«житие сергия радонежского» как исторический источник




Скачать 129.34 Kb.
Название «житие сергия радонежского» как исторический источник
Дата публикации 01.10.2014
Размер 129.34 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. жуковский Московская область

«ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК










Автор: Прокошина Мария

ученица 8А класса

МОУ СОШ № 2
Руководитель:

Кузьмина Ирина Вячеславовна

учитель истории и обществознания




г. Жуковский, 2013 г.

План.

  1. Введение.

  2. Житие Сергия Радонежского как исторический источник.

    1. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб – создатели жития.

    2. От Федорчуковой рати к победе на поле Куликовом.

    3. Основание Сергием Радонежским и его учениками монастырей в Северо-Восточной Руси.

  3. Заключение.

  4. Приложение.

  5. Список использованных источников и литературы.



  1. Введение.

В связи с 700-летием со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского я серьезно заинтересовалась личностью Сергия Радонежского, основателя и первого игумена Троице-Сергиевой Лавры (Прил. Рис.1). В своей работе я поставила цели: изучить «Житие Сергия Радонежского» как исторический источник и передать знания, полученные мной, другим ученикам на уроках истории и истории Московской области. Моими задачами было прочитать историческую литературу, посвященную изучаемому периоду русской истории (XIV-XV вв.); описать и дать оценку политическим событиям, на фоне которых происходит повествование о жизни Сергия; определить, какое значение имело основание Сергием Радонежским и его учениками монастырей в Северо-Восточной Руси.

В ходе исследования я использовала теоретические методы: изучение исторических документов, анализ документов, изучение исторической литературы, отбор и систематизация информации, полученной из разных источников.

  1. Житие Сергия Радонежского как исторический источник.

    1. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб – создатели жития.

Жития в древнерусской литературе – биографии людей, которых церковь признает святыми. Для обозначения этого жанра также используется термин «агиография». Жития обычно составлялись после канонизации: лишь тот человек, который посмертно причислялся церковью к святым, мог стать объектом житийного прославления. Поскольку верующие молятся святым, просят о помощи, обстоятельства жизни святого обязательно должны быть известны. И если биографического материала не хватало, агиографы его «достраивали», обращаясь к народным преданиям или другим житиям. При этом они не считали себя фантазерами, ведь святой, с их точки зрения, представлял идеал человека, а идеальные люди все в чем-то похожи друг на друга. Цель автора жития заключалась не столько в изложении фактов, сколько в прославлении избранника Божия.

Преподобный Сергий Радонежский может считаться самым почитаемым святым средневековой Руси и новой России. Епифаний Премудрый, по собственному признанию, создал его житие спустя 26 лет после смерти Сергия, т.е. в 1417-1418 гг. (Прил. Рис.2).

Сведений о жизни Епифания практически не сохранилось, но это был образованный человек и талантливый писатель. В конце XIV в. он написал искусное «Житие Стефана Пермского», крестителя Перми. «Житие Сергия Радонежского» - итог и вершина писательского пути Епифания. Книжник умер между 1417/1418 г. и 1422 г., что следует из отсутствия в житии упоминаний об открытии мощей Сергия, произошедшем в 1422 г.

«Житие Сергия Радонежского», с одной стороны, отвечает всем правилам житийного жанра – четкое следование композиционной схеме: предисловие, рассказ о родителях и детстве святого, о подвижничестве, чудесах, кончине, заключительная похвала; ориентация на знаменитые жития, в частности на «Житие Феодосия Печерского» Нестора – с другой стороны – ярко выделяется среди прочих агиографических сочинений. Произведение основано на тщательно собранной информации, автор постоянно держит в поле зрения современные политические события, на фоне которых протекает жизнь Сергия и происходит становление его монастыря. Будучи искусным книжником, он использует технику так называемого «вития словес», воздавая торжественную похвалу Сергию: «…этот преподобный отец наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек, и как звезда незаходящая, как луч, тайно сияющий и блистающий, и как лилия в ущелье земном, и как кадило благоуханное…» (1, стр. 450).

В 1440-1450-х гг. житие, написанное Епифанием, было по заданию монастыря переработано Пахомием Сербом. Пахомий Серб – афонский монах, который прибыл на Русь в 1430-х гг. в качестве сочинителя житий святых. Сохранившиеся рукописи неточно передают оригинальный текст Епифания Премудрого.

Перевод на современный русский язык выполнен М. Антоновой и Д. Буланиным.

  1. От Федорчуковой рати к победе на поле Куликовом.

Формирование личности юного Варфоломея (так звали Сергия до пострижения в монахи) приходится на время частых нашествий татарских «ратей». С большой горечью пишет Епифаний о причинах обнищания семьи святого: «из-за частых хождений князя в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе» (1, стр. 386). Но самым тяжелым бедствием для Ростовской земли – родины Сергия – стало «великое нашествие» Федорчука, татарского темника, который в 1327 г. ходил с карательной экспедицией против Твери, попутно разорив соседние земли (этот поход возглавил Иван I Калита, московский князь). Татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, «положили пусту всю землю Русскую». Спаслись лишь Москва и Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров (6).

Историк В.В. Каргалов пишет, что Ростовские князья поддерживали особенно тесные связи с Ордой. Ссылаясь на данные летописей, В.В. Каргалов отмечает: в 1289 г. много было ордынцев в Ростове, «и изгнаша их вечьем, и ограбиша их». В 1320 г снова «собравшеся людие, изгониша их из града» (7). Таким образом, простые горожане, «вечники», как называет их летописец, подняли восстание против Орды, под давлением антиордынских выступлений русских «вечников» Ростова и других русских городов хан Узбек пошел на серьезную уступку, которая объективно ослабляла его власть над Русью, - ликвидировал баскачество. Но замещение власти татарского хана властью московского великого князя Ивана Даниловича облегчения городу Ростову не принесло. Наместники московского князя разбойничали подобно татарским баскакам. Об одном из них, воеводе Василии по прозвищу Кочева и его помощнике Мине, рассказывает Епифаний: «…когда они вошли в город Ростов, то принесли великое несчастье в город и всем живущим в нем, и многие гонения …умножились» (1, стр. 387). Князья ростовские лишились власти, бояре потеряли имущество, жители вынуждены были терпеть побои и оскорбления: «…градоначальника, старейшего боярина ростовского, по имени Аверкий, повесили вниз головой… и оставили надругавшись» (1, стр. 387) (Прил. Рис. 3). Часть ростовчан была принудительно переселена в московские земли. Среди них был и отец Сергия, боярин Кирилл со своим семейством. Они стали жить в небольшом городке Радонеж, на лесной и безлюдной северо-восточной окраине Московского княжества.

Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 г. князь Дмитрий Иванович оказался перед грозной опасностью – надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, Дмитрий отправился к Сергию в Троицкий монастырь (Прил. Рис.4). Великий старец ободрил князя и предрек ему победу: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься» (1, стр. 434). Определение «безбожный» используется автором жития не случайно: во времена правления хана Узбека (1312-1342), ставленника ордынских мусульман, в качестве государственной религии был признан ислам. Радонежский игумен – самый авторитетный в то время церковный деятель – признал войну с Мамаем священным долгом христиан.

Существует также версия В. А. Кучкина, согласно которой рассказ «Жития Сергия Радонежского» о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием (11).

Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы. Выполняя обещание, данное Сергию, князь основал монастырь в честь Пречистой Богоматери.

  1. Основание Сергием Радонежским и его учениками монастырей в Северо-Восточной Руси.

Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, Сергий вместе с братом Стефаном основал пустынь на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Так возник Троицкий монастырь.

Кроме Троицкой обители, Сергий основал ещё несколько монастырей. Одним из первых стал Благовещенский монастырь на Киржаче, основанный в 1358 г. Сергий, оставив Троицкую обитель, поселился на берегу р. Киржач, но по просьбе братии и митрополита Алексия возвратился, а в Киржач прислал своего ученика Романа. Упразднен монастырь в 1764 г., вновь открыт в наше время.

Андроников монастырь был основан около 1360 г. на реке Яузе. Строителем монастыря и первым игуменом был Андроник, ученик Сергия Радонежского.

Симонов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, был основан около 1370 г. Федором, племянником Сергия и его учеником: «Федор нашел прекрасное место близ Москвы-реки, называемое Симоново. Узнав об этом, святой пришел в Симоново, осмотрел его, нашел удобным и повелел Федору строить на том месте монастырь. Получив благословение от архиерея, Федор поставил там церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы» (1,стр. 452). В 1379 г. Симонов монастырь был перенесен на новое место и посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

Монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был основан северо-западнее Троицкой лавры, на острове р. Дубенки, впадающей в р. Дубну, в 1380 г. в ознаменование победы над татарским войском на Куликовом поле. «Поручил святой игуменство ученику своему по имени Савва, мужу очень добродетельному» (1,стр. 435). По версии историка В. А. Кучкина монастырь на Дубенке был основан после победы русского войска на р. Воже в 1379 г. (11). В 1616 г. монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, упразднен в 1764г.

«В другой раз державный Великий князь Димитрий просил святого старца Сергия самого пойти и благословить место для монастыря в честь святого Богоявления в Голутвине под Коломной, вотчине Великого князя, и построить там церковь. Таково было начало Голутвинского монастыря» (1, стр. 435). Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня, был основан около 1385 г. в устье р. Москвы.

Князь Владимир Андреевич Серпуховской попросил святого Сергия посетить также его вотчину – город Серпухов, благословить место на реке Наре и воздвигнуть церковь в честь Зачатия Пречистой Богородицы. Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы был основан в 1374 г. Строить монастырь Сергий оставляет своего любимого ученика Афанасия.

Монастыри, основанные Сергием и его учениками, «как светильники видны везде и сияют во всех местах светлой и чудесной жизнью всем на пользу», - так заканчивает свой рассказ автор жития (1, стр. 436).

Сергий, как и большинство святых этой эпохи, уходит из городов в лесную пустынь, глухие малонаселенные места. Часто ему приходилось терпеть голод, нужду, одиночество в лесной глуши. Как рассказывает Епифаний, «звери окружали и обнюхивали Сергия» (1, стр. 398) (Прил.Рис. 5). Медведя, постоянно приходившего к хижине, преподобный подкармливал, даже если самому не хватало хлеба. В этих местах не было ни ктиторов, ни богатых жертвователей из князей, знати. Братья, Сергий и Стефан сами рубили лес, соорудили келью, а затем и церковь. Чтобы прокормить себя, монахи были вынуждены заниматься земледелием, организовывать собственное хозяйство. Как пишет Епифаний, преподобный Сергий «без лености… дрова для всех колол,…хлеб пек и еду варил» (1,стр. 402) (Прил. Рис. 6). В житии рассказано обо всех стадиях подготовки к хлебопечению в большой русской печи. Сначала зерно толкли в ступе в крупу, которую затем размалывали на ручных жерновах; полученную муку просеивали и ставили тесто: к муке подмешивали разведенный в воде ржаной солод – бродильный продукт из пророщенных, а затем высушенных и смолотых зерен ржи. Сведения, приведенные Епифанием, позволяют представить бытовую сторону жизни русского монашества.

Основанная в безлюдном месте обитель стала обрастать сельскими поселениями: «Через некоторое время – думаю, что во времена князя великого Ивана, сына Ивана, брата же Симеонова, – начали приходить сюда христиане, проходя через леса те, и понравилось им здесь жить… И построили они села, и дома многие, и засеяли поля…» (1,стр. 412).

Знаменитый русский историк В.О. Ключевский считал главным стержнем русской истории колонизацию (освоение) бескрайних просторов восточно-европейской равнины (8). К этому следует добавить вывод В.О. Ключевского о том, что в Московском государстве именно крестьянское освоение земель предшествовало колонизации правительственной и церковно-монастырской. Возможно, основание Троицкого монастыря Сергием Радонежским стало исключением, подтверждающим правило.

Почему с сер. XIV в. численный перевес получают монастыри, основанные не вблизи городов, а в безлюдных лесах? С одной стороны, тяжелая жизнь городов время от времени разоряемых монгольскими ратями, с другой стороны, сам упадок городских монастырей могли подтолкнуть подвижников к поиску новых путей. Г. Федотов отмечает, что «новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и преподобный Сергий как бы возглавляет его» (12). Оригинальную точку зрения отстаивает Л.Н. Гумилев. Рост монастырей в Северной Руси он связывает с тем обстоятельством, что в условиях распада остатков общинно-родового строя, на котором основывалась некогда сила славянских племен, распада этнической системы, превращения древних русских княжеств в княжеские вотчины, потери общерусских центров и решения проблем не на основе закона, а мечом, снижения способности к сопротивлению иноземцам и роста безудержного эгоизма энергичные, способные на жертвы для достижения идеалов люди оказались лишними. Пассионарии-язычники шли к монголам, охотно принимавшим их на службу. Пассионарии-православные шли в монастырь. Церковь как социальная организация давала этим пассионариям цель жизни и деятельности – защиту православия (4).

В Троицком монастыре Сергий, став игуменом, вводит общежительный устав. «Повелел он твердо следовать заповеди святых отцов: ничем собственным не владеть никому; ничто своим не называть, но все общим считать» (1,стр. 425). Это было смелым новшеством, т.к. почти все русские монастыри того времени придерживались так называемого особножительного устава, при котором каждый инок устраивался в обители так, как позволяли ему его средства. Приходя в монастырь, богатые и знатные люди пользовались теми же привилегиями, что и в миру.

Общежительный монастырь (киновия), идею которого разработал христианский богослов Василий Великий в IV в., был устроен иначе. Личная собственность у монахов отсутствовала, всем достоянием монастыря распоряжалась община во главе с игуменом. Жизнь иноков проходит в непрестанном труде: «Распределяет… пастырь братию по службам: одного ставит келарем, а других в поварню и для печения хлеба, еще одного назначает немощным служить…» (1,стр. 424).

Киновия давала миру наглядный образец идеальных отношений между христианами. Вместе с тем общежительное устройство монастыря превращало его в самостоятельную в экономическом отношении общину тружеников, делящих время между молитвами о спасении мира и собственной души и крестьянским трудом. Утвердив общежительство в Троицкой обители, Сергий приступил к «монастырской реформе». При поддержке церковных и светских властей радонежский игумен и его ученики-сподвижники в XIV-XV вв. основали несколько десятков (около 40) новых монастырей-киновий.

  1. Заключение.

Изучив «Житие Сергия Радонежского», можно сделать следующие выводы:

- в Ростове, одном из крупнейших религиозных центров Руси остро ощущалась тяжесть ордынского ига;

- политика московского князя Ивана Даниловича Калиты привела к окончательной потере величия Ростовской земли;

- основание Троицкого монастыря происходило в безлюдном суровом месте на окраине Московского княжества в тяжелой борьбе с голодом, холодом и одиночеством;

- так называемая монастырская колонизация, у истоков которой стоял Сергий Радонежский, позволила создать опорные пункты для земледельческого освоения лесов Северо-Восточной Руси;

- введение общежительного устава Сергием Радонежским означало «монастырскую реформу»;

- «Житие Сергия Радонежского» позволяет представить бытовую сторону жизни обитателей монастыря.

Данная работа может быть продолжена, т.к. мною изучены не все вопросы. В частности, дальнейшего изучения требует уклад жизни монастыря, вопрос о роли Сергия в борьбе за митрополичий престол 1378-79 гг.


  1. Приложение.



Рис. 1. Покров с изображением Сергия Радонежского. 20-е гг. XV в.



Рис. 2. Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.



Рис. 3. Наказание ростовского боярина Аверкия. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.



Рис. 4. Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.



Рис. 5. Сергий Радонежский среди диких зверей. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского». XVI в.



Рис. 6. Выпекание хлеба Сергием Радонежским. Миниатюра из лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

  1. Список использованных источников и литературы.

  1. Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского; М.: СЛОВО, 2001.

  2. История России и ее ближайших соседей/ Энциклопедия для детей. Т. 5 Ч. 1/Гл. ред. С.Т. Исмаилова; М.: Аванта+, 1995.

  3. Голубинский Е. Речь о значении Преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества/ Ангел-Хранитель земли Русской. Сост. Н.А. Трофимчук; М.: Луч, 1994.

  4. Гумилев Л.Н. От Руси до России http://gumilev.narod.ru/

  5. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский/Жизнь и житие Сергия Радонежского. Сост., посл. и коммент. В.В. Колесова; М.: Советская Россия, 1991.

  6. Иван Данилович Калита/Проект «Хронос» http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/ivan1kalita.php

  7. Каргалов В.В. Конец ордынского ига http://militera.lib.ru/h/kargalov_vv/index.html

  8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Т. 2 http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/2.htm

  9. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источникhttp://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_drevnerusskie_jitiya.html

  10. Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства/ Ангел-Хранитель земли Русской. Сост. Н.А. Трофимчук; М.: Луч, 1994.

  11. Кучкин В.А. http://adamovka.ru/saint/?id=1809#cite_note-4

  12. Федотов Г. Преподобный Сергий Радонежский/ Ангел-Хранитель земли Русской. Сост. Н.А. Трофимчук; М.: Луч, 1994.

  13. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13187&pg=1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Список литературы для 8 класса Древнерусская литература
«Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Слово о погибели земли Русской», «Повесть о Шемякином суде»
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon ««согласовано»
Московский городской конкурс ученического творчества "Игумен Земли Русской", посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия...
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon О проведении мероприятий по празднованию
Рождения преподобного Сергия Радонежского, поручения Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 октября 2013 года, в целях...
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Урок литературы по теме "Идеальный образ святого в «Житии преподобного...

«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Андрей Белый На рубеже двух столетий Воспоминания в 3-х книгах
Эти три книги в равной мере значительны и как художественное слово, и как исторический источник: будучи ярким образцом мастерства...
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Издание храма преподобного сергия радонежского священник александр торик
В настоящем издании немало полезного найдут для себя все желающие глубже понять внутреннюю жизнь Христовой Церкви
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Игумен земли Русской Сергий Радонежский
Имя преподобного Сергия Радонежского – одно из таких имен. Он – заступник и утешитель, наставник и учитель для всех, кто называет...
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый...
Законы Ману оставляют впечатление большей целостности в композиционном отношении, чем дхармасутры, но и здесь имеются многочисленные...
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Межкультурная коммуникация и обучение русскому языку как иностранному
Русские народные сказки как источник лингвострановедческих знаний и фактор формирования межкультурной компетенции в процессе обучения...
«житие сергия радонежского» как исторический источник icon Продолжительность экскурсии- 1 академический час
Экскурсия «Московский государственный университет путей сообщения как культурно-исторический объект показа»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции