Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008




Скачать 205.5 Kb.
Название Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008
Дата публикации 04.10.2014
Размер 205.5 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > История > Программа




Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

Основы источниковедения.

10-11 класс



Программа факультативных занятий

для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений

Минск 2008

Пояснительная записка
Программа факультатива «Основы источниковедения» предназначена для 10-11 класса общеобразовательных учреждений.

Актуальность предлагаемого факультатива определяется ролью и значением источниковедения для социально-гуманитарного образования; знакомства учащихся со знаниями и умениями необходимыми в будущей профессиональной деятельности; развитии у учащихся научных запросов и интересов; необходимостью ознакомления учащихся с инструментарием исследователя; подготовки учащихся к продолжению образования в области социально-гуманитарных дисциплин (историк-источниковед, историк-исследователь, текстолог, социолог, философ, архивист, библиограф, документовед, библиотекарь и т.д.). Курс «Всемирной истории» («Всемирной истории новейшего времени») и «Обществоведения» на III ступени общего среднего образования, не ставит задач профессиональной ориентации и не отражает всей специфики именно профессиональной подготовки учащихся в области социально-гуманитарных дисциплин. Поэтому уже в 10—11 классах необходима подготовка учащихся к осознанному выбору этой возможной и чрезвычайно важной (с точки зрения государственных задач) сферы социально-гуманитарной профессиональной деятельности.

Источниковедение по праву занимает одно из центральных мест в системе специальной исторической подготовки. Преподавание основ этой дисциплины в общеобразовательных учреждениях обеспечивает формирование у учащихся следующих способов учебно-познавательной деятельности - работать с разнообразными документами, историческими источниками, текстами и ресурсами удаленного доступа (электронными ресурсами Интернета).

Цель факультатива – дать представление учащимся об источниковедении и основах научной работы с историческими источниками, с тем, чтобы способствовать гуманитарному и обществоведческому направлению профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования.

Задачи факультатива:

- сформировать знания об источниковедении, о природе источника как исторического явления и объекта исторического познания;

- развивать стремление к дальнейшему образованию на основе формирования умений поиска, отбора и критического анализа источников (создание и систематизация информационной базы исторического исследования; применение научных методов работы с источником для анализа исторических событий);

- воспитывать у учащихся чувства уважения к научному труду и профессиональной этике исследователя.

Факультатив рассчитан на 70 часов. Он частично интегрируется с курсом «Всемирной истории новейшего времени» в 10—11 классах и построен с учетом дидактических и психолого-педагогических требований.

Особенностью исторического образования на III ступени образования и на повышенном уровне изучения предмета является их связь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования в сфере будущей профессиональной деятельности. Эта специфика целей и задач, определяет особенность содержания истории и существенно повышает требования к самообразованию педагога, организации им поисково-исследовательской и рефлексивной деятельности учащихся.

В процессе преподавания факультатива рекомендуется проведение лекций, практических работ и семинарских занятий. Практико-ориентированный характер программы определил ее структуру, которая состоит из трех крупных разделов. Раздел первый – «Источниковедение, источник, исследователь» – направлен на знакомство учащихся с теоретическими знаниями факультатива. Наиболее эффективная формы работы в этой части факультатива – лекции и беседы, которые будут более продуктивны, если им предшествует целенаправленная подготовительная работа учащихся, у которых сформированы умения по составлению тезисов, планов, таблиц, конспектов, опыт коммуникативного общения. Раздел второй – «Источники во всемирной истории» – реализуется через выполнение практических работ (в том числе домашних). Они составлены с учетом содержания изучаемого теоретического материала и тех конкретных способов учебной деятельности, которые можно сформировать при его изучении. Организация самостоятельной работы учащихся предполагает поиск и изучение источников, научной литературы, в том числе размещенных на ресурсах удаленного доступа в Интернете; подготовку рефератов по темам как указанным в программе, так и согласованных с педагогом. Раздел третий – «Фальсификации и подлоги исторических источников» – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности в форме семинарских занятий, с присущей им большой ролью поисково-исследовательской и творческой работы учащихся (групповой и индивидуальной).

Отбор исторических источников (для проведения практических, семинарских занятий, подготовки сообщений и рефератов), как объектов познавательной деятельности учащихся, произведен в соответствии с дидактико-методическими и познавательно-историческими критериями.

Дидактико-методические критерии – исторические источники должны быть: а) органически связанными с программным материалом по истории, способствующими освоению ключевых знаний и умений, необходимых для социально-гуманитарной профессиональной ориентации; б) доступными по содержанию и объему для учащихся 10-11 классов; в) позволяющими стимулировать познавательный интерес к изучению исторического прошлого;

Познавательно-исторические критерии. Исторические источники должны быть: а) многоаспектными – освещать разные аспекты исторических событий и теории источниковедения, явлений: вопросы политической, социально-экономической, культурной, религиозной жизни и т.д.; б) диалогичными – отражающими разные научные взгляды, позиции, вызывающими у учащихся личное отношение, свое понимание проблемы; в) интегративными – предполагающими комплексный подход, создающий основу для целостного изучения исторических и источниковедческих вопросов.

Педагог может применять разнообразные методические приемы: 1) прием постановки проблемно-познавательных задач; 2) прием развернутой инструкции; 3) прием словарного поиска; 4) прием персонификации; 5) прием использования межпредметных и межкурсовых связей и др.

Изучение факультатива предусматривает знакомство с учебной и научной литературой. Вся литература (разделенная на основную, дополнительную и ресурсы удаленного доступа), рекомендуемая для подготовки и проведения факультатива по выбору, приведена в конце программы. Она поможет педагогу сориентироваться, пополнить свои знания, организовать работу по реализации цели и задач программы факультатива.

Х класс

35 часов; 1 час в неделю; в том числе 1 час — резервный
Введение

Знакомство с предметом и задачами факультатива. Значение информации в исторических источниках для культуры и исторической науки.
Раздел I. Источниковедение, источник, исследователь
Историческая наука и источниковедение. Становление и развитие источниковедения: от приёмов установления подлинности до специальной дисциплины с собственным предметом исследования. И.Г.Дройзен – основатель научного источниковедения. Развитие герменевтики и текстологии как наук о текстовом анализе и интерпретации источника.

Источниковедение как специальная историческая дисциплина. Предмет и задачи современного источниковедения. Место источниковедения в системе исторической науки. Палеография, архивоведение, музееведение, библиография, информатика.

Исторические источники и их классификация. Понятие об историческом источнике. Типы и виды исторических источников. Основные критерии классификации. Основания для систематизации источников: по исторической эпохе первичные и вторичные уникальные синхронные и ретроспективные и т.д. Документ, источник, первоисточник.

Письменные исторические источники. Возникновение письменных источников и их дальнейшее развитие. Рост объема письменных исторических источников и их видового разнообразия. Понятие об особенностях письменного исторического источника. Значение для исторической науки письменных исторических источников.

Основные этапы работы исследователя с источником. Центры хранения источников. Формуляр памятника письменности. Поиск источников, архивных документов, ресурсов удаленного доступа (в Интернете). Формирование источниковой базы исследования. Составление библиографического описания.

Исследователь и критика источника. Понятие источниковедческой критики. Основные методы изучения письменных исторических источников. Внешняя и внутренняя критика источника. Выяснение объективного и субъективного в позиции источника. Понятия аутентичности, подлога и фальсификации (вопросы подлинности и достоверности исторического источника).

Толкование исторических источников. Сопоставление сведений, полученных на этапе внутренней и внешней критики. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. Практическая ценность исторических источников.

Ресурсы удаленного доступа как источник знаний. Электронные библиотеки и базы данных при изучении истории. Особенности и использование в научной работе. Ресурсы российских и международных библиотек, информационных центров. Исторические ресурсы Интернета: поиск баз данных, создание формуляра, составление библиографии.

Вклад известных ученых в развитие идей источниковедения и текстологии (И.Г. Дройзен, А.А. Шахматов, А.С. Лаппо-Данилевский, Д.С. Лихачев, Б.В. Томашевский, М.Н. Тихомиров, Н.Н. Улащик и др.).

Обобщающее занятие


ХI класс

35 часов; 1 час в неделю; в том числе 2 часа — резервных
Введение

Типы и виды источников, и вопросы, связанные и их изучением. Особенности критики источника исследователем. Понятие фальсификации источника. Подлоги источников. Порождение фальсификациями и подлогами историографических мифов.
Раздел II. Источники во всемирной истории
Тема 1. Письменные источники по истории древнего мира
Древневосточные трактаты. Значение знания языка источника для исследователя. Особенности использования источника в переводе. Санскрит – язык древнеиндийских источников. «Артхашастра» («Наука политики») и особенности научных сочинений древности.

Древнегреческий эпос. Понятие об эпическом источнике. Классификация эпических источников. «Илиада» и «Одиссея» как пример эпического источника.

Исторические сочинения Античности. Группировка исторических сочинений по значению. «История» Геродота и ее место в группе исторических античных сочинений.

Древнеримские законодательные источники. Группировка исторических источников по происхождению. Законы Двенадцати таблиц и их место в системе римского права.
Тема 2. Письменные источники по истории средних веков
Хроники и летописи Средневековья. Видовые признаки источника. Структура и особенности Западноевропейских хроник и русских летописных сочинений. Хроника Григория Турского «История франков» и летопись «Повесть временных лет»: видовые признаки.

Эпические и лирические произведения Средневековья. Особенности внешней критики эпоса и лирики. Поэма «Слово о полку Игореве» — внешняя критика источника.

Жития Святых и история. Особенности внутренней критики житийных источников. «Житие Преподобной Евфросинии Полоцкой» — внутренняя критика источника.
Тема 3. Письменные источники по истории Нового Времени
Исторические сочинения. Авторская позиция в источнике. Соотношение «своего» и «чужого» в источнике как основа тенденциозного описания. «Записки о московитских делах» Зигмунда Герберштейна и традиции изложения иностранцами российской истории.

Картографические источники Нового времени. Особенности картографических источников как объектов источниковедения. Карты Герарда Меркатора как источник знаний по истории науки.

Дипломатические документы Нового времени. Историческая критика и приемы исследовательской работы с дипломатическими документами. Государственные прерогативы Ост-Индской (английской) компании в XVII – XVIII вв. по данным договоров.

Документы политических партий и организаций. Партийная идеология в источниках. Идеологические ориентиры «Манифеста коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса.

Литературные произведения Нового времени. События мирового масштаба и их отражение в литературе. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого как источник по истории Крымской войны (1853 – 1856 гг.).

Материалы личного происхождения. Мемуары, дневники и частная переписка новейшего времени: проблема соотношения объективного и субъективного. «Записки революционера» П.А. Кропоткина и общие принципы изучения документов личного происхождения.
Тема 4. Письменные источники по истории Новейшего времени
Массовые источники и статистика. Статистика как наиболее выраженный массовый источник. Группы статистических документов по истории XX века. Перепись населения СССР (1937 г.): критерии классификации и фактические данные.

Фольклорные произведения. Устные источники и их видовое разнообразие: плачи новины сказки, анекдоты и др. Песни советской эпохи: их научное использование и источниковедческое значение.

Кинофотодокументы. Особенности происхождения и работы с ними. Фильм «Обыкновенный фашизм» как пример использования режиссером М. Роммом кинофотодокументов.
Раздел III. Фальсификации и подлоги исторических источников
Фальсификации. Признаки фальсификаций (легализация фальсификации, противоречия в терминологии и содержании и т.п.). Вероятные цели создания фальсификаций. Значение для исторической науки установление фальсифицированного характера исторического источника.

Подделки источников по средневековой истории. Лоренцо Валла и грамота «Константинов дар»: доказательства (признаки) подложности.

Фальсификации и подлоги как отражение внутрицерковной борьбы XVI в. Особенности церковно-религиозной публицистики. Подлоги эпохи Реформации и политические цели фальсификаций.

Исторический фон и появление фальсифицированных документов. Рост национального самосознания и фальсификация исторического прошлого. Выявление подложности рукописи «О воздушном летании в России».

Использование подделок во внешнеполитической борьбе европейских держав. Зарубежные подлоги исторических источников по истории России (общий обзор). Вымышленные завещания Петра I и Екатерины II как планы внешнеполитической агрессии России.

Создание историографических мифов с помощью фальсификаций. Историческая канва и интерпретация в создании историографического мифа. Степень распространения фальсификаций историографического мифа. Мифы о превентивной войне СССР в источниках и их влияние на общественную жизнь.
Обобщающее занятие
Ожидаемые результаты


В ходе изучения факультатива «Основы источниковедения» учащиеся:

получают представление о предмете и задачах источниковедения; о вкладе в источниковедение историков и источниковедов; о правилах поиска и систематизации источников; об этапах работы исследователя с письменными источниками; об общих принципах изучения и научной критики источников; основных методах изучения письменных исторических источников; признаках аутентичности и фальсификации;

усваивают понятия: специальная историческая дисциплина, источниковедение, герменевтика, текстология, архивоведение, палеография, музееведение, библиография, документ, исторический источник, первоисточник, типы источников, виды источников, аутентичность (подлинность и достоверность исторического источника), ресурсы удаленного доступа, историческая критика, внешняя критика, внутренняя критика, текстологический анализ, подлог, фальсификация.

развивают умения работать с различными типами и видами источников; описывать и критиковать исторические письменные источники по плану; осуществлять тематический поиск исторических источников для создания информационной базы конкретного исторического исследования; составлять формуляры исторических источников и библиографию; применять методы источниковедения для анализа исторических документов; доказывать аутентичность конкретного исторического письменного источника на основании научной (монографической) литературы;

совершенствуют умения анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи между ними на основе изучения источников исторических знаний (справочной, учебной литературой, документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью, ресурсами удаленного доступа).

Основная литература

  1. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. - М., 1990

  2. Источниковедение. Теория. История. Метод / Под ред. И.Н.Данилевского. – М.,1998

  3. Книговедение. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Н.М. Сикорский. - М., 1981

  4. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. – М., 1999

  5. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. Уч.-метод. пособие. – М., 1977


Дополнительная литература

  1. Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. – М., 1983

  2. Вопросы архивоведения и источниковедения в БССР. – Мн., 1971

  3. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. – Томск, 1973

  4. Историческая наука. Вопросы методологии. - М. 1986

  5. История и палеография. – М., 1993

  6. Клейн Л.С. Археологические источники. – Л., 1978

  7. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. доп. – М., 2003

  8. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. 2-е изд. – М., 1996

  9. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник. - М., 1994

  10. Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. - М.-Л., 1964

  11. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1999

  12. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. М., 1996

  13. Николаева А. Т. Теория и методика советского источниковедения. – М., 1975

  14. Основы текстологии. Под ред. В. С. Нечаевой. - М., 1962

  15. Парфенов И. Д. Основы исторической библиографии. – М., 1990

  16. Принципы текстологического изучения фольклора. - М.-Л.. 1966

  17. Пронштейн А. П. Источниковедение в России. – М., 1991

  18. Пронштейн А. П. Методика исторического исследования. – Ростов н/Д., 1971

  19. Рейсер С. А. Основы текстологии. – М., 1978.

  20. Рейсер С. А.. Палеография и текстология нового времени. – М.. 1970

  21. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. - М., 1995

  22. Рудельсон К.И. Современные документные классификации. – М., 1973

  23. Составление библиографического описания. – М., 1991

  24. Суслова Е. Н. Поиск архивных документов. – Л., 1987

  25. Теория и методы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. – М., 1985

  26. Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. - М., 1959

  27. Улащик Н.Н. Очерки по археографии и источниковедению истории Белоруссии феодального периода. – М., 1973

  28. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии. – М., 1983

  29. Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период. - М., 1976

  30. Шкуратов И. А. Историческая психология. – М., 1997

  31. Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. – М., 1977


Источники и литература для проведения практических работ
1. Вклад известных ученых в развитие идей источниковедения и текстологии.

  1. Медушевская О. М. История источниковедения в XIX – XX вв. – М., 1988

  2. Медушевская О. М. Современное зарубежное источниковедение. – М., 1983

  3. Голиков А.Г. Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. – М. 2000

  4. Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М., 1984


2. Письменные исторические источники.

  1. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск, 1973

  2. Пушкарёв Л.Н. Классификации русских письменных источников по отечественной истории. М, 1975

  3. Ключевский В.О. Курс лекций по источниковедению. // Сочинения. Т. VI. М., 1959


3. Древнегреческий эпос.

  1. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И. Гнедича. - М., 1985

  2. Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В. Жуковского. - М., 1984

  3. Текстологическое изучение эпоса. – М., 1971


4. Исторические сочинения Античности.

  1. Геродот. История в девяти книгах / Под ред С.Л. Утченко. - Л., 1972

  2. Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. - Л., 1956

  3. Тройский И.М. История античной литературы. - М., 1983.

  4. Историография античной истории. М., 1980


5. Древнеримские законодательные источники.

  1. Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1987. С. 25 - 36.

  2. Моммзен Т. История Рима / Пер. с нем. - СПб., 1993

  3. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина - М., 1981

  4. Источниковедение истории Античности / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1984


6. Древневосточные трактаты.

  1. Артхашастра // Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 т. / Под ред,. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. - М., 1980. Т. 2. С. 75 -110.

  2. Вигасин А.А., Самозванцев A.M. Артхашастра: Проблемы социальной структуры и права. - М., 1984.

  3. Источниковедение по истории Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищи­на. - М., 1984


7. Хроники и летописи Средневековья.

  1. Григорий Турский «История франков» // Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. - М.-Л., 1964

  2. «Повесть временных лет» // Рыбаков Б. А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963

  3. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. - Л., 1956

  4. Приселков М.Д. История русского летописания XI – XV вв. - Л., 1996


8. Эпические и лирические произведения Средневековья.

  1. Лихачев Д. С., Слово о полку Игореве. - М.-Л., 1955

  2. Дмитриев Л. А., История первого издания «Слова о полку Игореве». - М.-Л., 1960

  3. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», в. 1—4. - М.-Л., 1965—73


9. Жития Святых и история.

  1. Воронова Е.М. Житие Евфросинии Полоцкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1987. Вып.1. XI – 1-я пол. XIV в. С.147-148

  2. Орлов В.А. Евфросиния Полоцкая. Мн., 1992

  3. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – М., 1991


10. Исторические сочинения Нового времени.

  1. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. - М., 1988

  2. Записки о Московии / Пер. с нем. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. Научные комментарии: А.В.Назаренко, А.Л.Хорошкевич, С.В.Думин, М.А.Усманов. – М., 1988

  3. Ключевский, В. О. Сказание иностранцев о Московском государстве /В.О.Ключевский. // Социальная защита. -№ 1 - 4 1992; № 2-3 1993.

  4. Карацюба И.В. Некоторые источниковедческие аспекты изучения записок английских путешественников по России (Стереотипы их восприятия и оценок российской действительности). // История СССР. 1985. № 5


11. Картографические источники раннего Нового времени.

  1. Из истории открытия проекции Г. Меркатора // Математика в школе № 3, 1988.

  2. Салищев К. А. Основы картоведения. Часть историческая и картографические материалы, М., 1948

  3. Яцунский В. К., Историческая география, М., 1955


12. Дипломатические документы раннего Нового времени.

  1. Маркс К. Ост-Индская компания, ее история и результаты ее деятельности. — Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. Т. 9, с. 157

  2. Кальянова Т. П. История о монополии. Ост-Индская компания в Англии и Индии (первая треть ХIХ в.). Учеб. пос. - Иркутск, 2001

  3. Века неравной борьбы. – М., 1968


13. Документы политических партий и организаций как исторический источник.

  1. «Манифест коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса // Собр. соч., 2 изд., т. 4. С. 419–459

  2. Мир политической мысли. - СПб., 1995


14. Литературные произведения Нового времени.

1. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы // Собр. соч., т. 1. - М., 1996

2. Ленин В. И. О Л. Н. Толстом - М., 1972

3. Ячевский, В. В.Общественно-политические взгляды Л. Н. Толстого и их оценка В. И. Лениным :К 150-летию со дня рождения /В. В. Ячевский.// Правоведение. -1977. - № 6. - С. 79 - 88

4. Дьяков В. А. Л. Н. Толстой о закономерности исторического процесса, роли личности и народных масс в истории // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 27-39

5. Лурье Я.С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. – СПб., 1993
15. Материалы личного происхождения.

  1. Кропоткин П.А. Записки революционера. - М., 1988

  2. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997

  3. Миронова И.А. Методика изучения мемуаров XIX в. - М., 1988

  4. Черноморский М.Н. Мемуары как исторический источник. М., 1959


16. Массовые источники и статистика Новейшего времени.

  1. Волков А.Г. Опубликовано в: Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы - М., 1990

  2. Черноморский М.Н. Статистические источники. М., 1958

  3. Гозулов А.И. Очерки по истории отечественной статистики. М., 1972

  4. Массовые источники по социально-экономической истории советского общества. М., 1979


17. Фольклорные произведения Новейшего времени.

  1. Тяжельникова В.С. Советская песня и формирование новой идентичности // Отеч. история. - М., 2002. - № 1. - С. 174-180.

  2. Башарин А.С. Песенный репертуар пионер лагерей. "Пионерские" песни и "пионерские" варианты // Традиция в фольклоре и литературе. Под ред. М.Л.Лурье. СПб., 2000. С. 105-120.

  3. Гудошников Я.И. Русский городской романс. Тамбов, 1990

  4. Бахтин В.С. Народ и война // Нева, 1995, № 5, с. 186-193


18. Кинофотодокументы как исторический источник.

  1. Евграфов Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник. – М., 1973

  2. Михаил Ромм о съёмках фильма «Обыкновенный фашизм» «Мосфильм», 1965 г. (восст. 1988 г.). http://scepsis.ru/library/id_1174.html

  3. Ромм М., Туровская М., Ханютин Ю. "Обыкновенный фашизм" спустя 40 лет. - М., 2007


19. Ресурсы удаленного доступа как источник знаний.

  1. Белова Е.Б., Бородкин Л.И. и др. Историческая информатика. – М.,1996

  2. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. – М., 1987

  3. Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории // Соч.: в 9 т. - М., 1989. Т. 7


Источники и литература для проведения семинарских занятий
1. Фальсификации письменных исторических источников.

1. Козлов В.П. Обманутая но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке. – М. 2001

2. Опасность мистификаций // Вопросы литературы. 1981. № 1.

3. Чечулин Д.П. Психическая эпидемия ХХ века // Химия и жизнь. № 10. 1993

4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т. Касавина. - М., 1990.

5. Берков П.Н. О людях и книгах (Из записок книголюба). - М., 1965 (гл. "Книжные мистификации и подделки")
2. Подделки исторических источников по средневековой истории.

1. Хометовская А. И. Лоренцо Валла—великий итальянский гуманист. М.—Л., 1964

2. От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства. Под ред. Л.В. Милова. – М., 1994
3. Исторические фальсификации и подлоги как отражение внутрицерковной борьбы XVI в.

1. Соловьев Э. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. – М., 1984

2. Очерки истории западного протестантизма. – М., 1995

3. Воробьева М. В. Христианское разномыслие: Словарь. – СПб., 2004
4. Исторический фон и появление фальсифицированных документов.

1. Сперанский М.Н. Русские подделки рукописей в начале XIX в. (Бардин и Сулакадзев) //Проблемы источниковедения. М. 1956. Вып. V.

2. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М., 1996
5. Использование подделок во внешнеполитической борьбе европейских держав.

1. Козлов В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М., 1996

2. Павленко Н. И. Три так называемых завещания Петра I // Вопросы истории. 1979 г., - № 1- 2.

3. Лихоткин Г. А. Сильвен Марешаль и "Завещание" Екатерины II. - Л., 1974
6. Создание историографических мифов с помощью фальсификаций.

1. Козлов В. Ночью и внезапно // Родина. 1998. № 2

2. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура. Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992
Ресурсы удаленного доступа

1. Официальный сайт ассоциации «История и компьютер» / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http:// http://Kleio.asu.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

2. Интернет-История. Каталог ссылок на русскоязычные исторические ресурсы WWW/ Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.history.chat.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

3. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ/ Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа:

http://www.hist.msu.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

4. Архивы России / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.rusarchives.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

5. Историко-архивный институт РГГУ / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://iai.rsuh.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

6. "МИЖ: Виртуальный мир истории" / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://history.machaon.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

7. "Мир истории". Российский электронный журнал / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.historia.ru

Дата доступа: 02.06.2007.

8. "Тестология.ru" / Электронная библиотека // [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://www.textology.ru/index.html

Дата доступа: 02.06.2007.

9. Козлов, В.П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М., 1996 / В.П. Козлов // Vivos voco! Электронная библиотека / 1997 // [Электронный ресурс]. – 2003. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/KOZLOV/KOZLOV00.HTM

Дата доступа: 10.08.2007.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий для VI класса
...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений
Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся....
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение...
Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса...
Е. А. Бельницкая — методист высшей категории управления мониторинга качества образования Национального института образования
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных...
Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий по английскому языку «введение в...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Учебная программа факультативных занятий по математике для 11 класса...
Автор: Ананченко Константин Онуфриевич, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры алгебры и методики преподавания...
Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений Минск 2008 icon Программа факультативных занятий по английскому языку «культура речевого...
Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции