Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты




Скачать 206.37 Kb.
Название Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты
Дата публикации 04.10.2014
Размер 206.37 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы

Евгений Львович Немировский

Изобретение Гуттенберга

Из истории книгопечатания. Технические аспекты


Оглавление


Глава I 3

1.1Печатная форма 4

1.2Принцип набора 6

1.3Штампы 7

1.4Чеканка монеты
10

1.5Тиснение на переплетах 12

1.6Диск из Феста и истоки наборного принципа 14

1.7Наборная техника древних римлян 15

1.8Наборные штампы европейского средневековья 17

1.9Печать по ткани 20


Глава I


  1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

Непостижимы судьбы царств земных,
Эпохи процветанья и паденья!


Ли Хван, корейский поэт XVI в.

Осваивая законы бытия, ставя себе на службу все новые и новые достижения талантливого ума, люди активно используют опыт предшествующих поколений. Вне этого прогресс немыслим. Едва научившись говорить, человечество задумалось над тем, как фиксировать, закреплять, а впоследствии и передавать в пространстве и времени те навыки и знания, которые повседневно накапливались в общении людей с окружающим их миром.

Так появились письмо, затем - книга, а впоследствии и книгопечатание.

"История ума представляет две главные эпохи, - утверждал русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), - изобретение букв и типографии: все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир - особенно в наше время, при нынешних успехах разума".

Эти слова были произнесены в начале XIX столетия. Но они справедливы и сегодня - почти 200 лет спустя.

А великий русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) говорил, что "мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания".

Любое изобретение, как самое великое, круто изменившее условия человеческого бытия, так и самое малое, последствия которого подчас трудно обнаружить, должно быть подготовлено. Важнейшую роль играют социально-политические и экономические условия, в которых изобретение возникает и внедряется в производство. Появившаяся в обществе потребность может стимулировать возникновение технической идеи, способствовать ее скорейшему осуществлению в дереве и металле. Отсутствие же такой потребности ставит подчас непреодолимые преграды на пути новатора, замыслившего усовершенствовать производственный процесс. Так появляются преждевременные изобретения, которых в истории человечества великое множество.

Автора этих строк в данный момент интересует логика технического развития. Поэтому на страницах нашей книги разговор будет идти не столько об экономической подготовленности и своевременности появления тех или иных новаций. Исходя из этого, рассказ о возникновении книгопечатания мы начнем со знакомства с техническими идеями, которые подготовили незабываемый подвиг Иоганна Гутенберга.

Прежде чем начать наш рассказ, целесообразно привести здесь основные дефиниции, определения. Под книгопечатанием мы понимаем комплекс производственных процессов, осуществляемых с целью изготовления печатной книги. Термин этот используют, когда речь идет о книжном деле прошедших столетий. Применительно к современному книгопроизводству употребляют термины полиграфия, полиграфическое производство, полиграфическая промышленность. Происходят эти слова от греческого полис, что значит многий, и от графе, что переводится как пишу, рисую. В буквальном переводе полиграфия это многописание, т.е. размножение в сравнительно большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка.
  1. Печатная форма


Сущность полиграфического процесса, составляющего материально-техническую основу книгопечатания, заключается в формировании аналогичного какому-то первичному оригиналу красочного слоя и его передаче на некоторую воспринимающую поверхность, например на бумагу.

Исходные материалы для такого процесса - краска и листы бумаги. Краску нужно перенести на бумагу так, чтобы она попала лишь на строго определенные участки листа, образовав на нем некий текст или изображение. Чтобы осуществить это, необходимо подумать о создании так называемой формы - устройства, с помощью которого формируется необходимое нам изображение. В простейшем случае это - специальная, особо обработанная поверхность. Попробуем нанести краску на гладкую и ровную металлическую пластину, а затем прижать к этой пластине лист бумаги. Краска перейдет на лист и создаст на нем сплошную закрашенную поверхность, которую нередко называют плашкой. Чтобы краска не переходила на какие-то участки, нужно соответствующим образом обработать отдельные места пластины. Участки, которые передают краску на лист, называют печатающими, а которые не передают - пробельными. Самое простое - разделить эти участки в пространстве, сделать одни участки возвышенными, а другие - углубленными. Для этого надо взять острый инструмент и углубить на пластине те места, которые не должны передавать краску на бумагу В этом случае, как сейчас говорят полиграфисты, получается форма высокой, или типографской печати. Когда мы будем наносить на такую поверхность краску, она ляжет на возвышенные участки, и именно они впоследствии войдут в соприкосновение с листом бумаги.




Схема классических способов печати:

высокая печать (вверху),
глубокая печать (в центре слева),
плоская печать (в центре справа).

Внизу в увеличении изображены печатные формы высокой, глубокой и плоской печати

Типографская литера.


Схема:

а - очко,
б - заплечики,
в - головка,
г - ножка,
д - кегль,
е - толщина литеры,
ж - рост литеры,
з - сигнатура





Со временем будут изобретены и другие способы изготовления печатной формы. Научатся, например, заполнять краской углубленные участки, а с возвышенных их удалять. Такой способ получит название глубокой печати.

Появятся и способы, в которых разделение пробельных и печатающих элементов будет осуществляться химическими методами. Одни участки, их называют олеофильными, будут хорошо воспринимать жирную краску, а другие - гидрофильные - хорошо воспринимать жидкость и отталкивать краску. Такой способ получит название плоской печати. В специальной литературе эти три способа - высокой, глубокой и плоской печати обычно называют классическими.

В XX столетии появятся способы, в которых разделение печатающих и пробельных элементов будет осуществляться электростатическими или электромагнитными методами. А затем возникнет устройство, которое автор этих строк в 1956 г. назвал переменной печатной формой.

С особенностями, преимуществами и недостатками всех этих форм, с обстоятельствами, при которых они появились, мы в свое время познакомим читателя.
  1. Принцип набора


Другой важной особенностью полиграфического процесса является тот факт, что при изготовлении текстовой печатной формы, предназначенной для воспроизведения текстового материала, используют наборный принцип. В самом простейшем случае форму составляют из заранее изготовленных элементов - типографских литер. Каждая литера - это металлический брусок с рельефным зеркальным изображением той или иной буквы или какого-либо знака. Верхняя торцовая часть головки литеры носит название очка. Расстояние от нижней торцовой поверхности до очка именуется рост, а между верхней и нижней стенками - кегль. Нужно назвать еще углубление - сигнатуру, по которой наборщик на ощупь определяет правильность положения литеры.

Преимуществ у наборной формы несколько. Первое и самое главное - простота изготовления: форма составляется из уже готовых элементов. Второе преимущество - возможность повторного и неоднократного использования одних и тех же литер для воспроизведения различных текстов в разных книгах. Третье преимущество - легкость, а следовательно, и дешевизна процесса исправления, корректуры формы. Отдельную литеру, поставленную не на свое место, заменить проще, чем исправлять ошибку, сделанную в процессе изготовления формы, представляющей одно целое.

Со временем способы набора неузнаваемо изменились: были изобретены машинописный, фотографический, компьютерный виды набора. Но суть процесса осталась прежней. Распространенный в настоящее время термин безнаборная печать в существе своем неверен. Читатель поймет это, когда познакомится с видами набора, появившимися в конце XIX и в XX вв.

Изобретение книгопечатания многоаспектно. Оно как бы складывается из различных процессов, которые подчас можно отнести к различным областям науки и техники. Отдельные составляющие части полиграфического процесса возникли задолго до Иоганна Гутенберга. "Открытие Гутенберга с технической стороны, - справедливо отмечал В.И. Вернадский, - имело длинную и медленную историю. Он применил в своем деле, несколько изменив, те аппараты и приборы, которые были выработаны долгой историей техники и вначале служили совсем для других целей" . Это ни в коей мере не умаляет заслуг великого изобретателя, ибо ни одно открытие не рождается на пустом месте, но представляет собой наиболее оптимальную комбинацию уже известных устройств и приемов. Но историку надлежит разобраться в том, как и когда возникли материально-технические предпосылки книгопечатания и какой путь они прошли.
  1. Штампы


Технические истоки полиграфического процесса следует искать в бескрасочном формировании рельефных изображений. Суть способа состояла в изготовлении рельефной печатки-штампа и в оттискивании с ее помощью рисунков, а впоследствии и текстов на мягком материале - увлажненной глине, коже... Способ возник на заре человеческой цивилизации одновременно в самых различных уголках земного шара и был связан преимущественно с воспроизведением знаков собственности, удостоверяющих личность владельца и принадлежность ему той или иной вещи, предмета, животного... Отсюда прямой путь к номерам-жестянкам, которые ретивые хозяйственники прикрепляют к каждому предмету, составляющему интерьер служебного помещения-офиса. Отсюда и наши печати, удостоверяющие подлинность, а иногда и неприкосновенность документа. Правда, в большинстве своем они воспроизводят красочные оттиски, но в недавнее время бытовали, а частично бытуют и сегодня печати-штампы, делающие оттиск на расплавленном сургуче. В древности рельефные знаки собственности оттискивали, например, на глиняных пробках, закупоривавших сосуды с вином. Или выжигали раскаленным штампом на шкуре домашнего животного.

Очень рано появились комбинированные шрифтовые и изобразительные печатки-штампы. Немало таких штампов породила во многом загадочная цивилизация Мохенджо-Даро, существовавшая в III-II тыс. до Р.X. в долине реки Инд на северо-западе полуострова Индостан. Кроме шрифтовых знаков, на печатках изображены слоны, буйволы, ящеры. Некоторые исследователи утверждают, что все эти плакетки были амулетами и не предназначались для оттискивания. В таком случае нельзя объяснить, почему они сделаны выпукло-рельефными.




Оттиск штампа на пробке амфоры. II тыс. до Р.Х.

Цилиндрическая печатка Месопотамии





Печатки Мохенджо-Даро



Оттиск цилиндрической печатки-штампа

Никаких сомнении не вызывает функциональная предназначенность печаток народов Месопотамии, живших в долине между реками Тигр и Евфрат. Они выполнены в виде цилиндриков - специально, чтобы облегчить оттискивание. Делали их из камня, гравируя на его поверхности углубленные изображения. Когда печатку прокатывали по мягкому материалу, на его поверхности оттискивалось выпуклое изображение. Такие печатки бытовали в Двуречье еще в дописьменный период - в IV-III тыс. до Р.X. Широкое распространение они получили и позднее - в Вавилоне и в Ассирии.
  1. Чеканка монеты



    Древнеримские штемпели для чеканки монеты



    Чеканка монеты в Древней Руси.
    По миниатюре XVI в.

    Принцип тиснения издавна использовался и при изготовлении монеты - металлических денег, которые, как считают ученые, впервые появились в малоазийском государстве Лидии в VII в. до Р.Х.. Чеканили их из сплава серебра и золота. В Древней Греции и Риме кружок металла помещали между штемпелями в виде металлических брусков, на торцах которых были выгравированы рельефные изображения лицевой и оборотной сторон монеты. Иногда эти штемпели соединяли между собой в виде клещей.

    Само слово монета было одним из прозвищ римской богини Юноны, в храме которой одно время был расположен монетный двор.

    На Руси металлическая монета появилась в Х в., во времена князя Владимира Красное Солнышко.

    Изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг с монетным производством был знаком с детства, ибо отец его был рехенмайстером Майнца и отвечал за чеканку монеты.
  2. Тиснение на переплетах


Более близкий к нашей теме пример - тиснение на кожаных книжных переплетах. Печатная книга полностью и без каких-либо изменений заимствовала переплетную технику рукописания, более подробный разговор о чем еще пойдет ниже. В этой области ни Гутенберг, ни его последователи не сказали ничего нового. В то же время в переплетном деле было много такого, что могло натолкнуть на мысль о полиграфическом процессе.

Книжный переплет возникает с появлением кодекса в I-II вв. после Р. X. (если не считать переплетами футляры древнейших свитков). Тогда же переплеты начали украшать. На коже, которой обтягивали деревянные доски, служившие переплетными крышками, вырезали различные орнаментальные узоры, а затем и фигурные изображения. Переплеты уже в VIII в. украшали с помощью так называемого слепого (бескрасочного) тиснения. Один из старейших примеров - кодекс "апостола Германии" св. Бонифация (680-754), созданный в основанном им Бенедиктинском монастыре в Фульде, с переплетом ирландской работы. В возникшем позднее т.н. готическом переплете такая техника становится широко распространенной. Используют ее и в славянских странах. Кроме обычных плоских штампов, которые разогревали и прижимали к коже, в инструментарии переплетчика появляются различные их модификации, позволяющие увеличить, а точнее удлинить, размеры изображения. Среди них всевозможные качалки и так называемые дорожечники - закрепленные на ручке подвижные цилиндрики, покрытые орнаментальной резьбой. Здесь использован тот же принцип воспроизведения рельефных изображений, что и в цилиндрических печатках Двуречья, о которых шла речь выше.



Переплет XII в. с тисненными украшениями

По крайней мере в XIV в. на переплетах, кроме орнаментальных украшений, появляются и надписи, оттиснутые штампами. Многочисленные примеры приведены в работах Ганса Лубье, Павлины Хамановой и других историков.

Повторяемость штампов орнаментальных изображений не могла не навести на мысль, что таким же образом можно оттискивать надписи. Отсюда прямая дорога к наборному принципу - одному из краеугольных камней книгопечатания.

Каждая печатка-штамп гравируется раз и навсегда. Все рельефные оттиски, полученные с ее помощью, одинаковы. Украшая переплет, можно с помощью всего нескольких штампов покрыть всю его поверхность затейливым орнаментом.

Другое дело - текст. Всякая надпись складывается из определенного числа периодически повторяющихся знаков алфавита. Человеку, который гравировал штамп для воспроизведения надписи, не могла не прийти в голову мысль о том, что многократно вырезая изображение одной и той же буковки, он повторяет одну и ту же операцию. Мысль эта, правда, возникала лишь в том случае, если работа была систематической. Гравер, воспроизводящий надписи эпизодически, о повторяемости знаков не задумывался.

Человек склонен к рационализации, к стремлению упростить и облегчить свой труд. В нашем случае рационализировать его можно следующим образом. Вместо того чтобы многократно гравировать различные надписи, следовало изготовить рельефные зеркальные изображения отдельных знаков. Из них можно составлять штампы для воспроизведения самых различных надписей. Допустимо и повторное использование каждого штампика-литеры. Если же тиснение производилось на мягком материале, например на глине, то
 вообще можно оттискивать один штампик за другим, не собирая их предварительно в общую печатку. Такая идея была постигнута на заре европейской цивилизации - в Крито-Минойскую эпоху.
  1. Диск из Феста и истоки наборного принципа


На острове Крите еще на рубеже IV и III тыс. до Р.X. возникла развитая система письменности, которая была сначала пиктографической, затем идеографической и, наконец, лого-силлабической, или словесно-слоговой. Уже в III тыс. до Р.X. здесь применялись печатки-штампы с пиктографическими изображениями. Как и большинство печатей, они использовались в качестве личных знаков собственности.

В 1908 г. итальянский археолог Луиджи Пернье, раскапывая царский дворец в г. Фесте, отыскал небольшой - диаметром 15,8-16,5 см и толщиной 1,6-2,1 см - диск, изготовленный из обожженной глины. С обеих сторон он был покрыт множеством размещенных по спирали рисуночков, сгруппированных и помещенных в прямоугольные ячейки. Всего таких ячеек 30 с одной стороны и 31 - с другой. В каждой ячейке по 2-7 знаков, общее количество их 241. Ученые сразу заметили, что рисуночки повторялись. Неповторяющихся знаков было всего 45. Не будем рассказывать о дешифровке надписи диска из Феста - это была трудная задача. Однако отметим, что уже первые исследователи установили: одни и те же рисуночки-знаки оттиснуты одним штампом. В распоряжении человека, изготовившего диск, было 45 предварительно выгравированных штампиков, которые он последовательно оттискивал на сырой глине.



Диск из Феста

То, что эта техника не была уникальной, доказала находка, о которой стало известно в 1970 г. На Крите нашли оттиск на глиняной пластиночке знака, изображающего как бы двустороннюю гребенку с ручкой посередине. Точно такой же знак и с того же самого штампика оттиснут на диске из Феста.

Так, едва ли не впервые, был использован принцип, впоследствии положенный в основу изготовления текстовой печатной формы. Техника эта называется наборной. Однако до изобретения книгопечатания, ядро которого она составляет, было еще далеко. Общественной потребности в наборных лечатках-штампах не существовало. Огонек идеи, зажженной на Крите, веками тлел, а порою и затухал.
  1. Наборная техника древних римлян


Какую-то наборную технику использовали древние римляне. Об этом свидетельствует загадочная фраза в одном сочинении Марка Туллия Цицерона (106-43 до Р.X.). Опровергая доводы адептов случайного происхождения мира и видя во всем волю бессмертных богов, прославленный древнеримский оратор прибег к остроумной, но далеко не убедительной аналогии:

"Кто верит, что это (т.е. случайность в создании вселенной. - Е.Н.) возможно, - почему ему не вообразить, что, если бы бросили на землю известное количество знаков, сделанных из золота или из другого материала и представляющих двадцать одну букву, они могли бы упасть, приняв такой порядок, что образовали бы при чтении «Анналы» Энния? Сомневаюсь, чтобы случай дал возможность прочесть хоть один стих"

("Hie ego поп mirer esse quamquam qui sibi persuadeat... mundum effici - ex concursione fortuita. Hoc qui existimet fieri potuisse, поп intelligo, cur поп idem putet, si mnumerabilis unius et vigenti formae litterarum, vel aureae vel qualistibet, aliquo con jiciantur-posse ex his in terram excussis annales Ennii, ut deinceps legi possint, effici").

Напомним, что Квинт Энний (239-169 до P.X.) был известным римским поэтом и драматургом. "Анналы" - его знаменитая эпическая поэма, в которой рассказывалось об истории древнего Рима.

Для какой цели могли быть использованы буквы, изготовленные из металла? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Быть может, это все те же печатки-штампы, что и на Крите, а может, кубики для обучения детей чтению. Некоторые авторы шли дальше и утверждали, что древним римлянам было известно книгопечатание.

В Майнцском музее древней истории можно видеть отдельно отлитые металлические буквы древнеримской латиницы. По краям - небольшие дырочки для гвоздей, которыми буквы прикрепляли к отструганной доске, составляя надписи. Это был принцип набора, так сказать, в чистом виде.

Древние римляне объединили набор с тиснением, конечно же не зная об аналогичных опытах на Крите. Во множестве сохранились римские золотые, серебряные или бронзовые кольца, на внутренней или внешней поверхности которых выгравированы имена или девизы. Иногда надписи штамповали с помощью отдельных пуансонов. В музее Дармштадта хранится кольцо с тисненной штампами надписью: "Memini tui memini et amo" ("Помню тебя, помню и люблю"). Стальными пуансонами римляне маркировали оружие, металлическую посуду. "Римлянам оставалось сделать один шаг, одно простое соображение для того, чтобы открыть книгопечатание..., - полагал академик Владимир Иванович Вернадский. - Но этого шага не было сделано" .

Нечто похожее на высказывание Цицерона мы найдем и в книге древнеримского оратора Марка Фабия Квинтилиана (ок. 35 - ок. 96) "Об образовании оратора", который писал о детских кубиках из слоновой кости: "Non exelhas autem, it quod notum est, irritandae ad discevictum infantiae gratia, elurneas etiam literarum formasin ludum offerre" .
  1. Наборные штампы европейского средневековья


Огонек продолжал тлеть, и варвары, разрушившие Рим, порой старались раздуть его. По-прежнему бытовали детские кубики с буквами, а значит, жив был принцип набора.

В IV в. один из ранних христианских писателей, блаженный Иероним (ок. 347-420), который перевел Библию на латинский язык (этот перевод использован и в изданиях Гутенберга), написал книгу "О воспитании отроковицы". На одной из страниц находим совет, как обучать девочку грамоте:

"Нужно сделать ей буквы либо буковые, либо из слоновой кости и назвать их ей. Пусть играет с ними и, играючи, обучается, и пусть она запоминает не только порядок букв и не только по памяти напевает их названия, но пусть ей неоднократно путают и самый порядок, перемешивая средние буквы с последними, начальные со средними, дабы она знала их не только по звуку, но и по виду".

Не было забыто в средние века и тиснение отдельными штампами. Один из исследователей раннего книгопечатания Отто Хупп опубликовал в 1906 г. сведения о глиняной плите размером 400 Х 260 мм, обнаруженной в бенедиктинском монастыре Прюфенинг близ Регенсбурга. На плите была латинская надпись, сделанная 12 мая 1119 г. по случаю освящения монастырской церкви и содержавшая перечисление святынь, которые хранились в алтаре. Хупп установил, что буквы оттиснуты с помощью отдельных штампиков, изготовленных из дерева, а может быть, и из металла. Надпись содержит 17 строк, в каждой из них по 20-22 буквы. Вдавлены они на глубину около 2 мм. Высота каждой буквы 16-17 мм. Общее число штампов - 30. Пo краям надписи - орнаментальная рамка, также оттиснутая отдельными штампиками.



Тисненная отдельными штампами надпись из монастыря Прюфенинг



В 1885 г. в Англии в аббатстве Чертси была раскопана кирпичная мостовая, сооруженная, как установили ученые, между 1253 и 1258 гг. На кирпичах были надписи, оттиснутые отдельными штампиками.

Выше уже говорилось о тиснении орнаментальных украшений и надписей на книжных переплетах. В XV в. еще до изобретения книгопечатания такие надписи начинают воспроизводить с помощью отдельных штампов. Монах-доминиканец Конрад Форстер из Ансбаха, работавший в 1433-1459 гг., изготовил несколько комплектов штампов для тиснения строчных и прописных литер. Нюрнбергский библиотекарь Фридрих Бок, впервые подробно изучивший деятельность этого мастера, выявил 75 переплетов с тисненными текстовками, вышедшими из мастерской Форстера. Наборные штампы использовали и его ученики. Бок проследил их бытование вплоть до 1489 г. Эрнст Кирис увеличил количество известных переплетов Форстера до 80 и установил, что мастер и его ученики применяли по крайней мере 71 штамп для блинтового тиснения. Этот же исследователь впервые во весь голос сказал о том, что наборные штампы Конрада Форстера были предтечей наборного печатания Иоганна Гутенберга. По мнению Кириса, Гутенберг знал о работах Форстера, и эти работы послужили отправным толчком для изобретения книгопечатания.

Первые сведения о Конраде Форстере относятся к 1431 г. Его имя названо среди других 38 имен монахов доминиканского монастыря Нюрнберга в индульгенции, выданной 31 мая 1431 г. Первые его переплеты с тиснением наборными штампами датируются 1433 г. На переплетах Форстера выштемпелеваны имена как людей, для которых он переплетал книги, так и имена некоторых его учеников. Среди них, например, Вильгельм Круг, который после смерти учителя в 1459 г. возглавил созданную им переплетную мастерскую.

В соответствии с разысканиями Вольфганга фон Штромера, Конрад Форстер изготовил два комплекта наборных буквенных штампов. В первом из них, который использовался в 1433-1438 гг., - 34 прописных и строчных литеры, во втором, которым вытиснены надписи на переплетах 1439-1459 гг. - 35 знаков. Древнейший комплект имеет кегель 10 мм, более поздний - 11,5 мм. На оттисках букв превосходно видны границы отдельных штампов.



Шрифтовые наборные штампы мастера Конрада Форстера

Воспроизводя текст и украшения, Конрад Форстер пользовался, по словам В. Штромера, техникой "высокой" и "глубокой печати". В первом случае идет речь о штампах с рельефным возвышенным изображением, оставлявших углубленные оттиски, во втором - о штампах с рельефным углубленным изображением, оставлявших возвышенные оттиски.

Форстер не был одинок. Аналогичную технику использовали Иоганн Вирсинг из Айхштетта, Иоганн Рихенбах из Гейстлингена - переплетчики цистерцианского монастыря Мариенфельд неподалеку от Мюнстера. Вольфганг фон Штромер недавно установил, что тиснение надписей наборными штампами использовали и майнцские переплетчики. Все они работали в то время, когда Иоганн Гутенберг задумывался над своим изобретением. И конечно же, приемы воспроизведения надписей на переплетах могли стать одной из технических предпосылок типографского искусства.
  1. Печать по ткани


Человечество было издавна знакомо и с печатным процессом, который с неизбежностью предусматривает формирование и перенос красочного слоя. Первым материалом, на котором люди научились оттискивать красочные изображения, была ткань. Процесс именуют выбойкой, набойкой или набивкой. Между этими терминами, по крайней мере в русской литературе, есть и определенные различия. Выбойкой называют изготовление ткани с окрашенным фоном и незакрашенным узором, а набойкой - с окрашенным узором по незакрашенному фону. Смысл процесса состоит в следующем. Прежде всего изготовляют так называемую модель - гравированную на дереве форму с рельефным зеркальным изображением узора, который хотят воспроизвести на ткани. Поверхность модели покрывают краской и плотно прижимают к натянутому полотну. Модели делают из цельного куска твердого дерева - груши, ореха, клена... Гравированный узор может иметь как выпуклую, так и углубленную форму. В последнем случае окрашивается фон, а сам узор остается в цвете ткани.



Деревянная печатная форма для выбойки

Какие-то примитивные методы печати по ткани существовали уже в доисторическую эпоху. Широко распространены они были в античности. История набойки с достаточной полнотой и тщательностью изучена швейцарским исследователем Робертом (Эдуардом) Форрером (1866-1947).

Древнейшим сохранившимся изделием из набивной ткани считают тунику IV в. после Р.X., найденную в 1894 г. в детской гробнице Панаполиса в Верхнем Египте. На европейском континенте набойка бытовала по крайней мере уже в VI в. Об этом свидетельствуют узорные ткани, обнаруженные в гробнице св. Цезария (502-543), епископа Арля.

Старейшие отечественные примеры относят к X-XI вв. Так датируют шерстяную ткань с правильным геометрическим узором, выполненным черной краской, найденную в курганах на берегу Бабиничи у села Левинки на Черниговщине.

Широко распространена набойка в европейском средневековье. Постепенно меняется ее характер. Наряду с орнаментальными узорами на ткань начинают наносить фигурные изображения. Как утверждает Р. Форрер, они появляются в середине XIV в.

Древнейшая сохранившаяся модель - ее датируют 1379 г. - была обнаружена совершенно случайно, когда разбирали старый дом в деревушке Ферте-сюр-Гронь (департамент Соны и Луары во Франции). По имени первого владельца - типографа Жюля Прота гравюру эту именуют "Доской Прота". В течение нескольких столетий доска служила ступенькой лестницы. Размеры гравюры (600 Х 230 мм, толщина 25 мм), сохранившейся лишь частично, свидетельствуют, что она была предназначена для печати по ткани, ибо максимальный формат бумажных листов того времени 600 х 400 мм.




"Доска Прота" - форма для печати по ткани из Ферте-сюр-Гронь и оттиск с нее

Вся форма, видимо, изображала Распятие. На сохранившемся фрагменте изображены римские воины, стоящие перед крестом, на котором был распят Христос. Особый интерес для нас представляет тот факт, что на гравюре изображена ленточка с надписью. Значит, в ту пору уже умели репродуцировать с помощью печатного процесса и текстовые материалы.


Мария с младенцем.
Печать по ткани первой половины XV в.



В конце XIV-начале XV в. в Германии одним из центров набойки становится монастырь св. Екатерины в Нюрнберге. Сохранился фрагмент изготовленной здесь ткани, на которой белым штрихом по зеленому фону изображена Богоматерь с младенцем. В монастыре было составлено и руководство но печати на ткани, дошедшее до наших дней.



Так печатали по ткани во времена Ч. Ченнини.
С современного рисунка

Подробное описание техники набойки, бытовавшей в средневековой Европе, оставил итальянский мастер Ченнино Ченнини (ок. 1370-?). 31 июля 1437 г., находясь в флорентийской долговой тюрьме, он закончил "Книгу об искусстве, или Трактат о живописи", в котором есть глава "О способе украшать ткани набойкой".

"Возьми подрамок вроде затянутой оконной рамы в два локтя длины и один локоть ширины, - писал Ченнини, - на который по всем правилам прибито полотно... Если же тебе нужно раскрасить ткань в количестве шести или двадцати локтей, то сверни ее, а конец помести на названный подрамок. Возьми доску из орехового, грушевого или другого очень твердого дерева величиною с кирпич или с обожженный камень; рисунки на этой дощечке должны быть нарисованы и вырезаны углубленно... На дощечках должны быть изображены все виды узора, который тебе требуется, листья или животные... У доски должна быть ручка, чтобы ее можно было поднимать... Когда захочешь работать, надень на левую руку перчатку, а раньше приготовь тонко стертой с водой черной краски из виноградных лоз".

Поясним, что лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Не исключено, что такая краска использовалась и первыми типографами.

"Затем хорошо высуши эту краску на солнце или на огне, - продолжал Ченнини, - и снова сотри ее; смешай ее с жидким лаком столько, чтобы хватило для работы; часть этой черной краски возьми ложечкой, размажь на ладони (по перчатке) и пройди ею, хорошо смазывая доску там, где она вырезана, так, чтобы не заполнить выемок. Клади доску ровно и последовательно на натянутую на подрамке ткань... Когда... краска хорошо впиталась в ткань или полотно, сними свою модель, намажь ее снова краской и вновь, с большой тщательностью, клади ее столько раз, пока не заполнишь всего куска (ткани)".

Глава оканчивается такими словами: "Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его только тот, кто упорно к нему стремится... " .

Описанный Ченнини процесс в основных чертах сохранился вплоть до XIX в., когда были изобретены тканепечатные машины. Набойка - это в полной мере полиграфический процесс с использованием форм высокой печати. Такой формой служит гравированная деревянная пластина. Способ получения оттисков с деревянных пластин был назван ксилографией (от греческого ксилон, что значит срубленное дерево, и графе - пишу, рисую).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Список использованных источников
Елизаров, И. А. Технические средства автоматизации. Программно-технические комплексы и контроллеры. [Текст]/И. А. Елизаров, Ю. Ф....
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Правила составления, подачи и предварительной экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение
О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г.,...
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon "Евгений онегин" Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение...

Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Когнитивный аспекты
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В. А. Пищальниковой. – М.: Мгэи,...
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Василий Львович Пушкин, родной дядя А. С. Пушкина, родился в Москве 27 апреля 1766 г

Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Сергей Красовский Психологический роман «жестокость-севастополь » Содержание Пролог 1 Глава 5
Треугольник сил. Решение рекрутинговой проблемы. Изобретение механизма «Адвокатура одного дня»
Евгений Львович Немировский Изобретение Гуттенберга Из истории книгопечатания. Технические аспекты icon Когнитивный и психолингвистический аспекты материалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V березинские...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции