образовательного   процесса  в  данном  учебном   учреждении. Это   требует  от   учителя  дедуктивной  логики (от  общего к  частному) в  своей  проектировочной  деятельности:  построение  системы  учебных  курсов  истории (выбор  и  коррекция  программ  и  учебников,  базирующихся  на  единых  методологических  и  методических  основах) – разработка  тематического  планирования  курса – разработка  уроков.

Технологический  подход  требует  четкого  определения  и  иерархического  построения  целей  обучения  истории   на   всех  уровнях  образовательного  процесса:  цели  изучения  истории  -  цели  курса  -  цели  больших  тем  -  цели  урока.  Допустим,  в  качестве  методологической  основы  построения  системы  исторического   образования  определена  цивилизационная  модель  освещения  прошлого.  Тогда  при  разработке  содержания  курса  истории  можно  выделить  в  качестве  одной  из  образовательных  целей  раскрытие  общих  черт  и  основных  особенностей  развития  древних  локальных  цивилизаций.  Далее  это  положение  разворачивается  в  формулировку  одной  из  целей  большой  темы  «Древний  Восток»:  показать  на  конкретных  примерах  аграрный  характер  восточных  цивилизаций (общая  черта),  процесс  их  возникновения  в  долинах  рек (особая  черта).  Затем  при  определении  тем  уроков,  например  при  изучении   истории   Египта,  учитель  может  сформулировать  цель:  создать  образное    представление  об  ирригационной  системе  земледелия  в  долине  Нила.

Принято  различать  понятия  образовательные  технологии,  содержащие  описание  проблем  обучения  на  дидактическом  уровне,  и  предметные  технологии,  связанные  с  разработкой  проблем  частных  методик.  Под  предметными  технологиями  обучения  истории  как  сфере  научных  знаний  мы  понимаем    область  методики  преподавания,  исследующую  пути  оптимизации  и  повышения  эффективности  процесса  обучения.  В  соответствии  с  существующими  классификациями  технологий  их  отдельные  виды  могут  охватывать  разные  уровни  преподавания:  от  конструирования  всего  процесса  обучения  истории (технология  модульного  изучения  образовательных  предметов)  в  школе  до  решения  более  локальных  проблем (игровая  технология  формирования  временных  представлений).

Сегодня,  когда  экономическое  развитие  государства  отстаёт  от  материальных  и  духовных  потребностей  человека,  очень  важным  для  общества  является  воспитание  людей  инициативных, творческих,  смелых  в  принятии  решений.  Для  того  чтобы  воспитать  такую  личность,  нам,  педагогам,  необходимо  развивать  у  своих  учащихся  способность  к  самостоятельному  мышлению.  Осуществлению  этой  цели  служит,  на  мой  взгляд,  преподавание  истории  в  системе  развивающего  обучения,  так  как  ведущим  методологическим  принципом  его  является  не  пассивное  восприятие  информации,  а  настоящее  исследование  той  или  иной  проблемы   с  разных  точек  зрения.

Урок  в  системе  развивающего  обучения  позволяет  выделить  ряд  положительных  моментов,  повышающих  заинтересованность  в  учебной  деятельности:

- связь  с  современностью,  поиск  в  сегодняшнем  дне  отголосков  далёкого  прошлого;

- проблемно-поисковая  постановка  учебных  задач,  требующая  не  простого  воспроизведения  учебного  материала,  а  активной  мыслительной  деятельности;

- роль  учителя  на  уроке  сводится  к  направляющей  и  организующей  функциям;

-систематический  контроль  над  процессом  повышения  навыков  самостоятельной  работы  каждого  учащегося  путём  устных  и  письменных  разноуровневых  заданий.

Утверждение  развивающей  парадигмы  в системе  школьного  образования  обусловило  изменения  в  методике  преподавания.  Задачей  учителя  сегодня  в большей  степени  является  не  преподнесение  суммы  знаний  как  таковых,  а  общее  развитие  учащихся,  в  частности  формирование  общеучебных  умений  как  средства  усвоения  и  приобретения  знаний.  Так,  например  перспективными  видами  деятельности  на  уроках истории  средних  веков  в  YI  классе  являются:  моделирование (различные  виды  игровой  деятельности), коммуникативная (беседа,  элементы  дискуссии,  короткие  сообщения),  исследовательская  (в  том  числе  и  работа  с  учебником). Значительное  внимание  следует  уделить  игре,  так  как  для  шестиклассников  актуальна  потребность  в ней. В  ходе  игры  учебная  цель  предстаёт  в  виде  игровой  задачи:  разгадать  кроссворд,  ответить  на  вопросы  викторины,  составить  план  путешествия  и  т.д.  В  учебном  процессе  должны  найти  место  такие  варианты  коротких  дидактических  игр: «Кто  лучше  знает?»,  «О  ком  сказано?  Кто  сказал?»,  «Кто  есть  кто?»  и  др.

Своё  место  должна  занять  работа  с различными  источниками.  Документы  оживляют  рассказ  учителя,  формируют  представление  о  том  или  ином  событии,  делают  более  убедительными  выводы.  Перед  школьниками  возникают  яркие  картины  прошлого,  отражающие  дух  далёких  эпох.  Работа  с  источниками – это  самостоятельный  поиск  нового  знания,  сопровождающийся  активизацией  мыслительных  процессов  и  воображения (при  соответствующей  организации  учебной  деятельности).

В  настоящее  время  нашла  применение  такая  разновидность  комбинированного  урока,  как  синтетический  урок.  Его  построение  определяется  целью  занятия  и  спецификой  учебного  содержания.  На  синтетическом  уроке  гармонично  соединяются  изложение  нового  материала  и  закрепление  изученного  накануне,  повторение  пройденного  материала   может  быть  организовано  нетрадиционными  методами,  большое  значение  имеет  самостоятельная  работа  учащихся.

Развивающее  обучение  основывается  на  необходимости  организации  учебной  деятельности  таким  образом,  чтобы  они  по  возможности  более  самостоятельно  формулировали  вопросы    и  искали  ответы  на  них.  Но  современные  учебники  не  приспособлены  для  этих  целей,  они  постоянно  подсовывают  ученикам  готовые  ответы  и  не  предоставляют  достаточно  материалов для  самостоятельных  поисков.  Учитель,  желающий  работать  по-новому,  вынужден  сам  придумывать  задания,  разыскивая  документы,  размножая  их. Обычно  на  это  не  хватает  сил.

Система  развивающего  обучения  разрабатывается  на  основе  синтеза  достижений  педагогики  и  психологии.  Развивающий  эффект  в  ней  рассматривается  не как  побочный  (как  сложилось  в  традиционной  системе),  а  как  основной.  Этот  тип  обучения    ориентирован  не  только  на  развитие  познавательных  функций (мышление,  восприятие,  память  и  др.),  но  в  большей  степени  -  на  процесс  становления  ребёнка  как  субъекта  разнообразных  видов  и  форм  человеческой  деятельности,  в  том  числе  и  учебной.

Что  же  подразумевается  под  системой  развивающего  обучения?  Что  развивать  учителю  истории?  С  помощью  чего  развивать?  Как  развивать?  Как  при этом  строить  урок?  Вот  основные  вопросы.  Которые  волнуют  учителя,  заинтересовавшегося  перспективой  развития  школьников  на  уроках  истории.

Развивающее  обучение  -  это  специально  организованное,  в соответствии  с  законами  психического  развития  школьников,  обучение.  Целью  развивающего  обучения  является  формирование  человека,  способного  ставить  перед  собой  те  или  иные  задачи,  находить   оптимальные  средства  и  способы  их  решения.  Конечная  цель  развивающего  обучения  -  обеспечение  условий  становления  ребёнка  как  субъекта  учебной  деятельности.  Достижение  цели  требует  сознательной,  целенаправленной  деятельности  учащегося  и  учителя (как  организатора  этой  деятельности).

В  системе  развивающего  обучения  одинаковыми  наряду  с  учебным  текстом  по  роли  в  развитии  учащихся  рассматриваются  иллюстрации  и  учебные  картины,  документы,  диаграммы,  схемы  и  т.п. Как  говориться,  учебная  картина  -  это  параграф  учебника, написанный  кистью.  Учитель  может  широко  использовать  такие  задания  для  иллюстраций  с  целью  поиска  дополнительной  информации: придумать  название; сделать  описание  отдельных  сюжетов;

Чем  разнообразнее  приёмы  и  средства  обучения,  тем  выше  мотивация  учебной  деятельности.

Учебная  деятельность  в  системе  развивающего  обучения  -  это  организованная,  активная  деятельность  учащегося  по  овладению  знаниями.  Организация  учебной  деятельности,  направленная  на  эффективное  усвоение  учебного  материала,  требует  соблюдения  системы  дидактических  условий.  Наиболее  важным   в  их  ряду  является  формирование  учебной  деятельности  во  всей  её  структурной  полноте.

Учебная  деятельность  имеет  структуру,  состоящую  из  трёх  взаимосвязанных   компонентов,  обусловленных  развитием  соответствующих  психических  процессов  у  школьников:

  • информационно-ориентировочный  компонент (формируются  умения  наблюдения,  слушания,  чтения);

  • операционно-исполнительный  компонент (умения  классификации,  обобщения);

  • контрольно-коррекционный  компонент (умение  самоконтроля).

В  процессе  решения  учебного  задания  пересекаются  педагогическая  деятельность  учителя  и  учебная  деятельность  учащегося.  Тем  самым  задание  представляет  собой  единицу  педагогического  взаимодействия.

Процесс  решения  учебного  задания  состоит  из  пяти  этапов:

  • мотивация;

  • анализ  проблемы;

  • поиск  решения  проблемы  на  основе  известного  алгоритма;

  • доказательство  и  обоснование  правильности  решения,  а  в  случае  необходимости – его  коррекция.

Между  вопросом  как  методом  проверки  знаний  в  традиционной  системе  обучения  и  учебным  заданием  как  методом  развивающего  обучения  существует  огромное  различие.  Суть  его  в  том,  что  вопрос  предполагает  ответ. Вопрос обращен   к  тексту,  доподлинно  известному  знанию (кто? что? когда? зачем? и  т.п.).  Задание  несёт  алгоритм  самостоятельного  поиска  информации  на  основе  трансформации,  переноса  усвоенных  знаний  и  умений (установите,  объясните,  найдите,  определите,  найдите  и  т.п.).

Систематическая  самостоятельная  познавательная  деятельность  учащихся  на  основе  развивающих  заданий  формирует  у них  активную  деятельную  позицию.  Тем  самым  развивающее  обучение  закладывает  деятельный  подход  к  усвоению  знаний.  Основы  деятельной  теории  учения  были  заложены  в  трудах  А.  Дистервега,  а  в  начале  XX  в.  разработаны  Л.С.Выготским,  С.Л.Рубинштейном,  Л.В.Занковым,  Д.Б.Элькониным,  В.В.Давыдовым.

Комплексно  развивающее  обучение  рассматривается  как  общепедагогическая  технология  с  обязательным  соблюдением  ряда  дидактических  условий.  Главными  элементами  развивающей  системы  являются:  знания + умения + учебная  деятельность + система  специальных  заданий.

К  концу  обучения  в  образовательном  учреждении  учащийся  должен  владеть  научной  проблематикой  в  рамках  школьного  предмета,  уметь  узнавать  и  формулировать  проблему  в  контексте  обучения,  видеть  возможные  пути  решения  этой  проблемы  и  внятно  излагать  их.  Учащийся  должен  знать  специфику  эпох  и  вклад  исторических  деятелей,  знать       дискуссионные   темы    и  уметь  раскрывать  их  содержание.

Начиная  с  №1  за  2000г.  в  журнале  «Преподавание  истории  в  школе»  была  открыта  новая  рубрика  «История  и  развивающее  обучение»  статьёй  В.В.Сухова, А.Ю.Морозова, Э.Н.  Абдуллаева  «Лес проблем  и  вариант  дороги (поиск  путей  обновления  школьного  исторического  образования).  Возглавляемая  ими  творческая  лаборатория  МЕТАР  кафедры  методики  преподавания  истории  Московского  педагогического  университета  разработала  методику  преподавания  истории,  основанную  на  принципах  развивающего  обучения. Одну  из  главных  образовательных  задач  они  видят  в  формировании  у  учащихся  активного  подхода  к  процессу  обучения,  т.е.  умения  самостоятельно  работать  с  учебным  материалом,  ставить  и  решать  проблемные  задачи.  Учитель  как  бы  заранее  создаёт  ситуацию  успеха,  так  как то,  что  найдено,  осмыслено  самостоятельно,  прочнее  и  надежнее  оседает  в  памяти  учащихся.

В организации  деятельности  учащихся  по  решению  учебных  задач  самым  сложным  оказалось  формирование  умения  у  учащихся  обнаруживать  противоречия,  осознать  поставленную  перед  ними  учебную  задачу (УЗ).  А  также  самостоятельно  искать  ответ  на  вопрос  с  опорой  на  имеющийся  источник  информации.

Развивающее  обучение даёт  возможность раскрыться  каждому  ученику. На  таких  уроках  всегда  более высокая  оценочная  деятельность,  чем  на  традиционных.  

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

- Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. "Инновационное обучение" - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации. Обращение к такому пониманию расширяет взгляд на значение дидактических поисков. Планируемый учебный процесс, т.е. то, чем занимается дидактика, охватывает первые два из названных типов обучения. Важно отметить, что первый из них связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта, второй - с творческим поиском на основе имеющегося опыта и тем самым с его обогащением

В нашей школе сейчас большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, как на уроке, так и во внеурочное время. Ученик ставится в центр образовательного процесса. Каждому дается возможность раскрыть свои способности и получить максимум знаний и умений: это интересные уроки с разными инновациями, это участие во всевозможных Всероссийских конкурсах по предмету ("Кенгуру"- математика, "Русский медвежонок"-русский язык,"Золотое руно"- история), олимпиадах по предметам, в конкурсах рисунков и музыкальных, в спортивных состязаниях.

За 37 лет практики своей работы в школе мной было апробировано несколько учебных Программ. Каждая Программа требовала разного подхода к преподаванию предмета истории и обществознания. Сейчас новые Стандарты образования требуют не просто развития ребенка на уроках и во внеурочное время, но и становления его как личности, умеющей мыслить и самостоятельно принимать решения, личности индивидуальной.

Заключение

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. НТП способствует тому, чтобы педагогика находила более действенные, эффективные пути преобразования простого человека в социально значимую личность.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование.

Однако внедрение таких технологий сопряжено с рядом трудностей (финансовые средства, консерватизм некоторых чиновников в образовательной сфере, недостаточное развитие технологий). Кроме того, несмотря на очевидную необходимость в инновациях всё же внедрять их следует с осторожностью. В противном случае неосторожная инновационная деятельность может привести к кризису образовательной системы.

И всё же важно понимать, что педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.
Список литературы

- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000 – С. 440-441.

-Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М. 1995г.

-Личностно ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской http://dolgoe/ucoz.ru/publ/1-1-0-6

-Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.

-Николаева Л.П. Инновационные педагогические технологии. http:// lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

- Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия – С. 12-14.

- Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 – С. 49-54.

- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – Москва,2000. – книга 1. – С. 210-212.

- Профессиональное образование №4 2004: Периодическое издание / И.П.. Костюк – Новые принципы организации начального профессионального образования – С.30.

- Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.Г. Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки – С.12.

- Профессиональное образование №4 2006: Периодическое издание / Г.А. Балыхин – Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу – С.14

-Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Анализ учебной деятельности первая ступень обучения в 2012-2013 учебном год
Повышение качества обучения и воспитания учащихся на основе здоровьесберегающих технологий
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Vi всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Иванченко Дмитрий Алексеевич
Стремительное развитие коммуникационных технологий и рост популярности дистанционного интернет-обучения в России обуславливают актуальность...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Список рекомендуемой литературы
Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: инновационных технологий, 2000. 608 с
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Проект устава ано «Институт развития инновационных систем»
Автономная некоммерческая организация «Институт развития инновационных систем» (далее – ано), является не имеющей членства некоммерческой...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Программа отражает имеющиеся достижения и проблемы, главные цели,...
Настоящая программа определяет основные направления развития образования начального общего, основного общего и среднего общего образования...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Годовой план работы муниципального казённого дошкольного образовательного
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса в разновозрастной группе доу
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon Заседание педагогического совета проводится один раз в четверть....
«Введение новых технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения»
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий icon 1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических...
Термин «технология обучения» это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции