Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы»




Скачать 110.16 Kb.
НазваниеУрока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы»
Дата публикации08.10.2014
Размер110.16 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > История > Урок
МБОУ «Новомазинская основная общеобразовательная школа»

Мензелинского муниципального района РТ

Разработка открытого урока литературы

в 8 классе по теме:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

История создания произведения.

Жанровое своеобразие повести.

Герои и их исторические прототипы»

Подготовила и провела: Титова О.А. –

учитель русского языка и литературы
Октябрь, 2012 г.
Тема урока: А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения.

Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы».
Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: смешанный.

Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить с героями повести и их историческими прототипами;

- обучающие: учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; изучить особенности сюжета и композиции, жанровое своеобразие произведения;

-развивающие: развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;

-воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к литературе. (Слайд 2)

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку.

Методические приемы: работа с текстом, беседа по вопросам, выразительное чтение, сообщения учащихся, просмотр фрагментов фильма.
Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте. Садитесь.

Как вы уже успели заметить, сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствует учитель русского языка и литературы СОШ №2 г.Мензелинска – Майорова Ляйсан Ханафовна, а также учителя нашей школы.
Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина. Откройте тетради, запишите число и тему урока: А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы». (Слайд 1)
- Попробуйте сформулировать цели урока. Сверьтесь с компьютером. (Слайд 2)


  1. Беседа по вопросам.

«У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский. (Слайд 3)
Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, писателя, видит в нем своего Пушкина. «Мой первый Пушкин – «Цыганы». Пушкин заразил меня любовью», - писала М. Цветаева. (Слайд 4)
-А с вами происходило что-либо подобное? Как вы встретились с Пушкиным? Какие прочитанные вами произведения А.С. Пушкина произвели на вас более сильное впечатление? (Ответы детей).
- Вы знаете, ребята, что Пушкин не только поэт, но и прозаик.

- Какие произведения в прозе вам известны? (ответы детей)

- А сегодня мы познакомимся еще с одним произведением А.С. Пушкина – повестью «Капитанская дочка».
- Вы уже прочитали эту повесть, поделитесь своими впечатлениями. Может, у кого-то уже появился любимый герой, запомнившиеся эпизоды. (Ответы)

Учитель. Ребята, вы не одиноки в своих размышлениях, послушайте, что писал В.Ф.Одоевский о своих впечатлениях после прочтения повести: «Капитанскую дочку» я читал два раза сряду… Савельич-чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всех жаль в повести. Пугачев чудесен, он нарисован мастерски…Я не мог ни на минуту оставить книгу, читая ее даже не как художник, но, стараясь быть просто читателем, добравшимся до повести». (Слайд 5)
Учитель. Думаю, что вы тоже с таким интересом читали повесть и она не оставила вас равнодушными.
Учитель. До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это – повесть или роман?
«Капитанскую дочку» можно назвать и романом, и повестью. Толковый словарь Ожегова, Шведова дает такое объяснение этим жанрам.
Роман - большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом и многими героями...
Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. (Слайд 6)
Вывод: «Капитанскую дочку» принято считать повестью. Даже сам Пушкин назвал её так. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме записок, но судьба героя тесно переплетена с историческими значимыми для страны и общества событиями.

Запишем:

«Капитанскую дочку» принято считать повестью. Даже сам Пушкин назвал её так. Она невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме записок, но судьба героя тесно переплетена с историческими значимыми для страны и общества событиями.

В повести автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. (Слайд 7)

3. Актуализация д/з:

Каждому из вас было дано индивидуальное домашнее задание - ответить на один вопрос: (материал можно было подготовить в устной форме, а также в виде сообщения).
- История пугачёвского восстания (сообщение Регины).
Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III (это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. казнен в Москве. (Слайд 8)
- Чем же был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания? (материал можно было подготовить в устной форме, а также в виде сообщения). Но Игорь выбрал другой вид работы и нашёл для нас видеоматериал «История создания Капитанской дочки». Я предлагаю нам всем просмотреть данный материал. (Обобщение).

Учитель. Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий - из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да.
Учитель: Давайте выясним, кто же является прототипом героев повести? Возникает вопрос, что означает слово ПРОТОТИП (реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя). (Слайд 9) + (сообщение Насти).

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением: Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, т.к. нередко от них зависят его жизнь и счастье. С другой стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, т.к. присягал государыне-императрице. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. (Слайд 10)
Учитель: - Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…»

- И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения. (Слайд 11)
Учитель: Как вы считаете, какова основная тема произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

1. Проблема чести, долга и милосердия.

2. Проблема личности в истории.

3. Проблема роли народа в истории.

4. Проблема власти.

5. Проблема семейных ценностей.

6. Проблема нравственного выбора.

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только

историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.) (Слайд 12)


  1. Просмотр фрагментов повести. Их анализ:

Учитель: По мотивам данной повести сняты художественные фильмы.

- Фрагмент фильма «Капитанская дочка» 1959 года, режиссера Владимира Каплановского я предлагаю вашему вниманию. Обсуждение в ходе урока.
- Фрагмент фильма «Капитанская дочка»: Пугачёв в крепости. Обсуждение в ходе урока.

- Фрагмент фильма «Капитанская дочка»: Гринёв и Швабрин. Обсуждение в ходе урока.

- Проблемная ситуация (Слайд 13,14)

Среди предложенных на экране слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву. (Самостоятельная работа в тетрадях)

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность


Учитель. А теперь обратите внимание на дату, которая стоит в конце повести.
19 октября 1836 год. Подпись – Издатель.
Учитель. Что эта дата значила в жизни Пушкина? (годовщина лицея)
В 1836 г. исполнялось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина.

Эта дата – знак, замещавший пушкинскую подпись. Через несколько месяцев А.С.Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 176 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути. (Слайд 15)
Итог урока. Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А.С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром и согласились с тем, что перед нами все-таки повесть, узнали, что такое прототип и кто послужил прототипом для создания повести.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Перечитать главы 1,2, подготовить сжатый пересказ; страница 211-212 вопросы. (Слайд 16)

Восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева, произошло в 1773-1774 годах в период царствования Екатерины II. На Урале среди казачества, русских рабочих, калмыков, татар и других народностей возникла в то время легенда о том, что жив царь Петр III (супруг Екатерина II, убитый в 1772 году во время дворцового переворота), что он идет спасать народ от голода и нищеты. В 1773 году появился человек, который назвал себя Петром III (это был Емельян Пугачев). Он призвал народ к восстанию. Крестьянская война длилась почти полтора года. Борьба была очень жестокой и кровопролитной. Но в конце 1774 года исход ее был решен, 8 сентября Пугачев был схвачен и 10 января 1775 г. казнен в Москве.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением: Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, т.к. нередко от них зависят его жизнь и счастье. С другой стороны, Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, т.к. присягал государыне-императрице. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconСписок литературы для летнего чтения ( будущие 8-классники)
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил…». Повести Белкина. История Пугачева. Капитанская дочка. Пиковая дама

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconТема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconЧести и бесчести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Из 1-4 блоков выберите по одной теме и составьте по ним тезисные планы (должно получиться три плана) сочинений

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconУрока литературы в 10 классе. Тема: Творчество А. С. Пушкина. Своеобразие...
А. С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной...

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconТема урока Основное содержание
Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза». «История Государства Российского»

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconУчитель Оленева Ю
А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого", "Капитанская дочка", «Метель». Лирика

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconА. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Читая фрагмент, ответьте на вопросы, связывающие его содержание с содержанием романа

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconЛитература на лето для 8 класса «Житие протопопа Аввакума»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconЛитература XIX века · А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого",...
После окончания 7 класса для чтения предлагается следующий список литературы. Обязательно к 8 классу надо за лето прочесть то, что...

Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы» iconКонспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции