Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана в 6 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОРФ от 17.12.2010г.№1897) , примерной программы основного общего образования и авторской программы на основе примерной учебной программы объединенного предмета «История и культура Башкортостана», составители: доктор филогических наук, профессор М.Х.Идельбаев, доктор филологических наук, профессор А.М.Сулейманов (1-4 классы); доктор филологических наук, профессор С.А.Галин, кандидат филологических наук, доцент Г.С. Галина, доктор филологических наук, профессор Ф.Т.Кузбеков, начальник отдела национального образования МО РБ Р.А.Кузбекова (5-9 классы), Л.Н.Попова, И.Г.Акманов; Уфа: Китап, 2011
Цели и задачи курса:
Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
Способствовать возрождению и развитию национальных культур
Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
Формировать творческое мышление у школьников
УМК:
Учебник «Родной Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 5клас
Место предмета в учебном плане
По учебному плану и календарному графику МОБУ СОШ с.Первомайское на изучение предмета отводится 34 часа
(1 час в неделю)
Результаты изучения предмета
Обучающиеся VI классов по истории и культуре Башкортостана должны знать:
- Исторические события, произошедшие в Башкортостане до XII-XVIII вв.;
- Понятия легенда и предание, исторические легенды и предания;
- Произведения для детей башкирских писателей (Г. Хусаинов, А. Бикчентаев, Н. Мусин, А. Карнай, С. Агиш, К. Мергэн, Г. Тукай);
- Основные занятия башкир: скотоводство, земледелие, бортничество, лесные промыслы;
- Основные понятия религий: ислам, христианство; представление о древнем календаре;
- Орнамент и декоративно-прикладное искусство;
- Понятия изобразительного искусства, творчество первых художников (М.В. Нестеров, М. Елгаштина, А. Тюлькин, К. Девлеткильдеев
по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;
по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай, М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.
Обучающиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.
по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;
Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:
представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;
о письменности башкир; о шэжэрэ
о традициях и обычаях башкир
о театрализованных обрядах и театрах
об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир
о роле живописи
о культуре местного населения
Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
№ урока
|
Тема урока
|
Количество уроков
|
Календарная дата
|
|
Примечания
|
|
Планируемые результаты
|
По плану
|
фактическая
|
1
|
Повторение пройденного материала
|
1
|
4.09
|
|
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
|
|
|
Исторический Башкортостан
|
5
|
|
|
|
|
2
|
Духовная и материальная культуры
|
1
|
11.09
|
|
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Знать культуру местного населения
|
|
3
|
Башкорстан в составе Золотой Орды.
|
1
|
18.09
|
|
Уметь учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Знать историю своего народа
|
|
4
|
Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
|
1
|
25.09
|
|
Уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
|
|
5
|
Хозяйство и общественный строй. Основание города Уфа.
|
1
|
2.10
|
|
Уметь осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии
|
|
6
|
Башкирские восстания
|
1
|
9.10
|
|
Уметь строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
|
|
|
Башкирское народное творчество
|
7
|
|
|
|
|
7
|
Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие
|
1
|
16.10
|
|
Уметь использовать речь для регуляции своего действия
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
|
|
8
|
Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия
|
1
|
23.10
|
|
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
|
|
9
|
Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства
|
1
|
30.10
|
|
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
|
|
10
|
Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель
|
1
|
6.11
|
|
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
|
|
11
|
Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века
|
1
|
13.11
|
|
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
|
|
12
|
Легенды о небесных светилах и явлениях природы
|
1
|
20.11
|
|
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
|
|
13
|
Топонимические легенды. Контрольная работа.
|
1
|
27.11
|
|
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
|
|
|
Писатели Башкортостана детям
|
8
|
|
|
|
|
14
|
Г. Хусаинов «Семь родов».
|
1
|
4.12
|
|
Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
|
|
15
|
А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».
|
1
|
10.12
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
16
|
Произведения поэтов Башкортостана о родном языке
|
1
|
18.12
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
17
|
Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.
|
1
|
25.12
|
|
формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
|
|
18
|
А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».
|
1
|
15.01
|
|
формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
|
|
19
|
С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».
|
1
|
22.01
|
|
Формирование морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
|
|
20
|
Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей
|
1
|
29.01
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
21
|
Контрольная работа по теме: «Писатели Башкортостана детям»
|
1
|
5.02
|
|
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
|
|
|
Хозяйство и быт башкир
|
4
|
|
|
|
|
22
|
Скотоводство – основное занятие древних башкир.
|
1
|
12.02
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
23
|
Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи.
|
1
|
19.02
|
|
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
|
|
24
|
Земледелие. Орудия труда.
|
1
|
26.02
|
|
Уметь воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
|
|
25
|
Бортничество. Орудия труда. Лесные промыслы. Обработка дерева.
|
1
|
5.03
|
|
|
|
|
Религия
|
2
|
|
|
|
|
26
|
Понятие о религии. Роль религии в истории народов.
|
1
|
12.03
|
|
Знать роль религии в истории народов.
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
|
|
27
|
Архитектура ислама. Мечети.
|
1
|
19.03
|
|
Формирование морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
|
|
|
Письменность башкир
|
2
|
|
|
|
|
28
|
Письменность башкир.
|
1
|
2.04
|
|
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
|
|
29
|
Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник
|
1
|
9.04
|
|
Знать основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню
|
|
|
Театрализованные обряды и театр.
|
1
|
|
|
|
|
30
|
Театрализованные обряды и театр.
|
1
|
16.04
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
|
Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись
|
2
|
|
|
|
|
31
|
Орнамент и декоративно-прикладноеискусство.
|
1
|
23.04
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
32
|
Живопись.
|
1
|
30.04
|
|
Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
|
|
33
|
Контрольная работа
|
1
|
7.05
|
|
|
|
34
|
Итоговое занятие
|
1
|
14.05
|
|
|
|
Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение
Ноутбук, телевизор, компьютер, проектор, экран, видеофильмы
Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В.. Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964.
Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
Башкирские шежере. – Уфа, 1988.
Башкирский народный орнамент. – М., 1984.
Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. – М., 1981.
Васильева О.В.. Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений города Уфы. Уфа, 1993.
Древнее искусство башкир. – Уфа. 1985.
Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерий Пороховой.-М. Центр «Аль-Фуркан»,2002г. М. Аванта+,2002.
Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: "Китап", 1997.
Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение- С.-П.
Тюгаева Т. М. Предметное и структурное изучение Корана: Пособие \ БИРО. – Уфа,1999.
Проектор, компьютер
|