Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности»




Скачать 88.51 Kb.
Название Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности»
Дата публикации 07.10.2014
Размер 88.51 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История > Урок
Г.В. Шелгунова, учитель-словесник,

О.Б. Калинина, учитель обществознания

гимназии № 171
Интегрированный урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.)

«XXI век: язык толерантности, а не конфликтности».
Эпиграфом к уроку взяты слова А. де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Цели урока:

  • формировать представление о духовно-социальном концепте «толерантность»;

  • развивать критическое мышление, необходимое для моделирования личностной системы ценностей;

  • совершенствовать навыки анализа текста;

  • формировать умение создавать текст дискуссионного характера в публицистическом стиле;

  • воспитывать качества, характеризующие поведение толерантной личности.


I этап – создание творческой мотивации

Слово учителя: сегодня слово «толерантность», пришедшее, кстати, из немецкого языка, считается модным, вместе с тем вопросы и проблемы, связанные с этим понятием, именно сегодня, в 21 веке, стоят перед нами очень остро. Задача нашего урока не только вспомнить термины, разобраться в знакомых понятиях, но и расширить языковую картину мира через осознание концепта «толерантность».
II этап – решение лингвокультурологических задач

(языковых и речевых)

Рассмотрим, как решаются ЛКЗ и реализуются цели урока на разных его этапах, где учитель обществознания берет на себя «историческую» часть урока (работа с историческим документом, терминами, проведение дискуссии), а учитель-словесник – «лингвистическую» часть урока (работа с исторической справкой, словарными статьями, текстами публицистического стиля, с поэтическим текстом).
Слово учителя обществознания (работа с международным документом). По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен ООН Международным годом толерантности. 16 ноября отмечается в календаре как Международный день толерантности. В 1995 году ЮНЕСКО приняла исторический документ - Декларацию принципов толерантности. Толерантность рассматривается как одна из категорий, связанных с философией ненасилия. Прочитайте выдержки из Декларации принципов толерантности и назовите основные признаки толерантности (терпимость к различиям среди людей; умение жить, не мешая другим; способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других; уважение к чужой культуре и т.д.).

Слово учителя-русиста (работа с исторической справкой латинско-русского словаря). Латинско-русский словарь (М., 1976) соотносит слово tolerantia с глаголом tollo «поднимаю» и в качестве основного значения указывает «выносливость, терпение», то есть чисто физические характеристики воина, преодолевающего препятствия. Отсюда понятно значение, отмеченное у слова в средневековой латыни: «терпеливость, элемент стойкости, благодаря которой человек упорствует в исполнении замысла». Понимание толерантности как терпимости к другому мнению, очевидно, могло появиться в эпоху Возрождения с его культом человека, а как веротерпимости – в эпоху Просвещения.
- Вопрос: Какие эквиваленты слова «толерантность» прозвучали в исторической справке? (Терпение, терпеливость, терпимость, веротерпимость).
ЛКЗ № 1. Понятие «толерантность» входит во все европейские языки. В русском языке существительное «терпимость» долгое время рассматривалось как эквивалент слова «толерантность». Познакомьтесь со словарными статьями и подумайте, зачем русскому языку это заимствованное слово. (Среди значений слова «терпимость» отсутствует значение уважение).

1. Терпимость «терпимость разных вер, разных исповеданий, личных убеждений… Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению». (Словарь В.И. Даля). 2. Терпимость – «способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо». (Словарь русского языка в четырех томах).
ЛКЗ № 2. Прочитайте тексты публицистического стиля В.А. Тишкова и Д. С. Лихачева и закончите предложение: «Терпение и уважение к другой культуре выражаются не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении _______________(ее познать и заимствовать из нее все ценное и полезное)»
Толерантность – это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой веры.. (В. А. Тишков. Этнология и политика – М., 2001.С. 110).
Население Петербурга с самого начала было многонациональным. Его главная улица – Невский проспект стал своеобразным проспектом веротерпимости, где бок о бок с православными церквами находились церкви голландская, немецкая, католическая, армянская, а в близи от Невского – финская, шведская, французская. Не все знают, что самый большой и богатый буддийский храм в Европе был построен именно в Петербурге. В Петрограде же была построена богатейшая мечеть. (Д. С.Лихачев).

ЛКЗ № 3 (работа с терминами). Выпишите в первый столбик бесспорно толерантные слова и выражения, а во второй – слова, обозначающие отклонения от толерантных норм межэтнических отношений (ученики выполняют это задание вместе с учителем обществознания, параллельно комментируя понятия, выделенные жирным шрифтом). Согласны ли вы, что ксенофобия – это племенное, стадное чувство? В настоящее время учеными часто употребляется выражение безопасная речевая личность. Подумайте, в чем актуальность появления этого понятия и какой смысл вкладывают в него.
Дружба народов, агрессия, гуманизм, межнациональная рознь, расизм, веротерпимость, экстремизм, миролюбие, ксенофобия,, политическая конфронтация, этническая дискриминация, милосердие, шовинизм, конфликтность.
Справочный материал:

Экстремизм (< лат. extremus крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике).

Ксенофобия (гр. xenos чужой + < гр. phobos страх) – нетерпимость ко всему чужому.

Расизм (фр.) – антинаучная, реакционная, человеконенавистническая теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные» расы.

Дискриминация (< лат. discriminatio различение) – 1) ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.; 2) в международных отношениях – установление для какого-либо государства, его учреждений или граждан меньших прав, чем для другого государства, его учреждений или граждан.

Шовинизм (соб. фр.) – крайний национализм, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти; ш. наиболее полно проявился в политике фашизма. («Словарь иностранных слов». – М.: 1980).
Комментарий учителя обществознания: да, в основе всех терминов, обозначающих отклонения от толерантных норм межэтнических отношений, лежит понятие «конфликтность».

Вопрос: в чем причина конфликтности или враждебности?

Комментарий для учителя. Учащиеся находят ответ на этот вопрос в тексте С. В. Оболенской «Образ немца в русской народной культуре 18-19 вв.»: «… в том, что логика разума отступает перед логикой инстинкта». И далее во время анализа данного текста публицистического стиля вместе с учителем-словесником выясняют, что это связано в первую очередь со сложившимися этническими стереотипами, то есть стандартными представлениями, имеющимися у большинства людей о том или ином этносе, нации, национальности, которые необходимо преодолевать, чтобы жить в мире цивилизованном, принимающем толерантность.

ЛКЗ № 4. Прочитайте текст и определите его тему. Насколько актуальна и общественно значима тема «свои – чужие» («мы – другие») в контексте развития национальных предрассудков и предубеждений в современном мире? Что, по-вашему, нужно делать, чтобы логика разума все реже отступала перед логикой инстинкта? Сформулируйте свои пожелания в виде программы действий.
Возникновение коллективных представлений народов друг о друге – чрезвычайно сложный и противоречивый процесс. Удивительна устойчивость никогда не затухающего в сознании человека представления о «своих» и «чужих», инстинктивное отталкивание всего чужого как непонятного и неприемлемого. С этим, вероятно, основным, определяющим, стереотипом в отношении к другим народам связываются и другие устойчивые представления, характеризующие действительные или мнимые черты национального характера. Француз отличается легкомыслием, англичанин деловит и флегматичен, немец расчетлив – таких расхожих, но весьма устойчивых характеристик можно привести множество.

Вместе с тем удивительна и внезапность возникновения – чаще всего в экстремальных ситуациях – предрассудков и предубеждений одного народа против другого. Из смешения фантазии и реальности быстро складываются новые представления и оценки, стремительно выступающие на первый план и оттесняющие или искажающие многие прежние суждения…

Логика разума, приобретенная человеком в процессе развития сознания, отступает перед древнейшей логикой инстинкта, перед никогда не затухающим представлением о «своих» и «чужих». Когда эти процессы приобретают массовый, эпидемический характер, наступают хорошо известные периоды коллективной слепоты и коллективного безумия. (С.В. Оболенская. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв.).
Обсуждение актуальных вопросов с учителем обществознания:

- Какие события с наступлением нового тысячелетия катастрофически изменили мир и наше мироощущение? (Учащиеся, конечно, называют террористический налет 11. 09. 2001 г. на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, говорят о нем, как о событии, которое дало начало новому делению мира: мира, отвергающего толерантность, провозглашающего фанатизм, фундаментализм и тоталитаризм, и мира, цивилизованного, борющегося с терроризмом).

- Какие проявления национальной вражды вы можете отметить в нашей стране и в Санкт-Петербурге?
ЛКЗ № 5. Работа над портретом толерантного и интолерантного человека вместе с учителем-словесником.

Перед вами «триада враждебности», определяемая такими чувствами, как гнев, презрение, отвращение.

а) подберите антонимы к данным словам (доброта, уважение, приятие) и таким образом составьте портрет толерантного человека;

б) продолжите работу в таблице, предложив свои варианты толерантного и интолерантного поведения.
Портрет

интолерантного человека

толерантного человека

Гнев

Презрение

Отвращение

Агрессия

Диктат

Равнодушие

Насилие

Доброта

Уважение

Приятие

Понимание

Диалог

Душевность

Компромисс


ЛКЗ № 6. Класс вместе с учителем обществознания приступает к дискуссионной части урока. Вопрос для дискуссии: какой из трех вариантов толерантности оказывается органичным для вас и почему?

  1. Принять «другого», то есть быть с ним, как с собой;

  2. Понять «другого» (рассудочно объяснить и оправдать ценностную уникальность «другого»);

  3. Жить просто рядом с «другим», (жить, не оправдывая «другого», но и не отвергая его присутствия).


ЛКЗ № 7. Анализ поэтического текста.

Мы

У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки.

Мы - ______ слова.

И _______ поступки. (Н. Ф. Щербина, 1860)
а) восстановите деформированный текст с помощью эпитетов (европейские, азиатские) и объясните свой выбор;

б) какие лексические сигналы помогли вам это сделать (контекстуальные антонимы голова-сердце, слова-поступки)?

в) не устарела ли, с вашей точки зрения, эта формула «мы»?
III этап – создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество)
Напишите эссе на тему «Что должна включать, по-вашему, толерантная модель поведения человека в гражданском обществе»?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек...
Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания,...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Конкурс проводится по следующим
История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Подготовка к контрольой работе
Мой красивый русский подруга/ весна и осень/ часто/ переводить/русская литература/с русский язык/ на немецский язык/ без словарь./...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для учащихся 9 класса
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Конкурсы для педагогов от имц «олимп» От кого
История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Общероссийский проект конкурсов методических разработок уроков и...
История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика,...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Всероссийской олимпиады школьников
В октябре месяце в школе прошли олимпиады по следующим предметам: математика, русский язык, русская литература, английский язык,...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Егэ по физике 1
На сайте представлены on-line тесты для абитуриентов по основным школьным дисциплинам. В настоящее время доступны тесты по следующим...
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Тематическое планирование урок Русский язык один из развитых языков мира
Русский язык. 6 класс: поурочные планы но учебнику М. Т. Баранова и др. / авт сост. С. С. Колчанова. — Волгоград: Учитель, 2009....
Урок речевого развития: русский язык, литература, обществознание (2 час.) «Xxi век: язык толерантности, а не конфликтности» icon Курсовая подготовка Звания, награды Скрипка Татьяна Ивановна 34 директор...
«Русский язык и литература» специализация «прикладная журналистика», учитель русского языка и литературы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции