Скачать 27.33 Kb.
|
история зарубежных литЕРАТУР втоРоЙ Половины ХХ вЕКА (36 часов) 40-е – 50-е – Идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи европейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште. 60-е – 70-е – Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за «идеалы». Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация. 80-е – 90-е – Конец холодной войны, крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антиглобализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира. *** 40-е – 50-е – поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи – история как трагедия, история как порочный круг (Г. Казак, Э. Юнгер), исторический сбой (отклонение европейской цивилизации от прогрессивного пути); острая конфронтация идей – усиление религиозного мировоззрения (особенно католического – Э. Ланггессер, Г. Марсель, Г. Грин, У. Голдинг) противостоит популярности левых идей и атеизму. Национальная и эстетическая специфика решения антивоенной темы (Г. Грасс, Г. Белль, Н. Мейлер, А. Зегерс, 3. Ленц, И. Шоу, Дж. Джонс, Р. Мерль, У. Голдинг). Поиски самоидентификации личности – национально-культурная, социальная идентичность (мы – они) уступает место осознанию индивидуальной инакости (я – они) – оказывается одной из характеристик, определяющих литературный прогресс вплоть до конца 60-х годов. (Т. Пинчон, Дж.П. Донливи, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, «рассерженные молодые люди», «битники», М. Дюрас, А. Моравиа). 50-е годы – период сближения и взаимовлияния литератур, как в сфере идей, так и в эстетической практике. Раздвигаются не только национальные, но и временные границы. Во Франции и Великобритании открывают театр Фриша и Дюрренматта, возрождают интерес к немецкоязычному роману Т. Манна, Р. Музиля, Г. Гессе (популярность Гессе не спадает до середины 70-х годов). Особенно популярен в Европе и США Дж. Оруэлл («1984», «Скотный Двор»). Германия вновь открывает литературу США: Джон Дос Пассос, Уильям Фолкнер. Популярность «современных» американских писателей (Э. Хемингуэй, У. Сароян, Т. Капоте, Дж. Сэлинджер) становится знаковой в общеевропейских культурных изменениях. «Антитрадиционалистские» тенденции в конце 50-х – 60-е годы. Французский «новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор, К. Симон). «Новый журнализм», эстетические поиски Джона Барта, Т. Пинчона в США, У. Голдинга, А. Мердок, Дж. Фаулза. «Театр абсурда». Противоречие теоретических манифестаций (обвинение традиционной литературы в использовании стереотипных приемов, скрывающих реальность) и художественной практики (сужение репертуара приемов, гипертрофия авторского самосознания, литературная игра). «Открытие» эстетически родственных тенденций в литературе 30-40-х годов (Х.Л. Борхес, Брайон О'Нолон, В. Набоков). Закат европоцентризма и феномен латиноамериканского романа (Х. Кортасар, Г. Маркес). Сдвиг в традиционных понятиях «статус художника», «статус художественного текста». Новое осмысление традиционной дихотомии «искусство – реальность». 70-е – 80-е годы – «карнавализация» литературы: параллельное сосуществование и взаимопроникновение «пара-культуры» и «интеллектуального романа». Сдвиги в осознании статуса художественного произведения и роли художника. Расширение сферы объектов изображения. Реальность, включая внутренний мир, перестает быть главным и «достойнейшим» для изображения. Возможные миры (воображаемые, галлюциногенные, аллегорические конструкты, фэнтаси и т.д.) более не расцениваются как признак маргинальной литературы. Маркированная сотворенность художественного мира (наличие автора-творца, фиктивность, интертекстуальность), его зависимость от конвенций осознаются читателем как необходимый признак современности (постмодернистичности) литературного произведения. (И. Кальвино, Дж. Барт, У. Эко, Дж. Фаулз, Г. Маркес). 90-е годы – расширение художественного репертуара, возвращение традиционных конвенций в условиях неоспоримого права литературы на фиктивность. Конец 20 века – период «мирного сосуществования» большинства ярких тенденций художественной жизни трех последних веков. (М. Эмис, П. Акройд, И. Уэлш). |
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней Сергиев Посад существует детско-юношеская студия авторской песни, в которой я работаю – «обучаю играть на гитаре», петь. Как любое... |
Бежаницы У одних отзовется ностальгической болью в сердце, у других, может статься, вызовет ироническую улыбку. Но как бы то ни было, это... |
||
Вопрос №1: История как наука (предмет, цель…) История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов |
Вопросы к экзамену по курсу «история отечественной литературы третьей трети XIX века» Народничество: представители, идеи, теоретические манифесты Г. И. Успенский как представитель народничества |
||
Программа дисциплины История зарубежной литературы Средневековья, во многом повлиявших на последующее культурное развитие, раскрыть многогранность литературы эпохи Ренессанса, эпохи... |
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История... Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной... |
||
Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира Шекспирова трагедия положительно тонет в безбрежном море толкований, окружающем ее. Вот почему всякое новое сочинение на эту тему... |
Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта... |
||
Тема исторического прошлого Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов".... |
Олега Мороза "1996: как Зюганов не стал президентом" «развал в проклятые девяностые преодолен порядком и вертикалью власти» такие книги, как Ваша, особенно нужны. Спасибо за Ваш труд!... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |