Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»




Скачать 127.59 Kb.
Название Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 127.59 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Исторический факультет

Кафедра истории России

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

________________Г.А. Папуткова

«____» __________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.13 Этнология

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: История и обществознание

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная – 5 лет

Нижний Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», утвержденного «17» января 2011 г., № 46.

2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профилю подготовки «История и обществознание», утвержденного «___» _____ 2012 г.

Рабочая программа по дисциплине «Этнология» принята на заседании кафедры истории России, протокол № ___ от «___» ______ 2012 г.

Разработчик: к.и.н., доцент _______________Н.В. Старикова

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой истории России

______________ / В.П. Сапон/

«____»__________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

_____________/А.В. Хазина/

«_____»________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

____________/ Т.А. Ефимова/

«___»_______ 20__ г.

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины Этнология в системе педагогического образования состоит в формировании систематизированных знаний о месте этнологии в системе гуманитарного знания, об основных процессах и теориях этнологии, этнографической карты РФ, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся.

Задачи дисциплины

- изучить основные теории этнологии;

- изучить современные подходы к проблемам этногенеза;

- изучить антропологическую и лингвистическую классификацию народов РФ;

сформировать знания о материальной и духовной культуре народов РФ;-

- сформировать личностные и профессиональные компетенции.

2.Место дисциплины в структуре ОПП ВПО

Дисциплина «Этнология» относится к профессиональному циклу Б.3.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «история России с древнейших времен до середины XIX в.» (1-2 семестр), «Археология».

Освоение дисциплины «Этнология» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин «История России с середины XIX- начала ХХ века», «Источниковедение», а также курсов по выбору студентов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК – 14 - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

ОК – 15 - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- этногенез народов РФ;

- специфику материальной и духовной культуры народов РФ;

- географическую, лингвистическую и антропологическую классификацию народов РФ;

уметь:

- соотнести конкретные обычаи, традиции и ритуалы с природно-географическими и социальными условиями жизни народов, их хозяйственной деятельностью;

- выявлять общие черты в материальной и духовной культуре народов РФ, их межэтнические контакты;

владеть:

- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по этнографии;

- этнографическими понятиями и терминами.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 4


Общая трудоемкость дисциплины

2


72

72

Аудиторные занятия

36

36

в т.ч. занятия в активной и интерактивной формах

12

12

Лекции

18

18

Практические занятия, семинары

18

18

Самостоятельная работа

36

36

Вид итогового контроля

зачет

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого

по разделам

дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самостоят. работа

Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Общая характеристика народов РФ.

8

6

12

24

1.1 Предмет, задачи и методы этнологии.

2




2

4

1.2.История этнологии. Теории этногенеза.

2

2

4

8

1.3. Виды классификаций этносов.

2

2

4

6

1.4.Этнолингвистическая и антропологическаяхарактеристика народов мира

2

2

2

6

Раздел 2.Этнографическая характеристика народов РФ

2

4

4

10

2.1. Историко-культурные группы русских

1




2

3

2.2.. Русские: материальная и духовная культура

1

4

2

7

Раздел 3. Этнографическая характеристика народов Поволжья

4




8

12

3.1. Этнографическая характеристики финно-угорских народов Поволжья

2




4

6

3.2 Чуваши, татары, башкиры, калмыки: этногенез, материальная и духовная культура.

2




4

6

Раздел 4. Этнография коренных и малых народов Сибири и Севера.

2

4

6

12

3.1 Общая характеристика особенностей материальной и духовной культуры народов Сибири и Сервера.

2




4

6

3.2 Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных народов Сибири.и Севера




4

2

6

Раздел 5. Этнография народов Северного Кавказа.

2

4

6

12

5.1. Общая характеристика особенностей материальной и духовной культуры народов Серверного Кавказа

2




4

6

5.2.Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор народов Северного Кавказа.




4

2

6

Итого:

18

18

36

72


5.2. Содержание разделов дисциплины (МДК)

Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Общая характеристика народов РФ.

  1. Становление этнологии как науки в России и в Западной Европе. Понятие этноса. Субэтнос, этногенез, этнические процессы, ассимиляция, миграция и т.д.

  2. Виды классификации этносов: географическая, антропологическая, лингвистическая, классификация по типу хозяйственной деятельности. Теории этногенеза: Л. Гумилев, Ю.В. Бромлей и др.

Раздел 2. Этнографическая характеристика народов РФ

  1. Антропологическая характеристика народов РФ. Понятие большой и малой (смешанной, переходной) расы. Европеоиды и монголоиды.

  2. Лингвистическая характеристика народов РФ. Понятие языковой семьи.

Раздел 3. Этнография народов Поволжья

  1. Финно-угорские народы Поволжья. Этногенез и этническая история.

  2. Особенности материальной культуры. Домостроительство, одежда, традиционная кухня.

  3. Специфика духовной культуры. Традиционные верования, фольклор. Праздники, обряды, обычаи.



5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

ОК-14







+

+

+

ОК-15

+

+

+

+






6. Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются традиционные, интерактивные и информационно-коммуникационные технологии.

6.1. Темы занятий в активной и интерактивной формах

1. Этнолингвистический и антропологический состав РФ. Историко-культурные группы русских. Лекция-беседа. – 2 ч.

2. Русские: материальная и духовная культура.Лекеция-визуализация. – 2 ч.

3. Русские: материальная и духовная культура.Практич. Занятие-визуализация. – 2 ч.

4. Мордва, марийцы, удмурты: этногенез, материальная и духовная культура. Лекция – презентация. – 2 ч.

5. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных народов Сибири.Практ. занятие- презентация. – 2 ч.

6. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор коренных. Практ. занятие – презентация.

7. Этногенез, жилище, хозяйственная деятельность, одежда, традиции, обряды, фольклор народов Северного Кавказа.Практ. занятие . – презентация. – 2 ч.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

1. Тавадов Г.Т. Этнология. М., 2010. - 352 с.

2.Поляничкина, Г.А. Этнография [Текст] : учебное пособие / Г.А.Поляничкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 159 с.

3.Заринов И. Ю. Этнография народов европейской части России. 2008 - [ЭР]: рабочий учебник - http://lib/library

4. Заринов И. Ю. Этнография российских народов Сибири и Дальнего Востока. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library

7.2. Дополнительная литература

1. 2. Харузина, В. Н. Этнография: курс лекций [ЭР]. - М.: Тропа Троянова, 2007.Электронная библиотека IT-BIBLIO (www.it-biblio.ru)

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.ethnology.ru/

http://www.ethnomuseum.ru/

http://russia.yaxy.ru/Ethnography-of-Russia.htm

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия лекционной аудитории, оборудованной ПЭВМ, видеолекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, электронной доской и выходом в сеть Интернет.

9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенции

Показатель оценки сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

4

5

ОК -14

готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

Знает: понятие этноса, субэтноса, значение своеобразия материальной и духовной культуры в развитии человечества

Умеет: анализировать разнообразие этнокультурных особенностей

Владеет: понятиями этнографии




подготовка сценария праздника в древнерусском стиле

Выступление с докладом на основе презентации

Выступление с докладом на основе презентации

Выступление с докладом на основе презентации

ОК-15

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Знает: структуру этноса, особенности духовных традиция и обрядов народов РФ.

Умеет: выявлять взаимосвязь между географической средой обитания, хозяйственной деятельностью, материальными и духовными традициями народов.

Владеет: навыками толерантной коммуникации в различных культурных средах.

Тест, контурные карты

Выступление на основе презентации

Выступление на основе презентации и

Выступление на основе презентации

Контрольная работа

Контрольные вопросы к зачету

1.Становление этнографии как науки. Предмет и задачи этнографии.

2.Понятие «этнос». Основные виды классификации народов.

3.Этно-лингвистический состав России.

4. Антропологический состав РФ

5. Историко-культурные группы русских.

6.Материальная культура русских: сельское хозяйство.

7.Материальная культура русских: домостроительство, одежда, пища.

8.Духовная культура русских: традиции, обряды, народные верования.

9.Влияние христианства на русскую культуру.

10. Чуваши. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.

11. Марийцы. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.

12. Мордва. Территория расселения, этногенез, материальная культура.

13.Удмурты. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура

14.Традиционная крестьянская архитектура русских.

15. Духовная культура мордвы.

16. Татары. Территория расселения, этногенез, основные группы, материальная и духовная культура.

17. Башкиры. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.

18.Калмыки. Территория расселения, этногенез, материальная и духовная культура.

19. Коренное население Сибири и малые народы Севера. Языковые группы и антропологические типы.

20. Коренное население Сибири и малые народы Севера. Специфика материальной культуры.

21. Духовная культура народов Сибири и Севера.

22. Народы Северного Кавказа. Языковые группы, антропологические типы, этногенез.

23. Материальная культура народов Северного Кавказа.

24. Особенности духовной культуры народов Северного Кавказа.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа по дисциплине «Методы полевых исследований по ботанике»...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Отечественная история Направление...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание Направление подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300. 62 Филологическоеобразование,...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Приказ от 14 декабря 2010 г. N 1763 об утверждении и введении в действие...
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Учебно-методическое пособие 050100. 62 Педагогическое образование
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Учебно-методическое пособие 050100. 62 Педагогическое образование
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009...
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) история русской литературы...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции