Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока»




Скачать 215.96 Kb.
Название Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока»
Дата публикации 13.05.2014
Размер 215.96 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет исторический
УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

Л.Е. Шапошников

« » 2011г.

Рабочая программа модуля

«История первобытного общества, История Древнего Востока»

Направление подготовки: бакалавриат

Профиль подготовки: «История»

Квалификация: бакалавр

Форма обучения: заочная

Нижний Новгород

2011

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) является:

Формирование систематизированных знаний об истории Древнего мира

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История Древнего мира» относится к вариативной части профессионального цикла (Б 3.2).

Для освоения дисциплины «История Древнего мира» обучающиеся использует знания, умения и навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

Освоение дисциплины «История Древнего мира» является необходимой основой для изучения дисциплин «История Средних веков», «История Нового времени», «История Новейшего времени», «История исторической науки», а также курсов по выбору студентов.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15),

– определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1),

– анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2),

– характеризовать модели общественного развития (СК-3),

– ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4),

– применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5),

– использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6),

– соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8),

– готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные закономерности общественного развития древнейших цивилизаций;

Уметь:

– анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

– выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий.

Владеть:

– технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Древнего мира, историческими понятиями и терминами

Структура и содержание дисциплины, объем и виды учебной работы

Структура дисциплины состоит из 9 дидактических единиц (6 тем лекций и 8 тем практических занятий). Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетные единицы, часа, из них 30 часов аудиторных занятий, – самостоятельная работа студентов.

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы


Темы и содержание лекций

часы

Виды учебной работы

1.Введение. Содержание курса «История Древнего мира». Источники. Периодизация истории первобытного общества

2

1.Экспресс-опрос

2.Составление сводной таблицы

2.Антропосоциогенез

2

1.Составление сводной таблицы

1.Работа со справочной литературой

3.Источники и периодизация истории Древнего Египта

2

1.Работа с монографической литературой

4.Древнейшие государства Месопотамии

2

1.Доклад, сообщение по теме

5.Древний Иран. Возникновение Персидского царства

2

1.Доклад, сообщение по теме

6. М. Азия и Восточное Средиземноморье

2

1.Экспресс-опрос

2.Работа с контурными картами

Итого

12





Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы

Темы семинарских занятий

часы

Виды учебной работы

1.Становление и развитие родового строя

2

1.Устный ответ по теме

2.Египет периода Нового царства

2

1.Герменевтический анализ текста

2.Устный ответ по теме

3.Экономика и общество Древней Вавилонии по Законам Хаммурапи

2

1.Герменевтический анализ текста

4.Общественно-экономический строй в Ассирийском и Хеттском царствах по данным Ассирийского и Хеттского законодательств

4

1.Герменевтический анализ текста

2.Доклад, сообщение по теме

5. Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по Законам Ману и Артхашастре Каутильи

2

1.Герменевтический анализ текста

2. Устный ответ по теме

6. Организация Персидской державы при Дарии I

2

1.Устный ответ по теме

2.Работа с контурными картами

7.Китай в эпоху Цинь и Хань

2

1.Устный ответ по теме

2.Тестирование

8. Культура Древнего Востока

2

1.Доклад, сообщение по теме.

2.Написание реферата

Итого

18






Таблица 3. Виды деятельности и сроки выполнения учебной работы


Виды деятельности

баллы

Сроки выполнения

1.Экспресс-опрос

1

Лекц.1,6

2.Работа с контурными картами

2

Лекц. 6; СЗ.6

3.Устный ответ по теме

3

СЗ.1,2,5-7

4.Составление сводной таблицы

3

Лекц.1,2

5.Работа со справочной и монографической литературой

4

Лекц.2,3

6.Тестирование

4

СЗ.7

7.Выступление с докладом, сообщением по теме

4

Лекц. 4,5; СЗ. 4, 8

8.Герменевтический анализ текста

5

СЗ. 2-5

9.Написание реферата

5

СЗ 8



Таблица 4. Рейтинг-план по дисциплине «История Древнего мира»

Виды деятельности студента

Балл за конкретное задание

Число заданий

Баллы

мин.

макс.

ДЕ 1. Первобытное

общество







Экспресс-опрос

0,5

2

1

1

Составление сводной таблицы

3

1

2

3

ДЕ 2. Антропосоциогенез










Составление таблицы

3

1

2

3

Работа со справочной литературой (конспектирование, аннотирование)

4

1

2

4

ДЕ 3. Древний Египет










Устный ответ по теме

3

1

1

3

Работа с монографической литературой (конспектирование, аннотирование)

4

1

2

4

Герменевтический анализ текста

5

1

4

5

ДЕ 4. Древние государства

Месопотамии







Доклад, сообщение по теме

4

1

3

4

Герменевтический анализ текста

5

1

4

5

ДЕ 5. М. Азия и Восточное

Средиземноморье







Устный ответ по теме

3

1

1

3

Работа с контурными картами

2

1

2

2

ДЕ 6. Древний Иран










Устный ответ по теме

3

1

1

3

Доклад, сообщение по теме

4

1

3

4

Работа с контурными картами

2

1

2

2

ДЕ 7. Древняя Индия










Устный ответ

3

1

1

3

Герменевтический анализ текста

5

1

4

5

ДЕ 8. Древний Китай










Устный ответ по теме

3

1

1

3

Тестирование

0,5

8

3

4

ДЕ 9. Культура Древнего

Востока







Выступление с докладом, сообщением по теме

4

1

3

4

Написание реферата по теме

5

1

3

5

Итого







45

70

Поощрительные баллы










Выступление с презентацией










3

Прилежание










1

Творческий подход к выполнению заданий










2

Штрафные баллы










Отказ от ответа










2

Нарушение сроков сдачи работы










2

Недисциплинированное поведение










2


Таблица 5. Форма контроля и средства измерения

Форма контроля

Средства измерения

Коэффициент трудности

Макс. балл

Мин. балл

Текущий

Измеритель 1

1

1

1




Измеритель 2

2

2

2




Измеритель 3

3

3

1




Измеритель 4

3

3

2




Измеритель 5

4

4

2




Измеритель 6

4

4

3




Измеритель 7

4

4

3

Рубежный

Измеритель 8

5

5

4




Измеритель 9

5

5

3

Номера измерителей взяты из таблицы 3
5.Образовательные технологии

Балльно-рейтинговая система.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала; конспектирование монографической литературы, а также составление аннотаций к ней, что дает возможность познакомиться с разными точками зрения, существующими в исторической литературе; подготовку реферативных выступлений; работу с интернет-сайтами.
Примерный план характеристики источника:

1. Определить тип источника (судебник, частный документ, произведение древнего автора и т.п.);

2. Дать биографическую справку об авторе (если он есть), выяснить его политические взгляды, цель написания труда, использованные им источники информации;

3. Указать, в чем состоит ценность документа для рассматриваемой темы;

4. Показать, как та или иная проблема отражена в данном источнике.
Примерный план аннотации справочной и монографической литературы:

1.Выходные данные книги (ф.и.о. автора, название работы, место, год издания, количество страниц);

2.Сведения об авторе (специалистом в какой области является, какие другие работы автора известны);

3. Структура аннотируемого произведения (количество и названия частей, разделов, глав);

4.Основные проблемы работы;

5. Ход рассуждений автора по одной из проблем;

6. С кем и по каким вопросам полемизирует автор;

7. Как соотносятся реалии данного произведения со сведениями, содержащимися в лекционном курсе, в учебной литературе;

8. Что нового сообщает данное произведение по сравнению с материалами лекционного курса и учебных пособий;

9. Может ли данная книга быть использована в школьном преподавании.

Темы контрольных работ:

1. Долговое рабство по Законам Хаммурапи.

2. Арендные отношения по Законам Хаммурапи.

3. Сравнительная характеристика сказания о потопе в шумеро-вавилонском эпосе и Библии.

4. Народное восстание в Древнем Египте по «Речению Ипусера».

5. Реформы Ван Мана.
Вопросы к экзамену:

1. Источники. Периодизация истории первобытного общества.

2. Антропосоциогенез.

3. Основные концепции антропосоциогенеза.

4. Первобытная стадная община (праобщина).

5. Этапы развития родового строя.

6. Разложение первобытного общества и формирование цивилизации.

7. Происхождение религии и ее ранние формы.

8. Возникновение первобытного искусства и его характер.

9. Источники и периодизация истории древнего Египта.

10. Египет в период Раннего царства.

11. Египет эпохи среднего царства.

12. Социально-экономическое развитие Египта эпохи Нового царства.

13. Внешняя политика фараонов XVIII династии в Египте.

14. Религиозная политика Эхнатона.

15. Египет позднего периода (Ливийско-Саисский Египет).

16. Основные черты культуры древнего Египта.

17. Древнейшие государства Месопотамии (Шумер и Аккад).

18. Образование Старовавилонского царства. Внешняя политика царя Хаммурапи.

19. Сельское хозяйство, ремесло, торговля по «Законам Хаммурапи».

20. Государственное устройство и судопроизводство по «Законам Хаммурапи».

21. Семейное и наследственное право. Община в древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи».

22. Категории свободного населения по «Законам Хаммурапи».

23. Культура древнего Двуречья.

24. Хеттское общество и государство.

25. Образование самостоятельных государств в Сирии и Финикии в III-II тыс. до н.э. Особенности финикийской колонизации.

26. Древняя Палестина. Образование и политическое развитие Израильского и Иудейского царств.

27. Древняя Ассирия. Организация общества и государственное устройство.

28. Внешняя политика Ассирии в новоассирийский период.

29. Нововавилонское царство.

30. Древний Иран. Возникновение Персидского царства. Походы Кира и Камбиза.

31. Внутренняя и внешняя политика Персии при Дарии I.

32. Древняя Индия. Источники. Индская (хараппская) цивилизация.

33. Хозяйственный и общественный строй ариев. Возникновение варн и каст.

34. Индия при династии Маурьев.

35. Религии древней Индии.

36. Китай в эпоху Цинь и Хан.

37. Экономический и политический строй Китая в эпоху Шань-Инь и Чжоу.

.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Основная литература:

Учебники и учебные пособия

История древнего мира / Под ред. Ю.С.Крушкол. Ч.1-2. Последнее издание.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.

Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1994.

История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988.

История древнего мира. Кн.1. Ранняя древность / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989.

История древнего мира. Кн.2. Расцвет древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989.

История древнего мира. Кн.3. Упадок древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989.

История древнего Востока: Материалы по историографии: Учебное пособие / Сост. А.А. Вигасин и др. М., 1991.

Хрестоматии

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Н.Н. Пикус. М., 1963.

Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963.

Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.1-2 / Под ред. М.А. Коростовцева. М., 1980.

Хрестоматия по истории древнего мира. Ч.1-3 / Под ред. В.В. Струве. М., 1950-1953.

Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов, 1973.

Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей / Сост. Ю.С. Крушкол, Н.Ф. Мурыгина, Е.А. Черкасова. М., 1975.

Практикум по истории древнего мира / Сост. Н.Л. Просина, И.С. Свенцицкая. М., 1972.

Практикум по истории древнего мира. Вып. 1-2. М., 1981.

Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. Вып. 1-2.

М., 1989.

Дополнительная литература:

История первобытного общества


Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.

Бутовская М.Л., Файберг Л.А. Проблема зарождения человеческого общества // Исследования по первобытной истории. М., 1996.

Герасимов М.М. Люди каменного века. М., 1964.

Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens.

М., 1968.

Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека // Вопросы философии. 1977. № 2.

Дубинин Н.П. Вечное движение. М., 1975.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблема антропосоциогенеза. М., 1983.

История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины.

М., 1986.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии (VII-IV вв. до н.э.). М., 1974.

Дандамаев М.А., Луканин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.

Матюшин Г.Н. У истоков человечества. М., 1982.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

История древнего Востока


Белецкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

Белявский В.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

Берентьес Б. От Шанидара до Аккада. М., 1976.

Бонград-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

Бонград-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.

Башем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Васильев В.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

Герни О.Д. Хетты. М., 1987.

Гиоргадзе Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. Тбилиси, 1973.

Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М.,

Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Дьяконов И.М. Очерки истории древнего Ирана. М., 1961.

Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.

Ерман В.Г., Темкин Э.Н. Мифы древней Индии. М., 1979.

Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.

Искусство древнего Востока / Под ред. В.И. Ротенберга. М., 1968.

Канцельсон И.С. Культура древнего Египта. М., 1976.

Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.

Козырева Н.В. Древняя Ларса. М., 1988.

Косидовский З. Библейские сказания. М., 1978.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.

Крывелев И.А. Раскопки в «библейских странах». М., 1965.

Кьерри Э. Они писали на глине. М., 1984.

Лелюхин Д.Н. Государство, администрация и политика в «Артхашастре» Каутильи // ВДИ. 1993. № 2.

Ллойд С. Реки-близнецы. М., 1972.

Менабде Э. Хеттское общество. Тбилиси, 1965.

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. М., 1979.

Шифман И.Ш. Финикийские мореходы. М., 1965.

Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.

Шумер: города Эдема / Пер. с англ. В. Хренова. М., 1997.

Юсифов Ю.В. Элам. Социально-экономическая история. М., 1968.

Церен Э. Библейские холмы. М., 1986.

Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М., 1995.
в) программное обеспечение и интернет-ресурсы:

www. ancientrome. ru

www. bibliotecar. ru / hist -1/index. htm – Всемирная история. Т. 1. Первобытность. Изд-во АН СССР

www. egipt. сom

www. history. rin. ru – сайт по всемирной истории с картами и датами

www. mesopotamia. nm. ru

www. riconti-khalsivar. narod. ru – электронная библиотека исторической литературы

www. worldhist. ru – Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

Карты, атласы по истории первобытного общества и Древнего Востока, иллюстрации и альбомы по отдельным темам, практикумы, хрестоматии с источниками по рассматриваемому периоду; мульти-медийное оборудование.
Автор Т. Г. Чугунова

Рецензент

Заведующая кафедрой

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от

года, протокол №

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история»
Б для освоения модуля «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Реймонд Дрейк Боги и пришельцы Древнего Востока
«Боги и пришельцы Древнего Востока / Пер с англ. Л. A. Карповой.»: Центрполиграф; Москва; 2011
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Программа курса опубликована: Марченя П. П. Система взаимодействия...
Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация:...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Средних веков
Всеобщая история. История Средних веков» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Скороспелов А. И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль,...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Рабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Рабочая программа по истории всеобщая история. История Нового времени
«История России. XIX начало XX века» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной...
Рабочая программа модуля «История первобытного общества, История Древнего Востока» icon Пояснительная записка программа курса составлена с учетом учебного...
Программа курса составлена с учетом учебного плана, структуры предмета на основе государственного стандарта школьного образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции