Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются




Скачать 0.85 Mb.
Название Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются
страница 1/9
Дата публикации 04.10.2014
Размер 0.85 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. Цели и задачи модуля
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются:

- развить историческое мышление будущих педагогов;

- сформировать профессиональное отношение к педагогическому опыту прошлого и его осмыслению с позиций современности.

Задачи модуля:

- формирование представлений об основных этапах и закономерностях развития историко-педагогического процесса;

- знакомство студентов с педагогическими идеями и системами наиболее выдающихся представителей отечественной и зарубежной педагогики на всех этапах её развития в нашей стране и за рубежом;

- формирование умений критического анализа и обобщения педагогических работ прошлого в целях творческого применения ценных идей и опыта в современных условиях.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История образования и педагогической мысли» завершает цикл педагогических дисциплин теоретического цикла в профессиональном образовании студентов педагогических специальностей на уровне бакалавриата. Она является важным компонентом в формировании полноценной профессиональной компетентности педагогов.

Знакомство с многовековой историей развития педагогической практики и педагогических идей человечества расширяет общую эрудицию и мировоззренческую культуру будущих педагогов. Изучение дисциплины формирует их своеобразное историческое мышление, понимание того, что современный этап развития системы образования и педагогической науки – это лишь этап непрерывного историко-педагогического процесса, которому присущи некоторые архаичные черты старого и зарождающиеся черты нового, будущего времени.

Погружение в мировую и отечественную историю школы и педагогических учений даёт мировоззренческую основу для понимания социального значения сферы образования как одного из действенных факторов прогрессивного развития человеческого общества и понимание причин необходимости образовательных реформ.

Изучение и анализ работ выдающихся педагогов прошлого, выделние новых идей, которые они внесли в педагогическую науку и практику, оценку их актуальности для своего времени и современности способствует развитию аналитических способностей будущих педагогов и формированию их гуманистических нравственных ценностей.

Систематичные межпредметные связи модуля «История образования и педагогической мысли» устанавливаются с другими модулями дисциплины «Педагогика», где студенты получают первоначальные знания о развитии педагогических идей и систем в контексте изучения конкретных тем.

Кроме того, в ходе изучения практически любой темы дисциплины возникает необходимость воспроизведения опорных знаний из курсов зарубежной и отечественной истории. Они необходимы для того, чтобы студенты лучше поняли, какие социально-экономические, политические и культурные факторы влияли на ход историко-педагогического процесса в каждый конкретный исторический период.

Изучение мировоззренческих аспектов развития сферы образования, взаимодействия человека и общества в этой сфере, идеологической борьбы на разных этапах её развития в разных странах обуславливают межпредметные связи дисциплины с философией и социологией
3. Требования результатам освоения модуля
Процесс изучения модуля «История образования и педагогической мысли» направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

1. Изучение и анализ большого объёма теоретического материала по истории образования и педагогики, работ классиков педагогической мысли способствует развитию культуры мышления студентов, их способности к обобщению, анализу информации (ОК-1).

2. Всё содержание учебной дисциплины, знакомство разнообразными педагогическими системами и идеями разных стран в различные исторические эпохи, оценка их значимости для развития педагогической культуры человеческой цивилизации направлено на воспитание у будущих педагогов готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

3. Дискуссионный характер проведения семинарских занятий направлен на развитие способности использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

4. Раскрытие огромного значения сферы образования в прогрессивном развитии общества помогает будущим педагогам осознать социальное значение своей будущей профессии (ОПК-1).

5. Изучение работ педагогов прошлого и других исторических документов развития сферы образования, систематическая подготовка на этой основе обобщающих выступлений для семинарских занятий развивает у студентов способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
В результате освоения данного модуля студент должен:

Знать: 1. Основные исторические этапы и закономерности развития историко-педагогического процесса в нашей стране и за рубежом.

2. Иметь знания о педагогических системах прошлых эпох, оказавших наибольшее влияние на развитие историко-педагогического процесса

3. Иметь знания об идеях и содержании деятельности выдающихся педагогов прошлого.

Уметь: - обобщать и анализировать информацию в процессе изучения различных исторических источников (нормативных документов, работ классиков педагогики, учебной и художественной литературы и т.д.) с профессиональных педагогических позиций, обосновывать свою позицию в дискуссионных вопросах;

- оценивать значение работ и деятельности выдающихся педагогов прошлого для своей эпохи и современного этапа развития педагогической теории и практики, уметь вычленить новаторские идеи педагога и провести аналогию с современными педагогическими проблемами

Владеть навыками: - публичного выступления, дискуссии и по историко-педагогической тематике, подготовки и презентации эссе аналитического характера.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зачётных единиц

Всего часов

Семестр

Общая трудоёмкость модуля

2,6

90

2

Аудиторные занятия

1, 3

45

2

Лекции

0,3

17

2

Семинары (С)

1,0

28

2

Самостоятельная работа

1,3

45

2

Вид итогового контроля

Экзамен




2


5. Содержание модуля

5. 1. Тематический план


Раздел дисциплины. Темы занятий

Количество часов

Итого по разделам

Лекции

Практич.

занятия

Самост.

работа

1. История образования как область научного знания и учебный предмет.

1


1


2


6


1. История образования как область научного знания и учебный предмет (лекция)

1



1


2


2.Установочный семинар (практич. занятие)




2

2

4

2. Педагогика Древнего мира.

2

2

4

8

1. Воспитание и школа в античной цивилизации (лекция).

2




2


4


2. Педагогика цивилизаций Древнего мира (практ. занятие).




2

2

4

3. Педагогика эпохи Средневековья.

4

4

8

16

1. . Воспитание и образование в Западной Европе эпохи Средневековья. Педагогические идеи эпохи Возрождения (лекция).

2




2



4



2. Педагогические идеи западноевропейских гуманистов эпохи Возрождения (практ. занятие).


2


2


4


3. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века (лекция).

2


2


4


4. Литературно-педагогические памятники Древней Руси (пр. занятие).




2

2

4

4. Педагогика Нового времени.

4

10

14

28

1. Зарубежная школа и педагогика в XVII – XIX веках (лекция).

2




2


4


2. Педагогическое учение основоположника педагогической науки Я.А. Коменского (практич. занятие).



2

2

4

3. Выдающиеся западноевропейские педагоги-мыслители эпохи Просвещения (практ. занятие)


2


2


4


4. Западноевропейские педагоги-классики XIX века (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт) (практ. занятие).


2


2


4


5. Образование и педагогическая мысль в России XVIII -XIX веков (лекция).

2



2


4


6. Педагогическое наследие основоположника отечественной педагогической науки К.Д. Ушинского (практ. занятие).




2


2


4


7. Официальная и демократическая педагогика в России XIX века –начала XX века (практ. занятие).




2


2


4


5. Педагогика Новейшего времени.

6

10

16

32

1. Реформаторское педагогическое движение в Западной Европе и США в начале XX века (лекция).

2




2



4



2. Выдающиеся деятели реформаторского педагогического движения в Западной Европе и США на рубеже XIX – XX веков (практ. занятие).


2

2

4

3. Развитие системы народного образования и педагогической науки в СССР в советский период (лекция).

2



2


4


4. Два направления отечественной педагогической мысли первой половины XX века. Становление советской педагогики. Педагогическая мысль российского зарубежья (практ. занятие).



2


2


4


5. Педагогические системы выдающихся отечественных педагогов советского периода (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский) (практ. занятие).





2




2




4


6. Развитие отечественной системы образования и педагогической науки

в 60-е – 90-е годы XX века и постсоветский период (практ. занятие).






2





2





4



8. Развитие образования в Нижнем Новгороде и регионе (практ. занятие).




2


2


4

9. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса (лекция).



2




2



4

Итого:

17

28

45

90


5 2. Содержание разделов модуля

Лекции.

Раздел I: История образования как область научного знания

и учебный предмет.

Тема 1. История образования как область научного знания

и учебный предмет

Предмет истории образования – развитие теории и практики образовательной сферы в различные исторические эпохи, включая и современность, в ее историческом контексте развития. Возникновение и развитие истории педагогики во второй половине XIX века как этап развития педагогической науки. П.Ф. Каптерев – основоположник отечественной истории педагогики. Идеологизация истории педагогики в советскую эпоху. Переосмысление оценок хода историко-педагогического процесса в начале XXI века.

  • Важнейшие методологические принципы изучения историко-педагогического процесса: принцип историзма; принцип сравнительного анализа; принцип объективности.

Задачи истории образования как учебной дисциплины: развитие исторического педагогического мышления, гуманистического мировоззрения, толерантности, критичности мышления будущих учителей, умения работать с педагогическими первоисточниками, воспитание уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям в сфере образования. Требования Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования.

Различные подходы к изучению истории образования: хронологический, региональный, персонифицированный, цивилизационный. Интеграция различных подходов в учебном курсе.

Задания для самостоятельной работы

  1. По материалам различных учебных пособий определите предмет и задачи истории образования как области научно-педагогического знания.

  2. Составьте структурно-логическую схему соотношения понятий «педагогика», «история педагогики», «история образования».

  3. Сравните содержание одной из тем в учебнике «История педагогики» Н.А. Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф. Шабаевой (М., 1982) с аналогичной темой в любом новом учебнике по истории образования. Какие выводы вы сделаете об изменении идеологической направленности истории образования как учебного предмета?

  4. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем:

  • Цивилизационный подход в изучении истории образования.

  • П.Ф. Каптерев – основоположник отечественной истории образования.


Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. – М., 2011.

  2. История образования педагогической мысли: учебное пособие / под ред. Н.С. Зыковой, Ф.В. Повшедной. – Н.Новгород, 2009.

  3. История педагогики и образования: учебное пособие / под ред. З.И. Васильевой. – М., 2009.

  4. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2007.

  5. Корнетов, Г.Б. Педагогика: теория и история: учебное пособие. – М., 2008.

  6. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. – М., 2010.

Дополнительная литература

  1. Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей. – М., 2000.

  2. Константинов, Н.А., Медынский, Е.Н., Шабаева, М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

  3. Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. – 1999. – № 3. – С.43-49.

  4. Корнетов, Г.Б. История педагогики: введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учебное пособие. – М, 2003.

5 . Степашко, А.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1999.

  1. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов. – М., 2006.

  2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /cост. А.И. Пискунов. – М., 1981

  3. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / сост. С.Ф. Егоров. – М., 1986.

Интернет-источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование. Квалификация (степень) «Бакалавр» [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?events_sections=8
Раздел II. Педагогика Древнего мира.

Тема 1. Воспитание и школа в античной цивилизации

Классовый характер воспитания как отражение социально-экономических изменений в обществе. Появление в рабовладельческом обществе воспитательных систем. Педагогика Древней Греции. Афинская и Спартанская системы воспитания. Заимствование античной культуры Древним Римом. Общее и различное в целях и содержании воспитания в крупнейших государствах античного мира. Вопросы педагогики и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и трудах Марка Фабия Квинтилиана.

Влияние идей античной педагогики на развитие сферы образования и европейской цивилизации в целом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания
Целями освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» являются
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа дисциплины «История педагогики и образования. Поликультурное образование»
Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования. Поликультурное образование» являются следующие
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая география» являются формирование систематизированных знаний в области социально-экономической...
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история»
Б для освоения модуля «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в...
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа дисциплины
Целями освоения дисциплины "Введение в логопедическую специальность" являются следующие
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Занятие 1 Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе План
«Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания»; «Дидактика»; «История образования и педагогической мысли», «Социальная педагогика»,...
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Литература и Русский язык Квалификация (степень) выпускника Бакалавр...
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Материаловедение»
Целями освоения модуля «Материаловедения» раздела «Основы материаловедения» формирование и развитие компетенций в области материаловедения...
Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются icon Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции