Министерство образования и науки красноярского края




Скачать 305.6 Kb.
Название Министерство образования и науки красноярского края
страница 1/3
Дата публикации 14.10.2014
Размер 305.6 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3

2011г. – год М.В.Ломоносова

Ломоносовские уроки в Красноярском крае


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Разработки классных часов и уроков

о М.В.Ломоносове для младших  классов общеобразовательных учреждений

КРАСНОЯРСК

2011

Сборник составлен по материалам разработок, представленных на сайтах:

http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей

http://museum.lomic.ru/Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова (Холмогорский  район, Архангельская область).

http://www.pomorsu.ru  – Поморский государственный университет (ПГУ) им. М. В. Ломоносова (Архангельск).

http://lomonosov.pomorsu.ru/  – Сайт ПГУ, посвященный 300-летнему юбилею М. В. Ломоносова –   документы и материалы о жизни, различных сторонах творческой и научной деятельности М. В. Ломоносова, его влиянии на развитие современной науки, культуры и образования; сведения о научных и юбилейных мероприятиях, проводимых в честь ученого в Архангельской области,

www.lomonosov300.ru - Сайт Ломоносовской школы. На сайте представлена ПРАКТИЧЕСКИ вся информация о М.В.Ломоносове: история жизни поморского крестьянина, становление характера и формирование личности - весь его жизненный путь, включая историю любви, а также личная переписка. Живым наполнением исторического сайта М.В.Ломоносова является форум для широкого обсуждения спорных вопросов, связанных с жизнью М.В. Ломоносова, его личными качествами и научными достижениями. К участию в дискуссиях привлечены известные политики, учёные, экономисты, журналисты, а также обычные люди нашей эпохи, которые захотят высказать свое мнение по той или иной тематике.

Составитель Е.Г.Пригодич, руководитель Центра гражданского образования КК ИПКиППРО

Рекомендованы Министерством образования и науки Красноярского края

Материалы составлены и разработаны в соответствии с решением Правительства Красноярского края (протокол №4 2011г. «О проведении Ломоносовских дней в Красноярском крае»)

Разработки классных часов и уроков о М.В.Ломоносове для младших  классов общеобразовательных учреждений. Красноярск: КК ИПКиППРО, 2011г.

Содержание

1. О проведении Ломоносовских уроков в Красноярском крае с. 3 - 4

2. Урок о М.В.Ломоносове в рамках курса «Окружающий мир» (4 класс), с презентацией с. 5 - 11

3. Урок о М.В.Ломоносове в рамках курса «Окружающий мир» (4 класс) с. 11 – 17

4. Классный час о М.В.Ломоносове во втором классе с. 17 – 22

5. Использование фактов из жизни и деятельности с. 22 – 27

1. О проведении Единого урока, посвященного

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

В 2011г. (19 ноября) отмечается 300-летие М.В.Ломоносова. 2011 год объявлен ЮНЕСКО годом М.В.Ломоносова. Правительство России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. № 1022 "О праздновании 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова" утвердило план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова, среди которых - проведение "Урока М.В.Ломоносова" в средних общеобразовательных учреждениях. В российских образовательных программах развитие детской одаренности, современных Ломоносовых – приобрело особое значение.

Министерство образования и науки Красноярского края рекомендует организовать с учащимися 8 ноября 2011 года проведение Единого урока, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (далее – Урок М.В. Ломоносова) во всех общеобразовательных учреждениях края.

Идея Урока М.В. Ломоносова в Красноярском крае – приобщение к таким базовым ценностям российского образования, как:

наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира);

труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость);

патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству).

Девиз Урока М.В. Ломоносова в Красноярском крае: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

Задачи урока:

  • актуализировать для учащихся значимость учебных исследований, занятий наукой уже в школьном возрасте;

  • сообщить учащимся научную, историческую информацию о М.В. Ломоносове;

  • побеседовать с учащимися о качествах личности, преодолевающей невероятные трудности на пути к поставленной цели, о жизни и труде во имя науки и Отечества;

  • на примерах из жизни М.В. Ломоносова вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле;

  • на примерах научных поисков российских ученых показать перспективы развития науки, привлечь интерес учащихся к собственному образованию, развитию.

Проведение Урока М.В. Ломоносова рекомендуется организовать в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

5-7 классы – проведение классных часов, викторин, конкурсов стенгазет о М.В.Ломоносове;

8-9 классы – проведение школьных конференций, конкурсов учебных исследований и рефератов «М.В.Ломоносов – наш первый университет»;

10-11 классы – организация встреч с учеными по темам: «В.М. Ломоносов и современная Россия: наука, политика, русский язык и литература», «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном» и т.п.

При подготовке конференции рекомендуем использовать материалы с сайтов красноярских вузов, на которых в разделах «Наука» размещена информация о научной деятельности ученых и студентов, интересными являются материалы научных публикаций по различным направлениям (гуманитарные науки, математика и физика, техника и технологии и т.д.). Чрезвычайно важно, чтобы старшеклассники сами познакомились с материалами для абитуриентов.
Сайты красноярских вузов, на которых есть информация о научной работе ученых и студентов:
Сибирский Федеральный Университет http://www.sfu-kras.ru

Сибирский государственный технологический университет www.sibstu.kts.ru

Сибирский государственный аэрокосмический университет – www.sibsau.ru

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева www.kspu.ru

Красноярский государственный аграрный университет www.kgau.ru

Красноярский государственный медицинский университет www.krasgmu.ru

Красноярский торгово-экономичесикй институт www.kgtei.ru
2. Урок о М.В.Ломоносове в рамках курса

«Окружающий мир» (4 класс) – с презентацией

Потапова Светлана Васильевна, учитель начальных классов

Задачи урока:

  • Сформировать представление учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

  • Показать какой вклад внес М.В.Ломоносов в развитие России.

  • Развивать кругозор детей, учить анализировать факты.

  • Воспитывать любовь к знаниям и интерес к истории.

Оборудование: карта "Россия 17-18 в." компьютер, слайды.

Ход урока

1. Организационный момент. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
О Ломоносове узнать.

. Работа над новой темой.

Сегодня на уроке вы узнаете о жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова (см. слайд №1). А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий 18 век, в Архангельскую губернию, Поморского края. Около 300лет назад в 1711 году в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры родился М.В.Ломоносов

(см. слайд №2).

Его отец был рыбаком. Летом маленький Михайло уезжал на рыбный промысел в Белое и Баренцево моря. Судно односельчане прозвали "Чайка" за отличные мореходные качества. Зимой он учился грамоте у сельского дьячка. Уже через два года он отлично читал. Он прочитал все церковные книги.Первыми внецерковными книгами были"Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика"Магницкого (см. слайд № 3-4). Он никогда не расставался с этими книгами, постоянно перечитывал их и даже выучил их наизусть.

Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха укоряла его за то, что он много читает и не помогает отцу ловить рыбу.

Ломоносов слышал рассказы богомольцев и купцов о школах открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало у него желание учиться, и он решил пробраться в Москву, что бы там поступить в школу. Но как это сделать? Просить отца - нечего было и думать. Тогда Ломоносов тайно решил покинуть дом и отправиться в Москву учиться.

3. Представление учащимся сцены того, как Ломоносов покинул отчий дом и ушел в Москву учиться (см. слайд №5).

Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михаиле. Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану(показывает на карте).

М.Ломоносов (задумчиво): Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда, кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмогорах. Рыбы на торговой площади видимо-невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как-то чудно.

Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!

Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась.

М.Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но, говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много. Но как это объяснить отцу?

Василий Дорофеевич, отец: Михаилы, пойди-ка сюда. Вишь, ты, какой большой вымахал. И с кораблем ты хорошо управляешься, и рыбак из тебя хороший. Решил я тебя женить. Пора тебе своим хозяйством обзаводиться. Невесту я тебе выбрал. Поставим дом, лодку справим. И не качай головой. Мое слово твердое. Учен уже и так. Видано ли дело, детина 19лет учиться с малолетками захотел. Не бывать этому.

Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано. И отправился Михаила к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно привозил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.

М.Ломоносов: Здравствуй Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но он не соглашается, я решил уйти тайком.

Фома Иванович: Как же ты уйдешь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.

М.Ломоносов: Я на все согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам, все равно я из дома уйду.

Фома Иванович: Ладно, будь по твоему, вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было в чем по Москве ходить. И еще дам тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.

М.Ломоносов: Спасибо тебе Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.

Ведущий: Прошло несколько дней. В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и рыбным обозом отправился в Москву.

4. Продолжение новой темы.

Не сразу Ломоносова приняли в академию. Он скрыл свое происхождение, выдал себя за дворянина. Ему тогда было 19 лет. Он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Только здесь обучали латинскому языку, международному языку того времени. В начале, он выносил много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, и терпел нужду (школа выдавала 90копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но Ломоносов преодолел все. В 1735 году, как одного из лучших учеников, его отправили на учебу в Петербург, затем в Германию.

Немецкие профессора были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова. Возвратившись в Россию, он приступает к работе в Петербургской академии наук.

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы имя Ломоносова (смотри сл. № 6-7).

Он прославился как: химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

В каких областях раскрылся талант выдающегося русского ученого?

  • Он организовал при академии первую в России химическую лабораторию (смотри слайд 8). Он первым в России наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Много замечательных картин и портретов вышло из мозаичных мастерских Ломоносова. Особенно прекрасны "Полтавская баталия" и "Петр I" (смотри слайды № 9-10).

  • Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретенных им приборов (смотри слайд № 12).

  • С Ломоносова начинается наша литература. Он сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для русских писателей (смотри слайд № 13).

  • Он написал первую русскую грамматику и учебник русской истории (смотри слайд № 14).

  • Он первым объяснил, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.

  • Над способом производства фарфора из отечественных материалов работал М.Ломоносов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге, где изготавливались сервизы и вазы.

  • Великий русский ученый много сделал для развития образования в России. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет. Он стремился к тому, чтобы в университет могли поступить все наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Великий русский поэт А.С.Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый русский университет: Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом" (смотри слайд № 15).

  • Ломоносов считается по праву первым русским ученым. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук ученым присуждается золотая медаль им. Ломоносова (смотри слайд № 16).

Таким образом, М.В.Ломоносов был таким великим ученым и так много сделал в разных областях науки, что его даже назвали "наш первый университет".

6. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре
С силой их плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

7. Работа по учебнику с. 101-104.

8. Работа в тетрадях с. 37.

9. Закрепление изученного.

  • В каком году и где родился М.В.Ломоносов?

  • Назови первые учебные книги Ломоносова?

  • Какое решение тогда принял Ломоносов?

  • Когда и каким образом добрался до Москвы?

  • Какие трудности возникли у Ломоносова?

  • Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу?

  • Где он начал работать по возвращении на родину?

  • В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

  • Назовите его открытия.

  • Что организовал Ломоносов?

  • Что сделал великий русский ученый для развития образования в России?

10. Итоги урока.

  • Почему А.С.Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом"?

  • Почему всем нам известно имя Ломоносова, хотя прошло почти 300 лет?

Оценивание учащихся.

Почти 300 лет отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Ломоносова занимает одно из самых главных мест в летописи нашей родины. Уже при жизни ученого велика была его слава, причем не только в России, но и в других странах. Памятники Ломоносову воплощение любви народной. На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников ученому. Этот памятник стоит напротив Архангельского технологического университета (смотри слайд №17).

На родине Ломоносова дом отца не сохранился. На его месте к 200летию рождения Ломоносова была построена земская школа. Теперь здесь музей (смотри слайд № 18). Село Денисовка переименовано в село Ломоносово, Архангельской области. В 1948 году город Ораниенбаум был переименован в город Ломоносов. В том же городе стоит памятник Ломоносову, открыт музей (смотри слайд № 19). Его именем назван теплоход (смотри слайд № 20), хребет во льдах Северного ледовитого океана (смотри слайд № 21).

В России не забывают великого русского ученого. Уже вышел указ Президента РФ о праздновании 300летия со дня рождения М.В.Ломоносова (смотри слайд № 22).

11. Домашнее задание: по учебнику с. 101-104, по тетради № 2 с. 38

3. Урок о М.В.Ломоносове в рамках курса «Окружающий мир» (4 класс)

Автор разработки - Федорова Валентина Робертовна,

МОУ СОШ № 4 г. Агрыз Республики Татарстан

Цель урока: 

  • формирование представление о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

  • развитие кругозора, умения делать выводы, обобщать

Используемые учебники и учебные пособия:  Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл.нач.шк. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова

Используемая методическая литература:  Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Дмитриева О.И., Максимова Т.В.

Используемое оборудование:  компьютер, проектор, рисунки и слайды с изображением М.В. Ломоносова, МГУ. 

Урок проводится в 4 классе, с компьютерной  поддержкой (презентация). Домашнее задание дается разноуровневое с целью индивидуального подхода к каждому ученику.

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Начинается урок,

Он пойдет ребятам в прок.

Постарайтесь все понять,

о Ломоносове узнать.

Тема сегодняшнего урока «Жизнь и деятельность Михаила Васильевича Ломоносова».

II. Проверка домашнего задания

1.Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1. Почему для России так важен был флот?

Карточка № 2. Рассказать о детстве Петра I.

Карточка № 3. Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?

Карточка № 4. Какие главные перемены произошли в России при Петре I.

2.Игра «Домино».

Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек:

1721 год

город на Неве

Санкт - Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое здание в России в XVII веке

Петропавловский собор

Построена в честь Александра Невского

Александро–Невская лавра

Строительство Петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование Нового года

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

Ведомости

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей

Класс делится на 3 команды, задача которых быстрее всех составить верную цепочку из карточек «Домино». Подводится итоги игры.

III. Работа по новой теме.

1.Беседа.

Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов? (Великий русский ученый)

- Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92-93 родину Ломоносова.

2. Рассказ учителя.

    Петр I дал такой сильный толчок развитию русского народа, что ни частые придворные перевороты, последовавшие за его смертью, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым и поэтом.

   Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянином деревни Денисовки, Холмогорского уезда, Архангельской губерний. Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи от природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I, Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре. Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через пол года он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с полкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям.

Михайло вскоре выучил немецкие и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи Ломоносов прислал в Академию. Здесь были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрице. С тех пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. Но, не смотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. Будучи уже профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

3.Работа по учебнику. Прочитайте текст : В каких областях знаний, науки работал Ломоносов? (Ломоносов прославился как – физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Работа в рабочих тетрадях.

 VI. Закрепление изученного.

 - В каком году и где родился М. В. Ломоносов? (В 1711 году неподалеку от города Холмогоры)

 - Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком)

- Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (Чайка)

- Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало: отчего стрелка компаса всегда повернута на Север? Почему день, сменяется ночью? Откуда, берется северное сияние.)

- Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет)

- Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви)

- Назовите первые учебные книги Ломоносова. ( «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

- Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву.)

- Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

- Сколько лет ему тогда было? (19 лет)

- Куда ему удалось поступить в Москве? (В славяно-греко-латинскую академию)

- Какой язык был международным языком науки в то время? ( Латинский)

- Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как, он был старше всех. Ему не хватало денег)

- Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию)

- Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук)

- В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как: физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

- Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера  с помощью собственных приборов)

- Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла)

- Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова)

- Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова)

Домашнее задание: прочитайте текст, ответьте на вопросы (с. 101-104)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки красноярского края icon Уроках биологии в 7 классе. Группа
Министерство образования и науки российской федерации министерство образования московской области государственное образовательное...
Министерство образования и науки красноярского края icon Положение о порядке обеспечения учащихся учебной литературой муниципального...
Федерации от 10. 07. 92 №3266-1,Законом Красноярского края от 24. 03. 97 №12-433 Об
Министерство образования и науки красноярского края icon Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?»
Менщикова Татьяна Александоровна, учитель моу гимназии №4г. Канска Красноярского края
Министерство образования и науки красноярского края icon Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки красноярского края icon Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки красноярского края icon Книга здоровью мало полезна, в ней и микроб, и вирус. Множьте там...
Министерство образования и науки не только плохо соотносит свою деятельность с реальными потребностями общества и государства. Министерство...
Министерство образования и науки красноярского края icon Образования и науки приморского края
Руководителям структурных подразделений вузов, реализующих образовательные программы основного общего образования
Министерство образования и науки красноярского края icon Горин Сергей Оружие слово. Оборона и нападение с помощью (Практическое руководство)
Александр Котлячков, юрист Управления социальной защиты населения г. Зеленогорска Красноярского края. Образование высшее юридическое,...
Министерство образования и науки красноярского края icon Министерство образования и науки российской федерации
Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную...
Министерство образования и науки красноярского края icon Министерство образования и науки российской федерации
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции