Скачать 208.47 Kb.
|
Департамент образования г. Москвы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус» ________________ В.В.Кирсанов «_____»_______________ 20__ г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию Школа выходного дня «Сыны Отечества» Возраст детей 9-15 лет Срок реализации 1 год Программа разработана педагогическим коллективом ГБОУ кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус» г. Москва С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная записка
Программа разработана педагогическими работниками ГБОУ кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус». Программа имеет военно-патриотическую направленность. Школа воскресного дня «Сыны Отечества» (далее по тексту «Школа» осуществляет деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг несовершеннолетним гражданам города Москвы в рамках дополнительного образования ГОУ Кадетская школа–интернат «Первый Московский кадетский корпус» (далее по тексту «Корпус»). Данная программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними гражданами города Москвы.
педагогическая целесообразность Воспитательные традиции педагогической мысли связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, Малой Родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В наши дни в задачи образования «входит ускорение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это – фундамент становления личности… Чем выше духовное начало национального, тем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека. Основные цели деятельности кадетского корпуса - интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие несовершеннолетних граждан Российской Федерации, создание основы для их подготовки к несению государственной или иной службы на благо Отечества. С ХVIII века в России создавалась система военного образования, ориентированная не только на подготовку офицерского состава, но и на воспитание людей искренне преданных своей стране и готовых служить ей как на гражданском, так и на военном поприще. В годы революции 1917 кадетские корпуса, как учебные заведения, созданные в императорской России, были признаны не целесообразными в новых условиях. Приказом № 134 от 14 июля 1918г. во исполнение Декрета СНК от 3 июня 1918 г. «Об объединении всех учебных заведений, всех ведомств в ведении Наркомпроса» все подведомственные Военно-учебному управлению гимназии военного ведомства и Александровская школа для малолетних с 15 июня 1918 г. передавались в ведение Наркомпроса, а впоследствии закрывались. Проблема патриотического воспитания в России в настоящее время рассматривается как одна из приоритетных задач государственной политики. В сознании молодежи все более размытыми становятся такие понятия и ценности, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, достоинство, самоотверженность. На нынешнем этапе весьма актуально стоит вопрос о формировании у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Концепция дополнительного образования по настоящей программе предусматривает выбор коммуникативной и социокультурной направленности обучения учащихся, в основе которой лежат принципы развития свободы личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Приоритетными направлениями в воспитании ребенка в школе выходного дня «Сыны Отечества» являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе уже на ранних этапах формирования личности. Многообразие и своеобразие подходов к воспитанию подтверждает значимость организации образовательного процесса таким образом, чтобы создать условия для вовлечения молодого поколения в систему формирования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности уже на ранних этапах обучения, систему кадетского образования. Педагогическая целесообразность программы школы выходного дня «Сыны Отечества» - широко представленный теоретический и практический материал патриотической, образовательной направленности, отражающий идеи русских философов, писателей, отечественных историков, судьбы известных деятелей России, краеведческий материал об уникальном историко-культурном наследии России. 3. Цель курса Основной целью программы дополнительного образования (далее по тексту «Курса») является создание условий для успешной военно-патриотической подготовки несовершеннолетних граждан на ранних этапах формирования личности; повышение их интеллектуального, нравственного, культурного и физического развития.
Главными задачами Курса являются: Образовательные: - подготовка обучающихся к поступлению в 5 и другие классы кадетских корпусов, повышение уровня их знаний по общеобразовательным предметам; организация и ознакомление их с основами военной службы в Российской Федерации. - повышение уровня образованности ребенка для дальнейшей подготовки служению Отечеству на военном и гражданском поприще; - ознакомление с лучшими традициями Российского государства; - обучение военным дисциплинам, основам медицинских знаний; - формирование умений ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Воспитательные: - создание целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у подрастающего поколения молодежи высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России; - пропаганда истории и традиций российских кадет и кадет Корпуса, ознакомление с правилами обучения, воспитания и условиями проживания кадет в Корпусе; - воспитание у молодого поколения любви к Родине, ее столице, ответственного понимания своего гражданского долга и конституционных обязанностей; - в ходе изучения всех предметов Курса отводится выработке у обучающихся высокой дисциплинированности, организованности, подтянутости и исполнительности. - осмысление ребенка себя как части своей Родины, ее патриота. Развивающие: - создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подростка; - укрепление здоровья обучающихся; - проведение культурно-досуговых мероприятий, направленных на дальнейшее развитие интеллектуальных, нравственных, культурных и физических качеств у обучающихся; - оказание практической помощи семьям, общественным организациям (объединениям) района в патриотическом и гражданском воспитании молодого поколения. Достижение цели и осуществление задач Курса требуют: проведения занятий и воспитательной работы на высоком организационно-методическом уровне; творческой атмосферы и здоровой нравственной обстановки в коллективах педагогов дополнительного образования, воспитателей и обучающихся; образцовой организации учебно-воспитательного процесса. Программа Курса предусматривает изучение обучающимися истории и основных этапов становления и развития кадетских корпусов и Вооруженных Сил России, ознакомление обучающихся с учебой и жизнью кадет в Корпусе, их правами и обязанностями; приобретение обучающимися уровня знаний по русскому языку и математике, необходимого для поступления в Корпус; совершенствование знаний по английскому языку; дальнейшее физическое развитие обучающихся и укрепление их здоровья; проведение выездов и экскурсий по историческим и памятным местам, посещение музеев, выставок и театров с целью повышения уровня культуры обучающихся. 5. Отличительные особенности программы За время существования Корпуса педагогическая и воспитательная практика показала, что подготовка к обучению в кадетских корпусах должна быть расширена и систематизирована. Ребенку необходимо «почувствовать» себя в условиях, приближенных к обучению в кадетском корпусе, адаптироваться в новых условиях обучения. В основу данной программы легли приоритеты Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Данная программа разработана работниками ГБОУ «Первый Московский кадетский корпус» является примерной и не имеющей аналогов в российском образовании. 6. Организация образовательного процесса Данная образовательная программа создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений Корпуса, с учетом норм и требований СанПин 2.4.4.1251-03. Программа Курса дополнительного образования школы воскресного дня «Сыны Отечества» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании»; Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706; Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования для детей; Уставом ГОУ Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус». С целью качественной организации и проведения образовательного процесса, воспитательных и культурно-досуговых мероприятий предусматривается следующая организационная структура Школы: - руководитель Школы - 1; - педагог-организатор - 1; - бухгалтер - 1; - педагоги дополнительного образования – по норме; - воспитатели - 1; - учебные подразделения: младшая группа - 2 разновозрастная группа - 1. Численность групп – 15 человек. Возраст обучающихся – 9-15 лет Группы формируются следующим образом: 1, 2 группы – обучающиеся 4-х классов. Обучающиеся подготовительных групп готовятся к поступлению кадетские образовательные учреждения. 3 группа – обучающиеся 5-8 классов Обучение в данной группе позволяет привлечь молодое поколение к военно-патриотической подготовке с целью дальнейшего поступления в кадетские корпуса. Продолжительность учебного дня:
Продолжительность урока – 45 минут, перерыв 10 минут. Аудиторные занятия проводятся согласно требованиям СанПин 2.4.4.1251-03. Занятия проводятся по расписанию непосредственно в Корпусе, а также в музеях, выставочных центрах, театрах, исторических и памятных местах. Выездные мероприятия проводятся согласно Инструкции по проведению выездных мероприятий (Приложение № 1). Занятия с выездом (выходом) в музеи, выставочные центры, театры, исторические и памятные места организуются и проводятся в воскресные дни – 1 раз в месяц. Срок реализации программы – 1 год. 7. Механизм реализации программы. Занятия в Школе проводятся с 1 октября по 31 мая текущего года в субботние и воскресные дни. Срок формирования групп – третья неделя сентября текущего года. В целях привлечения родителей и обучающихся, а также ознакомления с образовательной программой курса «Сыны Отечества» и условиями поступления проводится День открытых дверей. Дата проведения Дня открытых дверей согласовывается с администрацией Корпуса и назначается на вторую неделю сентября. Система проведения занятий в каникулярное время определяется учебным планом педагогов и планом учебно-воспитательной работы курса. Программой предусмотрены зимние 10-дневные каникулы. 8. Формы и методы работы К проведению занятий привлекаются педагоги дополнительного образования и воспитатели. Занятия по наиболее важным темам могут проводить директор Корпуса и его заместители, медицинские работники, другие педагогические работники Корпуса. Педагогические работники самостоятельны в выборе форм и методов проведения занятий. В целях предупреждения несчастных случаев на всех занятиях должны строго соблюдаться меры безопасности. Перед выездом (выходом) обучающихся в музеи, выставочные центры, театры, исторические и памятные места должны проводиться инструктажи по мерам безопасности, с обязательной записью о проведении инструктажа в журналах. 9. Прогнозируемый результат В процессе реализации программы формируются компетенции: Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии) Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности) Учебно-познавательная (способность получать знания, готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника) Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить) Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя) 10. Ожидаемые результаты от реализации программы:
Подведение итогов реализации данной дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с методикой преподавания каждого общеобразовательного курса. Формами подведения итогов будут являться выставки, фестивали, концерты, соревнования, спортивные праздники, тесты, контрольные работы. Распределение учебного времени по предметам и группам
В содержании программы можно выделить пять крупных тематических блоков, призванных охватить различные сферы воспитательно-образовательного воздействия на личность: пространственно-территориальный, временной, военно-исторический, культурно-исторический, духовно-нравственный. Пространственно-территориальный блок ориентирован на формирование патриотических чувств по отношению к родным местам, пространствам, территориям. Он связан с введением в содержание исторического образования сюжетов и материалов, отражающих исторические формирования и освоения национальных территорий и пространств. Здесь рассматриваются исторические данные о формировании традиционных русских пейзажей и ландшафтов, климатические и географические характеристики национальных территорий, данные о топонимике русских пространств, о связи пространства ч деятельностью, бытом, образом жизни, характером русского человека и т.д. Важное место занимают сюжеты об особом территориальном статусе русского народа, обладающего самым большим в мире пространством, отсюда тема особой ответственности народа и государства за занимаемые огромные пространства планеты, их социально-экономическое, геополитическое, культурное, экологическое обустройство. В этих сюжетах открываются скрепляющие звенья между родным малым и родным великим, образы Малой родины, родного пространства, и великого пространства, Отечества. Временной блок направлен на формирование патриотического чувства привязанности, чувства родства с историческим бытием народа во времени. Его главную часть составляют темы, формирующие чувство общности, переживание родства с ранее жившими поколениями, чувства наследства, «сыновства» (Н.А.Бердяев). Развитие тем родства с прошлым осуществляется в различных вариантах. Например, через актуализацию непосредственных переживаний естественно-индивидуальных форм родства с прошлым: здесь уместны темы детских бытовых и семейных впечатлений, судьб родителей, старших родственников и знакомых, кадет всех поколений, темы использования предметно-бытового мира прошлого. Военно-исторический блок содержания программы направлен на формирование чувства гордости за боевые традиции русского народа, сложившиеся в ходе героической борьбы по защите Отечества от внешних врагов. Культурно-исторический блок в содержании программы ориентирован на изучение национальной культуры, являющейся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации. Один из аспектов этой работы – знакомство с памятниками русской истории; монументальная скульптура, особенно памятники мемориальных комплексов, славящие лучших сынов отечества; произведения металлического литья и великолепные образцы русского оружия. Необходимо разъяснить обучающимся идеи свободы и независимости, единства Руси, славной истории и величия России, привлекая летописи, былины, сказания, произведения классиков русской литературы, музыка живописи. Духовно-нравственный блок приобщает к богатой и напряженной духовной жизни России, к истории русского православия, нравственно-этическим нормам и идеалам. Национальными этическими ценностями являются бескорыстное служение Отечеству, русское праведничество, милосердие, обостренное чувство долга. 13. Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение программы школы выходного дня «Сыны Отечества означает поэтапное формирование у обучающихся знаний, умений, навыков. Основные виды проведения занятий: теоретические, практические и контрольные. В процессе теоретический знаний осуществляется усвоение обучающимися системы кадетского образования, теоретических основ военной службы, подготовки и ведения тактических действий, физических основ, общеобразовательных тем. В группу практических занятий входят занятия на строевом плацу, спортивном зале, стадионе, стрельбище, показательные занятия, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, викторины, практические часы общеобразовательного цикла, экскурсии. К контрольным занятиям относятся контрольные (практические занятия), тесты, концерты, спортивные соревнования. Методика воспитательного процесса осуществляется в соответствии с воспитательной программой кадетского корпуса. Основные методы обучения, применяемые на занятиях школы выходного дня «Сыны Отечества»: устное изложение материала (объяснение, рассказ, лекция); обсуждение изучаемого материала (беседы, игры-семинары); показ (демонстрация); тренировка (упражнение, игра); практическая и самостоятельная работа. Преподаватель самостоятелен в выборе метода обучения. При проведении занятий комплексно применяются методы индивидуального подхода, широко используются методы проблемного и компьютерного обучения. Задача формирования у обучающихся лидерских качеств и методических навыков решается на протяжении всего обучения в кадетском образовательном учреждении, на всех проводимых занятиях, во время несения внутренней службы, а также повседневной жизни. При прохождении обучающимися Курса необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Для проведения практических занятий используются методические материалы и разработки. Все занятия обеспечены необходимым количеством наглядных пособий, наглядными и техническими средствами обучения, в том числе, учебным вооружением и техникой. Приложение № 1 ИНСТРУКЦИЯ по проведению внекорпусных мероприятий (Приказ ДО г. Москвы от 26.11.2007 г. № 932) 1. Действия руководителя группы
2. Действия руководителя группы
2.1 Составить список учащихся с отметкой о проведении инструктажа по технике безопасности и отметкой о медицинском допуске; (форма 2) 2.2 Расписаться в журнале инструктажа руководителей в канцелярии 2.3.Расписаться в приказе Руководителя 2.4.Доложить директору (по телефону или устно) о возвращении группы и результатах; 2.5.Копии списка, приказа сдать в канцелярию 3. Действия руководителя группы
Перечень необходимых документов для оформления выездной экскурсии 1. Ходатайство на имя начальника управления образования установленного образца; 2. Список учащихся по форме 2. 3. Если используется автобус экскурсионной фирмы – копия лицензии на экскурсионную деятельность и автобусные перевозки. Документы в школе: 1. Копия приказа по ОУ с резолюцией начальника окружного Управления Департамента образования г. Москвы, разрешающей выезд (только для экскурсий за пределы г.Москвы) 2. Приказ по образовательному учреждению с возложением ответственности за жизнь и здоровье детей на руководителя группы (с подписями об ознакомлении с приказом). 3. Списки детей по образцу (форма 1 и форма 2). 4. Запись в журнале инструктажа по технике безопасности при проведении экскурсии с руководителем группы (с подписью руководителя в журнале). 5. Запись в журнале инструктажа с детьми перед проведением экскурсии (с указанием даты проведения инструктажа и подписями детей или отметка о проведении инструктажа в классном журнале на специально отведенной странице в конце журнала и отметкой присутствующих и отсутствующих учащихся).
Форма 1 Список учащихся Учреждение Классы ______________________________ Мероприятие ______________________________ Сроки ______________________________ Инструктаж провёл ________________ _______________ должность ФИО
Руководитель группы: (ФИО) ------------------------------------------------------------------------------------------------- Форма 1 Список учащихся Учреждение Классы ______________________________ Мероприятие ______________________________ Сроки ______________________________ Инструктаж провёл ________________ _______________ должность ФИО
Руководитель группы: (ФИО) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Москвы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное... Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними... |
Северное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа №1474 |
||
Программа развития Государственного бюджетного образовательного учреждения... Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение... |
Образовательная Программа гбоу сош №492 На 2012 2015 годы. Москва 2012 г Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение... |
||
Юго-западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа №1784 План работы по подготовке к егэ по русскому языку в 11 классе в 2013-2014 учебном году |
||
Бронникова Татьяна Анатольевна северное окружное управление образования... Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009 |
Бронникова Татьяна Анатольевна северное окружное управление образования... Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2009 |
||
Северное окружное управление образования государственное бюджетное образовательноеучреждение Создание условий для развития познавательной мотивации, познавательного интереса и творческих способностей учащихся, воспитание их... |
Отчет о результатах самообследования (общеобразовательная школа-интернат) Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом: государственное образовательное учреждение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |