«Утверждаю»
Директор ГБОУ ЦО
«Школа здоровья» № 449
Романенков Е.Н.
_________________________________
«______» __________________ 2013 г.
Рабочая программа
по истории средних веков
Учебник «История средних веков»
Авторы: Е.В. Агибалов, Г.М. Донской
Москва, «Просвещение» 2012
34 часа ( 2 часа в неделю)
В 6 классе
на 2012-2013 учебный год
учитель Рыкова Н.И.
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории средних веков (6 класс)
6 КЛАСС
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Цели обучения
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая различные факты и понятия средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии общественные процессы становления и изменения средневековых обществ, выделять истоки современных общественных явлений в средневековых событиях и поступках людей средневековой эпохи.
4-я линия развития. Учиться делать и объяснять нравственный выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.
5-я линия развития. Учиться делать и объяснять культурный и гражданско-патриотический выбор в ситуациях оценки событий и явлений эпохи Средних веков.
Содержание
Подчеркивание – фразы из обязательного минимума государственного стандарта.
Прямой – обязательная для контроля часть программы.
Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.
Модуль 1. Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.
Вводная тема. Рубеж древности и Средневековья. (2-3 часа)
Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?
Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.
Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа)
Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).
Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.
Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.
Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века. (3 часа)
Расцвет Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).
Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века (4 часа)
Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.
Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.
Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.
Обобщение и контроль. (2 часа)
Модуль 2. Всеобщая история. Судьбы средневековых цивилизаций
Тема 4.Особенности католической Европы. X–XV века. (4 часа)
Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.
Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей
Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.
Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).
Тема 5. Страны католической Европы. XI–XV века. (5 часов)
Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты). Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д’Арк, крестьянские восстания («жакерия» и Уота Тайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.
Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.
Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (4 часа)
Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.
Модуль 3. Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации
.
Тема 7. У истоков российской истории (4 часа)
Что изучает история России? История России – часть всемирной истории.
Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.). Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.
Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
Тема 8. Древнерусское государство. IX-XII веков. (6 часов)
Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).
Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.
Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.
Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Тема 9. Русские земли и княжества XII-XIII веков. (3 часа).
Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия. Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII веков в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество, изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).
Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.
Обобщение и контроль. 2 часа.
Модуль 4. Российская история. Судьбы народов России в XIII-XV вв.
Тема 10. Эпоха монгольского нашествия. XIII-XIV века. (7 часов)
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).
Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет. Русь и Орда: торговое и культурное влияние.
Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.
Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.
Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.
Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).
Тема 11. Эпоха образования Российского государства. XV– начало XVI века. (6 часов).
Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д.
Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.
Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль)
Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).
Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.
Обобщение и контроль. 2 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 6-го КЛАССА
1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.
Определять и объяснять временные границы средневековой истории человечества и истории России, предлагать и объяснять этапы средневековой российской истории
Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Средневековье и развивающиеся до сих пор: христианский мир (католическая цивилизация, православная цивилизация), исламский мир, индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.
Относить разные средневековые народы и государства, существовавшие на территории современной России, к различным цивилизациям Средневековья.
Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Средних веков: в хозяйственной жизни – феодальные отношения; в общественном делении – сословия, церковь; в государственной жизни – раздробленность и централизация; в культуре – язычество и мировые религии (христианство, ислам, буддизм и др.), гуманизм, Возрождение и т.д.
3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии
Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.
Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Карл Великий, Мухаммед, Владимир Святославич, Сергий Радонежский и др.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
При оценке таких явлений, как набеги викингов, Крестовые походы, монгольские завоевания, деятельность Франциска Ассизского, Сергия Радонежского и т.д., выявлять гуманистические нравственные ценности
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины, установлению тех или иных порядков (Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III и т.д.).
Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средних веков (арабы и иноверцы, крестоносцы и мусульмане, крестьяне и феодалы, русичи и степняки, ордынцы и русские, новгородцы и московиты и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История средних веков». Автор: В.А. Ведюшкин, Москва, «Просвещение», ОАО «Московские учебники», 2010г.
Рассчитана программа на 33 часов ( 2 часа в неделю).
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.
Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Цели курса:
сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
Сформировать умения:
связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; полемизировать и отстаивать свои взгляды;
самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные; работать с исторической картой;
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Основные понятия
|
ЭОР
|
Характеристика основных видов деятельности ученика
|
Дом.
зад
|
Дата
|
ЗРК
|
|
Живое средневековье.
|
1
|
Урок-лекция
|
Лента времени, исторические источники
|
|
Высказывать аргументированные суждения о том, для чего нужно изучать историю.
Определять место Средневековья и его основные периоды на ленте времени.
Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе.
|
Стр. 7-11
|
1 неделя
|
|
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XI века).
|
|
Образование варварских королевств.
|
1
|
Урок-практикум
|
Великое переселение народов, династия, король.
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Показать на карте направления перемещений германцев, гуннов, территории варварских королевств.
Объяснять причины и последствия Великого переселения народов.
|
§ 1
|
1 неделя
|
|
|
Христианская церковь и раннее Средневековье.
|
1
|
Урок-лекция
|
Римский папа, епископ, монах.
|
|
Объяснять причины и значения распространения христианства в Европе в раннее Средневековье.
|
§ 2
|
2 неделя
|
|
|
Возникновение и распад империи Карла Великого.
|
1
|
Урок-практикум
|
Королингское возрождение.
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Показать на карте территорию государств франков и империи Карла Великого.
Составлять хронологическую таблицу основных событий.
Составлять характеристику Карла Великого как исторического деятеля.
|
§ 3
|
|
|
Феодальная раздробленность Западной европы в IX-XI веках.
|
1
|
Урок-практикум
|
Феодальная раздробленность.
|
|
Рассказывать о складывании феодальных отношений в странах Европы в IX - XI вв.
Показывать на карте территориальные изменения в Западной Европе.
|
§ 4
|
3 неделя
|
|
|
Англия в раннее Средневековье.
|
1
|
Урок-практикум
|
Норманны, англосаксы.
|
|
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 5
|
3 неделя
|
|
Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках.
|
|
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
|
1
|
Урок-лекция
|
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Объяснять особенности исторического пути Восточной Римской империи. Показывать на карте территориальные изменения Византийской империи.
Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями.
Объяснять особенности государственного устройства Византийской империи.
Составлять характеристику императора Юстиниана как исторического деятеля.
|
§ 6
|
4 неделя
|
|
|
Культура Византии.
|
1
|
Урок-практикум
|
Икона, фреска, мозаика.
|
http://renesans.narod.ru/index.htm
|
Рассказывать о культуре Византии.
Составлять описание памятников культуры.
Характеризовать взаимосвязь византийской и древнерусской культуры.
|
§ 7
|
ЗРК
|
|
Образование славянских государств.
|
1
|
Урок-лекция
|
Древнерусское государство.
|
|
Показывать на карте территорию «славянского мира», расселение западных, восточных и южных славян.
Называть причины образования славянских государств.
Сопоставлять основные этапы истории славянских государств, представляя информацию в формате таблицы.
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 8
|
5 неделя
|
|
Глава III. Арабы в VI-XI веках.
|
|
Возникновение ислама. Арабский халифат и его рапад.
|
1
|
Комбинированный
|
Ислам, Коран мусульманин, халифат.
|
http://school-colltction.edu.ru/
|
Показывать на карте территории, населенные арабами.
Рассказывать о занятиях и образе жизни арабов.
Объяснять значение принятия ислама арабскими племенами.
|
§ 9
|
5 неделя
|
|
|
Культура стран халифата.
|
1
|
Урок-практикум
|
Халифат.
|
|
Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат.
Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.
Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры.
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 10
|
6 неделя
|
|
|
Повторительно-обощающий урок.
|
1
|
Комбинированный урок
|
|
|
Обобщение знаний.
|
|
|
Глава IV. Феодалы и крестьяне.
|
|
Средневековая деревня и его обитатели.
|
1
|
Урок-практикум
|
Натуральное хозяйство, лично зависимые крестьяне
|
http://school-colltction.edu.ru/
|
Описывать занятия средневекового крестьянина.
Рассказывать о жизни крестьян.
Давать оценку роли крестьянства в средневековом обществе.
|
§ 11
|
7 неделя
|
|
|
В рыцарском замке.
|
1
|
Урок-практикум
|
Феодализм, сословие, феодал, сеньор, вассал, рыцарь.
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Рассказывать о жизни и кодексе чести рыцарей.
Давать оценку роли рыцарского сословия в средневековом обществе.
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 12
|
7 неделя
|
|
Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
|
|
Формирование средневековых городов.
|
1
|
Урок-практикум
|
Цех, гильдия, цеховой устав.
|
http://school-colltction.edu.ru/
|
Объяснять причины возникновения средневековых городов.
Рассказывать о занятиях и образе жизни горожан (ремесленников, торговцев).
Сравнивать положение крестьян и горожан.
Давать оценку роли горожан в средневековом обществе.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии.
|
§ 13
|
8 неделя
|
ЗРК
|
|
Торговля в средние века.
|
1
|
Урок-практикум
|
Торговая гильдия, города республики, ярмарка, банк
|
|
Объяснять развитие торговли средневековья.
|
§ 14
|
|
|
Горожане и их образ жизни.
|
1
|
Комбинированный
|
Патриции, ратуша.
|
|
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 15
|
9 неделя
|
|
Глава VI. Католическая церковь в XI-XIII веках.
|
|
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
|
1
|
Комбинированный
|
Католицизм, православие, великая схизма, еретик, инквизиция.
|
|
Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе.
Приводить примеры взаимоотношений церковной и светской власти.
|
§ 16
|
9 неделя
|
|
|
Крестовые походы.
|
1
|
Урок-прктикум
|
Крестовые походы.
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Показать на карте направления Крестовых походов.
Отбирать информацию, характеризующую отдельные Крестовые походы, и представлять ее в формате таблицы.
Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов.
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 17
|
10 неделя
|
|
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века).
|
|
Как происходило объединение Франции.
|
1
|
Урок-лекция
|
Сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, централизованное государство, Генеральные штаты.
|
http://school-colltction.edu.ru/
|
Отбирать информацию об усилении королевской власти во Франции, представлять ее в формате таблицы.
Составлять характеристику одного из французских королей как исторического деятеля.
Определять значение образования централизованного государства.
|
§ 18
|
10 неделя
|
|
|
Что англичане считают началом своих свобод.
|
1
|
Урок-лекция
|
Парламент, Великая хартия вольностей.
|
|
Определять последствия Нормандского завоевания.
Раскрывать причины возникновения парламентаризма и особенности парламента по сравнению с Генеральными штатами.
Сравнивать государственное устройство Франции и Англии.
Определять историческое значение принятия Великой хартии вольностей.
|
§ 19
|
11 неделя
|
|
|
Столетняя война.
|
1
|
Урок-практикум
|
Народная освободительная война.
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Показывать на карте основные события Столетней войны. Называть причины войны и объяснять цели воюющих сторон.
Отбирать информацию о ходе войны и представлять ее в формате таблицы.
Составлять характеристику Жанны д Арк как исторической личности.
|
§ 20
|
|
|
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.
|
1
|
Урок-лекция
|
|
|
Показать объединение страны и централизации власти.
|
§ 21
|
12 неделя
|
|
|
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
|
1
|
Урок-лекция
|
Реконкиста.
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Раскрыть понятия религиозных войн.
|
§ 22
|
|
|
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Золотая булла
|
|
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 23
|
13 неделя
|
|
Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках.
|
|
Гуситское движение в Чехии.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Умеренные, табориты.
|
|
Приводить исторические примеры, характеризующие расцвет Польши в XIV - XV вв. и Чехии в XIVв.
Показывать на карте противостояние Польши агрессии Тевтонского ордена.
Отбирать информацию о Грюндвальской битве и представлять ее в виде схемы.
Объяснять причины Гуситских войн.
Составлять характеристику Яна Гуса как исторического деятеля.
|
§ 24
|
13 неделя
|
|
|
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
|
1
|
Урок-практикум
|
|
http://renesans.narod.ru/index.htm
|
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 25
|
14 неделя
|
|
Глава IX. Культура Западной Европы.
|
|
Образование и философия.
|
1
|
Урок-практикум
|
Университет, рационализм, схоластика.
|
http://renesans.narod.ru/index.htm
|
Показывать на карте первые университеты.
Рассказывать об университетском образовании и жизни студентов.
Называть особенности средневековой науки.
|
§ 26
|
14 неделя
|
ЗРК
|
|
Средневековая литература.
|
1
|
Комбинированный
|
Труверы, миннезингеры, трубадуры
|
|
Характеризовать развитие поэзии и рыцарских романов.
|
§ 27
|
15неделя
|
|
|
Средневековое искусство.
|
1
|
Урок-практикум
|
Архитектурный стиль, собор
|
|
Сравнивать романский и готический стили, называть и описывать памятники романской и готической архитектуры.
|
§ 28
|
|
|
Культура раннего Возрождения в Италии.
|
1
|
Комбинированный
|
Гуманизм.
|
|
Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия.
Рассказывать об изобретении книгопечатания.
Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.
|
§ 29
|
16 неделя
|
|
|
Научные открытия и изобретения.
|
1
|
Урок-практикум
|
Астрология, алхимия.
|
|
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 30
|
|
Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
|
|
Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.
|
1
|
Урок-практикум
|
Сегун, самурай
|
http://yanko.lib.ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a.htm
|
Сравнивать отношения власти и подданных, систему управления, основные религии Индии, Китая, Японии.
|
§ 31
|
17 неделя
|
ЗРК
|
|
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
|
1
|
Комбинированный
|
|
http://school-colltction.edu.ru/
|
Рассказывать о развитии африканских народов в Средние века.
Показывать на карте древние государства Америки.
Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки.
Выполнение творческих работ и проектов.
|
§ 32
|
|
|
Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков.
|
1
|
Контрольный
|
|
|
Систематизировать знания о средневековой Европе.
|
|
18 неделя
|
|
|