Н.В. Старикова
ИСТОРИЯ РОССИИ
(история России с начала XVII в. до первой половины XIX в.)
Учебно-методическое пособие
для студентов заочного отделения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы 5
Таблица 2. Содержание семинарских занятии, виды учебной работы 5
Таблица 3. Виды деятельности и сроки выполнения учебной работы 6
Рейтинг-план по дисциплине «История России XVII
– первая половина XIX в.»
Таблица 4. 6
Тема I. Виды и формы социального протеста
в России XVII-XVIII вв. 7
Тема II. Феодальное землевладение в Московском государстве XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г.) 10
Тема III. Правовой статус сословий
(по Соборному Уложению 1649 г.) 12
Тема IV. Развитие абсолютизма в XVIII в. – от Екатерины I
до Павла I 13
Тема V. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII- начале XIX вв. 16
Тема VI. Развитие правомерной монархии в первой половине XIX в. 18
Вопросы для подготовки к экзамену 23
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению событий российской истории с начала XVII до конца XVIII века. Модуль «история России с начала XVII до конца XVIII века» (дисциплина «История») относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1).
Цель освоения дисциплины состоит в формировании систематизированных знаний об истории России данного периода, способности выпускника применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области преподавания контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Для освоения дисциплины «истории России с начала XVII до конца XVIII века» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «история России с древнейших времен до конца XVI в.», «Археология», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение дисциплины «истории России с начала XVII до конца XVIII века» является необходимой основой для последующего освоения модуля дисциплин истории России, «Основ источниковедения», «Историографии», а также курсов по выбору студентов.
Методические рекомендации. При изучении фактов, событий и явлений Российской истории начала XVII до конца XVIII века рекомендуется пользоваться следующими методами исторического исследования: герменевтическим анализом текста документа, т.е. анализ его внутреннего содержания, извлечение фактов из содержательной структуры документа; методом сравнительного анализа; эволюционным методом, который позволяет реконструировать развитие судебной и законодательной системы, а также политических институтов; методом компаративистики, т.е. всесторонним сравнением текстов по разным параметрам и соотнесение их с реальной исторической обстановкой, что позволит воссоздать как деятельность отдельного учреждения, так и личности или группы лиц в разных аспектах – политическом, социальном, экономическом и культурном.
Необходимо обращать особое внимание на дискуссионные вопросы, которые по-разному решались в научных концепциях представителей различных историографических школ.
Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа организована в соответствии с рейтинговой системой, основные положения которой обозначены в рейтинг-плане. Там указаны виды учебной деятельности, сроки выполнения и количество баллов за конкретное задание. Самостоятельное работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников и научной литературы с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала и научных концепций. Методические рекомендации содержат довольно обширные списки рекомендуемой и дополнительной литературы, как по каждой теме, так и обобщающего характера. Изучение двух-трех работ по теме поможет студенту справиться с аналитической работой, даст дополнительную информацию по изучаемому периоду. Также предполагается составление студентами сравнительных таблиц, контурных карт, работу с интернет-сайтами, подготовку докладов. Преподаватель организует проверку форм самостоятельной работы студентов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК - 15);
- определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
- анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);
- характеризовать модели общественного развития (СК-3);
- ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);
- применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
- использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);
- соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные процессы истории России с начала XVII до конца XVIII века;
- даты и периоды отечественной истории, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;
уметь:
- анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;
- выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;
владеть:
- технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории России;
- историческими понятиями и терминами.
Структура изучаемой дисциплины, объем и виды учебной работы
|