Скачать 127.59 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Исторический факультет Кафедра истории России УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической деятельности ________________Г.А. Папуткова «____» __________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.13 Этнология Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки: История и обществознание Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная – 5 лет Нижний Новгород 2012 Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», утвержденного «17» января 2011 г., № 46. 2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «История и обществознание», утвержденного «___» _____ 2012 г. Рабочая программа по дисциплине «Этнология» принята на заседании кафедры истории России, протокол № ___ от «___» ______ 2012 г. Разработчик: к.и.н., доцент _______________Н.В. Старикова СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой истории России ______________ / В.П. Сапон/ «____»__________20__ г. СОГЛАСОВАНО Зав. выпускающей кафедрой _____________/А.В. Хазина/ «_____»________ 20__г. СОГЛАСОВАНО Директор библиотеки ____________/ Т.А. Ефимова/ «___»_______ 20__ г. 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины Этнология в системе педагогического образования состоит в формировании систематизированных знаний о месте этнологии в системе гуманитарного знания, об основных процессах и теориях этнологии, этнографической карты РФ, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Задачи дисциплины - изучить основные теории этнологии; - изучить современные подходы к проблемам этногенеза; - изучить антропологическую и лингвистическую классификацию народов РФ; сформировать знания о материальной и духовной культуре народов РФ;- - сформировать личностные и профессиональные компетенции. 2.Место дисциплины в структуре ОПП ВПО Дисциплина «Этнология» относится к профессиональному циклу Б.3. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «история России с древнейших времен до середины XIX в.» (1-2 семестр), «Археология». Освоение дисциплины «Этнология» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин «История России с середины XIX- начала ХХ века», «Источниковедение», а также курсов по выбору студентов. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; ОК – 15 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - этногенез народов РФ; - специфику материальной и духовной культуры народов РФ; - географическую, лингвистическую и антропологическую классификацию народов РФ; уметь: - соотнести конкретные обычаи, традиции и ритуалы с природно-географическими и социальными условиями жизни народов, их хозяйственной деятельностью; - выявлять общие черты в материальной и духовной культуре народов РФ, их межэтнические контакты; владеть: - технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по этнографии; - этнографическими понятиями и терминами. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Тематический план
5.2. Содержание разделов дисциплины (МДК) Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Общая характеристика народов РФ.
Раздел 2. Этнографическая характеристика народов РФ
Раздел 3. Этнография народов Поволжья
5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями
6. Образовательные технологии При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии. 6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах 1. Этнолингвистический и антропологический состав РФ. Историко-культурные группы русских. Лекция-беседа. – 2 ч. 2. Русские: материальная и духовная культура.Лекеция-визуализация. – 2 ч. 3. Русские: материальная и духовная культура.Практич. Занятие-визуализация. – 2 ч. 4. Мордва, марийцы, удмурты: этногенез, материальная и духовная культура. Лекция – презентация. – 2 ч. 5. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных народов Сибири.Практ. занятие- презентация. – 2 ч. 6. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных. Практ. занятие – презентация. 7. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор народов Северного Кавказа.Практ. занятие . – презентация. – 2 ч. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература 1. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 2010. - 352 с. 2.Поляничкина, Г.А. Этнография [Текст] : учебное пособие / Г.А.Поляничкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 159 с. 3.Заринов И. Ю. Этнография народов европейской части России. 2008 - [ЭР]: рабочий учебник - http://lib/library 4. Заринов И. Ю. Этнография российских народов Сибири и Дальнего Востока. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library 7.2. Дополнительная литература 1. 2. Харузина, В. Н. Этнография: курс лекций [ЭР]. - М.: Тропа Троянова, 2007.Электронная библиотека IT-BIBLIO (www.it-biblio.ru) 7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: http://www.ethnology.ru/ http://www.ethnomuseum.ru/ http://russia.yaxy.ru/Ethnography-of-Russia.htm 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия лекционной аудитории, оборудованной ПЭВМ, видеолекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, электронной доской и выходом в сеть Интернет. 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Формируемые компетенции и используемые оценочные средства
Контрольные вопросы к зачету 1.Становление этнографии как науки. Предмет и задачи этнографии. 2.Понятие «этнос». Основные виды классификации народов. 3.Этно-лингвистический состав России. 4. Антропологический состав РФ 5. Историко-культурные группы русских. 6.Материальная культура русских: сельское хозяйство. 7.Материальная культура русских: домостроительство, одежда, пища. 8.Духовная культура русских: традиции, обряды, народные верования. 9.Влияние христианства на русскую культуру. 10. Чуваши. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура. 11. Марийцы. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура. 12. Мордва. Территория расселения, этногенез, материальная культура. 13.Удмурты. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура 14.Традиционная крестьянская архитектура русских. 15. Духовная культура мордвы. 16. Татары. Территория расселения, этногенез, основные группы, материальная и духовная культура. 17. Башкиры. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура. 18.Калмыки. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура. 19. Коренное население Сибири и малые народы Севера. Языковые группы и антропологические типы. 20. Коренное население Сибири и малые народы Севера. Специфика материальной культуры. 21. Духовная культура народов Сибири и Севера. 22. Народы Северного Кавказа. Языковые группы, антропологические типы, этногенез. 23. Материальная культура народов Северного Кавказа. 24. Особенности духовной культуры народов Северного Кавказа. |
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое... |
Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике»... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300. 62 Филологическоеобразование,... |
Приказ от 14 декабря 2010 г. N 1763 об утверждении и введении в действие... Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение... ... |
Учебно-методическое пособие 050100. 62 Педагогическое образование Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009... |
||
Учебно-методическое пособие 050100. 62 Педагогическое образование Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |