Вопрос (тема)
|
Контекст
|
Обоснование для сопоставления
|
Тема «отцов и детей»
|
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
«Станционный смотритель»
Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
И.А.Гончаров «Обломов»
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
М.А.Булгаков «Белая гвардия»
А.Н.Островский «Гроза»
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (об особенностях крестьянской семьи)
А.П.Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой» (поставил под сомнение саму возможность осмысленного соединения людей в семью)
|
«Слепая» материнская любовь, эгоизм детей (или кого-то из родителей).
Идеологический спор «век нынешний и век минувший».
Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом.
Завет отца «Береги честь смолоду».
Семейная жизнь «маленьких людей». Дворянская семья. Развёрнутая типология семей. «История блудного сына».
Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку».
Сложность человеческих отношений. «История блудного сына».
«Мысль семейная» в романе.
Любовь - спасительная сила.
Влияние семьи на формирование характера ребёнка.
Истоки характера и духовного мира героя. Конфликт между поколениями и идеологиями. «Диалектика» взаимоотношений «отцов и детей». Общечеловеческая проблематика. Семейные и внесемейные связи. «Частная жизнь» и движение истории.
|
Сатирическое изображение нравов дворян
|
Фонвизин «Недоросль»
Гоголь «Мёртвые души»
Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
|
Изображение невежества и паразитизма правящих классов. Контраст между «живыми» и «мёртвыми душами». Тема обнищания человеческой души. Авторская позиция (обличение). Средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).
|
Тема «недорослей»
|
Фонвизин «Недоросль»
Пушкин «Капитанская дочка»
Гончаров «Обломов» (сон Обломова)
|
Изображение дворянской семьи. Знаки дворянской культуры. Особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать» и пр.). Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности.
Рисуя ушедшее детство, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры, отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир сказки, легенды, мифа.
|
Тема Родины (лирика)
|
Лермонтов «Родина»
Блок «Россия», «Русь», «Грешить бесстыдно, непробудно»
Тютчев «Умом Россию не понять…»
Ахматова «Родная земля»
Цветаева «Родина», «Тоска по родине! Давно..»
Галич «Когда я вернусь…»
Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь», «Русь Советская»
Высоцкий «Мы вращаем землю…»
|
Любовь к Родине как основа авторской позиции. Поэтизация образа Родины. Единство лирического героя (героини) и Родины. Трагическое разминование с отечеством. Мотив «тоски по Родине». Философский подтекст. Образы-символы. Средства художественной выразительности.
Образ Родины нашёл яркое художественное воплощение в произведениях многих русских поэтов 19-20 веков. Стихотворения Лермонтова, Тютчева, Блока обнаруживают целый комплекс мотивов, сближающих с «Русью Советской» Есенина. Это мотив «странной любви» к Родине, «нераздельность и неслиянность» с ней. Мотив исторического пути России. Мотивы русской природы. Мотив пути лирического героя. Мотив российского «непокоя». Мотив обретения гражданских идеалов и т.п. объединяющим началом в развитии этой темы является знакомый по поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока и других поэтов мотив дороги, динамичного движения в будущее.
|
Тема государя, правителя
|
«Слово о полку Игореве» (идеализированный образ Святослава, киевского князя)
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»
Г.Р.Державин «Фелица»
А.Пушкин «Капитанская дочка», «Стансы», «Медный всадник», «Полтава»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
|
Русские классицисты, видное место среди которых занимает Д.И.Фонвизин, видели одной из главных целей литературы просветительскую. Просвещать, они считали, нужно не только народ, но и правителей. Только тогда общество достигнет благоденствия и люди будут счастливы, когда во главе государства встанет властитель, соблюдающий нравственные законы, просвещённый монарх.
Писатели-классицисты преподносили урок государям, создавая образ идеального правителя и предлагая реальному монарху следовать его примеру. Среди добродетелей, которые, по мнению просветителей, необходимы государю и дворянину, можно назвать патриотизм, честную службу во благо отечества, гуманизм. Обо всём этом рассказывает в комедии «Недоросль» Стародум – персонаж, выступающий в амплуа резонёра, т.е. героя, выражающего мысли автора.
Ломоносов в «Оде на день..» создаёт образ идеального правителя. Поэт отдаёт себе отчёт в том, что «дщерь Петра» далека от образца просвещённого монарха. Однако, воспевая добродетели императрицы - мудрую политику, позволившую прекратить войну, поощрение и развитие наук, - Ломоносов тем самым призывает реальную Елизавету следовать её идеальному образцу.
Образ просвещённой монархини находим и в оде Державина «Фелица», где автор рисует идеал государыни, которая демонстрирует своим поведением простоту, скромность, честное служение отечеству, справедливость.
Тему «идеального монарха» продолжил в русской литературе Пушкин. В его повести «Капитанская дочка»два правителя: крестьянский царь Пугачёв и императрица Екатерина 2. Оба проявляют милосердие по отношению к своим подданным Маше Мироновой и Петру Гринёву. Именно милосердие, по мнению Пушкина, должно быть одной из главных добродетелей просвещённого монарха. К милосердию призывал поэт Николая 1 в «Стансах», намекая на помилование декабристов.
|
Тема личности и эпохи (лирика)
|
Лермонтов «Монолог»
Тютчев «Наш век»
Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…»
Есенин «Русь Советская»
Ахматова «Реквием»
Маяковский «Я хочу быть понят моей страной…»
|
Проблема взаимоотношений с современностью. Враждебность поэта и века. Мотив «обманутых ожиданий». Невозможность реализовать свой талант в существующих условиях. «Нераздельность и неслиянность». Ощущение лирическим героем собственной чуждости тому, с чем прежде он чувствовал неразрывную связь. Трагедия человеческого существования в наш век.
|
Тема «сытых» (эпос)
|
Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Блок «Сытые»
Достоевский «Преступление и наказание»
Чехов «Крыжовник», «Ионыч»
|
|
Образ героя-предпринимателя (эпос)
|
Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков)
Гончаров «Обломов» (Штольц)
Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин)
Л.Толстой «Война и мир» Берг)
|
При всём различии, в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества», поиски «героя времени». Анализ существующих форм жизни. Авторская «тоска» по гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у которой «ум и сердце вместе».
|
Тема любви (лирика)
|
Пушкин «Я вас любил…», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…»
Лермонтов «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
Тютчев «К.Б.»(«Я встретил вас …»), «О, как убийственно мы любим…»
Фет «Сияла ночь…», «Шёпот, робкое дыханье…»
Некрасов «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прости»
Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Незнакомка», «Вхожу я в тёмные храмы…»
«Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»,
Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…»
Пастернак «Зимняя ночь»
|
Любовь как предмет высокой поэзии. Психологическая правда любовных переживаний. Представление о женщине как об источнике красоты, гармонии, вдохновения, неизъяснимых наслаждений. Благодарность женщине за любовь. Любовь как символ духовного возрождения. Поэтизация образа возлюбленной. Любовь как движущая сила («… всё движется любовью…»)
|
Тема трагической любви (лирика)
|
См. выше
|
Любовь как драма. «Поединок» двух индивидуальностей. «Поединок роковой». Недолговечность счастья. Любовь как страдание, «приговор судьбы», драма непонимания. Мотив разлуки, расставания, «последней встречи», «блаженство и безнадежность». Способы раскрытия драматических переживаний человека в любовной лирике.
|
Тема дружбы (лирика, эпос)
|
Лирика дружбы Пушкина
Л.Толстой «Война и мир» (Безухов – Болконский)
Гончаров «Обломов» (Обломов – Штольц)
Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья…»
Высоцкий «Если друг оказался вдруг..»
|
Нравственная проблематика. Поэтизация дружбы как духовного единения, товарищества, братства. Мотив дружеского «пира». Единство личных и гражданских мотивов. Дружба как способ преодоления личных и мировых катастроф. Способность дружбы (как и любви) воскрешать «и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Утверждение общечеловеческих ценностей как основа авторской позиции.
|
Тема общности человека и природы (лирика)
|
Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»
Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
Фет «Шёпот, робкое дыханье…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» и др.
|
Натурфилософская лирика. Неразрывная связь человека и природы. Одушевление природного мира (олицетворение). Психологический параллелизм. Пейзаж. «Древесные» мотивы.
|
Картины русской природы (эпос)
|
Тургенев «Отцы и дети»
Пушкин «Евгений Онегин»
Л.Толстой «Война и мир»
Шолохов «Тихий Дон»
В.Астафьев «Царь-рыба»
В.Распутин «Прощание с Матёрой» и др.
|
Соотнесённость природной и человеческой жизни. Психологический параллелизм. Натурфилософия. Сюжетообразующая функция пейзажа. Символическое значение пейзажа.
|
Связь изображения природы с любовными мотивами (лирика)
|
Б.Пастернак «Никого не будет в доме…»
Фет «Шёпот, робкое дыханье…»
Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Ахматова «Песня последней встречи»
|
Взаимодействие деталей пейзажа и любовных переживаний. Любовь – продолжение жизни природы. Психологическая функция пейзажных зарисовок. «Природность» образа женщины. Психологический параллелизм. Одушевление предметов окружающего мира. Художественная деталь. Поэтизация «непоэтических» образов, бытовых деталей и подробностей.
|
Тема русской истории (лирика)
|
Блок «На поле Куликовом»
Лермонтов «Бородино»
Есенин «Русь Советская»
Ахматова «Реквием» Твардовский «Василий Тёркин»
|
Вовлечённость героя в круговорот социально-исторических событий. Высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле. Любовь к родине. Тема исторического пути. Вера в могущество России и способность к возрождению. Единство лирического героя (героини) и родины. Взаимосвязь пути поэта и пути России. Историческое осмысление современности. Философия истории. Взаимосвязь прошлого и настоящего России. Лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот. Исторические параллели. Художественная образность.
|
Философские размышления о жизни (лирика)
|
Жуковский «Море»
Пушкин «Вновь я посетил…», «И путник усталый на Бога роптал…»
Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно…»
Тютчев «Silentium!», «С поляны коршун поднялся…»
Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу безумно жить…»
|
|
Тема творчества (эпос)
|
Булгаков «Мастер и Маргарита»
Пушкин «Евгений Онегин» (автор о создании своего романа)
Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление автора о писателе: «Счастлив писатель, который…»)
С.Довлатов «Чемодан», «Филиал»
|
Авторская рефлексия по поводу собственного творчества.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|