Скачать 88.51 Kb.
|
Г.В. Шелгунова, учитель-словесник, О.Б. Калинина, учитель обществознания гимназии № 171 Интегрированный урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «XXI век: язык толерантности, а не конфликтности». Эпиграфом к уроку взяты слова А. де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Цели урока:
I этап – создание творческой мотивации Слово учителя: сегодня слово «толерантность», пришедшее, кстати, из немецкого языка, считается модным, вместе с тем вопросы и проблемы, связанные с этим понятием, именно сегодня, в 21 веке, стоят перед нами очень остро. Задача нашего урока не только вспомнить термины, разобраться в знакомых понятиях, но и расширить языковую картину мира через осознание концепта «толерантность». II этап – решение лингвокультурологических задач (языковых и речевых) Рассмотрим, как решаются ЛКЗ и реализуются цели урока на разных его этапах, где учитель обществознания берет на себя «историческую» часть урока (работа с историческим документом, терминами, проведение дискуссии), а учитель-словесник – «лингвистическую» часть урока (работа с исторической справкой, словарными статьями, текстами публицистического стиля, с поэтическим текстом). Слово учителя обществознания (работа с международным документом). По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен ООН Международным годом толерантности. 16 ноября отмечается в календаре как Международный день толерантности. В 1995 году ЮНЕСКО приняла исторический документ - Декларацию принципов толерантности. Толерантность рассматривается как одна из категорий, связанных с философией ненасилия. Прочитайте выдержки из Декларации принципов толерантности и назовите основные признаки толерантности (терпимость к различиям среди людей; умение жить, не мешая другим; способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других; уважение к чужой культуре и т.д.). Слово учителя-русиста (работа с исторической справкой латинско-русского словаря). Латинско-русский словарь (М., 1976) соотносит слово tolerantia с глаголом tollo «поднимаю» и в качестве основного значения указывает «выносливость, терпение», то есть чисто физические характеристики воина, преодолевающего препятствия. Отсюда понятно значение, отмеченное у слова в средневековой латыни: «терпеливость, элемент стойкости, благодаря которой человек упорствует в исполнении замысла». Понимание толерантности как терпимости к другому мнению, очевидно, могло появиться в эпоху Возрождения с его культом человека, а как веротерпимости – в эпоху Просвещения. - Вопрос: Какие эквиваленты слова «толерантность» прозвучали в исторической справке? (Терпение, терпеливость, терпимость, веротерпимость). ЛКЗ № 1. Понятие «толерантность» входит во все европейские языки. В русском языке существительное «терпимость» долгое время рассматривалось как эквивалент слова «толерантность». Познакомьтесь со словарными статьями и подумайте, зачем русскому языку это заимствованное слово. (Среди значений слова «терпимость» отсутствует значение уважение). 1. Терпимость – «терпимость разных вер, разных исповеданий, личных убеждений… Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению». (Словарь В.И. Даля). 2. Терпимость – «способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо». (Словарь русского языка в четырех томах). ЛКЗ № 2. Прочитайте тексты публицистического стиля В.А. Тишкова и Д. С. Лихачева и закончите предложение: «Терпение и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении _______________(ее познать и заимствовать из нее все ценное и полезное)» Толерантность – это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой веры.. (В. А. Тишков. Этнология и политика – М., 2001.С. 110). Население Петербурга с самого начала было многонациональным. Его главная улица – Невский проспект стал своеобразным проспектом веротерпимости, где бок о бок с православными церквами находились церкви голландская, немецкая, католическая, армянская, а в близи от Невского – финская, шведская, французская. Не все знают, что самый большой и богатый буддийский храм в Европе был построен именно в Петербурге. В Петрограде же была построена богатейшая мечеть. (Д. С.Лихачев). ЛКЗ № 3 (работа с терминами). Выпишите в первый столбик бесспорно толерантные слова и выражения, а во второй – слова, обозначающие отклонения от толерантных норм межэтнических отношений (ученики выполняют это задание вместе с учителем обществознания, параллельно комментируя понятия, выделенные жирным шрифтом). Согласны ли вы, что ксенофобия – это племенное, стадное чувство? В настоящее время учеными часто употребляется выражение безопасная речевая личность. Подумайте, в чем актуальность появления этого понятия и какой смысл вкладывают в него. Дружба народов, агрессия, гуманизм, межнациональная рознь, расизм, веротерпимость, экстремизм, миролюбие, ксенофобия,, политическая конфронтация, этническая дискриминация, милосердие, шовинизм, конфликтность. Справочный материал: Экстремизм (< лат. extremus крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике). Ксенофобия (гр. xenos чужой + < гр. phobos страх) – нетерпимость ко всему чужому. Расизм (фр.) – антинаучная, реакционная, человеконенавистническая теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные» расы. Дискриминация (< лат. discriminatio различение) – 1) ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.; 2) в международных отношениях – установление для какого-либо государства, его учреждений или граждан меньших прав, чем для другого государства, его учреждений или граждан. Шовинизм (соб. фр.) – крайний национализм, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти; ш. наиболее полно проявился в политике фашизма. («Словарь иностранных слов». – М.: 1980). Комментарий учителя обществознания: да, в основе всех терминов, обозначающих отклонения от толерантных норм межэтнических отношений, лежит понятие «конфликтность». Вопрос: в чем причина конфликтности или враждебности? Комментарий для учителя. Учащиеся находят ответ на этот вопрос в тексте С. В. Оболенской «Образ немца в русской народной культуре 18-19 вв.»: «… в том, что логика разума отступает перед логикой инстинкта». И далее во время анализа данного текста публицистического стиля вместе с учителем-словесником выясняют, что это связано в первую очередь со сложившимися этническими стереотипами, то есть стандартными представлениями, имеющимися у большинства людей о том или ином этносе, нации, национальности, которые необходимо преодолевать, чтобы жить в мире цивилизованном, принимающем толерантность. ЛКЗ № 4. Прочитайте текст и определите его тему. Насколько актуальна и общественно значима тема «свои – чужие» («мы – другие») в контексте развития национальных предрассудков и предубеждений в современном мире? Что, по-вашему, нужно делать, чтобы логика разума все реже отступала перед логикой инстинкта? Сформулируйте свои пожелания в виде программы действий. Возникновение коллективных представлений народов друг о друге – чрезвычайно сложный и противоречивый процесс. Удивительна устойчивость никогда не затухающего в сознании человека представления о «своих» и «чужих», инстинктивное отталкивание всего чужого как непонятного и неприемлемого. С этим, вероятно, основным, определяющим, стереотипом в отношении к другим народам связываются и другие устойчивые представления, характеризующие действительные или мнимые черты национального характера. Француз отличается легкомыслием, англичанин деловит и флегматичен, немец расчетлив – таких расхожих, но весьма устойчивых характеристик можно привести множество. Вместе с тем удивительна и внезапность возникновения – чаще всего в экстремальных ситуациях – предрассудков и предубеждений одного народа против другого. Из смешения фантазии и реальности быстро складываются новые представления и оценки, стремительно выступающие на первый план и оттесняющие или искажающие многие прежние суждения… Логика разума, приобретенная человеком в процессе развития сознания, отступает перед древнейшей логикой инстинкта, перед никогда не затухающим представлением о «своих» и «чужих». Когда эти процессы приобретают массовый, эпидемический характер, наступают хорошо известные периоды коллективной слепоты и коллективного безумия. (С.В. Оболенская. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв.). Обсуждение актуальных вопросов с учителем обществознания: - Какие события с наступлением нового тысячелетия катастрофически изменили мир и наше мироощущение? (Учащиеся, конечно, называют террористический налет 11. 09. 2001 г. на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, говорят о нем, как о событии, которое дало начало новому делению мира: мира, отвергающего толерантность, провозглашающего фанатизм, фундаментализм и тоталитаризм, и мира, цивилизованного, борющегося с терроризмом). - Какие проявления национальной вражды вы можете отметить в нашей стране и в Санкт-Петербурге? ЛКЗ № 5. Работа над портретом толерантного и интолерантного человека вместе с учителем-словесником. Перед вами «триада враждебности», определяемая такими чувствами, как гнев, презрение, отвращение. а) подберите антонимы к данным словам (доброта, уважение, приятие) и таким образом составьте портрет толерантного человека; б) продолжите работу в таблице, предложив свои варианты толерантного и интолерантного поведения. Портрет
ЛКЗ № 6. Класс вместе с учителем обществознания приступает к дискуссионной части урока. Вопрос для дискуссии: какой из трех вариантов толерантности оказывается органичным для вас и почему?
ЛКЗ № 7. Анализ поэтического текста. Мы У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки. Мы - ______ слова. И _______ поступки. (Н. Ф. Щербина, 1860) а) восстановите деформированный текст с помощью эпитетов (европейские, азиатские) и объясните свой выбор; б) какие лексические сигналы помогли вам это сделать (контекстуальные антонимы голова-сердце, слова-поступки)? в) не устарела ли, с вашей точки зрения, эта формула «мы»? III этап – создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество) Напишите эссе на тему «Что должна включать, по-вашему, толерантная модель поведения человека в гражданском обществе»? |
Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек... Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания,... |
Конкурс проводится по следующим История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,... |
||
Подготовка к контрольой работе Мой красивый русский подруга/ весна и осень/ часто/ переводить/русская литература/с русский язык/ на немецский язык/ без словарь./... |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 9 класса Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов... |
||
Конкурсы для педагогов от имц «олимп» От кого История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,... |
Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и... История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,... |
||
Всероссийской олимпиады школьников В октябре месяце в школе прошли олимпиады по следующим предметам: математика, русский язык, русская литература, английский язык,... |
Егэ по физике 1 На сайте представлены on-line тесты для абитуриентов по основным школьным дисциплинам. В настоящее время доступны тесты по следующим... |
||
Тематическое планирование урок Русский язык один из развитых языков мира Русский язык. 6 класс: поурочные планы но учебнику М. Т. Баранова и др. / авт сост. С. С. Колчанова. — Волгоград: Учитель, 2009.... |
Курсовая подготовка Звания, награды Скрипка Татьяна Ивановна 34 директор... «Русский язык и литература» специализация «прикладная журналистика», учитель русского языка и литературы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |