Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует




Скачать 5.64 Mb.
Название Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует
страница 1/54
Дата публикации 30.09.2014
Размер 5.64 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

ВСТУПЛЕНИЕ.
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует силуэт своего жениха.
Долгое время, на основании свидетельств Аристотеля, Феофраста и других греческих философов, считалось, что живопись (подобно прочим искусствам) родилась в Греции. Впоследствии выяснилось, что в Египте тоже сохранились следы живописного искусства, но еще долгое время продолжали считать, что только в Греции искусство живописи достигло совершенства во всей своей идеальной, возвышенной и поэтической форме.
Сами греки основоположником живописи (как и других искусств) считают Дедала, даже Павсаний упоминает о картинах, будто бы написанных этим мифическим героем. Однако первым греческим художником, имя которого дошло до нас, был Буларх. По свидетельству Плиния, огромная его картина, в колоссальных фигурах представлявшая «Битву Магнетов», была куплена на вес золота.
Был художником и Панен — брат знаменитого скульптора Фидия. Многие греческие авторы (Плутарх, Страбон, Плиний и Павсаний) с восторгом отзываются о его картине «Битва при Марафоне», на которой греки и персы узнавали своих полководцев, участвовавших в этом сражении. Картина Панена удостоилась первой награды на Коринфских и Дельфийских играх.
Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную аллегорическую форму ни облекал их художник. Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Некоторые из них требуют пристального внимания, осмысления, определенной подготовки и знаний. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. Без расшифровки события, конкретного места, лица самого художника вы потеряете добрую

половину... очарования картины. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта

ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова».
Действительно, порой по уцелевшим обломкам старины, по

долетевшим до нас в песнях и сказаниях мыслям и настроениям,

в которых теплится искра жизни, художник воскрешает минувшее в его целом, изображает его как живую действительность.

Мало того, изображение на полотне должно дышать такой «подлинностью», которая заставила бы зрителя поверить, что перед

ним не выдумка художника, а наше родное прошлое, которое

подчас становится и нашим настоящим.
Всеобщий интерес к вопросам искусства, обнаружившийся в

последнее время в нашем обществе, и вызвал к жизни эту книгу,

посвященную великим картинам великих живописцев. Может

быть, попытка составителей рассказать о ста шедеврах, о которых написаны уже тысячи томов на всех языках мира, покажется

дерзкой и легкомысленной. Но мы хотели, преклоняясь перед

силой творческого духа мастера, еще раз приобщить читателя к

сокровищам этого искусства.
Составители этой книги стремились познакомить своих читателей с самыми известными произведениями мировой живописи, представить ее историю в различных художественных формах

и направлениях. Может быть, кому-то покажется, что мы выбрали не те картины или не тех художников. Тогда надеемся, что

вдумчивый и любознательный читатель заинтересуется данным

вопросом и сам продолжит эту увлекательную исследовательскую работу.
ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех

веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа

этой страны. Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она

была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист, а ему его передал последний потомок Ноя. Древность живописи в Египте доказывается

еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами.
8


Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те

времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян

запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.
К числу произведений древней египетской живописи относятся знаменитые фаюмские портреты, которые впервые были

найдены в 1887 году при раскопках захоронений близ деревушки

эр-Рубайат в Фаюмском оазисе. Впоследствии такие портреты

стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но

по месту первых больших находок они все получили название

«фаюмских».
Единичные фаюмские портреты и до этого хранились в некоторых западных музеях, но внимание ученых они к себе почемуто не привлекали. Только после археологических находок в конце 1880-х годов в некоторых городах Западной Европы (Вене,

Берлине, Париже и др.) были устроены выставки фаюмских портретов, и тогда портретами заинтересовались ученые. В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских

портретов, особенно первоклассные памятники собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре,

Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.
Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были

обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Фаюмский оазис, совершенно отделенный от долины

Нила, не мог не создать в своей живописи чисто местных особенностей. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до

н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и

культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной

мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали

использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Эти

портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее

окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди
ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты (их было 94) от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту. У

него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг

Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную

значимость фаюмских портретов. Потом к коллекции Т. Графта

добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.
Долгое время возникновение фаюмских портретов относили

к эпохе Птолемеев (IV—I века до н.э.), однако некоторые специалисты предполагали, что фаюмские портреты появились во время римского господства в Египте. Было и еще одно мнение —

что фаюмские портреты появились в первой половине I века нашей эры и существовали до IV века. В настоящее время окончательная датировка фаюмских портретов относится к 1—11 веку

нашей эры.
Помимо чисто научного способа датировки портретов, время

их исполнения помогли установить... прически. Мода на мужские и женские прически представляла в Римской империи вполне

определенную величину. Эпоха правления каждого императора

отмечалась новой модой в этой области, более того императрица

или отдельная представительница императорского дома изобретали каждая для себя только ей свойственную прическу. Формы

женских причесок в Египет привозились в виде моделей-головок. Если моды на мужские прически никогда не запаздывали, то

модели тех или иных женских причесок в провинциях существовали гораздо дольше, чем в самом Риме. Это предположение ученых оказалось справедливым и для тех городов Фаюмского оазиса, которые не были центром Египта.
Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но

иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще

всего использовались устойчивые к гниению породы дерева —

кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.
Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые

Ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то

есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на
10
дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).
Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика

требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений

делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность,

что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от

различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность

позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это

обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице

улыбкой.
В Копенгагенском музее хранится портрет мужчины, изображенного в расцвете сил. В таком же среднем возрасте находился

и некий Деметрий из Бруклинского музея, хотя письменные источники свидетельствуют, что оба они умерли глубокими стариками.
Из фаюмских экспонатов, находящихся в Пушкинском музее

изобразительных искусств, лучшей является пелена с портретом

мужчины. На ней (согласно принятой в Египте иконографии)

изображен Анубис — древнеегипетский бог бальзамирования и

проводник в загробное царство. Он представляет душу умершего

на суд Осириса. Душа на этом саване имеет тот вид, который

человек имел при жизни. Рядом стоит мумия этого же человека с

маской на лице.
Вся сцена, изображенная на погребальном саване, выдержана

в египетском плоскостно-декоративном стиле, только фигура в

центре составляет исключение. Умерший, по-видимому, был рим

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ
11
лянином, и соответственно фигура, олицетворяющая его душу,

написана почти по всем правилам искусства, близкого к грекоримскому стилю. Вся пелена написана по трафарету, какие в большом количестве заготовлялись ремесленниками, а центральная

фигура, вероятно, была приписана позже.
Особенно интересно на этом изображении лицо, написанное

на отдельном куске холста и нашитое на пелену. Оно представляет собой портрет, написанный рукой весьма искусного мастера.

Такие портреты писались по специальному заказу и позже прилаживались к трафаретным композициям на пеленах.

Хранится в Пушкинском музее и так называемый «Портрет

юноши», на котором изображен смуглый красавец. Твердые черты

лица, смелый разлет бровей, огромные горящие глаза его выражают темперамент горячий, может быть, даже необузданный. Четкий, словно литой из бронзы силуэт, подчеркнутый в колорите

контраст, сочетающий белый, темно-коричневый и черный цвета, —все это усиливает внутреннюю напряженность образа. Портрет этот, видимо, был написан для погребения, однако золотой

фон нанесли тогда, когда доска была уже вставлена в бинты.
ПОМПЕЯНСКИЕ ФРЕСКИ

Первые живописные произведения римлян имели большое

сходство с этрусскими, которые и служили для них первоначальным образцом. Из древних римских художников история сохранила до нас только имя Фабия, прозванного Пиктором (Живописцем). Ученые считают, что он сделался художником из-за

великой страсти к этому искусству, так как происходил он из

знатного рода, а живопись считалась уделом плебеев и, не отличаясь ничем от ремесел, была унизительным занятием для патрициев.
ПОМПЕЯНСКИЕ ФРЕСКИ 13
Отношение к искусствам изменилось в Риме только после

того, как из покоренной ими Греции в большом количестве стали вывозить картины и статуи. С тех пор эти произведения искусства сделались необходимой принадлежностью для украшения жилища даже самого бедного патриция.
Остатки собственно римской живописи археологи и ученые

открывают сейчас при раскопках терм, бань и гробниц в древнем

Риме, Капуе и в других городах Италии. Из тех художников история сохранила имена Пакувия (200 год до н.э.) и Турпилия, который был современником Плиния. Оба они расписывали фресками бани и форумы, а последний, как отмечают исследователи,

писал исключительно левой рукой. От живописи смешанного

греко-римского стиля сейчас не осталось ничего, и о существовании его ученые во многом догадываются только по предположениям.
Памятники римской живописи первых лет христианства сохранил до нашего времени пепел Везувия. Не одну сотню лет

стоял Везувий рядом с цветущими Помпеями, и привыкли к нему

помпеянцы, не боялись его страшной силы. Многие из них даже

влезали на самую верхушку вулкана и с любопытством заглядывали в его огромную пасть. У помпеянцев было много легенд об

этой беспокойной горе, одна из них о том, что гора эта — живая,

она может казнить людей за их грехи, может закидать виноградники и оливковые поля раскаленными камнями, залить огнем их

дома. Каждый раз, когда помпеянцы вспоминали об этом, они с

уважением смотрели на свой вулкан, но так не хотелось верить

этим легендам. Спокоен был Везувий, — и они спокойно жили у

его подножия.
В 63 году в Помпеях произошло сильное землетрясение, разрушившее часть города. Но трудолюбивые жители восстановили

свои дома, так им не хотелось покидать свой город, где голубое

Тирренское море ласкало их слух мягким шумом волн, жаркими

лучами их согревало веселое солнце, а благодатная земля щедро

награждала своими дарами. И они продолжали беззаботно жить у

подножия всесильного Везувия... До 79 года, когда разбушевавшийся не на шутку вулкан разрушил три цветущих италийских

города — Помпеи, Геркуланум и Стабии'.
' Подробнее об извержении Везувия можно прочитать в книге «Сто великих катастроф».
14
Казалось бы, что небольшой городок огромной Римской империи не может дать много материала для историко-художественных исследований, ведь в неаполитанской Кампанье были и крупные города (например, Капуя), более богатые художественными

сокровищами, чем скромные Помпеи. Огромно было художественное богатство и «вечного города» Рима, да и на окраинах обширного римского государства находились такие крупные художественные центры, как сирийская Антиохия, египетская Александрия и другие города, в которых сливались две мощные культуры — эллинистическая и египетская. Но от великого Рима почти

ничего не осталось, кроме огромных руин Колизея, а древние
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Урок 2 8 класс
Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества… От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Федоскинский филиал лаковой миниатюрной живописи федерального государственного...
Прием производится на отделение федоскинской миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше, специальность 072601 «Декоративно-прикладное...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Урок по теме «А. С. Пушкин и искусство»
Рассказать о малоизвестной стороне творческой личности А. С. Пушкина – об отношении поэта к пластическим искусствам (живописи, скульптуре),...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Штефан Палош Китайское искусство целительства
«Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней»: Центрполиграф; Москва; 2003
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Светлой памяти Рэя Брэдбери, последнего сказочника уходящей эпохи
Да и не плац это вовсе. Этим словом, пришедшим из глубокой древности, мы называем широкую, вымощенную металлическими плитами площадку...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Образ Мелисинды в пьесе Э. Ростана и мозаике М. Врубеля «Принцесса Греза» Тихоненкова А. В
Роземондой Жерар, которая позже стала его женой. Восточная принцесса Мелисинда много черт характера берет от жены автора, в частности,...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Программа элективного курса «Как люди открывали Землю»
Само слово «география» означает «землеописание». Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее. Такой путь...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Прополис мифы и реальность
Продукты пчеловодства с глубокой древности привлекали людей — их исцеляющие свойства разносторонни, они могут длительно и без ущерба...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Исследовательская работа на тему: «Лук чудо овощ»
Лук стал пищей человека более 6 тысяч лет назад. Известно около 500 видов лука. 10 видов лука находятся под охраной и занесены в...
Искусство живописи восходит к глубокой древности. Началом его может считаться красивая легенда Овидия о коринфской девушке, которая на стене хижины рисует icon Тема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции