Скачать 205.5 Kb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Национальный институт образования Основы источниковедения.10-11 классПрограмма факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 Пояснительная записка Программа факультатива «Основы источниковедения» предназначена для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Актуальность предлагаемого факультатива определяется ролью и значением источниковедения для социально-гуманитарного образования; знакомства учащихся со знаниями и умениями необходимыми в будущей профессиональной деятельности; развитии у учащихся научных запросов и интересов; необходимостью ознакомления учащихся с инструментарием исследователя; подготовки учащихся к продолжению образования в области социально-гуманитарных дисциплин (историк-источниковед, историк-исследователь, текстолог, социолог, философ, архивист, библиограф, документовед, библиотекарь и т.д.). Курс «Всемирной истории» («Всемирной истории новейшего времени») и «Обществоведения» на III ступени общего среднего образования, не ставит задач профессиональной ориентации и не отражает всей специфики именно профессиональной подготовки учащихся в области социально-гуманитарных дисциплин. Поэтому уже в 10—11 классах необходима подготовка учащихся к осознанному выбору этой возможной и чрезвычайно важной (с точки зрения государственных задач) сферы социально-гуманитарной профессиональной деятельности. Источниковедение по праву занимает одно из центральных мест в системе специальной исторической подготовки. Преподавание основ этой дисциплины в общеобразовательных учреждениях обеспечивает формирование у учащихся следующих способов учебно-познавательной деятельности - работать с разнообразными документами, историческими источниками, текстами и ресурсами удаленного доступа (электронными ресурсами Интернета). Цель факультатива – дать представление учащимся об источниковедении и основах научной работы с историческими источниками, с тем, чтобы способствовать гуманитарному и обществоведческому направлению профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования. Задачи факультатива: - сформировать знания об источниковедении, о природе источника как исторического явления и объекта исторического познания; - развивать стремление к дальнейшему образованию на основе формирования умений поиска, отбора и критического анализа источников (создание и систематизация информационной базы исторического исследования; применение научных методов работы с источником для анализа исторических событий); - воспитывать у учащихся чувства уважения к научному труду и профессиональной этике исследователя. Факультатив рассчитан на 70 часов. Он частично интегрируется с курсом «Всемирной истории новейшего времени» в 10—11 классах и построен с учетом дидактических и психолого-педагогических требований. Особенностью исторического образования на III ступени образования и на повышенном уровне изучения предмета является их связь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования в сфере будущей профессиональной деятельности. Эта специфика целей и задач, определяет особенность содержания истории и существенно повышает требования к самообразованию педагога, организации им поисково-исследовательской и рефлексивной деятельности учащихся. В процессе преподавания факультатива рекомендуется проведение лекций, практических работ и семинарских занятий. Практико-ориентированный характер программы определил ее структуру, которая состоит из трех крупных разделов. Раздел первый – «Источниковедение, источник, исследователь» – направлен на знакомство учащихся с теоретическими знаниями факультатива. Наиболее эффективная формы работы в этой части факультатива – лекции и беседы, которые будут более продуктивны, если им предшествует целенаправленная подготовительная работа учащихся, у которых сформированы умения по составлению тезисов, планов, таблиц, конспектов, опыт коммуникативного общения. Раздел второй – «Источники во всемирной истории» – реализуется через выполнение практических работ (в том числе домашних). Они составлены с учетом содержания изучаемого теоретического материала и тех конкретных способов учебной деятельности, которые можно сформировать при его изучении. Организация самостоятельной работы учащихся предполагает поиск и изучение источников, научной литературы, в том числе размещенных на ресурсах удаленного доступа в Интернете; подготовку рефератов по темам как указанным в программе, так и согласованных с педагогом. Раздел третий – «Фальсификации и подлоги исторических источников» – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности в форме семинарских занятий, с присущей им большой ролью поисково-исследовательской и творческой работы учащихся (групповой и индивидуальной). Отбор исторических источников (для проведения практических, семинарских занятий, подготовки сообщений и рефератов), как объектов познавательной деятельности учащихся, произведен в соответствии с дидактико-методическими и познавательно-историческими критериями. Дидактико-методические критерии – исторические источники должны быть: а) органически связанными с программным материалом по истории, способствующими освоению ключевых знаний и умений, необходимых для социально-гуманитарной профессиональной ориентации; б) доступными по содержанию и объему для учащихся 10-11 классов; в) позволяющими стимулировать познавательный интерес к изучению исторического прошлого; Познавательно-исторические критерии. Исторические источники должны быть: а) многоаспектными – освещать разные аспекты исторических событий и теории источниковедения, явлений: вопросы политической, социально-экономической, культурной, религиозной жизни и т.д.; б) диалогичными – отражающими разные научные взгляды, позиции, вызывающими у учащихся личное отношение, свое понимание проблемы; в) интегративными – предполагающими комплексный подход, создающий основу для целостного изучения исторических и источниковедческих вопросов. Педагог может применять разнообразные методические приемы: 1) прием постановки проблемно-познавательных задач; 2) прием развернутой инструкции; 3) прием словарного поиска; 4) прием персонификации; 5) прием использования межпредметных и межкурсовых связей и др. Изучение факультатива предусматривает знакомство с учебной и научной литературой. Вся литература (разделенная на основную, дополнительную и ресурсы удаленного доступа), рекомендуемая для подготовки и проведения факультатива по выбору, приведена в конце программы. Она поможет педагогу сориентироваться, пополнить свои знания, организовать работу по реализации цели и задач программы факультатива. Х класс 35 часов; 1 час в неделю; в том числе 1 час — резервный Введение Знакомство с предметом и задачами факультатива. Значение информации в исторических источниках для культуры и исторической науки. Раздел I. Источниковедение, источник, исследователь Историческая наука и источниковедение. Становление и развитие источниковедения: от приёмов установления подлинности до специальной дисциплины с собственным предметом исследования. И.Г.Дройзен – основатель научного источниковедения. Развитие герменевтики и текстологии как наук о текстовом анализе и интерпретации источника. Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Предмет и задачи современного источниковедения. Место источниковедения в системе исторической науки. Палеография, архивоведение, музееведение, библиография, информатика. Исторические источники и их классификация. Понятие об историческом источнике. Типы и виды исторических источников. Основные критерии классификации. Основания для систематизации источников: по исторической эпохе первичные и вторичные уникальные синхронные и ретроспективные и т.д. Документ, источник, первоисточник. Письменные исторические источники. Возникновение письменных источников и их дальнейшее развитие. Рост объема письменных исторических источников и их видового разнообразия. Понятие об особенностях письменного исторического источника. Значение для исторической науки письменных исторических источников. Основные этапы работы исследователя с источником. Центры хранения источников. Формуляр памятника письменности. Поиск источников, архивных документов, ресурсов удаленного доступа (в Интернете). Формирование источниковой базы исследования. Составление библиографического описания. Исследователь и критика источника. Понятие источниковедческой критики. Основные методы изучения письменных исторических источников. Внешняя и внутренняя критика источника. Выяснение объективного и субъективного в позиции источника. Понятия аутентичности, подлога и фальсификации (вопросы подлинности и достоверности исторического источника). Толкование исторических источников. Сопоставление сведений, полученных на этапе внутренней и внешней критики. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Практическая ценность исторических источников. Ресурсы удаленного доступа как источник знаний. Электронные библиотеки и базы данных при изучении истории. Особенности и использование в научной работе. Ресурсы российских и международных библиотек, информационных центров. Исторические ресурсы Интернета: поиск баз данных, создание формуляра, составление библиографии. Вклад известных ученых в развитие идей источниковедения и текстологии (И.Г. Дройзен, А.А. Шахматов, А.С. Лаппо-Данилевский, Д.С. Лихачев, Б.В. Томашевский, М.Н. Тихомиров, Н.Н. Улащик и др.). Обобщающее занятиеХI класс 35 часов; 1 час в неделю; в том числе 2 часа — резервных Введение Типы и виды источников, и вопросы, связанные и их изучением. Особенности критики источника исследователем. Понятие фальсификации источника. Подлоги источников. Порождение фальсификациями и подлогами историографических мифов. Раздел II. Источники во всемирной истории Тема 1. Письменные источники по истории древнего мира Древневосточные трактаты. Значение знания языка источника для исследователя. Особенности использования источника в переводе. Санскрит – язык древнеиндийских источников. «Артхашастра» («Наука политики») и особенности научных сочинений древности. Древнегреческий эпос. Понятие об эпическом источнике. Классификация эпических источников. «Илиада» и «Одиссея» как пример эпического источника. Исторические сочинения Античности. Группировка исторических сочинений по значению. «История» Геродота и ее место в группе исторических античных сочинений. Древнеримские законодательные источники. Группировка исторических источников по происхождению. Законы Двенадцати таблиц и их место в системе римского права. Тема 2. Письменные источники по истории средних веков Хроники и летописи Средневековья. Видовые признаки источника. Структура и особенности Западноевропейских хроник и русских летописных сочинений. Хроника Григория Турского «История франков» и летопись «Повесть временных лет»: видовые признаки. Эпические и лирические произведения Средневековья. Особенности внешней критики эпоса и лирики. Поэма «Слово о полку Игореве» — внешняя критика источника. Жития Святых и история. Особенности внутренней критики житийных источников. «Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой» — внутренняя критика источника. Тема 3. Письменные источники по истории Нового Времени Исторические сочинения. Авторская позиция в источнике. Соотношение «своего» и «чужого» в источнике как основа тенденциозного описания. «Записки о московитских делах» Зигмунда Герберштейна и традиции изложения иностранцами российской истории. Картографические источники Нового времени. Особенности картографических источников как объектов источниковедения. Карты Герарда Меркатора как источник знаний по истории науки. Дипломатические документы Нового времени. Историческая критика и приемы исследовательской работы с дипломатическими документами. Государственные прерогативы Ост-Индской (английской) компании в XVII – XVIII вв. по данным договоров. Документы политических партий и организаций. Партийная идеология в источниках. Идеологические ориентиры «Манифеста коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. Литературные произведения Нового времени. События мирового масштаба и их отражение в литературе. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого как источник по истории Крымской войны (1853 – 1856 гг.). Материалы личного происхождения. Мемуары, дневники и частная переписка новейшего времени: проблема соотношения объективного и субъективного. «Записки революционера» П.А. Кропоткина и общие принципы изучения документов личного происхождения. Тема 4. Письменные источники по истории Новейшего времени Массовые источники и статистика. Статистика как наиболее выраженный массовый источник. Группы статистических документов по истории XX века. Перепись населения СССР (1937 г.): критерии классификации и фактические данные. Фольклорные произведения. Устные источники и их видовое разнообразие: плачи новины сказки, анекдоты и др. Песни советской эпохи: их научное использование и источниковедческое значение. Кинофотодокументы. Особенности происхождения и работы с ними. Фильм «Обыкновенный фашизм» как пример использования режиссером М. Роммом кинофотодокументов. Раздел III. Фальсификации и подлоги исторических источников Фальсификации. Признаки фальсификаций (легализация фальсификации, противоречия в терминологии и содержании и т.п.). Вероятные цели создания фальсификаций. Значение для исторической науки установление фальсифицированного характера исторического источника. Подделки источников по средневековой истории. Лоренцо Валла и грамота «Константинов дар»: доказательства (признаки) подложности. Фальсификации и подлоги как отражение внутрицерковной борьбы XVI в. Особенности церковно-религиозной публицистики. Подлоги эпохи Реформации и политические цели фальсификаций. Исторический фон и появление фальсифицированных документов. Рост национального самосознания и фальсификация исторического прошлого. Выявление подложности рукописи «О воздушном летании в России». Использование подделок во внешнеполитической борьбе европейских держав. Зарубежные подлоги исторических источников по истории России (общий обзор). Вымышленные завещания Петра I и Екатерины II как планы внешнеполитической агрессии России. Создание историографических мифов с помощью фальсификаций. Историческая канва и интерпретация в создании историографического мифа. Степень распространения фальсификаций историографического мифа. Мифы о превентивной войне СССР в источниках и их влияние на общественную жизнь. Обобщающее занятие Ожидаемые результатыВ ходе изучения факультатива «Основы источниковедения» учащиеся: получают представление о предмете и задачах источниковедения; о вкладе в источниковедение историков и источниковедов; о правилах поиска и систематизации источников; об этапах работы исследователя с письменными источниками; об общих принципах изучения и научной критики источников; основных методах изучения письменных исторических источников; признаках аутентичности и фальсификации; усваивают понятия: специальная историческая дисциплина, источниковедение, герменевтика, текстология, архивоведение, палеография, музееведение, библиография, документ, исторический источник, первоисточник, типы источников, виды источников, аутентичность (подлинность и достоверность исторического источника), ресурсы удаленного доступа, историческая критика, внешняя критика, внутренняя критика, текстологический анализ, подлог, фальсификация. развивают умения работать с различными типами и видами источников; описывать и критиковать исторические письменные источники по плану; осуществлять тематический поиск исторических источников для создания информационной базы конкретного исторического исследования; составлять формуляры исторических источников и библиографию; применять методы источниковедения для анализа исторических документов; доказывать аутентичность конкретного исторического письменного источника на основании научной (монографической) литературы; совершенствуют умения анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между ними на основе изучения источников исторических знаний (справочной, учебной литературой, документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью, ресурсами удаленного доступа). Основная литература
Дополнительная литература
Источники и литература для проведения практических работ 1. Вклад известных ученых в развитие идей источниковедения и текстологии.
2. Письменные исторические источники.
3. Древнегреческий эпос.
4. Исторические сочинения Античности.
5. Древнеримские законодательные источники.
6. Древневосточные трактаты.
7. Хроники и летописи Средневековья.
8. Эпические и лирические произведения Средневековья.
9. Жития Святых и история.
10. Исторические сочинения Нового времени.
11. Картографические источники раннего Нового времени.
12. Дипломатические документы раннего Нового времени.
13. Документы политических партий и организаций как исторический источник.
14. Литературные произведения Нового времени. 1. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы // Собр. соч., т. 1. - М., 1996 2. Ленин В. И. О Л. Н. Толстом - М., 1972 3. Ячевский, В. В.Общественно-политические взгляды Л. Н. Толстого и их оценка В. И. Лениным :К 150-летию со дня рождения /В. В. Ячевский.// Правоведение. -1977. - № 6. - С. 79 - 88 4. Дьяков В. А. Л. Н. Толстой о закономерности исторического процесса, роли личности и народных масс в истории // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 27-39 5. Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. – СПб., 1993 15. Материалы личного происхождения.
16. Массовые источники и статистика Новейшего времени.
17. Фольклорные произведения Новейшего времени.
18. Кинофотодокументы как исторический источник.
19. Ресурсы удаленного доступа как источник знаний.
Источники и литература для проведения семинарских занятий 1. Фальсификации письменных исторических источников. 1. Козлов В.П. Обманутая но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке. – М. 2001 2. Опасность мистификаций // Вопросы литературы. 1981. № 1. 3. Чечулин Д.П. Психическая эпидемия ХХ века // Химия и жизнь. № 10. 1993 4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т. Касавина. - М., 1990. 5. Берков П.Н. О людях и книгах (Из записок книголюба). - М., 1965 (гл. "Книжные мистификации и подделки") 2. Подделки исторических источников по средневековой истории. 1. Хометовская А. И. Лоренцо Валла—великий итальянский гуманист. М.—Л., 1964 2. От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства. Под ред. Л.В. Милова. – М., 1994 3. Исторические фальсификации и подлоги как отражение внутрицерковной борьбы XVI в. 1. Соловьев Э. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. – М., 1984 2. Очерки истории западного протестантизма. – М., 1995 3. Воробьева М. В. Христианское разномыслие: Словарь. – СПб., 2004 4. Исторический фон и появление фальсифицированных документов. 1. Сперанский М.Н. Русские подделки рукописей в начале XIX в. (Бардин и Сулакадзев) //Проблемы источниковедения. М. 1956. Вып. V. 2. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М., 1996 5. Использование подделок во внешнеполитической борьбе европейских держав. 1. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М., 1996 2. Павленко Н. И. Три так называемых завещания Петра I // Вопросы истории. 1979 г., - № 1- 2. 3. Лихоткин Г. А. Сильвен Марешаль и "Завещание" Екатерины II. - Л., 1974 6. Создание историографических мифов с помощью фальсификаций. 1. Козлов В. Ночью и внезапно // Родина. 1998. № 2 2. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992 Ресурсы удаленного доступа 1. Официальный сайт ассоциации «История и компьютер» / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http:// http://Kleio.asu.ru Дата доступа: 02.06.2007. 2. Интернет-История. Каталог ссылок на русскоязычные исторические ресурсы WWW/ Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.history.chat.ru Дата доступа: 02.06.2007. 3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ/ Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru Дата доступа: 02.06.2007. 4. Архивы России / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru Дата доступа: 02.06.2007. 5. Историко-архивный институт РГГУ / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://iai.rsuh.ru Дата доступа: 02.06.2007. 6. "МИЖ: Виртуальный мир истории" / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://history.machaon.ru Дата доступа: 02.06.2007. 7. "Мир истории". Российский электронный журнал / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.historia.ru Дата доступа: 02.06.2007. 8. "Тестология.ru" / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.textology.ru/index.html Дата доступа: 02.06.2007. 9. Козлов, В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М., 1996 / В.П. Козлов // Vivos voco! Электронная библиотека / 1997 // [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/KOZLOV/KOZLOV00.HTM Дата доступа: 10.08.2007. |
Программа факультативных занятий для VI класса ... |
Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся.... |
||
Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение... Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный... |
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса... Е. А. Бельницкая — методист высшей категории управления мониторинга качества образования Национального института образования |
||
Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных... Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «введение в... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... |
||
Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных... Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня... |
Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
||
Учебная программа факультативных занятий по математике для 11 класса... Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «культура речевого... Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |