Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса




Скачать 177.8 Kb.
Название Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса
Дата публикации 28.09.2014
Размер 177.8 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > История > Реферат


Республика северная осетия-алания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю.В.Андропова г. моздока

Традиции как часть истории школы






Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7»В» класса




Адрес проживания: 363750, РСО-Алания г.Моздок , ул. Ленина 18, кв. 59

Адрес школы : 363755 РСО-Алания г.Моздок ,ул. Вокзальная 34, тел (86736) 4-12-74 : E-mail: mozdok108@bk.ru




Руководитель работы: Котлярова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, тел: (86736)5-05-07; 89282353614

Содержание
Введение…………………………………………………………2-3 стр.

Глава 1. Традиции прошлого в истории школы.……… 4-9 стр.

Глава 2. Музей – хранитель школьных традиций. …….10-12 стр.

Глава 3. Формирование школьных традиций на

современном этапе. …………………….....................................13-15 стр.

Заключение………………………………………………………16 стр.

Список использованной литературы ………………………...17 стр.

Приложение

Введение

Средняя общеобразовательная школа № 108 имени Ю.В.Андропова в Моздокском районе считается одной из старейших. В 2015 году ей исполнится 100 лет. Уже сейчас началась подготовка к этой знаменательной дате. День за днем ярко и интересно освещаются события ученической жизни на сайте школы. Работает (с 1985 года) школьный музей. В нем собраны и хранятся материалы о школе с первых лет её существования по настоящий день. Однако и на сайте, и в музее сведения по истории разрознены, не систематизированы, не описаны.

Данная работа необходима, так как учащиеся мало знают об истории школы, её становлении, прошлых традициях.

Цель, поставленная нами, такова: создать документ, рассказывающий о традициях школы, о людях, поддерживающих и укрепляющих эти традиции, о достижениях учеников и учителей на современном этапе.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить архивные источники, материалы школьного музея и периодической печати.

  2. Записать воспоминания ветеранов педагогического труда, выпускников и учителей;

  3. Собрать, обобщить и описать сведения по истории школы с 1990 годов по настоящее время.

При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, метод исторического анализа (соотнесение опыта прошлого с современностью), статистический (отслеживание динамики изменений), метод опроса, интервью.

Источниками информации служили архивные материалы школы, документы музея, публикации газеты «Моздокский вестник», данные школьного сайта.

Практическое значение работы: собранные материалы поступят в школьный музей, будут необходимы для обновления экспозиций, бесед. Их можно использовать при подготовке к конкурсам, викторинам, конференциям, на уроках и внеклассных мероприятиях.

Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Традиции воспитывают чувство гордости за свой коллектив, дают веру в его силу.

Гипотеза: если мы расскажем об исторически сложившихся и передаваемых из поколение в поколение школьных обычаях, о том, как и кем они укрепляются сегодня, то тем самым и мы поддержим связь времен, которая является основой культуры.

Объектом исследования является история МБОУ СОШ №108 г. Моздока, а предметом – прошлые и современные традиции школы.

Глава 1. Традиции прошлого в истории школы.

Наша школа старая и молодая одновременно. Новое, красивое здание школы сдано в эксплуатацию в 1998 году, хотя вопрос о строительстве третьего корпуса остро стал еще в 1988 г. Количество учащихся ежегодно увеличивалось. Директором школы Рейнгард Нелли Альбертовной из Ростова-на-Дону был получен проект, и возведение нулевого цикла здания началось. Однако радость была преждевременной. Годы «перестройки»(1988-1991) – годы неопределенности и нестабильности. Работы на объекте остановились из-за отсутствия финансирования, а само строительство приобрело статус «долгостроя».

В 1993 году школу возглавила Литвинова Валентина Николаевна. Она обратилась за помощью к Главе Администрации Моздокского района Паринову В.С. Нашлись спонсоры среди городских предпринимателей – и работа на строительстве нового корпуса закипела. А в сентябре 1998 года состоялось его торжественное открытие. Учащиеся получили возможность обучаться в оборудованных, просторных классах. Появилась новая волейбольная площадка, спортивный городок, большая столовая. В кабинетах химии, физики, математики, русского языка были оборудованы лаборантские. В ходе строительства устаревший проект, уже не отвечавший современным требованиям, корректировался. В результате вместо одного концертного зала школа приобрела два актовых зала. В одном проводились репетиции и концерты, другой был приспособлен для занятий хореографией (дискозал).

Казалось бы – вот он, тот отправной, стартовый момент, когда всё можно начать с белого листа. Однако педагогический коллектив был единодушен: школа без традиций - это мертвое здание, в котором дети отбывают томительные часы обучения. Вспомнили прописные истины. «Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, - писал великий педагог А.С.Макаренко. – Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы»1. Так что же такое традиции? Это обычаи, порядки, правила, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. А за многолетнюю историю в нашей школе укрепилось множество традиций.

До 2004 года школа была железнодорожной, находилась в ведении Министерства путей сообщения, поэтому те добрые традиции, которые закладывались в ней, были направлены на осуществление главной цели – подготовке будущих железнодорожников. В течение учебного года дети могли посещать различные кружки. Начало серьезному увлечению железнодорожным моделированием положил Цалоев Борис Петрович, пришедший в школу в 1970 году. Именно им в апреле 1974 года были организованы первые внутришкольные соревнования «Вперед, мальчишки!», ставшие впоследствии традиционными. Первоначально общее количество участников составило 64 человека (учащиеся 5-8 классов). Ребята представили 16 моделей электровозов с дистанционным управлением, 1 ракетоносец «Икар-02», 1планетоход. Мальчишки состязались в различных конкурсах: «Лучший знаток железнодорожного транспорта», «Лучший токарь», «Лучший фрезеровщик», «Скоростная сборка моделей электровозов», «Конкурс машинистов», «Конкурс составителей поездов», «Мастер «Золотые руки».2

Ежегодно (начиная с 1972 г. и до 1992) школьная команда выезжала на выставки детского технического творчества в Ростов-на-Дону, Орджоникидзе, Туапсе. В мае 1978 года модели электровозов, созданные кружковцами, экспонировались на ВДНХ в Москве.

_______________________________________________

1Макаренко жил, жив и будет жить…/«Учительская газета», №14 от 1 апреля 2008 года

2 Архив школьного музея

А вот имена юных техников, в разные годы принесших славу школе: Ногаевы Эльгар и Эльзар, Дубенко И., Скурко О., Добрынин О., Важдаев Ю., Лодяной А., Донцов С., Гаврилов И., Григорьев А., Кубаев А., Чеботарев В., Саласкин В. и многие другие. Анисимов Илья в своем активе имел 5 творческих работ, 4 рациональных предложения. Он был награжден именными часами Министра путей сообщения. В 1992 году с триумфом вернулись ребята из г.Туапсе, став победителями в I дорожных соревнованиях по трассовому железнодорожному моделированию.

Одним из самых приоритетных в нашей школе всегда было военно-патриотическое воспитание. В октябре 1976 года Писковацкий Иван Павлович (директор школы) и Марантиди Георгий Маркович ( учитель физкультуры) были командированы в г.Рустави (Грузия) на металлургический завод.1 Там по их эскизам был изготовлен памятник учителям и ученикам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В апреле 1976 года его установили на территории школы. Сейчас это место проведения торжественных линеек, митингов. Сюда, к подножию памятника, в значимые для школы дни лучшие ученики возлагают цветы. Традиционными стали встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ведь они - живая легенда, образец самоотверженного служения Родине. Ежегодно в дни майских праздников организовывается Вахта памяти. Учащиеся школы принимают участие в митинге на Привокзальной площади, в походах, автопробеге по местам боевой славы.

Когда- то огромной популярностью пользовалась военно-спортивная игра «Орленок», в которой принимали участие старшеклассники. В документах школьного архива подробно описаны этапы ее проведения. Нынешнему поколению школьников это будет небезынтересно.

____________________________________________________

1 Приказ № 10 от 5.10.1976 года/Архив школы

12 мая 1978 года. Военным руководителем школы Максимовым Николаем Яковлевичем сформирована команда из 8 юношей 8 девушек. На первом этапе они успешно вели стрельбу из малокалиберной винтовки. И немудрено, ведь в состав команды входили неоднократные победители районных и республиканских соревнований в этом виде спорта. Многие ребята имели юношеские разряды по пулевой стрельбе (Изотов В., Бондаренко Ю., Кищенко Г). Второй этап предусматривал разнообразные и сложные упражнения: строевой смотр, кросс (500 метров), бег (100 метров), прыжки в длину, подтягивание (для юношей), хождение по азимуту (для девушек), разборку и сборку автоматов, метание гранаты. Завершались состязания эстафетой. Участникам необходимо было преодолеть «мышеловку», потушить «пожар», оказать помощь пострадавшему, поставить палатку, продемонстрировать устойчивость на буме и силу при перетягивании каната. 1

Подобная военно-спортивная игра проводилась и для детей среднего школьного возраста и называлась «Зарница». Это мероприятие вызывало всеобщий азарт ещё на стадии подготовки. В игре принимали участие ребята с 4 по 8 класс, которые разбивались на команды. Все начиналось с торжественного смотра песни и строя. Затем для «связистов-сигнальщиков», «пожарников», «разведчиков», «пехоты» проводились отдельные конкурсы. В ходе игры ребята проявляли сноровку, взаимовыручку, закалку. Так как «Зарница» была игрой Всесоюзного значения, то школьная команда принимала участие и в районном мероприятии. А в июне 1983 года, став победителями на республиканских соревнованиях, учащиеся школы побывали на X Всесоюзном слете пионерской военно-спортивной игры «Зарница» в Днепропетровске.

____________________________________________________

1.Приказ №26 от 18.04.1978 года /Архив школы

Традиционно в мае в соответствии с программами начальной военной подготовки с юношами 9 классов проводились пятидневные полевые занятия (в районе школы станицы Терской). Военрук Максимов Н.Я. обеспечивал учащихся малыми саперными лопатками и общевойсковыми накидками, а ребята изготавливали себе макеты автоматов и макеты ручных гранат.

Пожалуй, самым ярким и долгожданным событием в ученической жизни был День школы. Впервые этот школьный праздник был проведен 22 апреля 1979 года, а затем ежегодно отмечался на протяжении 25 лет. В этот день занятия отменялись, поскольку ребята были заняты в различных мероприятиях: спортивных, культурно-массовых, творческих. Гости посещали концерт художественной самодеятельности, выставку детского творчества. В этот день награждались лучшие ученики, спортсмены, общественники.

Богата событиями и традициями история пионерской организации школы. Школьная пионерская дружина, носившая имя Героя Советского Союза З. Космодемьянской, просуществовала около 65 лет (с 1926 по 1991 год). Объем данного исследования не позволяет подробно рассказать о её деятельности. Однако следует отметить, что ребят увлекала революционная романтика общественных дел, пионерская символика, творческие игры, смотры, слеты. Пионерская дружина школы в течение многих лет была «правофланговой». Это звание присваивалось за хорошую работу пионерской организации, добрые нужные дела. Дружинные сборы, походы, заочные путешествия и экскурсии, спортивные состязания, поездки по городам – героям, сбор металлолома и макулатуры, «тимуровское движение» - помощь ветеранам Великой Отечественной войны, детскому саду, инвалидам и престарелым, трудовые десанты, конкурсы инсценированной, патриотической и военной песни, плакатов, рисунков, фестивали республик, торжественные линейки, митинги, демонстрации – такова пионерская жизнь наших родителей, бабушек и дедушек.

19 мая (день рождения Всесоюзной пионерии) являлось для ребят настоящим событием: белые рубашки и свежевыглаженные галстуки, пилотки, торжественная линейка. В школе проходил большой праздничный концерт, а также игры и конкурсы. Но главным событием становился огромный пионерский костер, сложенный на школьном стадионе. Его зажигали вечером. Вокруг располагались ребята: пели пионерские песни, веселились.

Глава 2. Музей – хранитель школьных традиций.

Наш музей существует с 1985 года. Создан он по инициативе учителя истории Поваляевой Алины Захаровны, находящейся сегодня на заслуженном отдыхе. Именно ею была организована первая поисковая группа из 19 учащихся и начата работа по сбору документов, вещественных и изобразительных материалов. Планировалось, что школьный музей станет центром патриотического воспитания учащихся. Так и случилось. Были развернуты экспозиции: «Высокое имя нести достойно», «И помнит мир спасенный», «Школа –ты не старишься», «От Чугунки до магистрали», «Знания – в жизнь», «Творчество юных». Среди экспонатов музея много подлинных реликвий военного времени. Это личные вещи ветеранов, сохранившиеся с времен войны, грамоты, ордена и медали за мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистами, фронтовые письма, фотографии, удостоверения, предметы солдатского быта и многое другое. В музее проводятся уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. 1

Известно, что во время войны на территории Моздокского района действовал партизанский отряд «Терек», нанесший ощутимый урон фашистам.2 В 1974 году ребятам нашей школы удалось отыскать Георгия Федоровича Асмаловского, бывшего комиссара этого отряда, и Василия Васильевича Попова, начальника штаба. Завязалась переписка. В школьном музее бережно хранятся фотографии и письма, присланные ими. Г.Ф. Асмаловский, проживавший после войны в г.Грозном, приезжал в Моздок, встречался с ребятами.3

___________________________________________________________

1 Фотоархив школы/Архив школьного музея

2 Город Моздок. Исторический очерк/Владикавказ, 1995-с.181

3Фотоархив школы/Архив школьного музея

Материалы о выпускниках и учителях школы, погибших на фронте, легли в основу Урока памяти, проведенного Поваляевой А.З. Литературно-музыкальная композиция, подготовленная учениками, оказала сильное эмоциональное воздействие как на ребят, присутствующих в зале, так и на ветеранов, приглашенных на мероприятие.

Традиционными стали тематические и обзорные экскурсии («История школы в лицах», «Учителя и ученики в годы Великой Отечественной войны», «Освобождение Моздока»).

С 1923 по 1931год в нашей школе обучался Ю.В.Андропов, впоследствии ставший видным общественным деятелем и главой государства. В 1984 году в целях увековечивания его памяти Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров постановил: «Присвоить имя Ю.В.Андропова … средней общеобразовательной школе №108 станции Моздок Министерства путей сообщения… » В связи с этим 16 марта 1984 года в школе был проведен митинг. Позже в музее появились стенды, рассказывающие о жизни и деятельности Ю.В.Андропова. Традиционными стали мероприятия, посвященные его памяти.

В 2005 году на территории школы установлен памятник Ю.В.Андропову. Автором скульптуры является народный художник Северной Осетии, лауреат Государственной премии имени К.Л.Хетагурова Хаев Владимир Касполатович. Право открыть памятник было предоставлено мэру Моздока Адамову Г.В. и ученику 11класса Куликову Максиму. Работы по установке памятника были выполнены рабочими передвижной механизированной колонны (ПМК- 3), возглавлял и возглавляет которую Бураев Т.В.( с 1995 по 2007 г.г –депутат Парламента РСО-Алания).1

______________________________________________________

1 Фотоархив школы/Архив школьного музея

В 2005 году по поручению Национального комитета общественных наград в сопровождении мэра города Адамова Г.В. и начальника Моздокского отдела УФСБ РФ по РСО-Алания в школу прибыл научный сотрудник Академии безопасности и общественного правопорядка им. Ю. Гагарина полковник в отставке Саперов Владимир Ильич. Он когда-то (в 1976-1979 г.г.) проходил службу в моздокском полку Дальней авиации в должности начальника штаба. Гости встретились с коллективом школы, учениками, посетили музей и вручили отличившимся учителям привезенные награды. Орденом имени Ю.В.Андропова «за увековечивание его памяти» были награждены Червова Е.П (директор школы), Поваляева А.З, Степаненко В.В, Крошка Г.А.

Была налажена переписка с членами музея СОШ № 11 села Солуно-Дмитриевского Ставропольского края. Эта школа тоже носит имя Ю.В.Андропова. Ребята из отряда «Поиск» побывали у нас с визитом. В январе 2014 года с предложением о сотрудничестве к нам обратились работники музея Климовского специализированного патронного завода (Московская область). Имя Ю.В Андропова этому заводу было присвоено недавно (2008 году), их музейные фонды невелики. Они рады любой информации. Мы откликнулись, поскольку в нашей школе поисковая работа продолжается. Мало что известно о детстве и юности Ю.В.Андропова, годах, проведенных им в Моздоке. Тем не менее установлены интересные факты, найдены редкие документы, хранящиеся теперь в школьном музее.

На данный момент площадь нашего музея 41кв.метр. Количество экспонатов- 500 штук.

В 2008 году музей возглавила Дзигунова Вера Павловна, учитель иностранного языка. С 2011 года руководителем является Сарычева Оксана Александровна, учитель истории. Лекторская группа представлена учащимися 8 класса. Поисковой деятельностью занимаются семиклассники.

Глава 3. Формирование школьных традиций на современном этапе.

Мы считаем, что традиции нашей школы, формировавшиеся в разные периоды ее развития, не потеряли своей привлекательности и в современном обществе, но в век науки, в век высоких технологий и инноваций, необходимо внедрять что- то новое и оригинальное. Сохраняя прошлые традиции, мы тем не менее стараемся разнообразить некоторые их моменты.

Одной из основных традиций является самоуправление школьников. Начиналось оно с Совета дружины у пионеров и комитета комсомола у старшеклассников. Теперь в нашей школе с 1991 года работает детская организация «Звездный экспресс», состоящая из трех возрастных объединений: «Лучики»(2-4 классы), « Звездный патруль»(5-8 классы) и молодежной группы 9-11 классов. Постоянно действующим руководящим органом самоуправления является Совет старшеклассников.1 На Совете обсуждаются дела, подводятся итоги, принимаются решения, координируется работа школьного актива, состоящего из представителей всех классов. Ежегодно в сентябре на ученической конференции проходят выборы Президента организации, затем распределяются обязанности между членами Совета. В школе действует Министерство спорта, Министерство образования, Министерство культуры, Министерство труда и Художественный Совет. Деятельность организации отражается на страницах школьной веб-газеты. А это уже работа детского пресс- центра «Репортер». Детская организация «Звездный экспресс» имеет свой гимн и символику (эмблему). С изменением названий не изменилась идея самоуправления, позволяющая активным ребятам самореализовываться, получать первый опыт организации общественной жизни, учиться ответственности за порученное дело.

В марте 1978 года учителями Цалоевым Б.П., Максимовым Н.Я., Константиновой, Глинкиной И.К., Васильченко Л.Г., Немцовым В.М. была подготовлена первая школьная команда для участия в районных, затем республиканских соревнованиях юных инспекторов дорожного движения. Программа соревнований была разнообразна: демонстрация санитарной и строевой подготовки, номеров художественной самодеятельности, стенгазет, проверка правил уличного движения, практическая езда на велосипеде.2

___________________________________________________________
1 Паспорт детской организации «Звездный экспресс»/ http://school108.ucoz.net/

2 Приказ №20 от 13.03.1978 года /Архив школы
Теперь наша школа стала базовой районной площадкой для проведения подобного мероприятия, а школьная команда непременным призером или победителем. Ведь у ребят есть возможность тренироваться в школьном городке с пешеходными переходами, искусственными препятствиями и тренажерами (пусть самодельными, но позволяющими совершенствовать навыки езды на велосипеде). Впрочем, участие воспитанников школы № 108 в различных муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, викторинах, проектах стало традицией. Участвуя в них, наши ребята совершенствуют свой опыт, а значит результаты в виде призовых мест в школьной копилке в огромном количестве.

Самая прочная традиция нашей школы - качественное образование. Уровень качества знаний наших учащихся на протяжении последних лет устойчиво высок. В 2013 году на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняло участие 166 человек, призерами и победителями стали 74. Из 52 учащихся, прибывших на республиканский этап, призеров и победителей – 8. 1

93 выпускника за время работы школы награждены золотыми и серебряными медалями. Школа воспитала достойных людей и гордиться их успехами. Среди ее выпускников – известные имена: поэт и прозаик, член Союза писателей России Пономаренко Василий Дмитриевич, бывший директор

совхоза « Терек», Почетный гражданин г. Моздока Гокинаев Сергей Александрович, капитан дальнего плавания Кирис В.Д., подполковник медицинской службы Панкратов В., кандидат экономических наук Дмитриенко Е.П. и многие другие.

В нашей школе работает дружный педагогический коллектив. 9 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 16 – первую, 15 – вторую. На данный момент в школе работает 4 обладателя Гранта Президента РФ, 4 Почетных работника общего образования РФ, 1 Отличник народного образования РСФСР, 1 обладатель Грамоты Министерства образования РФ.

Руководит школой Брюховецкая Татьяна Алексеевна – заслуженный работник образования РСО-Алания.

Сегодня школа насчитывает 817 учащихся в 34 классах. Занятия проходят в одну смену. В начальной школе уроки ведутся по развивающим программам: « Школа 21 века», «Школа 2100». Школьный коллектив

_____________________________________________________

1Публичный отчет директора школы за 2012-2013 учебный год/ http://school108.ucoz.net

участвует в эксперименте по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов, на базе школы проводятся районные семинары учителей. Ведется профильное обучение, ребятам на выбор предлагается 4 профиля: физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, социально - гуманитарный.

Жизнь школы насыщена интересными праздниками и мероприятиями, большинство из которых стали традиционным. Это линейки: День знаний, День памяти детей Беслана, Последний звонок; праздники: День учителя, Выпускной вечер, Осенний бал, Новый год, День защитников Отечества, 8 марта, « Мы за здоровый образ жизни » и другие.

Сегодня школа № 108 г. Моздока уверенно смотрит в будущее, достойно встречая свой юбилей и через традиции сохраняя вечно ценное: преемственность поколений, любовь и уважение к истории родной школы, стремление преумножать ее славу...

Заключение

Завершая данное исследование, мы поняли, что наша школа прошла славный и интересный путь. Учителя всегда старались поддержать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, что была раньше. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но всё это не меняет главного: школа – это мир, в котором формируется будущее.

При сравнении фотодокументов, воспоминаний, в ходе бесед с учителями и ветеранами школы, мы установили, что каждое новое поколение учащихся школы №108 сохраняет и преумножает традиции предшествующих поколений. Современные изменения в образе жизни, мировоззрении людей привели к появлению новых традиций. Но они соответствуют духу школы и помогают учителям в воспитании новой подрастающей смены.

Список использованной литературы

  1. Архив школьного музея

  2. Город Моздок. Исторический очерк/Владикавказ, 1995-с.181

  3. Книги приказов об основной деятельности школы за 1978 год

  4. Протоколы заседаний педагогического совета школы 1975-1978 г./Архив школы

Ресурсы Интернет:

  1. Паспорт детской организации «Звездный экспресс»/ http://school108.ucoz.net/

  2. Публичный отчет директора школы за 2012-2013 учебный год/ http://school108.ucoz.net/

  3. Макаренко жил, жив и будет жить…/«Учительская газета», №14 от 1 апреля 2008 года http://www.ug.ru

Приложения:



Обелиск «Учителям и ученикам станции Моздок, погибшим в 1941-1945г.»

Право открыть памятник было предоставлено мэру города Адамову Г.В и ученику 11 класса Куликову Максиму. Автором бюста является Хаев Владимир Каспалатович



Полковник в отставке Владимир Ильич Саперов с награжденными орденом Ю.В.Андропова учителями (в музее школы)



Экскурсии в школьном музее



Г.Ф.Асмаловский в годы войны и после войны

Фотографии В.В. Попова, бывшего начальника штаба партизанского отряда «Терек», во время войны и после войны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Автор: Меликшаева Евгения Игоревна, 13 лет, ученица 7«В» класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №108 имени Ю. В. АндРопова г моздока
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Автор: Шапиева Рисалат ученица 10 класса
Целью моей работы является изучение истории моего села с его истоков. Какие трудности судьбы пережили мои односельчане и где обрели...
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Автор проекта: Ученица 7-1 класса гбоу сош №347 спб, Невский район...
Петербурга в столичном статусе позволило собрать в этом великом городе все новшества и высокие достижения культур разных народов....
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Иванченко Анна 19 лет Образование
Изучение английского и немецкого языков, чтение экономической публицистической и художественной литературы
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Пушкин и Оренбургский край ученица 8 класса Джумагазина Д
Моу «Приуральская средняя общеобразовательная школа Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Физические свойства «кожи» Земли, или из чего состоит почва
Вера, Демьянов Филипп, Токмакова Анна, Тихомирова Лиза, Долгалев Иван, Золотухин Кирилл, Калинская Арина, Кривицкая Ольга, Фатхуллина...
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Отдел обслуживания Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
...
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Анна Андреевна Ахматова родилась 23 (11) июня 1889 года в Одессе
Горенко переезжает в Царское село. Через несколько лет Аня Горенко начинает учиться в Мариинской гимназии
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon План Замысел романа «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»
Толстой повелением пера внушает читателю любое из спектра человеческих чувств – всегда с оттенком наивного, как при чуде, удивления,...
Автор: Волкова Анна Дмитриевна, 13 лет, ученица 7 в класса icon Алексей Александрович Маслов Дзэн самурая
Автор и ведущий нескольких телевизионных передач, в том числе «Тайны тибетских мастеров» на канале «Рамблер-тв». Много лет ведет...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции