Скачать 0.85 Mb.
|
1. Цели и задачи модуля Целями освоения модуля «История образования и педагогической мысли» являются: - развить историческое мышление будущих педагогов; - сформировать профессиональное отношение к педагогическому опыту прошлого и его осмыслению с позиций современности. Задачи модуля: - формирование представлений об основных этапах и закономерностях развития историко-педагогического процесса; - знакомство студентов с педагогическими идеями и системами наиболее выдающихся представителей отечественной и зарубежной педагогики на всех этапах её развития в нашей стране и за рубежом; - формирование умений критического анализа и обобщения педагогических работ прошлого в целях творческого применения ценных идей и опыта в современных условиях. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «История образования и педагогической мысли» завершает цикл педагогических дисциплин теоретического цикла в профессиональном образовании студентов педагогических специальностей на уровне бакалавриата. Она является важным компонентом в формировании полноценной профессиональной компетентности педагогов. Знакомство с многовековой историей развития педагогической практики и педагогических идей человечества расширяет общую эрудицию и мировоззренческую культуру будущих педагогов. Изучение дисциплины формирует их своеобразное историческое мышление, понимание того, что современный этап развития системы образования и педагогической науки – это лишь этап непрерывного историко-педагогического процесса, которому присущи некоторые архаичные черты старого и зарождающиеся черты нового, будущего времени. Погружение в мировую и отечественную историю школы и педагогических учений даёт мировоззренческую основу для понимания социального значения сферы образования как одного из действенных факторов прогрессивного развития человеческого общества и понимание причин необходимости образовательных реформ. Изучение и анализ работ выдающихся педагогов прошлого, выделние новых идей, которые они внесли в педагогическую науку и практику, оценку их актуальности для своего времени и современности способствует развитию аналитических способностей будущих педагогов и формированию их гуманистических нравственных ценностей. Систематичные межпредметные связи модуля «История образования и педагогической мысли» устанавливаются с другими модулями дисциплины «Педагогика», где студенты получают первоначальные знания о развитии педагогических идей и систем в контексте изучения конкретных тем. Кроме того, в ходе изучения практически любой темы дисциплины возникает необходимость воспроизведения опорных знаний из курсов зарубежной и отечественной истории. Они необходимы для того, чтобы студенты лучше поняли, какие социально-экономические, политические и культурные факторы влияли на ход историко-педагогического процесса в каждый конкретный исторический период. Изучение мировоззренческих аспектов развития сферы образования, взаимодействия человека и общества в этой сфере, идеологической борьбы на разных этапах её развития в разных странах обуславливают межпредметные связи дисциплины с философией и социологией 3. Требования результатам освоения модуля Процесс изучения модуля «История образования и педагогической мысли» направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций: 1. Изучение и анализ большого объёма теоретического материала по истории образования и педагогики, работ классиков педагогической мысли способствует развитию культуры мышления студентов, их способности к обобщению, анализу информации (ОК-1). 2. Всё содержание учебной дисциплины, знакомство разнообразными педагогическими системами и идеями разных стран в различные исторические эпохи, оценка их значимости для развития педагогической культуры человеческой цивилизации направлено на воспитание у будущих педагогов готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14). 3. Дискуссионный характер проведения семинарских занятий направлен на развитие способности использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). 4. Раскрытие огромного значения сферы образования в прогрессивном развитии общества помогает будущим педагогам осознать социальное значение своей будущей профессии (ОПК-1). 5. Изучение работ педагогов прошлого и других исторических документов развития сферы образования, систематическая подготовка на этой основе обобщающих выступлений для семинарских занятий развивает у студентов способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6). В результате освоения данного модуля студент должен: Знать: 1. Основные исторические этапы и закономерности развития историко-педагогического процесса в нашей стране и за рубежом. 2. Иметь знания о педагогических системах прошлых эпох, оказавших наибольшее влияние на развитие историко-педагогического процесса 3. Иметь знания об идеях и содержании деятельности выдающихся педагогов прошлого. Уметь: - обобщать и анализировать информацию в процессе изучения различных исторических источников (нормативных документов, работ классиков педагогики, учебной и художественной литературы и т.д.) с профессиональных педагогических позиций, обосновывать свою позицию в дискуссионных вопросах; - оценивать значение работ и деятельности выдающихся педагогов прошлого для своей эпохи и современного этапа развития педагогической теории и практики, уметь вычленить новаторские идеи педагога и провести аналогию с современными педагогическими проблемами Владеть навыками: - публичного выступления, дискуссии и по историко-педагогической тематике, подготовки и презентации эссе аналитического характера. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание модуля 5. 1. Тематический план
5 2. Содержание разделов модуля Лекции. Раздел I: История образования как область научного знания и учебный предмет. Тема 1. История образования как область научного знания и учебный предмет Предмет истории образования – развитие теории и практики образовательной сферы в различные исторические эпохи, включая и современность, в ее историческом контексте развития. Возникновение и развитие истории педагогики во второй половине XIX века как этап развития педагогической науки. П.Ф. Каптерев – основоположник отечественной истории педагогики. Идеологизация истории педагогики в советскую эпоху. Переосмысление оценок хода историко-педагогического процесса в начале XXI века.
Задачи истории образования как учебной дисциплины: развитие исторического педагогического мышления, гуманистического мировоззрения, толерантности, критичности мышления будущих учителей, умения работать с педагогическими первоисточниками, воспитание уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям в сфере образования. Требования Государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования. Различные подходы к изучению истории образования: хронологический, региональный, персонифицированный, цивилизационный. Интеграция различных подходов в учебном курсе. Задания для самостоятельной работы
Основная литература
Дополнительная литература
5 . Степашко, А.А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1999.
Интернет-источники 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование. Квалификация (степень) «Бакалавр» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?events_sections=8 Раздел II. Педагогика Древнего мира. Тема 1. Воспитание и школа в античной цивилизации Классовый характер воспитания как отражение социально-экономических изменений в обществе. Появление в рабовладельческом обществе воспитательных систем. Педагогика Древней Греции. Афинская и Спартанская системы воспитания. Заимствование античной культуры Древним Римом. Общее и различное в целях и содержании воспитания в крупнейших государствах античного мира. Вопросы педагогики и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и трудах Марка Фабия Квинтилиана. Влияние идей античной педагогики на развитие сферы образования и европейской цивилизации в целом. |
Рабочая программа модуля Теории обучения и воспитания Целями освоения дисциплины «Теории обучения» модуля «Теории обучения и воспитания» являются |
Рабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология» Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии |
||
Рабочая программа дисциплины «История педагогики и образования. Поликультурное образование» Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования. Поликультурное образование» являются следующие |
Рабочая программа дисциплины (модуля) Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая география» являются формирование систематизированных знаний в области социально-экономической... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история» Б для освоения модуля «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в... |
Рабочая программа дисциплины Целями освоения дисциплины "Введение в логопедическую специальность" являются следующие |
||
Занятие 1 Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе План «Общие основы педагогики. Теория и методика воспитания»; «Дидактика»; «История образования и педагогической мысли», «Социальная педагогика»,... |
Литература и Русский язык Квалификация (степень) выпускника Бакалавр... Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Материаловедение» Целями освоения модуля «Материаловедения» раздела «Основы материаловедения» формирование и развитие компетенций в области материаловедения... |
Рабочая программа учебного курса дисциплины «психология» Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |