Скачать 0.7 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Пермский государственный технический университет Кафедра государственного управления и истории МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению контрольных работ по курсу Отечественной истории для студентов заочного отделения всех специальностей ПЕРМЬ 2005 Методические указания утверждены на заседании кафедры государственного управления и истории ПГТУ «13» апреля 2005 г. Авторы-составители: д.и.н., доцент Н.И. Морозов, к.и.н., доцент М.Г. Копп, Рецензенты: д.и.н., профессор В.П. Мохов, д.и.н., профессор Б.И. Поварницын Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу Отечественной истории предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей ПГТУ. Содержат варианты контрольных заданий и образцы их выполнения, а также требования, предъявляемые к контрольным работам. Контрольные задания и методические указания к ним составлены на основе федерального стандарта ГСЭ. Ф. 03 «Отечественная история». © Н.И. Морозов, ©М.Г. Копп ©Пермский государственный технический университет, 2005 О Г Л А В Л Е Н И Е ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ 4 НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ 6 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 7 КРИТЕРИИ ЭКЗАМЕНАЦИОНЫХ ОЦЕНОК 8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ФОРМЕ ТЕЗИСОВ, ТАБЛИЦ, ЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК ДАТ, СХЕМ, МОДЕЛИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 10 ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ 11 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 18 ТЕМАТИКА ПРОБЛЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН 40 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 42 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО ИСТОРИИ ГСЭ.Ф.03 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 45 ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» (НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА) 46 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ Господа студенты! До сдачи экзамена по курсу Отечественной истории допускаются только студенты, представившие контрольную работу, которая предполагает правильное выполнение задания: составления тезисов, таблицы, логической цепочки дат, схемы, моделирования исторического процесса. 1. Тезисы – положение, утверждение в изложении теории; краткий, сжатый конспект ответа, на основе которого можно дать развернутое изложение изученных процессов, событий. Каждый тезис содержит смысловую нагрузку. Он должен быть или логически связан с последующим или нести самостоятельное содержание. 2. Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему по графам, что помогает выявить основные тенденции развития, четко осознать исторические события, явления, процессы. 3. Логическая цепочка дат – хронологический ряд, отражающий этапные события (в том числе – принятие важнейших документов), вносящих существенные изменения в общественную жизнь. 4. Схема – предполагает чертеж, на котором условными обозначениями показаны составные части сложного события, явления, исторического процесса. Схема помогает наглядно увидеть их многообразие, противоречивость. 5. Моделирование исторического процесса в отличие от схемы позволяет проследить внутреннюю логику событий, причинно-следственные связи, механизмы развития. Моделирование позволяет наглядно отразить сложный, насыщенный множеством противоречивых событий материал. При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на правильное понимание некоторых часто встречающихся в заданиях положений: аргументировать – привести факты, доводы, доказательства, суждения, подтверждающие истинность главной мысли, высказанной идеи, точки зрения. Дать определение – установить смысл незнакомого термина (слова) с помощью знакомых терминов через соотнесение его с родом предмета и выявления их видовых отличий. Дать оценку –показать отношение к социальным явлениям, результатам человеческой деятельности, выявление значимости того или иного исторического события. Концепция – способ понимания какого-либо явления, процесса; руководящая идея для освещения рассматриваемой проблемы; система взглядов на что-либо. Объяснить – раскрыть внутреннее содержание изучаемого явления, события, процесса. Проанализировать – рассмотреть отдельные стороны события, т.е. мысленно разложить на составные части изучаемый объект с тем, чтобы впоследствии соединить их в осмысленный единый процесс. Сделать вывод – сформулировать, изложить определенную точку зрения на рассмотренные вопросы в лаконичной (краткой) и понятной форме, в которой содержится новое знание о рассмотренных ситуациях, процессах. Сравнить – выявить общее и особенное в исторических явлениях, стадиях и тенденциях их развития. При помощи сравнения можно выявить природу, сущность разнородных явлений, найти их сходство, осмыслить глобальные проблемы (См.: сопоставить). Сопоставить – отразить уровни развития любой сферы общественной жизни внутри одной страны в разные периоды или в одних и тех же временных рамках, но по сравнению с другими странами. Тенденция – направление развития какого-либо явления или процесса. В историческом аспекте она отражает устойчивые повторяющиеся явления, этап или линию развития. Она может быть краткосрочной (в силу определенных условий), тенденция может быть противоречивой (как и сама жизнь общества). Пример устойчивой тенденции: укрепление абсолютизма в России в XVIII – первой половине XIX вв. Пример краткосрочной тенденции: в политической жизни России ведущая роль гвардии периода дворцовых переворотов утратила свое значение в начале XIX века, на первый план выдвинулась бюрократия. Пример противоречивой тенденции: консолидация дворянства с монархией в XVIII веке сопровождалась, с одной стороны, усилением зависимости дворянства от монаршей власти, с другой, приспособлением к интересам дворян, использованием их услуг в управлении государством (например, через фаворитизм). НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ Обращаем Ваше внимание, что усвоение курса Отечественной истории невозможно без уяснения следующих наиболее употребительных терминов: Абсолютизм, Автономия, Аристократия, Боярин, Бюрократия, бюрократизм, Вече, Волость, Вотчина, Государственная Дума, Государство, Губерния, Дань, Дворянство, Демократия, Деспотия, Диктатура, Диктатура пролетариата, Догоняющее развитие, Жалованные грамоты, Западники, Закуп, Земский собор, Земщина, Империя, Индустриализация, История, Кадеты, Класс, Князь, Коллективизация, Комбед, Консерватизм, Конституция, Крестьянство (частновладельческое, вольные хлебопашцы, монастырское, черносошное), «Культ личности», Крепостное право, Либерализм, Мануфактура, Марксизм, Меркантилизм, Модернизация, Монархия (абсолютная, конституционная, раннефеодальная, «третьеиюньская»), Народники, Народовольцы, Натуральное хозяйство, Национализация, Община, Октябристы, Оппозиция, Опричнина, Партия политическая, Плюрализм, Политика, Полюдье, Помещик, Поместье, Приватизация, Пролетариат, Продотряд, Промышленный переворот, Протекционизм, Радикализм, Раскол (церковный), Революция, Республика (парламентская, президентская, феодальная), Реформа, Рядович, Секуляризация. Славянофилы, Смерд, Советы, Сословие, Социал-демократы, Социалисты-революционеры. Структура социальная, Старообрядцы (староверы), Судебник, Тирания, Уезд, Фаворитизм, Федерация, Формация, Холодная война, Холоп, Целовальник, Цивилизация, Экспроприация, Язычество. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Контрольная работа должна быть выполнена студентом ЛИЧНО. Студент обязан уметь объяснять употребленные термины и ответить на любой вопрос преподавателя по теме работы. В противном случае работа не зачитывается. 2. Список использованной литературы следует оформлять согласно ГОСТ 7-80-2000. Указывается только та литература, которая использована при выполнении задания. 3. В контрольной работе рассматриваются, анализируются и критикуются только те концепции, которые были лично рассмотрены студентом при изучении литературы. 4. Изложение материала и аргументация не должны противоречить логике. 5. Контрольная работа должна быть зачтена Вашим преподавателем до начала сессии. 6. Работа, оцененная как неудовлетворительная, должна быть переработана. Изменение варианта контрольной работы не допускается. Работа, включающая в себя решение обеих задач, должна быть выполнена не более чем на пяти листах формата А 4 (шрифт № 14) и представлена на кафедру государственного управления и истории Пермского государственного технического университета строго в машинописном виде. Контрольные работы, не отвечающие этому требованию, не рассматриваются. На титульном листе в соответствии с требованиями государственного стандарта в обязательном порядке указываются все необходимые данные (название федерального агенства, учебное заведение, кафедра, вид представленной работы, Ф.И.0. студента, факультет, отделение, индекс группы, год выполнения работы; фамилия, инициалы, ученая степень, ученое звание преподавателя). Контрольная работа, полностью соответствующая вышеуказанным требованиям, должна быть представлена студентом на кафедру «Государственное управление и история» ПГТУ лично или же может быть выслана почтой по адресу: 614000 ПЕРМЬ, Комсомольский пр., 29а., комн. 209 корпуса «А» для ее регистрации и последующей проверки Вашим преподавателем. Все возникающие при выполнении работы вопросы и проблемы можно разрешить в дни и часы консультаций Вашего преподавателя на кафедре по вышеуказанному адресу. По этому же адресу студенты могут получить необходимую консультационную поддержку при изучении курса. Консультации можно также получить по телефону 219-83-92 во время нахождения Вашего преподавателя на кафедре. Код г. Перми - 342 (для иногородних звонков). УВАЖАЕМЫЕ СТДЕНТЫ! Особо обращаем ваше внимание на то, что контрольная работа должна быть представлена на кафедру как минимум за 10 (десять) дней до начала экзаменационной сессии. При несоблюдении этого требования, согласно существующим нормативным документам, Вы не допускаетесь до экзамена по курсу. За качество почтовой связи кафедра «Государственное управление и история» ПГТУ ответственности не несет. Критерии экзаменационных оценок.
Уважаемые студенты! Обратите внимание, как оценивались знания ваших предшественников в конце ХIХ века. Ниже приводится Табель оценок, применявшийся в Академии Генерального штаба России в 1880 г.: ТАБЕЛЬ ОЦЕНОК Успехи слабые: 1 балл Ученик едва прикоснулся к науке по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в ней, или же потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному. Успехи посредственные:2 баллаУченик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в основание этой науки и тем более в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянными упражнениями. Отличные дарования при лени и праздномыслии влекут за собой те же последствия. Успехи удовлетворительные: 3 балла Ученик знает науку только в том виде, в каком она была ему преподана. Он даже постигает отношение всех частей к целому, в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами преподавателя, приходя в замешательство от смежных вопросов, предлагаемых ему для того, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки курса. Даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени обычно останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигнув оной, в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто даже среди этой механической работы. Успехи хорошие: 4 балла Ученик отчетливо знает преподанную ему науку; он умеет изъяснять все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он не считает возможным для себя выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно. Успехи отличные: 5 баллов Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения, и с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи; знает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории…Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания. Цитируется по: Оценки успеваемости в академии Генерального Штаба (1880 г.). // Смирнов С.Г. Задачник по истории России. М., 1995. С. 199–200. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ФОРМЕ ТЕЗИСОВ, ТАБЛИЦ, ЛОГИЧЕСКИХ ЦЕПОЧЕК ДАТ, СХЕМ, МОДЕЛИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Дисциплина «Отечественная история» связана с изучением развития человеческого общества в прошлом и настоящем, в его конкретности и многообразии. Исторический процесс, являясь результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов, насыщен множеством событий, действующих лиц, датами и т.д. Чтобы уяснить логику событий и социальный аспект предмета, избегая механического запоминания материала, студент-заочник обязан выполнить второе контрольное задание, связанное с творческим осмыслением прочитанного. Во второй части контрольной работы излагаются основные результаты размышлений студента в виде таблицы, тезисов, схемы, модели процесса, логической цепочки дат.
Одновременно уяснение терминов помогает уяснить смысл процессов, происходивших в обществе, а также сориентироваться в историческом времени. Так, некоторые понятия характерны для всего периода российской истории, а другие – отражают лишь определенный этап развития.. Например, секуляризация – обращение государством церковной собственности, особенно земли, в светскую - могло происходить в любое время. Но полюдье – объезд князем земель для сбора дани – осуществлялось только в Древней Руси, а в Х веке этот вид дани был заменен другим - уроками. Урок – фиксированная дань с определенного региона. Следует также учитывать, что по мере развития общества некоторые термины меняют свой первоначальный смысл. Пример: погост – центр сельской общины с торгом, куда приезжали гости-купцы. С Х века – центр административно-податного округа, позднее – селение с церковью и кладбищем, с XVI – XVII вв. – название отдельно стоящей церкви с кладбищем, с XVIII в. – сельское кладбище. 4. Осмысливая материал контрольного задания, необходимо помнить об объективных и субъективных факторах, влияющих на ход исторических процессов, находить причинно-следственные связи, проблемы и противоречия, а в выводах отражать итоги развития общества. Образцы выполнения контрольных заданий Один из вариантов тезисного изложения реформ Петра I.
В политической сфере:
В экономической сфере: - В экономической политике прослеживаются 2 этапа: I этап – с 1700 – 1717 гг. На этом этапе реформы продиктованы экстремальным положением страны после поражения под Нарвой. Отсюда приоритетное развитие «нужных» государству отраслей экономики, связанных с оснащением армии. Основатель мануфактур – казна. Воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин и налогов. II этап – с 1717 г. - этап после ликвидации военной угрозы. От открытого принуждения государство перешло к регулированию экономики через созданные Берг, Мануфактур, Коммерц – коллегии и Главный магистрат.
В социальной сфере:
Заключение: По своему масштабу и стремительности проведенные реформы Петра I вывели страну на новый уровень, но одновременно не затрагивали господствующий тип феодальных отношений, породили недовольство старой аристократии, еще более закрепостили крестьян, не создали благоприятных условий для развития капитализма. Нарождавшаяся буржуазия была несамостоятельна, рабочие не заинтересованы в результате своего труда, рынок вольнонаемного труда был крайне мал. Противоречивость результатов реформ Петра I была заложена в объективной действительности того времени. Один из примерных вариантов таблицы, раскрывающей эволюцию народничества II-ой половины ХIХ в.
|
Методические указания по выполнению контрольных работ по «Математике»... Математика: Методические указания по выполнению контрольных работ Бузулук: бгти, 2013 |
Методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных... Статистика: методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ для студентов специальностей 1-25 01 08 «Бухгалтерский... |
||
Методические указания и контрольные задания для студентов специальности... Методические указания содержат тематический план, программу курса, задания и методические указания к выполнению контрольных работ,... |
Методические указания по выполнению контрольных работ рекомендовано... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по всем направлениям... |
||
Методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных... Методические указания содержат программу курса, контрольные вопросы по темам курса, контрольные задания и методические рекомендации... |
Методические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов... Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на... |
||
Методические рекомендации по выбору варианта контрольной работы Экономика организации (предприятия) : контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности... |
Методические рекомендации по выбору варианта контрольной работы Экономика организации (предприятия) : контрольные задания и методические указания к выполнению контрольных работ №1 и №2 для студентов... |
||
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов... Методические указания содержат перечень тем и примерные планы курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности», а... |
Методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу «Теория... Сар. Методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу «Теория автоматического управления» для студентов направлений... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |