Психолого-педагогический университет




Скачать 221.39 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогический университет
Дата публикации10.05.2014
Размер221.39 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет повышения квалификации

Учебная программа



«Нарративный подход в психологическом консультировании»


Автор и составитель программы:

Москвичев В.В.

  1. Введение

Нарративная практика – это, в первую очередь, уважительный, не обвиняющий подход к консультированию и работе с сообществами, который рассматривает людей как экспертов в своей собственной жизни и видит проблемы как отдельные от людей. Визитной карточкой нарративного подхода можно считать выражение «Человек – это не проблема, проблема является проблемой». Нарративный подход исходит из предположения, что у людей есть множество умений, способностей, компетенций, ценностей и намерений, которые могут помочь им в уменьшении влияния проблем на их жизни.

Моментом появления нарративного подхода можно считать издание издательством «Нортон» книги Майкла Уайта и Дэвида Эпстона «Нарративные средства достижения терапевтических целей», в которой их практика и идеи были осмыслены через призму метафоры нарратива.

Нарративная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в мировой психотерапии. Это обусловлено, в первую очередь – эффективностью данной практики помощи, которая основана на уважительном отношении к людям, столкнувшимся с психологическими проблемами, и построении с ними отношений равноправного сотрудничества в поиске и развитии предпочитаемых ими историй своей жизни.

Отказавшись от претензий на истину и суждений о нормальной личности или функциональной семье, нарративная практика предлагает другие ориентиры:

  • Помощь людям в определении предпочитаемых способов, или предпочитаемых историй, жизни и взаимодействия с собой и другими;

  • Создание пространства для развития (богатого и насыщенного описания) предпочитаемых историй;

  • Поддержка людей в ощущении себя способным влиять на собственную жизнь, стать в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни;

  • Содействие воплощению человеком предпочитаемых историй в отношениях с другими людьми, через объединение людей в сообщества заботы и поддержки.

Нарративная терапия, и более широко – нарративная практика,- показали свою эффективность в решении самых разных психологических проблем – хронического энкопреза, шизофрении, анорексии, гиперактивности, воровства, чрезмерного употребления психоактивных веществ, семейных, социальных и межнациональных конфликтов.

На сегодняшний день нарративный подход уже нашел множество сторонников среди специалистов в нашей стране, как работающих в государственных учреждениях, общественных организациях, так и ведущих частную практику.

Курс ориентирован на психологов, социальных работников и социальных педагогов, и всех специалистов, оказывающих помощь людям в преодолении ими жизненных проблем, в поиске и реализации предпочитаемых вариантов своей жизни.
Цель курса – подготовка специалистов к оказанию социальной и психологической помощи людям, встретившимся с психологическими проблемами, с использованием практик нарративного подхода в консультировании, в том числе – по наиболее актуальным проблемам семейных отношений, детского и подросткового возрастов.
Задачи:


  1. Знакомство специалистов с концептуальными основаниями и основными методами нарративного подхода к консультированию;

  2. Освоение специалистами основных методов консультирования в нарративном подходе;

  3. Развитие умений: задавать вопросы, содействующие прояснению контекста проблемной истории; слышать и находить уникальные эпизоды в историях людей; содействовать развитию предпочитаемых вариантов жизни (историй) людей, обратившихся за помощью;

  4. Помощь в освоении позиции уважения к людям, обратившимся за помощью, к их взглядам и историям, признании их экспертами в собственной жизни;

  5. Подготовка к применению методов нарративной практики в контексте разных проблемных ситуаций: агрессивного поведения, школьных трудностей, конфликтов между родителями и детьми, проблем с употреблением алкоголя и др.;

  6. Освоение применения нарративной практики в групповой работе в формате внешнего свидетельствования;

  7. Помощь в развитии навыков консультирования через наблюдение и разбор сессий, участие в учебных сессиях, проведение супервизий в нарративном подходе.


Данный курс включает 12 тем, каждая из которых содержит теоретическую часть и практическое освоение форм и методов нарративной практики. Освоение теоретического материала происходит с широким использованием интерактивных форм: мозговой штурм, работа в малых группах, групповые дискуссии. Практическая часть содержит разбор случаев консультирования в нарративном подходе, демонстрационные сессии с участниками группы, работу в парах, тройках и малых группах, в ходе которой участники получают опыт как ведения консультирования, так и получения помощи в нарративном подходе.

Нарративный подход является не набором техник консультирования, а, скорее, мировоззрением, включающем представление о коллективном характере идентичности, социальном конструировании реальности, отказ от позиции эксперта, обладающего истинным знанием. Только на этой основе методы нарративной практики обретают свой смысл. Поэтому в первой части курса достаточно подробно рассматриваются философские и другие концептуальные основания нарративного мировоззрения. В том числе - обращение к французскому пост-структурализму (в первую очередь – к работам М.Фуко и Ж.Дерриды), культурной антропологии и идеям социального конструкционизма. Значимое влияние на развитие нарративной практики оказали также работы Л.С. Выготского.

Специфика нарративной практики делает возможным построение отношений сотрудничества с людьми, традиционно «выпадающим» или «вытесняемым» из общества. Это люди с психиатрическими диагнозами, это дети и подростки, чье поведение вызывает недовольство общества и рассматривается как «девиантное», это члены семей, отнесенных к «неблагополучным» или «дисфункциональным».

Нарративный подход получил широкое распространение среди специалистов, встречающихся с ситуациями недобровольного обращения, и «сопротивляющимися клиентами», поскольку позиция уважения к людям, встретившимся в свой жизни с проблемами, и опора на их способности, ценности, умения, позволяет наладить отношения сотрудничества в самых трудных ситуациях. Освоение позиции уважительного, заинтересованного отношения к человеку, признающего ценность его жизненного опыта, проходит сквозной нитью через весь курс. Это особенно важно при работе с людьми в ситуациях социального неблагополучия, маргинализации, недостатка ресурсов поддержки, встретившихся с разного рода дискриминацией. В рамках курса будут рассматриваться возможности помощи семьям, обозначаемым как «неблагополучные», в том числе – в ситуациях внутрисемейного насилия, и острых конфликтов.

Практики нарративного подхода показали свою эффективность и в ситуациях, связанных с трудностями подросткового возраста, позволяя установить конструктивный контакт с подростками, в том числе – в ситуациях связанных с правонарушениями, проблемным поведением, конфликтами в семейном и школьном контекстах.

Важной частью нарративного подхода является работа с сообществами людей, в которых люди могут получать и оказывать поддержку друг другу, тем самым внося изменения не только в жизнь отдельного человека, но и в более широкий социальный контекст. Освоение возможностей, открывающихся с помощью сообществ, в том числе – возможности профессиональной и личной поддержки, открытие перспектив своего дальнейшего развития в качестве консультанта или нарративного практика, завершает этот курс.


2. Содержание и последовательное изложение учебного курса
Тема 1. Нарративная практика в контексте психологии и психотерапии
Критика системного подхода и структурализма. Социальный конструктивизм и конструкционизм. Движение в направлении сотрудничества. Ориентация на силу и ресурсы клиента. Обращение к социальному контексту. Прощание с идеей «сопротивления клиента». Отказ от экспертной позиции.

Ориентированный на решение подход: не чинить то, что не сломано, если что-то работает – повторять это снова.

Нарративный подход: жизнь как история, полиисторичность, построение предпочтительной истории, работа с сообществами. От метафоры системы к метафоре жизни как истории ( нарратива) и ее поли-историчности. Презентация метафоры нарратива: человек осмысляет свою жизнь, связывая последовательность событий во времени в соответствии с сюжетом, т.е. с помощью историй.

Влияние идей Выготского на развитие нарративной практики: зона ближайшего развития и построение «лесов и опор» в ходе терапевтической беседы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие следствия могут иметь идеи социального конструкционизма для практики психологической помощи людям?

  2. В чем представители нарративного подхода увидели ограничения метафоры системы?

  3. В чем сходства и отличия ориентированного на решение и нарративного подходов?


Тема 2. Философские и другие концептуальные основания нарративной практики
Философия постмодернизма. Влияние работ Ж. Дерриды и М. Фуко на развитие нарративной практики: представление о современной власти (власти знания) и терапевтический контекст. Археология знания и деконструирование идей как терапевтическая практика.

Выявление дискурсов и практика деконструирования идей о помощи людям, влияющих на участников группы.

Культурная антропология: Барбара Майерхоф и нарративная практика работы с сообществами, Арнольд ван Геннеп и Виктор Тернер и применение «ритуала перехода» в практике консультирования. Обзорное рассмотрение (подробное раскрытие – в следующих темах).
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие идеи о специфике оказания психологической помощи влияют на вас?

  2. Опишите историю их появления в вашей жизни? Что и кто их поддерживает? Как они влияют на вашу профессиональную деятельность?

  3. Какие изменения происходят в вашей позиции после деконструкции влияющих на вас идей?



Тема 3. Беседы, направленные на экстернализацию
Идея экстернализации проблемы и первые случаи из практики М.Уайта: работа со случаями «псевдоэнкопреза». Визитная карточка нарративного подхода: «Человек это не проблема, проблема это проблема».

Последствия взгляда на проблему через призму экстернализации. Экстернализация как техника и как позиция. Описание и называние проблемной истории, определение ее влияния на жизнь человека, выявление ограничений. Вопросы в нарративной практике. Позиция «любопытствующего расспрашивания».

Введение идеи карт нарративной практики. Представление карты беседы, направленной на экстернализацию проблемы: близкое к опыту описание проблемы; обозначение эффектов проблемы; оценка эффектов; обоснование эффектов.

Экстернализация различных форм проблемного поведения детей: включение детей в активную позицию, освобождение от обвинения со стороны родителей, заключение союза ребенка и родителей в процессе преодоления проблемы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как изменяется ваше отношение к проблеме и к себе при ее экстернализации? Проведите практику эстернализации в отношении нескольких проблемных тем, актуальных для вас.

  2. Как изменяется ваше отношение к другим людям, если проблемные моменты, вызывающие у вас недовольство, рассмотреть как отдельные от людей?

  3. Как принятие позиции «человек это не проблема» может повлиять на вашу практику помощи людям?


Тема 4. Поиск и развитие уникальных эпизодов. Беседы, направленные на пере-сочинение и восстановление авторской позиции (re-authoring)
Уникальные эпизоды как точки входа в предпочитаемые истории. Где и как можно встретиться с уникальными эпизодами. Уникальные эпизоды как результат экстернализующей беседы. Концепция «отсутствующего, но подразумеваемого» как возможность увидеть уникальный эпизод в жизни человека, встреться с его ценностями.

Развитие уникального эпизода в историю. Характеристики «хорошей истории». Развитие истории в двух планах: на ландшафте действий и ландшафте идентичности.

Карта беседы, направленной на пересочинение и восстановление авторской позиции. Уплотнение и насыщение истории с помощью вопросов. Вопросы на ландшафте действия, вопросы на ландшафте идентичности, вопросы связывающие ландшафты. Построение консультантом «лесов и опор» в беседе, задавание вопросов в «зоне ближайшего развития». Разворачивание истории во времени: представленность истории в настоящем, отдаленном и ближайшем прошлом, ориентация в будущее.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Вспомните уникальные эпизоды в своей жизни, моменты, когда в наибольшей мере были представлены ценности и смыслы, важные для вас. Попробуйте развернуть эти эпизоды в предпочитаемые вами истории, включающую другие события вашей жизни. Как, через призму этих историй, вы видите свои следующие действия в ближайшем будущем?

  2. Какие способы нахождения уникальных эпизодов встречаются в вашей практике, оказываются наиболее продуктивными?


Тема 5. Позиция нарративного практика в консультировании.
Особенности позиции специалиста в нарративном подходе. Уважение к историям и взглядам людей, обратившихся за помощью, рассмотрение людей как экспертов в собственной жизни, обладающих множеством умений, верований, компетенций, ценностей, намерений и способностей, которые могут помочь им в уменьшении влияния проблем на их жизни.

Определение позиции нарративного практика на шкале влиятельность–не влиятельность, центрированность–децентрированность как влиятельной и децентрированной. Варианты «выпадения» из этой позиции и возможности возвращения.

Позиция со-авторства и со-исследования историй человека, обратившегося за помощью, главным автором которых остается сам человек.

Позиция нарративного практика как выражение ценностей. Ответственность в контексте нарративной практики.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какая позиция консультанта близка вам? Как вам удается ее сохранять?

  2. Какие ценности вы реализуете в своей работе?

  3. Если исходить из положения, что консультант не просто строит свою деятельность в соответствии с объективной реальностью, а создает ее своими действиями, какой вклад в эту реальность вносят ваши действия? Какой мир вы создаете?



Тема 6. Церемония признания самоопределения и практика внешнего свидетельствования
Привлечение аудитории как возможность обогащения и развития предпочитаемой истории. Различные варианты привлечения аудитории: ближайшее окружение, профессиональная рефлексивная команда, люди, имеющие опыт преодоления схожих проблем, сообщества людей, объединенных решением общих проблем.

Вклад культурного антрополога Барбары Майерхофф в развитие нарративной практики: церемония признания самоопределения.

Структура церемонии в нарративном подходе: история человека, отклик внешних свидетелей на историю, отклик человека на отклики внешних свидетелей.

Карта расспрашивания внешних свидетелей: слова и выражения, которые привлекли внимание; образы и метафоры, что они могут говорить о человеке; личный резонанс с историей; катарсис, или влияние этой истории на свидетеля (куда эта история продвигает, «переносит» свидетеля).
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие группы людей в вашем опыте оказались полезны вам для реализации ваших предпочитаемых историй и каким образом?

  2. На какие вопросы о вашей истории вы хотел бы услышать отклик внешних свидетелей?

  3. Какие истории других людей в наибольшей степени повлияли на вашу жизнь?


Тема 7. Беседы, направленные на восстановление участия значимых других в жизни людей
Представление о коллективном характере идентичности, метафора «жизненного клуба» и членства в нем. Восприятие идентичности человека как «многоголосой» в противоположность распространенному в современной западной культуре «одноголосому» восприятию.

Возможность для человека пересматривать членство разных людей в своем «жизненном клубе», изменять форму и степень их присутствия, увеличивая присутствие тех, кто поддерживает предпочитаемые истории.

Возможность обогащения предпочитаемых историй и идентичности, жизненных знаний и умений реализовывать свои ценности через пересмотр отношений со значимыми людьми.

Карта восстановления участия (Re-membering):

  • Вклад, который внес значимый другой в жизнь человека;

  • Как значимый другой воспринимал человека;

  • Вклад человека в жизнь значимого другого;

  • Предположение о влиянии этого вклада на идентичность значимого другого.

Возможности применения идеи восстановления участия: реальные люди, ныне живущие и умершие, персонажи из художественных произведений, другие возможности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Были ли в вашей жизни люди, чей вклад в вашу жизнь ценен для вас? Пройдите по этапам карты восстановления участия. Как изменяется ваше представление о себе, своих знаниях, умениях, способностях?

  2. Кого еще вы могли бы включить в свой «жизненный клуб» для реализации ваших предпочитаемых историй?


Тема 8. Вопросы в нарративном консультировании
Вопросы как основной инструмент в нарративном консультировании. Цель вопросов в нарративной практике: обращение к опыту человека, открытие и развитие предпочитаемых историй. Возможные виды вопросов: деконструирующие, открывающие пространство для новых историй, обогащающие и насыщающие историю, вопросы о предпочтениях, вопросы смысла.

Возможные характеристики «хорошего вопроса»: вызывающий удивление, открывает новые горизонты, заставляет задуматься, обращает к личному опыту человека, его умениям, способностям и т.д. Создание «хороших вопросов» в групповом процессе.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие вопросы помогали вам в вашей жизни? Какие ваши вопросы вызывали благодарность других людей?

  2. Напишите вопросы, которые вы бы хотели, чтобы вам задали о ваших предпочитаемых историях. Попробуйте ответить на них. Куда они вас продвигают?

  3. Попробуйте задавать вопросы так, чтобы у вас не было на них готовых вариантов ответов, из позиции уважительного любопытства. Как меняются ваши вопросы, как меняется отношение к ним?


Тема 9. Семейное консультирование в нарративном подходе
Наиболее распространенные дискурсы и идеи о семье. Влияние этих идей на формы и методы психологической помощи семьям. Деконструирование идей о семье, влияющих на участников группы.

Возвращение к идее о формировании идентичности в отношениях. Отношения в семье и идентичность. Формат «внешнего свидетельствования» как основная форма консультирования семей в нарративном подходе. Трудности свидетельской позиции в отношении своих близких. Возможности слушания в разных позициях. Вопросы, помогающие свидетельскому отклику.

Особенности форм нарративной практики при применении их в семейном контексте: как выбрать проблемы для экстернализаци, какие истории и чьи предпочтения поддерживать.

Помощь семьям в ситуации острых конфликтов: основные особенности нарративного подхода к медиации (посредничеству).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие идеи о семье наиболее актуальны для вас? Какое влияние они оказывают на вашу практику консультирования?

  2. Какой вклад в создание вашей идентичности внесли отношения с разными членами вашей семьи?

  3. Кто был для вас лучшим слушателем в вашей жизни? Что вы можете использовать из этого опыта для развития своих способностей слушать?


Тема 10. Работа с психологической травмой в нарративном подходе
Ограничения основных концепций работы с психологической травмой: идеи циклов, этапов горевания и важности последовательного их прохождения. Альтернативы нарративного подхода к травмирующим переживаниям:

  • снова сказать «здравствуй!» в ситуации потери (отношений, близкого человека);

  • применение концепции отсутствующего, но подразумеваемого: что важного, ценного для человека проявилось в травмирующей ситуации?;

  • «двойное слушание», история сопротивления травме;

  • посттравматический рост: возможности значимых изменений в жизни, в позиции, после травматических событий.

Коллективные практики преодоления травмирующего события. Структурированные практики «Дерево жизни» и «Команда жизни».
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Что помогало вам проходить через трудные ситуации в вашей жизни? Какие умения, способности, знания?

  2. Есть ли в вашей жизни ценности, значимость которых проявилась в трудных ситуациях? Что нового вы узнали о себе, проходя через эти ситуации?

  3. Нарисуйте свое дерево жизни. Как эта практика изменяет ваш взгляд на вашу жизнь?



Тема 11. Нарративный подход к проблеме чрезмерного употребления психоактивных веществ
Различные представления о проблеме употребления психоактивных веществ и практические следствия этих представлений: дурная привычка, болезнь, био-психо-социо-духовная модель. Распространенность идеи «зависимости» и ее влияние на практику помощи.

Взгляд на проблему чрезмерного употребления как на частный случай проявления «культуры потребления» в современном обществе.

Помощь сообщества в преодолении проблемы. Сообщества «Анонимных алкоголиков» и другие группы самопомощи.

Метафора путешествия, идея «миграции идентичности». Отказ от употребления как переход к другой идентичности, другим отношениям, ценностям. «Ритуал перехода» и его применение в нарративной практике. Стадии перехода: сепарация, лиминальная (переходная, пороговая) фаза, ре-интеграция.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Применяли ли вы к каким-либо аспектам своего поведения идею «зависимости»? Какое влияние она оказывала?

  2. Происходили ли в вашей жизни значимые изменения, которые могут быть описаны через метафору «ритуала перехода»? Как использование данной метафоры влияет на ваше восприятие этих событий?


Тема 12. Использование письменных практик в нарративном подходе
Использование письменных практик как возможность для уплотнения и распространения предпочитаемых историй. Особенности и значение письменных практик: возможность сохранять, возможность распространять, возможность вспоминать.

Письма от консультанта: письма между встречами, письма не присутствующим на встрече, письма, сообщающие о новой идентичности человека (письма для тех, кого это может заинтересовать).

Терапевтические документы: сертификаты признания преодоления проблемы и наличия новых способностей, анти-оценочные характеристики, декларации независимости.

Письма себе: о решениях, о признании, из настоящего в прошлое, из настоящего в будущее. Дневниковые практики.

Письменные свидетельские отклики на истории людей.

Составление групповых терапевтических документов, укрепляющих предпочитаемые истории участников группы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Есть ли в вашей жизни письменные документы, которые вы до сих пор храните: письма, дневники, электронные письма, СМС-сообщения? В чем их значение для вас, о чем они вам напоминают?

  2. Есть ли что-то, что вам важно было бы сохранить, запомнить, в завершении этого курса? Напишите письмо себе из сегодняшнего момента.



3. Методические рекомендации и пособия для изучения курса

Данный курс ориентирован на освоение практики консультирования в нарративном подходе, поэтому важнейшей составляющей обучения является практическое применение, апробирование участниками знаний и методов, с которыми они знакомятся в ходе занятий, соотнесение своей практики с предлагаемыми в ходе обучения позициями. При этом начинать пробы наиболее эффективно с себя самого.

Обязательной частью обучения является участие в практических упражнениях как в позиции оказывающего помощь, так и в позиции получающего. Это необходимо в том числе для того, чтобы принять для себя решение о полезности (эффективности) предлагаемых форм работы для себя самого, почувствовать себя в обеих позициях, увидеть нюансы, найти свой личных стиль в нарративной практике.

По темам:

1. Важно понимать нарративную практику в контексте других направлений, видеть и ее значимые отличия от других подходов, и пересечения, не подвергая сомнению полезность и эффективность других направлений психотерапии. Так, например, распространенное представление о сходстве позиций гуманистического и нарративного подходов, упускает из вида концептуальное различие во взгляде на идентичность человека.

2. Часто философские основания психотерапевтических подходов остаются на периферии при обучении. В случае с нарративным подходом, являющимся, скорее, мировоззрением, философские позиции и ценностные основания приобретают центральное значение, во многом определяя специфику практической реализации подхода.

3. В нарративном подходе очень важно не сводить идею экстернализации к «просто технике». Это позиция, вера, что проблема действительно не в человеке. Мы видим социальный и культурный контекст проблемы. Даже работая с людьми, совершавшими насилие, Уайт говорит о том, что идея насилия, присутствующая в обществе, вербует людей. При этом есть своя часть ответственности и у человека, который может сопротивляться этой «вербовке».

4. Важно «выслушивать» уникальные эпизоды, а не навязывать свои. Важно не забывать про вопросы предпочтения, поскольку не каждый уникальный эпизод является, в то же время, и предпочтительным.

В процессе пересочинения у консультанта может возникнуть желание подталкивать человека в направлении тех или иных историй, внесения своих ценностей, продвижения из прошлого в будущее. Важно отслеживать эти побуждения и обращаться к истории и предпочтениям человека.

5. Нарративный подход не предлагает готовый набор ценностей, он, скорее, обращает внимание на ответственность практика за выбор и реализацию ценностей. Поэтому важной частью данной темы является рефлексия собственных ценностей и их соотнесение.

Предложенная децентрированная и влиятельная позиция не является идеальной вообще, она является оптимальной для нарративной практики.

6. В данной практике внимание внешних свидетелей должно быть обращено, что их отклик не просто личный шерринг, высказывание своих эмоций. Отклик – это форма обогащения истории человека, находящегося в центре. Отклик «работает» на эту историю.

Важно, чтобы отклик не поставил в центр новую историю.

Важно избежать как открытой, так и скрытой нравоучительности.

Консультант, ведущий церемонию, должен отвечать за безопасность человека, находящегося в центре церемонии.

7. Важной составляющей бесед, направленных на восстановление участия, является вклад человека в жизнь значимого другого. Во многом это гипотезы, предположения. Но, в то же время, задача консультанта помочь человеку не просто фантазировать, а делать предположения на основе реальных событий из истории отношений.

8. Тема «хорошего вопроса» может звучать так, как будто ведущий выступает экспертом по тому, что является хорошим вопросом. Важно обращать внимание, что главным экспертом в этой теме выступает человек, который получает вопрос. Все предположения о характеристиках хорошего вопроса – это рефлексия опыта других людей, и она ценна, но не должна становится эталоном, и тем более – ограничением.

9. Предлагая другую, не системную метафору, нарративный подход признает ценность и достижения других направлений в семейной терапии. Но, в то же время, обращается внимание на последствия, в том числе нормативность, метафоры системы. Стоит помнить, что системная метафора также развивается, в том числе – под влиянием нарративного подхода.

При работе с семьей в нарративном подходе одним из важных условий является обращение внимания на отношения власти и стремление к тому, чтобы все участники встречи получили голос.

10. В контексте обучения обращение к личному опыту травмы должно происходить крайне аккуратно, учитывая ограничения пространства для практической работы. В то же время, акцент на «второй истории», истории активного ответа, сопротивления, позволяет обращаться к достаточно сложным ситуациям. Важно обращать внимание на то, что бы сложившиеся профессиональные стереотипы (например, идея проговаривания травмирующего события, чувств в связи с ним) не помешали получению другого опыта, связанного с позицией нарративного практика.

11. Возможно, некоторые из участников имели опыт преодоления проблемы чрезмерного употребления психоактивных веществ с помощью других моделей, подходов. Нарративная практика, предлагая варианты помощи людям, встретившимся с этой проблемой, не подвергает сомнению уже существующие варианты, и ценность результатов, которые люди достигли с помощью них. Обращается внимание на последствия принятия тех или иных моделей. Расширение возможных вариантов, и возможностей помощи людям, а не поиск «истинных» - цель нарративного подхода.

12. Учитывая что в нашей культуре практически все люди используют те или иные формы письма, важно обратить внимание на уже существующий у участников личный опыт использования письменных практик: дневники, письма, стихи, сертификаты и т.д.

Важно помнить, что письменное слово может иметь больший вес, и, соответственно, быть достаточно аккуратным в процессе их использования.


4. Контрольные задания
Основная цель данных заданий – соотнесение своей практики с позицией специалиста в нарративном подходе.

  1. Как моя модель/теория/практика “видит” людей?

  2. Как, в соответствии с идеями этой практики, я должен вести себя с теми людьми, которым нужна помощь?

  3. Какую позицию, какие действия она предписывает мне, как оказывающему помощь?

  4. Какие представления о «нормальном человеке» в ней заложены?

  5. Как распределяется позиция эксперта в отношениях консультант/человек, обратившийся за помощью?

  6. Как практика влияет на отношения между людьми, в какой степени разделяет/объединяет их?

  7. Какие нормативные суждения (о человеке, помощи, отношениях и т.д.) присутствуют в вашей практике?

  8. Ваша модель требует, чтобы человек входил в “экспертное” знание терапевта, или она требует, чтобы терапевт входил в “мир” клиента и в чем это проявляется?

  9. Как в ее рамках определяется “профессионализм”, что рассматривается в качестве профессиональных качеств консультанта?

  10. Есть ли у вас представление о единой реальности, или вы допускаете существование разных реальностей?

  11. Как вы относитесь к идее о том, что эмпирическая реальность человека социально сконструирована?

  12. Чей язык находится в привилегированном положении в процессе консультирования? Пытаетесь ли вы принять и понять лингвистические описания этого человека? Если я предлагаю распознавание или типизацию на моем языке, то почему я делаю это?

  13. Фокусируетесь ли вы на смысле, или на “объективных фактах”?

  14. Насколько вы прозрачны в отношении своего контекста, своих ценностей и намерений, может ли человек оценить влияние ваших пристрастий?

  15. Присутствует ли в вашей модели элементы патологизирования или нормативного мышления? Как в ходе консультирования определяется, что является проблемой? В какой мере в вашей практике присутствуют экспертные гипотезы?



5. Литература
Основная литература:

  1. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. - 476 с.

  2. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика: Сб. ста­тей. – Мн.: БГУ, 2003. – 232 с.

  3. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы. – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 960 с.

  4. Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. – М.: Генезис, 2010. – 326 с.

  5. Уинслэйд Джон, Монк Джеральд. Нарративная медиация: новый подход к разрешению конфликтов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. – 356 с.

  6. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 368 с.

  7. Сайт, созданный Дарьей Кутузовой с материалами по нарративной практике на русском языке: http://narrlibrus.wordpress.com/



Дополнительная литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.   М.: “Медиум”, 1995.   323 с.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М: Педагогика, 1983 – 368 с.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 4, М: Педагогика, 1984 – 432 с.

  4. Женодарова Е.Д., Карнозова Л. М. Два подхода в социально-гуманитарных практиках // Балаева А.В., Женодарова Е.Д., Карнозова Л.М.. «Основы гуманитарной компетентности судьи, рассматривающего уголовные дела в отношении несовершеннолетних». – М.: ООО «Акварель», 2011. С. 120-136.

  5. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988 – 429 с.

  6. Людевиг К. Системная терапия: основы клинической теории и практики. – М.: Издательство “VERETE”, 2004. – 280 с.

  7. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепция и методы. – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 960 с.

  8. Основы профилактики социально-психологической дазадаптации несовершеннолетних. Методическое пособие. Тихомирова А.В., Москвичев В.В., Лапшин Ю.Г. и др. М.: ЦПРП «Перекресток», 2006 – 92 с.

  9. Робин Ж.-М., Быть в присутствии другого: этюды по психотерапии. – М., Институт Общегуманитарных Исследований, - 2008 – 288 с.

  10. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

  11. Росс Л., Нисберт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.

  12. Системная семейная терапия: классика и современность / Составитель и научный ред. А.В. Черников. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005 – 400 с.

  13. Шлиппе А. ф., Швайтцер Й. Учебник по системной терапии и консультированию. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2007. – 363 с.

  14. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 416 с.

  15. Berg, I.K. 1994: Family Based Services: A solution-focused approach. New York: Norton.

  16. Freedman, J. & Combs, G. 2002: Narrative therapy with couples ... and a whole lot more! A collection of papers, essays and exercises. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

  17. Morgan, Alice. 2000: What is narrative therapy?: an easy-to-read introduction. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

  18. White, Michael. 1995: Re-authoring lives: Interviews & Essays. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

  19. White Michael. 2000: Reflections on Narrative Practice: Essays and interviews. Adelaide: Dulwich Centre Publications.

  20. White, Michael. 2007: Maps of narrative practice. New York • London: W. W. Norton & Company.

  21. White, M. & Epston, D. 1990: Narrative Means to Therapeutic Ends. New York: Norton.

  22. White, M. & Morgan, A. 2006: Narrative Therapy with Children and their families. Adelaide: Dulwich Centre Publications.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-педагогический университет iconУчебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и...
Вачков И. В., д-р психол наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет)

Психолого-педагогический университет iconПоздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное
Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);...

Психолого-педагогический университет iconПлан работы на март 2014 года №
Педагогический совет «О создании в лицее нормативно-правовых, психолого-педагогических, содержательных и учебно-методических условий...

Психолого-педагогический университет iconНастольная книга практического психолога
А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет)

Психолого-педагогический университет iconОмский государственный педагогический университет
Iii лингвистические особенности перевода английских фразеологических единиц с зооморфизмами 47

Психолого-педагогический университет icon«Медиапсихология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...

Психолого-педагогический университет iconБиблиографический указатель Continental aquatic mollusks of Siberia
Музей водных моллюсков Сибири (Омский государственный педагогический университет)

Психолого-педагогический университет icon«Журналистское мастерство»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный...

Психолого-педагогический университет iconАвтореферат разослан декабря 2008 г
Д. 212. 199. 18. по присуждению ученой степени кандидата психологических наук Российского государственного педагогического университета...

Психолого-педагогический университет iconРабочая программа дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции