Архитектурные стили XVIII века




Скачать 135.28 Kb.
Название Архитектурные стили XVIII века
Дата публикации 25.09.2014
Размер 135.28 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История > Документы
План
Введение………………………………………………………………...………..2

Архитектурные стили XVIII века……….……………………………………3

Основные особенности архитектурных ансамблей города………………..4

Ансамбль центральных площадей……………………...…………………….6

Дворцовая площадь…………………………………………………………….8

Главный штаб…………………….……………………………………………10

Зимний дворец…………………….……………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………...…………………………….15


Введение

Cанкт-Петербург - один из наиболее привлекательных туристских центров мира. Из общего числа туристов, прибывающих в Россию, не менее половины несколько дней проводят в городе на Неве. Интерес к городу побуждается, прежде всего, культурно-историческим богатством, качеством и культурой обслуживания, обилием и разнообразием элементов туристического сервиса, радушием горожан.

Архитектурный облик Санкт-Петербурга - его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности, город основан в 1703 году императором Петром I на побережье Финского залива в дельте Невы как " окно в Европу".

Улицы и проспекты города на Неве позволяют ощутить удивительно строгое сочетание архитектуры разных эпох и различных архитектурных стилей.

Его застройку осуществляли Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан и другие архитекторы.

"Симфонией в камне" иногда называют город. Острова, извилистые реки и каналы придают городу неповторимое своеобразие. Ажурные мостики, сверкающие золотом и мозаикой купола храмов, великолепные фасады дворцов открываются взору посетителей.

ЮНЕСКО внесла в Список всемирного наследия исторический центр Санкт-Петербурга, а также системы ансамблей главного городского пространства Невского проспекта, Литейной части, Адмиралтейской части, Васильевского острова, Петроградской стороны, островов, реку Неву с ее набережными и берегами, дворцово-парковые ансамбли окрестностей города- Пушкина, Павловска, Гатчины, Петродворца, Стрельны, Ломоносова, историческую часть Кронштадта, крепость "Орешек", ансамбль Пулковской обсерватории и многое другое, всего свыше четырех тысяч объектов.

Архитектурные стили XVIII века



В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались при застройке города.

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий.

Основные особенности архитектурных ансамблей города



За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

Ансамбль центральных площадей

Три центральных площади Санкт-Петербурга  - Дворцовая, Сенатская  и Исаакиевская - с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы.

Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих.

В 1704 году на левом берегу Невы Петр I заложил судостроительную верфь - Адмиралтейский двор. К концу следующего года верфь была защищена со стороны суши укреплениями Адмиралтейской крепости. Обширная эспланада крепости, в пределах которой по правилам фортификационной науки того времени воспрещалось строительство зданий, впоследствии явилась основой для создания трех главных городских площадей.

Постройка первых зданий, определивших северную границу Дворцовой площади, на месте которых позднее был сооружен Зимний дворец, относится к 1710-м годам. Наиболее значительными из них по своим размерам были палаты адмирала Ф. М. Апраксина. Обширный "луг против палат Апраксина" не был застроен. После постройки в 1732-1735 годах на участке третьего Зимнего дворца луг приобрел характер парадной площади.

Западная граница нынешней площади Декабристов наметилась в 1710-х годах, когда началось строительство жилых домов вниз по набережной Невы, от Адмиралтейства к Галерному двору. В 1710 году близ Адмиралтейства была построена деревянная церковь Исаакия Далматского. В 1717 году вместо нее было начато сооружение каменной церкви, затянувшееся на долгие годы. Архитектор С. И. Чевакинский в 1762 году предложил разобрать ее и наметил место для нового церковного здания, где и был впоследствии сооружен ныне существующий Исаакиевский собор.

Идею создания трех площадей в центре города выдвинула "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга", начавшая свою деятельность в 1762 году. Комиссия сформулировала задачу, поставленную перед градостроителями, - придать Петербургу "такое великолепие, которое соответствовало бы столице столь пространного государства". Основную роль в проектной деятельности комиссии сыграл выдающийся градостроитель А. В. Квасов.

В 1780 году началась застройка участков, ограничивающих площадь с юго-запада. Проектами планировки центральных районов города, разработанными в комиссии, предусматривалась застройка части эспланады Адмиралтейской крепости и ликвидация земляных крепостных валов и бастионов, ограждавших здание Адмиралтейства. Они были срыты в начале XIX века. Большую часть незастроенного пространства эспланады заняли три новые городские площади - Дворцовая, Адмиралтейская и Петровская (позже Сенатская,  Декабристов) с монументом Петра I.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Ее широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий. Здесь с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.

Наиболее ответственная задача в формировании ансамбля трех площадей выпала на долю А. Д. Захарова, создавшего одно из величайших архитектурных произведений мира - здание Адмиралтейства, служащее как бы соединительным звеном между Дворцовой площадью и площадью Декабристов. Реконструкция Адмиралтейства открыла новый цикл работ по преобразованию центра города, осуществленных в первой половине XIX века.  

Дворцовая площадь

Мощная дорическая колонна, вытесанная из гигантского гранитного монолита, с бронзовыми базой, капителью, барельефами на пьедестале и венчающей скульптурой установлена на Дворцовой площади в память победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Проект памятника разработал в 1829 году в нескольких вариантах архитектор О. Монферран. В 1830 году начались работы по рытью котлована и сооружению фундамента.

Колоссальный гранитный монолит выломан в Пютерлакском карьере, на северном берегу Финского залива.   В этих же   каменоломнях,   открытых   крестьянином Олонецкой губернии Федором Савельевым, были выломаны монолиты для колонн Исаакиевского собора. Гранитный пьедестал для Александровской колонны добыт в Лайтсальмской каменоломне, в 8 километрах от Пютерлакской.

Работами по выломке монолитов, их доставке к берегу Финского залива и погрузке руководили крестьянин Вологодской губернии С. В. Колодкин и талантливый техник-самоучка двадцатилетний В. А. Яковлев по способу, разработанному С. К. Сухановым. Монолит весом 704 тонны 19 июня 1832 года был погружен на судно, 1 июля доставлен в Петербург, а 12 июля выгружен на берег. 30 августа, при огромном стечении зрителей, колонна поднята и поставлена на пьедестал. Две тысячи солдат и четыреста рабочих участвовали в этой хорошо продуманной, умело организованной трудной операции. Подъем продолжался 1 час 45 минут.

Окончательная отделка колонны велась уже после ее установки. По своим размерам (высота 25,58 метра) гранитный монолит значительно превосходит колонны Исаакиевского собора (17 метров). Общая высота памятника, включая пьедестал и статую ангела, 47,5 метра. Это самая высокая в мире триумфальная колонна.

В 1834 году работы по сооружению монумента были закончены, и 30 августа он был открыт в торжественной обстановке. В этот день на Дворцовой площади состоялся парад, после которого полки гвардии прошли мимо памятника церемониальным маршем. В память открытия колонны была выбита мемориальная медаль.

Александровская колонна - композиционный центр Дворцовой площади. Пропорции и силуэт колонны отлично найдены. На фоне зданий, обрамляющих площадь, памятник воспринимается как важнейший элемент архитектурного пейзажа.

В раскрытии идейного содержания памятника значительную роль играет скульптура. На гранях пьедестала размещены четыре барельефа. Правая часть барельефа, обращенного к Зимнему дворцу, с фигурой старика-водолея, олицетворяющего реку Неман, вылеплена скульптором И. Леппе; левая часть с фигурой молодой женщины, облокотившейся на урну, - аллегорией реки Вислы - исполнена скульптором П. В. Свинцовым. В композицию барельефа включено древнерусское оружие, изображенное по образцам из собрания Оружейной палаты. В барельефе со стороны Адмиралтейства правая часть с фигурой Правосудия выполнена П. В. Свинцовым, левая часть с фигурой Мира - И. Леппе. Остальные два барельефа - Мудрость и Изобилие и изображения гениев Победы и Мира, заносящих на скрижали даты исторических побед русского оружия в Отечественной войне, отлиты по моделям работы тех же скульпторов. Рисунки для барельефа разработал художник Д. Скотти. Фигура ангела, венчающая колонну, исполнена скульптором Б. И. Орловским.

В 1844 году у памятника были установлены четыре фонаря, освещавшиеся газом. В 1876 году их заменили другими, исполненными по рисунку архитектора К. К. Рахау.

Главный штаб

Грандиозная постройка К.И.Росси ( 1819-1829 ), оформившая противоположную Зимнему дворцу сторону Дворцовой площади и часть набережной реки Мойки. Два протяженных здания, составляющие в плане дугу, соединены монументальной аркой, увенчанной колесницей и украшенной статуями и рельефами, выполненными из листовой меди (С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский). Двойная арка, перекинутая над проездом изгибающейся здесь под углом улицы, идущей от Невского проспекта, скрывает эффект неожиданно возникающего зрелища: площади, Зимнего дворца и Александровской колонны. Фасады трехэтажного здания повторяют в своем оформлении мотивы приставной колоннады (в центре и на торцах). Сохранилась внутренняя отделка некоторых помещений (главным образом во втором этаже левого крыла), выполненная по рисункам Росси.

Зимний дворец

Конструкция Зимнего дворца претерпела массу изменений. Дворец изменялся постоянно от небольшого двухэтажного дома, крытого черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом, к которому велось высокое крыльцо до нынешнего дворца с тремя этажами и неповторимой архитектурой. Внутреннее убранство дворца вообще сейчас непохоже на начальное. Постоянные перестройки комнат, залов и галерей которые не только перестраивали, и просто меняли на совершенно другие помещения и примеров тому весь дворец. Например, галерея Растрелли которую после пожара 1837 года переделали в коридор и лишь в 1926-1940 годах при проведении реставрационных работ ей вернули первоначальный вид.

Дворец неповторим в своей красоте, как внутренней, так и внешней, но трудно судить о сочетании этой красоты в нем. Конечно, каждый архитектор, который перестраивал дворец, старался сохранить его в едином стиле, но все же сейчас это здание превратилось в нечто действительно неповторимое и стили, которые кажется, не могут сочетаться – сочетаются, говоря о Зимнем дворце надо понять что, это не стиль формирует Зимний дворец, а дворец сам формирует некий свой особенный стиль – именно стиль Зимнего дворца. Конечно, надо добавить, что изначально Зимний дворец возводился в стиле, который присущ русской архитектуре, это сочетание мощи и размаха с неисчерпаемой жизнерадостью. Внутренне убранство соответствовало же пожеланиям каждого императора в отдельности.

Зимний дворец лишь в начале века превратился в музей, до этого же он исполнял роль зимний резиденции императора или императрицы.

Зимний дворец в то время представлял собой огромный муравейник, где постоянно кипела жизнь, для поддержания дворца в порядке требовалась огромная армия прислуги. Во дворце были кабинеты императора, где он работал с документами, а также масса других служебных помещений. Ведь во дворце проживали не только император, но и высокие гости, знатные особы и королевские

Фамилии других стран. Во время революции во дворце некоторое время размещалось Временное Правительство. Уже после революции Зимний дворец был перепланирован, чтобы он мог соответствовать своему новому статусу музея.

Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит в значительной степени не только от расстановки колонн и различий в композиции фасадов, но и от декоративного убранства. Здесь выдумка зодчего неисчерпаема: бесчисленны формы наличников, обрамляющих окна дворца, с включенными в композицию головками или львиными масками и причудливыми завитками. Линии фронтонов, украшенные лепкой, изобилие статуй и ваз, прихотливые изгибы сложных карнизов, нарядная раскраска создают впечатление необычной торжественности и жизнерадостности.

Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте. Укрепленная «внаброс» масса, состоящая из смеси толченого кирпича и

Известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную, по данному образцу. Поэтому не было на Зимнем дворце двух абсолютно одинаковых наличников, и каждый из них носил печать творчества русских народных мастеров.

Заключение
С.-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей.

Об этической стороне этого вопроса рассуждают многие ученые и искусствоведы. Тем не менее, необходимо отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней. С точки зрения этики крайне негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Однако надо признать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремленным человеком и стремился к достижению поставленных целей. Здесь мы сталкиваемся с утверждением «Цель оправдывает средства». Возможно, это изречение неверно, однако весь накопленный человеком исторический опыт подсказывает, что только путем жертв и лишений совершались наиболее значимые «прорывы» в истории. И именно к таким «прорывам» относится и северная столица – настоящий русский порт на Балтике и колыбель русского флота.

Список литературы


  1. Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве XVIII-начала XIX вв. – М.: Просвещение, 1972.

  2. Культура и искусство России XVIII века. / Под ред Б.В. Сапунова. – Л.: Нева, 1981.

  3. «Памятники архитектуры Ленинграда». 1971 г. Ленинградская типография №3

  4. Евсина А.А. Русская архитектура. – М.: Наука, 1986.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Архитектурные стили XVIII века icon Рабочая программа по дисциплине «Русская литература XVIII века» принята...
Целью данного курса является изучение особенностей развития литературного процесса XVIII века в соответствии с основными историко-...
Архитектурные стили XVIII века icon Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»
Архитектурные стили XVIII века icon Пчелов Е. В. История России с древнейших времен до конца xviвека
Мо РФ 2004 г и авторской программы Е. В. Пчелова по истории России с древнейших времен до конца XVIII века/ Е. В. Пчелов. Программа...
Архитектурные стили XVIII века icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Архитектурные стили XVIII века icon Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе
Назовите и кратко охарактеризуйте основные художественные стили XIX века в Европе
Архитектурные стили XVIII века icon 01. Понятие «литературный язык», «норма», «функциональные стили»...
В 16 в. – тексты священного писания. Отсутствие печати невольно приводит к сдвигу нормы. Варьирование ля. Частные подразделения ля...
Архитектурные стили XVIII века icon Список произведений по литературе для 9 класса  Из литературы XVIII века

Архитектурные стили XVIII века icon Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов...
Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов XVIII века. Специфика художественно-эстетической системы
Архитектурные стили XVIII века icon 1. Общая характеристика журналистики последней четверти XVIII века в именах и цифрах
Общая характеристика журналистики последней четверти XVIII века в именах и цифрах
Архитектурные стили XVIII века icon Курса «Светская культура России XVIII xix веков» в системе педагогического...
России XVIII века», «История изобразительного искусства», «Вспомогательные исторические дисциплины». Освоение данной дисциплины является...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции