А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»




Скачать 116.88 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
Дата публикации08.10.2014
Размер116.88 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы
Это поможет написать С 2, С 3!


Вопрос (тема)

Контекст

Обоснование для сопоставления


Тема «отцов и детей»


Д.И.Фонвизин «Недоросль»

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

«Станционный смотритель»

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

И.А.Гончаров «Обломов»

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

М.А.Булгаков «Белая гвардия»

А.Н.Островский «Гроза»

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (об особенностях крестьянской семьи)

А.П.Чехов «Ионыч», «Дама с собачкой» (поставил под сомнение саму возможность осмысленного соединения людей в семью)


«Слепая» материнская любовь, эгоизм детей (или кого-то из родителей).

Идеологический спор «век нынешний и век минувший».

Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом.

Завет отца «Береги честь смолоду».

Семейная жизнь «маленьких людей». Дворянская семья. Развёрнутая типология семей. «История блудного сына».

Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку».
Сложность человеческих отношений. «История блудного сына».

«Мысль семейная» в романе.

Любовь - спасительная сила.
Влияние семьи на формирование характера ребёнка.

Истоки характера и духовного мира героя. Конфликт между поколениями и идеологиями. «Диалектика» взаимоотношений «отцов и детей». Общечеловеческая проблематика. Семейные и внесемейные связи. «Частная жизнь» и движение истории.

Сатирическое изображение нравов дворян

Фонвизин «Недоросль»

Гоголь «Мёртвые души»

Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

Изображение невежества и паразитизма правящих классов. Контраст между «живыми» и «мёртвыми душами». Тема обнищания человеческой души. Авторская позиция (обличение). Средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).

Тема «недорослей»

Фонвизин «Недоросль»

Пушкин «Капитанская дочка»

Гончаров «Обломов» (сон Обломова)

Изображение дворянской семьи. Знаки дворянской культуры. Особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать» и пр.). Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности.

Рисуя ушедшее детство, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры, отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир сказки, легенды, мифа.

Тема Родины (лирика)

Лермонтов «Родина»

Блок «Россия», «Русь», «Грешить бесстыдно, непробудно»

Тютчев «Умом Россию не понять…»

Ахматова «Родная земля»

Цветаева «Родина», «Тоска по родине! Давно..»

Галич «Когда я вернусь…»

Есенин «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь», «Русь Советская»

Высоцкий «Мы вращаем землю…»

Любовь к Родине как основа авторской позиции. Поэтизация образа Родины. Единство лирического героя (героини) и Родины. Трагическое разминование с отечеством. Мотив «тоски по Родине». Философский подтекст. Образы-символы. Средства художественной выразительности.

Образ Родины нашёл яркое художественное воплощение в произведениях многих русских поэтов 19-20 веков. Стихотворения Лермонтова, Тютчева, Блока обнаруживают целый комплекс мотивов, сближающих с «Русью Советской» Есенина. Это мотив «странной любви» к Родине, «нераздельность и неслиянность» с ней. Мотив исторического пути России. Мотивы русской природы. Мотив пути лирического героя. Мотив российского «непокоя». Мотив обретения гражданских идеалов и т.п. объединяющим началом в развитии этой темы является знакомый по поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока и других поэтов мотив дороги, динамичного движения в будущее.

Тема государя, правителя

«Слово о полку Игореве» (идеализированный образ Святослава, киевского князя)

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»

Г.Р.Державин «Фелица»

А.Пушкин «Капитанская дочка», «Стансы», «Медный всадник», «Полтава»

Л.Н.Толстой «Война и мир»


Русские классицисты, видное место среди которых занимает Д.И.Фонвизин, видели одной из главных целей литературы просветительскую. Просвещать, они считали, нужно не только народ, но и правителей. Только тогда общество достигнет благоденствия и люди будут счастливы, когда во главе государства встанет властитель, соблюдающий нравственные законы, просвещённый монарх.

Писатели-классицисты преподносили урок государям, создавая образ идеального правителя и предлагая реальному монарху следовать его примеру. Среди добродетелей, которые, по мнению просветителей, необходимы государю и дворянину, можно назвать патриотизм, честную службу во благо отечества, гуманизм. Обо всём этом рассказывает в комедии «Недоросль» Стародум – персонаж, выступающий в амплуа резонёра, т.е. героя, выражающего мысли автора.

Ломоносов в «Оде на день..» создаёт образ идеального правителя. Поэт отдаёт себе отчёт в том, что «дщерь Петра» далека от образца просвещённого монарха. Однако, воспевая добродетели императрицы - мудрую политику, позволившую прекратить войну, поощрение и развитие наук, - Ломоносов тем самым призывает реальную Елизавету следовать её идеальному образцу.

Образ просвещённой монархини находим и в оде Державина «Фелица», где автор рисует идеал государыни, которая демонстрирует своим поведением простоту, скромность, честное служение отечеству, справедливость.

Тему «идеального монарха» продолжил в русской литературе Пушкин. В его повести «Капитанская дочка»два правителя: крестьянский царь Пугачёв и императрица Екатерина 2. Оба проявляют милосердие по отношению к своим подданным Маше Мироновой и Петру Гринёву. Именно милосердие, по мнению Пушкина, должно быть одной из главных добродетелей просвещённого монарха. К милосердию призывал поэт Николая 1 в «Стансах», намекая на помилование декабристов.

Тема личности и эпохи (лирика)

Лермонтов «Монолог»

Тютчев «Наш век»

Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…»

Есенин «Русь Советская»

Ахматова «Реквием»

Маяковский «Я хочу быть понят моей страной…»

Проблема взаимоотношений с современностью. Враждебность поэта и века. Мотив «обманутых ожиданий». Невозможность реализовать свой талант в существующих условиях. «Нераздельность и неслиянность». Ощущение лирическим героем собственной чуждости тому, с чем прежде он чувствовал неразрывную связь. Трагедия человеческого существования в наш век.

Тема «сытых» (эпос)

Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Блок «Сытые»

Достоевский «Преступление и наказание»

Чехов «Крыжовник», «Ионыч»




Образ героя-предпринимателя (эпос)

Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков)

Гончаров «Обломов» (Штольц)

Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин)

Л.Толстой «Война и мир» Берг)


При всём различии, в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества», поиски «героя времени». Анализ существующих форм жизни. Авторская «тоска» по гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у которой «ум и сердце вместе».

Тема любви (лирика)


Пушкин «Я вас любил…», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…»

Лермонтов «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Сон», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Тютчев «К.Б.»(«Я встретил вас …»), «О, как убийственно мы любим…»

Фет «Сияла ночь…», «Шёпот, робкое дыханье…»

Некрасов «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Прости»

Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Незнакомка», «Вхожу я в тёмные храмы…»

«Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»,

Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…»

Пастернак «Зимняя ночь»

Любовь как предмет высокой поэзии. Психологическая правда любовных переживаний. Представление о женщине как об источнике красоты, гармонии, вдохновения, неизъяснимых наслаждений. Благодарность женщине за любовь. Любовь как символ духовного возрождения. Поэтизация образа возлюбленной. Любовь как движущая сила («… всё движется любовью…»)

Тема трагической любви (лирика)

См. выше

Любовь как драма. «Поединок» двух индивидуальностей. «Поединок роковой». Недолговечность счастья. Любовь как страдание, «приговор судьбы», драма непонимания. Мотив разлуки, расставания, «последней встречи», «блаженство и безнадежность». Способы раскрытия драматических переживаний человека в любовной лирике.

Тема дружбы (лирика, эпос)

Лирика дружбы Пушкина

Л.Толстой «Война и мир» (Безухов – Болконский)

Гончаров «Обломов» (Обломов – Штольц)

Окуджава «Возьмёмся за руки, друзья…»

Высоцкий «Если друг оказался вдруг..»


Нравственная проблематика. Поэтизация дружбы как духовного единения, товарищества, братства. Мотив дружеского «пира». Единство личных и гражданских мотивов. Дружба как способ преодоления личных и мировых катастроф. Способность дружбы (как и любви) воскрешать «и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Утверждение общечеловеческих ценностей как основа авторской позиции.

Тема общности человека и природы (лирика)

Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…»

Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»

Фет «Шёпот, робкое дыханье…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» и др.


Натурфилософская лирика. Неразрывная связь человека и природы. Одушевление природного мира (олицетворение). Психологический параллелизм. Пейзаж. «Древесные» мотивы.

Картины русской природы (эпос)

Тургенев «Отцы и дети»

Пушкин «Евгений Онегин»

Л.Толстой «Война и мир»

Шолохов «Тихий Дон»

В.Астафьев «Царь-рыба»

В.Распутин «Прощание с Матёрой» и др.

Соотнесённость природной и человеческой жизни. Психологический параллелизм. Натурфилософия. Сюжетообразующая функция пейзажа. Символическое значение пейзажа.

Связь изображения природы с любовными мотивами (лирика)

Б.Пастернак «Никого не будет в доме…»

Фет «Шёпот, робкое дыханье…»

Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Ахматова «Песня последней встречи»

Взаимодействие деталей пейзажа и любовных переживаний. Любовь – продолжение жизни природы. Психологическая функция пейзажных зарисовок. «Природность» образа женщины. Психологический параллелизм. Одушевление предметов окружающего мира. Художественная деталь. Поэтизация «непоэтических» образов, бытовых деталей и подробностей.

Тема русской истории (лирика)

Блок «На поле Куликовом»

Лермонтов «Бородино»

Есенин «Русь Советская»

Ахматова «Реквием» Твардовский «Василий Тёркин»

Вовлечённость героя в круговорот социально-исторических событий. Высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле. Любовь к родине. Тема исторического пути. Вера в могущество России и способность к возрождению. Единство лирического героя (героини) и родины. Взаимосвязь пути поэта и пути России. Историческое осмысление современности. Философия истории. Взаимосвязь прошлого и настоящего России. Лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот. Исторические параллели. Художественная образность.

Философские размышления о жизни (лирика)

Жуковский «Море»

Пушкин «Вновь я посетил…», «И путник усталый на Бога роптал…»

Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно…»

Тютчев «Silentium!», «С поляны коршун поднялся…»

Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу безумно жить…»






Тема творчества (эпос)

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Евгений Онегин» (автор о создании своего романа)

Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление автора о писателе: «Счастлив писатель, который…»)

С.Довлатов «Чемодан», «Филиал»

Авторская рефлексия по поводу собственного творчества.


































































































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconУрока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconА. С. Пушкин Станционный смотритель, Выстрел, Метель Bibe ru

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconУрока: 07. 03. 2014 ТЕМА урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И....
Тема урока: А. С. Пушкин "Повести покойного И. П. Белкина". Повесть "Станционный смотритель". Притча о блудном сыне

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconСписок литературы на лето для 7 класса
А пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель». «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка»)

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconУчитель Оленева Ю
А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого", "Капитанская дочка", «Метель». Лирика

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconСписок литературы на лето. 4 класс
А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. (Барышня-крестьянка. Станционный смотритель. Метель.)

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconА. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Читая фрагмент, ответьте на вопросы, связывающие его содержание с содержанием романа

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconЛитература на лето для 8 класса «Житие протопопа Аввакума»
Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель» iconСписок литературы для летнего чтения ( будущие 8-классники)
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил…». Повести Белкина. История Пугачева. Капитанская дочка. Пиковая дама

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции